Государственный строй во второй половине 19 века. Общественный строй России в первой половине XIX в

Первая половина XIX в. - Российская империя представляла собой одно из крупнейших государств в мире. Население страны к середине XIX в достигло 69 млн. человек. Россия являлась аграрной страной, в государстве имелись большие территории, не занятые под сельское хозяйство и государство проводило политику колонизации.

Увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию внутри страны и в Европе ставили перед Россией новые возможности. Однако феодально - крепостническая система мешала развитию отраслей хозяйства.

В 1830 - 1840 - е гг. в России начался промышленный переворот, который по причине тормозящего влияния феодально - крепостнической системы затянулся до 1870 - 1880 - х гг. Мануфактурное производство в дореформенной России получило конкуренцию в виде фабрично - заводского. В России появились первые пароходы, железные дороги.

Первая половина XIX в. характеризуется единым периодом в социально - экономическом развитии России, но в этом периоде были и свои особенности. В годы правления Александра I (1801 - 1825 гг.) наблюдалась более либеральная внутренняя политика, особенно до Отечественной войны 1812 г. Во время царствования Николая I (1825 - 1855 гг.) отмечались реакционно - охранительные меры самодержавия и попытка перестроить госаппарат к складывавшимся новым историческим реалиям.

Частичные внутриполитические преобразования самодержавия первой половины XIX в. не могли разрешить накапливавшихся противоречий между складывавшимися капиталистическими

отношениями и феодально - крепостнической системой.

Противоречия между нарождавшимися капиталистическими и разлагавшимися феодальными отношениями наглядно видны на социальной структуре общества и политике самодержавия по отношению к сословиям. Официально население страны делилось на дворянство, духовенство, сельских и городских обывателей Фактически уже существовали новые слои населения - классы, которые отличались друг от друга по их имущественному признаку, то есть по отношениям к средствам производства. Новыми, зарождавшимися классами являлись буржуазия и пролетариат.

Дворянство продолжало являться самым немногочисленным сословием и подразделялось на личных и потомственных. Дворяне составляли около 1,5% от состава населения страны. Дворяне, как и прежде, являлись социальной опорой абсолютизма и политика самодержавия была направлена на консолидацию этого сословия, сохранению их сословных привилегий. Многие из дворян не являлись землевладельцами. Только потомственные дворяне имели право владеть поместьями и иметь крепостных, а таковых было не более 600 тысяч (1% от всего населения страны). Из них только 109 тысяч семей реально обладали поместьями, в основном небольшими. В таком поместье в среднем было 7 душ крепостных и сами помещики вынуждены были вести хозяйство наравне со своими крестьянами. Помещики вынуждены были закладывать свои имения и к середине XIX в. более половины поместий оказались заложены.

Правительство пыталось экономическими и социальными мерами поддержать дворянство. Александр I восстановил действие Жалованной грамоты дворянству отмененной Павлом I. С этой же целью в 1827 г. дворяне получили право торговать с купцами и иметь союзы в городах, а указ 1845 г.

Вводил запрет на отчуждение и дробление поместий. Дворянские имения можно было завещать только старшему

сыну. Данная мера реанимировала похожее законодательство XVIII в. Поддержать дворянство экономически можно было бы классическим феодальным способом - передачей в собственность дворян государственных крестьян, но самодержавие выступало против этой меры. Только в трудные для правительства 1810 - 1817 гг. Александр I с неохотой пошел на продажу дворянам 10 тысяч крепостных. Вместо этих мер правительство пыталось выдавать ссуды некоторым из помещиков и пропагандировать рачительное ведение хозяйства, но такими половинчатыми мерами ситуацию изменить было

невозможно. Более удачными оказались действия правительства в ограничении возможности дворян покупать поместья и уменьшения притока в дворянство представителей других сословий. Вместе с этим в своей сословной политике правительство пыталось опираться не на всех дворян, а только на крупных землевладельцев. Остальных же экономическими мерами подталкивали на продолжение несения государственной службы.

В 1831 - 1832 гг. правительство ограничивало право мелкопоместных дворян избираться на общественные должности в дворянских собраниях, существенно повысить имущественный ценз. Достигшие такого имущественного ценза (100 душ крепостных или 3 тысячи десятин земли), как правило, представляли собой потомственных, даже родовитых дворян. Этой же цели достигала введенная в 1832г. градация почетных граждан на потомственных и личных. В разряд почетных граждан включались лица, достигшие высокого образовательного ценза и чиновники, достигшие девятого ранга. Из этих граждан только купцы первой гильдии, ученые и художники получали чин потомственных, почетных граждан. Почетные граждане не являлись податным сословием, освобождались от рекрутской повинности, с 1848 г. получали право покупки незаселенных земель, имели другие привилегии, но дворянами не являлись. Таким образом, государство отсекало от дворянского сословия целый

слой служилых людей, интеллигенции и лиц, обладавших высоким имущественным цензом. Указы 1848 - 1856 гг. еще больше увеличивали чин, достижение которого давало право на потомственное дворянство. Стать полноправным дворянином можно было только достигнув соответственно чин пятого и четвертого класса по гражданской службе и восьмой - девятый в военной. Не достигшие достаточно высоких чинов представители недворянских сословий становились почетными гражданами. По указу 1815 г. право получить потомственное дворянство получал служащий личный дворянин, отец и дед которого 20 лет беспорочно прослужили государству.

