Кем писалась библия. Кто написал Библию? Объективное мнение

Вконтакте

Одноклассники

История создания Библии

В данной статье мы кратко рассмотрим историю написания Библии, а так же историю библейских переводов.Как уже упоминалось в статье , Библия складывалась постепенно. Только книги Ветхого Завета появлялись на протяжении более чем тысячи лет. В мире и в науке существуют как церковно-религиозная , так и научно-историческая концепции относительно истории Библии как книги и авторства ее отдельных книг. Между этими концепциями принципиальные различия. Однако и сами они не едины в решении многих вопросов — особенно это касается научных изысканий. Поэтому вкратце рассмотрим главные пункты этих подходов относительно истории Ветхого, а затем Нового Завета.

История Ветхого Завета

Религиозная традиция (как еврейская, так и христианская) признает авторами большинства книг Ветхого Завета тех людей, имена которых содержатся в тексте или названии или сохранены в предании. Подобным образом решается и проблема происхождения Ветхого Завета и датировки. Так, первые пять книг считаются записанными по Божьему вдохновению самим пророком Моисеем, который жил примерно в XV в. до н.э. (его перу приписывается также книга Иова).

Автором книги Иисуса Навина был сам Иисус Навин, преемник Моисея. Книга Судей и две книги Самуила связываются с именем пророка Самуила (около XI в. до н. э.). Большинство Псалмов были написаны царем Давидом (1 пол. X в. до н. э.), а такие книги, как Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней (а также Мудрости) связаны с именем его сына, царя Соломона (X в. до н. э.). Таким образом, все книги пророков обозначены именами их авторов, которые жили примерно в VIII-V в. до н. э.

Такой подход к данной проблеме много веков почти не подлежал сомнению. Лишь в XIX в. историки начали критиковать казалось бы неопровержимые утверждения богословов. На основании критического анализа самого текста Библии, а также других исторических источников ученые сделали выводы о том, во-первых, что некоторые главные книги Библии составлялись не сразу, а постепенно, из относительно самостоятельных частей; во-вторых, что они составлялись позже, чем жили их авторы, известные по традиции. Так, был фактически отвергнут тезис об авторстве Моисея (вообще этой личности пытались придать исключительно легендарный характер).

Пятикнижие, как утверждают историки, составлялось из нескольких отдельных произведений, которые появились примерно в Х-VII в. до н. э. (самые древние отрывки датируются XIII в. до н.э.), а окончательное его принятие и освящение связывается с деятельностью книжника Эзры в середине V в. до н. э.

Авторство пророков в основном признается за книгами с их именем (только книга Исаии, предположительно, состоит из произведений двух или трех авторов). Книги Судей и Царей относятся к VII-VI в. до н. э., а Хроники и Эзры — к IV в. до н.э.

Авторство Соломона признается хотя бы за частью его Притчей, но Проповедник (Екклесиаст) считается значительно более поздним произведением — около III в. до н.э. Тогда же, по всей видимости, были написаны и неканонические книги, вероятно — книга Даниила, а также была сделана окончательная компоновка Псалмов.

Следует иметь в виду, что книги в те времена переписывались, а не печатались, поэтому не были исключены ошибки, а также возникали различия в текстах, порой очень значительные. В 1947 г. в Кумранских пещерах вблизи Мертвого моря было найдено много рукописей, которые относят к III в. до н.э. — I в. н.э. Среди них были и отдельные части книг Ветхого Завета, которые несколько отличаются от ныне известных. Это подтверждает тот факт, что единого текста тогда еще не было. Собственно, это самые древние из известных рукописей Ветхого Завета.

История Нового Завета

Новый Завет имеет более краткую историю, но и здесь есть белые пятна. Церковная традиция без сомнений принимает авторство тех людей, имена которых указаны в самих книгах (автором книги Деяния апостолов , по традиции, считается евангелист Лука). Поскольку все эти авторы были апостолами или их учениками, то есть современниками или близкими потомками Христа, книги Нового Завета датируются I в. н. э.

