Игры и упражнения на библиотерапия. Курсовая работа библиотерапия в консультативной практике

ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат»

«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ» -

БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Шарнина Ольга Евгеньевна,

библиотекарь,

с. Казанское

2015-2016уч.г.

«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ»

БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Шарнина Ольга Евгеньевна,

библиотекарь, ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат», с. Казанское.

Актуальность

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающимся объемом информации.

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения. Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта.

Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции - библиотерапевтической. Именно библиотеки должны предоставить каждому читателю «лекарство для души».

Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч.biblion - книга и theraрeia - лечение). Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Следует отметить, что процесс усвоения новой информации у наших читателей крайне затруднен, что обусловлено рядом факторов: крайне слабая техника чтения, практически полное отсутствие познавательных интересов, а также бедность образов воображения.

Реабилитационный эффект библиотерапии - развитие воображения, памяти, худо­жественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовле­творение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального созна­ния, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи), формиро­вание логического мышления при пересказе.

Анализ научных исследований показал, что чтение с элементами библиотерапии способствует эффективному решению задач социальной реабилитации читателей с интеллектуальными нарушениями. От обычного чтения библиотерапия отличается направленностью на коррекцию личностных нарушений у детей. В частности, опираясь на библиотерапию, можно стабилизировать психологическое состояние ребенка (снять проявления излишней агрессивности, создать позитивный душевный настрой), помочь детям избавиться от вредных привычек и приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое поведении, воспитывать навыки борьбы со стрессами, депрессиями, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.

В психологии одно из самых молодых направлений-сказкотерапия, в основе которого положен один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова. Ее теорию разработали отечественные психологи В.Я.Пропп, Л.Выготский, М.Бахтин. Технологию практического применения раскрыли Д.Соколов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, А.Михайлова, Дрешер и др. В библиотечной работе сказкотерапию используют библиотечные психологи О.Кабачек, Е.Самохина и др.

Цель: Коррекция личности ребёнка с проблемами в развитии через чтение художественной литературы.

Задачи и пути их решения:

Социальная адаптация.

Эмоциональные связи с окружающими.

Воспитание трудолюбия.

Умение ладить со сверстниками.

Интеграция в общество.

Как показывает опыт работы, лучше всего дети с ОВЗ воспринимают сказочный жанр. Это мы видим в графике по результатам анкетирования «Что я люблю читать» во 2-4 и 5-9 классах - предпочтение дети отдают сказкам и приключениям. Поэтому, одним из ведущих направлений библиотерапии особенно с учащимися младших классов стала программа по «Сказкотерапии».

Причины, по которым сказкотерапия в работе с детьми может быть ведущей, состоят в следующем:

Сказка – любимый детьми жанр.

Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.

Сказка дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы.

Сказка побуждает читателя сравнивать себя с положительным героем, разделять его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли.

Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.

Проведение библиотерапии и сказкотерапии требует от библиотекаря тщательно разработанных занятий, каждое из которых тесно связано с предыдущим и последующим занятиями.

Требования к библиотечному занятию:

Непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;

Эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;

Осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;

Словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра.

Например, занятия на основе сказки «Царевна-лягушка» посвящены коррекционной работе над такими личностными качествами, как эгоизм, лень, нетерпение. В этой сказке говорится о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.

После прочтения сказки проводится обсуждение, рисование героев сказки, просмотр мультфильмов, сочинение своих сказок, рассказов, оформление книжек-малышек.

Сказка творит чудеса в жизни детей. Как сказал великий писатель-сказочник Корней Иванович Чуковский: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какую угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Важную роль в процессе библиотерапии - реабилитации играет семья, т.к. это наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка. А кто как не родитель, может проводить свободное время с детьми за чтением и обсуждением книг. Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.

Дети большую часть времени находятся в школе-интернате, школа- их дом, на время обучения семью им заменяют педагоги школы. Для домашнего и внеклассного чтения составлены списки художественной литературы: «Ребенок в семье», «Ребенок в школе»

«Отношение ребенка с друзьями» «Ребенок наедине с собой»

В библиотеке выделены тематические полки книг: «Приключения и фантастика» постоянно оформляются книжные выставки, выставки – развалы: «Что? Где? Когда?», «Книги-юбиляры», «День рожденье книжки», тематические подборки по юбилейным датам писателей и поэтов, «Выставка одной книги» «Права литературных героев», «Литература для души».

В соответствии с планом работы школы библиотека участвует в подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с педагогами школы, проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, литературные конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины, презентации, в проведении мероприятий используются средства ИКТ. Ежегодно в школе проходит Неделя детской книги, включающая художественное творчество детей (рисунки, поделки), и презентации, инсценирование сказок, и, самое главное, непосредственно чтение художественной литературы. Ежегодно проводятся конкурсы на самого внимательного, вдумчивого читателя, по итогам года вручаются дипломы: «Самый читающий класс», «Самый активный читатель». Старшие школьники для малышей готовят электронные книжки – малышки, чем так же привлекают детей к чтению. Эта форма работы дает возможность высказать свое мнение. В процессе чтения с остановками видна реакция ребенка на книгу, что нравится, что не нравится. Приведу примеры некоторых внеклассных мероприятий: сказочная театральная викторина «В гостях у сказок», игра – путешествие «Путешествуем с лягушкой путешественницей», видео – викторина «Конек –Горбунок», Викторина –игра «Права литературных героев» «Пророк Нам наставит на ум»- конкурс пословиц и поговорок о грамоте Юные мастера» - конкурс поделок из бросового материала по произведениям П.П. Бажова Театральная викторина «Басни И. Крылова» Видео – викторина «Сказочная карусель» Поле чудес «Книжный калейдоскоп» (по книгам - юбилярам Литературная игра «Золотая полка книг» Литературная игра «По сказкам Г.Х. Андерсена»«Редкие сказки г.Х.Андерсена» литературная гостиная«Мой литературный герой и его права» игра – викторина по художественным произведениям Литературный ринг «За семью печатями Игра-викторина «Волшебная страна братьев Гримм» Виртуальная игра – путешествие «Ах! Эти сказки, сказки, сказки» к 185 летию сказок А.С. Пушкина

