История из жизни одного московского бомжа. Как становятся бомжами: психология, истории

– помещение для хранения продуктов и кулер. Пожилой мужчина в грязной одежде и с запахом перегара пытается залить кипятком порошковое пюре. «Иди отсюда, старый!» - прикрикнул на него соцработник. На улице бездомного дожидаются еще двое – мужчина и женщина. «Ты там ничего интересного не увидишь, все отмытые и ухоженные, - заверил бездомный бродяга корреспондента «АиФ-Петербург». - А вот я тебе покажу, как бомжи живут на самом деле. Мы все уличные. Такие, как мы, в приюте не нужны. Это, кстати, Танюха, а это Толя Америка. Меня Гена Финн зовут, я по-фински хорошо шпарю». В доказательство Гена начинает быстро и самозабвенно говорить по-фински.

У Танюхи в руках четыре мешка с собранной одеждой и едой. Она несет их на базу – место, куда бомжи из одного клана складывают найденные припасы. «Сейчас мы тебе проведем экскурсию, - подмигивает Америка, - только анашу допьем». Анашой бомжи называют самодельный стеклоочиститель, который они покупают по дешевке у местного барыги. Америка достает из-за пазухи пластиковую бутыль с темной жидкостью и одноразовые стаканчики. Пьют Финн и Америка медленно, смакуя, как будто это дорогое вино. «Приходится много пить, - объясняет Толя, - особенно зимой. Если ложиться спать трезвым, не уснешь – очень холодно на улице, и все болит. Поэтому мы стараемся так напиться, чтобы вечером просто вырубило: где упал, там и уснул до утра. Стараемся найти место, где проходит теплотрасса – там потеплей». Чаще всего бездомные спят прямо на улице. Сначала полицейские забирали бомжей в участок, потом перестали – что с них возьмешь? Теперь только гоняют иногда, а чаще и вовсе не обращают внимания.

Боярский не взял трубку

Чтобы как-то скрасить свою жизнь, бездомные выдумывают себе прошлое и выдают его за реальность: «Хочешь вообще обалдеть? – спрашивает Америка. - Я раньше был барабанщиком в группе «Земляне». И с Цоем играл тоже. А с Мишей до сих пор общаюсь – ну, с Боярским, для меня он Миша. Он не знает, что я бомжую, я скрываю это. Бывает, созваниваемся». Америка делает вид, что набирает номер Боярского и ждет ответа. «Не берет трубку. На съемках, наверно, занят», - заключает Толя. По его словам, раньше у него была шикарная квартира с мебелью восемнадцатого века, но завистники провернули махинацию, отобрали квартиру и документы – и вот уже два года Толя живет на улице. Финн – бывший моряк. Из дома его выгнала жена, и Гена пошел жить к сестре. На работу устроиться не получалось по состоянию здоровья, сестра вечно злилась, и Финн ушел из дома. Бомжует он пять лет.

«У меня раньше было три машины - все жена отобрала, - вспоминает Финн, - а я, между прочим, в молодости еще Бродского в «Сайгоне» слушал, мы с ним друзьями были. Я прихожу, было, на его выступления, а он мне: «Генка, здорово!» и начинает: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать».

Подходим к небольшой кирпичной будке. Здесь бомжи иногда ночуют. Кровать сооружена на трубе с горячей водой. Правда, в будке только одно место – бездомные ночуют здесь по очереди. У Толи звонит телефон. Мобильники есть практически у всех бездомных. «Это по работе, - объясняет Америка, - подработка часто подворачивается. Бывает, подвезти кого-то надо или разгрузить товар. А в прошлом году мы работали в СКК на «Пиратской станции», рекламу раздавали. У меня и браслет до сих пор остался», - Америка гордо демонстрирует красный бумажный браслет на запястье.

Археологи мусорных баков

На пути - первая помойка. «Здесь нечего делать, - говорит Финн, - тут уже археологи прошлись». Археологами или геологами бездомные называют всех бомжей, которые копаются в мусорных баках. Финн и Америка знают всех бездомных города. «На Ваське прикольные геологи есть, на Петроградской, - рассказывает Финн, - но есть и такие кланы, с которыми мы не в ладах, деремся иногда. Они совсем опустившиеся люди, воруют, причем часто у таких же бездомных. Им даже бутылки сдавать лень. Сидят в переходах и денег просят. А у нас принцип – мы никогда не воруем. И матом не ругаемся. И вообще не ругаемся, ты же заметила?»

Однажды Америка с Финном заметили, что у идущей перед ними женщины в норковой шубе из кармана выпала банковская карта «Visa». Бездомные подобрали карточку, окликнули женщину и вернули ей пропажу. «Она посмотрела брезгливо, двумя пальцами взяла карточку за край и даже «спасибо» не сказала, - вспоминает Америка. - Мы хоть и привыкли к такому обращению, а все равно каждый раз обидно».