В XIX в. собственно дворянами стали считать потомственных дворян. Сюда относились лица, которым это состояние было пожаловано именным царским указом, заслуги в несении военной или государственной службы. В качестве потомственных дворян признавались "древние благородные роды" и отпрыски иностранных аристократов

В отличие отXVIII в., когда государственная служба и успешная карьера давала возможность получения дворянского состояния, сословная политика первой половины XIX в. заключалась в следующем толковании закона: "Чем более затруднительно возведение в дворянство, тем полезнее будет для государства". Таким образом, государство пыталось сохранить консолидированное привилегированное сословие как служащих престолу и приспособить немногочисленное российское дворянство и новым историческим условиям.

Духовенство первой половины XIX в. являлось самым немногочисленным сословием и насчитывало в общей сложности 150 тыс. человек. Политика правительства по отношению к этому сословию старалась сохранить его замкнутым, наследственным, недоступным для представителей других, прежде всего, податных сословий. В начале XIX в. усилилась тенденция трансформации духовенства в служащих. Эти меры привели к тому, что к духовенству относились

только непосредственно(священнослужители и небольшое число черного духовенства (около 30 тыс. монахов и послушников). Достижению этой цели способствовали добровольно - принудительные меры первой четверти XIX в. Всем священникам, не имевшим должностей в церквах, было предписано перейти на светскую службу или записаться в податное сословие. Перешедшим в государственную службу предоставлялось потомственное почетное гражданство, то есть сословные привилегии за ними сохранились. Во второй четверти XIX в. духовенство постепенно перевели на денежное довольствие из казны, вынуждая безместное духовенство, оставшееся без средств к существованию, перейти к "другому роду занятий".

Имущественное и правовое положение оставшихся в "духовном звании" неуклонно повышалось. В первой четверти XIX в. священнослужители было освобождены от телесных наказаний и поземельного сбора, а их дома от постоя. Во второй четверти XIX в. белому духовенству стали жаловать дворянское звание, дозволяли покупать недвижимость, улучшалось содержание монастырей. Государство содействовало духовным, просветительским, благотворительным мероприятиям русской православной церкви.

Городское население. Городское население к 1861 г. достигло 6,5 млн человек, что составляло 8% населения России. Капиталистические отношения в первой половине XIX в. быстрее всего развивались в городах, поэтому в большей степени затронули городское население. Политика самодержавия также сказалась на развитии городского сословия. Павел I отменил действие Жалованной грамоты 1785 г., а сословную систему городского управления заменил в Москве и в Санкт - Петербурге жестким администрированием, в 1800 г. распространил ее на все города России. Во главе города стояла "Комиссия о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции принадлежащих", находящаяся с 1801 г. в подчинении губернаторов.

В состав "Комиссии" входили городское правление (ратгауз) и две конторы по продовольственному снабжению и городскому благоустройству.

Права городских сословий были восстановлены Александром I, который отменил бессословное городское управление и вновь ввел в действие Жалованную грамоту городам.

Сокращение числа священнослужителей, увольнения из армии офицеров не дворян, увеличение числа разорившихся дворян привели к формированию в городах новой группы - разночинцев, то есть "людей разных чинов".

Разночинцы не являлись податным сословием, так как юридически относились к тем сословиям, из которых они проходили Профессионально разночинцы составляли городскую интеллигенцию и мелких служащих. В России насчитывалось 24 тыс. разночинцев. Кроме разночинцев в городах иногда селились получившие "вольную" крестьяне, некоторые из однодворцев и иностранцы. В 1840 г. многие из посессионных рабочих были переведены в разряд мещан, пополнив тем самым городское население.

Городское население имело ряд льгот. Указ 12 декабря 1801 г. давал городским обывателям право покупать незаселенные земли. В 1807 г. учреждалось "первостатейное купечество". В эту социальную группу входили именитые граждане, задекларировавшие капитал свыше 30 тыс. рублей, осуществлявшие внешнюю торговлю, судовладельцы. Первостатейное купечество обладало правом "приезжать ко двору его Императорского Величества", являться поставщиком товаров ко двору. Социальное положение подтверждалось правом носить шпагу (как дворяне), первостатейных купцов заносили в так называемую "бархатную книгу". Первостатейные купцы награждались орденами и медалями, имели другие экономические и социальные льготы.

"Второстатсйное купечество" имело право осуществлять розничную торговлю, для чего разрешалось учреждать и развивать торговые, производственные предприятия, а при декларировании

состояния 30 тыс. рублей можно было стать первостатейным купцом.

Таким образом, отменялось деление купцов на три гиль? дни и вводилась градация этого слоя на две статьи.

В 1832 г. первостатейские купцы стали называться почетными гражданами. Почетные граждане подразделялись на потомственных и личных. К потомственным относились дети личных дворян, священнослужащих, указанная выше крупная буржуазия, ученые, творческая интеллигенция. К личным почетным гражданам относились все остальные слои интеллигенции, например, учителя, инженеры, а также усыновлены дворянами.

Почетные граждане не несли рекрутской повинности, освобождались от подушной подати, не подлежали телесным наказаниям.