Школьники ориентированы в основном на прозаический жанр. Однако не отказываются и от поэтического слова, потому что именно поэзия в наибольшей степени дает толчок развитию воображения, знакомит детей с поэтическим ритмом, позволяет юным читателям почувствовать музыкальность родной речи. Особой любовью пользуется поэзия К.И. Чуковского. Стихотворение «Доктор Айболит» можно использовать для воспитания в детях силы воли и упорства в достижении целей. Примером такой личности для детей послужил сам доктор Айболит, который, не задумываясь, спешит на помощь больным зверям, живущим в Африке, и преодолевает на своем пути множество препятствий. Разговор о докторе Айболите переходит постепенно к разговору о таких важных качествах характера человека, как целеустремленность, способность сосредотачиваться, стремление выполнить задуманное до конца. Дети приводят примеры из своего опыта, как они справлялись с ситуацией неуспеха, какие трудности им удавалось преодолевать, какие черты доктора Айболита они хотели бы иметь у себя. Как видим на этом примере, художественные образы переводятся на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей.

Разговор о библиотерапии как средстве коррекции личности ребенка и поднятии его жизненного тонуса будет далеко не полным, если мы не коснемся роли смехового воспитания. Достоевский считал смех самой верной пробой души: “Иной характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как-нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони”. Сатирик Михаил Задорнов считает, что смех движет человека к решению проблем. Вот почему “радостное чтение” стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Без смеха, как говорят сами дети, “человек станет злой, скучный и неинтересный”. Поэтому, одно из направлений массовой работы – «радостное чтение». Литературный материал подбирается таким образом, что позволяет максимально приблизить содержание изучаемого к жизни учащихся, поскольку в произведениях говорится о школе, об учителях, о хорошо знакомых ученикам особенностях жизни школы. Детям предлагаются такие произведения, в которых о школьных проблемах говорилось бы легко и весело. Акцентировать внимание на чувстве юмора у человека, на том, что есть люди, поступающие неожиданно и говорящие не то, что от них ожидают. Это называется остроумием, и такой «острый ум» очень помогает человеку в жизни, и в серьёзных вопросах, и в серьёзном деле, и в общении. С такими людьми легко, потому что добродушный юмор - свойство доброй души. Это дети увидят, познакомившись с героями рассказов В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского. Рассказы и стихи «веселых писателей и поэтов», - весёлые и смешные, но все они продолжают главную проблему - взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения, прежде всего, самых близких, родных людей. Причём ситуации, изображённые в произведениях, знакомы всем, это обычные семейные проблемы. Но задача библиотекаря - при лёгком и весёлом чтении извлечь из текстов серьёзные и важные нравственные уроки.

В ходе внеклассных мероприятий, посвященных творчеству таких замечательных писателей, как: Н. Носов; В. Драгунский; В. Голявкин, Г. Остер присутствуют три ценных качества: юмор, поучительность и доброта. Конкурс- игра «Фантазеры» к юбилею Н.Н. Носова Литературная игра «В гостях у Незнайки» Театральная викторина «Веселые рассказы Н.Носова» Викторина – презентация «Проделки Старика Хоттабыча»

Дети на этих мероприятиях проявляют безудержную активность, фантазию и свои творческие способности, каждый ребёнок становится «художником», «артистом» и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

Таким образом, с помощью библиотерапии можно найти ключ к душе ребенка, развить его эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, сформировать ценностные ориентации, помочь овладеть коммуникативными навыками.

В классах, где регулярно проводятся библиотерапевтические занятия, у учащихся снижается уровень конфликтности, умение работать в группе, забота о товарищах, увеличение словарного запаса, умение формулировать свои мысли. Кроме того, в ходе проведения занятий у ребят происходит формирование новых представлений о мире, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, и конечно, приобщение к художественной литературе.

Задачи библиотеки

Таким образом, вовлекая юных читателей в процесс творческого чтения, мы содействуем не только формированию и развитию интереса к чтению, самостоятельному творчеству, но и воспитанию духовно-нравственной личности. При чтении, обсуждении книг ребята испытывают творческие переживания, обогащаются восприятием прекрасного, у них проявляется чувство собственного достоинства, сострадания, совести и чести. В результате постепенно формируется готовность сопереживать и помогать другим людям не только при чтении книги, но и в жизни, а это – одно из необходимых условий становления человека современной культуры, современного мира.

    Разработка программы по чтению «Человек читающий»

    Создание мультимедийных сборников для проведения мероприятий

    Разработка совместного с педагогом – психологом и музыкальным руководителем проекта «Библиотерапия»

Список литературы

1. Балашова Е. Искусство, которое защищает: Компенсаторные механизмы подросткового чтения //Библиотека в школе, 2001.- №7.- с.3-5.

2. Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек.-

М.: Школьная библиотека, 2005.- 480 с.
3. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Сб. статей / Сост. О.Л.Кабачек. – М., БМЦ, 2001.- 128 с.
4. Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.– М.: Школьная библиотека, 2002. – 230 с.
5. Бурно М. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина, 1989.-304 с.
6. Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке// Школьная библиотека.– 2001 – ,№ 6. – с.32
7. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга //Библиотека, 1999.- №3.- с.68-70
8. Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики //Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт.: Сб. метод. материалов.- М.: РГДБ,1994. – с.22- 42.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии.- СПб.: Речь,

2003.- 2008с.
10. Карпова Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе, 1997.- №1.-

11. Карпова Н. Л. Семейное чтение – семейная библиотерапия //Школьная библиотека.-2004.-N 5. - с.53-57.
12. Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение – основа всестороннего развития личности подростка. Тюмень: Вектор Бук, 2002.- с. 97-106.

13. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.- СПб: Речь,2007.-168с.

В жизни каждого человека случаются ситуации, когда одно сказанное слово может вознести до небес либо больно ударить о землю. Словами можно выразить всю гамму чувств и эмоций, испытываемых нами в самых разных ситуациях, а написанные на бумаге они превращаются в великое чудо – книги.

Согласно исследованиям, проведенным в Европе, примерно 60% людей, испытывающих психологические проблемы, начинают увлеченно читать книги, что приводит к снижению уровня стресса и улучшает состояние без приема антидепрессантов. Психологи давно отметили эту особенность, поэтому библиотерапия, или лечение чтением, становится распространенной практикой лечения неврозов и депрессий.

Библиотерапия – метод психологической коррекции эмоционального состояния больного с помощью чтения специально подобранной библиотерапевтом художественной литературы. Идея лечить книгой не нова, еще в Греции врачеватели рекомендовали больным хандрой почитать свитки о приключениях мореплавателей или эпические саги о подвигах полубогов.

На Востоке издавна особая роль отводилась чтению священной книги Коран, которая не только лечила, но и вдохновляла на праведную жизнь. В просвещенной Франции чтение было одним из главных увлечений дворянства и владеющих грамотой простолюдинов, даже известный философ Жан-Жак Руссо советовал скучающим аристократам обратить свой взор на книгу, дабы избежать застоя в умах и душах.

Термин «библиопсихология» впервые был применен известным русским просветителем и писателем Н. А. Рубакиным, который в 1916 году основал свою школу библиотерапии при Женевском педагогическом институте.

Идея объединить литературоведение с психологией, разработать методическую основу, позволяющую повысить лечебно-терапевтический эффект библиотерапии, появилась у него не случайно. Изучая результаты исследований зарубежных коллег, наблюдая за применением оздоровительного чтения в лечебницах, автор пришел к выводу, что метод работает тем эффективнее, чем точнее соответствует содержание книги потребностям больного.

Чем может помочь лечебное чтение

В современном обществе тенденция к индивидуализации усиливается, разрушаются традиционные семейные связи, человек все больше чувствует себя одиноким, иногда даже сознательно отстраняется от окружающих, замыкается в себе. Депрессии, отсутствие интереса к жизни и суицидальные настроения, особенно среди молодежи, становятся нормой.

Прием антидепрессантов и седативных препаратов часто не дает длительного эффекта, поэтому все большее внимание специалисты уделяют чтению. С точки зрения психотерапевтов, современная библиотерапия как практическая дисциплина может помочь пациентам в решении таких проблем, как:

  • Осознание особенностей психофизиологических реакций на внешние раздражители.
  • Расширение кругозора, изменение взгляда на сложившуюся ситуацию, которая беспокоит пациента.
  • Снятие психологического напряжения, выход из стрессовой ситуации, избавление от чувства вины, стыдливости, закомплексованности.
  • Налаживание отношений с окружающими, выстраивание продуктивного взаимодействия с лечащим специалистом.
  • Формирование рационального отношения к заболеванию, снятие излишней замкнутости, побуждение к обсуждению заболевания без излишней эмоциональности.
  • Развитие образного мышления и воображения.

Психологи утверждают, что библиотерапия для детей является уникальным и незаменимым методом мягкого воздействия на мышление, особенно когда малыш длительное время находился в стрессовой ситуации. Сейчас это направление обособилось и получило название .

В процессе игры с педагогом ребенок получает информацию о том, что другие уже сталкивались с подобной проблемой и смогли ее преодолеть. С помощью данной методики стимулируется воображение малышей, дается стимул для развития их личности и творческого потенциала.

Области практического применения дисциплины

Библиотерапия тесно связана с такими науками, как валеология, литературоведение, психотерапия, педагогика и медицина, а применяемые ею методы лечения могут исцелять не только душу, но и тело. Механизм лечебного воздействия слова в библиотерапии исследовал основоположник психоанализа З. Фрейд, он сделал важный вывод о взаимосвязи между подсознанием, речью и состоянием тела.

Знаменитый физиолог Павлов говорил о том, что мысль, продуцируемая мозгом, порождает вполне конкретные физико-химические процессы, непосредственно влияющие на состояние организма. Слово, с точки зрения библиотерапии, – метод щадящей немедикаментозной коррекции, позволяющий заменить благоприятное воздействие окружающей среды чтением книги.

Область применения библиотерапии достаточно широка, она имеет три основных направления: лечебное, психогигиеническое или реабилитационное. Как реабилитационное средство библиотерапия незаменима при работе с людьми, получившими инвалидность разной степени тяжести и испытывающими сложности с адаптацией к нормальной жизни.

В качестве лечебного направления она ориентирована на помощь людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями или находящимся в стрессовой ситуации, затяжной депрессии. Психогигиеническое направление нацелено на работу с неблагополучными категориями граждан, выполняя прежде всего профилактическую функцию, а также с людьми, испытывающими проблемы с общением и самоутверждением.

На этапе становления эта дисциплина практиковалась как метод коррекции только в психиатрических лечебницах под контролем психотерапевтов. Далее, с развитием методологической базы, ее стали применять в реабилитационных центрах, домах престарелых, детских домах, дошкольных и школьных учреждениях, пенитенциарной системе.

Одна из важнейших функций данной науки состоит в том, чтобы помочь пациенту найти способ самоутвердиться, сформировать адекватную оценку себя как личности, научить планировать свою жизнь, помочь в развитии и самосовершенствовании. Особое внимание метод уделяет подрастающему поколению: разработана целостная система, согласно которой упражнения, выполняемые родителями совместно с детьми, помогут восстановить отношения, улучшить микроклимат в семье, объяснить на примере литературных героев, как правильно себя вести.