Следующая помойка еще не обработана археологами, и Финн с Америкой начинают раскопки. Америка находит георгиевскую ленточку: «Надо же, что люди выбрасывают! Это же память о великом подвиге русского народа!» - и он убирает ленточку в карман. Финн нашел две пары панталонов, большие и маленькие: «Ничего себе, их еще делают, - удивляется Финн, - сколько же им лет? Это, видимо, панталоны Александра Васильевича, полководца Суворова, а это – его жены Палашки». Но вот бомжам улыбается удача: они находят металлический стол, за него можно выручить неплохие деньги. Они прячут его за угол помойки – заберут на обратном пути. Вдруг Америка замечает в мусорном баке мягкую игрушку – пушистого цыпленка. «Какой симпатичный пигмейчик! – восхищается Америка, - почему его выкинули, он же вон какой милый. Возьму себе».

Любую дверь можно вскрыть

Теперь надо купить стеклоочиститель на вечер. Пол литра – тридцать рублей. Подходим к подъезду, где живет барыга. Америка звонит в домофон, но никто не открывает. «Да он дома, просто под кайфом небось», - говорит Финн. Он берет обыкновенную зажигалку, прислоняет ее металлической частью к замку домофона, и дверь открывается. «Так можно сделать практически с любой дверью, - улыбается Финн, - ты разве не знала? А можно просто дернуть посильнее». Барыги и правда не оказывается дома. Америка закуривает «Беломор». На пачке указана дата изготовления – 1975-ый год. «Это мне Розенбаум подарил, - хвастается Америка, - я его как-то на концерт вез».

«Ты, наверно, замерзла? – спрашивает Финн, - пойдем погреемся у костра». Подходим к длинному четырехэтажному зданию. Это – давно заброшенные бани. Здесь нет ни окон, ни отопления. Теперь это база бомжей. Спать здесь не теплее, чем на улице. В здании бомжи готовят еду и иногда ночуют. Поднимаемся на верхний этаж по лестнице без перил. «Осторожней иди, держись стенки, - наперебой кричат Финн с Америкой, - а то мы, бывает, напьемся очистителя и падаем отсюда, очень больно». У Америки разодран нос и подбородок – результат вчерашнего падения.

Банный день

Большое помещение на четвертом этаже завалено грудами мусора и одежды. Сюда бомжи приносят все подряд. На окне стоят запасы еды: баночка с кислой капустой, контейнер с картошкой и макаронами, чай, конфеты и упаковка кошачьего корма. По груде мусора гуляет черная кошка. В центре стоит стол и диван. «Вчера праздновали Танюхин день рожденья, - объясняет Америка, - продуктов в «Ашане» закупили, посидели. Вот даже воздушный шарик остался».

У стены сидят еще двое бомжей. Они развели костер и греют чайник на решетке. «Завтра в баню идем?» - спрашивает один из них. «Конечно, идем, - отзывается Америка, - мы раз в неделю в баню ходим. Баня на Болтах всего десять рублей стоит, эти деньги всегда можно найти. Сдал алюминиевую банку – вот уже 40 копеек, бутылки подороже. А у меня всегда деньги водятся, я же подрабатываю».

«Ты приходи сюда, если что, - говорят на прощание Финн и Америка, - мы всегда рады пообщаться, если не пьяные. И еще – нас не надо жалеть. Каждый человек – хозяин своей судьбы. Мы сами выбрал себе такую жизнь. Мы ведь не бомжи. Мы – бродяги. Чувствуешь разницу?»

Жестко

В городе Куйбышеве Новосибирской области 17-летний юноша поджег бездомного.
Якобы услышав брань в свой адрес, он пошел в магазин, купил бензин, облил обидчика и чиркнул зажигалкой. Если бы не пятеро друзей бомжа,
тот сгорел бы заживо. Два года назад аналогичный случай произошел в Ленинском районе. Эти истории показывают,
что бездомных порой считают неодушевленными существами. Протестуя против такого отношения к людям, корреспонденты НГС.НОВОСТИ
прожили один день в Сухом логу с группировкой богдановских бичей (так они называют себя сами) и подружились с ними.


Это история о том, как мы попали в другой мир и прожили один день с бичом Олегом из «группировки богдановских». Вот он. Хитрый, веселый, с пробитым черепом.

Начало пути: платная (2500 в месяц) ночлежка на Весенней. Здесь обитает «элита» бездомных - пенсионеры, о настоящей бомжевой жизни они уже забыли. На выходе мы столкнулись со статным горделивым стариком - он насмешливо подмигнул нам.


Станция метро «Заельцовская». Серега, нищий: «Я одиночка, все решаю за себя сам». Даже за 300 рублей показать бомжевую жизнь города отказался. Площадь Калинина - и так хлебное место.


В ночлежке нам рассказали о поселении бомжей в Сухом логу. Теперь путь лежит к помойке и гаражам между Народной и частным сектором (в народе он зовется Шанхай и представляет собой настоящий новосибирский Гарлем).


Если отбросить бытовую чернуху, везде можно отыскать свои радости. Здесь тихо, много укромных мест, а вонь помойки смешивается с дурманящим ароматом цветущей черемухи и яблонь.


Подвал в хрущевке. Открываем дверь и видим 44-летнего Олега, он только проснулся. «Вот так и просыпаемся». - «Утром о чем-нибудь мечтаешь?». - «Много о чем. Мечтаю быть сварщиком, чтобы искры летели. Я классный сварщик - такая тема».


«Жена вчера бывшая приходила, крыса, все деньги забрала. А потом малолетки шанхайские по голове трахнули. Опасно жить? Непредсказуемо. Те же шанхайские иногда и скорую вызовут, если кто-нибудь из наших сильно захворает».


