Мотивирующие притчи.

Сегодня у вас очень важный и торжественный день! Вы прощаетесь со школой, заканчивается один этап вашей жизни, и уже завтра начнется другой, не менее важный, но более сложный и ответственный. Сегодня яркое и радостное событие в вашей жизни – прощальный вечер выпускников, а завтра – неизвестность, новый мир, который нужно постичь, и другая, незнакомая вам жизнь. Знаете, а вот я вам завидую, по-доброму, от всего сердца. Очень хочется оказаться на вашем месте, потому что, ребята, у вас все впереди! Впереди целая жизнь! Это так здорово, когда можешь строить будущее, мечтать и ни в чем себе не отказывать, потому что время работает на тебя! Ты молод, полон сил, стремлений; твое будущее во многом зависит от тебя! Есть чему радоваться! А ведь и грустно немножко. Прощаетесь с друзьями, с учителями, с партой, ставшей родной… Прошло столько лет, а я сама до сих пор помню утро после выпускного: ощущение какой-то пугающей пустоты и неизвестности. А потом все новое: учебное заведение, предметы, друзья…

Почему-то пришла на память одна притча. Приходит ученик к Учителю и спрашивает: «Скажи, Учитель, сколько лет мне нужно добросовестно учиться и работать, чтобы познать мир?» Учитель ответил: «Десять лет». - «Но если я буду очень добросовестно учиться и работать?»- спросил ученик. – «Тогда двадцать лет!»- ответил учитель.- «А если очень - очень добросовестно учиться и работать!»- воскликнул ученик. – «Тогда тридцать лет!»- был ответ. – «Как же так, - разочарованно произнес ученик, - чем больше и старательнее я буду работать, тем больше времени мне понадобится для познания! Почему?» И Учитель ответил: « Когда один глаз смотрит на цель, остается только один глаз, который смотрит на путь к ней». Замечательная притча, и мораль ее такова: опыт и знания не скороспелый плод, но результат проб и ошибок, жизненных испытаний, которых не избежать. И нельзя делить жизнь на подготовку к ней, а потом уже и саму жизнь. В жизни не нужно спешить, все в ней должно идти своим чередом, но без пассивности и лени. Прекрасный мир творческого вдохновения не терпит суеты, и «дорогу осилит идущий»! Я желаю вам счастья, пусть успех всегда сопутствует вам, и пусть вас всегда окружают добрые и отзывчивые люди, такие, как учителя, которые одиннадцать лет вели вас к знаниям, учили жизни – спасибо им за это! Отдельные слова благодарности вашим родителям: великий труд – воспитывать детей, и вы сделали это! Ваши выросшие дети скоро покинут родительский дом, и им так потребуется то, чему вы учили их каждый день – быть взрослыми и отвечать за свои поступки. Следующий этап жизни ваших детей более сложный, и справятся легко с ним те, кто усвоил уроки родителей. Желаю, чтобы таковыми оказались все ваши дети!

Еще раз поздравляю всех с окончанием школы, в добрый путь, ребята!

Искала в интернете напутствие на выпускной, ничего толкового не попалось, пришлось закатать рукава, напрячь голову и в общем..... пользуйтесь, кому понравится))

В СТИХАХ:

Сказать напутствие в дорогу не легко,
Когда не знаешь, что вас ждет в дороге.
Сегодня май и будет выпускной,
И вы на первом жизненном пороге.

Там впереди препятствий, гор, высот
Так много, что возможно растеряться,
Но важно четко видеть горизонт,
Ту цель – что вам не даст сломаться.

Берите под контроль свою судьбу,
В багаж сложите знания основы,
И начинайте за себя борьбу,
Придав мечте желаемые формы.

Пусть рядом будут верные друзья,
Те, что всегда, и в радости и в горе
Поддержат и помогут как семья,
Ведь вы одной по жизни этой крови.

Уверенно ступайте! В добрый путь!
Любите, радуйтесь, побольше улыбайтесь,
Свою лишь только не меняйте суть,
И просто быть счастливыми старайтесь!

Чем дольше живу, больше убеждаюсь, что миром правят прописные истины. Этакие банальные высказывания, которые как ни странно работают. Сегодня хочу зачитать некоторые из них, в виде напутствия:

Любите жизнь, потому что она охотно отвечает взаимностью.

Просыпаясь по утрам улыбайтесь, тогда день сложится так как хочется, если сложится не так, оптимистам всегда легче выйти из затруднительной ситуации.

