Лучшие цитаты о жизни гришковец. Евгений Гришковец — цитаты, высказывания и афоризмы о любви

Во мне борются два желания – стать героем произведения и быть счастливым. Увы, они несовместимы, поскольку любой герой априори должен быть одинок, убит горем, а лучше – запутаться в этой жизни.

Удивительное дело, дома я люблю все, даже то, что мне не нравиться. Стоит оказаться в другом месте как порог терпимости резко снижается. – Е. Гришковец

Все-таки любовь обладает невероятной одухотворяющей силой. Стоило мне влюбиться, как я почувствовал себя просто в центре мировой творческой культуры. Все книги, стихи, песни, все стало таким близким и понятным.

Мои отношения со школой не сложились, поскольку именно там я впервые ощутил, что такое машина государства.

Евгений Гришковец: Любить, скажу я вам, это тяжелая работа, не физически, а морально тяжелая, ведь требуется постоянно проявлять внимание, переживать и волноваться за объект своих чувств.

Жить можно только с кем-то. Пока ты один – это не жизнь, а скорее существование. Только идя бок о бок, можно ощутить всю полноту, все краски жизни. А у одиночества нет красок, оно – черно-белое.

Продолжение лучших афоризмов и цитат Евгения Гришковца читайте на страницах:

Наука отдыхать весьма тонкая и сложная. Труднее всего выяснить- от чего отдыхать.

Если бы можно было улавливать приборами энергию каких-то переживаний, то мою голову можно было бы отследить из космоса. Её было бы видно даже сквозь землю, на такой глубине, где проложено метро. Мне, наверное, сейчас больнее всех. Не может быть много таких больных голов одновременно в одном месте. Не должно быть! Иначе провода погорят.

Все эти разговоры, намёки, сомнения – получится или не получится – прикосновения и взгляды – вот настоящее удовольствие…

Хочу так любить, чтобы не думать, любят меня или нет… и так любить, чтобы, когда уходила любовь, не оставалось ревность…

И ты не обиделся. потому что ты ещё не умеешь обижаться, потому что как только ты научишься обижаться, в ту же секунду, не в следующую, а в ту же секунду ты научишься обижать…

Атмосфера полной безопасности – это то, чего труднее всего создать и совсем непросто найти. Я имею в виду не безопасность, которая обеспечивается охранниками и камерами слежения, а безопасность, когда ты отчетливо понимаешь, что тебя здесь никто не обманет, не оскорбит, тобой не воспользуются.

Надо же, как только происходит что-то не очень обычное или сильно необычное, сразу думаешь: Как в кино

А с тоской?.. Не умею я бороться с тоской. Тосковать умею, приходилось. Грустить, скучать, страдать, сомневаться, мучиться… Умею. А бороться с этим - нет.

Жизнь возьмёт своё… А где моё?!

И как же важно почувствовать жизнь не в одиночку, а с кем-нибудь вместе. Потому что вместе всегда сильнее, чем в одиночку. В одиночку можно только сильнее всего ощутить одиночество. А вместе можно ощутить жизнь…

Как только ты научишься обижаться, в эту же самую секунду-не в следующую-а в эту же самую секунду, ты тут же научишься обижать!!!

Все эти разговоры, намёки, сомнения - получится или не получится - прикосновения и взгляды - вот настоящее удовольствие …

Как только ты научишься обижаться, в эту же самую секунду, не в следующую, а в эту же самую секунду, ты тут же научишься обижать!

И так хочется вырваться из этого окна, из этого одиночества, то есть туда, где нет людей. Потому что там, где нет людей, не может быть одиночества.

Одиночество – это когда вокруг слишком много людей, когда всем что-то нужно от тебя, а ты сам никому не нужен. И тебе никто не нужен.

Любовь не может быть ни счастливой, ни несчастливой. Она невыносима в любом случае.

Но узнать об этом можно только купив пачку сигарет и прочитав на ней предупреждение Министерства или какого-то другого ведомства о том, что это так вредно и так плохо…

Просто мне кажется, что если мне так нравится эта песня, то эта песня про меня. Это моя песня. Про мою жизнь. Хотя ее исполнил человек, который не знает меня и вообще никогда не узнает, что я живу. Но эта песня про меня.

