Как научить ребенка говорить букву «Ш» без привлечения специалистов. Как научить ребенка выговаривать буквы

Большинство детей к 5-7 годам говорит правильно. Однако бывают случаи, когда ребята приходят в школу с еще не чистой речью. Обычно дети искажают шипящие звуки и звук «р». Недостатки произношения порой приобретают устойчивый характер и трудно поддаются исправлению. Поэтому за речью детей следите с самого раннего детства, не допускайте, чтобы ребенок шел в школу с неправильным произношением. Это особенно важно, так как недостатки произношения являются иногда причиной неуспеваемости детей.

Нередко недостатки произношения появляются в результате неправильного воспитания. В некоторых семьях взрослые при разговоре с малышом лепечут и сюсюкают. Этим самым они закрепляют неправильное произношение ребенка.

Говорите с ребенком всегда спокойно, четким, грамотным языком. Следите за речью детей и вовремя пресекайте замеченные недостатки произношения, так как исправлять их позже, когда они укоренятся, будет значительно труднее. Особое внимание развитию речи надо уделять в дошкольном возрасте, когда процесс идет наиболее интенсивно, а речь очень гибкая и податливая.

Некоторые родители считают, что разговорная речь развивается самостоятельно, без помощи взрослых. Это совсем не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи приводит иногда к отставанию общего развития. Используйте всякого рода потешки, песенки, прибаутки, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки. Большое влияние на развитие речи малышей оказывает пример старших детей. Но не для всех детей достаточно простого подражания правильной речи, и малыши все-таки часто неправильно произносят отдельные звуки. К таким ребятам проявите особое внимание.

Дети с недостатками в произношении стесняются говорить, избегают слов с трудными для них звуками, становятся раздражительными и неохотно идут в школу. У ребят возникает чувство неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек. Поэтому создайте в семье правильное отношение к ребенку, имеющему недостатки речи, не допускайте, чтобы над ним смеялись, передразнивали его. Помогите спокойно, без стеснения преодолевать недостатки, дайте ребенку почувствовать, осознать всю важность правильного произношения и необходимость устранения картавости или шепелявости, заинтересуйте его этой работой.

Если ребенок к 5-6 годам неправильно произносит некоторые звуки, обратитесь к специалисту-логопеду, который поможет исправить произношение. Если нет этой возможности, занимайтесь с ребенком сами.

Приемов по постановке правильного произношения очень много. Приведем некоторые из них.

Во всех случаях исправления произношения попытайтесь сначала получить звук непосредственно путем подражания. Предложите ребенку произнести звук, показав сначала на себе. Потом добейтесь того, чтобы ребенок все повторил за вами. Занятия по постановке звуков проводите перед зеркалом: ребенок не только будет видеть свою артикуляцию, но и сравнивать ее с вашей.

Имейте в виду, что не всегда удается получить правильный звук на первых же занятиях. Эта работа требует терпения и большой настойчивости. При произнесении звука «ш» губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы чуть-чуть приоткрыты, кончик языка поднят вверх и образует щель с небом в передней его части. Звук произносится без голоса. Выдыхаемая струя воздуха теплая.

Если ребенок не картавит, то легко можно научить его произносить звук «ш». Предложите ребенку произнести «р» сначала громко, затем шепотом, немного отодвинув при этом язык шпателем (или ручкой ложечки) от альвеол к передней части неба,- получится звук «ш».

Точно так же ставится и звук «ж». Только он произносится с участием голоса, что легко ощутить, приложив руку к гортани.

Звук «р» ставится следующим образом: предложите ребенку произносить звук «д» сначала медленно, а потом все быстрее. В момент произнесения «дддддддд…» положите под язык указательный палец ребенка и быстро передвигайте его вправо и влево. Таким образом вырабатывается вибрация кончика языка и правильное звучание «р».

При произнесении звука «с» губы слегка растянуты, как при легкой улыбке, зубы чуть-чуть раскрыты (1-1-1,5 мм) и немного обнажены, кончик языка касается нижних зубов; посредине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. При произнесении звука «с» выдыхаемая струя воздуха холодная. Это легко проверить, подставив тыльную сторону руки ко рту.

Звук «з» произносится так же, как и «с», только с участием голоса. (Сравните «ш» и «ж».) Вибрацию гортани легко почувствовать, приложив к ней руку.

Прежде чем приступить к постановке звука «л», научите ребенка четко и отрывисто произносить звук «ы». Сначала добейтесь, чтобы он быстро высовывал между губами широкий язык и убирал его назад. Такое упражнение проводите много раз. При этом получаются звуки «бл-бл-бл-бл-бл…». Затем переходите к следующему приему - просовывать широкий язык между зубами, слегка прикусывая кончик языка и «лллллл…у», «лллллл…ы». Так постепенно вырабатывается правильное произношение «л».