Так как же лечат книгой

Процесс лечебного чтения в библиотерапии довольно сложен и состоит из нескольких этапов. На первом этапе психолог тщательно изучает проблемы пациента, определяет, будет ли это групповая терапия или пациенту необходим собственный план чтения. Далее специалист по библиотерапии подбирает книги согласно рекомендациям психолога.

Особое внимание уделяется художественному содержанию произведения, образу и характеру главных героев, их духовной близости пациенту, переживаниям и терзаниям, переживаемым действующими лицами. Не рекомендуется предлагать для чтения «ужастики», философские трактаты, любовные и детективные романы, некоторые книги о приключениях.

Специалистами по библиотерапии разработан список авторов, произведения которых рекомендованы для чтения, среди них такие известные классики русской литературы, как Толстой, Тургенев, Пушкин, а также известные западные писатели. Чтение литературы, посвященной морально-бытовым вопросам, а также жизнеописанию отдельных известных личностей, оказывает особое, вдохновляющее влияние, поэтому ей отводится особая роль при подборе книг для чтения.

Специалист по библиотерапии обязательно должен учесть такой немаловажный фактор, как психологическое состояние пациента. По методике библиотерапии, не рекомендуется назначать перевозбужденным пациентам чтение книг о приключениях или войнах, депрессивным – о путешествиях.

Согласно методу библиотерапии, для каждого пациента разрабатывается отдельный план чтения из четырех частей, включающий не менее семи книг на четыре недели. Чтобы заинтересовать человека и настроить на работу, ему предлагают почитать литературу, не имеющую отношения к конфликтной ситуации.

Затем подбираются три книги, тематика которых полностью соответствует проблеме пациента, основная цель – дать читателю прочувствовать ситуацию со стороны, осознать, что любую трудность можно преодолеть. Третья часть призвана закрепить полученный терапевтический эффект, а четвертая – поддержать и вдохновить клиента.

В процессе чтения больной делает заметки о действиях героев, отмечает непонятные или спорные, с его точки зрения, моменты, выделяет страницы, которые вызвали неприятие или внутренний протест. После прочтения каждой книги с пациентом проводится специальное собеседование, цель которого – выяснить, насколько человек проникся духом произведения, правильно ли осознал суть сюжетной линии, смог ли выделить самое главное для себя.

Занятия и само чтение могут проводиться в кабинете специалиста, но библиотерапия в библиотеке, среди стеллажей и читальных столов, может оказать на человека дополнительное дисциплинирующее воздействие.

У лечения методом библиотерапии есть свои сторонники и противники, большое число как довольных, так и разочарованных пациентов. Одним из главных аргументов против библиотерапии является ее субъективность: сложно подобрать именно ту книгу, которая даст наилучший терапевтический эффект.

На данный момент также нет официальной статистики, которая подтвердила бы действенность библиотерапии или дала почву для сомнений в пользе его применения. Во всяком случае специалисты едины во мнении, что чтение, бесспорно, положительно влияет на общее развитие, и необходимо приложить усилия, чтобы популяризировать его. Автор: Наталья Иванова

Библиотерапия (от лат. biblio - книга и греч. therapia - лечение) является разделом психотерапии читателей, использующим художественную литературу в качестве одной из форм лечения словом. Библиотерапия предполагает чтение книг и журналов для регенерации нервной системы и психики человека. Также она исследует возможности профилактической работы с книгой. В основе библиотерапии лежит практическая деятельность в сфере воздействия книги за счет правильно подобранного материала для чтения, а также методы и формы работы с читателями, требующими особого ухода. Библиотерапия очень эффективна при работе с детьми, чье воображение активно содействует ее терапевтическому эффекту.

Итак, что же используется в качестве библиотерапевтического материала?

  • Басня является одним из основных видов дидактической литературы, коротким повествованием, написанным в стихах или прозе, героями которой могут быть животные, люди, реже растения или предметы, басня несет в себе нравственное послание, предупреждение, наставление, прямо высказанное или явно подразумевающееся.
  • Сказка является одним из основных эпических жанров народной литературы, небольшим по размеру произведением с вымышленным (фантастическим) содержанием, насыщенным чудесами и волшебством, связанным с магическими верованиями, которые зачастую переносятся на богатырей, героев, исполинов - людей, наделенных особым даром, пересекающих границы между миром, в котором царят реалистичные мотивы, и сферой воздействия сверхъестественных сил.
  • Рассказ - это небольшое прозаическое произведение с простой, как правило, одной сюжетной линией, которое стремится к четко акцентированному логическому завершению.

Особенности хорошей детской литературы

Чтобы привлечь внимание ребенка, повествование должно развлекать его и пробуждать живой интерес и неподдельное любопытство. В целях обогащения жизни оно должно стимулировать воображение ребенка , помогать ему в развитии интеллекта и упорядочивании чувств, иметь отношение к его страхам и стремлениям/целям, а также обеспечивать ему полное понимание своих собственных проблем и показывать пути их решения. Повествование должно воздействовать одновременно на все аспекты личности ребенка и ничего при этом не умалять. Следует отметить, что сказка и рассказ способны оказывать непосредственное влияние на развитие всех граней личности ребенка.