Если бы вам удалось надавать под зад человеку, виноватому в большинстве ваших неприятностей, - вы бы неделю не смогли сидеть.))))

На фотографиях все хорошо. Там много надежды

Однажды я экспериментировал. Как только видел, что человек. … какой-нибудь человек, смотрел на часы, я тут же подходил и спрашивал у него: Сколько времени? Все, без исключения, опять смотрели на часы, прежде чем ответить.

Надёжнее чувствовать ответственность перед кем-то, чем перед собой (в смысле эффективности).

А я хотел и хочу, чтобы мне было хорошо. Не лучше, а хорошо. Просто хорошо…

Самое невыносимое в состоянии влюбленности – это переход от надежды к отчаянью, от уверенности к сомнениям и обратно. Эти скачки – самая кровавая синусоида, какую только можно представить.

Самое невыносимое в состоянии влюбленности - это переход от надежды к отчаянью, от уверенности к сомнениям и обратно. Эти скачки - самая кровавая синусоида, какую только можно представить.

Самый грустный вид спорта - это женское одиночное фигурное катание! Сколько бы эта молодая и красивая женщина ни каталась по льду, сколько бы страстно ни вытягивала вперед руки, сколько бы ни выгибалась, ни крутилась бы… всё равно никто к ней не выскочит, не обнимет! Так она и останется одна на льду.

Ты пишешь СМС… ты не боишься, ты знаешь что будет дальше… Ты его отправил и получил уведомление, что сообщение отправлено… ооп… а вот оно уже и получено. А что теперь начинается? Теперь начинается самое ужасное – ты начинаешь ждать ответа…

Просто всегда говорится, в случае если люди разошлись, что брак был неудачным. Люди, может быть, прожили вместе много счастливых лет, а потом что-то пошло по-другому, и вот они расстались. Какая же тут неудача?

Я точно знаю, что ничей жизненный опыт в смысле методов борьбы с тоской, одиночеством и отчаянием, мне не поможет. Вот чужой опыт в смысле радости иногда бывает полезен.

Улыбаться приятно, это физически приятно. Ещё приятнее смеяться. А хохотать – это же просто удовольствие!

Самый грустный вид спорта – это женское одиночное фигурное катание! Сколько бы эта молодая и красивая женщина ни каталась по льду, сколько бы страстно ни вытягивала вперед руки, сколько бы ни выгибалась, ни крутилась бы… всё равно никто к ней не выскочит, не обнимет! Так она и останется одна на льду. Видишь! Грустно, а ещё символично.

Жизнь - это тебе не супермаркет, дружище. Любовь найти нельзя. Ее можно только встретить

Любить можно только то, чего остановить невозможно. Всю эту жизнь, например…

Это – нормально! Ни хорошо, ни плохо… а нормально…

Но… сигарета… сигарета… с неё начинается день… день начинается не с душа, не с чашки кофе, не с новостей по радио или по телевизору, а с Неё, с сигареты…

Это, конечно, не метод борьбы с ленью, скорее метод борьбы за производительность.

Каждая следующая любовь сильнее, чем предыдущая.

Мне здесь нравится, мне здесь очень многое нравится, почти всё, но я здесь ничего не люблю, а дома мне многое не нравится, но я это люблю.

То поменять – дело бессмысленное и безперспективное.

Но купить рубашку – это же целое дело. Только кажется, что это легко! На самом деле хороших рубашек так же мало, как… всего хорошего. Это же вещь, которая будет очень близко к телу!

А вообще это прекрасно, когда люди находят в себе силы извиниться. Это прекрасно, но очень немногие умеют это делать. И далеко не все умеют искренне благодарить, находить слова для комплиментов, признаваться в своей неправоте или честно говорить, что не знают ответа на тот или иной вопрос.

Жизнь – это тебе не супермаркет, дружище. Любовь найти нельзя. Ее можно только встретить.

Москва! Здесь всегда найдётся несколько сотен фанатов чего угодно.

Когда что-то понимаешь, то жить становится легче. А когда что-то почувствуешь – то тяжелее. Но почему – то всегда хочется почувствовать, а не понять!