Считается, что последовательность написания Евангелий совпадает с их традиционным размещением, то есть первым появилось Евангелие от Матея (Матфея) примерно за 8 лет после Вознесения Христа, последним — Евангелие от Йоанна (Иоанна), который писал его уже в конце своей жизни, где-то на рубеже II в. Послания апостолов относят в основном к 50-60-м годам.

Попытки исторической критики подвергнуть сомнению авторство некоторых евангелистов (в частности, Иоанна) и датировки книг по большей части не были убедительными. Утверждение о том, что эти произведения появились позже, основываются на том, что упоминания о Евангелии появляются лишь с середины II в.

Последними произведениями считаются Деяния апостолов (авторство Луки фактически отвергается), а также некоторые послания, а первым по хронологии — Апокалипсис, дата создания которого, как считается, закодирована в его тексте (это примерно 68-69 год). Таким образом, прослеживается тенденция отодвинуть появление библейских книг на более позднее время и тем самым умалить их значение. Но часто вопрос о написании этих книг просто подменяется вопросом об их включения в канон.

Действительно, канон Нового Завета составлялся постепенно . Существовали и частично сохранились до сих пор и другие книги, которые фактически входили или могли войти в этот канона. О том, что многие брались составить рассказ о Христе, вспоминает, в частности, евангелист Лука (Лк. 1, 1). Известен целый ряд таких евангелий — Петра, Филиппа, Фомы, Иуды, так называемые Евангелия евреев и истины, а кроме того, такие книги, как Учение двенадцати апостолов (Дидахе), Пастырь Ерма, Апокалипсис Петра, послания Климента и Варнавы и т. п. Некоторые из этих книг были в итоге приняты церковью как Святое Предание, а некоторые были отброшены и стали апокрифами (с греч. απόκρυφα — тайный, скрытый).

Составления канона Нового Завета в значительной степени было связано с формированием церковной организации и борьбой против первых ересей и разногласий среди христианских общин. Около 180 г. св. Ириней уже уверенно утверждает приоритет именно четырех канонических Евангелий. Документ конца II в. (т. н. «Канон Муратори») содержит перечень книг Нового Завета, который еще отличается от современного (отсутствует послание ап. Павла к евреям, послание Иакова и Иоанна, второе послания Петра, зато имеется Апокалипсис Петра).

В III в. фактически существовало несколько канонов. Только с превращением христианства в государственную религию этот вопрос был решен. Церковный собор в Лао-дикее (363 г.) утвердил канон из 26 книг (без Откровения Иоанна), а Карфагенский собор 419 г. — окончательно принял канон из 27 книг . Уже позже появились еще некоторые рассказы, касающиеся биографий Иисуса, Марии, Иосифа и которые также были признаны полезными, но не священными (евангелие детства, рассказы Якова о рождении и успении Марии, Евангелие Никодима). Канон Нового Завета уже не менялся.

Самый древний из найденных текстов Нового Завета, выполненный на папирусе, датируется 66 годом.

История переводов Библии

Оригинальные еврейские тексты ТаНаХа издаются, как правило, отдельными частями (Тора, Пророки, Писания). Полные современные издания масоретской (еврейской) Biblia Hebraica имеют сугубо научный характер.

Христианская Библия базируется на переводе греческой, который был сделан в Египте во времена царя Птолемея II (III в. до н.э.), предположительно, для евреев, которые жили вне Израиля и начали забывать родной язык. По преданию, этот перевод делали 70 или 72 старца, от чего и происходит его название — Септуагинта (лат. septuaginta — семьдесят), причем, по преданию, они работали отдельно, а когда сравнили свои переводы, совпадение было дословным.

Именно этот перевод Ветхого Завета с приложенным к нему Новым Заветом на греческом языке в конечном счете был воспринят христианством как Священное Писание (хотя позже делались и делаются попытки проверить его и исправить по еврейскому оригиналу). На его основе в конце IV в. блаженный Иероним сделал латинский перевод (так называемая Vulgata — «народная»), который стал фундаментом всех католических изданий.

Библия была первой книгой, изданной первопечатником Й. Гутенбергом в Германии в 1462 г. Католическая церковь до недавнего времени не позволяла делать переводов на национальные языки, однако эту идею воплотили протестанты — в частности, огромную роль сыграл первый перевод на немецкий язык, напечатанный М. Лютером в 1534 г.