Чтение ребенку сказок и рассказов обеспечивает следующую пользу:

  • В интеллектуальной сфере: они упорядочивают знания о мире, объясняют причинно-следственные связи между событиями, обогащают словарный запас, раскрывают способы решения проблем, в простой и понятной форме знакомят с трудной ситуацией, развивают интуитивное мышление, учат стратегии действий в стрессовой ситуации.
  • В социальной сфере: предоставляют знания о роли групп и социальных отношений, учат понимать правила общественного поведения, развивают и укрепляют семейные отношения, а также вызывают чувство принадлежности к группе и дают понимание его ценности и значения.
  • В эмоциональной сфере: знакомят с масштабом и богатством чувств, компенсируют отсутствие и нехватку жизненного опыта в реальном мире, дают чувство безопасности, позволяют понять, что другие люди думают и чувствуют так же, снимают стресс и внутреннее напряжение.
  • В поведенческой сфере: учат оценивать нравственные отношения, разъясняют вредные последствия определенных действий и поступков, отучают от нежелательного поведения и реакций, учат распознавать угрозы и грамотно защищаться от них.

Основой воздействия детской литературы на психику ребенка являет процесс его отождествления с положительным героем. Такая идентификация стимулирует нравственное развитие и позволяет перенимать желательные социальные модели поведения. Ребенок пытается понять мотивы действий героев. Это помогает ему оценить собственное поведения и управлять им.

Сказки через их особый мир и ценности учат оптимизму, побуждают к борьбе с трудностями, дают позитивные модели поведения, склоняют к размышлениям, рефлексии и желанию найти ответы на множество вопросов, связанных с реальным миром. Благодаря им у молодого слушателя развивается любовь к природе. Изучение сказок других стран мира позволяет формировать понимание и уважение к людям разных культур.

Сказки существенно влияют на нравственное развитие ребенка. Они показывают детям важнейшую правду о жизни, а именно иллюстрируют им существование добра и зла. Такие ценности наглядно представлены в них посредством поведения героев и демонстрируют тем самым их практическое применение. В результате действий героя ребенок узнает, каковы последствия определенного поведения и кто такой хороший (или плохой) человек.

Сказки показывают ребенку, что свое начало добро и зло имеют в человеческой природе. Агрессию, эгоизм, зависть проявляет сам человек и он же несет всю ответственность за их последствия. Сказки позволяют детям переживать различные эмоции, высвободить и проявить свою эмпатию и прежде всего понижают возбудимость и страх. Сказки имеют дело с трудными ситуациями, указывают способ справиться с ними, дают поддержку и ощущение внутренней силы.

Атмосфера сказок стимулирует воображение и вызывает образы новых, неизвестных миров. В свою очередь,

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). За рубежом библиотерапия нашла применение в различных сферах общественной жизни, в большей степени в здравоохранении, являясь равноправной частью лечебного процесса. Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает "использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения".

Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт (психолог, специально обученный библиотекарь) подбирает для пациента литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. При подборе книг ("библиорецептур") необходим тщательный учет личностных особенностей пациента, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.

Вмешательство библиотерапевта может быть обусловлено многими причинами. Библиотерапия используется для того:

1) чтобы проявить индивидуальное самосознание;

2) чтобы улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций;

3) чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;

4) чтобы помочь определить человеку свои интересы и склонности;

5) чтобы облегчить последствия стресса;

6) чтобы показать личности, что он или она - не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;

7) чтобы показать человеку, что есть более чем одно решение данной проблемы;

8) чтобы помочь человеку обсудить проблему более свободно;

9) чтобы помочь человеку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;

10) чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и, в коночном итоге, самоактуализации (A.Mаслоу), достичь психологической зрелости.

Таким образом, библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями может пониматься не только как лечение, но и как воспитание с помощью книг. Тем самым она имеет отношение как к медицине, так и к педагогике. В одних случаях имеется в виду лишь подбор книг для чтения, в других - и обсуждение их с теми, кто нуждается в поддержке. У библиотерапии могут быть разные цели: например, изменение эмоционального состояния человека или влияние на сами особенности личности; она может выступать как руководство со стороны, а может - как средство самоанализа и самосовершенствования; может применяться в индивидуальных и в групповых формах.

Прежде чем использовать библиотерапию, следует запомнить, что это не просто случайная рекомендация определенной книги отдельному человеку, а обдуманный курс действий, который требует тщательного планирования. Стимулирующим началом (средством воздействия) при использовании библиотерапевтической техники, безусловно, является книга, но в разное время в процессе развития библиотерапии использовались разные книги.

Например, в русле так называемого "рецептурного" направления в основном использовались специальные медицинские книги и справочники. "Рецептурное" направление, зародившееся в медицинских библиотеках (при больницах и санаториях), свою задачу "лечения книгой" понимало очень конкретно: как коррекцию определенного диагноза с помощью специально подобранной чисто медицинской литературы (профессиональной и популярной). Воздействие, производимое книгой в русле этого направления, можно назвать "клиническим".

В русле "мотивационного" направления используется художественная литература. Это направление особенно бурно начало развиваться в 40-х годах ХХ века. В это время начали активно пропагандироваться и внедряться в библиотерапевтическую практику лучшие образцы классической и современной художественной литературы. Направление характеризуется пониманием психотерапевтической ценности художественной литературы как авторской модели действительности, преобразующей личность. Воздействие, производимое книгой в русле этого направления, можно назвать "психогигиеническим". В принципе для библиотерапии подойдет любая книга, чье содержание соответствует конкретной задаче, поставленной библиотерапевтом, и конкретной проблеме пациента.

Терапевтический эффект книги может основываться, например, на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. При этом чем более похожа ситуация, описанная в книге, и герой на обстоятельства и характер пациента, тем сильнее, по мнению сторонников этого подхода, выражен эффект.

Кроме того, терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей конкретной травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у пациента-читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя.

Интернет расширил и творческие возможности инвалидов. Сегодня в рунете уже несколько десятков сайтов и личных страничек инвалидов с их прозой, поэзией, музыкой, изобразительным искусством, публицистическими статьями, полемикой. У людей с ограниченными физическими возможностями богатейшая субкультура - может быть, именно потому, что они видят, слышат и чувствуют то, что люди здоровые - с исправно функционирующими руками, ногами, глазами, ушами - люди, которые бегают, прыгают, суетятся, иногда и не притормаживая, - подчас и не замечают, пролетая мимо. Можно провести такое сравнение: бегущие и идущие шагом. Кто больше рассмотрит и лучше проанализирует на одном и том же отрезке пространства за одно и то же время? Конечно, идущие шагом. Поэтому произведения людей с ограниченными физическими возможностями глубже, тоньше, философичнее.