Олег дружелюбен, он приглашает нас в кусты, где вскоре появятся все активные члены «богдановских». «Сейчас увидите, как мы живем. Просыпаемся, значит, и начинаем работать, идем в обход - за металлом (2 руб. за кг), все вместе опохмеляемся».


«Смотри, горбушу какую нашел, она прямо мороженая! А колбасы мы в помойках столько находим, сколько у вас в холодильниках нет. Контейнер, кстати, правильно называть не помойкой, а стоянкой или клондайком».


«После опохмела опять на работу идем. У нас как. Мужики деньги зарабатывают, а женщины еду находят и готовят. Главных у нас нет. Всё, что кто-то получил или нашел, идет в общак. Эй, Серега, вставай! Это Серега, у него ноги отмороженные».


Серега не может собирать металл, но он человек старый, и поэтому друзья-бичи его никогда не бросят. Этой зимой мороз чуть не лишил его ног. В «хороших подвалах» на Кропоткина бичи выживали, сбившись в кучу, греясь друг о друга, как котята.


Это нехитрое Серегино богатство - зеркальце и поплавок, чтобы ловить мелкую рыбешку в Ельцовке.


Появляется Борода (46 лет) - артистичный и ироничный голубоглазый красавец. Если помыть - ни дать ни взять голливудский актер. Вернулся недавно из Козихинского монастыря.


«Мы живем тут несколько лет, на другие территории не высовываемся - там свои группировки. Если к нам чужак придет, отошьем быстро». - «А отдохнуть, покупаться в Оби никогда не собирались?». - «Хочется. Но кто нас там ждет?».


Женька (самый молодой, ему 28 лет) и пес Леший. Женька хозяйственный. «Смотри, ножовочку какую угарную нашел». Умеет играть на барабанах. «Парни в гаражах на гитарах играли, я у них спросил: можно постучать? Они разрешили. Кайф!».


Оля - подруга Женьки - и матушка-кормилица всего бомжовского коллектива. «Я только его, никого больше ни-ни». Оля очень любит читать. На помойке «всю Донцову и Маринину нашла» и прочитала от корки до корки.


Рядом с Женькой - Профессор, алкоголик из соседнего дома. С одной стороны, он делает вид, что выше их по статусу. С другой, ему явно не хватает бичовского жизнелюбия и ироничного отношения к трудностям - он тянется к ним. И к спирту.


Бороде нравится такая жизнь - ни ночлежка, ни работа его не привлекают. На сборе железяк и продаже найденного на помойке «бригада» зарабатывает от 1 до 5 тысяч в день. Он не испытывает злобы к «цивильному миру».


Водка бичам нравится много больше, нежели непонятный спирт «шанхайского» производства (15 руб. за 100 г).


В какие-то моменты казалось, что бичи обитают в каком-то параллельном, по-своему уютном мирке. Как, к примеру, хоббиты. Или гномы.


Борода: «Господа новосибирцы, хочу сделать короткое объявление: оставляйте недопитым пиво в бутылках. Нам очень хочется пить, когда мы работаем!».


Все очень пьяные. Мы направляемся в подвал. Неожиданно Борода произносит: «Давайте туда не пойдем. Там живут другие люди. Неудобно их беспокоить»



Принимается коллегиальное решение пойти «поработать» и отправиться к таинственному Гавриле. В этот момент появляется Дэн, начинающий бич, и дарит фотокорреспонденту Татьяне сорванный с клумбы красивый желтый тюльпан.


Дэн еще молод, у него есть квартира и родители. Ведет себя как ниггер из Гарлема из фильмов про ниггеров из Гарлема. Жить предпочитает в подвале с Олегом - «типа круто». К Бороде и Олегу относится с любовью и сыновней почтительностью.


Дэн заботливо делает Олегу компресс из намоченного спиртом куска картонной коробки. Олег мертвецки пьян. Но нам еще нужно к Гавриле. «Кто такой Гаврила? Ха, сейчас узнаете нашего Гаврилу».


Друзья обнимаются. Вполне искренне.


День Олега заканчивается, он падает на дорогу - друзья заботливо оттаскивают его в кусты и суют в руку две сигареты «Максим». Спокойной ночи и удачи, Олег!


Кульминация нашего психоделического путешествия. Среди труб, дохлых кошек, грязных игрушек, на уютном лежачке устроился Гаврила, по его словам, ветеран войны в Анголе: «Гутен таг! Хеллоу! Парле ву франсе! Гьялсе гьялсе - это по-сомалийски».


Гаврила тоже читает книги, которые находит в помойке: «Я недавно прочитал «Мастера и Маргариту». Такая прелесть». Сладко зевает и подмигивает: «Больше всего люблю фантастику. Сэнк ю вери мач». Пьет из горла: «Доброго вам здоровья, господа!».

Разрешите представить – Радик Гаримянович со страшной фамилией Басаев, 45 лет. Обыкновенный провинциальный бомж с солидным «профессиональным» стажем. Проживает в городе Орск, Оренбургской области.