История перевода Библии на русский язык. В IX в. Кирилл и Мефодий перевели Септуагинту на славянский (староболгарский, позже названный церковнославянским) язык. На этом переводе уже строилась православная церковь Киевской Руси (известное Остромирово Евангелие XI в.).

Полный обновленный славянский перевод был сделан в 1499 г еп. Геннадием Новгородским. Большая работа была проведена по инициативе князя К. Острожского по подготовке первого печатного церковно-славянского издания в Украине, которое было осуществлено Иван Федоровичем (Острожская Библия 1581 г.). Эта работа была использована в московском издании 1663. Во времена императрицы Елизаветы в 1751 г. был издан несколько обновленный текст, который сохраняется и до сих пор (Елизаветинская Библия).

Первый русский (фактически — белорусский) перевод Библии был напечатан Франциском Скориной в 1517—1525 гг. в Праге и Вильно. Первое российское издание Евангелий появляется в 1818 г., а полный русский (так называемый Синодальный , т.е. одобрен Св. Синодом) перевод Библии издан в 1876 г.

История перевода Библии на украинский язык. Первые частичные переводы на украинский язык датируются XVI в. (рукописные Пересопницкое Евангелие , 1561 г.; Креховский Апостол и др.). В XIX в. отдельные библейские тексты переводят Г. Квитка, М. Шашкевич, М. Максимович, И. Франко, П. Морачевский. Украинский перевод всей Библии, сделанный П. Кулишом при участии И. Пулюя и И. Нечуй-Левицкого, вышел в 1903 г. на средства Английского Библейского Общества. Этот перевод был усовершенствован проф. И. Огиенко (1962 г.). Новый перевод по научно-критическими изданиями первоисточников был сделан в Риме католическим священником И. Хоменко («Римская Библия», 1963 г.). Впрочем, научная и переводческая работа над текстом Библии не прекращается сегодня.

Предлагаем вам посмотреть видео по теме статьи:

«Документальный фильм об истории написания Библии»

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

Кто написал Библию? Откуда она взялась?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Библия состоит из священных книг Ветхого и Нового Завета. Написаны эти тексты богодухновенными писателями по внушению Святого Духа. В них содержатся Божественные откровения о Боге, мире и нашем спасении. Авторами библейских текстов были святые люди – пророки и апостолы. Бог через них постепенно (по мере духовного созревания человечества) открывал истины. Самая великая из них – о Спасителе мира Иисусе Христе. Он является духовным сердцем Библии. Его воплощение, крестная смерть за наши грехи и Воскресение - главные события всей человеческой истории. В ветхозаветных книгах содержатся пророчества об этом, а в святом Евангелии и других новозаветных текстах рассказывается об их исполнении.

Книги Ветхого Завета как канонические священные тексты были собраны в единый корпус в середине V в. до Р.Х. св. праведными мужами: Ездрой, Неемией, Малахией и др. Канон новозаветных священных книг был окончательно определен Церковью в IV в.

Библия дана всему человечеству. Чтение ее надо начинать с Евангелия, а потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. Только уразумев новозаветные книги, следует приступать к ветхозаветным. Тогда будет понятен смысл пророчеств, прообразов и символов. Чтобы неискаженно воспринять Слово Божие, полезно обратиться к толкованиям святых отцов или исследователей, опирающихся на их наследие.

Традиционные заблуждения

Библия - священная книга для значительной части населения Земного шара, причем многие из них слепо верят, что она была написана самим Господом или как минимум с его слов. Этому можно найти достаточно подтверждений, особенно это касается реальных исторических событий, так или иначе завуалированных священными текстами. Эта древняя книга - просто кладезь мудрости, с которыми даже не представляется возможным вступить в спор.

Но все это только на первый взгляд. Ведь если подойти к этому вопросу с другой стороны, то становится понятным, кто написал Библию на самом деле, а также зачем ему это было нужно. Постараемся в этом разобраться.