Вообще, литературу инвалидов условно можно разбить на три класса: художественная литература - проза и поэзия; публицистика и мемуаристика; автобиографии. То, что инвалиды пишут про себя и свое житие-бытие, полезно читать и их собратьям по несчастью, и инвалидам других категорий, и здоровым людям. Нужно об инвалидах знать больше и узнавать раньше (лучше в раннем детстве) - хотя бы для того, чтобы адекватно на них реагировать, нормально с ними контактировать, плодотворно сотрудничать, избавлять от жалостливых взглядов и ненужной опеки и вместе с тем вовремя оказывать нужную помощь.

Итак, для нас актуальной проблемой становится вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия на ребенка, подростка с ограниченными возможностями. Дифференцированный подход к юным читателям является естественным и необходимым для библиотерапии, так как она является как раз методом воздействия на личность читателя.

Одни книги могут стать как бы своеобразным "универсальным лекарством", другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении "никому-ненужности"; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку - пережить критический возраст и т.д. Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке. Так, нуждающийся в отдыхе читатель с удовольствием прочтет книги Ж.Верна, желающий понять себя прочтет рассказы А.Чехова, стремящийся к активным действиям - "Три мушкетера" А.Дюма. Среди авторов книг, которые помогают детям справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие работники библиотек называют В.Шекспира, Э.Войнич, А.Сент-Экзюпери, В.Каверина, А.Алексина, И.Бунина, К.Паустовского, Р.Бредбери, Ю.Коваля, Н.Носова и др. С другой стороны, целый ряд книг в библиотерапии может рассматриваться как самостоятельный стрессогенный фактор и по возможности исключаться из круга чтения.

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто - это сказка. Поэтому в последнее время стало развиваться такое направление как сказкотерапия.

Главные лекарства сказки - это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

Иногда уход в сказку - это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства.

Категории Добра, Любви, Веры, дети переживают, подбирая слова, соответствующие высоким чувствам, делают открытия чувств человека любящего, переживающего за других, - в книгах В.Драгунского "Денискины рассказы", В. Голявкина "Мой добрый папа", прочитанных вместе с библиотерапевтом.

В руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А.Барто "Девочка чумазая", сказки К.Чуковского "Мойдодыр" и "Федорино горе" и другие произведения детской литературы.

В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки. Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель и врач А.П.Чехов в своем рассказе "Дома". Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его семилетний сын Сережа начал курить. Суровые внушения не помогают. И тогда он рассказывает сыну сказку о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. И нехитрая, но рассказанная к месту сказка, оказывается гораздо действенней серьезных бесед. Сережа навсегда отказывается от курения. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

В процессе работы с детьми реабилитационного отделения палласовского "Комплексного центра социального обслуживания населения" автор использовал истории из книги "Лабиринт души: Терапевтические сказки" Хухлаевой О.В. и Хухлаева О.Е. Некоторые из них, особенно живо воспринятые детьми, представлены в приложении 5 к работе. Эти истории помогли нам проработать метод беседы в библиотерапии. "Определяя литературные интересы детей-читателей, анализируя материалы исследования чтения книг конкретного автора, следует учитывать дополнительные трудности, с которыми сталкивается исследователь психологии детского чтения. Дело в том, что детям трудно самим сказать, а еще трудней написать о том, что они чувствуют и о чем думают, читая ту или иную книгу. Для этой цели наиболее плодотворным является метод беседы с тщательно продуманными вопросами".

Беседы о книгах с детьми - это чтение с пояснениями, где главная цель помочь воспринять содержание, понять главную мысль автора, обращая внимание на то, какими лексическими средствами она выражена. В процессе беседы задаются вопросы, которые побуждают детей выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется? и т.д.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а когда улягутся первые впечатления, если только ребенок не захочет сам сразу поделится своими переживаниями после прочитанного.

Среди причин, по которым литература может быть использована для "терапии духа", называются следующие: отвлечение от грустных мыслей, нежелательного самокопания и страхов; снятие ненужного равнодушия или нетерпения, повышение управляемости, побуждение к рассмотрению собственных проблем со стороны; помощь в проведении времени (в больнице).

Библиотерапевты используют для успокоения детскую юмористическую литературу. Можно предположить, что любой ребенок (здоровый или больной, благополучный или нет, спокойный или нервный) испытывает при чтении и восприятии юмористической книги ее библиотерапевтическое воздействие. Причина такого воздействия в самой природе комического и юмора, как его особого вида. Немалая задача - "воспитать в ребенке юмор, драгоценное качество, - писал знаток детской психологии К.И.Чуковский, - которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами". Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков. Он эстетически осваивает общественно ценные явления. Юмор - смех дружелюбный, хотя и не беззубый. Юмор помогает раскрыть прекрасное, человечное за неприглядным, невзрачным. В.Шекспир, Ч.Диккенс, А.Чехов и другие классики мирового искусства применяли юмор для характеристики и раскрытия подлинной сущности положительного героя. Вскрывая за частными недостатками истинное существо положительного героя, юмор зиждется на том, что в наших недостатках продолжаются наши достоинства.

Признанный мастер комического Н.Гоголь писал: "Нет, смех значительней и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным болезненным расположением характера, не тот также легкий смех, служащий для праздности развлечений и забавы у людей, - но тот смех, которые весь излетает из светлой природы человека, излетает из нее потому, что в ней заключается вечно бьющий родник его… Нет, не справедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Многое возмутило бы человека, бывает представлено в наготе своей, но озаренное силой смеха, несет оно уже примирение в душу…".