Я решил, что сегодня курить больше не буду, но сегодня через две минуты закончится… Пойду и покурю не сегодня.

Одиночество - это когда вокруг слишком много людей, когда всем что-то нужно от тебя, а ты сам никому не нужен. И тебе никто не нужен.

Неважно хорошая гостиница или плохая, дешёвая или дорогая. Заходишь в номер, а там видишь одноразовое мыло, одноразовые стаканчики и сам понимаешь, что ты тоже здесь одноразовый. Максимум двухразовый.

Мне было жалко снег. Снег падал большими хлопьями и сразу исчезал. он даже не таял, не превращался в жижу на асфальте. Нет. Он просто падал в море и исчезал. Сразу. А еще, это никто не видел. Никто не видел этого снегопада. Этого бесконечного разнообразия…

Что у меня, в сущности, есть, если брать по максимуму? По максимуму у меня есть планета Земля. Это мой максимум! Планетой ограничены все мои возможности и моя жизнь.

Если бы вам удалось надавать под зад человеку, виновному в большинстве ваших бед, вы бы неделю не смогли бы сидеть…

Друзья - это те, кого я не опасаюсь. Это такие люди, которые мне нужны больше, чем я им. И уж точно между нами должна существовать не работа, а необходимость общения. Общения любой ценой, только эту цену никто не потребует. Дружба - вещь таинственная, как и любовь. Ни о какой корысти здесь речи идти не может. Просто у двух людей существует необходимость друг в друге.

В кабинете химии над доской почему-то всегда - и днем и ночью - висит таблица Менделеева. И портрет Менделеева. И он - Менделеев - всегда смотрит на тебя. И даже если он привык, что ты сидишь на первом ряду, а ты пересел на третий - он все равно будет смотреть на тебя. Вот ты пришел, сел Он не больше двух секунд тебя искал, нашел и уставился!

Я прожил год без любви
я помню я потерял зонтик в сентябре а я помню еще потерял перчатку, еще я смотрел фильм, мне понравился, но я не помню о чем
Еще я помню я был на море, двенадцать дней помню где, помню с кем, но не помню как
Я прожил год без любви
я помню все твои платья, каждую твою прическу, я помню как было, когда и как Я прожил год без любви
Евгений Гришковец Я прожил год без любви
p. s. я смог прожить год без любви, задумайтесь, а зачем нам без любви???

Интересно: где та любовь, которой так много? Та любовь, которая есть в каждом кадре старых чёрно-белых фильмов Вот, ну та самая любовь, которая гонит куда-то одиноких ковбоев, та любовь, которая заставляет так часто и долго курить героев французских и итальянских кинокартин, та любовь, которая чувствуется в каждом из семнадцати мгновений ну той самой весны Где она? И есть ли она здесь? И есть ли она для тебя в этом городе? Но иногда, иногда, когда покупаешь бутылку пива в ночном киоске или выпиваешь вторую или третью рюмку чего-то в прокуренном баре, ты вдруг почувствуешь себя героем какого-то старого и, конечно же, конечно же, любимого кино. И тебе покажется, что на тебе хороший длинный, белый плащ и хорошая шляпа. Что всё это, ну то есть всё вот это, что происходит с тобой - это не что иное, как начало прекрасной дружбы. Дружбы с этим странным временем, в котором ты живёшь. Дружбы в отсутствие любви.

Любовь не может быть ни счастливой, ни несчастливой. Она невыносима в любом случае.

Есть такое чувство, которое хоть и называется одним словом, на родном языке произносить крайне сложно, а на чужом иностранном языке сколько угодно безответственно его можно произносить. А скажешь на родном языке тут же споткнешся об него и как бы извиняясь откашляешься … Это слово — ЛЮБОВЬ!

Жизнь — это тебе не супермаркет, дружище. Любовь найти нельзя. Ее можно только встретить.

Любить можно только то, чего остановить невозможно.

