Мне ни к чему одические рати. Анна Ахматова — Мне ни к чему одические рати: Стих

Творчество А. Ахматовой - уникальное явление в русской поэзии. И хотя история знала немало поэтесс и до Ахматовой, но только ей удалось стать голосом своей эпохи, а затем перешагнуть через все временные рубежи. Лаконичные и внешне простые, ахматовские стихи предельно насыщены поэтической мыслью и отличаются глубиной и силой чувства. После первой же книжки стихов Ахматова стала восприниматься как гениальный художник женской любви во всех ее проявлениях. Позднее в ее лирике зазвучали и другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они во многом тоже традиционно, поскольку истоки творчества Ахматовой - в классической русской литературе, и прежде всего в творчестве Державина и Некрасова, Пушкина и Лермонтова. Как и всякий поэт, А. Ахматова не редко обращается к теме поэтического ремесла. Однако, несмотря на очевидную в ее стихах перекличку с классической поэзией, взгляд поэтессы во многом оригинален. Рассмотрим в этой связи стихотворение А. Ахматовой "Мне ни к чему одические рати..."

Это небольшое стихотворение написано в 1940 году и входит в цикл под названием "Тайны ремесла", создававшийся на протяжении нескольких лет. Первая же строфа придает поэтическому повествованию интонацию искренности. Признание лирической героини звучит весьма субъективно: "Мне ни к чему...", "по мне..." Вообще первая строфа побуждает нас к размышлению, особенно ее последние две строчки:

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

"Некстати" - это значит "не вовремя", "не в подходящий момент". Другими словами, стихи, по мысли автора, должны удивлять нас неожиданностью, свежестью мысли.

А потом мы как будто "слышим" что-то похожее на вздох лирической героини:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда...

Трудно однозначно сказать, что здесь метафорически употреблено "сору". Мысли поэта, жизненные впечатления, а может быть, сама жизнь? однако более нас завораживает строчка: "Растут стихи, не ведая стыда …" В ней и одушевленность поэтического творения и некая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее такие неожиданные и в то же время логически оправданные сравнения:

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Вообще Ахматова обладала удивительной способностью видеть необычное в окружающем ее мире обыденной жизни. В ее стихах все превращалось в поэзию, иными словами, все было достойно поэтического слова, даже "таинственная плесень на стене". Многоточие в конце этой строки воспринимается как пауза, заполняющаяся процессом творчества. А далее идут строчки, начинающиеся уж очень по-пушкински: "И стих уже звучит …" В стихотворении Пушкина "Осень" мы находим похожие слова: "Минута - и стихи свободно потекут". Это сходство не случайно. Ахматова явно разделяла мнение Александра Сергеевича по поводу свободного в своей основе творчества. К моменту создания этих стихов их авторы уже были давно признанными мастерами слова, а потому мы не можем не разделять их мнения.

Заключительные строки ахматовского стихотворения, заряженные энергией автора, звучат особенно эмоционально. Вообще поэтическое повествование Ахматовой проникнуто настроением бодрости и оптимизма. Этому во многом способствует выбранный поэтессой стихотворный размер ямб (кстати, самый популярный размер в русском стихосложении). А встречающиеся в каждой строке пропуски ударения придают стихотворению оттенок размышления, поэтического раздумья.

Нельзя не сказать о том, что ахматовские стихи не отличаются богатством используемых автором средств выразительности. Поэтесса явно предпочитала небольшой объем и простоту поэтической речи. И вместе с тем ее стихи, говоря словами Пушкина, "пленяли прелестью нагой простоты". Причем за этой обыденностью художественной речи Ахматовой скрывается глубокий смысл, чему не в последнюю очередь способствует композиционная стройность ахматовского стихотворения, начинающегося и заканчивающегося одним и тем же словом "мне". Эта стройность придает поэтической мысли особую цельность, законченность.

Удивительно то, что бедность глагольной лексики не лишает стихотворение ощущения полноты бытия. В поэтическом тексте явно чувствуется весеннее дыхание жизни. Мы видим "желтый одуванчик у забора", мы "вдыхаем" "дегтя запах свежий". И вообще рождение нового мы чаще всего связываем с весенней порой ("растут стихи").

Однако главная мысль стихотворения звучит в его финальных строчках: ахматова стихотворение искренность

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Таким образом, главное назначение поэзии, по мысли автора, - это способность дарить людям радость, радость от соприкосновения с творениями высокого искусства.

