Какие объекты относятся к охраняемым природным территориям. Особо охраняемые природные территории

  • Котельничский район
  • Географическая справка
  • Советский район
  • Географическая справка
  • Сунский район
  • Географическая справка
  • Белохолуницкий район
  • Географическая справка
  • Г. Киров
  • Географическая справка
  • Кирово-Чепецкий район
  • Географическая справка
  • Куменский район
  • Географическая справка
  • Слободской район
  • Географическая справка
  • 4? Лечебно-оздоровительный туризм в Кировской области.
  • Наиболее крупные санатории Кировской области
  • Наиболее комфортабельные санатории-профилактории Кировской области: Автиек, Радуга, Сосновый Бор, Молот, Перекоп, Металлург.
  • 5? Развитие культурно-познавательного туризма в Кировской области
  • Дополнительное художественное образование в сфере культуры осуществляют 84 детских школ искусств, детских музыкальных и художественных школ с общим количеством учащихся около 14000 человек.
  • Культурное наследие
  • Технологии въездного туризма
  • Механизм формирования потенциала въездного туризма территории. Мультипликативное воздействие въездного туризма
  • 2. Инкаминг как вид коммерческой деятельности на туристическом рынке
  • 3. Анализ предлагаемых въездных туров
  • 4. Особенности продвижения въездных туров
  • 1.Выбор и изучение зарубежных туристских рынков (сбытовых территорий).
  • 5. Анализ социально-экономических условий развития въездного туризма в России
  • Технологии выездного туризма
  • 1. Международные туристские организации.
  • 2. Туроператор как ключевой элемент рынка выездного туризма.
  • 3. Сотрудничество турооператоров и иностранных партнёров
  • 4. Сотрудничество туроператоров и авиакомпаний. Регулярные и чартерные
  • 5. Продвижение выездных туров. Использование маркетинговых стратегий
  • 1.1. Ситуационный анализ.
  • 1.2. Планирование целей предприятия.
  • 1.4. Выбор и оценка стратегии.
  • 1.5. Разработка программы маркетинга.
  • Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями
  • Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме.
  • 1? Концепции маркетинговой деятельности в туризме
  • 2? Правила и процедуры маркетинговых исследований туристского рынка
  • 3? Система сбора первичной маркетинговой информации
  • 4? Целевой маркетинг.
  • 5?Стратегическая диагностика деятельности туристской фирмы Swot (свот)-анализ(сильные и слабые стороны)
  • Организация средств размещения
  • 1. Услуги средств размещения: особенности и структура. Качество услуг средство размещения.
  • 2. Общее и особенное в системе классификации гостиниц и других средств размещения в рф и европейской классификации средств размещения (вто и euhs)
  • 4. Номерной фонд средств размещения. Классификации номерного фонда средств размещения.
  • 5. Организационная структура средств размещения.
  • Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма.
  • Профессиональная этика и этикет
  • Основные стороны процесса общения и их характеристика
  • Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • Основания для классификации деловой переписки
  • Теория мотивации Фредерика Герцберга
  • Сервисная деятельность.
  • 3. Тенденции развития сферы сервиса в рф.
  • Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристических услуг.
  • 1. Понятие, значение и основные этапы развития стандартизации и сертификации. Нормативно-правовые основы технического регулирования в рф.
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. 4-фз о техническом регулировании" с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007.)
  • 2. Стандартизация в индустрии туризма и гостеприимства рф. Системы классификации в туризме.
  • 3. Система добровольной сертификации услуг в сфере туризма и гостеприимства
  • 5. Управление качеством услуг. Сертификация систем качества.
  • Страноведение.
  • 1. Национальный состав населения
  • 2. Китайско-тибетская семья
  • 4. Уральская семья
  • 5. Северокавказская семья:
  • Конфессиональный состав населения планеты
  • 1.Древний этап (до V в. Н.Э.).
  • 2.Средневековый этап (V – XV- XVI вв.).
  • 3.Новый период (рубеж XV-XVI веков - 1914 год).
  • 4.Новейший этап (с 1914 г. До второй половины 90-х г. XX в.).
  • 3. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития.
  • 4.Типология стран по количественным показателям
  • 5. Заселённость территории мира
  • Изменение плотности населения в Европе и по районам России при движении с запада на восток.
  • 1? Планирование как информационный процесс. (схема в тетради первая лекция)
  • Горизонт планирования - Срок, на который разрабатываются планы, прогнозы.
  • 2? Сущность и содержание государственного регулирования сферы туризма
  • 3? Концепции в территориальном управлении
  • 4? Классификация методов прогнозирования
  • Характеристика видов транспорта, привлекаемого для обслуживания туров
  • 2. Особенности железнодорожного транспортного обслуживания туристов
  • 4. Взаимодействие туроператоров с авиакомпаниями
  • 5. Обслуживание туристов на речных и морских круизных судах.
  • 2. Семейные каюты с видом на океан
  • 3. Каюты с видом на океан
  • 4. Внутренние каюты
  • 5. Каюты с видом на променад (для лайнеров класса «Voyager»)
  • Туризм в природной среде
  • 1. Сущность, особенности, классификация и значение туризма в природной среде
  • 2. Виды и формы туристских мероприятий в природной среде
  • 3. Методика организации и подготовки туристских мероприятий в природной среде (тмпс)
  • 4. Организация туристского быта в природной среде
  • 5. Обеспечение безопасности тпс. Действия в аварийных и экстремальных ситуациях
  • Туристские формальности.
  • 1. Паспортные формальности
  • 2. Визовые формальности.
  • 3. Санитарный и эпидемиологический контроль
  • 4. Туристские формальности для въездного иностранного туризма в рф.
  • 5. Страхование туристов и туристских организаций.
  • 1. Страхование в туризме: понятие, виды и правовое регулирование
  • Туристские ресурсы
  • 1.Классификация тур. Ресурсов (предложена польским экономистом Труаси, 1963 г.)
  • 3.По характеру использования тур. Ресурсы:
  • 2.Природные туристские ресурсы
  • 3.Особо охраняемые природные территории (оопт)
  • 5.Природное и культурное наследие в туризме
  • 3.Основные методы оценки экономической эффективности реальных инвестиций.
  • 4.Туристский спрос.
  • 3.Особо охраняемые природные территории (оопт)