… Каждая следующая любовь, она же сильней, чем предыдущая …

Когда в моей жизни появилась любовь, я вдруг заметил, как много есть песен, которые каким-то образом про меня. И фильмов много про меня. Пьес, стихов, картин, даже скульптур! Я каким-то образом оказываюсь просто в центре мирового искусства …

Вот видишь, Саня, как только заговорил про деньги, тут же забыл про любовь!

… А любовь не нуждается в иллюстрации, как жизнь не терпит остановки и неподвижности.

Как же мне не выносимо! Господи!!! Зачем я так влюбился?!!

Мне здесь нравится, мне здесь очень многое нравится, почти всё, но я здесь ничего не люблю, а дома мне многое не нравится, но я это люблю

Москва сразу стала светлее. Окна, фонари, огни вывесок и рекламы отразились в низком небе и в каждой снежинке. В каждой летящей и уже упавшей снежинке… «Она любит меня, - догадался я. - Я хороший человек. Меня можно любить. Господи… Я хороший».

Мы точно были счастливы, хотя и очень недолго. Я помню, помню, как было желание, прямо необходимость, чтобы у нас с ней была семья. Я был несколько раз влюблен, но никогда такой необходимости не испытывал. Только с ней. Такую-сякую, но семью. (Пауза, курит.) И это было не так, что вот будет семья, но я потеряю свободу. Было совсем по-другому. Не жертва, а потребность, необходимость лишиться части свободы. У меня была потребность дома.

Как трудно с этим разобраться! Еще труднее понять, что с этим всем делать. Хочется же, чтобы любили все! Но это невозможно. Потому что, если меня будут любить все, тогда я сам должен любить всех. А как это сделать? Где взять столько сил, времени и мудрости?

Зато как легко получается не любить! Это проще всего. Как же это просто! И сколько же мук от этой нелюбви!

Так что у меня тут джаз. То есть музыка для тех, кто отлюбил!

***
А я даже не знаю, о чём идёт речь. Очень хочу влюбиться. Всё время ищу и не понимаю…
— Если ищешь, значит, не найдешь, — оборвал его Миша. — Как такое можно искать? Ты говоришь, как маленький озабоченный мальчик. Искать нельзя! Ты что, хочешь найти женщину, которая подходила бы под какие-то твои стандарты и представления, найти и тогда влюбиться? … — Миша сделал коротенькую паузу, будто ждал ответа. — Жизнь — это тебе не супермаркет, дружище. Любовь найти нельзя. Её можно только встретить.

… самое сложное - стараться любить и принимать то, что есть, то есть то время, в котором живешь.

… Я знаю так много умных, сильных, трудолюбивых людей, которые очень сложно живут, которые страдают от одиночества или страдают от неразделенной любви, которые запутались, которые, не желая того, мучают своих близких и сами мучаются. То есть людей, у которых нет внешнего врага, но которые живут очень не просто. Но продолжают жить и продолжают переживать, желать счастья, мучиться, влюбляться, разочаровываться и опять на что-то надеяться. Вот такие люди меня интересуют. Я, наверное, сам такой …

Мы только один раз были в том кафе, а я не могу теперь проезжать мимо него. Я стараюсь этого не делать. Мы просидели тогда в нём не более сорока минут, выпили - она чай, я два кофе. Говорили ни о чём, она смеялась, а я смотрел на неё - и думал о том, как я хочу взять её сейчас за руку и не отпустить никогда. Посидели сорок минут, и это кафе стало для меня «нашим» кафе. Я не могу туда зайти больше, и вид этого кафе ранит меня. И бульвары … все бульвары ранят. И весь город ранит меня беспрерывно. Потому что она здесь. А все те места, где мы встречались, стали просто эпицентрами нестерпимого … волнения, тревоги …

Я-то тогда думал,что я навсегда …

А что у меня вообще есть? … Люди, которых я люблю?! Они у меня есть? Это мое? Боюсь, что это я у них есть!.. Во всяком случае, я хочу, чтобы это было так.

Просто всегда говорится, в случае если люди разошлись, что брак был неудачным. Люди, может быть, прожили вместе много счастливых лет, а потом что-то пошло по-другому, и вот они расстались. Какая же тут неудача?