Следующие группы населения являлись податными. Сюда относились цеховые ремесленники и мещане. Эти городские обыватели являлись мелкими собственниками, но различались по роду деятельности и по имущественному положению. Часть из них примыкала к почетным гражданам, другая часть переходила в состав низшей группы городского населения, так называемых рабочих людей.

Рабочие люди составляли группу работавших по найму, многие из них не имели в городе собственности, не платили податей или платили их неисправно, а потому не могли считаться мещанами. По сведениям полиции, в числе рабочих людей были и маргинальные элементы, то есть лица с "дурным поведением". Рабочие люди составляли население заводских и фабричных слободок. Эта часть городского населения росла быстрее других за счет вновь прибывающих представителей крестьян, посессионных рабочих и так далее. Рабочие люди являлись основой формировавшегося российского пролетариата.

Крестьяне в России первой половине XIX в. составляли более 90% населения страны. Крестьяне делились на три большие группы, различаемые по своей ведомственной

принадлежности. Три основных разряда крестьян назывались государственные (казенные), "владельческие" (помещичьи), удельные. Существовали и неосновные малочисленные подгруппы крестьян (посессионные - не более 12 тыс. душ, крестьяне военных поселений - они насчитывали до 1/3 численности состава армии и однодворцы - таковых насчитывалось 2 млн). Некоторые исследователи склонны различать две группы: ("сельские обыватели" и крепостные крестьяне). Крестьяне отличались и по имущественному положению, например, "водворенные на собственных землях", "инородцы", крестьяне южных, более богатых регионов. Как и в предыдущий период, в более выгодном положении оказались государственные и удельные (до 1797 г. дворцовые) крестьяне.

Вне зависимости от своей принадлежности на расслоение крестьянства оказывало влияние развитие капитализма. Небольшая часть крестьян вовлекалась в капиталистические отношения, массовый характер приобрело отходничество. В промышленных губерниях страны на заработки отправлялись до 40% мужского населения. Крестьянам, уходившим на долгосрочные заработки, как и в XVIII в. выдавались паспорта, отправлявшимся на краткосрочные работы, выписывались так называемые билеты. В городах таковые учитывались как рабочие люди, на мануфактурах как вольнонаемные. Однако по ведомственной принадлежности все они оставались крестьянами. Вообще же, классификации крестьян, как отмечал в 1826 г. М.М. Сперанский, - достаточно сложный вопрос.

Крестьяне, независимо от своей принадлежности, профессиональных отличий, имущественного положения заносились в ревизские списки, подлежали рекрутским наборам, телесным наказанием и являлись податным населением. Размер подушной подати в этот период вырос с 1 руб. 26 коп. до 3 руб. 30 коп. В крестьянской среде существовала община,

а в крупных владениях она обладала функциями самоуправления.

В более выгодном положении оставались государственные (казенные) крестьяне. Однако и эта группа крестьян не была однородной и распадалась на несколько групп. Наряду с термином "казенные крестьяне" в первой четверти XIX в. продолжает употребляться термин "черносошные крестьяне" (в основном население северных губерний России). Черносошные, как и казенные крестьяне, не подлежали переводу в крепостное состояние (Александр I, Николай I были против такого рода "пожалований"). Государственные крестьяне являлись податным сословием, кроме установленной законом подушной подати платили фиксированный оброк, подлежали рекрутской повинности. Их могли перевести в военные поселения, а до 1840 - х гг. могли сдать в аренду (посессию) частным лицам. Вместе с тем "казенные" крестьяне реально пользовались льготами, которыми их наделило правительство.

По указу 12 декабря 1801 г. государственные крестьяне имели право покупать незаселенные земли (крепостные крестьяне стали обладать таким правом 47 лет спустя). Указ 28 декабря 1818г. давал право всем крестьянам (в том числе помещичьим) заводить фабрики и заводы, но этими правами чаще пользовались более зажиточные государственные крестьяне. В 1827г. казенные крестьяне получили право владеть домами в городах, а спустя 21 год им разрешили покупку недвижимости в Москве и Санкт - Петербурге. Г осударственные крестьяне традиционно жили компактно, большими группами, по этой причине в их среде сохранились, поддерживались патриархальные общинные отношения. Например, Циркуляр 1829 г. предписывал считать землю казенных крестьян - общинной. В 1810 г. в виде эксперимента появились первые военные поселения, которые с 1816 - 1818 гг. начали вводиться повсеместно, а в период царствования Николая I численность военных поселян насчитывалось

уже 800 тыс. Суть реформы заключалась в следующем. К государственным крестьянам подселяли на жительство солдат, при этом и те и другие объявлялись военными поселенцами. С одной стороны, они являлись солдатами и обязаны были нести военную службу. С другой стороны, "военные поселяне" являлись крестьянами и должны были сами вести сельское хозяйство и обеспечивать себя продуктами. В некоторых случаях солдаты селились на пустовавших "Новороссийских землях". Военные поселяне - солдаты, "солдатские жены" и "солдатские дети" несли службу и вели свое хозяйство, строго подчиняясь уставу, регламентировался даже распорядок дня (от подъема до отбоя). Дети военных поселян несли военную службу со своими отцами с 7 - летнего возраста, обязательно обучались в школе и военному делу, а с 18 лет переводились в воинские части на младшие командирские должности. Следует отметить, что положение военных поселян как категории государственных крестьян было наиболее обременительным, тяжелым.

