Карачаево-черкесский государственный университет. Карачаево-Черкесский государственный университет им

Карачаево-Черкесский государственный университет – первое высшее учебное заведение республики, основанное в 1938 году. Университет в рамках единого федерального культурного образовательного пространства выполняет важные региональные задачи. С учетом социально-экономической обстановки в республике, регионе, демографических изменений в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. Кроме основной, студент получает дополнительную специальность или специализацию. В составе университета – институт филологии, институт культуры и искусств,9 факультетов: физико-математический, художественно-графический, физической культуры, педагогики и методики начального образования, исторический, естественно-географический, психологии, экономики и управления, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; имеется филиал в городе Кропоткине. С 1992 года в университете открыта аспирантура, где обучаются аспиранты и соискатели из разных регионов России. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования». Профессорско-преподавательский коллектив и сотрудники КЧГУ сегодня – это 638 че­ловек: 365 преподавателей, 42 доктора наук и профессоров, 223 – кандидата наук и доцентов, 14 действительных членов и 8 членов-корреспондентов различных рос­сийских и международных академий; члены Союзов писателей, журналистов, композито­ров, художников Российской Федерации и КЧР В университете обучаются более 5000 студентов дневного и заочного отделений, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе. Каждый год в народное хозяйство республики и региона вливается свыше 800 квалифицированных специалистов различных специальностей, подготовленных в КЧГУ. Карачаево-Черкесский государственный университет – старейший вуз республики. Он имеет свою историю, сформировавшиеся традиции и характерные особенности. Университет яв­ляется центром образования, науки, культуры Карачаево-Черкесии, способствует сохранению исторического наследия, национального свое­образия, языков народов региона, укрепляет дружбу и взаимопонимание между ними. КЧГУ уже более 60 лет. Постановлением народных комиссаров РСФСР 1 октября 1938 года в Микоян-Шахаре (ныне г.Карачаевск) Карачаев­ской автономной области был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей национальных средних школ Карачаевской и Черкесской автономных областей. Становлению и дальнейшему развитию вуза помешала война. В августе 1942 года, когда немецко-фашистские захватчики оккупировали территорию Карачаевской и Черкесской ав­тономных областей, институт был вынужден прекратить свою работу. Он возобновил свою деятельность 1 сентября 1943 года, но 2 ноября 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область, и все карачаевское население насильственно депортировано в Среднюю Азию и Казахстан, а Карачаево-Черкесский педагогический институт был объединен с Пятигорским. В связи с возвращением карачаевского народа на свою историческую родину и образованием объединенной Карачаево-Черкесской автономной области постановлением Совета министров РСФСР 1 октября 1957 года Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт возобновил свою работу. Институт рос и развивался, открылись новые факультеты. В 1994 году он был преобразован в педагогический университет, в 2003 году стал государственным университетом классического типа. КЧГУ в рамках единого федерального образо­вательного пространства выполняет важные региональные задачи. Согласно социально-экономической обстановке в республике и регионе, демографическим изменениям в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. С целью удовлетворения потребности населения в образовательных услугах и возможности активной конкуренции с другими учебными заведениями в последние годы в уни­верситете открыты новые специальности: «Социаль­но-культурный сервис и туризм», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Прикладная информатика в экономике», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Природопользование», «Финансы и кредит» и др. Готовятся научно-педа­гогические кадры по 32 специальностям высшего профессионального обра­зования и 17 специальнос­тям в сфере послевузов­ского профессионального образования. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования». Учебный процесс обеспечивают 471 преподаватель, среди них 66-докторов наук и 297 – кандидатов наук. В состав Карачаево-Черкесского государственного университета входят: институт филологии, институт дополнительного образования, факультеты – физико-математический, художественно-графический, физической культуры, педагогики и методики начального образования, исторический, музыкальный, естественно-географический, психологии, экономики и управления. Университет имеет филиал в г.Кропоткин.В университете обучаются 5 тысяч студентов, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе. Сегодня усилия профессорско-преподавательского состава направлены на научные изыскания по основным психолого-педагогическим проблемам региона и обеспечение учебного процесса в высшей и средней школе учебно-методической литературой и программами. В университете фундаментальные и прикладные научные исследования проводятся по 12 направлениям. Последние три года совместно с Научным обществом Карачаево-Чер­кесской Республики вузом разрабатывается комплексная тема: «Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи». Карачаево-Черкесский государственный университет активно сотрудничает, обменивается опытом, результатами научных исследований с различными вузами не только Северо-Кавказского региона, но и всей России. Он связан крепкими узами дружбы, понимания, поддержки с адыгейским, армавирским, дагестанскими, кабардино-балкарскими, кубанским, липецким, ростовскими, северо-осетинскими, ингушским, ставропольскими и многими другими высшими учебными заведениями ближних и дальних регионов России. Особенностью университета являются национальные кафедры карачаевской и ногайской, черкесской и абазинской филологии, которые уже более 40 лет являются основной базой и творческой лабораторией по разработке и составлению учебно-методической литературы по языкам и литературам народов Карачаево-Черкесии. Абсолютное большинство действующих учебников, учебных пособий и программ по карачаево-балкарскому, кабардино-черкесскому, абазинскому и ногайскому языкам как для средней, так и для высшей школы составлены преподавателями этих кафедр или с их участием. К сотрудничеству часто приглашаются другие кафедры, вузы и научно-исследовательские организации республики и региона. Благодаря многолетнему труду преподавателей этих кафедр, студентов и аспирантов был собран, обработан и издан уникальный материал, связанный с этносом, устным народным творчеством, древними традициями малых народов, проживающих на территории республики. Таким образом, сохранено культурное наследие, литературные памятники многих поколений. Миссия Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У.