    ООПТ и туризм. Государственные природные заповедники. Национальные и природные парки. Государственные природные заказники. Памятники природы. Дендрологические парки и ботанические сады. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Экологический туризм.

    Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    К особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся: природные заказники, памятники природы, заповедные участки леса, национальные парки, заповедники. Основное назначение этих территорий – охрана ценных природных объектов: ботанических, зоологических, гидрологических, геологических, комплексных, ландшафтных.

    По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.

    Особо охраняемые природные территории имеют важное значение в природном рекреационном потенциале России. С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

    § государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

    § национальные парки;

    § природные парки;

    § государственные природные заказники;

    § памятники природы;

    § дендрологические парки и ботанические сады;

    § лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение . ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

    Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

    Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

    На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

    Заповедники – природоохранные учреждения, территория или акватория которых включает природные комплексы и объекты, представляющие уникальную экологическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, научных и научно-просветительских целях.

    В отличие от национальных парков заповедники имеют очень ограниченное рекреационное использование, в основном только просветительское. Это отражено в функциональном зонировании территории заповедников. В частности, выделяются 4 основные зоны:

    · зона заповедного режима, в которой животный и растительный мир развивается без вмешательства человека;

    · зона научного мониторинга, в которой научные сотрудники заповедника ведут наблюдения за состоянием и развитием охраняемых природных объектов;

    · зона экологического просвещения, где обычно размещается музей природы заповедника и проложены строго регламентированные тропы, по которым проводят группы туристов для ознакомления с природными особенностями комплекса;

    · зона хозяйственно-административная.

    Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и регулируемого туризма.

    За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

    Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.

    Следовательно, в самом условном варианте на территории любого национального парка выделяются 4 функциональные зоны:

    · зона заповедного режима, в пределах которой запрещена всякая рекреационная и хозяйственная деятельность;

    · зона заказного режима – сохранение природных объектов при строго регламентированном рекреационном использовании;

    · зона познавательного туризма – организация экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;

    · зона рекреационного использования, включающая территории для отдыха, спортивной и любительской охоты и рыболовства.

    Природные парки регионального значения – относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

    Одной из наиболее «массовых» категорий особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заказники, которые имеются практически во всех регионах Российской Федерации. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

    Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

    Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) – сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические – сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) – сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические – сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

    Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты.

    Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

    В российском законодательстве выделена еще одна категория охраняемых природных территорий – дендрологические парки и ботанические сады. Это преимущественно городские и пригородные объекты, созданные для выполнения образовательных, научных и лишь частично рекреационных целей.

    Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

    Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

    С видами и формами рекреационного использования особо охраняемых природных территорий можно подробно ознакомиться, изучив представленные ниже хрестоматийные выдержки из статей, затрагивающих данную проблематику.

    ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ - особо охраняемые природные объекты, к которым в соответствии с ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия).КУРОРТ - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.).

    Различаются К. местного значения (находятся в ведении органов местного самоуправления), К. регионального значения (в ведении органа государственной власти субъекта РФ) и К. федерального значения (в ведении федеральных органов гос. власти).

    Типы учреждений : санатории, дома отдыха, пансионаты, курортные поликлиники, курорт. гостиницы, леч. гостиницы.

    Основные типы курортов:

      Бальнеотерапевтические (мин. воды)

      Грязевые (леч. грязи)

      Климатические (лесные, приморские, горные, климатокумысо – лечебные)

    !!!Таблицу с курортами смотрите в тетради по тур. ресурсам в семинарах!!!

    Экологический туризм (в особенности, в форме биосферного экотуризма) является самым экологически безопасным видом природопользования. В его рамках познание может идти в русле либо образовательного процесса, либо просто ознакомления. Отличие первого типа познания от второго в том, что образовательный процесс связан с целенаправленным и тематическим получением сведений об элементах экосистемы, а ознакомительный – с непрофессиональным наблюдением за природой. Ознакомление может проходить в пассивной (стационарное нахождение в природной среде), активной (связанной с переходами туриста от одного интересующего природного объекта к другому) и спортивной (преодоление естественных препятствий при прохождении маршрутов) формах.