После того как вы добились верного произношения звука, закрепите этот звук в речи. Например, при закреплении звука «ш» предложите ребенку долго и четко произносить «ш-ш-ш-ш», подражая выпускающему пар паровозу; звук «ж» закрепляется при подражании жужжанию пчелы «ж-ж-ж-ж», звук «р» при подражании рокоту мотора «р-р-р». Затем переходите к произнесению прямых («ша», «шо», «шу», «шы», «ра», «ро», «ру», «ры») и обратных; («аш», «ош», «уш», «ыш», «ар», «ор», «ур», «ыр») слогов. Подберите ряд слов, предложений, стихотворений для упражнений, в которых часто встречается закрепляемый звук и, с наоборот, отсутствует тот, которого еще нет у ребенка.

Например, для закрепления звука «ш» разучите стихотворение:

«Мишка милый,
Мишка славный,
Неуклюжий и забавный,-
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит».

Для закрепления звука «р»:

Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
«Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей».

Для закрепления звука «с»:

«В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит».

Очень часто дети испытывают затруднения не только в произношении звуков, но и в различении и узнавании их. Это впоследствии осложнит обучение детей чтению и письму. Поэтому с ребятами старшего дошкольного возраста (6-7 лет) проводите различные упражнения. Когда ребенок научится правильно произносить, например, звук «с», предложите ему отобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть этот звук (сани, собака, бусы, усы, нос и т. д.), и произносить названия картинок. Затем поручите ему самому придумать слова с этим звуком. Такие упражнения помогут закреплению звука в речи.

От родителей во многом зависит, чтобы ребенок 7 лет пришел в школу с совершенно чистым произношением. Выдержка и терпение, длительный, кропотливый труд принесут свои плоды - дети с чистой правильной речью будут правильно развиваться и успешно овладевать знаниями.

- Н. Чевелева, логопед

Как научить ребенка выговаривать самый трудный для произношения звук? Почему важно устранить картавость?

Причина картавости

В былые времена считалось, если уздечка (небольшая частичка кожи под языком) короткая, то ребенку будет трудно выговаривать букву «р» и ее иногда подрезали, чтобы язык лучше двигался. На сегодняшний день выделяют и другие причины картавости:
  • «Глотание» звуков. Когда ребенок полностью не выговаривает звук. Например, вместо рыба, он говорит ыба и т. д.
  • Горловое произношение. Для некоторых иностранных языков, такое воспроизведение звука «р» считается нормальным. В русском языке — речевым дефектом. Возникает из-за того, что вместо вибрации кончика языка, при произношении звука «р», работает часть неба, включая маленький язычок.
  • Произношение на английский манер или одноударный звук «р». Название говорит само за себя — язык не вибрирует, а ударяется о твердое небо.
  • Боковое произношение. Вибрация языка происходит не на кончике, а по боковым краям.
  • Носовое «р». Произносится звук как при заложенности носа.
  • «Кучерское» произношение. В воспроизведении звука «р» участвуют губы и получается что-то на подобие «тп-рррр-у».
  • Нарушение восприятия звука. Из-за некоторых заболеваний, таких как отит, аденоиды или различных нарушений центральной нервной системы, может восприятие некоторых звуков искажаться и в результате ребенок воспроизводит так, как слышит.
  • Недостаточный тонус органов ротовой полости, которые участвуют в воспроизведении звуков. Если необходимые для правильного произношения звуков мышцы слабые, то выговаривать их будет трудно.
  • Поведение малыша напрямую связано с речевыми дефектами. Если ребенок страдает от недостатка внимания или гиперактивный, то велика вероятность того, что он будет плохо выговаривать некоторые звуки, в том числе и «р».
  • Яркий пример для подражания в семье. Если в кругу семьи присутствует человек, не выговаривающий звук «р», то малыш может просто его наследовать.
  • Много языковая семья. Если родители принадлежат к разным народностям и разговариваю сразу на нескольких языках, то ребенок может путаться и воспроизводить не правильно звуки.
Маленькие детки, когда учатся говорить, не всегда правильно выговаривают не только звук «р», что придает особенный шарм лепетанию малыша, но в процессе взросления, картавость может сделать человека не уверенным в себе и помешать активному развитию.

До какого возраста картавость считается нормой?

До 5 лет речевой аппарат еще не завершил свое развитие и неправильное произношение некоторых звуков считается нормальным. Однако это не значит, что не нужно обращать внимание на то, что малыш плохо выговаривает звуки. В домашних условиях можно выполнять специальные упражнения.