Я сказал ему всего-навсего, что когда-то, когда ему было 14–20 лет, он так сильно любил музыку и так много тратил на неё душевных сил, и так много в ней находил для себя, что остался в уверенности, что та музыка самая лучшая. А потом просто разучился тратить на музыку душевные силы как прежде. А чтобы что-то любить, нужно внимательно к этому относиться, переживать, совершать душевную работу, короче, любить - это непросто.

Как же много людей! И никто меня не знает таким, как я хотел бы, чтобы меня знали. Даже те, кто меня любит. Любит меня по каким-то своим причинам. У них свои причины. Причины любить меня находятся в них самих. А те, кто меня не любит, или те, кому я неприятен, или даже те, кто терпеть меня не может, с ними эта неприязнь ко мне уже происходит по моим причинам. Я даю им поводы для нелюбви. А любят по своим причинам.

А желание такое… Желание, чтобы нас все-таки любили и уважали. Чтобы меня любили и уважали.

Но чтобы любили и уважали не потому, что я чего-то добился в жизни, не за мои усердие, труд и упорство, и даже не за какой-нибудь талант или особенность… Чтобы любили и уважали меня не за то, что ты сильный или смелый, не за то, что ты умный, потому что долго учился, не за то, что у тебя много денег, потому что ты много работал, и не за то, что у тебя есть власть или все это вместе. А нужно чтобы любили и уважали просто потому, что ты есть. Есть, какой бы там ни был. Никто из нас в этот мир не просился. Но мы есть. И мы пока отсюда никуда не собираемся. И нам нужно, чтобы прямо здесь каждого из нас любили и уважали только за то, что мы есть. Любили и уважали. Пусть не сильно. Но каждый день.

Гришковец про любовь (фрагмент выступления).

Евгений гришковец вошел в литературу пьесой "Как я Съел Собаку". Он пишет для всех - и для интеллектуалов, которые не гнушаются "Легким" чтением, и для простых обывателей, которым интересны переживания и внутренний мир главного героя. Он пишет книги и пьесы, обычно в жанре монодраматургии, одном из самых сложных видов искусств.

Мы выбрали 30 глубоких цитат Евгения Гришковца о жизни, любви и счастье:

1. если бы вам удалось надавать под зад человеку, виноватому в большинстве ваших неприятностей, - вы бы неделю не смогли сидеть.

2. в жизни, как известно, за всё приходится платить. Но почему-то не покидает ощущение того, что в счёт включены солидные чаевые.

3. когда в моей жизни появилась любовь, я вдруг заметил, как много есть песен, которые каким-то образом про меня. И фильмов много про меня. Пьес, стихов, картин, даже скульптур! Я каким-то образом просто в центре мирового искусства … оказываюсь.

4. "а каким же местом я устал? Я " - задал себе вопрос.
"Душой, ваше благородие! Душой" - послышалось в ответ.

5. а вообще это прекрасно, когда люди находят в себе силы извиниться. Это прекрасно, но очень немногие умеют это делать. И далеко не все умеют искренне благодарить, находить слова для комплиментов, признаваться в своей неправоте или честно говорить, что не знают ответа на тот или иной вопрос.

6. в случае, если люди разошлись, всегда говорят, что брак был неудачным. Люди, может быть, прожили вместе много счастливых лет, а потом что-то пошло по-другому, и вот они расстались. Какая же тут неудача?

7. неважно - хорошая гостиница или плохая, дешёвая или дорогая. Заходишь в номер, а там видишь одноразовое мыло, одноразовые стаканчики и сам понимаешь, что ты тоже здесь одноразовый. Максимум двухразовый.

8. когда я выбрасываю хлам, мне становится легче жить.

9. одиночество - это когда вокруг слишком много людей, когда всем что-то нужно от тебя, а ты сам никому не нужен. И тебе никто не нужен.