Д. Алиева Миссия Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева заключается в реализации образовательных и научных технологий, развитии современного непрерывного образования, подготовке конкурентоспособных специалистов новой формации, формировании единого культурного, интеллектуального и экономического пространства, основанного на межнациональном и межконфессиональном взаимопонимании, реализации естественных прав и свобод каждого человека, в превращении Карачаево-Черкесской Республики в один из самых образованных, духовно и нравственно богатых регионов России. Политика КЧГУ в области качества образования направлена на реализацию его миссии – формирование вуза как научно-образовательного центра, университета исследовательского, инновационного типа. Политика в области качества – это целенаправленная работа руководства университета по повышению качества образования. Университет считает обеспечение гарантии высокого качества образования одним из главных приоритетов в своей деятельности. Обеспечение высокого качества и постоянное совершенствование образовательного процесса в КЧГУ есть не самоцель, а необходимые инструменты профессиональной подготовки специалистов. Политика в области качества образования · соответствует стратегии развития образовательной системы Российской Федерации, региона, вуза; · соответствует требованиям образовательной системы Российской Федерации; ориентирована на его постоянное улучшение; · является основой для постановки и анализа целей в области качества. Политика разработана и принята Ученым советом университета, утверждена ректором. Для реализации образовательной политики университета Координационным советом по качеству образования КЧГУ разработаны цели и задачи в области качества образования, представленные Комплексной программой развития КЧГУ на 2006-2015г.г. Данные цели направлены на удовлетворение потребителей образовательными услугами через повышение качества образования в университете. Для доведения политики и целей в области качества образования до сведения всего персонала КЧГУ документ размещен на сайте университета. Руководители подразделений знакомят членов коллектива с задачами и целями университета в области образования и ролью каждого работника вуза в их реализации. При этом каждый сотрудник университета несет персональную ответственность в пределах своей компетенции за качество работы. Не реже 1 раза в год, согласно плану работы, Координационный совет по качеству образования университета анализирует достижение поставленных целей, соответствие политики в области качества образования долгосрочной перспективе развития университета. При необходимости политика и цели в области качества корректируются. Стратегические цели в области качества образования Цель подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, нравственно воспитанных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Главная цель политики университета достигается путем решения следующих задач : · cовершенствование механизма качественного отбора преподавателей, обеспечение условий для продуктивной и творческой работы, повышения квалификации и роста профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала университета посредством создания и реализации системы персональной ответственности, оценки и стимулирования труда каждого работающего; · увеличение объема и расширение сферы научно-исследовательской и инновационной деятельности университета как основы для привлечения дополнительных ресурсов; · повышение квалификации сотрудников вуза и практических навыков студентов; более полное обеспечение материально-технической базы образовательного процесса и подготовки кадров высшей квалификации; · развитие международного сотрудничества в области образования, науки и высоких технологий, подготовка иностранных студентов, расширение мобильности преподавателей и обучающихся; · проведение постоянной политики интеграции учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, привлечение студентов на протяжении всего периода обучения их в вузе к участию в научно-исследовательской работе и управлении университетом; · совершенствование системы управления университетом на основе современных методов менеджмента организации, путем оптимального разделения полномочий руководителей, постоянной их отчетности, повышения ответственности за порученный участок работы; · проведение регулярного мониторинга качества образовательного процесса с принятием эффективных корректирующих мер по его улучшению; · разработка соответствующей программы и проведение системы мероприятий, обеспечивающих эффективный, безболезненный переход вуза на двухуровневую систему подготовки кадров; · совершенствование процедуры конкурсного отбора в вуз с целью принятия для обучения в университете наиболее одаренной молодежи путем поддержания тесных связей со школами, колледжами республики; · непрерывное повышение качества содержания образования, открытие новых специальностей и специализаций с учетом потребностей рынка труда; · развитие системы непрерывного, многоуровневого, дистанционного образования; · обеспечение качественного перехода на новые образовательные стандарты, разработка новых учебных планов и программ, модулей, учебно-методических комплексов, разработка эффективного механизма внедрения компетентностного подхода в подготовке специалистов; развитие у обучаемых самостоятельности, готовности к будущей профессиональной деятельности, потребности в постоянном обновлении знаний, формирование высококультурных, социально активных и гармонично развитых личностей; · совершенствование организации и проведения образовательного процесса с учетом критериев качества, объективного контроля успеваемости обучающихся; создание и совершенствование учебно-методической и другой нормативной документации по вопросам образования; · усиление работы по привлечению к учебному процессу потенциальных работодателей с учетом их требований при разработке образовательных программ, к проведению внешней оценки качества образования и научно-исследовательской работы в вузе; · совершенствование системы материального и финансового обеспечения образовательного процесса, социальной защищенности преподавателей, сотрудников и студентов университета.