Влюбляйтесь. Не бойтесь признаваться в своих чувствах, потому что неведенье нас разрушает из нутрии. Когда отвечают взаимность – смело летайте и не бойтесь выглядеть идиотами. От любви все на них похожи – это самый прекрасный диагноз из возможных.

Берегите родителей! Даже когда они не правы, но в большинстве случаев правы, всё равно берегите. Других не будет – они у вас одни и на всю жизнь. А если их не беречь, они станут нервными, а зачем вам нужны нервные родители? И запомните: родители единственные люди, которые любят вас бескорыстно, им достаточно, что вы живы, здоровы, добры и веселы! Всем остальным всю жизнь что-то надо доказывать, например, что вы не верблюд гималайский!)

Доверяйте и доверяйтесь друзьям. Хольте их и лелейте! Через пять лет вы уже точно будете знать, кто из них самый-самый. Много настоящих друзей не бывает. К тридцати годам у вас останется два, максимум четыре друга, но это будут настолько проверенные люди, такие в которых вы будете уверены как в самих себе!

Занимайтесь спортом! Потому что подтянутым и пышущим здоровьем по жизни везёт значительно больше!

Читайте книги, расширяйте кругозор! Потому что начитанные люди всегда интересны. И своими знаниями сможете смело блеснуть в любой компании и с умным видом важно объяснить чем отличается виктимология от этимилогии, круги Эйлера от рядов Фурье, тэтраидр от актаидра … ну мысль понятна.

Учите скороговорки. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла и т.д. опять же что б блеснуть! А еще для дикции полезно! А еще прикольно дезорибонуклеиновая кислота научиться произносить без запинки, а потом разъяснить что это ДНК так расшифровывается

Не бойтесь разбивать стереотипы!
Всегда верьте в себя!
Если приняли решение, идите до конца! Но если поняли, что решение было идиотским, имейте смелость признать это!

Учиться на чужих ошибках, еще ни у кого не получилось! Но постарайтесь совершать их поменьше, они оставляют сложнозаживающие раны в душе и на сердце! А оно вам надо?!

Всегда давайте себе пять секунд, перед ответом на вопрос, что б подумать. И успеть застопорить всякую глупость готовую сорваться в мир, вместо этого лучше сформулировать умность и заработать этим дополнительные бонусы. В жизни всегда пригодится.

Не унывать!
Помнить, что единственная неразрешимая проблема – это смерть, все остальное решаемо!

Развивайте уверенность в себе, в конце концов вам это удастся!

Мечтайте! Сейчас вы мне не очень поверите, но мечты РЕАЛЬНО сбываются. Единственное не так быстро, как нам этого хочется!

Пусть у вас будет пара принципов – железобетонных и не рушимых. Таких, что даже если очень хочется, то всё равно нельзя. Иногда это действительно спасает!

И ещё, если хотя бы на три истины вы обратили внимание – это хорошо. Если хотя бы две из них запомнили, ещё лучше. А если хотя бы одну из них примените на практике – значит не зря, я затеяла всё это!

Рецензии

Мария, по просьбе моей дочки хочу выразить Вам искреннюю благодарность за такие душевные и правильные напутствия выпускникам! Дочь в этом году первый раз выпускает одиннадцатиклассников. Вела их до 11 класса, а в начале учебного года ушла в декрет...Ребята не забывают свою учительницу, на каждый праздник поздравляют, дарят цветы...Слез будет при расставании!!Ей очень понравилось Ваше стихотворение! И с Вашего позволения она прочтет его на последнем звонке.СПАСИБО Вам сердечное и от дочки, и от меня!!!
С благодарностью, Наташа

Цель: подведение итогов жизни классного коллектива за последние семь лет. Воспитание любви и уважения к учителям, родителям, одноклассникам, школе. Поощрения, пожелания и напутствия перед вступлением учащихся на самостоятельный жизненный путь.

Оборудование и оснащение.

  • Видеоклип "Из жизни класса", DVD, телевизор.
  • Благодарственные письма родителям.
  • Благодарности особо отличившимся учащимся, медали.
  • Плакаты, фотостенд.
  • Шары.
  • Летопись класса (2 части).
  • Почетные грамоты класса за участие в общественно-полезных делах и внеклассных мероприятиях.
  • Творческие работы учащихся.
  • "Лебеди на озере" (с пожеланиями для учащихся).
  • Магнитофон. Музыка "Одинокий пастух".
  • Плакат с пожеланиями: друг другу, школе,учителям.

Приглашенные:

  • Родители и учащиеся.
  • Учителя начальных классов.
  • Учителя-предметники.

