Горячий стул в психологии. Мастер-класс "приемы развития критического мышления"

Материал к педсовету

«Использование

педагогических технологий

для повышения

качества

образования»

Н.И.Шульженко

ноябрь 2014г.

Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как сделать так, чтобы ученик захотел узнать?

В своем выступлении я хочу рассказать педагогических технологиях, которые помогают мне повысить качество образования.

С каждым годом в нашу жизнь все настойчивее врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии . Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно – коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Работа по интерактивной доске.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, увеличивать темп работы на уроке. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение на уроке, легко вовлекая их в учебный процесс. В классе не остается равнодушных. За счет большой наглядности, использование доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

У нас появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом, написанное на интерактивной доске, может сохраняться, распечатываться.

Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников.

Презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук, изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка.

Ученые доказали, что человек запоминает 20 % услышанного и 30 % увиденного, и более 50 % того, что он видит и слышит одновременно. Следовательно, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Кроме этого, презентация дает мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Я использую презентации на всех этапах урока, и считаю, что они достаточно эффективно срабатывают.

На уроках окружающего мира ребята с большим удовольствием готовят доклады, сообщения, презентации по изученным темам. Домашнее задание становится творческим. Повышается собственная самооценка, активность каждого ученика.

От учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно». Поэтому на своих уроках я часто применяю технологии игрового обучения . Учащиеся с удовольствием «играют» и усвоение материала проходит легче.

Динамично помогают начать урок игровые методы «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», « Поздоровайся глазами». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Недавно я ввела игровой прием «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.

Завершить урок можно, применив такие игровые методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Также на своих уроках я применяю технологии проблемного обучения. Особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

На уроках ввожу учащихся в проблему, при этом они совместно находят пути ее решения в доступных учащимся противоречиях.

Например, при изучении на уроках окружающего мира темы «Природные зоны», предлагаю проблемные задачи и вопросы, в ходе решения которых дети приходят к необходимым результатам. Так, исходное положение: «Растения зоны тундры отличаются большим разнообразием, чем растения зоны Арктических пустынь», возникает логичный вопрос: «Почему?», «Каковы причины такого различия?».

Учащиеся довольно быстро осваивают такого рода задания, так как уроки проходят интересно, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать свою точку зрения.

Вывод: Чтобы повысить качество образования следует: использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.:

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Одна из наиболее популярных техник в теории и практике гештальт терапии - упражнение «пустой стул». Оно широко известно и весьма популярно среди практиков. Этот мощный эксперимент подразумевает, что вы сидите в кресле, напротив которого стоит пустой стул. Вы представляете кого-то или что-то на этом месте, что важно для вас и / или вызывает трудности в вашей жизни. Это может быть связанно с прошедшими событиями, вашей настоящей жизнью или будущими ситуациями, людьми, с которыми вам только предстоит встретиться (например, предполагаемый партнер или будущий сын или дочь).

Объект бывает любым

Таким как

  • аспект вашей личности (например, что-то, что вам не нравится в себе),
  • физическое проявление (скажем, постоянная головная боль) или внешность (возможно, слишком оттопыренные уши),
  • ваш дом, работа, негативное событие,
  • поведенческий стереотип (как, немотивированная агрессия, стремление контролировать),
  • ваша цель или желание, к примеру, стать богатым и красивым.

Гештальт подход по-прежнему используется терапевтами во всем мире сегодня.

Даже если вы не боретесь с одной из проблем, перечисленных выше, но чувствуйте, что нуждаетесь в психотерапии, вы всегда можете обратиться к гештальт-терапевту, чтобы определить, подходит ли вам данный метод. Сильное самосознание и способность жить более полно в настоящем - два ключевых элемента для счастливого, полноценного функционирования. И именно на этом строятся основные принципы гештальтизма.

Когда вы сидите в кресле и живо представляете человека или объект, сидящий прямо напротив вас, вам предлагается поговорить с ним по-своему. Этот разговор неизбежно вызовет целый ряд эмоций и реакций. В беседе могут быть заданы вопросы, выражающие мысли или чувства, которые вы скрывали, но, возможно, всегда хотели сказать, и так далее.

В какой-то момент во время техники пустого стула психолог попросит вас поменяться ролями. Другими словами, вы принимаете на себя роль человека или объекта, которого представляли себе напротив, и, находясь в этом амплуа, сидите и смотрите на себя в другом кресле. Теперь у вас происходит разговор - с самим собой - с точки зрения человека или объекта в пустом кресле.