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева - ведущее образовательное учреждение Карачаево-Черкесии, располагается в городе Карачаевск .

Карачаево-Черкесский государственный университет – первое высшее учебное заведение республики, основанное в 1938 году.

Университет в рамках единого федерального культурного образовательного пространства выполняет важные региональные задачи. С учетом социально-экономической обстановки в республике, регионе, демографических изменений в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. Кроме основной, студент получает дополнительную специальность или специализацию. В составе университета – институт филологии, институт культуры и искусств, 8 факультетов: физико-математический, физической культуры, педагогики и методики начального образования, исторический, естественно-географический, психологии, экономики и управления, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. С 1992 года в университете открыта аспирантура, где обучаются аспиранты и соискатели из разных регионов России. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Профессорско-преподавательский коллектив и сотрудники КЧГУ сегодня – это 638 че­ловек: 365 преподавателей, 42 доктора наук и профессоров, 223 – кандидата наук и доцентов, 14 действительных членов и 8 членов-корреспондентов различных рос­сийских и международных академий; члены Союзов писателей, журналистов, композито­ров, художников Российской Федерации и КЧР.

В университете обучаются более 5000 студентов дневного и заочного отделений, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе. Каждый год в народное хозяйство республики и региона вливается свыше 800 квалифицированных специалистов различных специальностей, подготовленных в КЧГУ.

Карачаево-Черкесский государственный университет – старейший вуз республики. Он имеет свою историю, сформировавшиеся традиции и характерные особенности. Университет яв­ляется центром образования, науки, культуры Карачаево-Черкесии, способствует сохранению исторического наследия, национального свое­образия, языков народов региона, укрепляет дружбу и взаимопонимание между ними.

КЧГУ уже более 60 лет. Постановлением народных комиссаров РСФСР 1 октября 1938 года в Микоян-Шахаре (ныне г.Карачаевск) Карачаев­ской автономной области был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей национальных средних школ Карачаевской и Черкесской автономных областей. Становлению и дальнейшему развитию вуза помешала война. В августе 1942 года, когда немецко-фашистские захватчики оккупировали территорию Карачаевской и Черкесской ав­тономных областей, институт был вынужден прекратить свою работу. Он возобновил свою деятельность 1 сентября 1943 года, но 2 ноября 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область, и все карачаевское население насильственно депортировано в Среднюю Азию и Казахстан, а Карачаево-Черкесский педагогический институт был объединен с Пятигорским.

В связи с возвращением карачаевского народа на свою историческую родину и образованием объединенной Карачаево-Черкесской автономной области постановлением Совета министров РСФСР 1 октября 1957 года Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт возобновил свою работу.

Институт рос и развивался, открылись новые факультеты. В 1994 году он был преобразован в педагогический университет, в 2003 году стал государственным университетом классического типа.

КЧГУ в рамках единого федерального образо­вательного пространства выполняет важные региональные задачи. Согласно социально-экономической обстановке в республике и регионе, демографическим изменениям в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. С целью удовлетворения потребности населения в образовательных услугах и возможности активной конкуренции с другими учебными заведениями в последние годы в уни­верситете открыты новые специальности: «Социаль­но-культурный сервис и туризм», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Прикладная информатика в экономике», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Природопользование», «Финансы и кредит» и др.

