Краткий пересказ балета лебединое озеро. Лебединое Озеро (Swan Lake)

Действие I Картина 1 В старинном германском замке празднуется день совершеннолетия принца Зигфрида. Его поздравляют друзья, придворные и мать - Владетельная принцесса. А затем торжественно посвящают в рыцари. Отныне его жизнь станут определять долг и доблесть. Звучат последние тосты в его честь, девушки ищут его внимания, но душу Зигфрида волнуют иные чувства, он мечтает о чистой, идеальной любви. Пир затихает, гости удаляются и оставляют принца наедине с его мыслями. Ночь.Он чувствует рядом с собой чью-то тень. Это является сама Судьба в образе Злого Волшебника. Он хочет испытать Принца. Зигфрид устремляется в идеальный мир своей мечты...Картина 2 Принц попадает на берег фантастического озера. В бликах воды перед ним возникают заколдованные девушки-лебеди. Он видит Одетту, самую прекрасную из них. Он клянется Одетте в любви и верности.Действие II Картина 3 В замок Владетельной принцессы съезжаются знатные невесты. Принц должен выбрать одну из них. Появляется Зигфрид, влюблённый в Одетту. Он безучастно танцует с девушками. Никто не может сравниться с его идеалом. Внезапно на бал прибывает странный рыцарь. На самом деле, это и есть Волшебник. Он приехал со своей спутницей. Это чёрный лебедь Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид думает, что это Одетта и уходит за ней. Злой Волшебник испытывает чувства принца. Зигфрид называет Одиллию своей невестой и клянётся в любви. В момент роковой клятвы дворей погружается во тьму. За окном предстает видение настоящей Одетты. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы. Надеясь искупить измену, он в отчаянии устремляется вслед за образом белого лебедя.Картина 4 Тревожная ночь на озере лебедей. Трагическую весть приносит Одетта: принц нарушил клятву. В душе Зигфрида смятение, он спешит к Одетте с мольбой о прощении. Она прощает юношу, но отныне не властна над своей судьбой. Злой Волшебник вызывает бурю, она разметала Зигфрида и Одетту, им невозможно соединиться. Зигфрид не может удержать исчезающую Одетту. С первыми рассветными лучами он остается один на пустынном берегу, у озера своей мечты.

Либретто - краткое содержание (литературное описание пантомимы)

Пантомима – выражение сюжета движением.

Сюжет – содержание рассказа, книги, оперы, балета, картины, спектакля.

Увертюра – вступление к опере или балету.

Антракт – перерыв в спектакле.

Музыкальные номера «Лебединого озера»:

Увертюра

Тема трагической любви

Танец Маленьких лебедей

Испанский танец

Действие I
Картина 1
В старинном германском замке празднуется день совершеннолетия принца Зигфрида. Его поздравляют друзья, придворные и мать - Владетельная принцесса. А затем торжественно посвящают в рыцари. Отныне его жизнь станут определять долг и доблесть.

Звучат последние тосты в его честь, сверстницы ищут его внимания, но душу Зигфрида волнуют иные чувства, он мечтает о чистой, идеальной любви. Пир затихает, гости удаляются, оставляя принца наедине с его мыслями в сумерках наступившей ночи. Он чувствует рядом с собой чью-то тень, будто какая-то сила манит его. Это является сама Судьба в образе Злого Гения, чтобы открыть принцу волнующие тайны. Повинуясь властному мановению невидимого спутника и смутным предчувствиям, Зигфрид устремляется в идеальный мир своей мечты. . .

Картина 2
Принц попадает на берег фантастического озера. В мерцающих бликах воды перед ним возникают видения зачарованных девушек-лебедей. Он видит Одетту, самую прекрасную из них, и замирает, пораженный ее красотой. Ему открывается наконец его романтический идеал. И он клянется Одетте в любви и верности.

Действие II
Картина 3
В замок Владетельной принцессы съезжаются знатные невесты. Принц должен выбрать одну из них и заключить брачный союз. Появляется Зигфрид, всецело поглощенный воспоминаниями об Одетте. Он безучастно танцует с девушками - никто не может сравниться с его идеалом.