    Поэтому необходимо определить экологический туризм как деятельность, в основе которой лежат следующие принципы:

    Ø Путешествие в природу, причем главное содержание таких путешествий – знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой.

    Ø Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.

    Ø Содействие охране природы и местной социокультурной среды.

    Ø Экологическое образование и просвещение.

    Ø Участие местных жителей и получение ими доходов от туристской деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.

    Ø Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.

    Эти признаки указывают в качестве основополагающих для экологического туризма признанные авторитеты в этой области – Н.В. Моралева и Е.Ю. Ледовских, участники Фонда развития экотуризма "Дерсу Узала".

    4.Культурно-исторические туристские ресурсы.

    Понятие, сущность. Материальные и духовные культурно-исторические объекты.

      материальные - все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;

      духовные - достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

    В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

    Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

    ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ . К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.

    ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ . Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

    ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ . Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

    ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА. К ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

    ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ . Это акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

    К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

    Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы - движимые и недвижимые.

      Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.

      Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.

    Следующим, более важным этапом оценки культурно-исторических объектов, является их типология по рекреационной значимости.

    За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность (внешняя привлекательность).

    Информативность культурно-исторических объектов для рекреационных целей может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра.

    Можно выбрать 2 классификационных признака:

      степень организации объекта для показа

      место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

    По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа.

    Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

    По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на

      интерьерные (внутренний осмотр объекта)

      экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).

    ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ

    Памятники культовой архитектуры . Памятники культовой архитектуры - наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных конфессий (религий): православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.

    Сейчас, в период возрождения религиозности, паломничества становятся очень актуальными. Путешествия к культовым комплексам могут осуществляться разными группами с разными целями. Различают несколько форм таких путешествий.

    Памятники светской архитектуры . Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку - гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возродились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов. К промышленной архитектуре относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения. Загородная архитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими как, например, Петродворец и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга, Архангельское и другие в Подмосковье.

    Археологические памятники . К археологическим памятникам относят селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также останки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. Археологические памятники представляют интерес для специалистов - историков и археологов. Туристов в основном привлекают наскальные рисунки, осмотр вскрытых археологических пластов, а также археологические экспозиции.

    Этнографические памятники . Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

    Этнографические памятники относят к культурному наследию по следующим критериям: уникальность и своеобразие этнокультурных и социокультурных условий; компактное проживание малочисленных народов и старожильческого населения, где традиционные уклады, обычаи и формы природопользования сохранены наиболее полно.

    ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ

    Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.

    Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории.

    Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

    В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

    Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

    1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;

    2) необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

    Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

    Надежность культурных комплексов обусловливаются двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

    Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

    Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Санкт-Петербурга и пр.).

    Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

    ТАСС-ДОСЬЕ. 29 сентября - 1 октября 2017 года в Сочи (Краснодарский край) пройдет Всероссийский форум по особо охраняемым территориям.

    Он проводится Министерством природных ресурсов и экологии РФ и приурочен к 100-летию системы российских заповедников. Станет одним из важнейших мероприятий Года экологии в России.

    История российского заповедного дела

    Первый государственный заповедник в России был создан в 1917 году на северо-восточном берегу озера Байкал. Проведенные в 1913-1915 годах экспедиции под руководством Георгия Доппельмаира выявили, что в этих районах охотники за пушниной почти полностью истребили популяцию соболя.

    Решением иркутского генерал-губернатора Александра Пильца в мае 1916 года было решено запретить любую охоту на части Баргузинского уезда. Постановлением царского правительства от 11 января 1917 года (29 декабря 1916 года по старому стилю) был создан Баргузинский соболиный заповедник. Первым его директором стал Константин Забелин. В настоящее время заповедник входит в состав ФБГУ "Заповедное Подлеморье" вместе с Забайкальским национальным парком.

    16 сентября 1921 года был подписан декрет "Об охране памятников природы, садов и парков", который возложил на Наркомат просвещения задачи по созданию заповедников и нацпарков. В них запрещалась охота, рыбалка и прочее использование естественных богатств. В 1920-1930-х годах на территории РСФСР были созданы порядка ста заповедников, их задачи уже не ограничивались восстановлением популяции промысловых зверей - заповедники стали полноценными научными учреждениями по исследованию и сохранению природы.

    Многие из заповедников были уничтожены или лишены охраны во время Великой Отечественной войны, а также в период послевоенного восстановления промышленности - до 1953 года. С середины 1950-х годов в РСФСР были воссозданы или организованы впервые более 70 заповедников, в современной России, с 1992 года, - 28.

    Особо охраняемые природные территории

    К 1970-х годах в СССР появились охраняемые территории, имевшие различный статус: природные заповедники, микрозаповедники, заказники (охотничьи, ботанические и т. д.), национальные и природные парки, биологические станции, природные ландшафты, курортные зоны и т. д.