Сочинение

Творчество А. Ахматовой – уникальное явление в русской поэзии. И хотя история знала немало поэтесс и до Ахматовой, но только ей удалось стать голосом своей эпохи, а затем перешагнуть через все временные рубежи. Лаконичные и внешне простые, ахматовские стихи предельно насыщены поэтической мыслью и отличаются глубиной и силой чувства. После первой же книжки стихов Ахматова стала восприниматься как гениальный художник женской любви во всех ее проявлениях. Позднее в ее лирике зазвучали и другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они во многом тоже традиционно, поскольку истоки творчества Ахматовой – в классической русской литературе, и прежде всего в творчестве Державина и Некрасова, Пушкина и Лермонтова. Как и всякий поэт, А. Ахматова не редко обращается к теме поэтического ремесла. Однако, несмотря на очевидную в ее стихах перекличку с классической поэзией, взгляд поэтессы во многом оригинален. Рассмотрим в этой связи стихотворение А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...»
Это небольшое стихотворение написано в 1940 году и входит в цикл под названием «Тайны ремесла», создававшийся на протяжении нескольких лет. Первая же строфа придает поэтическому повествованию интонацию искренности. Признание лирической героини звучит весьма субъективно: «Мне ни к чему...», «по мне...» Вообще первая строфа побуждает нас к размышлению, особенно ее последние две строчки:
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
«Некстати» – это значит «не вовремя», «не в подходящий момент». Другими словами, стихи, по мысли автора, должны удивлять нас неожиданностью, свежестью мысли.
А потом мы как будто «слышим» что-то похожее на вздох лирической героини:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...
Трудно однозначно сказать, что здесь метафорически употреблено «сору». Мысли поэта, жизненные впечатления, а может быть, сама жизнь? однако более нас завораживает строчка: «Растут стихи, не ведая стыда …» В ней и одушевленность поэтического творения и некая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее такие неожиданные и в то же время логически оправданные сравнения:
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Вообще Ахматова обладала удивительной способностью видеть необычное в окружающем ее мире обыденной жизни. В ее стихах все превращалось в поэзию, иными словами, все было достойно поэтического слова, даже «таинственная плесень на стене». Многоточие в конце этой строки воспринимается как пауза, заполняющаяся процессом творчества. А далее идут строчки, начинающиеся уж очень по-пушкински: «И стих уже звучит …» В стихотворении Пушкина «Осень» мы находим похожие слова: «Минута – и стихи свободно потекут». Это сходство не случайно. Ахматова явно разделяла мнение Александра Сергеевича по поводу свободного в своей основе творчества. К моменту создания этих стихов их авторы уже были давно признанными мастерами слова, а потому мы не можем не разделять их мнения.
Заключительные строки ахматовского стихотворения, заряженные энергией автора, звучат особенно эмоционально. Вообще поэтическое повествование Ахматовой проникнуто настроением бодрости и оптимизма. Этому во многом способствует выбранный поэтессой стихотворный размер ямб (кстати, самый популярный размер в русском стихосложении). А встречающиеся в каждой строке пропуски ударения придают стихотворению оттенок размышления, поэтического раздумья.
Нельзя не сказать о том, что ахматовские стихи не отличаются богатством используемых автором средств выразительности. Поэтесса явно предпочитала небольшой объем и простоту поэтической речи. И вместе с тем ее стихи, говоря словами Пушкина, «пленяли прелестью нагой простоты». Причем за этой обыденностью художественной речи Ахматовой скрывается глубокий смысл, чему не в последнюю очередь способствует композиционная стройность ахматовского стихотворения, начинающегося и заканчивающегося одним и тем же словом «мне». Эта стройность придает поэтической мысли особую цельность, законченность.
Удивительно то, что бедность глагольной лексики не лишает стихотворение ощущения полноты бытия. В поэтическом тексте явно чувствуется весеннее дыхание жизни. Мы видим «желтый одуванчик у забора», мы «вдыхаем» «дегтя запах свежий». И вообще рождение нового мы чаще всего связываем с весенней порой («растут стихи»).
Однако главная мысль стихотворения звучит в его финальных строчках:
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Таким образом, главное назначение поэзии, по мысли автора, – это способность дарить людям радость, радость от соприкосновения с творениями высокого искусства.

Другие сочинения по этому произведению

Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение А. А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...». (Восприятие, истолкование, оценка)

Анна Ахматова

«Мне ни к чему одические рати»

В данном произведении Анна Ахматова пытается объяснить, каким образом возникают ее стихи. В самом начале стихотворения поэтесса определяет своеобразие своей лирики, написав о том, что ей «ни к чему одические рати и прелесть элегических страстей». Она говорит читателям о том, что наиболее важным в написании стихотворений является не заранее и хорошо продуманный сюжет. В них все должно быть как бы «некстати», а поэтический голос должен быть индивидуальным. Простота является основным правилом ее поэзии, в которой «все быть должно некстати», «не так, как у людей».