Внезапно на бал прибывает странный рыцарь (еще одно обличье-искушение Злого гения) со своей спутницей ослепительной красоты и в сопровождении свиты из черных лебедей. Это Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней. Злой гений испытывает чувства принца. Одиллия увлекает и очаровывает его изменчивой игрой. Сомнения Зигфрида окончательно рассеяны, он называет Одиллию своей избранницей. В момент роковой клятвы сияющая тронная зала погружается во тьму и взорам присутствующих предстает видение прекрасной Одетты. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы. Надеясь искупить измену, он в отчаянии устремляется вслед за ускользающим образом белого лебедя.

Картина 4
Тревожная ночь на озере лебедей. Трагическую весть приносит Одетта: принц нарушил клятву. В душе Зигфрида смятение, он спешит к Одетте с мольбой о прощении. Она прощает юношу, но отныне не властна над своей судьбой.

Злой гений вызывает бурю, она разметала героев, им невозможно соединиться. Обессиленный единоборством с Судьбой, Зигфрид тщетно пытается удержать исчезающий образ. С первыми рассветными лучами он остается один на пустынном берегу, у озера своей мечты.

Хореограф –Мадан Нина

Композитор – Игорь Рехин

Либретто – Игорь Рехин

Краткое содержание (Либретто) спектакля «Марсий»

Современная музыка (неоклассика), специально написанная к балету «Марсий» российским композитором Игорем Рехиным (членом Союза композиторов России).

Действующие лица:
Аполлон, бог муз;
Марсий, сатир;
Парки, богини судьбы;
Дриады, нимфы, покровительницы деревьев.

Основу содержания составляет древнегреческая мифология. История флейтиста Марсия и его состязание с Аполлоном.
Действие происходит на горе Олимп. Упиваясь собственным совершенством, танцует Аполлон. Будничным делом занимаются парки: распутывают нити будущих человеческих судеб. Одна из них – нить жизни Марсия. Парки благоволят ему. Но вот, Марсий находит свирель и пробует играть. Парки пытаются остановить его, но их предостережения забавляют Марсия. Сатир играет всё увлечённее и, подзадоривая богинь судьбы, выходит за уготованные ему пределы. Выбирая свой путь, Марсий увлечённо познаёт его. Ощущение собственных возможностей придаёт уверенность, и он вызывает на состязание самого Аполлона. Бог пытается не реагировать на вызов Марсия. Но Аполлона настолько увлекает игра сатира, что богу искусства становится забавно и интересно вступить с Марсием в виртуозно-музыкальный поединок. Его воля ясна паркам. Они запутывают Марсия в своих нитях.
Красота и совершенство Аполлона снова не знает равных.
«Жизнь коротка – искусство вечно», но хвала художнику, бросившему вызов богам.

Марсий - Павел Окунев

Лауреат многочисленных всероссийских и

международных конкурсов артистов балета.
В 2010 году на I Всероссийском форуме

Балет XXI век», за исполнение номера

Рождение Марсия» на музыку И. Рехина, в

постановке Н. Мадан получил диплом и

вручён приз зрительских симпатий.
В настоящее время, ведущий солист

Московского государственного

театра им. .

Аполлон – Фомин Олег

Ведущий солист

Московского государственного

академического детского музыкального

театра им. .