10. однажды я экспериментировал. Как только видел, что какой-нибудь человек смотрел на часы, я тут же подходил и спрашивал у него: "сколько времени? " Все, без исключения, опять смотрели на часы, прежде чем ответить. 11. Можно вот так вот мотаться по миру, работать с утра до ночи, быть усталым, измотанным, иметь финансовые проблемы, быть простуженным, и при этом быть абсолютно счастливым … абсолютно … просто по той причине, что тебя ждут. И знаете, не просто вот так вот ждут, а ждет та, которая нужно тебе, чтоб тебя ждала. Потому что есть те, которые ждут, ну и пусть подождут. Дождутся! А можно быть наоборот здоровым, перспективным, успешным и быть абсолютно несчастным, ну, потому что тебя не ждут. Она не ждет, и кажется, что вообще никто не ждет … 12. И так хочется вырваться из этого окна, из этого одиночества, то есть туда, где нет людей. Потому что там, где нет людей, не может быть одиночества.

13. жизнь возьмёт своё. А где моё! 14. Мне здесь нравится, мне здесь очень многое нравится, почти всё, но я здесь ничего не люблю, а дома мне многое не нравится, но я это люблю.

15. каждая следующая любовь сильнее, чем предыдущая. 16. Когда что-то понимаешь, то жить становится легче. А когда что-то почувствуешь - то тяжелее. Но почему-то всегда хочется почувствовать, а не понять!

17. Москва! Здесь всегда найдётся несколько сотен фанатов чего угодно.

18. жизнь - это тебе не супермаркет, дружище. Любовь нельзя найти. Ее можно только встретить. 19. Улыбаться приятно, это физически приятно. Ещё приятнее смеяться. А хохотать - это же просто удовольствие! 20. Первая рюмка делает тебя счастливым, третья отгоняет остатки счастья.

21. Москва сразу стала светлее. Окна, фонари, огни вывесок и рекламы отразились в низком небе и в каждой снежинке. В каждой летящей и уже упавшей снежинке … "она любит меня, - догадался я. - я хороший человек. Меня можно любить. Господи …. Я хороший". 22. Так что у меня тут джаз. То есть музыка для тех, кто отлюбил! 23. Мы только один раз были в том кафе, а я не могу теперь проезжать мимо него. Я стараюсь этого не делать. Мы просидели тогда в нём не более сорока минут, выпили - она чай, я два кофе. Говорили ни о чём, она смеялась, а я смотрел на неё - и думал о том, как я хочу взять её сейчас за руку и не отпустить никогда.

24. просто мне кажется, что если мне так нравится эта песня, то эта песня про меня. Это моя песня. Про мою жизнь. Хотя её исполнил человек, который не знает меня и вообще никогда не узнает, что я живу. Но эта песня про меня.

25. а на фотографиях всё хорошо. Там много надежды. 26. Как только ты научишься обижаться, в эту же самую секунду, не в следующую, а в эту же самую секунду, ты тут же научишься обижать! 27. Я знаю так много умных, сильных, трудолюбивых людей, которые очень сложно живут, которые страдают от одиночества или страдают от неразделенной любви, которые запутались, которые, не желая того, мучают своих близких и сами мучаются. То есть людей, у которых нет внешнего врага, но которые живут очень не просто. Но продолжают жить и продолжают переживать, желать счастья, мучиться, влюбляться, разочаровываться и опять на что-то надеяться. Вот такие люди интересуют меня. Я, наверное, сам такой. 28. И как же важно почувствовать жизнь не в одиночку, а с кем-нибудь вместе. Потому что вместе всегда сильнее, чем в одиночку. В одиночку можно только сильнее всего ощутить одиночество. А вместе можно ощутить жизнь. 29. Любить можно только то, чего остановить невозможно. Всю эту жизнь, например. 30. И я понял в этот момент, по кому скучаю. Я понял, какого человека мне не хватает в жизни. Я со всей ясностью осознал, по кому я невыносимо тоскую, тоскую давно, и кого мне так недостаёт каждый прожитый мною день. Это конкретный человек. Я по себе скучаю. Счастливому!

Видео Избранное, Гришковец. В исполнении автора, с хорошим звуком!