    В конце 1970-х годов ученые-биологи Николай Реймерс и Феликс Штильмарк предложили создать единый законодательный режим - особо охраняемых природных территорий (ООПТ). 27 ноября 1989 года Верховный совет СССР принял постановление "О неотложных мерах экологического оздоровления страны", в котором союзному правительству поручалось создать систему ООПТ. Из-за распада СССР эти планы не были реализованы.

    Российский закон об ООПТ

    Российский закон об ООПТ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 14 марта 1995 года. Согласно документу, ООПТ - объекты общенационального достояния. Это могут быть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение. На них частично или полностью запрещена хозяйственная деятельность, запрещается или усложняется изменение целевого назначения земельных участков.

    Закон предусматривает шесть категорий ООПТ федерального значения:

    • государственные природные заповедники (в том числе биосферные) - в них полностью запрещается экономическая деятельность (за исключением некоторых оговоренных случаев);
    • национальные парки - в них могут быть зоны, где разрешается, например, деятельность в рекреационных целях;
    • природные парки - в них выделяются отдельные зоны имеющие экологическое, культурное или рекреационное значение, а остальные природные ресурсы только ограничиваются в гражданском обороте;
    • государственные природные заказники - могут иметь различный профиль, например, для сохранения природных ландшафтов или восстановления отдельных видов растений и животных;
    • памятники природы - локальные комплексы, где запрещена любая деятельность, которая может привести к нарушению их целостности;
    • дендрологические парки и ботанические сады.

    В документе оговаривается, что могут быть созданы также охраняемые природные территории регионального и местного значения, в том числе иных видов (например, лечебные курорты, памятники истории). Закон вводит уголовную ответственность за нарушение режима ООПТ и т. д.

    ООПТ в России, статистика

    Всего по данным информационно-аналитической системы "Особо охраняемые природные территории России", в РФ существуют 13 тыс. 32 ООПТ, из них 304 - федерального, 12 тыс. 728 - регионального и местного значений. Кроме того, утраченными или реорганизованными числятся 3 тыс. 138 ООПТ (в основном - памятники природы регионального и местного значения).

    Общая площадь российских ООПТ составляет 1 млн 950 тыс. кв. км или около 11% всей территории Российской Федерации. Самым большим из 107 российских федеральных заповедников является Большой Арктический государственный природный заповедник (организован в 1993 году) - его площадь составляет 42 тыс. кв. км.

    Ряд ООПТ входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Путоранский, Печоро-Илычевский, Сихотэ-Алинский заповедники, национальный парк "Югыд ва" (Республика Коми), природный парк Ленские столбы (Якутия), остров Врангеля и др.

    В бюджете РФ на 2017 год на нужды ООПТ и охраны животного мира выделено 130,3 млрд руб.

    В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

    Одновременно, при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.

    а) Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

    Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

    На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

    Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

    Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

    Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

    Экологическое просвещение;

    Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

    Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

    б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

    На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

    Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

    Сохранение историко-культурных объектов;

    Экологическое просвещение населения;

    Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

    Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

    Осуществление экологического мониторинга;

    Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

    в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

    Сохранение природной среды, природных ландшафтов;

    Создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

    Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

    г) Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

    Биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

    Палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

    Гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

    Геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы,

    д) Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    е) Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

    ж) Лечебно-оздоровительные местности и курорты. К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

    Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

    В законе выделяются 7 основных категорий ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты. Помимо этого, законом предусмотрено, что органы государственной власти могут устанавливать и другие категории ООПТ (городские леса и парки, зеленые зоны, памятники садово-паркового искусства, биостанции, микрозаповедники, охраняемые природные ландшафты, речные системы, береговые линии и др.). ООПТ могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

    Заповедники

    Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие особое природоохранное, научное и эколого-просветительское значение.

    В соответствии с классификацией МСОП, заповедники относятся к первой категории ООПТ, для которой предусмотрен наиболее полный и строгий режим охраны природы. Заповедники утверждаются постановлением правительства, при этом земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на их территории, предоставляются им в пользование (владение). Изъятие земельных участков и других природных ресурсов заповедников запрещается, они полностью изымаются из оборота. На территории заповедников запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории. На прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

    Заповедник - наиболее жесткая по природоохранным ограничениям организационная форма охраны природных территорий. Само слово «заповедник» (считается, что это понятие изначально применялось к священному лесу, защищенному православной церковью) довольно трудно переводится на другие языки, и в англоязычных странах аналогом ему служит «строгий резерват» (strict reserve). Однако это не вполне точно передает суть заповедников как особой категории ООПТ, поэтому в последнее время в международной практике все чаще используется термин «zapovednik».

    Основы современной концепции заповедников заложены в конце XIX - начале XX веков в работах выдающихся русских ученых-естествоиспытателей В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского и др. По их мнению, в заповедниках должны исследовать природу, сохраняемую в полной неприкосновенности, для выявления ее законов, знание которых необходимо для разумного использования природных богатств. Эта идея прошла «красной нитью» через всю историю заповедного дела, однако в разное время взгляды на задачи заповедников менялись. Последнее обстоятельство было связано как с деструкцией природы страны, так и с изменением научных взглядов на охрану природы, в том числе под влиянием идеологии и экономической политики.