Парки: Атропос – Чулков Дмитрий

Лахезис – Кашлов Иван

Клото - Гаген Сергей

Дриады – Антанович Наталья

Кудинова Анна

Назаренко Анастасия

Звягина Юлия

Хасанова Адель

Муравинец Ирина

Титова Елена

Гладышева Мария

Хореограф – Мадан Нина

Музыкальный редактор – Елена Амелина

Художественное оформление – Анна Гладкова

Либретто –Елена Амелина

Либретто "Серебряный месяц"

Образы Серебряного века предстают через призму воспоминаний, переживаний, чувств Поэтессы (Ахматовой).
Первый образ – Танцовщица, «Коломбина 10-х годов». В ее изысканной хрупкости, движениях Поэтесса видит частицу самой себя, своих стихов. Она понимает, что Танцовщица – это ее отражение.
Эти раздумья вызывают к жизни целый калейдоскоп образов.
Перед зрителем предстает Петербург начала 20 века. Арт-кафе «Бродячая собака». Скромная обстановка, висячая круглая люстра со свечами, при входе книга с автографами , стихами и записями. Постепенно собирается публика. Входя, все оставляют подписи в книге. Среди посетителей – Поэт (Гумилев), Пьеро, Актер (Вертинский), Танцовщик.
Поэтесса словно снова оказывается в вихре мелькающих лиц, улыбок, веселья. Все это несколько чуждо ей, она погружается в собственные мысли. Щемящая грусть охватывает ее. В ее жизни есть творчество, муж - Поэт, но нет счастья. Ее чувство к Поэту связано с тоской, причину которой она не желает признавать сама. В их любви не хватает понимания, Поэтессе нужно другое чувство, - такое, чтобы могло захватить ее полностью.
От дум Поэтессу отвлекает сцена, разыгрывающаяся между Пьеро и Танцовщицей. Поэтесса в них словно видит себя и Поэта.
Пьеро и Танцовщица флиртуют, она кокетливо снимает с него маску, но тут же отдает ее обратно. Пьеро закидывает маску на люстру. Танцовщица смеется, дурачится и закидывает на люстру свою перчатку. Это вызывает всеобщее оживление. Собравшиеся решают, что это будет символом «Бродячей собаки».
Особенно горячо поддерживает эту идею Танцовщик. Его яркие манеры и внешность привлекают внимание Танцовщицы. Она забывает о Пьеро. Пьеро остается один. Он пытается вернуть расположение возлюбленной, но его старания не увенчиваются успехом. Страдания Пьеро замечает Актер (Вертинский) и обыгрывает эту ситуацию в своем выступлении. Пьеро ничего не остается, кроме как включиться в это выступление, что в глазах окружающих выглядит жалко и комично.
Поэтесса снова погружается в свои мысли. На сей раз с ней Поэт. Он читает ей свои стихи
Поэтессу захватывает проникновенность и искренность строк.
Лирическую сцену нарушает вернувшийся шум. Но на сей раз это парижское кафе «Ротонда», традиционное место встречи богемы.
В пестрой толпе присутствуют те же персонажи. Но среди пришедших своими эксцентричными манерами выделяется Художник (Модильяни).
Поэтесса замечает его, называя про себя Арлекином. Ей кажутся забавными такие параллели: она – Коломбина, Поэт – Пьеро, Художник – Арлекин. Одновременно она понимает, что Художник, как и она, чувствует себя чужим в бурлящей толпе. Поэтесса понимает, что его эпатаж – лишь маска, которую он надевает, приходя сюда.
Художник тоже заметил незнакомую красавицу-Поэтессу. Она кажется ему такой родной и притягательной. Думая, что он ее не интересует, Художник пытается привлечь внимание Поэтессы. Его поступки становятся все более вызывающими.
Поэтесса осознает причину происходящего и решает сделать шаг навстречу. С первой же минуты общения она понимает, что к ней пришло яркое чувство, которое не оставляет выбора. Поэтесса готова идти за художником куда угодно.
Но и это воспоминание вытесняется иными образами. Они не задерживаются надолго, меняются, словно облетающие со стен афиши. Среди них Поэтесса видит Поэта, его облик вызывает в ней смятение чувств.
Внезапный звук выстрела останавливает вереницу образов.
Поэтесса видит двух мужчин. Это Поэт и Художник. Она понимает, что из ее жизни уйдут оба. Поэтесса прощается с ними по очереди, они покидаю ее.
Поэтесса остается одна. Последнее, что она видит – это изысканно-хрупкая фигура Танцовщицы.