Упражнения для правильного произношения буквы «Р»

Постановка звука «р» не такая уж простая штука. Некоторые упражнения можно выполнять дома:
  • «Заводится мотор». Произносить «д» на выдохе. Выговаривать «дын-дын-дын-дын» постепенно ускоряясь. Длительность одного упражнения до 10 секунд.
  • «Волшебный инструмент». Логопеды «помогают» деткам выговаривать некоторые звуки с помощью различных приспособлений. В домашних условиях подойдет ватная палочка или чайная ложка. Язык приподнять и под него положить палочку или ложку, в это время ребенок должен протянуть звук «ж», чтобы ощутить необходимую вибрацию.
Чтобы создать вибрацию, как основу для твердого и мягкого «р», необходимо под язык подставить ватную палочку или ложку и пусть малыш протянет звуки «ззззааа» для твердого произношения и «ззззззиии» для мягкого.

Развитие речевого дыхания

Сильный выдох — гарантия правильного произношения звука «р». Для этого ребенку важно играть например, с шариком от пинг-понга, загоняя его в лузу, символические ворота из кубиков или любое углубление, просто управляя с помощью потока воздуха из рта. Дуть на шарик нужно как можно сильнее, чтобы он активно двигался. Так же развивать речевое дыхание можно, создавая мыльные пузыри.

Разминка языка

Для разминки языка существует множество упражнений. Вот некоторые из них:
  • Открыть рот, максимально высунуть язык, двигать вверх-вниз, ненадолго задерживаясь в верхнем положении. Таким образом растягивается уздечка и тренируется язык.
  • Облизывать губы сначала за часовой стрелкой затем против, стараться достать нос, делать его поочередно широким и узким.
  • Вытянуть язык и прижать к верхней губе, быстро двигать вверх-вниз и стараться произнести «бл-бл-бл-бл».
  • Двигать языком во рту, поглаживая зубы, небо.
  • Щелкать языком, имитируя цоканье копыт.
Если все упражнения выполнять по нескольку минут 2-3- раза в день, то произношение любых звуков не будет проблематичным.

Скороговорки для закрепления произношения

Хорошо, когда ребенку весело и он с удовольствием занимается. Для этого можно разучить скороговорки:
  • Чебурашка черепашку попросил раскрасить чашку.
  • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • К Кларе пришли две Вари.
  • Бородатый Барабашка барабанит в барабан.
Многие скороговорки трудны даже для взрослых, поэтому интересно заниматься вместе с ребенком и устроить марафон, кто первый произнесет все изречения правильно.

Когда обращаться за помощью к логопеду?

После 5 лет, если малыш плохо выговаривает не только букву «р», но и большинство других звуков, а домашние занятия не дают должного результата, лучше обратиться за помощью к квалифицированному логопеду.
Он осмотрит ребенка, постарается выяснить причины речевого дефекта. Возможно понадобятся консультации других специалистов.
Ко всему, логопед покажет как правильно выполнять упражнения и контролировать ребенка.
Оставлять без внимания неправильное произношение не стоит. В дальнейшем малыш может плохо учиться в школе, отставать от сверстников.


Как научить ребенка говорить букву «Р»? Иногда самостоятельно сделать это очень сложно и приходится прибегать к помощи профессионала – логопеда. Но если ребенку еще нет 5-6 лет, то можно постараться развить речевой аппарат в домашних условиях. Существует немало упражнений, в том числе и игровых, которые помогают освоить этот сложный звук.

Немного о звуке «Р»

Неудивительно, что многие дети не могут самостоятельно выговорить букву «Р»: это, пожалуй, наиболее сложный звук. Для его правильного воспроизведения у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, необходима определенная амплитуда языка, достаточная вибрация. Поэтому практически каждый малыш коверкает слова, в которых есть буква «Р».

  1. Пропускает звук. Вместо работы получается «_абота», кареты – «ка_ета», робот звучит как «_обот».
  2. «Р» заменяется звуком «Й» или «Л». Кто из нас не называл в детстве рыбу «лыбой», а корову «койовой»? Пожалуй, так делал каждый в свое время.
  3. Звук произносится на иностранный лад. При излишней вибрации ребенок походит на англичанина, а при грассировании на француза.

Бывает так, что, несмотря на все попытки родителей научить ребенка выговаривать букву «Р», у него это не получается. Не спешите отчаиваться, иногда правильно воспроизводить звук мешает индивидуальное строение подъязычной связки (уздечки). Решить эту проблему можно специальными упражнениями. Если же амплитуда языка слишком маленькая, уздечку подрезают.

Упражнения для самых маленьких

Ни один логопед не возьмет на занятия ребенка, пока ему не исполнится 4 года. Но это вовсе не значит, что на какое-то время о проблеме можно забыть. Уже начиная с года можно учить ребенка подражать льву («РРР», «ГРР» или «РЫ-РЫ-РЫ»), вороне («КАРР»), трактору («ДЫРР-ДЫРР»), пистолету («ТРА-ТА-ТА-ТА»). Положительно сказывается на правильном произношении «Р», когда ребенку часто рассказывают такие скороговорки, как «На дворе трава…», «Ехал Грека через реку…» или любые другие стишки с частым повторением этого звука.