Человек хреновой судьбы, не сумевший побороть свои слабости и опустившийся на такое дно, с которого уже не поднимаются. Сегодня модно показывать свой день: когда проснулся, как позавтракал, как ехал на работу, чем занимался. У Радика нет возможности самостоятельно запечатлеть свой день, да и мысль такая ему не приходила, однако когда я объяснил свой замысел, в его глазах загорелся огонек и он воодушевленно сказал: «Это хорошо, это правильно браток! Напиши, чтобы люди не повторяли моих ошибок».

К сожалению, у меня не было возможности сфотографировать весь день этого человека, уж больно нетороплив распорядок бездомного, поэтому большую часть записываю с его слов

Итак, первой фотографией принято показывать часы на дисплее сенсорного мобильника, но, как вы понимаете, у Радика нет ни то что мобильника, но и обычных наручных часов (они ему просто не нужны). Встает Радик рано. Вот так выглядит его спальное место:

Как дождик, я в подъезд уйду. Не везде пускают, но я хожу откуда не гонят.

Вместо завтрака пара глотков спирта, который Радик покупает в соседнем общежитии. Пьет интеллигентно, только разбавленный. За чакушку нынче просят 17 рублей, а за «флЭкон» (как на английский манер говорит наш герой) 35 рублей и ни каких запретов на продажу в ночное время. Забегая вперед, скажу, что к спирту он прикладывается регулярно, и он для него является благом куда как более необходимым, чем еда.

«Пенек» - это место на крыльце перед продовольственным магазином. Здесь он проводит большую часть времени, собирая подаяние. На вопрос сколько дают, отвечает: «Хватает. Всегда по-разному. Какое у людей настроение». Наш герой настоящее бедствие для администрации магазина. Сначала они активно боролись с его присутствием: прогоняли, но он возвращался, вызывали милицию, но те приезжали и тоже ничего не могли поделать. А куда его девать? Приюты переполнены, да и не нужен он там никому. В итоге, в этой длительной борьбе победил Радик. Сейчас с ним смирились и уже не гонят, правда и внутрь не пускают. В связи с этим у него большая проблема – как купить сигареты. Он сидит на ступеньках и просит прохожих: «Браток! Помоги! Вот возьми деньги, купи мне пачку «Оптимы» красной!». Большинство отказывает, но кто-нибудь сердобольный всегда находится и выручает. Символично, но магазин возле которого он дежурит называется «Фортуна»

Когда наступает время обеда, Радик поднимается и идет в Чкаловскую больницу, там дают бесплатные обеды:

Ходит он очень медленно и с большим трудом. Виной тому случившийся пять лет назад инсульт, который здорово ударил по ногам и предопределил его дальнейшую судьбу. Дело в том, что Радик не просто бомж, а бомж одиночка. Остальные городские бездомные живут группами, так безопаснее, так проще зарабатывать и веселее пить. Радика в компанию не принимают, так как он не работоспособен и толку от него нет, правда и сам он от местных бомжей не в восторге:

Крысы они в основном. Вурдалаки такие конкретные. Я их к себе не подпускаю, не общаюсь. Один раз прохожий на улице упал, приступ у него случился эпилепсии, а бомж подошел и все карманы обчистил. Если б я ходил бы нормально, я бы его избил, собаку.

Сам Радик бомжует с 2002 года, с тех пор как вернулся из тюрьмы.

Вот с тех пор как робот, хожу, брожу, уже не человек. Аллах меня наказывает.
А наказывать есть за что.
- За что сел?
- Сто вторая...
- Это что такое?
- Трупозвон...
- Убил кого-то?
- Да, человека.
- По-пьяни?
- Нет. Трезвый я был.

Иду с дружком, гляжу стоят,
Они стояли молча вряд,
Они стояли молча вряд,
Их было восемь!

Ночью шел, часа два было. Мост через Елшанку, где ЮУМЗ. Они навстречу. Я потом пересчитал, их шестнадцать было! Ну, я к перилам прижался, они спрашивают: "Закурить есть? А может денежки есть?" Ну, я одному всандалил, а остальные разбежались. С правой руки, прям под сердце попал. Ножом..., - Радик замолкает, а потом, спохватившись, почти кричит, - Но я не уходил никуда! Тогда ведь сотиков не было, я остался, думал, может кто с работы будет возвращаться, скорую вызовет. Остался я, не уходил! Тут меня менты и приняли, двенадцать вхерачили. В красноярском крае сидел, кочегаром был. Мне нравилось! Я даже уходить не хотел. А потом вернулся и...

Семья то у тебя была? - А как же! Жена и дочка. Дочка меня ищет, - тут опухшие глаза Радика принимают мечтательное выражение, - она взрослая стала, красивая говорят, высокая... Институт окончила! Правда замуж пока не вышла. Пока.

Видно, что тема дочери - это единственное, что хоть как-то трогает его измотанную, загрубевшую душу. Он замолкает, а потом тянется запазуху и достает уже знакомую бутылочку из-под йогурта:
- Опохмелиться нужно...
Выпив, он закуривает и возвращается в свое прежнее состояние.