Анна Ахматова – Софико Начкебия

В 1998 году поступила в Московское хореографическое училище им. Леонида Лавровского. В 2006г. окончила школу-студию (колледж) при РАТИ-ГИТИС. Лауреат международного конкурса "Фуэте Артека". Студентка балетмейстерского факультета РАТИ-ГИТИС В 2007г. была принята в театр "Русский камерный балет МОСКВА". В настоящее время является ведущей солисткой театра.

Гумилев – Олег Фомин

Модильяни – Пегарев Вячеслав

Пьеро – Павел Окунев

Коломбина – Марина Блинникова

Девушки – Антанови Наталья, Титова Елена, Звягина Юлия, Кудинова Анна, Евгения

Мужчины – Чулков Дмитрий. Кашлов Иван, Гаген Сергей, Ярослав Синицин, Мстислав Арефьев

ПРОЛОГ

Старинный парк. Принцесса Одетта грустит. Внезапно появляется незнакомец в сопровождении свиты. Это Ротбарт - Злой гений. Он предлагает принцессе руку и сердце, но Одетта отвергает его. Ротбарт превращает ее в белого лебедя.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Сад перед замком владетельной принцессы. Принц Зигфрид веселится с друзьями: забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров.

Владетельная принцесса интересуется, какая же из девушек пришлась Зигфриду по сердцу. Но пока принц увлечен жизнью, полной беспечных развлечений. Он ничего не может ответить матери. Владетельная принцесса удаляется.

Веселье продолжается. Но сейчас оно перестает занимать Зигфрида. После танца с кубками принц просит друзей оставить его одного. Он грустит. Его взор привлекает летящая стая лебедей. Зигфрид берет арбалет и направляется вслед за ними.

Картина вторая

Берег озера. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, где вокруг темного озера высятся развалины старого замка. Его внимание привлекает прекрасный белый лебедь, превращающийся в девушку. Это принцесса Одетта. Зигфриду она раскрывает тайну тяготеющих над ней чар: злой волшебник превратил ее в лебедь, и лишь ночью, около этих скал, она вновь становится девушкой. Зигфрид тронут скорбным рассказом Одетты и готов убить колдуна. Но этим не рассеять злых чар. Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности.

Внезапно появившийся Злой гений разлучает Одетту и Зигфрида. Но Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства: он освободит Одетту от власти чародея.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина третья

Торжественный бал в роскошном замке. На праздник собираются принцессы из разных стран. Среди них Зигфрид должен выбрать себе невесту. Однако он холодно отворачивается от них: принц полон воспоминаний о прекрасной Одетте.

Появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он пришел на бал со своей дочерью Одиллией, поразительно похожей на Одетту. Одиллия очаровывает принца, и Зигфрид объявляет матери о своем решении жениться на ней. Колдун торжествует. Теперь клятва нарушена и Одетта погибнет. Со злобным смехом указывает Злой гений на волшебное видение – трепетный образ Одетты.

Зигфрид понимает, что обманут и в отчаянии устремляется к лебединому озеру.

Картина четвертая

Берег озера. Мрачная тревожная ночь. Одетта потрясена: теперь ее надежда на освобождение потеряна. Вбегает Зигфрид. Он не нарушил клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту – к ней было обращено его любовное признание.

Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы: начинается буря, сверкают молнии. Но ничто теперь уже не сможет сломить юную чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем – и погибает. Его чары рушатся.

Одетта превращается в девушку и вместе с Зигфридом радостно встречает первые лучи восходящего солнца.

П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «Лебединое озеро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Одетта принцесса, превращенная в белого лебедя
Зигфрид молодой принц
Одиллия дочь Ротбарта, черный лебедь
Владетельная Княгиня мать Зигфрида
Ротбарт злой волшебник
Бенно друг принца Зигфрида
Вольфганг наставник Зигфрида

Краткое содержание


Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Фото:





Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа.
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.


  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.


  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.
  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный «Танец маленьких лебедей» из второго акта.


  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в

    В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана. Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

    Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.


    Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.