"Смех стоит гораздо дороже, чем я полагал, за него не жалко отдать целое королевство". Так говорит в детской повести Джеймса Крюса "Тим Талер, или Проданный смех" современный дьявол, которому мальчик Тим продал свой смех. При помощи друзей Тим отбирает смех обратно. Отбирает то, что ценнее всех богатств.

В мире художественной литературы, множество произведений, посвященных природе комического, проблеме смеха. Назовем хотя бы те, в которых эта тема вынесена в название: "Проданный смех" Д.Крюса, "Человек, который смеется" В.Гюго, "Красный смех" Л.Андреева и, конечно, книги таких энциклопедистов смеха, как Ф.Рабле, Я.Гашек, Н. Гоголь, А.Чехов, М.Зощенко и другие.

Улыбка, радостное настроение помогают противостоять болезням. Недаром известный французский гуманист, врач и писатель Франсуа Рабле (XVI в.) в предисловии к своему сатирическому роману "Гаргантюа и Пантагрюэль" писал, обращаясь к читателям: "Итак, забавляйтесь друзья, и веселите себя этим чтением, телу на удовольствие, почкам на пользу!"

Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным детям. Об этом неоднократно говорил К.Чуковский, рассказывая, например, как благотворно влияли на детей, лечившихся в костнотуберкулезном санатории, чтение веселой книги Р.Э.Распэ о приключениях барона Мюнхаузена.

Сейчас на счету нашей детской литературы не менее двух десятков писателей - юмористов: А.Барто, С.Маршак, Б.Заходер, Д.Хармс, С.Михалков и другие - в области поэзии, Е.Шварц, Н.Носов, Ю.Сотник, Л.Давыдычев, В.Драгунский, В.Голявкин, Э.Успенский - в области прозы.

Юмористическая книга, воздействуя смехом и добротой на читателя, поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребенка. В жанровом отношении юмористическая литература представлена в чтении детей литературными сказками, поэмами, стихами, повестями, рассказами. Очевидно, что такой богатый массив юмористической литературы, которым мы обладаем, может более активно использоваться в библиотерапии для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Таким образом, выбор литературы для читателей-детей и подростков с ограниченными возможностями зависит от конкретных целей. Необходимо учитывать физическое и психическое состояние ребенка при рекомендации ему литературы. Чаще всего библиотерапевтическое направление работы предполагает интерес к книгам оптимистическим, веселым, с острым сюжетом и, что не менее важно, привлекательного вида; напротив, мрачные, депрессивные, печальные тексты нежелательно использовать в библиотерапевтической практике. На сегодня сложилась определенная практика практика отбора книг для детей, но принципы такого отбора недостаточно сформулированы. На наш взгляд, один из главных принципов отбора - герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть свое несчастье или болезнь, справиться с трудностями. Кроме того, книга должна быть легкой для чтения, в процессе чтения должно появляться ощущение сопереживания, книга должна давать возможность задуматься о своей жизни, увидеть ее в новом, необычном свете.

Осмысление приемов и методов библиотерапии приводит нас к убеждению, что это сложный процесс, который требует особого мастерства и опыта, которым в достаточной мере владеют работники библиотек. В этой связи особенно актуальным для реабилитационной работы отделения палласовского Центра является разработка целевой программы социокультурных мероприятий, проводимых в сотрудничестве с палласовской детской библиотекой.

«ЧТЕНИЕ - ЛУЧШЕЕ ЛЕЧЕНИЕ:

ПРИМЕНЕНИЕ БИБЛИОТЕРАПИИ В БИБЛИОТЕКЕ».

(Опыт Вялковской библиотеки. Руководитель Людмила Плешивцева)

«Открываю томик одинокий -
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этиx строчек плачу,

Значит, мне они предназначались»

Библиотерапия - лечение словом. Помните у Александра Сергеевича Пушкина такие строки: «Как мысли черные к тебе придут! Откупори шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро». О пользе шампанского с Пушкиным можно поспорить, но в остальном он был, безусловно, прав: во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно - пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым, недугом. Книга в нашем сознании - это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Книга обладает еще одной уникальной способностью – врачевать людские души и тела. В воздействии художественного слова на человека много общего с тем влиянием, которое оказывает на людей музыка. И это не случайно. Композитор Скрябин утверждал, что музыка жива мыслью. То же можно сказать и о литературе: ее основа - мысль, облеченная в наиболее выразительную и действенную словесную форму. Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации. Сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической, и именно библиотеки должны предоставлять каждому «лекарство для души».

Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения.

Наиболее оптимальным является определение библиотерапии, предложенное Юлией Дрешер (доктор педагогических культур, изучает библиотерапию). По ее мнению, библиотерапия - это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Кроме этого, анализируя различные определения библиотерапии, Ю. Дрешер подытоживает: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем».

Библиотерапия - краткий экскурс в историю. Использование книги и чтения в психотерапевтических целях имеет давнюю историю. Уже первое упоминание о библиотерапии относится к 1300 г. до н.э. Над входом в книгохранилище Рамсеса II, близ Фив, было высечено «Аптека для души». Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувство радости, жалости, страха и т.д., оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали библиотеки «лекарством для души». Авиценна – ученый, философ, врач – в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово. В 1927 г. в Каирском госпитале Аль-Мансур чтение Корана являлось частью лечебного процесса. Английский врач Т. Сайденген, практиковавший в XVIII в., выписывал своим больным популярную в то время книгу Сервантеса «Дон Кихот».
С начала XIX в. лечебное чтение получило распространение в Америке. Бенджамин Раш (на фото ) стал первым американцем, который рекомендовал чтение для лечения больных (1802 г.) и душевнобольных (1810 г.). Систематические исследования в области библиотерапии стали проводиться еще в XIX столетии. Пионером в сфере библиотерапевтических изысканий по праву считаются США (1916 г.). Родоначальником библиотерапии как науки стал шведский невропатолог Яроб Билстрем. Первые шаги к практическому применению библиотерапии в СССР сделаны в 1927 г. М.З. Вельковским – врачом психоневрологического института в г. Харькове, который открыл в санатории «Березовские воды» первый кабинет по библиотерапии. Проблема библиотерапии актуальна в наши дни, когда социокультурная ситуация в мире характеризуется нарастанием количества экономических, экологических и прочих кризисов. Точно подобранная книга, вызывающая положительные эмоции, не менее важна, чем умело подобранное лекарство.