Город тебя поддерживает? Почему в приют не идешь?
- Я хожу иногда, но там так: полежал и освобождай койку. Нужно в другой ийти, а мне ходить тяжело, ноги дешевые. Да, и работать там нужно, а какой из меня работник? Я сам себя ели-ели волочу! Так, только курить могу и чай пить.
- Тяжело или привык уже?
- Привык вроде, куда деваться. Жить все равно хочется, хотя, понятно, что на Майке моя родина (имеется ввиду городское кладбище в пос.Первомайский).
- Спасибо Медведеву! - неожиданно выдает Радик.
- Медведеву? За что?
- Поддерживает нас, вот за что!
- Это как?
- Да, вот так, поддерживает, браток. Хожу на Чкаловскую, пожрать дают. Мне от него ничего не надо. Он хоть не как горбач, тот настоящий урод бл...
На этом наш политический дискурс был исчерпан.

Квартиру куда дел? Проиграл?
- Нет, ты что! Жене оставил. Все оставил, даже шмотки. Я такой человек, понимаешь...
- Менты тебя не обижают?
- Нет, что ты! Менты меня знают, молодцы, пацаны! Здороваются, как увидят. Один мент, Ринат, мне вот, костыль новый подарил! - Радик хвалится костылем, - этот у меня давно уже, а вот этот он, Ринат подарил. Хороший мужик!

Когда война была, оренбургские на рейды приезжали, вот они меня прессовали. Как увидят фамилию, первый вопрос: "Ты Шамилю, случайно не родственник?" Да, я бы его сам зарезал!
- Ты сам как думаешь, почему у тебя так жизнь сложилась?
- Молодой был, глупый... Играть начал сразу после перестройки, вот и проиграл проиграл.
- А после тюрьму почему опустился? Что тебя сломало?
Радик безнадежно машет рукой. Как тут объяснить?

Радик тяжело поднимается на ноги и уходит с "пенька".

Честно расплатившись с Радиком за интервью, я направился к машине, но меня остановил вот этот человек:

Здравствуйте, - поздоровался он, - а вы из какой газеты?
- Здравствуйте, это материал для Интернета.
Человек со знанием дело покивал головой.
- Это Радик, - сказал он, показывая на моего собеседника, - он в наше общежите частенько за спиртом приходит. Колоритная личность!
- А вы, значит, его знаете?
- Знаю, как же. Больной он совсем, даже жалко. У них, у пьяниц здоровье совсем плохое. У меня жена пьет много лет, ничего не могу поделать. Уходит из дома и пьет. А когда возвращается, на нее смотреть страшно. Раны открылись на ногах и не затягиваются, гниют.
- Здесь место хорошее, - говорит он, показывая на "пенек", - я и сам здесь раньше стоял. Не попрошайничал, а двери покупателям открывал. Хорошо зарабатывал! Бывало за два часа 300-400 рублей давали!, - говорит с радостью, так как будто работал какоим-нибудь топ-менеджером (да, и то, сомневаюсь, что многие из топов с такой интонацией говорили бы про свою работу), - Потом, правда, уйти пришлось, тут мафия решает кому стоять, а кому нет. Я и не стал связываться.

Я с любопытством смотрю на этого человека, и понимаю, что он здесь появился не случайно. Вот живой и своевременный пример человека у которого тоже сложная судьба. Одет просто, но чисто. Рубашка свежая, сам подтянут, говорит быстро, четко, что после Радиковского мычание звучит почти как музыка. Спрашиваю как его зовут и прошу сфотографировать. Алексей, почувствовав себя спокойнее, вдруг говорит:
- Простите, а можно вам вопрос задать? Это не просто вопрос, а тест на интеллект.
- Задавайте, - говорю.
- Такой вопрос: а вы умеете ходить вверх головой?
- Умею, я всегда так хожу.
- Ух, ты! - совершенно по-детски удивляется Алексей, - а когда меня спросили, я не правильно ответил! Долго еще понять не мог в чем тут подвох!
Алексей радостно смеется и жмет мне руку, мы прощаемся, пожелав друг другу здоровья. Я уезжаю, а Радик остается сидеть на "пеньке". Нет смысла дальше фотографировать его день. Посидев еще несколько часов, он купит в общежитии самогонки и, залив глаза, уснет под родным кустом.

«Был декабрь, погода ужасная: холод, ветер, мокрый снег. Как говорится, даже собаку на улицу не выгонишь. И вот к нам в магазин заходит бомж. Просит разрешения немного погреться. Укутан в непонятные грязные тряпки, ну как француз, бегущий из Москвы 1812 года. Вместо пальцев на руках какие-то гниющие обрубки или раны, не знаю, я не приглядывалась, страшно было смотреть. Вонь, конечно, от него дикая. Покупатели, ясное дело, заходят в магазин и тут же разворачиваются. Потому что невозможно рядом с бомжом не то чтобы рядом, даже в трёх метрах стоять! И мне жалко бомжа ужасно, он замёрзший такой, несчастный. Погибнет человек. С другой стороны, какая тут может быть торговля, когда бомж в магазине? А вдруг он заразный? Начальство, опять же, нас же и накажет за милосердие. Выгнали мы его, стиснув зубы, в холод и снег. До сих пор вспоминаю. И стыдно, и страшно ».

Рядом с нашим миром тёплых квартир, работы с ежемесячной зарплатой, относительной безопасности, сытости и стабильности существует параллельная реальность. Мир бездомных и беспризорников. Время от времени наши реальности пересекаются.

