Конструктивная и деструктивная критика. Как реагировать? Искусство критики

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает. И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути. В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.

Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни. Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи. Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.

Полезный конструктив

Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.

Такое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт. И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать. Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.

Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.

В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.

В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.

В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.

Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.

Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» — отсутствие конкретики и слишком много эмоций.

В результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает — остается загадкой.

  1. Переход на личности – большая ошибка в процессе критики. Как правило, это прямое доказательство некомпетентности говорящего. А также свидетельство его неуверенности в себе. В этой ситуации «лучший» метод для неграмотного критикана напасть на оппонента, в переносном смысле слова, конечно.
  2. Иногда люди, в том числе мы сами, вовлекаясь в процесс эмоционально, просто не в состоянии аргументировать свою позицию. Такие методы не работают. Получается голословная критика, которая не дает ожидаемого эффекта.
  3. Критикующий начинает цепляться к словам, вместо того, чтобы смотреть в суть.

Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.

Учимся критиковать

Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.

А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?

  • Не стоит начинать сомневаться в себе. Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения.
  • Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно?
  • Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики.
  • Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции. Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко
  • Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.

Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.

Мы вчера уже писали статью о том, . Что бы вы не делали — вас будут критиковать. Причем критиковать и делать замечания будут даже тогда, когда ты уже добился каких-то существенных успехов в новом деле. То есть вовсе не вседа критика бывает действительно по делу.

Представь себе ситуацию. Ты к чему-то стремился, у тебя только-только что-то получилось и вдруг появились люди, которые начинают ругать , высказывать негатив и недовольство по поводу твоей инициативы. Это может выражаться по-разному. Начиная от того, что «ты чем-то не тем занимаешься» и заканчивая «это никому не будет нужно». Одним словом , чтобы продолжать поступать по- своему без оглядки даже на подобный негатив со стороны.

В первую очередь нужно понять, что возникновение критики — это нормально . Не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает. Ровно также как и критику обычно получает тот, кто занят делом. Не зря в народе есть поговорка: «Инициатива наказывает инициатора». В этом смысле само наличие критики — это не так уж и плохо. Значит вы что-то сделали и получчили реакцию. Возможно неадекватную или болезненную, но зачастую это лучше, чем ничего.

Критика от компетентных и знающих свое дело людей будет более ценной. В таком случае их критика будет конструктивной и будет нести полезные советы. Зачастую критика несет очень ценные идеи и мысли о том, как сделать что-то лучше. К людям, которые говорят дело — следует прислушиваться.

Но бывают случаи, когда критика носит деструктивный характер по тем или иным причинам. Возможно, тобой хотят или же просто человек был не в адекватном состоянии и вы попались к нему под горячую руку. Все мы люди и нельзя сбрасывать со счетов так называемый человеческий фактор. Всегда нужно думать, была ли та или иная критика реально конструктивной и следует ли к ней вообще прислушиваться. Разобраться в мотивах критика тебе поможет и логика. Нужно не только прислушиваться к критике, но и уметь . При этом нужно , которое не обязательно будет совпадать с мнением окружающих людей.

Признаки неконструктивной критики

Когда тебя критикуют и несут один негатив и при этом не предлагают никаких альтернатив — явный признак неконструктивной позиции, которую можно смело приравнять к информационному шуму и никак на это не реагировать. А фразы вроде «ты занимаешься чем-то не тем», «у тебя ничего не выйдет» или «найди нормальную работу (в том смысле, что ты занимаешься ерундой)» — все это можно смело назвать пустыми фразами, на которые попросту нужно стараться не обращать внимание. Особенно если эти суждения не основаны на объективных фактах.

Иногда тебя могут критиковать из зависти или просто потому, что хотят, чтобы ты был похож на подавляющее большинство обычных людей. Порой неконструктивная критика может быть движима благими намерениями. Однако мы все знаем народную мудрость о том, что «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Нужно лишь знать, что всегда будут люди , которым искренне не будет нравиться то, что ты делаешь. Например, есть агрессивные противники смартфонов iPhone. Не смотря на то, что объективно iPhone — это традиционно то, что задает планку всему рынку смартфонов. Как бы не было круто то, что ты делаеш — всегда будут не только противники, но и даже ненавистники. Это — нормально.