Немного позже, примерно с 2 лет, можно предложить малышу интересную игру.

  1. Предложите ребенку отправиться путешествовать на лошадях. Пощелкайте языком, изображая цокот копыт, попросите его повторить. Устройте воображаемое соревнование, чей конь быстрее цокает.
  2. Дорога привела вас на птичий двор. Спросите, какие животные тут живут? Попросите изобразить, какие звуки они издают (му, гав, кря, га-га, и т. д.) Расскажите об индюках. Малыш знает, как они говорят? Научите его быстро высовывать язык меж сомкнутыми губами, произнося звук «БЛ-БЛ-БЛ».
  3. А теперь вы зашли в гости в дом. Здесь живет язычок, и он очень любит прыгать. Покажите ребенку, как язык опускается вниз, а затем поднимается к небу (потолку). Дайте ему зеркало и предложите повторить. Попросите найти его бугорки за зубами (альвеолы). Нашел? Это диванчики язычка, у него они стоят на потолке. Предложите быстро по ним попрыгать.
  4. На улице поднялся сильный ветер, и началась буря. Достаньте тонкий листик или лепесток цветка и попросите малыша подуть на него, прижимая язычок к диванчикам-альвеолам. Губы должны быть растянуты в широкой улыбке. Получается звук, похожий на «ТРРР». Предложите ребенку подуть так сильно, чтобы лепесток улетел. Какая сильная буря!

Развитие речевого аппарата

Примерно после 5 лет можно уже серьезно задуматься над вопросом, как научить своего ребенка произносить звук «Р». Обычно этим занимается логопед, подбирая упражнения индивидуально. Однако существует общая гимнастика, направленная на развитие правильной артикуляции. Выполнять ее желательно регулярно, 1-2 раза в день. При этом занятия должны проводиться в игровой форме. Не вздумайте дразнить ребенка, заставлять или показывать свое раздражение, если у него что-то не получается. Всячески ободряйте его и поддерживайте.

Ребенок должен учиться говорить букву «Р» постепенно. Перед тем как поставить звук в слове, нужно, чтобы он хорошо получался сам по себе, изолированно. То есть на первом этапе нужно заниматься над правильным произношением буквы, затем слога, а после уже можно тренироваться над произношением слов и предложений.

Разминка

Перед тем как учить ребенка выговаривать «Р», сделайте небольшую разминку. Своеобразная гимнастика поможет связкам разогреться, и основные упражнения будут получаться лучше.

  1. Попросите ребенка погладить языком верхнее небо, от верхних зубов к горлу, затем обратно. Рот при этом должен быть приоткрыт и натянут в улыбке.
  2. Далее, не меняя выражения лица, нужно высунуть язык наружу и поочередно прикоснуться к левому и правому уголку рта.
  3. После небольшой передышки снова попросите ребенка широко улыбнуться и произнести звук «НЬ». Язык прижмется к верхнему небу, его нужно оставить в таком положении, а рот открыть максимально широко.
  4. Теперь пусть кончиком языка пересчитает зубки с внешней стороны. Рот максимально натянут.

Упражнения

Существует очень много упражнений для самостоятельных занятий с ребенком. Рассмотрим самые простые, для которых не требуется логопедический шпатель.

  1. Попросите ребенка открыть рот, упереться языком в альвеолы и произнести звук «З».
  2. Ритмично, быстро повторите с малышом слоги «ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ», «АДЫ-АДЫ-АДЫ-АДЫ-АДЫ», «ТЫ-ДЫ-ТЫ-ДЫ-ТЫ», «ДЫ-ДА-ДЫ-ДА-ДЫ», «АДЫ-ДА-АДЫ-ДА-АДЫ», «ТЫ-ДЫ-ТЫ-ДЫ-ТЫ», «ДЫ-ДО-ДЫ-ДО-ДЫ», «АДЫ-ДО-АДЫ-ДО-АДЫ».
  3. Теперь жужжим. Протяжно произносим звук «Ж», одновременно двигая кончик языка по направлению к горлу.
  4. Попросите ребенка плотно прижать язык к верхнему небу, затем вдохнуть через нос и резко выдохнуть через открытый рот.
  5. И напоследок попросите чадо широко открыть рот, упереться кончиком языка в альвеолы и сильно подуть, произнося звук «Д»

Что понять, какие упражнения лучше всего подойдут ребенку, попросите его порычать, а затем произнести несколько слов с буквой «Р» (рак, ворона, кролик, самовар). Если проблема только в произношении звука в словах, то можно сразу приступать к постановке «Р» в слогах (РА, РО, РУ, РИ, АР, ОР, УР, ИР), постепенно присоединяя еще одну согласную, а затем проговаривая слово целиком.