Готовятся научно-педа­гогические кадры по 32 специальностям высшего профессионального обра­зования и 17 специальнос­тям в сфере послевузов­ского профессионального образования. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Учебный процесс обеспечивают 365 преподавателей, среди них 42-доктора наук и 223 – кандидата наук. В университете обучаются 5 тысяч студентов, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе.

Сегодня усилия профессорско-преподавательского состава направлены на научные изыскания по основным психолого-педагогическим проблемам региона и обеспечение учебного процесса в высшей и средней школе учебно-методической литературой и программами.

В университете фундаментальные и прикладные научные исследования проводятся по 12 направлениям. Последние три года совместно с Научным обществом Карачаево-Чер­кесской Республики вузом разрабатывается комплексная тема: «Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи».

Карачаево-Черкесский государственный университет активно сотрудничает, обменивается опытом, результатами научных исследований с различными вузами не только Северо-Кавказского региона, но и всей России. Он связан крепкими узами дружбы, понимания, поддержки с адыгейским, армавирским, дагестанскими, кабардино-балкарскими, кубанским, липецким, ростовскими, северо-осетинскими, ингушским, ставропольскими и многими другими высшими учебными заведениями ближних и дальних регионов России.

Особенностью университета являются национальные кафедры карачаевской и ногайской, черкесской и абазинской филологии, которые уже более 40 лет являются основной базой и творческой лабораторией по разработке и составлению учебно-методической литературы по языкам и литературам народов Карачаево-Черкесии. Абсолютное большинство действующих учебников, учебных пособий и программ по карачаево-балкарскому, кабардино-черкесскому, абазинскому и ногайскому языкам как для средней, так и для высшей школы составлены преподавателями этих кафедр или с их участием. К сотрудничеству часто приглашаются другие кафедры, вузы и научно-исследовательские организации республики и региона.

Благодаря многолетнему труду преподавателей этих кафедр, студентов и аспирантов был собран, обработан и издан уникальный материал, связанный с этносом, устным народным творчеством, древними традициями малых народов, проживающих на территории республики. Таким образом, сохранено культурное наследие, литературные памятники многих поколений.

Миссия Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У.Д. Алиева

Миссия Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева заключается в реализации образовательных и научных технологий, развитии современного непрерывного образования, подготовке конкурентоспособных специалистов новой формации, формировании единого культурного, интеллектуального и экономического пространства, основанного на межнациональном и межконфессиональном взаимопонимании, реализации естественных прав и свобод каждого человека, в превращении Карачаево-Черкесской Республики в один из самых образованных, духовно и нравственно богатых регионов России.

Политика КЧГУ в области качества образования направлена на реализацию его миссии – формирование вуза как научно-образовательного центра, университета исследовательского, инновационного типа.

Политика в области качества – это целенаправленная работа руководства университета по повышению качества образования. Университет считает обеспечение гарантии высокого качества образования одним из главных приоритетов в своей деятельности. Обеспечение высокого качества и постоянное совершенствование образовательного процесса в КЧГУ есть не самоцель, а необходимые инструменты профессиональной подготовки специалистов.

Политика в области качества образования

· соответствует стратегии развития образовательной системы Российской Федерации, региона, вуза;

· соответствует требованиям образовательной системы Российской Федерации; ориентирована на его постоянное улучшение;

· является основой для постановки и анализа целей в области качества.

Политика разработана и принята Ученым советом университета, утверждена ректором.

Для реализации образовательной политики университета Координационным советом по качеству образования КЧГУ разработаны цели и задачи в области качества образования, представленные Комплексной программой развития КЧГУ на 2006-2015г.г. Данные цели направлены на удовлетворение потребителей образовательными услугами через повышение качества образования в университете.

Для доведения политики и целей в области качества образования до сведения всего персонала КЧГУ документ размещен на сайте университета. Руководители подразделений знакомят членов коллектива с задачами и целями университета в области образования и ролью каждого работника вуза в их реализации. При этом каждый сотрудник университета несет персональную ответственность в пределах своей компетенции за качество работы.

Не реже 1 раза в год, согласно плану работы, Координационный совет по качеству образования университета анализирует достижение поставленных целей, соответствие политики в области качества образования долгосрочной перспективе развития университета. При необходимости политика и цели в области качества корректируются.