Немногочисленной группы являлись однородцы. В собственности некоторых из них имелось свыше 20 тыс. крепостных. Однородцы - потомки служилых людей XVII в., ландмилиции XVIII в. В годы правления Николая I они потеряли право покупки, а затем и владения крепостными крестьянами. В последующем социальный статус однородцев сравнялся с остальными государственными крестьянами.

В социальной политике по отношению к крестьянству большое значение имела реформа государственной деревни 1837 - 1841 гг., оказавшая влияние на последующую реформу 1861 г. Реформу проводил П.Д. Киселев, который был поставлен во главе созданного Министерства государственных имуществ. Несколько законодательных актов этого периода вводили четырехступенчатую систему управления общиной (губерния, округ, волость, сельское общество). Кроме четкого административного устройства законодательство определяло местные выборные органы самоуправления в волостях и сельских обществах.

Реорганизации подвергалась система сбора повинностей. В соответствии с переписью 1836 г. и проведенным земельным кадастром (оценкой и размежеванием земли) была упорядочена система сбора оброка. Оброк рассчитывался по "душам" мужского пола в соответствии с размерами земельных наделов и их качеством. Другие меры стимулировали развитие сельского хозяйства. В частности, крестьяне переселялись на юг страны, выдавались льготные ссуды, пропагандировалось и экономически поощрялось выращивание "новых" сельскохозяйственных культур - картофеля и подсолнечника.

Удельные крестьяне получили такое название в 1797 г. от Департамента уделов, в управление которому были переданы крестьяне, принадлежавшие лично императорской семье. Всего удельных крестьян насчитывалось свыше 830 тыс. душ мужского пола, они подразделялись на "государевых" и "конюшенных". Удельные крестьяне являлись податным населением, несли те же повинности в пользу государства, но оброк выплачивали в пользу своего феодала, то есть царя. Удельные крестьяне занимали промежуточное положение между государственными и помещичьими.

Самую большую группу "сельских обывателей" по - прежнему составляли помещичьи, то есть "владельческие", крестьяне. Таковых насчитывалось свыше 11 млн душ мужского пола, что составляло более 50% всего крестьянского населения страны. Формы и методы эксплуатации крепостных крестьян различались, изменялись в связи с внутренней политикой самодержавия. Уже в начале XIX в. современники различали двойственность, противоречивость в определении крепостного, помещичьего крестьянина. Согласно старым нормам права XVII - начала XVIII в. существовало положение, что крепостной крестьянин является неотъемлемой частью поместья, то есть недвижимого имущества, этим и объясняется слово "крепостной". Помещик же является только владельцем крестьян, в обмен на государственную

или военную службу. Развитие крепостного права XVIII в. привело к противоположному определению крепостного состояния крестьянина. К началу XIX в. помещичий крестьянин определялся как движимое имущество, условно соотносящееся с недвижимостью, посредством "ревизских сказок". Крепостной по воле владельца мог быть продан, заложен, отчужден от земли. Поэтому в XIX в. помещичий крестьянин рассматривался также вне перечня недвижимого имущества.

Изменения претерпели и формы эксплуатации крестьян. Вместо "барщины старинной" ограниченной в 1797 г. тремя днями в неделю, распространялся оброк, который вырос в 3,5 раза в центральных и в 2,5 раза в черноземных губерниях. Барщина интенсифицировалась в форме месячины. Держать крестьянина на барщине более трех дней было нельзя, но вполне можно было перевести в дворовые, изъять земельный надел и заставить крестьянина обрабатывать барскую землю шесть дней в неделю в обмен на минимальный ежемесячный паек, своего рода заработную плату. Такая форма эксплуатации практически ничем не отличалась от рабства и распространялась в черноземных губерниях, где насчитывалось до 1,5 млн дворовых крестьян. Кроме этого, барщина была общепринята у сдаваемых в аренду (посессионных) крестьян, то есть реальное распространение барщины было шире.

Законодательство почти не ограничивало помещика в формах и методах эксплуатации крестьян. Кроме названного уже ограничения трехдневной барщиной (1797 г.) и общих рекомендаций самодержавия облегчить участь крестьянина, правительство приняло несколько мер, уменьшивших степень крепостного гнета.

В 1816г. Александр I окончательно запретил продавать крестьян, приписанных к фабрикам и заводам (до этого действовал указ Павла I разрешавший такие продажи). Указ 1801 г. запрещал публикацию в газетных объявлений о продаже

дворовых крестьян, в 1808 г запрещалась публикация продажи крестьян на ярмарках в розницу. В 1809 г. было отменено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные поступления, вообще подтверждалось изъятие у помещика права уголовного суд над крестьянами. Нельзя было истязать, калечить крестьян. Аналогичные указы выходили и позже, во второй четверти XIX в.

В последние десятилетия крепостного права отмечался всплеск социальной активности крестьян. Сам Николай I и его правительство неоднократно отмечали, что "нынешнее состояние крестьянства есть зло", и что "государство находится как бы на пороховой бочке". В связи с этим вводятся некоторые изменения в законодательство "по крепостному вопросу". Всего с 1825 по 1860 гг. вышло более 100 таких законов продолжающих "ограничения" предыдущего самодержца. Вот наиболее важные из них. В 1827 г. помещикам вновь запретили при продаже отделять движимое имущество or недвижимости и отдавать крестьян на заводы. В 1828г. ограничивали право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Указ 2 мая 1833 г. запрещал продавать крестьян на торгах публично и разделять при продаже крестьянские семьи.