Кто написал Библию. Мнение богословов

Кто, как не личности, "особо приближенные к Господу", смогут в полной мере ответить на столь щекотливый вопрос, волнующий умы некоторой части прихожан? Правда, насколько правдивы будут их ответы, судить только тем, кто их заслушает. Итак, по словам ученых мужей, сама Библия, Новый Завет и Ветхий Завет написаны пророками, исходя из полученных видений, посланных им свыше (читайте - Господом). Причем имена этих пророков, кроме Иоанна Богослова ("Апокалипсис"), найти не представляется возможным. Можно этому, конечно, поверить, а можно обратиться к другому щекотливому вопросу о том, как назвать человека, который считает, что во сне он разговаривает с Господом, а остальное время вещает полученную истину народу.

Кто написал Библию. Мнение мистиков

Мистики способны любую, даже самую незначительную вещь наделить сверхъестественными способностями и скрытым смыслом. Эдакие "издержки профессии". Но их мнение, как ни странно, больше похоже на правду. Они считают, что Библия - это своеобразное собрание вековой мудрости народов, покрытое вуалью обыденности, чтобы найти ее смог только тот, кто проникнется Божественным светом. С этим придется согласиться, ведь только те, кто обретает фанатизм, могут слепо верить каждому сказанному слову, утверждая, что каждая сказанная фраза наделена смыслом и является Истиной.

Кто написал Библию. Мнение историков

Различные исследователи, склонные сравнивать исторические памятники, считают, что большинство событий, описанных в Библии, уже были описаны в других книгах или легендах древних народов. Действительно, невозможно не увидеть очевидного сходства Нового Завета с самыми распространенными легендами разных народностей: Один, Геркулес, Геракл, Озирис. Все эти персонажи были детьми какого-нибудь божества, посланными в наш мир различными способами, несли Божественную истину и погибли (умерли не своей смертью). Но даже историки склонны к проникновению в Божественный свет, они часто начинают искать какой-то код, позволяющий понять истину мироздания. Судить о его существовании, как и о целесообразности его поисков, пока еще рано. Время все покажет.

Кто написал Библию на самом деле

Готовы получить по-настоящему объективный ответ? Но для того чтобы в полной мере ответить на этот вопрос, придётся вначале обратить внимание на то, из чего состоит Библия: это прежде всего многочисленные истории злоключений еврейского народа, которые завершаются хорошо благодаря вмешательству свыше. Примерная структура каждой из них: описание проблемы, описание трудностей, избавление от трудностей. А некоторые истории и вовсе поучительны и содержат мораль ("Изгнание из Рая", притчи), которую смело можно применить к сегодняшней жизни, не боясь ошибиться. Получается, что Библия - это исторический труд, описание истории одного народа, основанное на реальных событиях и сдобренное легендами той местности, на которой ему приходилось находиться. Это что касается Ветхого Завета (кстати, малой части другой священной книги - Торы). Новый Завет - описание жизни реально существовавшей личности, занимающейся пропагандой новых взглядов, записанное одним из его последователей. В нем тоже можно найти и поучительные истории, и умные мысли, но он остается художественным произведением.

Почему Библия является самой известной книгой в истории человечества?Что делает ее уникальной, отличающейся от всех других книг? В чем ее настоящая ценность?

Библия - это Книга, через которую Сам Бог открывается человечеству, это Слово Божье.

Сам Бог дал эту Книгу людям. В ней Он открыл человеку Свою Божественную сущность. Библия отвечает на такие извечные вопросы как: происхождение Вселенной и человека, смысл жизни, что ждет человека после смерти, что делает человека по-настоящему счастливым, и т.д.

Рассказывают, как однажды знаменитый английский физик Майкл Фарадей сидел за письменным столом и читал Библию. К нему вошел его друг и увидел, что Фарадей сидит, обхватив голову руками. Друг испуганно спросил: Что с тобой, Майкл? Ты плохо себя чувствуешь? О нет, - ответил Фарадей, - Я поражаюсь, почему люди по многим важным вопросам предпочитают блуждать в неизвестности, тогда как Бог подарил им такую чудесную книгу Откровения?!