В центре внимания оказывается Евгений Гришковец, который сделал все возможное, дабы переменить представления о моно спектакле. Главный персонаж написал свой шестой монолог под названием "Шепот сердца". Главный герой на протяжении семнадцати лет занимается любимым видом деятельности и свою последнюю работу он пытался написать на протяжении трех лет. Евгений Гришковец много раз брал ручку и лист бумаги в руки, но каждый раз его, что - то останавливало, и он уже хотел забросить эту идею, но все же, добился поставленной цели. Главный герой очень часто хотел начать писать другой монолог под названием "Прощание с бумагой", но все, же его сердце и руки тянулись к неоконченной работе, которая требовала окончания.
Эта работа будет наполнена любовью и нежными чувствами, которые не каждому дано, будет испытать. Эта кинолента пропитана различными эмоциями человека, который вложил в эту работу всю свою душ, боль и разочарование. Главному герою пришлось потратить множество лет, неимоверное количество сил и терпения, для того, что бы добиться нужного результата. Душевная драма расскажет вам множество новых фактов, которые помогут вам задуматься и переосмыслить свою жизнь. Благодаря Евгению Гришковцу множество людей изменили свое существование.

Евгений Гришковец является своеобразным современным эстрадным философом, который пытается донести до всех обычные вещи, но с необыкновенным подходом. По этой причине цитаты Евгения Гришковца вызывают довольно таки бурный интерес у многих людей. Эти замечательные цитаты позволяют посмотреть под новым углом на такие обыденные понятия, как отношения между людьми, на их чувства и так далее. Великолепные цитаты, подборка которых представлена ниже, позволяют немного расширить свое мировоззрение, а также изменить его и сделать немного более современным, а также максимально правильным.

Во мне борются два желания – стать героем произведения и быть счастливым. Увы, они несовместимы, поскольку любой герой априори должен быть одинок, убит горем, а лучше – запутаться в этой жизни.

Удивительное дело, дома я люблю все, даже то, что мне не нравиться. Стоит оказаться в другом месте как порог терпимости резко снижается. - Е. Гришковец

Все-таки любовь обладает невероятной одухотворяющей силой. Стоило мне влюбиться, как я почувствовал себя просто в центре мировой творческой культуры. Все книги, стихи, песни, все стало таким близким и понятным.

Мои отношения со школой не сложились, поскольку именно там я впервые ощутил, что такое машина государства.

Евгений Гришковец: Любить, скажу я вам, это тяжелая работа, не физически, а морально тяжелая, ведь требуется постоянно проявлять внимание, переживать и волноваться за объект своих чувств.

Жить можно только с кем-то. Пока ты один – это не жизнь, а скорее существование. Только идя бок о бок, можно ощутить всю полноту, все краски жизни. А у одиночества нет красок, оно – черно-белое.

Евгений Гришковец предисловие. Евгений Гришковец представил моноспектакль «Предисловие к роману»

Давно не было ничего слышно от Евгения Гришковца, человека, который «съел собаку». И вот он вернулся. С премьерой моноспектакля «Предисловие к роману». Точнее сам автор с жанром не определился, потому как это довольно сложно сделать.

Спектакль стал вступительным словом к автобиографической книге «Театр отчаяния или Отчаянный театр», которая должна увидеть свет в мае и которую Гришковец писал три года. Эта книга о призвании. Любопытно будет ее прочитать. Но пока что предисловие. На сценических подмостках.

Евгений Гришковец, драматург, режиссер, актер:

«Я захотел написать роман на собственном жизненном материале, который посвящен призванию. Что такое призвание в жизни человека, чему человек посвящает жизнь. И как жить без призвания и с призванием, что легче, что важнее.

Призвание есть одержимость. Когда человек не имеет выбора. Он родился призванным на что-то. И если человек понимает, что должен написать книгу, он должен ее написать, он просто обязан. Мы живем прошлым. Вчера, сегодня, час назад – все давно прошлое. Я говорю не о прошлом, а о пережитом.

Воспоминания печальны. Особенно воспоминания о счастливых событиях печальны. Когда вспоминаешь людей, которых уже нет. Воспоминания о детстве, когда ты был счастлив, это вообще разрывает сердце. Занятие воспоминаниями – опасная вещь. Это как нырять за жемчужиной.

Театр отчаяния… Отчаяние – что это такое? Отчаявшийся человек это одно. А отчаянный храбрец – другое. В этом названии есть оба значения этого слова. Ну как не отчаяние, когда человек неожиданно для себя делает театр и остается один. Признается, что один такой одинокий волк на сцене.