Для нее всегда было неуместным подражание кому-то. Творения поэзии не обязательно должны быть созданы под впечатлением от чего-то возвышенного. Ахматова в своих лирических строках раскрывает «тайну ремесла», написав о том, что стихи возникают из сора: как желтый одуванчик у забора; как лопухи и лебеда.

Под пером поэтессы оживают «сердитый окрик, дегтя запах свежий, таинственная плесень на стене…». Таким образом, мир обычных и простых вещей становится красочным, а сама поэтесса настоящим мастером, оживляющим обыденные вещи. Происходит движение по направлению от малого к чему-то большому: от запаха, ощущения, звука к созданию оконченного произведения. Поэзия не является для Ахматовой пересказом жизни. Для нее это ее отражение, эхо, которое не каждый способен озвучить. Она не говорит о гениальности, таланте и способностях. Голос поэтессы «звучит, задорен, нежен», а ее стихи «растут», «не ведая стыда».

В финальных строках стихотворения звучит его главная мысль. В них автор выражает способность дарить людям радость и получать ее от написанных стихотворений.

Лаконичность и подчеркнутая сдержанность стихотворения утверждают важность описываемой темы. Благодаря своеобразию изложения создается отсутствие вычурности и строгость произведения. Обезличенные предложения придают обобщенность всему сказанному и расширяют тему. В коротком стихотворении все одновременно просто и сложно, а результат радует и читателя и самого автора.

Сочинения

Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение А. А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...». (Восприятие, истолкование, оценка)

Как писать стихи? С одной стороны, предстает недосягаемое величие, с другой - непостижимая тайна. Мне казалось, что объяснить секрет поэтического творчества невозможно. Ни великий А.С. Пушкин, ни чувственный А.А. Фет не смогли раскрыть мне этой загадки. В свою мастерскую впустила лишь А.А. Ахматова, просто, как она умеет, рассказав о сложном умении творить «на радость вам и мне».

В стихотворении «Мне ни к чему одические рати», написанном в тысяча девятьсот сороковом году зрелым поэтом, создается удивительный образ ни на что не похожей ахматовской поэзии. Какова же она?

В самом начале поэтесса определяет жанровое своеобразие своей лирики:

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических страстей.

Ни бравурности од, ни туманности элегий не терпят стихи А.А. Ахматовой. Простота - вот правило ее поэзии, и еще в ней «все быть должно некстати», «не так, как у людей».

Поэзия не пересказ жизни, не документ, это ее отражение, эхо, которое способен озвучить не каждый. У А.А. Ахматовой есть такой дар. Голос поэтессы «звучит, задорен, нежен».

Анна Андреевна ни разу в стихотворении не говорит о гениальности, таланте, даже способностях. Она выполняет работу, хорошо зная и любя свое ремесло, недаром сборник так и называется - «Тайны ремесла».

В произведении есть невольное обращение к читателям, которое и становится той заветной дверью в святая святых мастера:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...

А.А. Ахматова разрушает иллюзию о необычности, величии поэтического «материала». Он прост, но лишь единицы способны взрастить из «сора» стихи, только под их пером оживают Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене...

Мир простых, обыденных, даже примитивных вещей становится красочным и прекрасным, а предметы - музами. Сама же поэтесса уже не ремесленник, она настоящий мастер.

Созданию образа поэзии способствуют употребленные здесь выразительные средства. Важная роль принадлежит сравнениям и олицетворениям, ведь поэзия должна жить. Стихи А.А. Ахматовой «растут», «не ведая стыда»,

Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

В последней строфе особое значение приобретают эпитеты («сердитый», «свежий», «таинственная»). Они как нельзя лучше характеризуют «материал» поэзии: «окрик», «плесень». Происходит движение от малого к большому: от запаха, звука, ощущения к созданию законченного произведения.

Лаконичность, подчеркнутая сдержанность стихотворения как бы утверждают важность темы. Отсутствие вычурности, строгость создаются благодаря своеобразию синтаксиса. Из пяти предложений стихотворения три - односоставные. Безличные предложения придают обобщенность сказанному, расширяют тему; назывные - делают произведение предметным. И те, и другие служат созданию картины творческого процесса. Все в нем просто и сложно одновременно, а результат должен радовать не только читателя, но и самого автора. Тогда это уже ремесло, это настоящее искусство.