    Задачи, возлагаемые на заповедники, формулируются следующим образом:

    1) поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и сохранение биоразнообразия;

    2) проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения «Летописи природы»;

    3) проведение научно-исследовательской работы;

    4) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;

    5) экологическое просвещение;

    6) участие в государственных экологических экспертизах по проектированию строительства, реконструкции и расширению хозяйственных объектов.

    Рассмотрим некоторые из них более подробно.

    Например, на 1.01.2002 г. в России имелось 100 заповедников общей площадью 33,17 млн. га, что составляет примерно 1,56% ее площади. Сеть российских заповедников имеет широкое признание в мире. Международный статус биосферных резерватов имеют 27 заповедников, 9 находятся под юрисдикцией Конвенции об охране Всемирного наследия, 10 входят в сеть водно-болотных угодий международного значения. Разработан перспективный план дальнейшего развития сети заповедников на период до 2010 г. с учетом их роли в сохранении биоразнообразия и как эталонов природы.

    Несмотря на многочисленные коллизии, преследовавшие заповедники в разные годы, сеть заповедных территорий, сформировавшаяся в России - выдающееся достижение отечественных энтузиастов охраны природы, не имеющее аналогов во всем мире. Можно сказать, что это один из самых весомых вкладов России в мировую цивилизацию в XX в. Классическим, исходным принципом заповедного дела является абсолютная неприкосновенность изъятых из любого хозяйственного использования строго охраняемых природных объектов. Ни одна страна в мире не создавала на таких площадях ООПТ на принципе полного невмешательства человека в природные процессы. Представляется, что подобный феномен возможен только в России с ее огромной территорией и особым менталитетом научной общественности.

    В настоящее время положение с заповедниками сложилось довольно противоречивое. Некоторые ученые считают, что провозглашенные отечественной наукой принципы заповедности не выдержали испытания реальностями жизни и вошли с ней в глубокое, возможно, даже неразрешимое противоречие, и значительное число заповедников являются не «эталонами природы», а «хозяйствами на природе». Высказывается также мнение, что нынешняя сеть заповедников не соответствует современным социально-экономическим условиям и возможностям государства (согласно существующему законодательству, заповедники - некоммерческие природоохранные учреждения, финансируемые из федерального бюджета). Сторонники другой точки зрения считают, что, несмотря на нынешние трудности, необходимо сохранить и расширить сеть заповедников как уникальных «лабораторий природы», имеющих исключительное значение для человечества, а разрушение или даже трансформация сложившейся сети заповедников - это преступление перед нынешним и будущими поколениями людей.

    На наш взгляд, ближе к истине лежит последняя точка зрения. Это, однако, не исключает некоторых аспектов эволюционного (не революционного) реформирования заповедной системы. Научной общественностью давно обсуждается возможность разделения заповедников на абсолютные и частично управляемые. Исторически в России сложилось так, что некоторые заповедники создавались в местах, где целесообразнее была бы организация национальных парков. Нуждаются в уточнении особенности организации и функционирования биосферных резерватов, которые в России не всегда обоснованно относят к биосферным заповедникам. Обсуждается необходимость реформирования управления всей системой ООПТ, в которой заповедники занимали бы центральное место. Однако эти и, возможно, другие аспекты реформирования ООПТ должны основываться на проверенных временем и практикой основных принципах заповедного дела. При этом безусловным приоритетом должно стать сохранение целостной сети заповедников, имеющих почти вековую историю, отражающих и сохраняющих разнообразие природы России, поддерживающих биоразнообразие и исключенных из хозяйственного использования.

    Национальные парки

    Национальные парки (НП) - особая форма организации охраняемых природных территорий, где совмещаются задачи сохранения природных и историко-культурных объектов с организацией активного познавательного отдыха.

    Все мировое разнообразие НП в принципе соответствует единому международному стандарту, закрепленному в решении Х сессии Генеральной Ассамблеи МСОП в 1969 г.: национальный парк-это сравнительно большая территория, где: 1) экосистемы в результате эксплуатации и пользования человеком существенно не изменены, геоморфологические участки, виды животных и растений и места их обитания представляют собой научный, просветительский и рекреационный интерес, ландшафты характеризуются удивительной красотой; 2) высочайшими и компетентными органами власти страны предприняты шаги к предотвращению или исключению хозяйственного использования природных ресурсов на всей территории и к обеспечению эффективного соблюдения правил поведения; 3) посетители пребывают по специальному разрешению для просвещения и реализации культурных и рекреационных потребностей.

    Первые НП России (Лосиноостровский и Сочинский) были образованы лишь в 1983 г. Основная причина заключалась в том, что в бывшем СССР приоритет среди всех ООПТ отдавался только заповедникам.

    Однако на протяжении всей истории существования заповедной сети России видные ученые и общественные деятели не раз обращались к этой идее. Особенно широко этот вопрос обсуждался после создания первого в бывшем Союзе Лахемааского НП в Эстонии, учрежденного в 1971 г. Вслед за ним в течение 70-х годов было создано по одному НП в Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Армении, Киргизии, Узбекистане. И только Россия с ее обширной территорией и огромным разнообразием природных и социально-экономических условий до начала 80-х годов продолжала обсуждение самой идеи. Итогом дискуссии стало утверждение в 1981 г. «Типового положения о государственных природных национальных парках».