Как бы там ни было, а с людьми гораздо веселее: на сцене, в жизни, в дороге, на гастролях. Такое отчаянное одиночество. И при этом признание себе, что по-другому не могу, не должен. И никому кроме себя не могу доверить собственные тексты. Мне очень нравится название. Если бы я увидел книгу с таким названием, обязательно купил бы».

Евгений Гришковец - актёр, режиссёр, драматург, музыкант и писатель. Он появился резко и громко, собирая вокруг себя армию поклонников и вызывая фуроры в разных городах мира. В чём секрет Гришковца? Скорее всего, в его откровенной манере говорить одновременно о простых вещах и вечных ценностях с чувством юмора. «Как я съел собаку», «Дредноуты», «Шёпот сердца» и другие произведения Гришковца наполнены повседневными истинами, о которых многие из нас не раз задумывались сами.

Жизнь возьмёт своё. А где моё?!— «Планета».

Работать в бессонную ночь не получится. В бессонную ночь можно только не спать, — «Асфальт».

Бывают разные состояния. То стремишься вперёд, весь наполнен солнечным, энергичным, свободным настоящим, радуешься, и для тебя не существует ничего, кроме этого. А бывает, вдруг защемит о чём-то потерянном, и загрустишь о серебристом, дождливом, нежном прошлом. И то и другое - здорово переживать. И то и другое - богатство, — «Год ЖЖизни».

Любовь не может быть ни счастливой, ни несчастливой. Она невыносима в любом случае, — «Рубашка».

Самое невыносимое в таком состоянии — это переходы от надежды к отчаянью, от уверенности к сомнениям и обратно, — «Рубашка».

Надо же, как только происходит что-то не очень обычное или сильно необычное, сразу думаешь: «Как в кино», — «Рубашка».

Жить с обидой — всё равно что оставаться с незалеченной раной, то есть быть почти инвалидом, — «От жжизни к жизни».

Ты же не будешь спорить, что любовь бывает не взаимной? Можно кого-то любить, а тебя любить не будут, так? Я думаю, дружба тоже может быть не взаимной. Пусть я тебе не друг. Пусть. Но это не отменяет того, что я тебя считаю своим другом. В жизни все может быть не взаимным. Понимаешь, о чем я?, — «Сатисфакция».

Так страшно, когда кто-то уходит, а ты остаёшься, — «Как я съел собаку».

Это ещё от зимней одежды, — мелькнуло в голове. — Летом будет легче. Летом всегда легче. Но к лету должно что-то измениться, иначе я до лета не доживу, — «Рубашка».

… И ты не обиделся. потому что ты ещё не умеешь обижаться, потому что как только ты научишься обижаться, в ту же секунду, не в следующую а в ту же секунду ты научишься обижать... , — «Как я съел собаку».

Страшно сделать первый шаг, первый вдох... Но вот ты шагнул, потом вдохнул — и ничего страшного, ничего особенного, — «Реки».

И как только пришла мысль, что можно уехать, следующая мысль была, что нужно уехать обязательно, — «Реки».

…Это такое чувство… Которое называется таким словом, которое на родном языке произносить ужасно трудно. На чужом, иностранном языке, сколько угодно можно его безответственно говорить, такое слово, которое, если произнесёшь на родном языке, то обязательно, как бы извиняясь, откашляешься… Или даже это слово подумаешь - как-то споткнёшься об него… это слово «Любовь», — «Планета».

Когда в моей жизни появилась любовь, я вдруг заметил, как много есть песен, которые каким-то образом про меня. И фильмов много про меня. Пьес, стихов, картин, даже скульптур! Я каким-то образом оказываюсь просто в центре мирового искусства… — «Планета».

Жизнь — это тебе не супермаркет, дружище. Любовь найти нельзя. Её можно только встретить, — «Асфальт».

А герой счастливым быть не может. Герой всегда несчастен, одинок и чаще всего не знает, как жить. Вот так. Хочется быть героем и хочется быть счастливым. Два взаимоисключающих желания, — «Год ЖЖизни».