Например, создателя доступного автомобиля Генри Форда в свое время считали чуть ли не душевно больным . Однако он не обращал внимание на эту критику и продолжал целенаправленно двигаться к своим целям. Тебя могут окружать разные точки зрения и может быть разная критика. Всегда нужно видеть во всем рациональное зерно, а на пустые эмоции или откровенный бред реагировать не следует.

Итак, деструктивная критика — это критика, которая скорее не помогает делу, а мешает ему. Подобная критика может быть направлена на то, чтобы подорвать твою веру в свои силы, унизить и так далее. Психологи относят деструктивную критику к одной из форм пассивно-агрессивного поведения, а также это может стать формой манипуляции.

К примеру, тебя оскоробили в расчете на то, что ты займешь оборонительную позицию, станешь допускать какие-то ошибки, а может быть вовсе вскоре откажешься от новой идеи. Опытные психологи советуют относиться к ложной и необоснованной критике без эмоций и рассматривать это как одну из форм манипулирования тобой. Если раскачаешься на эмоции — сможешь сделать то, что от тебя ждут. Сдержанность поможет тебе не впадать в эмоциональную спираль и позволит сохранить холодный ум для принятия взвешенных решений.

В конце концов, можно предположить, что человек, который тебя критикует вовсе не завидует и не пытается тобой манипулировать. Возможно его суждения в принципе неправильны или же он не обладает полной информацией по тому или иному вопросу. При таком раскладе следует или игнорировать критику или аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Часто ложной критике могут подвергаться люди, которые выбрали немного необычный жизненный путь. Простой человек видя, что ты от него отличаешься может из благих намерений попытаться тебя вернуть в ряды таких же «нормальных» людей как и он. Вот только кто определяет, что нормально, а что нет?

Ежедневно мы выдерживаем критику со стороны многочисленных людей. Оценке подвергаются поведение, высказывания, внешний вид и т. д. И не всегда эта оценка бывает приятной. Если многозначительные взгляды незнакомого человека можно проигнорировать, то высказывания родственников или друзей порой воспринимаются весьма болезненно. Однако и сами мы также оцениваем других людей. Как же высказывать свое мнение правильно, чтобы не вызвать негативных эмоций?

Критика и ее виды

Иметь свое мнение и высказывать его вслух – нормальное явление. Именно это и называется критикой. Главное – то, каким образом она преподносится. Конструктивная критика направлена на то, чтобы принести пользу, указать на ошибки и способы их исправления. Ее выражают в форме советов, объективного анализа, рекомендаций. Деструктивная критика – это тоже способ дать оценку, но он не несет в себе никакой пользы. Этот метод применяют для того, чтобы человек вышел из себя и под действием сиюминутных эмоций отказался от своих планов.

Принципы конструктивной критики

  • Объективность. Высказывайте свое мнение, но не претендуйте на то, что оно единственно верное.
  • Конкретность. Акцентируйте внимание на конкретных моментах, а не на всей работе в целом.
  • Аргументированность. Покажите, на чем основана ваша оценка, обосновывайте свое мнение.
  • Опыт и практика. Примеры из личной жизни очень показательны. Расскажите, как вы избежали ошибок или исправили их.
  • Профессионализм. Если вы хорошо разбираетесь в том вопросе, который критикуете, то к вам будут прислушиваться. В противном случае рискуете прослыть дилетантом.
  • Отсутствие перехода на личности. Критикуйте работу, а не человека, проявляйте уважение к оппоненту.
  • Акцент на плюсах. Указывая на недостатки работы, не забудьте сказать о ее достоинствах.