Смысл методики - все, что вы представляете себе на противоположном стуле, - это то, что неизбежно имеет для вас большое значение.

И типично представляет собой неразрешенный конфликт или точку боли - незавершенный гештальт , который необходимо решить. Он также имеет тенденцию раскрывать эмоции или личностные черты, которые вы отрицали, игнорировали или от которых пытались отречься. Пройдя упражнение, вы будете лучше понимать себя, и новую перспективу человека, ситуации или вещи, с которыми вы столкнулись во время работы.

Одни из наиболее полезных результатов - осознание того, что жизненно важно для вашего личного роста. Любой конфликт, который вы испытываете, состоит из вашей собственной перспективы, ожиданий, воспоминаний (будь то точных или нет), чувства и суждения о ситуации или вещи. Все эти соображения находятся внутри вас - и у вас есть сила и ответственность за разрешение этого внутреннего конфликта.

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

11.01.2015 10091 932

Макухина Юлия Васильевна

учитель начальных классов

КГУ «Корнеевская средняя школа»

Есильский район, СКО

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Элисон Кинг

Цели:

Расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;

Показать приемы использования приемов в своей практической работе

Оборудование: интерактивная доска, презентация

Критерии успеха:

Знать приемы критического мышления;

Уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: педагоги школы

Ход мастер-класса

1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды).

Видеоролик «Позитивный настрой»
Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто любит сладкое!

Кстати о сладеньком, предлагаю вам взять со стола один понравившийся десерт. Смелее, смелее. Изучите его форму, вкус, цвет, фактуру, размер. Открываем, изучаем.

Деление на группы «Конфета»

Определение правил работы в группах

Уважительное отношение ко всем членам группы; - умение слушать и слышать всех членов группы; - оказание помощи друг другу; - активное участие всех членов группы в работе;

2. Ознакомление педагогов с модулями Программы.

Краткая характеристика модуля «Обучение критическому мышлению»

3. Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах. Просмотр видеоролика о критическом мышлении.

Стадия « ВЫЗОВ»

Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

Пробудить интерес, активизировать обучаемого;

Структурировать последующий процесс изучения материала

Функции стадии вызова

Ø Мотивационная;

Ø Информационная;

Ø Коммуникационная;

Прием «Корзина идей

Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

Прием «Верите ли вы, что…»

Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал»)

Практическая часть. Работа в группах.

Прием «Верите ли вы, что…»

Верите ли вы, что по окончанию семинара, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

Верите ли вы, что устанете сегодня на семинаре?

Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

Приём «Корзина идей»

Что такое критическое мышление в вашем понимании? (педагоги на стикерах пишут свое мнение по данному вопросу и прикрепляют их в «корзину идей»

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Получение новой информации;

Ее осмысление

Соотнесение новой информации с собственными знаниями;

Поддержание активности, интереса.

Функции стадии осмысления

Ø Систематизационная;

Ø Информационная;

- Прием «Инсерт»

Этапы работы:

1. Каждому ученику выдается текст и таблица

2. Прочитывание и осмысление текста с последующими пометками на полях текста

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

« v » - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.)

4. Систематизация текста

5. Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза, понятие и т.д)

6. Обсуждение в группах по заданной теме.

7. Затем идет межгрупповое обсуждение каждого столбца

- Прием «Чтение с пометками»

Практическая часть. Работа в группах

- Приём «Таблица аргументов»

Аргумент

Почему «да»

Почему «нет»

Емеля в сказке «По щучьему велению» был лентяем

Прием «Взаимопрос». Работа в группах

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы:

Толстые вопросы

Кто….

Что…

Когда..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Выражение новых идей и информации собственными словами;

Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

Функции стадии рефлексии

Ø Коммуникационная;

Ø Информационная;

Ø Мотивационная;

Ø Оценочная;

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Написание синквейна

- Приём «Написание ЭССЕ

Приём «Кластер»

Прием «Горячий стул»

Практическая часть. Работа в группах

Приём «Кластер»

Используется как средство для подведения итогов,

как стимул для возникновения новых ассоциаций

и графических изображений новых знаний.

Этапы работы:

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

Составление кластера со словом учитель. Защита кластеров по группам.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Этапы работы:

1. На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;

2. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

Приём «Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна:

  1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
  3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
  4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Работа в группах. Составление синквейна к словам мышление, обучение. Защита синквейнов.

Прием «Горячий стул»

Для демонстрации этого приема можно пригласить сертифицированного педагога. Каждая из групп продумывает вопросы и задают их педагогу, сидящему в данный момент на «горячем стуле»

Как изменилось качество обучения по вашему предмету после того, как вы прошли трехуровневые курсы?