Библиотерапевтический процесс в условиях библиотеки. В свете теории библиотерапии библиотечное обслуживание рассматривается как часть библиотерапевтической практики. В условиях библиотеки библиотерапевтический процесс имеет две формы: индивидуальную и групповую. Индивидуальная библиотерапия направлена на развитие и коррекцию личности, которые происходят в самом процессе чтения. Специально подобранная книга может стимулировать развитие человека, отвлечь от горьких переживаний, помочь разобраться с проблемой. К индивидуальным формам библиотерапии относятся составление плана чтения, подбор литературы, индивидуальные беседы, которые учитывают характер проблемы читателя, уровень начитанности. Групповая библиотерапия направлена на стимулирование ответной реакции читателя на прочитанную книгу. Коррекция и развитие личности происходят не только в процессе чтения рекомендованной литературы, но и в большей степени в ходе подготовленного диалога, обсуждения прочитанного произведения, организованного в группе. Формы групповой библиотерапии:

1. Литературные встречи с элементами игротерапии.

2. Библиотечные уроки.

3. Литературные викторины.

4. Театрализованные библиотечные праздники.

5. Кружки громкого чтения.

6. Литературные вечера.

7. Театр книги.


Сказкотерапия как одно из направлений библиотерапии.
Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто - это сказка. Поэтому в последнее время стала развиваться сказкотерапия. Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. «Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, посетила ли вас тревога о судьбе России, придут ли ваши мысли черные о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу… Она - как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее - как тонкий и благоуханный мед, запах родной земли, зной родного солнца, дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…» - так определил неисчерпаемое значение и целебную силу русской сказки философ И.А.Ильин.

Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью. Найти книгу для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе. Для человека, подверженного стрессу, чтение художественной литературы - порой единственный спасательный круг. На использование в библиотерапии именно художественной литературы указывает Ю. Дрешер. Массовое чтение в транспорте - наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к библиотерапии. К сожалению, нередко они читают низкопробную литературу. Но если человек отдыхает за чтением случайной книги - что ж, и это неплохо. Хотя разве можно сравнить такое занятие с чтением книги, духовно близкой? Вопрос в том, как найти читателю любимую книгу - его книгу и какие книги следует «прописывать» читателям в различных стрессовых ситуациях? Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку - пережить критический возраст и т.д. В качестве одного из основополагающих библиотерапевты избрали принцип: «Конкретную книгу - конкретному пациенту в конкретное время». Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у читателя приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле другого человека.

ЭТО интересно: В 2013-м году Минздрав Великобритании утвердил программу, по которой лечащий врач может прописать пациенту... книгу. В рекомендованный список входят 30 жизнеутверждающих образцов психологической литературы. Теперь терапевты «назначают» их своим пациентам. Для каждой конкретной психической проблемы - своя книга, которую легко можно отыскать в британских библиотеках.

Сказкотерапия, разработанная Людмилой Плешивцевой, включает следующие книги:

Бернер С. Карлхерн упрямится

Григорьева Е. Дом без крыши

Жутауте Лина. Фердинанд и Пуш

Лежебока, жадина и другие воспитательные сказки

Носова Л. Просыпайся, солнышко

Серебряная метель. Большая книга рождественских приключений

Сказки от капризов

Сонные сказки

Уильямс М. Плюшевый заяц, или как игрушки становятся настоящими

Фарбаржевич Игорь. Земляничный дождик

Наша библиотека подключилась к проекту Вялковской библиотеки и составила список книг для широкой аудитории наших читателей, которые мы включили в собственный курс библиотерапии.

Для детей и подростков:

Бахревский В. Чудеса за порожком (6+)

Бонд М. Медвежонок Паддингтон (0+)

Булычёв К. Девочка с Земли (12+)

Габова Е. «Двойка» по поведению» (12+)

Кестнер Э. Мальчик из спичечной коробки (12+)

Кротов В. Червячок Игнатий и его чаепития (6+)

Крюкова Т. «Костя+Ника» (12+)

Крюкова Т. Сказки Почемучки (6+)

Кулот Д. Три весёлых друга (0+)

Леванова Т.С. Аквамариновая звезда (6+)

Наумова И. Господин Куцехвост и иностранный шпион (6+)

Нильсон М. Цацики идёт в школу (6+)

Усачёв А., В.Чижиков. Планета кошек (6+)

Усачёв А., Д.Трубин. Путешествие в Мышляндию (6+)

Для взрослых:

Веллер М. Гонец из Пизы

Вильмонт Е. Черти-что и сбоку бантик

Ким Л. Аня Каренина

Колочкова В. Благословение святого Патрика

Кузнецова Ю. Где папа?

Метлицкая М. Верный муж

Нестерова Н. Ищите кота

Поляков Ю. Гипсовый трубач, или Конец фильма

Романова М. Солнце в рукаве

Рубина Д. Высокая вода венецианцев

Трауб М. Соня и Александра

Чемберлен Д. Спасительный свет

Ханика Т. Скажи, Красная Шапочка!

Благодарим Людмилу Плешивцеву за предоставленные материалы для статьи и сотрудничество!