Как правильно критиковать

Когда даете оценку действиям другого человека, важно, чтобы он услышал то, что вы хотите сказать. В этом помогут правила конструктивной критики:

  1. Высказывайте свое мнение, когда находитесь один на один с человеком. Уважайте оппонента, не делайте его промахи достоянием общественности.
  2. Предложите варианты решения проблемы. Помогите советом или делом, иначе смысл критики будет неясен.
  3. Будьте спокойны. На агрессивные высказывания оппонент ответит агрессией.
  4. Оценивайте работу своевременно. Если конструктивная критика будет высказана спустя длительное время, вас посчитают склочным, злопамятным человеком.
  5. Чередуйте негативные моменты с похвалой. Человек почувствует, что его ценят, несмотря на допущенные ошибки. Он будет стараться оправдать доверие и не допустит в будущем подобных ошибок.
  6. Критика – это диалог. Дайте высказаться оппоненту. Возможно, он не мог повлиять на ситуацию, которая привела к ошибкам.
  7. Нельзя критиковать, ссылаясь на других. Отвечайте за свои слова, иначе вас обвинят в распространении сплетен.
  8. Когда причины ошибок и пути решения найдены, оставьте этот вопрос. Не нужно постоянно напоминать оппоненту о его промахах.
  9. Если оппонент раздражен и неспособен адекватно воспринимать ваши слова, отложите разговор на некоторое время.

Сферы применения конструктивной критики

Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.

Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.

Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.

Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.

Примеры конструктивной критики

Как просто высказать свое мнение под действием эмоций... Результатом деструктивной критики становятся обида и нежелание слушать. Но можно сказать одно и то же разными словами. Рассмотрим несколько примеров.

  • «О чем вы думали, когда писали отчет? Это никуда не годится! Немедленно все переделайте!»

Никому не нравится грубый начальник. Лучше сказать о недочетах по-другому:

  • «Иван Иванович, вы хороший специалист, но цифры в последней колонке отчета неверны. Исправьте их, пожалуйста. Надеюсь, вы проявите больше внимательности в следующий раз. Ваша исполнительность и ответственность – ценные качества для нашей компании».

  • «Зачем ты надела это ужасное платье? У него плохой цвет, и оно висит на тебе, как мешок».

После такой фразы ссора с подругой обеспечена. Лучше перефразировать:

  • «Мне очень понравилось платье, которое ты надевала в выходные. Оно хорошо подчеркивает фигуру, и цвет к лицу. А этот наряд слишком бледный для тебя. К тому же у тебя красивая фигура, а это платье ее скрывает».

  • «Хам! Вы и пары слов связать не можете! Несете какую-то чушь!»

Спор в рабочей обстановке перерастет в ссору, если оба оппонента несдержанны. Лучше сказать:

  • «Не нужно грубить. Думаю, вам стоит извиниться. В следующий раз не спешите с ответом. Вы слишком эмоциональны. Сначала успокойтесь, посоветуйтесь, потом выскажете свое мнение».

Как нельзя реагировать на критику

  1. «Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение.
  2. «Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение. Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации.
  3. «Меня критикуют. Надо срочно ответить». Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ.
  4. «Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем.
  5. «Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку - это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом.
  6. «Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения.
  7. «Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают.
  8. «Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно.
  9. «Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.

Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.


Мы часто сталкиваемся с несправедливой критикой. Крайне тяжело ее воспринимать спокойно, потому что именно несправедливость по отношению к себе человек переносит крайне болезненно. Но реагировать на инстинктах при помощи крика и - это разрушительная стратегия. Тогда как же поступить? Для начала нужно поработать над своей мгновенной реакцией. Не отвечать на автомате на раздражитель - признак очень сильного духом человека, но в нашем конкретном случае такой подход поможет справиться с неконструктивной критикой.

Работа над первичной реакцией

Мгновенная реакция на критику является невероятно важной - от того, как вы себя поведете, будет зависеть очень многое. Вы можете втянуть оппонента в конфликт или очень грамотно выйти из ситуации.