Какие изменения вы увидели в своих учениках. Опишите их.

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы достичь максимально хороший результат качества обучения в школе?

Использование на уроках приемов критического мышления дает ученику:

Повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Использование на уроках приемов критического мышления дает учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Видеоролик «У тебя есть выбор»

Рефлексия мастер-класса. Оценивание на стикерах.

Рефлексия «Пожелание»

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу по кругу:

Избавляйся от…

Будь всегда…

Помни…

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

С.Маршак

Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

В середине прошлого столетия сформировалось новое направление психотерапии – гештальт-терапия. Данное психотерапевтическое воздействие включает в себя целый ряд определенных методик. К их числу относятся традиционный психоанализ, телесно-ориентированная терапия, психодрама, арт-терапия и другие психологические методики.

Термин «гештальт» является производным от немецкого слова «gestalt», что означает «форма», «фигура». В основе этого психотерапевтического направления лежит программа расширения собственного самосознания человека. Во время занятий пациент постепенно осмысливает свою жизнь, пытается найти собственную взаимосвязь с окружающим миром и живущими в нем людьми.

По мнению специалистов, использующих на практике данный метод, любые подходы и техники гештальт-терапии способствуют усилению процессов внутреннего осознания путем диалога между пациентом и врачом-терапевтом. Занятия принято проводить в групповой или индивидуальной форме общения. Всё зависит от желания людей, отдавших предпочтение гештальт-терапии.

Первоначальным техническим приемом является заключение договора-контракта между участвующими сторонами. Врач-терапевт и пациент – это равноправные партнеры. При заключении контракта оговаривается аспект существующих проблем, требующих преодоления, формируются цели, которые желает достичь пациент. Ценность первого этапа гештальт-терапии заключается в том, что, несмотря на равноправные условия между общающимися сторонами, уже при заключении контракта пациент учится брать на себя ответственность за результаты терапии.

Среди многочисленных подходов данного метода психотерапии основное внимание уделяется технике диалога и проективным техникам. Техника диалога осуществляется при контакте между терапевтом и пациентом, в процессе которого специалистом отслеживаются различные переживания, а главное – механизмы прерывания эмоционального состояния пациента. Проектированная техника подразумевает под собой подход, направленный на работу с образами, воображаемыми диалогами, сновидениями. Как правило, на практике обе техники тесно взаимосвязаны между собой.

Пожалуй, одной из самых широко является методика «горячего стула», которая проводится в групповых занятиях. «Горячий стул» подразумевает место, на которое садится человек, повествующий о собственной проблеме. Взаимодействие происходит исключительно между ним и врачом-терапевтом. Остальные участники групповых занятий являются пассивными зрителями и включаются в диалог только по указанию терапевта. Основная сущность данной техники гештальт-терапии заключается в разборе эмоций и переживаний людей. Причем особенно важно, чтобы окружающие говорили именно о собственных чувствах и не давали советы пациенту, который сидит на «горячем стуле».

Положительный эффект дает оригинальная терапевтическая техника, которая называется фокусированное осознание (концентрация). Происходит такое занятие на трех уровнях. Первое – это осознание окружающего внешнего мира, что видит, слышит человек. Второе подразумевает внутреннее состояние – эмоции, телесные ощущения. Третье – мысли человека. Всё происходит в проекции «здесь, сейчас», то есть пациент рассказывает о том, что он чувствует в данный момент. Такое концентрирование, или фокусирование, помогает пациенту значительно обострить свои ощущения. Кроме того, монолог-осознание приносит ценные сведения для врача-терапевта, проводящего тренинг.

Большую пользу имеет техника «пустого стула», на который помещается воображаемый (иногда значимый для пациента) человек, с которым происходит общение. Такой диалог может открыть многие личностные проблемы пациента и представляет собой сильное терапевтическое воздействие.

Еще одной ценной методикой считается техника работы с полярностями. В личности любого человека сосуществуют противоположности (полярности). Человеку, неуверенному в себе, рекомендуется представить какую-либо уверенную часть собственной личности и провести диалог, исходя из этого. А человеку, переживающему проблемы в межличностном общении, рекомендуется обратиться с какой-нибудь просьбой (даже нелепой) к другому, что в реальной жизни для него представляет непреодолимую трудность.

Все техники существенно расширяют зону осознания личностного поведения. Гештальт-терапия – эффективное психотерапевтическое направление, помогающее найти собственное «Я»!