Стратегические цели в области качества образования

Цель подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, нравственно воспитанных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Главная цель политики университета достигается путём решения следующих задач :

· cовершенствование механизма качественного отбора преподавателей, обеспечение условий для продуктивной и творческой работы, повышения квалификации и роста профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала университета посредством создания и реализации системы персональной ответственности, оценки и стимулирования труда каждого работающего;

· увеличение объема и расширение сферы научно-исследовательской и инновационной деятельности университета как основы для привлечения дополнительных ресурсов;

· повышение квалификации сотрудников вуза и практических навыков студентов; более полное обеспечение материально-технической базы образовательного процесса и подготовки кадров высшей квалификации;

· развитие международного сотрудничества в области образования, науки и высоких технологий, подготовка иностранных студентов, расширение мобильности преподавателей и обучающихся;

· проведение постоянной политики интеграции учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, привлечение студентов на протяжении всего периода обучения их в вузе к участию в научно-исследовательской работе и управлении университетом;

· совершенствование системы управления университетом на основе современных методов менеджмента организации, путём оптимального разделения полномочий руководителей, постоянной их отчетности, повышения ответственности за порученный участок работы;

· проведение регулярного мониторинга качества образовательного процесса с принятием эффективных корректирующих мер по его улучшению;

· разработка соответствующей программы и проведение системы мероприятий, обеспечивающих эффективный, безболезненный переход вуза на двухуровневую систему подготовки кадров;

· совершенствование процедуры конкурсного отбора в вуз с целью принятия для обучения в университете наиболее одаренной молодежи путём поддержания тесных связей со школами, колледжами республики;

· непрерывное повышение качества содержания образования, открытие новых специальностей и специализаций с учетом потребностей рынка труда;

· развитие системы непрерывного, многоуровневого, дистанционного образования;

· обеспечение качественного перехода на новые образовательные стандарты, разработка новых учебных планов и программ, модулей, учебно-методических комплексов, разработка эффективного механизма внедрения компетентностного подхода в подготовке специалистов; развитие у обучаемых самостоятельности, готовности к будущей профессиональной деятельности, потребности в постоянном обновлении знаний, формирование высококультурных, социально активных и гармонично развитых личностей;

· совершенствование организации и проведения образовательного процесса с учетом критериев качества, объективного контроля успеваемости обучающихся; создание и совершенствование учебно-методической и другой нормативной документации по вопросам образования;

· усиление работы по привлечению к учебному процессу потенциальных работодателей с учетом их требований при разработке образовательных программ, к проведению внешней оценки качества образования и научно-исследовательской работы в вузе;

· совершенствование системы материального и финансового обеспечения образовательного процесса, социальной защищенности преподавателей, сотрудников и студентов университета.

Исполняющий обязанности ректора университета - Узденов Таусолтан Аубекирович

О ВУЗе

Карачаево-Черкесский государственный университет - первое высшее учебное заведение республики, основанное в 1938 году.

Университет в рамках единого федерального культурного образовательного пространства выполняет важные региональные задачи. С учетом социально-экономической обстановки в республике, регионе, демографических изменений в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. Кроме основной, студент получает дополнительную специальность или специализацию. В составе университета - институт филологии, 10 факультетов: физико-математический, художественно-графический, физической культуры, педагогики и методики начального образования, исторический, музыкально-педагогический, естественно-географический, психологии, экономики и управления, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; имеется филиал в городе Кропоткине. С 1992 года в университете открыта аспирантура, где обучаются аспиранты и соискатели из разных регионов России. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Профессорско-преподавательский коллектив и сотрудники КЧГУ сегодня - это 741 че­ловек: 474 преподавателя, 66 докторов наук и профессоров, 220 - кандидатов наук и доцентов, 14 действительных членов и 8 членов-корреспондентов различных рос­сийских и международных академий; члены Союзов писателей, журналистов, композито­ров, художников Российской Федерации и КЧР

В университете обучаются более 5000 студентов дневного и заочного отделений, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе. Каждый год в народное хозяйство республики и региона вливается свыше 800 квалифицированных специалистов различных специальностей, подготовленных в КЧГУ.

Карачаево-Черкесский государственный университет - старейший вуз республики. Он имеет свою историю, сформировавшиеся традиции и характерные особенности. Университет яв­ляется центром образования, науки, культуры Карачаево-Черкесии, способствует сохранению исторического наследия, национального свое­образия, языков народов региона, укрепляет дружбу и взаимопонимание между ними.

КЧГУ уже более 60 лет. Постановлением народных комиссаров РСФСР 1 октября 1938 года в Микоян-Шахаре (ныне г.Карачаевск) Карачаев­ской автономной области был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей национальных средних школ Карачаевской и Черкесской автономных областей. Становлению и дальнейшему развитию вуза помешала война. В августе 1942 года, когда немецко-фашистские захватчики оккупировали территорию Карачаевской и Черкесской ав­тономных областей, институт был вынужден прекратить свою работу. Он возобновил свою деятельность 1 сентября 1943 года, но 2 ноября 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область, и все карачаевское население насильственно депортировано в Среднюю Азию и Казахстан, а Карачаево-Черкесский педагогический институт был объединен с Пятигорским.