Ход мероприятия

I. Стихотворение (под музыку "Одинокий пастух")

Вот грустная пришла минута:
Сегодня выпустим птенцов.
А как их удержать охота, растили ведь в конце концов.
Пришли минуты расставанья, не будем долго мы грустить.
Случиться так должно когда-то,
Иначе и не может быть.
Летите смело в мир открытий,
Творите, стройте новый мир.
Вы много можете, ребята,
Мы это честно говорим.
Но об одном не позабудьте:
О чуткости, о доброте, о людях думайте почаще,
Ну, и конечно, о себе.
Тогда всегда любить вас будут,
Беречь, лелеять, охранять.
Жизнь - очень сложная наука,
Должны вы многое понять.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня вы пригласили меня на большой праздник. На праздник всегда идут с подарком. Когда вы были маленькими, традиционным подарком была книга. За победы на концертах, олимпиадах вручали книги. Хорошая, красочная, содержательная книга - всегда приятный подарок. Книгу можно хранить долго, а то и всю жизнь, перечитывать всю книгу или отдельные страницы, перелистывать, просматривать картины, вспоминать героев главных и второстепенных, поплакать, порадоваться, сопереживать вместе с действующими лицами. И вот сегодня я принесла вам в подарок книгу, совершенно новую, она только что сошла с печати. Писалась она долго, 11 лет, авторы - мы с вами, все присутствующие в этом классе: родители, ученики, учителя. Издатель - МОБУ Гимназия №1. Название книги - "Пришли минуты расставанья:". С яркими цветными иллюстрациями, которые вы видите на обложке, не говоря уже о внутренних вкладышах.

Сегодня классный час - прощальный классный час мы проведем в форме устного журнала, перелистаем страницы этой книги. Эта книга - продолжение I под названием "Детство", и посвящено отрочеству.

Как и любая книга, наша книга содержит предисловие и обращение к читателю, несколько глав и заключение.

Итак, открываем и перелистываем нашу книгу.

Вместо предисловия или обащения к читателю.

Метет ли снег, шуршит ли осень
Срывая желтую листву,
Они всегда с собой приносят
И щедро дарят нам весну...
Дорогие мои выпускники!

Это ваша 11-ая весна. Ровно 10 лет она провожала из класса в класс. А в этом году весна прила проводить вас на большую дорогу жизни. Только что прозвенел для вас последний звонок. Более 20 тысяч школьных звонков услышали вы за годы учебы в ней.

Первый школьный звонок пригласил вас на самый первый урок, а последний возвестил о том, что вы вступаете в самостоятельную новую жизнь.

Последний звонок...
В этих звуках и радость, и слезы.
Последний звонок...
До свидания детские грезы.
Последний звонок...
Радость встречи и горечь разлуки.
Последний звонок...
Через годы летят эти звуки.
Последний звонок, последний урок, последний, последний, последний...

Все школьное у вас последнее. Сегодня у нас последний классный час вместе с родителями, учителями, гостями.

Памятные моменты школьной жизни.

Вы были все смешными малышами,
Когда вошли впервые в первый класс,
И получив тетрадь с карандашами,
За парту сели первый в жизни раз.
Вы вспомните звонок веселый,
Что прозвенел вам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.

1. У вас у каждого свой первый учитель. Не все присутствуют сегодня здесь. Надеюсь, вы с ними встретитесь, найдете время, скажете "спасибо". А сейчас дадим слово присутствующим здесь вашим первым учителям (выступление учителей начальных классов).

2. Вопросы родителям (цветик - семисветик).

1) Как звали первую учительницу вашего ребенка и что хотели бы вы ей сказать сегодня?

2) Какие проблемы были у вас, когда готовили ребенка в школу и в первый класс?

3) Вспомните вопросы, с которым ваш ребенок загонял вас в тупик и как вы выкручивались из создавшейся ситуации?

5) Если бы была возможность вернуть время обратно, что бы вы изменили в вопросах воспитания ребенка?

6) Ваша самая большая радость за ребенка?

7) Знаете ли вы друзей, одноклассников своего ребенка?

3. Вопросы учащимся.

1) С кем ты сидел за одной партой в 1 классе? В 5 классе?

2) За что получил свою первую двойку? Сообщил ли родителям, как они отреагровали?

3) Если бы была возможность вернуть время обратно, то в какой класс ты бы хотел попасть и почему?

4) За что ты получил свою первую пятерку?

5) Событие, которое принесло наибольшую радость?

6) Было ли за годы учебы несправедливое наказание, если не секрет - какое и за что?

7) Кому из учителей и за что вы бы хотели сказать слова признательности?