Вот четыре шага, которые стоит сделать для того, чтобы не наговорить в ответ лишнего:

Оставайтесь спокойным

Очень легко выйти из себя, если вас несправедливо обвиняют и обдать всех праведным гневом, однако при этом значительно испортить свою репутацию. Поэтому сразу после того, как вы подверглись неконструктивной критике, возьмите паузу и ни о чем не думайте. Сделайте несколько глубоких вдохов и попытайтесь успокоиться. Размышлять будете потом.

Найдите точку опоры

Не давите на себя, желая найти наиболее идеальный ответ, потому что скорее всего в такой момент ничего дельного вам на ум не придет. Вместо этого используйте старый трюк: спокойно повторите критическое замечание этому человеку, чтобы убедиться в том, что вы поняли его правильно. Посмотрите человеку прямо в глаза и спросите: «То есть вы имеете в виду, что…» и передайте его критику своими словами. Так вы ему покажете, как именно вы восприняли его слова.

Если его слова и правда можно трактовать нелепо, значит критика была необоснованна. Однако будьте осторожны, говорите по делу и избегайте соблазна преувеличить то, что вам сказал человек. Например, если он говорит, что ваша система продаж дает посредственные результаты, ни в коем случае не отвечайте так: «То есть вы хотите сказать, что моя стратегия продаж угробит компанию?». Такой ответ поставит вас в оборонительную позицию и покажет, что вы настроены на . Вместо этого дайте понять, что хотите искренне добраться до сути дела.

Есть три способа реакции на неконструктивную критику:

  • Отвечать агрессивно и пойти на конфликт.
  • Промолчать, почувствовать себя подавленно и затаить обиду.
  • Сфокусироваться на своей реакции и вернуть человеку его критическое замечание. Вы не принимаете и не отклоняете ее.

Раскройте обе точки зрения

Тактика объективного повторения и возврата замечания может вывести критика из себя и заставить его отступить. Если так, то самое время начать настоящую конструктивную дискуссию. Если вы выбираете этот способ, то как можно чаще начинайте фразу так: «С моей точки зрения…», а когда будете чувствовать, что человеку стыдно за свою критику и его самолюбие ущемлено, можете использовать эту фразу: «У нас возникло недопонимание. Такое со всеми бывает, не переживайте». Так вы не только вызовете уважение, но и продолжите конструктивную беседу. Также попытайтесь увидеть ситуацию с его точки зрения. Возможно в чем-то прав и он.

Оставайтесь вежливым

Если все же после того, как вы вернули критику обратно человеку, она снова возвращается к вам, значит наступило время выиграть немного времени для хорошего ответа. Вы дали понять, что восприняли слова именно так, как они и подразумевались. Можете поблагодарить человека за обратную связь, особенно если это ваш клиент. Не проявляйте злости, потому что это может раскачать маятник.

Безусловно, это очень трудно. Всегда хочется ответить грубо и со злостью человеку, который вас несправедливо в чем-то обвинил. Однако подобная тактика не имеет преимуществ. Самый лучший способ реакции - не обижаться вообще. Настройте себя таким образом, чтобы на любую критику или даже оскорбление реагировать совершенно спокойно: «С чего ты взял, что я дурак?». Не забывайте о том, что, если человек взбешен, а вы спокойны, это заметно публике и люди видят, кто есть кто на самом деле.

Неконструктивная критика от босса

Если вас критикует ваш босс, тогда проблема становится более запутанной. Назначьте ему встречу один на один и выслушайте его. Вы уверены, что критика неконструктивна? Если все-таки понимаете, что он прав, сделайте соответствующие выводы.

Если же вы уверены, что были обвинены безосновательно, оставайтесь тактичным и выскажите свою точку зрения. Старайтесь не оправдываться, просто скажите ему, что думаете на этот счет. Стоит понимать, что даже если ваш босс и поймет, что был неправ, это может ущемить его самолюбие. Поэтому постарайтесь максимально сгладить углы и дать ему понять, что просто возникло недопонимание. Ни в коем случае не убеждайте босса в его неправоте. Никто не виноват, такое бывает.

Перевод дискуссии в конструктивное русло - самый лучший способ справиться с несправедливой критикой.