Мы проходим мимо, отворачиваясь, покрепче держа кошельки, и стараемся побыстрее забыть. Подаём мелочь или сигарету. Пытаемся помочь и вызываем «Скорую помощь». Зайдя в вагон, где спит бомж, зажимаем нос и садимся подальше. Если бомж обосновался в нашем подъезде, вызываем полицию.

Видео: Как живут бомжи

При виде бомжа мы испытываем противоречивые чувства. Стыд и вину, потому что не можем и не хотим помочь. Жалость, потому что перед нами человек. Отвращение и боязнь чем-нибудь заразиться. Недоумение: как такое могло случиться с человеком? Презрение: сам виноват, что докатился до такой жизни! И самое главное, страх — только бы подобного не случилось со мной! Поэтому мы стремимся свести к минимуму наше столкновение с непредсказуемой и пугающей реальностью бомжей. Спешим забыть и вернуться в свой приличный, отлаженный, понятный мир.

Бродяжничество имеет долгую историю. Иисус Христос, в сущности, был бомжом. В Евангелии от Матфея чёрным по белому написано:

«..лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову».

На Руси существовали юродивые, которые скитались по городам, жили на подаяние и пользовались общественным уважением. РПЦ почитает 36 юродивых. Храм Василия Блаженного воздвигнут в честь бродяги, который ходил абсолютно нагим. Среди современных бомжей существуют своеобразные наследники юродивых (единицы, конечно). В Кемерово, к примеру, живёт 62-летний Леонид Коновалов, который снял философское кино про себя и жизнь и отправил его на Каннский фестиваль. Фильм проходит отборочный тур. В апреле бомж ждёт приглашение в Канны.

Государство с бродягами, как правило, борется. Потому что бомж — существо с государственной точки зрения лишнее и вредное. Пользы и денег в казну не приносит, а для общества представляет реальную опасность. В Царской России бродяжничество (неспособность или нежелание указать своё истинное звание и место жительства) считалось уголовным преступлением. Бродяг приговаривали либо к 4 годам исправительных работ, либо к ссылке в Сибирь. За ложные показания полагалось 30-40 ударов розгами. Бездомных стариков и инвалидов помещали в дома призрения.

С одной стороны, хороший закон. Прямо по пословице «Кто не работает, тот не ест». С другой стороны, Бродский, Нобелевский лауреат, получил по этому указу 5 лет тюрьмы (да, это был политический процесс, но факт остаётся фактом). Действовала статья 209 УК, по которой за систематическое бродяжничество и тунеядство могли посадить на 2 года. Благодаря этой статье в Петербурге существует легендарная котельная «Камчатка» и песня Гребенщикова «Поколение дворников и сторожей».

(кадр из фильма «Рок»)

После развала СССР количество бомжей, особенно в мегаполисах, резко возросло. Ряды бездомных пополнили жертвы финансовых пирамид, приватизации и прочих реформ лихих 90-х, а также те, кто не смог приспособиться к условиям нарождающегося капитализма. Конституция РФ, в отличие от советской, не гарантирует россиянам ни жилья, ни работы. Капитализм всё-таки. Бродяжничество и тунеядство не считается ни уголовным преступлением, ни административным правонарушением.
Свобода личности соблюдена. Хочешь жить на улице — пожалуйста. Не хочешь работать — да ради бога. Цою и Бродскому в современной России жилось бы вольготно. С другой стороны, государству в прямом смысле плевать на весьма значительную часть граждан, погибающих на улицах.

Да, функционируют приюты для бездомных. Например, в Петербурге и в Москве работают около 20 приютов на 60 человек. При этом количество бомжей в России по официальной статистике приближается к 4 миллионам. Полиция против бомжей бессильна. Всё, что может сделать полицейский, — это отправить бомжа в спецприёмник и выдать ему документы, а иногороднего выслать. Никаких внятных государственных программ работы с бездомными не существует. Фактически, бомжами не занимается никто, кроме редких благотворительных и волонтёрских организаций.

С точки зрения среднестатистического налогоплательщика, бомжи — несомненное зло. Бомж — существо асоциальное и, как я уже писала выше, опасное для общества. В городах бомжи ночуют в подвалах и становятся причиной пожаров. Бомжи едят собак в и кошек, в том числе и домашних. Половина бездомных в России — бывшие зэки. Часть — потенциальные заключённые, которые скрываются от полиции. Многие промышляют воровством, дело доходит и до убийств. Наконец, бомжи — переносчики опасных заболеваний.

«…бездомные болеют педикулезом, чесоткой, различными видами грибковых заболеваний. А еще, пообщавшись с бомжем, можно подхватить любую инфекцию, передающуюся через дыхательные пути, в том числе и туберкулез. Но чтобы заразиться всем перечисленным, надо вступить в непосредственный контакт с инфицированным бродягой, например, в давке в общественном транспорте. Правда, наиболее «популярными» среди бомжей чесоткой и педикулезом можно заболеть, и не контактируя напрямую с зараженным. Вши, особенно если их много, остаются на сиденьях и скамейках, а чесотку можно «получить», подержавшись за поручень» (Григорий Останин, начальник Московского центра дезинфекции)

(бомжи в Казани на главной площади)

Усилия волонтёров, благотворителей и полицейских зачастую оказываются тщетными. Среди бомжей немало тех, кто сознательно выбрал жизнь на улице и не собирается от неё отказываться.