    Можно считать, что в целом сеть НП состоялась как системное образование. Значительную роль в этом сыграло принятие в 1995 г. Закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях», впервые определившего правовой статус НП в нашей стране. Статья 12 раздела III гласит: «Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма».

    При организации НП вся территория или ее часть изымается из прежнего хозяйственного использования и предоставляется в ведение парка. На староосвоенных землях НП обычно имеют в своих границах участки других землепользователей, в том числе сельскохозяйственные угодья, земли поселков и городов. Такая модель функционирования называется европейской.

    Парки, расположенные в районах нового освоения или в слабоосвоенных регионах, обычно владеют всей или почти всей территорией («Паанаярви», «Югыдва», Забайкальский и др.). Это так называемая североамериканская модель функционирования.

    Согласно Федеральному закону, на НП возложено выполнение следующих основных задач:

    1. сохранение природных комплексов и уникальных природных и историко-культурных объектов;

    2. экологическое просвещение населения;

    3. создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

    4. осуществление экологического мониторинга и др.

    Помимо общих для всех НП задач, каждый из них в силу специфики своего местоположения, природных условий и истории развития территории выполняет еще и ряд дополнительных функций. Так, НП вблизи крупных агломераций и (или) в популярных туристско-рекреационных районах призваны сохранить относительно слабо измененную природную среду и историко-культурные объекты от влияния промышленности, лесного или сельского хозяйства» с одной стороны, и от деградации экосистем под влиянием массового отдыха и туризма, - с другой. К таким НП, прежде всего, относятся Лосиноостровский, «Русский Север», Приэльбрусский и некоторые другие.

    Вокруг НП, как и вокруг заповедников, выделяется так называемая охранная зона, ширина которой зависит от природных и социально-экономических условий. Территория охранной зоны остается в ведении прежних землепользователей, но хозяйственная деятельность обязательно согласовывается с администрацией парка.

    Существует целый ряд видов деятельности, противоречащих целям и задачам всего НП и потому полностью запрещенных в его пределах. К ним относятся разработка полезных ископаемых, распашка, выпас скота, практически все виды рубок деревьев, дачное строительство и т.д. Некоторые виды деятельности, в целом не противоречащие задачам НП, но вызывающие локальные нарушения природной среды, разрешены только в специально отведенных местах. Это массовые спортивные и зрелищные мероприятия, организация туристских стоянок, разведение костров, любительская рыбная ловля.

    По территории России НП распределены неравномерно. Больше половины из них (21) расположены в европейской части страны. Еще 3 находятся на Кавказе и 5 на Урале. Таким образом, на всю обширную территорию Сибири приходится всего лишь 6 НП, причем все они сосредоточены в горах Южной Сибири. На остальной территории (Крайний Север, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) пока не создано ни одного НП.

    Перспективные предложения по созданию НП охватывают как территории нового и старого освоения, так и нетронутые ландшафты. Приоритетными критериями выбора территории для создания НП являются следующие:

    Наличие представительных образцов экосистем и биоты, уникальных образцов геологических и геоморфологических процессов, редких и исчезающих видов организмов, внесенных в Красную книгу России;

    Возможность поддержания важнейших природных процессов и экосистем, существенных для сохранения экологической стабильности крупных регионов;

    Наличие историко-культурных памятников национального значения в природном окружении;

    Наличие условий для организации охраняемых территорий международного значения (приграничные ООПТ, объекты Всемирного наследия, биосферные резерваты и т.п.);

    Значимость для развития экологического просвещения и туризма.

    Природные парки

    Наряду с национальными парками, в мире существует еще одна форма ООПТ, в пределах которой совмещаются задачи сохранения природных ландшафтов и историко-культурных объектов с организацией познавательного отдыха и туризма. Это природные парки. Как обособленное понятие они возникли в мире чуть позднее НП: первый природный парк был создан в 1909 г. в Германии. За прошедшие годы их организация приняла широкий размах, особенно в сильно урбанизированных странах Западной Европы. Так, из 5,6 тыс. природных парков 2,6 тыс. приходятся на европейский регион. В различных странах к этой же категории относят охраняемую ландшафтную область и охраняемый ландшафт. Сюда же можно отнести и региональный природный парк по классификации Н.В. Максаковского.

    Всемирная комиссия по охраняемым территориям МСОП относит природные парки к категории охраняемых ландшафтов, т.е. ООПТ, созданных именно для сохранения природы и рекреационного использования.

    В России природный парк - это одна из новых и еще не устоявшихся по содержанию форм ООПТ.

    Впервые понятие природного парка в России было закреплено в 1995 г. в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях». До этого фактически они были «слиты» с НП на основании действующего в то время «Типового положения о государственных природных национальных парках».

    Согласно Закону, под природными парками понимаются «природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях». Главное юридическое отличие природных парков от национальных парков заключается в их подчинении: они не относятся к объектам федеральной собственности, а находятся в ведении субъектов Российской Федерации.