В современном мире говорить красиво и без ошибок очень важно. Поэтому родителям стоит приложить все усилия и вовремя определиться с тем, как лучше научить ребенка выговаривать звук «Р». Помогут в этом специальные занятия, направленные на развитие речевого аппарата. Если же в домашних условиях до 6 лет проблему решить не удалось, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Р и Л - самые сложные звуки, поэтому дети обычно учатся произносить их в последнюю очередь. Специалисты считают, что в норме ребенок справляется с ними к 5-6 летнему возрасту. К 4 годам малыш должен уметь выговаривать все остальные звуки. Как научить ребенка говорить букву Р: постановка звука Р, как научиться выговаривать букву Р, артикуляционная гимнастика — рассмотрим все это подробнее.

Почему надо учить ребенка правильно произносить звуки?

Многие взрослые продолжают неправильно выговаривать Р, картавить. Действительно ли важно, чтобы ребенок умел правильно произносить все звуки? Неправильное произношение может привести к возникновению комплексов, неуверенности в себе, к проблемам в школе - как с чтением и письмом, так и с взаимоотношениями с одноклассниками, а в дальнейшем - к невозможности овладения теми профессиями, где нужна красивая речь и четкая дикция.

Если ребенок уже неправильно говорит Р, само это не пройдет, ведь правильный способ образования этого звука довольно сложен для артикуляционного аппарата. Это единственный звук в русском языке, при произношении которого вибрирует кончик языка. Если ребенок нашел более «экономичный» способ произношения, то вряд ли он сам от него откажется.

Варианты неправильного произношения

Не выговаривать Р можно по-разному:

  • Распространенный вариант - когда звук просто выбрасывается, например, малыш произносит «ыба» вместо «рыба».
  • Р может заменятся на звуки, которые произнести легче: Л, Й, В, Ы, Г.
  • Ребенок может произносить Р нехарактерным для русского языка образом, например, грассируя (горловым способом) или как в английском. Особенно часто это случается у билингвов, с детства говорящих на двух языках, в одном из которых звук Р произносится «не по-русски».
  • Иногда дети нормально произносят этот звук отдельно, но в произношении слов или слогов возникают сложности.

Возможные причины проблемы

  1. Главная причина - слабость артикуляционного аппарата. «Лечится» эта проблема различными упражнениями на артикуляцию, движениями губами, языком, и не только специальными занятиями для произношения того или иного звука, но и простым гримасничанием. Если ребенок будет активно кривляться и строить рожицы, в процессе такой игры будут тренироваться язык, губы, мышцы лица.
  2. Мешать правильному образованию звуков могут и индивидуальные особенности уздечки языка (подъязычной связки), например, когда она слишком короткая. Определить, насколько длина уздечки соответствует норме, может только врач. Если она короткая, в большинстве случаев растянуть ее можно специальными упражнениями. Сейчас логопеды склоняются именно к такому варианту, постепенно отказываясь от подрезания уздечки, за исключением отдельных случаев.
  3. Еще одна причина - неразвитый фонематический слух: способность различать звуки (фонемы) любого языка. Это не имеет отношения к физиологическому слуху, то есть к самой способности слышать звуки: ребенок не может правильно определить, какой звук произносит другой человек, и, следовательно, потом делает ошибки и при произношении слов.
  4. Фонематический слух развивается постепенно, особенно помогают этому общение с родителями, чтение ребенку вслух, заучивание стихов. Но иногда фонематический слух нарушается, поэтому ребенок плохо различает звуки речи, которую он слышит. В частности, вредно для правильного развития фонематического слуха сюсюканье, когда родители подражают детской речи. Дети могут путать звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие, Р и Л тоже могут спутать с какими-то другими. Здесь тоже помогут упражнения, о которых мы расскажем ниже.
  5. Неправильное речевое дыхание тоже может привести к тому, что ребенок не выговаривает Р. Оно может быть обусловлено как привычкой, так и различными патологиями, например, хроническим насморком, увеличенными аденоидами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями иммунной системы. Соответственно, если есть такие проблемы со здоровьем, нужно их решать.

Нужно ли обращаться к логопеду?

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок к 5 годам еще не научился выговаривать какие-то звуки, в том числе Р. Логопед определит причину неправильного произношения, исключит серьезные патологии.

В 5 лет вообще лучше сводить ребенка к логопеду, даже если вы думаете, что все в порядке - нужно оценить речевое развитие малыша. Перед тем, как ребенок пойдет в школу, его также нужно показать специалисту.