«Бродяжничаю я уже давно - лет пять. И не потому, что на какую-нибудь «пирамиду» попался, квартиру продал, деньги все потерял. У меня и квартира, и машина, и работа нормальная были. Семья, дети - все чин по чину. Только вот… свободы, что ли, не хватало. Вечно вокруг: «делай то, не делай этого», на работе - начальник, дома - жена. В общем, надоело все, я взял и ушел. С мелочью в кармане дошел до вокзала, сел в первый попавшийся поезд и - поминай как звали. Я до того дня всего один раз из своего города выбирался: летом на юг. А теперь всю страну объездил. Домой? Нет, не тянет. Я хорошо живу: найти какую-нибудь работу на один день, чтобы на еду заработать, везде можно. Да и «свои» всегда помогают: у нас люди отзывчивые. А самое главное: я никому не должен и мне никто не должен, как хочу, так и живу ».
Часто случается так, что бомжа накормят, отмоют, пристроят за счёт бюджета, а он снова возвращается на насиженное место — на вокзал или в подвал. Не хочет расставаться со свободой, которую даёт бродячая жизнь. Ведь, как ни крути, в жизни на улице есть свои преимущества. Бомж думает только о себе, не имеет никаких обязательств, не несёт никакой ответственности и не подчиняется никаким законам. У бомжа нет начальников, нет рабочего графика, он волен делать всё, что захочет. Многим нравится жить на улице. К слову, 90% бездомных вполне трудоспособны. Они просто не хотят работать.

В 2007 году в Думу был внесён законопроект о регулировании вопросов бродяжничества и решении проблем бездомных. Законопроект предлагал обязать бездомных регистрироваться и проходить регулярные медосмотры. За отказ от регистрации предполагалось давать 10 суток, злостных нарушителей могли упечь в спецучреждение. Закон раскритиковали: во-первых, о какой регистрации может идти речь, когда у 70% бродяг нет даже паспорта? Во-вторых, бомж, каким бы опустившимся он ни был, всё же человек. Принудительное лечение, а тем более заключение за бродяжничество, которое преступлением не является, — это нарушение прав человека. Если бомж выбрал жизнь на улице, он имеет на это право.

Гуманные граждане выступают против возвращения уголовного наказания за бродяжничество. Они считают, что принудиловкой ничего не решишь. Нужна комплексная государственная программа по реабилитации и социальной адаптации бомжей.

«От бездомных нельзя избавиться! Им надо оказывать помощь, поддерживать на пути к нормальной жизни. И одной бесплатной похлебкой эту проблему не решишь. Нужны большие денежные вливания, спонсорская помощь. Богатые должны начать помогать бедным» (Константин Казанцев, директор Дома ночного пребывания)

Радикально настроенные граждане выступают за решительную борьбу с бомжами на государственном уровне. Гуманность и терпимость по отношению к бомжам, вроде уважения их прав, — палка о двух концах. Во-первых, государство обязано прежде всего защитить законопослушных граждан от социально опасных бездомных. Во-вторых, уважать право бомжа на бродячую жизнь — это значит позволить ему погибать на улице от холода, голода или в результате расправы товарищей по несчастью. По статистике, средняя продолжительность жизни бродяги на улице 3-5 лет. Довольно негуманно не замечать, как умирают тысячи людей. В-третьих, реабилитация и адаптация армии бездомных — это миллионы рублей. Вся финансовая тяжесть подобной государственной программы снова ляжет на плечи налогоплательщиков. В-четвёртых, что делать с теми, кто не желает адаптироваться? Кормить бесплатно?

«О каких правах вы говорите? Бомжи давно потеряли человеческий облик. Это уже не люди, а какие-то человеческие обломки! Собрать всех, отмыть, вылечить и заставить работать!».

«Сажать их надо! Или высылать за 101 километр как было в СССР. В Сибирь, вон сколько деревень пустует».

«ненавижу бомжей!!! отстреливал бы как бешеных собак!! фашисты, чтобы не говорили были не дураки, всех бомжей и алкоголиков собрали и отправили строить дома и мосты».

«К сожалению, мы не имеем лицензии на отстрел бомжей, а других законных способов справиться с ними сегодня нет».

Михалев, правда, потом заявил, что это он так неудачно пошутил.
Гуманисты возражают: среди бомжей много таких, кто оказался на обочине жизни не по своей воле. Человек без документов и пресловутой прописки практически не имеет шансов найти вменяемую работу и жильё. Всё по пословице «без бумажки ты – какашка». Многие люди становятся бездомными по вине государства . В прошлом году, например, по судебному решению было выселено из своего жилья 20 827 человек, без предоставления другого жилого помещения. Отсутствует нормальная система социальной адаптации бывших заключённых. В результате армия бездомных регулярно пополняется зэками, готовыми на кражи и убийства.

Осенью этого года в Петербургском ЗАКСе рассматривали законопроект о создании специальных режимных поселений для бомжей. Планировалось организовать общежития где-нибудь в Вологодской области, предоставлять работу и т.д. Правда, никто не задумался о том, понравилось бы жителям Вологодской области это сомнительное соседство. К слову, подобные приюты для бездомных уже существуют в США. При этом количество бродяг в процветающей Америке не сокращается. По официальным данным, в Штатах примерно 3.5 млн. бомжей. Немногим меньше, чем в России. Достаточно бродяг и в сытой-обутой Европе.