Согласно другим общепринятым нормам подтверждалось правило, "единожды получивший свободу не может быть вновь закрепощен", свободным становится крестьянин по возвращению из воинской службы из плена или из - за границы. Помещики не должны были разорять своих крестьян, а в неурожайные годы помещик обязан был кормить крестьян и обеспечивать их необходимым минимумом посевного материала для возобновления сельскохозяйственной деятельности.

За соблюдением помещиками названных ограничений должны были следить предводители дворянства, то есть те же помещики. Понятно, что при таком надзоре даже эти незначительные ограничения не исполнялись, и положение крепостного всецело зависело от барской воли и прихоти.

Развитие капитализма, рост антифеодальной борьбы подталкивало правительство к принятию мер, способствовавших выходу крестьян из крепостной зависимости. Однако осуществить выход крестьян из крепостной зависимости было возможно только с согласия помещиков. Поэтому в первой половине XIX в. выходит несколько законов, действия которых были возможны только с согласия помещиков.

20 февраля 1803 г. Александр I подписал указ "О вольных хлебопашцах". Указ предусматривал освобождение крестьян на волю за выкуп, размер которого устанавливался с обоюдного согласия помещика и крепостного. Этот закон, который в оригинале назывался "Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных" предусматривал отпуск крестьян на волю с земельным наделом, чтобы "крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой под жизни". Определялся минимальный надел, равный 8 десятинам. По своему социальному положению вольные хлебопашцы приравнивались к государственным крестьянам, то есть являлись податным населением, несли рекрутскую и другие повинности. Действием указа в первой половине XIX в. воспользовались около 150 тыс. душ мужского пола.

Другие акты также исходили из соблюдения при заключении сделок обоюдных интересов. При этом в решении "крепостного вопроса" обязательно учитывались интересы государства - сохранить крестьянина как сельхозпроизводителя. В частности, указ "О цене ревизской души" от 3 августа 1806 г. предписывал при сделках с крестьянами исходить из стоимости ревизской души мужского пола в 75 рублей серебром, женского пола в половину от этой стоимости. (В последующем цена крестьянина выросла до 100 рублей).

Указом 20 июля 1809 "О пресечении бродяжничества" (сыске беглых крестьян) предписывалось возвращать крестьян своим владельцам или же предавать этих крестьян в Приказ общественного призрения.

2 апреля 1842 г. был издан указ "О представлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условленные повинности с принятием крестьянами, заключившими договор, названия обязанных крестьян". Этот указ получил известность под названием "Об обязанных крестьянах" и развивал положения предыдущего законодательства, в частности, указа "О вольных хлебопашцах". Поскольку крестьяне не имели возможности внести помещику единовременно всю выкупную сумму, было определено, что крепостные обязаны отбыть соответствующие повинности или внести сумму, оговоренную со своим владельцем по частям в виде оброка. Крестьяне получали свободу как бы в кредит. За время выкупа на волю себя и своей семьи крепостное состояние сохранялось, оно называлось временно обязанным. Действие договора могло быть прекращено в случае несоблюдения крестьянами его условий. Указ 1841 г. также не был распространенным, его действием воспользовались шесть помещиков, отпустив на волю 27 173 крестьянина.

Крестьяне, получившие свободу по названным законам, выкупившиеся или получившие "вольную" в силу других причин, становились лично свободными сельскими обывателями, водворенными на собственных землях (если имели земельные наделы).

В отношении подавляющей массы крестьянства, оставшейся в крепостном состоянии правительством предпринимались меры, ограничивавшие предпринимательскую деятельность. Крестьяне не могли без разрешения помещика покидать поместья, в городах они не имели права содержать лавки, а торговать могли только на рынке. Эти ограничения устанавливались и в XVIII

в., а теперь подтверждались указами 1810 и 1812 гг Крестьяне по указу 12

декабря 1801 г. не имели право покупать земли, но в целях развития промышленности могли по закону 28 декабря 1818г. организовывать фабрики и заводы. В дальнейшем права собственности крестьян были расширены законом от 3 марта 1848 г.

12 июня 1844 г. появился указ, разрешавший отпускать крестьян на волю по их обоюдному согласию с помещиком, а с 1853 г. ограничивалось право сдачи крестьян в посессию (аренду) не дворянам. По указу 8 ноября 1847 г. крестьяне получили преимущества выкупать себя на волю при продаже с торгов имений разорившихся помещиков. Всего этим указом воспользовалось около 960 тыс. душ крестьян. Они переводились в разряд "лично свободных сельских обывателей, водворенных на собственных землях", так как с личной свободой выкупали свои наделы. В других случаях такие крестьяне назывались "безоброчными", поскольку владели собственной землей, а значит, оброк в пользу государства не платили. Динамика выкупа крестьян на волю, показывает глубину кризиса феодализма, когда крестьяне оказывались состоятельнее своих владельцев, закладывавших свои имения.