Консультация логопеда также нужна, если есть другие проблемы с речью:

  • в 2 года малыш общается только жестами;
  • в 3 года говорит настолько невнятно, что другие люди не могут разобрать его речь;
  • в 5 лет говорит невнятно, слишком быстро или медленно;
  • переставляет слоги, выбрасывает их или добавляет лишние;
  • говорит гнусаво (в нос);
  • если в 4-5 лет произносит мягко все звуки в речи.

Картавость может быть следствием каких-то мозговых нарушений, болезней нервной системы, хотя такие случаи, конечно, более редки, чем простая незрелость артикуляционного аппарата. Именно для того, чтобы своевременно обнаружить симптомы серьезных нарушений и принять меры, нужна консультация логопеда.

Даже если вы хотите справиться с неправильным произношением самостоятельно и уже вооружились списком рекомендаций и упражнений на артикуляцию, лучше хотя бы один раз сходить к хорошему логопеду. Он определит, насколько проблема серьезна, нет ли каких-то патологий в ротовой полости, которые мешают малышу правильно выговаривать звуки, даст квалифицированные советы в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Общие принципы

Р и Л - сложные звуки, поэтому учить им ребенка можно только после того, как он научится выговаривать все остальные (шипящие, свистящие, В, Ф и другие). До этого времени сложные упражнения будут бесполезны: ребенок учится постепенно, наберитесь терпения. Особые затруднения возникают именно со звуком Р - в русском языке он образуется сложно, в этот процесс вовлечен почти весь артикуляционный аппарат, для его образования нужны точные движения языка.

Обратите внимание, что говорить «выговаривать букву Р» — неправильно. То, что мы произносим, это звуки, буквы - знаки при письме. Даже если вы просто говорите так по привычке, ребенку нужно объяснить, чем отличается буква от звука, это пригодится в школе.

  1. Занятия с дошкольником обязательно должны быть интересными, игровыми, даже если они длятся всего 10-15 минут. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, он будет легче запоминать и быстрее научится верному произношению.
  2. Сначала нужно научить ребенка выговаривать звук Р отдельно. И только когда он уже будет хорошо «рычать», можно перейти к упражнениям на слоги и слова с трудным звуком. Когда ребенок будет чисто говорить Р в словах и слогах, можно тренировать Р в речи, учить скороговорки.
  3. Занятия будут занимать примерно полчаса в день, но само обучение может быть довольно долгим, от нескольких месяцев до года. Обязательно хвалите ребенка за его успехи! Причем обычного «Молодец!» недостаточно - говорите конкретно, чему новому научился сегодня малыш: «Ты сегодня научился цокать, как лошадка» или «Уже получается делать широкий язычок».

Перед тем, как предлагать ребенку упражнение, сами научитесь делать его правильно, контролируя себя с помощью зеркала. Повторяя за вами, малыш быстрее запомнит нужные действия.

Разминка

Каждую тренировку нужно начинать с разминки. В нее входят простые упражнения для губ и языка.

  • «Кисточка». Начинается упражнение с того, что нужно улыбнуться и открыть рот. Затем ребенок должен провести языком по нёбу от верхних зубов назад (как можно дальше к горлу) и обратно, как кисточкой. Повторите упражнение 10-12 раз.
  • «Маятник». Снова нужно улыбнуться и открыть рот. Затем слегка высунуть язык и покачать им из стороны в сторону, как маятником. Также повторить 10-12 раз.
  • «Гармошка». Ребенок должен прижать язык к нёбу, как будто хочет произнести звук «НЬ». Не отпуская язык, открывать и закрывать рот.
  • «Чистим зубки языком». Снова нужно улыбнуться и открыть рот. Пусть ребенок проведет по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону, как будто подметая их. Потом пусть «почистит » языком каждый зубик отдельно. Важно, чтобы при этом нижняя челюсть была неподвижна.
  • «Комарик». Это забавное упражнение дети любят. Нужно сказать «з-з-з» и слегка высунуть язык. Затем снова сказать «з-з-з» и поставить язык сразу за верхними зубами. Повторить 10-12 раз.

Упражнения для артикуляции

Они включают упражнения на развитие мышц языка, мимических, горловых мышц, губ. Упражнения указаны в порядке возрастания сложности.