Повышение самооценки

Конечно, после подобной критики страдает уже ваше самолюбие. Даже если вы знаете, что все делали правильно и не заслуживаете такого отношения, ваша может понизиться. Поэтому прежде всего позаботьтесь о том, чтобы повысить уверенность в себе и своих силах.

Помните, что недостаток содержится именно в критике и восприятии другого человека, а не в вас. Вы не стали хуже, вы не получили хорошую обратную связь, а значит нет поводов беспокоиться. Практикуйте и оставайтесь оптимистично настроенным. Будьте для того, чтобы понимать, что ваши навыки достаточно хороши, а критика необоснованна.

Желаем вам удачи!

Критика всегда неприятна, и те, кто заявляет о любви к критике, лукавят. Конструктивная критика – щадящая форма замечаний, на которые трудно обидеться. Внимание должно концентрироваться на способах исправления ошибок, а не на личности критикуемого или ужасных последствиях его деятельности.

Хороший писатель – не обязательно хороший критик, так же как хороший пьяница – не обязательно хороший бармен. Джим Бишоп

Трудно смириться с тем, что тебя критикуют, но есть критика, на которую трудно обидеться, ― это конструктивная критика. Ее суть в том, что акцент делается не на том, что плохо, а на том, что предпринять, чтобы получилось лучше. Например, можно сказать: «У тебя получилось хорошо, но мне кажется, что результат будет лучше, если изменить вот это…».

Цель конструктивной критики ― не только выявить проблему, но и решить ее. В ее основе лежит желание помочь человеку, и она направлена на конкретную проблему.

Конструктивная критика имеет своего антипода ― это неконструктивная критика. Она, в отличие от конструктивной критики, направлена не на помощь в решении проблемы, а на личность оппонента, его принижение и оскорбление.

Любопытно, что критику с благими намерениями и желанием помочь и, казалось бы, конструктивную, нельзя назвать таковой, если человек, на которого она направлена, воспримет ее негативно.

Пример конструктивной критики

Редактор читает перевод текста и видит в нем ошибки. Он говорит переводчику: «Я рад, что именно вы взялись за этот перевод. Но, к сожалению, я увидел в тексте несколько ошибок. Вот эта фраза переведена близко к оригиналу, но по-русски так сказать нельзя. Правильнее было бы сделать так…».

Пример неконструктивной критики

Если в этом же случае редактор скажет: «Что вы там напереводили? Читать невозможно ― куча ошибок. Такое впечатление, что перевод делал человек, который сильно ударился головой», то это будет неконструктивная критика.

Критикуя таким образом, легко нарваться на агрессивность, враждебность и испортить отношения на всю жизнь. А слишком впечатлительного и чувствительного человека такая критика больно ранит и вселит в него неуверенность в себе и в своих силах.

Как научиться критиковать «конструктивно»?

Обойтись совсем без критики невозможно, да и не нужно. Она необходима как в служебных, так и в личных отношениях. Без нее невозможно решить проблемы и продвинуться вперед. Эриан Шульц писал: «Почему мы боимся критики? Ведь критика, по сути, обучает нас, да еще и бесплатно».

Но чтобы критика была продуктивной, а не обидной и оскорбительной, нужно знать несколько правил.

Следует обратить внимание на тон, каким вы высказываете свои претензии. Большинство людей адекватно реагируют на доброжелательное обращение. В то же время с людьми, которые всех делят на сильных и слабых, лучше говорить твердо и жестко (но не грубо).

Правила конструктивной критики предполагают возможность договориться, поэтому даже если вас одолевает желание высмеять человека или возникает соблазн выразить иронию и сарказм, лучше отказаться от такого проявления своих эмоций. Конструктивная критика не терпит проявления неуважения, грубости и агрессии.

Вы должны излучать искренность, открытость и желание улучшить ситуацию.