В связи с возвращением карачаевского народа на свою историческую родину и образованием объединенной Карачаево-Черкесской автономной области постановлением Совета министров РСФСР 1 октября 1957 года Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт возобновил свою работу.

Институт рос и развивался, открылись новые факультеты. В 1994 году он был преобразован в педагогический университет, в 2003 году – в Карачаево-Черкесский государственный университет.

КЧГУ в рамках единого федерального образо­вательного пространства выполняет важные региональные задачи. Согласно социально-экономической обстановке в республике и регионе, демографическим изменениям в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. С целью удовлетворения потребности населения в образовательных услугах и возможности активной конкуренции с другими учебными заведениями в последние годы в уни­верситете открыты новые специальности: «Социаль­но-культурный сервис и туризм», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Прикладная информатика в экономике», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Природопользование», «Финансы и кредит» и др.

Готовятся научно-педа­гогические кадры по 32 специальностям высшего профессионального обра­зования и 17 специальнос­тям в сфере послевузов­ского профессионального образования. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Учебный процесс обеспечивают 471 преподаватель, среди них 66-докторов наук и 297 - кандидатов наук.

В состав Карачаево-Черкесского государственного университета входят: институт филологии, институт дополнительного образования, факультеты - физико-математический, художественно-графический, физической культуры, педагогики и методики начального образования, исторический, музыкальный, естественно-географический, психологии, экономики и управления. Университет имеет филиал в г.Кропоткин.В университете обучаются 5 тысяч студентов, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе.

Сегодня усилия профессорско-преподавательского состава направлены на научные изыскания по основным психолого-педагогическим проблемам региона и обеспечение учебного процесса в высшей и средней школе учебно-методической литературой и программами.

В университете фундаментальные и прикладные научные исследования проводятся по 12 направлениям. Последние три года совместно с Научным обществом Карачаево-Чер­кесской Республики вузом разрабатывается комплексная тема: «Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи».

Карачаево-Черкесский государственный университет активно сотрудничает, обменивается опытом, результатами научных исследований с различными вузами не только Северо-Кавказского региона, но и всей России. Он связан крепкими узами дружбы, понимания, поддержки с адыгейским, армавирским, дагестанскими, кабардино-балкарскими, кубанским, липецким, ростовскими, северо-осетинскими, ингушским, ставропольскими и многими другими высшими учебными заведениями ближних и дальних регионов России.

Особенностью университета являются национальные кафедры карачаевской и ногайской, черкесской и абазинской филологии, которые уже более 40 лет являются основной базой и творческой лабораторией по разработке и составлению учебно-методической литературы по языкам и литературам народов Карачаево-Черкесии. Абсолютное большинство действующих учебников, учебных пособий и программ по карачаево-балкарскому, кабардино-черкесскому, абазинскому и ногайскому языкам как для средней, так и для высшей школы составлены преподавателями этих кафедр или с их участием. К сотрудничеству часто приглашаются другие кафедры, вузы и научно-исследовательские организации республики и региона.
Благодаря многолетнему труду преподавателей этих кафедр, студентов и аспирантов был собран, обработан и издан уникальный материал, связанный с этносом, устным народным творчеством, древними традициями малых народов, проживающих на территории республики. Таким образом, сохранено культурное наследие, литературные памятники многих поколений.

03.12.2013 0 1147 Догучаева Р.

Ранета Догучаева


Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева - старейшее учебное заведение республики, имеющее свою историю и давно сформировавшиеся традиции. Вуз начал свою работу в 1938 году как двухгодичный учительский институт. В 1940 году на его базе был открыт Карачаево-Черкесский пединститут, который в 1994 году был преобразован в педагогический университет. Он возобновил свою деятельность 1 сентября 1943 года, но 2 ноября 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область, и все карачаевское население насильно депортировано в Среднюю Азию и Казахстан, а Карачаево-черкесский педагогический институт объединен с Пятигорским. В связи с возвращением карачаевского народа на свою историческую родину и образованием объединенной Карачаево-Черкесской автономной области постановлением Совета министров РСФСР 1 октября 1957 года Карачаево-Черкесский педагогический институт был преобразован в педагогический университет. В 2003 году университет преобразован в Государственный университет классического образца. Сегодня КЧГУ им. У.Д. Алиева - один из динамично развивающихся вузов России. Здесь преподают и занимаются научной работой более 30 докторов наук и профессоров, около 250 кандидатов наук, 90 аспирантов, около 200 соискателей, 170 старших преподавателей. На 10 факультетах обучается более 6000 студентов. Среди выпускников вуза генерал-полковник Магометов С.К., герои Советского Союза и России - Касаев О.М., Калоев А.А., Бадахов Х.И., Биджиев С.А., Узденов Д.Т. Более 60 выпускников носят звание заслуженного учителя России. Около 700 являются руководителями высшего и среднего звена в КЧР и других регионах России почти во всех сферах деятельности. Студенческий городок КЧГУ находится в одном из красивейших уголков России, Карачаевском городском округе, куда входят всемирно известные центры отдыха и туризма Домбай и Теберда. Для иногородних имеются два общежития на 700 человек. В одном из общежитий располагается медпункт и санаторий-профилакторий на 40 мест. Во всех учебных корпусах и общежитиях - уютные кафе.