    Природные парки могут располагаться не только на тех землях, что предоставлены им в бессрочное пользование, но и на землях других землепользователей. В последнем случае все организации, деятельность которых осуществляется в границах парка или его охранной зоны, должны согласовывать свои действия с руководством парка.

    В целом задачи природных парков аналогичны перечисленным выше задачам охраняемых ландшафтов мира. Эти задачи определяют режим охраны и использования территории, а также наличие различных функциональных зон: заповедной, рекреационной, историко-культурной и др. Перечень функциональных зон для каждого парка определяется в соответствии с природными, социально-экономическими и историческими условиями.

    Первые природные парки России, отвечающие этому статусу не только по названию, но и по содержанию, были организованы в 1995 г. На начало 2002 г. их насчитывалось 40. Основания для выбора территории под природные парки могут быть самыми разными. Приведем несколько примеров.

    Природные критерии выбора территории для создания природных парков в целом повторяют таковые для НП. Практически единственное отличие их заключается в том, что рекреационная ценность ландшафтов для природных парков в определенном смысле важнее экологической. Так, при выборе территории под природный парк совсем не обязательно наличие представительных образцов экосистем, редких и исчезающих видов флоры и фауны. Для него важнее высокая эстетическая ценность природной территории, которая в большинстве случаев непосредственно связана с хорошей сохранностью экосистем.

    Природные парки особенно необходимы в условиях высокой освоенности региона человеком, там, где от естественной природы остались лишь ее островки, окруженные хозяйственно преобразованной территорией. Режим природных парков будет способствовать ограничению хозяйственной деятельности в пределах территорий, ценных в рекреационном и познавательном отношении, поможет упорядочить рекреационную деятельность, будет препятствовать дигрессии наиболее посещаемых участков.

    Заказники

    Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

    Заказники могут осуществлять как землепользование на своей территории, так и организовываться на землях других землепользователей. На территориях заказников (либо их отдельных участках) постоянно или временно запрещается или ограничивается любая хозяйственная деятельность, если она противоречит целям их создания или наносит ущерб природным комплексам и их компонентам.

    Вследствие определенной гибкости вводимых природоохранных ограничений (в зависимости от специфики местных условий хозяйственная деятельность может или полностью запрещаться, или допускаться некоторые ее виды), заказники - одна из наиболее распространенных в России категорий ООПТ. К тому же, это весьма древняя форма охраны охотничьих угодий и их обитателей, известная еще со времен Киевской Руси. Предполагается, что именно тогда появилось слово «заказ», под которым понималось временное ограничение использования охотничьих ресурсов.

    До некоторого времени заказники по традиции служили типично охотничьими воспроизводственными и резервными участками, образованными на определенный срок, необходимый для восстановления истощенных охотничьих ресурсов. Однако в конце 50-х годов в России стали появляться заказники республиканского значения, отличающиеся от местных более строгим режимом охраны, комплексностью, лучшей материально-технической базой, неограниченным сроком действия. Подобное деление зафиксировано и в законе, где сказано, что в зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных объектов заказники могут иметь федеральное или региональное значение. Несмотря на одинаковое название - «заказник» - в практической деятельности разница между федеральными и региональными заказниками весьма существенна. Помимо значительно более строгого и комплексного режима охраны, федеральные заказники проходят стадию специальных проектных изысканий, в них иногда ведется экологический мониторинг, фенологические наблюдения, проводятся учеты численности охотничьей фауны, имеется собственный штат охраны.

    В целом заказники имеют весьма существенное значение среди разных категорий резерватов и часто составляют основу региональных систем ООПТ. Из-за своего разнообразия, многочисленности, эластичности, возможности размещения в сильно различающихся по природным и социально-экономическим условиям регионах они представляют как бы поддерживающую систему в отношении ООПТ с более жестким режимом охраны (заповедники и национальные парки), повышающую эффект их деятельности. Кроме того, заказники (в первую очередь федерального значения) являются своеобразным резервом, из которого в случае необходимости и целесообразности природные объекты могут переводиться в заповедную сеть.

    Памятники природы

    Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    По классификации МСОП, памятники природы относятся к III категории ООПТ, которая в качестве основной задачи предусматривает охрану природных достопримечательностей. Памятник природы (ПП) - одно из наиболее популярных понятий, связанных с охраной природных объектов, широко используемое не только в науке, но и в обыденной жизни. Возникновение термина связывается с именем А. Гумбольдта, который применил его в 1818 г. по отношению к обнаруженному им необычному по размерам и возрасту дереву. Дошедшая до нашего времени распространенность этого понятия, очевидно, обязана его простоте и образности. Охрана памятников природы получила широкое распространение во многих странах Европы в начале XX в. Здесь в качестве памятников природы сохранялись отдельные старые или редкие деревья, аллеи, валуны, скалы, пещеры, источники и др. В России выделение памятников природы получило большую популярность в 20-е годы XX в. Энтузиастами охраны природы был составлен список памятников природы, включающий около 250 природных объектов, часть из которых в качестве памятников природы существуют и поныне.