  1. Перед этим упражнением нужно вымыть руки. Путь ребенок поместит большой палец под язык и подвигает им вправо-влево. Упражнение поможет растянуть уздечку.
  2. «Лошадка». Предложите малышу поцокать, как лошадка. Для этого нужно присасывать язык к твердому нёбу и отрывать его. Посоревнуйтесь, кто цокает быстрее и громче - соревновательный элемент сделает занятия интереснее для ребенка.
  3. «Шиворот-навыворот». Попросите ребенка высунуть язык и попытаться сказать что-нибудь.
  4. «Индюк». Как говорит индюк? Покажите это ребенку - быстро выбрасывайте язык между губами, чтобы получался звук «бл-бл-бл». Пусть ребенок повторит несколько раз. Если сразу не получается быстро, пусть попробует в медленном темпе.
  5. Полезны любые гримасы с активными движениями ртом: пусть ребенок сворачивает язык в трубочку, высовывает, пробует достать им до носа или подбородка, скалит зубы и так далее. Детям очень нравятся такие игры.
  6. «Кучер». Как остановить лошадку? Нужно сказать ей «Тпрр». При этом вибрируют губы, получается губной, глухой звук Р.
  7. «Блинчик». Упражнение нужно для правильной формы кончика языка при произношении звука Р - он должен быть широким, а не острым. Поэтому нужно научиться делать язык широким. Пусть ребенок положит широкий, плоский язык на нижнюю губу, как на блюдечко.
  8. «Любопытный язычок». Упражнение лучше делать сразу после предыдущего, чтобы ребенок не забыл, как делать широкий язык. Нужно улыбнуться и положить широкий язычок на нижнюю губу - пусть любопытный язычок посмотрит, что происходит вокруг. Потом широкий язык убрать в рот - в домик - и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. После того, как язычок отдохнул в домике, можно снова вывести его «погулять». Выдвигать и убирать язык нужно плавно.
  9. «Барабанщик». Пусть ребенок постучит языком по бугоркам - должен получаться звук «д-д-д». Язык при этом широкий, губы в улыбке, нижняя челюсть не двигается.
  10. «Сорока». В этом упражнении у ребенка уже может получиться звук, близкий к правильному Р. Как трещит сорока? Попробуем показать! Язык должен быть широким, надо поднять его к альвеолам и направлять струю воздуха на выдохе на кончик языка. Сначала ребенок должен попробовать произнести звук шепотом, потом громче.
  11. «Моторчик». Упражнение уже прямо подходит к правильному звуку Р. Ребенок должен говорить звук «д-д-д», как в упражнении «барабанщик». Теперь берем указательный палец ребенка (правый - для правшей, левый - для левшей, руки должны быть чистыми) и подставляем под кончик языка, совершая частые вибрирующие движение. Должен получиться звук «др-р-р». Моторчик завелся, скоро малыш научится сам, без помощи пальца заставлять кончик языка вибрировать!
  12. Попросите ребенка порычать, как тигр: «Р-р-р!» Вначале можно «заводить» язык с помощью пальца, постепенно переходя к самостоятельному произношению звука.

Конечно, не все эти упражнения делаются в одно занятие. Сначала нужно освоить первые пять, затем остальные. Обязательно хвалите ребенка за его успехи, пусть он демонстрирует их всей семье!

Упражнения для фонематического слуха

Нарушения фонематического слуха определяет логопед. Способность правильно определять звуки в речи развивается примерно к 5 годам, ошибки до этого возраста - нормальное явление. Конечно, эти сроки зависят от степени развития конкретного ребенка.

Нарушения фонематического слуха требуют постоянного внимания родителей и логопеда, их обязательно нужно исправлять, иначе в дальнейшем у ребенка возникнут сложности с обучением чтению, письму, он будет отставать в учебе. Часто на исправление таких ошибок уходит довольно много времени. Помочь справиться с подобными нарушениями помогут следующие упражнения.

  • «Поймай звук». Вы просите малыша хлопнуть в ладоши, когда он услышит определенный звук, например, Р, а потом произносите ряд звуков, к примеру, такой: А Р Т Л Б В Г Р З, и так далее с другими звуками. Когда ребенок будет успешно «ловить» отдельные звуки, попробуйте усложненный вариант этого же упражнения, но произносите слова, например: РОТ ЛОШАДЬ ШКОЛА МАРКА КОРОВА ЛОЖКА. Обратите внимание, что звук и буква - разные вещи, в слове «НОЖ», например, есть звук Ш, а не Ж.
  • «Исправь слово». Вы называете слова верно и неверно, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слово произнесено правильно. Например: РЫБА ЛЫБА ГЫБА ЫБА.
  • «Назови слова». В этом упражнении вы просите ребенка назвать слова с заданным звуком в начале, середине, в конце: Р в начале - рот, рука, рыба; Р в середине - корова, корабль, карусель, Р в конце - двор, топор.

Автоматизация звука Р

Упражнения для правильного дыхания

Правильное речевое дыхание - важная составляющая верного образования звуков. Дыхательные упражнения направлены на увеличение объема дыхания, установку правильного ритма.