Человек, которого вы подвергаете конструктивной критике, должен понимать, что именно вы хотите ему сказать. Ведь в желании случайно его не обидеть вы можете впасть в другую крайность ― изъясняться полунамеками и общими фразами, ходить вокруг да около, проявляя свои «дипломатические» способности, из-за чего «потеряется» сам объект критики.

Не следует забывать, что в процессе критики нельзя переходить на личности. Критиковать нужно не самого человека, а его поступки. Если, например, ваш друг совершил ошибку, не нужно ему говорить: «Ты дурак! Как ты мог такое сделать?». Конструктивная критика предполагает примерно такие слова: «Ты умный, здравомыслящий, а поступил неосторожно!».

Критикуя другого, не стоит ему навязывать свое виденье решения проблемы. Например: «Ты поступил неосторожно ― не ходи туда больше!». Такое навязывание своего мнения может вызвать у человека желание сделать наоборот, поэтому лучше высказать его не в столь категоричной форме, а в форме предложения: «Ты поступил неосторожно ― может, не стоит туда больше ходить?».

Критикуя человека, понявшего, что он совершил ошибку, не стоит добивать его своей критикой. Критика должна быть направлена на помощь в выходе из сложившейся ситуации ― ведь безвыходных ситуаций не бывает.

Человека, попавшего «в переплет», неконструктивная критика способна лишь повергнуть в уныние.

Чтобы критика была продуктивной и результативной, чтобы человек понял свои ошибки, а вы могли рассчитывать на понимание, важно выбрать подходящее время. Разумеется, не стоит лезть к человеку с критикой даже с самыми благими намерениями в тяжелые для него моменты, когда он находится в трудных обстоятельствах или у него плохое настроение (последнее чаще касается личных отношений). В этом случае критика лишь усугубит его состояние.

Чтобы высказать человеку критическое замечание, стоит подумать не только об удобном времени, но и о месте. К сожалению, в жизни часто приходится замечать, как муж критикует жену или жена мужа в присутствии посторонних людей. Такая критика априори не может быть конструктивной, даже если критикующий абсолютно прав.

Поэтому собираясь кого-то «конструктивно» покритиковать, будь то коллега, друг или близкий человек, необходимо позаботиться об отсутствии посторонних людей. Публичная критика не может быть конструктивной ― она обидит и унизит человека и не принесет пользы.

Перед тем, как начать критиковать кого-то, пусть и справедливо, можно сначала упомянуть о собственных недостатках или ошибках, сделанных в прошлом. Самокритика позволит тому, кого мы критикуем, не чувствовать себя уязвленным, и ему будет легче признать и исправить свои ошибки.

Чтобы у человека не опустились руки после наших критических замечаний, стоит перед тем, как приступить к критике, напомнить ему о его достоинствах и найти, за что его можно похвалить. Кто-то из великих сказал: «Критик усыпляет хлороформом похвал, а потом оперирует».

Прежде чем начать делать критические замечания, нужно представить возможную ответную реакцию человека. Все люди разные и критику тоже воспринимают по-разному, и тут необходим индивидуальный подход.

С ранимым и чувствительным человеком ведут себя иначе, чем с развязным или высокомерным. Если человек старательный, мнительный и уязвимый, с ним нужно проявить мягкость.

С человеком высокомерным мягкость не пройдет – он воспримет ее как неуверенность и слабость, поэтому здесь нужно проявить твердость. Однако важно не перестараться, чтобы не задеть его самолюбие.

Осторожно нужно относиться с критикой по отношению к людям с заниженной самооценкой. Если человек прагматичен и эгоистичен, ему стоит намекнуть, что из критики он может извлечь определенную пользу. Проще всего общаться с людьми, обладающими чувством юмора. Конечно, если оно не чуждо и критикующему.

Знать правила конструктивной критики необходимо любому человеку – они позволят выстроить искренние отношения и в личной жизни, и на работе. Если же действовать согласно правилам не получается, то лучше не пытаться кого-то критиковать, чтобы не нажить себе врагов или недоброжелателей. Как сказал английский писатель Оскар Уайльд, «Критика требует куда больше культуры, чем творчество».