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати...», являясь центральным в сборнике «Тайны ремесла», подводит определенный итог всему ранее написанному по данной теме и в то же время служит отправной точкой для последующих творений.

А. А. АХМАТОВА

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

(No Ratings Yet)

  1. “Тайны ремесла” в лирике А. А. Ахматовой Тема поэта и поэзии является традиционной в русской литературе, достаточно вспомнить творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Б. Л....
  2. А. А. АХМАТОВА * * * Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге...
  3. Сегодня классицизм снова обрел своей популярности. Мольер один из ярких представителей этого направления. Его герои реалистичны, а настоящая красота человека выражается через мировоззрение и разум. Один из самых ярких образов,...
  4. Чему учит нас история Родины Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы не повторять одних и тех...
  5. КЛАССИКА В. Г. КОРОЛЕНКО ЧЕМУ УЧАТ НАС ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. Г. КОРОЛЕНКО Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом “совести эпохи”. Вот что писал о нем И. А....
  6. Многие люди на заре своей жизни теряют интерес к тому, что происходит вокруг, сосредоточившись на внутренних переживаниях. Однако существует и другая категория мужчин и женщин, которые до самого последнего момента...
  7. Книга – это верный советчик в жизни, сокровищница неисчерпаемых знаний и настоящий друг. Мы учимся, развиваемся, взрослеем, и все время она рядом с нами. Итак, все начинается с книги. Современная...
  8. Чему же учит меня новелла “Последний листок”? Я считаю, что сам автор, человек с нелегкой судьбой, за основу произведения взял кадр из своей жизни. Разве будучи в тюрьме целых пять...
  9. Как приятно проснуться теплым солнечным утром и распахнуть окно. Именно так и сделала героиня картины Яблонской “Утро”. Девочка распахнула балконную дверь, впуская в комнату свежий воздух и утреннюю прохладу. Юная...
  10. Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе. Эпиграфом...
  11. Наша Классная комната находится на втором этаже. Высота помещения, в котором расположена наша Классная комната около трех метров. Три больших окна выходят на восточную сторону школы. Дневное освещение является достаточным...
  12. Судьба Анны Ахматовой даже для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому...
  13. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века План практического занятия 1. Назовите социально-исторические причины развития литературы Нового времени. 2. Характеристика литературных направлений данного времени. 3. Теоретическо-художественные особенности ренессансного реализма. 4....
  14. …В ее стихах трепещет и бьется живая, близкая, знакомая нам душа женщины переходной эпохи, эпохи ломки человеческой психологии… А. Коллонтяй Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого...
  15. После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила...
  16. Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Ее внешний облик – “царский профиль” – отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна...
  17. Русская земля очень богата красотами природы и ее любителями. Многие художники никогда не упускали возможности изобразить на своих полотнах первую зелень, рассветы, закаты, солнечные и дождливые дни и времена года....
  18. Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева....
  19. ЛИРИКА Фабрика (1903) В соседнем доме окна жолты. По вечерам – по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене – а на...
  20. Оригинальный камешек Нашла я однажды на берегу ручья необыкновенный камешек. На первый взгляд, это была обычная галька. Но когда я смочила камешек водой, на его поверхности появился сказочный рисунок: таинственная...
  21. В. В. НАБОКОВ * * * Сам треугольный, двукрылый, безногий, Но с округленным, прелестным лицом, Ижицей быстрой в безумной тревоге Комнату всю облетая кругом, Страшный малютка, небесный калека, Гость, по...
  22. Творчество Пушкина, его гений были одним из источников вдохновения великой поэтессы “серебряного века” Анны Ахматовой. Лучшие поэты “серебряного века” сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все...
  23. Стихотворение “Памяти Сергея Есенина” было написано Ахматовой в 1925 году, а опубликовано лишь в 1968 год уже после ее смерти. Это скорбящее стихотворение о трагической судьбе поэта. “Бездумно и безбольно...
  24. В юности Анна Ахматова была довольно дерзкой и своенравной особой, которая всегда поступала так, как считала нужным, не обращая внимания на общественное мнение. Убедить ее сделать что-то по-другому было практически...
  25. СМЕЛОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ (по роману Марка Твена “Приключения Тома Сойера”) Самый отчаянный и бесшабашный, веселый и неунывающий, смелый и находчивый народ в мире – дети. Любой взрослый знает это...
  26. Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова План I. Трагическая... Сергея Есенина принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге,...
  27. Те, кто лично не знал Анну Ахматову, были убеждены, что она меняет любовников чуть ли не каждую неделю. Для этого достаточно было познакомиться с творчеством поэтессе, в стихах которой фигурировали...
“Мне ни к чему одические рати”