    Основная цель объявления природных комплексов и других объектов памятниками природы - сохранение их в естественном состоянии. Согласно действующему в России законодательству, эта цель может достигаться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у других землепользователей (последний вариант менее благоприятен с природоохранной точки зрения, однако на практике наиболее распространен). Перечень объектов, имеющих статус памятников природы, очень широк. К ним могут относиться: участки живописных местностей; эталонные участки нетронутой природы; объекты культурного ландшафта; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; уникальные формы рельефа и связанные с ними природные комплексы; термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, гроты). охраняемый биоразнообразие заказник челябинский

    В целом такая категория ООПТ, как памятник природы, очень распространена и имеет исключительное значение для охраны мелких элементов ландшафта, что особенно важно в староосвоенных регионах для поддержания экологически сбалансированной пространственной структуры ландшафтов. К числу негативных сторон этой формы ООПТ в нашей стране следует отнести то, что непосредственная охрана памятников природы часто возлагается на юридических или физических лиц, не имеющих прямого отношения к охране природы (как правило, это землепользователи), что не способствует эффективной охране данных объектов.

    Помимо рассмотренных выше пяти категорий ООПТ, для которых характерна сравнительно высокая сохранность естественной природной среды, федеральный закон дает право считать таковыми и некоторые другие учреждения природоохранного и лечебно-рекреационного профиля, имеющие в своих границах не только чисто природные, но и антропогенно измененные или даже полностью искусственно созданные экосистемы. Закон содержит их расширенное определение, режим особой охраны и особенности финансирования.

    Дендрологические парки и ботанические сады

    Детальная регламентация вопросов создания, функционирования и поддержания режима дендрологических парков и ботанических садов содержится в отечественном законодательном акте впервые. При этом закон не устанавливает особых различий между этими двумя формами ООПТ, поскольку и те, и другие имеют сходные задачи: создание специальных коллекций растений в целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления на этой базе научной, учебной и просветительской деятельности. Земельные участки, на которых находятся дендропарки и ботанические сады, передаются им в бессрочное пользование, независимо от того, какое значение и соответственно подчинение они имеют - федеральное или региональное.

    В нашей стране насчитывается 56 ботанических садов и 24 дендрологических парка и дендрария. Ведомственное подчинение у них различно: Российская академия наук (РАН), отделения и научные центры РАН, Рослесхоз, госуниверситеты (в том числе ботанический сад МГУ), сельскохозяйственные, лесохозяйственные и педагогические вузы и некоторые другие организации.

    Режим охраны дендропарков и ботанических садов предусматривает запрещение на их территории всякой деятельности, не связанной с выполнением их прямых задач и ведущей к нарушению сохранности объектов растительного мира.

    В дендропарке или ботаническом саду могут выделяться и другие участки, соответствующие их природным условиям и особенностям функционирования. Так, в границах ботанического сада Амурского научного центра ДВО РАН выделены заповедная зона (леса 1 группы), активная зона и территория дендрария.

    Лечебно-оздоровительные местности и курорты

    Согласно Федеральному закону, к особому типу ООПТ относятся территории (с прилегающими к ним акваториями), обладающие лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Они носят название лечебно-оздоровительных местностей. Их экосистемы нередко характеризуются значительными изменениями в результате хозяйственной деятельности человека. Отнесение же их к ООПТ связано главным образом с тем, что они используют природный ресурс и нуждаются в его сохранении в естественном виде на неопределенно долгое время. При этом в понятие лечебных ресурсов входят минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат и некоторые другие природные объекты и условия.

    К этому же типу охраняемых объектов относится и курорт - освоенная территория, располагающая не только природными лечебными ресурсами, но и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями и уже используемая в лечебно-профилактических целях.

    Как лечебно-оздоровительные местности, так и курорты могут быть федерального, регионального и местного значения и, соответственно, находиться в ведении федеральных органов государственной власти, субъекта федерации или органов местного самоуправления.

    На основании Федерального закона правительству России, органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления дано право устанавливать и иные категории ООПТ, помимо тех, что рассмотрены выше. К ним относятся территории, где находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, биологические станции, микрозаповедники и др.

    Как и некоторые из рассмотренных выше основных категорий ООПТ, подобные объекты могут иметь различное значение или уровень: федеральный, региональный или местный. Примером такой категории ООПТ федерального значения могут служить водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, утвержденные специальным постановлением правительства России в 1996 г.

    Гораздо шире список региональных ООПТ, устанавливаемых субъектами федерации. Например, Республика Саха (Якутия) среди своих ООПТ имеет национальные природные резерваты, национальные ресурсные резерваты и охраняемые ландшафты.

    Количество специальных ООПТ, созданных на местном (муниципальном) уровне, пока незначительно. В «Комментариях к федеральному закону…», откуда взяты и перечисленные примеры, содержится всего один объект, признанный как наиболее удачный. Это экологический парк «Черное озеро» в Засвияжском районе г. Ульяновска.

    Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

    1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

    а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

    б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

    в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

    г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

    3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

    4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

    5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

    6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

    а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

    б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

    7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

    10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

    11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

    а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

    б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Информация об изменениях:

    Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон

    12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

    Информация об изменениях:

    Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

    13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

    Информация об изменениях:

    Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

    14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

    В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

    Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.