Крестьянский вопрос неоднократно ставил перед правительствами Александра I и Николая I. В 1830 - 1850 - х гг. проблема крепостного состояния крестьян многократно рассматривалась на заседаниях различных "секретных комитетов", но из - за противодействия дворян, политической реакции 1848 - 1855 гг. сроки Крестьянской реформы постоянно отодвигались. В результате росла социальная активность крестьян, а ситуацию в России перед отменой крепостного права можно назвать революционной. Правительство не справлялось с растущим протестом крестьян, боялось новой "пугачевщины", и вступивший на престол Александр II вынужден был признать необходимость скорейшего решения крестьянского вопроса "сверху", пока крестьяне сами не освободят себя революционным путем "снизу".

  • ГЛАВА 6. Российское государство и право в первой половине XTX в.
  • Государственный строй. Изменения в государственном механизме
  • Население делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели.

    1)Дворянство: господствующее население. Добавлялось право владеть заводами и фабриками в городах. Но гос взгляд на дворян как на служилое сословие сохранял силу. В 19 столетие продолжала действовать «табель…», открывшая доступ в дворянство выходцам из других сословий. Для чиновников вводился образовательный ценз. Была поднята планка приобретения дворянства потомственного чина(статский советник 4 класс и полковник по военной службе 5 класс).

    2)Духовенство: делилось на черное и белое(лишено права приобретения крепостных людей с землей и без земли), а белое - на священнослужителей(в 1801 освобождены от телесных наказаний) и церковнослужителей. В 19 столетие допускался выход из духовного сословия, безместное духовенство рекрутировалось на военную службу. Запрещалось заниматься торговлей, промышленностью. Пострижение в монашество обязывало передать свое родовое имение законным наследникам. Пострижение в монашество мужчинам раньше 30, а женщинам 40 не разрешалось.

    3)Сельские обыватели: российское крестьянство делилось на гос, дворцовых, посессионых, помещичьих(находились на положение рабов). 1803 20 февраля «Указ о вольных хлебопашцах» - разрешалось помещикам освобождать своих крестьян как за выкуп, так и без выкупа, но с обязательным наделением землей, которая закреплялась в их собственности. В 1840 свободу получили посессионный крестьяне. В 1841 было покончено с работорговлей. 1848 вышел указ, разрешающий крепостным людям приобретать в собственность земли, дома, лавки, недвижимое им-во.

    4)Городские обыватели: в 1832 указом было учреждено почетное гражданство(освобождались от телесных наказаний, от рекрутской повинности, от подушного оклада). Делилось на личное(выпускники университетов, художники с аттестами, дети купцов 1 и 2 гильдии, выпускники гимназий с золотой и серебряной медалью) и потомственное гражданство (ученым со степенью доктора/магистрата, артиста 1 разряда, купцам состоявшим в 1 гильдии 10 лет, во 2 – 20 лет, купцам с орденами). Почетноегра-во приписывалось сенатом. Купечество и так обладало привилегиями. К мещанству относились мелкие торговцы, ремесленники, домовладельцы.

    Систематизация российскогозако-ва в пер. половине 19в. М.М.Сперанский.

    Специальная комиссия под руководством П.В. Заводского для составления российского законодательства. Ключевую роль в работе комиссии сыграл М.М. Сперанский. В результате 3 проекта: граж., уголов., тор.уложений. Положительно результата не было.

    1826 при канцелярии императора было создано 2 отделения для составления кодификации законодательства профессор М.А. Балусьянский, привлечен Сперанский.

    1этап: создание полного собрания законов РИ. 1826-1830 4 томов – акты, 6 томов – справочные материалы, 31 тыс нормативных актов. В ПСЗ вошли все акты, написанные с 1649, включались действенные акты и недейственные (акты ФУС). Принцип хронологический;

    2 этап: создание Свода законов РИ. 1830-1832 15 томов, только действующих актов. В основу построения томов отраслевой принцип.

    31 января 1833 Николай 1 издал манифест об издании Свода законов РИ, в соответствии с которым свод объявлялся действующим источником права с 1 января 1835. Кодификация/инкорпорация – новые акты, старые изменяются, переработка. СЗ с 1835 до октября 1917.

    Достоинства: послужил началом формирования основных отраслей Рос. Права; сделал доступными нормы рос.зак-ва для судей, чиновников. Минусы: содержалось немало устаревших норм.

    Главная идея Сперанского – собрать все акты, выбрать действующие, применить отраслевые кодексы(уложения). 1845 принять уложения о наказаниях уголовных и исправительных (УК).

    33. Гражданское право по СЗ РИ 1832. (учебник Егорова 284 + лекция).

    34. Семейное право по СЗ РИ 1832. (учебник Егорова 296 + лекция).

    Все население продолжало делиться на дворян, духовенство, крестьянство и горожан

    Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела.

    Крепостное право и крепостная вотчина со всеми ее порядками были основой дворянской мощи.

    Правовое положение духовенства меняется. Оно получает дополнительные привилегии. Отменены телесные наказания священников, дьяконов и их детей. Духовенство освобождено от земельного сбора (1807 г.) и от постоя (1821 г.).

    Основную массу населения составлялокрепостное крестьянство. Александр 1 со своими друзьями осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ “О вольных хлебопашцах”, предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон.

    Наиболее тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Половина крестьянского дохода шла помещику в виде оброка.

    Городское население делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.