  1. Полезна для развития дыхания игра, когда через трубочку в стакан с водой вдувают воздух, чтобы получались пузырьки.
  2. Упражнение «Буря». Вам понадобится небольшой кусочек ватки, который надо положить на стол. Ребенок должен поставить кончик языка на альвеолы (бугорки) и сильно подуть на ватку, как ветер. Чем сильнее он дует, тем дальше улетит ватка. Цель - заставить язык вибрировать у альвеол.
  3. Упражнение «Фокус». Развивает не только дыхание, но и язык. Для него нужно положить ребенку на кончик носа ватку. Пусть он ее сдует, высунув язык и загнув его кончик вверх.

Нужно ли подрезать уздечку?

Короткая уздечка языка действительно может представлять проблему:

  • у новорожденных она вызывает проблемы с сосанием;
  • во-вторых, во время развития речи мешает правильной артикуляции;
  • короткая уздечка может мешать правильному развитию нижней челюсти, смещать центр языка.

В большинстве случаев укороченную уздечку замечают еще в роддоме и сразу ее подрезают, чтобы не возникло проблем с кормлением малыша. Если длина подъязычной уздечки уменьшена не сильно, можно увеличить ее с помощью упражнений. Именно к этому варианту сейчас склоняется большинство логопедов.
Действительно ли у ребенка короткая уздечка, насколько она влияет на произношение звуков и нужна ли операция, решает логопед. Уздечку подрезают под местной анестезией с помощью специальных ножниц или лазера. Следует знать, что после операции нарушения дикции не исчезнут сами по себе, поэтому часто доктора отказываются подрезать уздечку детям старше 4 лет.

Важно регулярно практиковать с ребенком те упражнения, которые представлены в данной статье, это поможет научить ребенка выговаривать букву Р без логопеда в кратчайшие сроки!

Видео:

Игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи

Нужно ли волноваться, если ребёнок в 2,5 — 3 года не заговорил. Что предпринимать?

Примерно с 15–18 месяцев жизни ребенок способен произносить фразы из двух и более слов, а к возрасту 18–20 месяцев в его словарный запас должно входить около 60–100 слов. В этот период у малыша интенсивно развивается артикуляция, и правильность произношения звуков во многом зависит от членов семьи: они должны разговаривать с ребенком и в его присутствии разборчиво, не коверкая слова. Но даже если это правило выполняется, в дальнейшем у ребенка все равно могут возникать сложности с произношением отдельных букв.

Занятия с ребенком для правильной постановки произношения можно проводить дома, не прибегая к услугам логопеда. Однако если у малыша наблюдаются проблемы с проговариванием многих звуков, пройти консультацию у специалиста все же придется, так как некоторые нарушения развития речи могут быть связаны с особенностями артикуляционного аппарата. В этом случае программа занятий для постановки правильного произношения должна быть разработана профессиональным логопедом.

Для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях вам необходимо подобрать специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие артикуляционного аппарата и отработку определенных положений языка, губ и мягкого неба.

Дыхательные упражнения. Такие занятия можно проводить с ребенком в виде интересных игр. Например, можно дуть на ватные шарики и вместе с малышом загонять их в импровизированные «ворота» (например, в коробку), или надувать воздушные шары.

Упражнения для развития подвижности губ. «Трубочка – Улыбка»: попросите ребенка вытянуть губы трубочкой, а потом растянуть их в улыбку. «Пятачок»: вытянутые в трубочку губы нужно двигать вправо и влево и вращать по кругу. «Рыбки»: хлопать губами друг о друга, произнося при этом глухой звук. «Уточка»: вытянуть губы и сжать их пальцами так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, и вытягивать губы вперед, стараясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для губ и щек. «Хомячок»: надуть обе щеки, а затем надувать их по очереди. Сильно втянуть щеки. Затем снова надуть щеки и бить по ним кулачком таким образом, чтобы воздух выходил с шумом.

Статические упражнения для языка. «Птенчики»: расслабленный язык лежит в ротовой полости, рот широко открыт. «Чашечка»: рот широко открыт, боковые и передний края языка подняты и не касаются зубов. «Трубочка: рок открыт, боковые края языка подняты. «Лопаточка»: расслабленный язык лежит на нижней губе. «Стрела»: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка. «Конфетка»: рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Чистим зубки»: рот закрыт, язык круговыми движениями обводит пространство между губами и зубами. «Змейка: рот широко открыт, узкий язык с силой выдвигается вперед и резко убирается обратно. «Часики»: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, кончик языка по очереди тянется к уголкам рта.

Проводить упражнения артикуляционной гимнастики следует каждый день по 2–4 раза. Упражнения для развития губ, щек и языка выполняются перед зеркалом. Для одного занятия достаточно 3–5 минут, в течение которых рекомендуется выполнять с ребенком не больше 2–3 упражнений. Каждое упражнение следует выполнять по 5–7 раз, а статические упражнения, при которых ребенку необходимо удерживать определенное артикуляционное положение, делают по 10–15 секунд.

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной). 4.8 из 5 (9 голоса)