Особенностью университета являются национальные кафедры карачаевской и ногайской, черкесской и абазинской филологии, которые уже более 40 лет являются основной базой и творческой лабораторией по разработке и составлению учебно-методической литературы по языкам и литературам народов Карачаево-Черкесии. Абсолютное большинство действующих учебников, учебных пособий и программ по карачаево-балкарскому, кабардино-черкесскому, абазинскому и ногайскому языкам как для средней, так и для высшей школы составлены преподавателями этих кафедр или с их участием.

Несколько слов о родном вузе

В конце ноября Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева отметил свой 75-летний юбилей. О том, с чем подошел к своему юбилею университет, мы беседуем с ректором университета, профессором Тамбиевым Б.Н.

- Бурхан Нюрчукович, что для Вас означает юбилей КЧГУ?

Юбилей для любого вуза - это большой праздник коллектива преподавателей, студентов и сотрудников, и, как правило, в этот день подводят итоги и намечают планы на будущее. За прошедшие годы, несмотря на все существующие проблемы, нашему коллективу удалось многого добиться. Ярким показателем работы является то, что, по данным Рособразования, за 2010 год КЧГУ по рейтингу общего мониторинга вошел в третью десятку среди государственных университетов. Это неплохое достижение для коллектива, и с тех пор мы стараемся не снижать качества работы. Другим показателем являются итоги приемной компании за последние несколько лет. Молодёжь к нам идет охотно, это говорит о том, что наш вуз пользуется хорошей популярностью.

В последние годы все СМИ настойчиво поднимают проблему конкуренции среди вузов в связи с уменьшением количества выпускников школ в стране. Вы являетесь председателем совета ректоров вузов КЧР. Насколько остра эта проблема в нашей республике?

Действительно, за последние годы количество выпускников школ постоянно уменьшается. Особенно остро эта проблема стоит в центральных регионах России. Мы анализируем ситуацию и видим, что центральные вузы страны активизировали свою деятельность и в регионах наблюдается отток выпускников в столичные вузы. Разумеется, это создает нам очень серьезную конкуренцию. Такое положение обязывает грамотно проводить информационно – имиджевую политику, активно продвигать свой бренд, внедрять инновационные методы работы. Например, на факультете экономики и управления проводятся дополнительные занятия по изучению английского языка. Студенты регулярно выезжают за границу, участвуют в международных мероприятиях. Все это повышает качество обучения, привлекает к нам абитуриентов. Трудности, существующие в профориентационной работе, одинаковы для всех вузов республики, и на заседаниях совета ректоров мы стараемся решать эту проблему сообща, в рамках взаимопонимания. Ведь работа вузов Карачаево-Черкесии важна не только в плане подготовки специалистов, но и – в большей степени – в плане решения экономических, социальных, политических, культурных и духовно-нравственных проблем региона.

- Что существенного, на ваш взгляд, произошло в университете за последние годы?

С 1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», идет модернизация высшей школы, и перед коллективом университета встала задача приведения нормативно-правовой базы деятельности университета в соответствие с этим законом. Внедряются новые образовательные стандарты, требующие разработки соответствующей учебно-методической документации. Наш вуз первым в республике перешел на уровневую систему обучения. А это огромный труд всего коллектива. По итогам мониторинга деятельности университета за 2012 г., который вывешен на сайте Минобрнауки РФ, Карачаево-Черкесский государственный университет отнесен к категории эффективных вузов. Несмотря на это, коллектив находится на стадии оптимизации, что обязывает приложить все усилия для достижения требуемых показателей мониторинга.