Как же появилась Библия, неужели Бог собственноручно писал ее слова?

Конечно, нет. Текст Библии был написан около 40 разными людьми на протяжении примерно 1600 лет. Но то, что эти люди написали, исходило не от них самих, а от Того, Кто дал им нужные слова для этого, вдохновил их. Вот как в Библии написано о ней самой:

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но произносили его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым. (2Пет.1:21)
Все Писание вдохновлено Богом. (2Тим.3:16)

Другими словами, Бог является вдохновителем, Автором, Библии. Это ясно видно, когда понимаешь, что Библию писали совершенно разные люди, жившие в разные века и даже тысячелетия, имевшие самое различное образование и социальное положение, происходившие из различных национальностей и культурных традиций - и, тем не менее, между тем, что они написали, нет противоречий. Наоборот, они только дополняют друг друга, способствуя более глубокому пониманию сути истин изложенных в Библии.

Этот замечательный феномен совершенной целостности и единства Священного Писания ставил в тупик даже самых яростных противников Библии в советское время. Как написал однажды известный немецкий философ Иммануил Кант:

Своим содержанием Библия сама свидетельствует о своем Божественном происхождении. Существование Библии, как книги, есть величайшая польза для всех людей.

Священное Писание, состоящее из 66 канонических книг Ветхого Завета и Нового Завета является Словом Божьим, то есть откровением Божьим. Это признают как католики, так и православные и протестанты в той же степени.

Писание вдохновленно Богом

Во 2 Послании к Тимофею Апостол Павел написал:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2 Тимофея 3:16-17)

Этот библейский отрывок не только доказывает божественное вдохновение Священного Писания, но и говорит, что его достаточно для того, чтобы сделать Божьего человека совершенным и хорошо подготовленным ко всякому доброму делу. Вот несколько библейских отрывков, которые демонстрируют, что Священное Писание имеет высший авторитет и достаточно для веры во спасение каждой человеческой души. Предупреждение из Второзакония

Еще когда Израильский народ находился в пустыне по дороге в Ханаан, Бог дал ему часть из Своего божественного откровения и сказал так:

Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я сегодня научаю вас исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам в наследие; не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам сегодня заповедую. (Второзаконие 4:1-2)

Итак, Бог еще с того времени категорически запретил людям прибавлять или убавлять что-то из содержимого Священного Писания. Только Он Тот, кто добавлял на протяжении времени другие части божественного откровения, пока не был завершен и сформирован Ветхий и Новый Завет, который мы имеем сегодня. В той же книге Второзакония Бог сделал еще одно предупреждение по этой теме:

Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.(Второзаконие 12:32)

Предупреждение из Притч Соломона

В книге Притчи Соломона Бог предупреждает так:

Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. (Притчи Соломона 30:5-6)

Хочу привлечь внимание читателя, что все слова Божьи чисты и никто не должен манипулировать, говоря, что Священные Писания не являются достаточными для нашего спасения, оправдываясь человеческими добавлениями, которых пытаются наделить той же божественной властью. Только потому, что Божьи слова чисты для тех, кто уповает на Него, Он предупреждает не добавлять ничего к Его словам, потому что за это Он привлечет к ответственности.

Господь Иисус обличил фарисеев за то, что они заменили Священное Писание своими преданиями

Фарисеи добавляли много человеческого учения к Слову Божьему и сердились на Иисуса Христа, обвиняя Его в том, что Он нарушает предания старцев. Вот что повествует Писание об этом:

Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Матфея 15:1-14)

Этот библейский отрывок показывает, что Бог запрещает не только добавлять что-то к Слову Своему, но что и любое предание человеческое, которое добавляют люди и наделяют его властью, которое имеет только Священное Писание, повлечет за собой нарушение Божьей заповеди и упразднение Его Слова. Да хранит нас Бог от чего-либо такого. Давайте поспешим изучать Священное Писание, то есть эти 66 книг Ветхого и Нового Завета – единственно богодухновенные, которые могут спасти нас и могут сделать совершенными и готовыми для всякого доброго дела, если мы принимаем их с верой во Христа Иисуса и исполняем их в своей жизни.