«Бездомные - это особая культура, которая присутствует не только у нас, но и в более богатых странах. Бездомным нравится такой образ жизни, им комфортно. Я не сторонник того, чтобы государство вмешивалось в этот процесс. Надо просто формировать культуру в обществе» (Игорь Чернышев, член Совета Федерации по социальной политике)

Я думаю, что одним формированием культуры в обществе от бомжей не избавишься. Радикальные меры по отношению к бомжам могут решить проблему. Но будем честны: в современной России с её законодательной системой и коррупцией бомжом может стать любой гражданин .

Видео про бомжей живущих в России:

Когда мыпроходим поулицам, порой наглаза нам попадаюся грязные, оборванные люди— внароде ихименуют бомжами (без определенного места жительства). Содним избобруйских бомжей, которого мывстретили возле СОШ № 26, мырешили познакомиться. Онпредставился Сергеем. Втот момент, когда мыего увидели, бомж собирал остатки еды.

— Выможете рассказать, как выстали бомжом?

— Могу, почему нет.

— Расскажите, где выучились, работали, как жили дотого, как стали бомжом?

— Яучился всельской школе. Несказалбы, что наотлично, нониже троек оценок неполучал. Изшколы яушел после девятого класса, ипосовету родителей пошел всельскохозяйственное училище. После учебы забрали меня вармию. Когда моя служба подходила кконцу, мои родители погибли впожаре. После службы япошел работать водителем вколхоз, создал семью, жена родила сына, жизнь налаживалась. Жил явдоме родителей жены, так как дом родителей сгорел при пожаре. Работал по12 часов всутки, под вечер приходил уставший. Чтобы снять усталость, потихоньку стал выпивать. Инезаметил, как это вошло впривычку. Наработу стал приходить под « градусом» , перестал справляться споставленной задачей. Первое время начальство делало мне выговоры, вело беседы смоей женой, новсе было без толку. Апотом меня уволили, ажена иеёродители выгнали меня издома. Так яоказался наулице, стал бомжом…

— Выпредпринимали попытки зажить нормальной жизнью?

— Втовремя, когда ялишился крыши над головой, развалился Советский Союз. Тогда работу было найти очень сложно. Поэтому явосновном работал грузчиком. Нонаэтих подработках ядолго незадерживался, давал знать осебе алкоголь… Приходилось сталкиваться ссотрудниками милиции… Вели они себя по-разному : одни помогали— давали переночевать вночлежке, другие тосажали вКПЗ, топинали…

— Спиртными напитками вы по-прежнему злоупотребляете?

— Яуже привык кним. Как начал пить когда-то подурости, так досих пор инемогу остановиться…

— Аслучалось вам попадать вконфликтные ситуации наулицах города?

— Случалось, ичасто. Поначалу ядаже боялся выглядывать изсвоего постоянного « временного дома» . Умногих вголове мысль: если бомж, тонад ним можно издеваться— пинать его, кидать внего чем-нибудь … После последней такой встречи япролежал вбольнице две недели… Напоиски еды выхожу днем. Стою товозле рынка, тооколо магазинов, ноиоттуда меня гонят— как будто янежилец вэтом мире… Думают, что если ябомж, томеня нужно бояться как огня. Среди нас есть бывшие водители, врачи, электрики… Мытакиеже, как все…

— Засвою бездомную жизнь чем выболели?

— Только туберкулезам… Вроде ничем больше…

— Где выночуете? Как квашему ночному присутствию относятся обычные жильцы?

— Выбор унас небольшой: теплопроводы, подъезды домов, недостроенные дома, полуразрушенные помещения. Отношение жильцов разное, новедь люди предпочитают жить без посторонних запахов… Ночуя наулице зимой можно запросто уснуть изамерзнуть. Еслибы такое произошло— это былобы даже клучшему— никтобы тебя больше непинал, неоскорблял, ненадо былобы думать где достать еду… Унас только одно избавленье— СМЕРТЬ.

— Как выпроводите день, чем занимаетесь?

— Каждый день похож напредыдущий, заранее можно предугадать, что следующий день будет такимже, каким был игод назад идва. Просыпаясь утром составлять план ненадо, онодин итотже: проснуться, достать деньги, найти еду ибез последствий добраться доочередного места ночевки, заснуть истревогой ожидать следующий день. Когда хожу погороду впоисках еды, денег, стою возле вокзалов или магазинов, зачастую появляется мысль, что доместа ночевки могу недобраться, что слягу прямо здесь, или помогут слечь… Моя жизнь— это испытание напрочность, проверка наживучесть,— сломаюсь или нет. Любой человек знает, что если пирожное недоест сразу, тосъест его позже. Адля нас это непозволительная роскошь: несъел сейчас, несъешь больше никогда… Жизнь бомжа похожа нажизнь сапера, втом плане, что бомжи, как исаперы, ошибаются только один раз, второго шанса уже небудет. Всвободное отпоисков еды, денег иместа ночлега время основным нашим развлечением являются карты. Это единственная вещь, соединяющая нас снормальной жизнью, окоторой мыпомним… Летом купаемся вреке, зимой— вснегу. Вот ивсе развлечения.