Поставленную задачу перед вузами страны довести среднюю зарплату ППС до среднего уровня по региону наш университет решает через оптимизацию деятельности коллектива. Все структурные подразделения в поиске эффективных методов работы по различным направлениям функционирования вуза. Практика показывает, что проводимая работа по оптимизации даёт свои положительные результаты.

Кроме того, для нас очень значимым является завершение и ввод в эксплуатацию в конце этого года нового учебно-лабораторного корпуса общей площадью 5,5 тыс. м2. Также можно отметить проведенный капитальный ремонт учебной базы «Теберда», расположенной в городе-курорте Теберда.

Новые стандарты обучения требуют максимального использования информационных технологий в учебном процессе. Что в этом плане делается у нас?

Мы очень благодарны филиалу «Ростелеком» в Карачаево-Черкесии, который провел нам оптоволоконную сеть. Это позволило в десять раз увеличить скорость подсоединения к интернету. В рамках внедрения инновационных и информационных технологий за последние три года мы удвоили свой компьютерный парк более чем в два раза, увеличили количество мультимедийных аудиторий. В университете работают три автоматизированные платформы, в том числе и электронный банк данных вуза. Ежегодно расширяются возможности сетевого и серверного оборудования с целью улучшения доступа как к внутренним, так и внешним учебным ресурсам. За последние годы все больше и больше преподавателей используют информационные технологии в своей работе. Создаются максимальные условия для самообразования студентов, для чего на каждом факультете имеются аудитории с доступом в интернет. Студенты, аспиранты и преподаватели с любого компьютера университета могут получить доступ к банку учебных ресурсов. В прошедшем и нынешнем году апробированы и внедряются технологии организации видеоконференций и телемостов не только внутри университета, но и между вузами.

Бурхан Нюрчукович, студенческая жизнь не ограничивается учебой, очень важна и общая атмосфера, царящая в вузе. Как Вы оцениваете жизнь студентов в КЧГУ?

Студенческая жизнь, как культурная, так и спортивная, в нашем университете весьма насыщенная. У нас три золотых и один бронзовый призер XXVII Универсиады в Казани, 7 заслуженных мастеров спорта РФ, 10 мастеров спорта международного класса. В университете работают около пятидесяти секций, кружков, клубов по хореографии, вокалу, туризму, спорту, научно-исследовательской работе и др. Гордостью университета является народный хореографический ансамбль «Шохлук - Дружба», известный не только в нашем регионе, но и в России. В университете ежегодно проводятся более 150 культурно-массовых и спортивных мероприятий, в которых принимают участие около1300 студентов. Наши студенты активно участвуют в общественной жизни города, республики и Северо-Кавказского федерального округа. КЧГУ ежегодно представлен на молодежных форумах «Селигер», «Машук», «Домбай», «Каспий». В нашем университете развито студенческое самоуправление, активно работают студсовет и студпрофком.

- Что вы можете сказать о нынешней молодежи?

В целом наша молодежь мне нравится. Меня всегда интересовало, кто поступает в наш университет. Но вместе с тем, как руководитель образовательного учреждения, я хотел бы выделить, что новое поколение как никогда требует большего внимания в плане формирования у них личностных качеств, которые помогли бы им адаптироваться к быстро меняющемуся миру глобализации и приобщиться к богатым духовно-нравственным и материальным ценностям народов, проживающих в КЧР. Мне отрадно отметить, что в нашем многонациональном коллективе большое внимание уделяется работе, направленной на воспитание толерантности и уважительного отношения к каждому человеку.

Ректоры КЧГУ с 1938 г. по н.в.:



Жданов Николай Николаевич, директор КУИ (1938-1939 гг)


Леонов Иван Георгиевич, директор КУИ и КЧПИ (1939-1942 гг)


Ткачев Иван Михайлович, заместитель директора
по учебной и научной работе КУИ и КЧПИ
(1938-1942, 1943-1944 гг)


Лайпанов Хамид Оразович, ректор КЧГПИ (1957-1960 гг)


Баучиев Аубекир Джумукович, ректор КЧГПИ (1960-1962 гг)


Алиев Умар Баблашевич, ректор КЧГПИ (1962-1964 гг)


Кипкеев Курман-Али Рамазанович, ректор КЧГПИ (1964-1983 гг)


Пластинин Василий Васильевич, ректор КЧГПИ (1983-1987 гг)


Багдасаров Валерий Рачикович, ректор КЧГПИ (1987-1990 гг)


Койчуев Аскербий Дагирович,
ректор КЧГПИ (1990-1994),
КЧГПУ (1994-2000 гг)


Тамбиев Бурхан Нюрчюкович,
ректор КЧГПУ (2000-2003),
КЧГУ им.У.Дж.Алиева с 2006 г.