    Почетное гражданство было введено с целью выделения верхушки возникающей буржуазии из общей массы городского люда. Оно разделялось на потомственное и личное. Первое присваивалось по праву рождения, второе - по представлению министров или личной просьбе. Почетные граждане пользовались целым рядом привилегий: свободой передвижения, освобождением от телесных наказаний и от личных принудительных работ. Но самым существенным было их освобождение от всех налогов и податей.

    Купцы приписывались к одной их двух гильдий (занятие оптовой торговлей - первая гильдия; розничной - вторая). Наряду с общими правами (свобода передвижения, право награждения чинами и орденами, свобода от телесных наказаний) купцы первой гильдии имели право приезда к императорскому двору, носить губернский мундир, получать звание коммерц- и мануфактур-советников.

    Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.


    Государственный строй России в первой половине XIX в.

    По форме правления Россия в 1й пол. XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император. В своей деятель­ности по управлению государством царь опирался на разветвл.чинов. аппарат.

    В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. дей­ствовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801-1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титуло­ванной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Госу­дарственный совет - высший законосовещательный орган Российской Империи.

    Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государст­венной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государствен­ным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разраба­тываться в царской канцелярии. Собственная Его Император­ского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управ­ления.

    В 1802 г. началась министерская реформа. В соответст­вии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухо­путных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просве­щения. Министерства управлялись по принципу единонача­лия. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств.

    Предпосылки реформ 1860-х – 1870-х гг.

    Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти). Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.

    Из всех рассмотренных реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли. После проведения крестьянской реформы царское правительство было вынуждено осуществить и некоторые другие преобразования, в том числе и в системе местного самоуправления. Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной.

    Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной и более централизованной системы полицейских органов.

    Необходимость реорганизации армии, основанной на рекрутской повинности и построенной на сугубо феодальной основе, резко ощущалась уже в период Крымской войны 1853 -1856 гг., обнаружившей полную непригодность вооруженных сил России, прямо связанную с общей отсталостью страны.

    В связи с подготовкой и проведением крестьянской реформы были созданы Крестьянский и Дворянский банки. В 1860 г. был создан Государственный банк, а также сеть коммерческих банков.

    В России продолжал действовать Свод законов Российской империи. Проведенные реформы внесли в него существенные изменения, но новая кодификация проведена не была. Попытка кодификации гражданского права не увенчалась успехом - проект гражданского уложения, подготовленный в конце XIX в., утвержден не был.


    Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г.

    Это было переломное время, когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян).

    1)крестьяне получали личную свободу, свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как, освободившись от помещиков они стали зависимы от крестьянских общин

    2)получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений

    3)заниматься государственной службой

    Но вопрос о земле не был решен сразу.

    4)крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка.

    6. Крестьянская реформа 1861 г. Правовое положение крестьян после отмены крепостного права .

    Крестьяне получили личные и имущественные права:

    Самост-но вступать в брак,

    Заключать договоры,

    Заниматься торговлей, промышленностью,

    Право ведения своих судебных дел,

    Право участвовать в работе органов обществ-го самоуправления,

    Право поступать на службу, на учебу,

    Право приобретать движимое/недвижимое им-во.

    Но данные права крестьяне получили фактически в отсрочку, т.к в течение 2-х лет нужно было составить уставные грамоты. Именно уставная грамота и регул-ла взаимоотношения крестьянина и помещика. Реально грамоты сост-сь

    помещиками. Сами грамоты удостоверяли мировые посредники, которые сглаживали конфликты между крестьянами и помещиками.

    После заключения уставной грамоты крестьяне получили надел. С помощью надела менялся правовой статус крестьянина. Он переходил в разряд временнообязанного. Это предполагало, что земля еще собств-ть помещика. И за пользование землёй крестьянин несет повинность.

    Самодержавие хорошо подготовило реф-му с целью компенсировать потери помещиков:

    1) был произведен передел земли, вся тер-рия страны была разделена в зависимости от качества земли на несколько обл-й, для каждой гос-вом был установлен обязательный надел.

    2) Размер надела определялся в рез-те переговоров конкретного помещика со своими крестьянами.(в этом смысл Уставной грамоты)

    Итог: Крестьянская реф-ма была крайне непоследовательной. Она ликвидировала такой феод-й пережиток,как крепостничество. Но она сохраняла в неизменном виде крепостную общину.

    К концу 19 века большая часть бывшей помещичьей земли фактически перешла к новой соц. группе – русской буржуазии.


    7. Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы. Их роль в становлении местного самоуправления .

    1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии).

    К 1-й курии (уездных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков).

    Ко 2-й курии (городских избирателей).

    3-я курия (выборные от сельских общин). На волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве.

    Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии.

    Земская реформа имела много противников. Причина: по законодательству Российской империи любая полит. деят-ть была запрещена! Она считалась исключительной компетенцией правительства. Земства – это органы самоупр-ния, => аппарата. В связи с этим правит-во опасалось, что на основе земств сформируется полит-я сила, которая станет в оппозицию правительству.

    Чтобы избежать подобной ситуации, был введен ряд ограничений:

    1) в значительной степени д-ть земских органов контролировалась губернатором;

    2) земские органы самоупр-я создавались только в отдельных губерниях;

    3) отсутствовало общероссийское земство и самоуправление на уровне волости;

    4) земству одной губернии запрещалось вступать в контакты с земскими учреждениями др. губерний.

    Земства сыграли огромную роль в развитии местной экономики. Для нормального сущ-ния земства и для решения своих задач был учрежден специальный налог. Последствием работы земств являлось то, что сформировалась новая соц. группа – земская интеллигенция. Это прежде всего врачи, учителя, статисты.

    16 июня 1870 г. было утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского самоуправления, избравшиеся населением сроком на 4 года.

    Распорядительным органом городского сам-ния являлась Городская дума, исполнительным – Городская управа , которую возглавлял городской голова

    Гласных в Гор.думу могли избирать только плательщики городских налогов (домовладельцы)

    Все избиратели делились на 3 курии:

    1. крупные налогоплательщики

    2. средние налогопл-ки

    3. мелкие собственники

    В первой половине XIX веке Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивший все; нити управления в своих руках. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

    Дворянство , как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

    Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.

    Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу. С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу.

    Купцы и мещане составляли всего несколько процентов населения.

    На особом положении находилось казачество - военизированное сословие, выполнявшее функцию охраны приграничных территорий государства.

    С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя - вольнонаемных рабочих . На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.

    Во второй половине XIX социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы и развитием капиталистических отношений.

    Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы - классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.


    Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам . Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

    Быстро росла буржуазия , которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

    Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Получив в 1861 г. свободу, они с трудом приспосабливались к своему новому общественному положению. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина. Община тормозила социальное расслоение крестьян, но не смогла предотвратить его. Оно шло замедленными темпами. Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты и полуразорившегося крестьянства.

    Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата . Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами..


    Отмена крепостного права и проведение ряда буржуазных реформ внесли существенные изменения в общественный строй. Был открыт широкий путь развитию капитализма в России. Однако и после реформы сохранились многочисленные пережитки феодализма, особенно в сельском хозяйстве.

    Одним из способов ведения помещичьего хозяйства некоторое время было экономическое закабаление крестьянства. Используя крестьянское малоземелье, помещики предоставляли крестьянам землю за отработку. По существу, продолжались феодальные отношения, только на добровольных началах.

    В деревне неуклонно развивались капиталистические отношения. Появился сельский пролетариат - батрачество. Несмотря на препятствия, создаваемые общинным строем, шло расслоение крестьянства. Сельская буржуазия - кулаки - наряду с помещиками эксплуатировали бедняков. В силу этого шла борьба между помещиками и кулаками за влияние в деревне.

    Но главная линия борьбы в деревне проходила между помещиками и крестьянами. Крестьянство в целом вело борьбу с помещиками за возвращение крестьянской земли, отрезанной в пользу помещиков при проведении крестьянской реформы. Все чаще ставился вопрос о передаче крестьянам всей помещичьей земли.

    Нехватка земли у крестьян побуждала их искать приработка не только у своего помещика, но и в городе. Это порождало значительный приток дешевой рабочей силы на капиталистические предприятия. Город все сильнее и сильнее втягивал в свою орбиту бывших крестьян. В результате они закреплялись на капиталистическом производстве, а затем в город переезжали и их семьи. В дальнейшем эти крестьяне окончательно порывали с деревней и превращались в кадровых рабочих, свободных от частной собственности на средства производства, пролетариев. Поскольку крестьянин вырывался из-под власти крепостника, постольку он становился под власть денег, попадал в условия товарного производства, оказывался в зависимости от нарождающегося капитала.

    В пореформенный период в России строятся новые заводы и фабрики. Буржуазия, используя большой приток дешевой рабочей силы, гигантскими темпами развивает промышленность, извлекая из этого сверхприбыли. В основных отраслях промышленности завершается промышленный переворот (переход от мануфактур к машинному производству), увеличивается производительность труда.

    Россия быстро преодолевает свою промышленную отсталость. Этому способствовало то, что российские капиталисты, создавая новые фабрики и заводы (а новых предприятий было подавляющее большинство), оснащали их самым современным для того времени оборудованием.

    Российская промышленность набирала такие мощные темпы развития, что к концу XIX в. возникли предпосылки вступления страны в более высокую стадию.

    Важным последствием развития капитализма в России явилось формирование двух новых классов - буржуазии и пролетариата, которые выходят на политическую арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы.

    Развитие капитализма в России все больше увеличивает значение буржуазии в обществе. Однако политические позиции ее еще недостаточно сильны. Политическую власть пока крепко держат в своих руках дворяне-помещики. Сохранение сословных привилегий дает дворянству значительные политические преимущества: оно продолжает занимать ключевые позиции в государственном аппарате.

    Рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации. Продолжительность рабочего дня и размер заработной платы почти произвольно определялись фабрикантами и заводчиками. Капиталисты имели возможности использовать рабочих на условиях низкой заработной платы при громадной продолжительности рабочего дня. Крайне тяжелыми были труд и быт рабочих.

    Во второй половине XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В качестве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечную борьбу.

    В 90-е гг. возникают социал-демократические рабочие организации. Активно действуют профессиональные революционеры, отстаивающие интересы пролетариата. Широко развертывается революционная пропаганда марксизма. Назревают условия для создания в России политической партии рабочего класса. В 1898 г. созывается I съезд Российской социал-демократической рабочей партии.

    В 70-е гг. появляется народническое движение. К концу века создаются условия для образования крестьянской политической партии.

    К концу XIX в. создаются также предпосылки для возникновения буржуазных политических партий, однако они образуются позже.