4. Учитель: Действительно, школьные годы - это уроки и классные часы, конкурсы и олимпиады, соревнования и суботники, это сбор макулатуры и березовых почек, это дежурства по школе и в классе, это невыученные стихи и теоремы, недописанные сочинения. И все это уже позади, все это было вчера...

"Время, к сожаленью быстротечна -
Год за годом пролетело много лет..."

За эти годы у нас определенные успехи. Об этом говорят результаты школьных и районных олимпиад, спортивные успехи, успехи во внеклассных мероприятиях, конкурсах и трудовых делах. Коротко остановлюсь на них (перечисление учащихся, занявших места на олимпиадах, конкурсах и т.д.)

Можно еще много говорить о том, что у нас было хорошего за 7 школьных лет, которые мы прожили вместе. Нашему классу за эти годы вручено 20 почетных грамот (ознакомить за что и в каком классе).

Раз уж мы заговорили о наградах, то в свою очередь от имени классного руководителя, то есть от себя, я хочу объявить и вручить письменную благодарность следующим учащимся (вручение благодарностей старосте класса, организатору культурно-массовых мероприятий класса, художнику класса, ответственному за "Летопись класса").

Учитель - он как Плюшкин из "Мертвых душ". Собирает все: книги, газеты, журналы, вырезки из газет,творческие работы учащихся. Часть собранного я уже вам вернула на прощальном уроке, остальное я принесла сегодня (коротко остановиться на содержании собранного материала).

В начале этого учебного года на первом классном часе вы строили "Дом, в котором я живу". И ответили на 3 вопроса:

  • о чем я мечтаю сегодня;
  • я желаю своим одноклассникам;
  • мои пожелания школе и учителям.

На первый вопрос многие пожелали успешно сдать экзамены, поступить в желаемый вуз. Друзьям и одноклассникам - здоровья, успехов в учебе, исполнения всех желаний, общения друг с другом ив дольнейшем, и тесной связи, успехов и любви.

Школе - чтобы она еще долго - долго была "живой", чтобы здесь кипела жизнь, была полна детьми, которые будут ее любить, беречь и достойно защищать ее честь, была такой же красивой, как сейчас и давала отличные знания всем ученикам и первые места во всех конкурсах и соревнованиях.

Учителям - благоолучия, удач, чтобы не старели и обучали даже наших внуков, хороших учеников, здоровья. Чтобы учителя не были угрюмыми и строгими.

Давайте еще раз скажем слова благодарности учителям (стихотворение учителям).

Родительский дом - начало начал.
Где бы ты ни был по-прежнему
Обязательно помни о том,
Что всегда тебя встретит
Любовю и нежностью
Твоя пристань - родительский дом.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклоись
Ты пред ними в долгу неоплаченном,
Помни свято об этом всю жизнь.

Так поется в песне "Родительский дом". Все о чем говорилось раньше, о наших успехах, дотижениях, высотах - достигнуты и благодаря нашим мамам и папам. Дети вас очень любят, просто не всегда вслух говорят об этом, уважаемые родители. В 5 классе мы писали сочинение про маму. Вот некоторые из них (зачитываются 2 сочинения). По одному слову от каждого ученика в знак благодарности и признательности. Какие они наши родители?

Спасибо вам за все, за вашу поддержку (особенно в трудные для нас моменты), за то, что вы есть, за то, что вы приходили в школу, за то, что помогали в ремонте школы, за сбор березовых почек, за победы за сбору макулатуры, за то, что вы интересовались делами класса, воспитывали детей. От имени администрации школы и от себя лично выражаю благодарность за воспитание детей (отдельно прочитать благодарность родителям некоторых учеников и вручить всем благодарности).

Стихотворение - посвящается родителям.

"Как дороги вы мне
Прекрасно, что вы есть!"
Время, к сожаленью быстротечна
Год за годом пролетело много лет...

Я не знаю, как вам, для меня эти 7 лет пролетели очень быстро.

Это было как вчера. Мы с Розой Амирьяновной ходили в Нижнеяркеевскую школу-сад на ваш прощальный утренник. Вы пели, плясали, читали стихи - было очень красиво, и всем классом (12 человек) впервые пришли в школу №1, а не в №3 как это было раньше. Но с условием привели вас родители что вас не будут разлучать друг от друга. До 7 класса вас не разлучали. Из нашей школы вас было очень мало - всего 6 человек. Ну, а на сегодняшний день наша география широка. Но общее одно: в 5 классе вас было 22 и сегодня - столько же человек. Насколько вы изменились показывают ваши фотографии. Вот перед вами "Летопись класса". По нему можно проследить как вы взрослели, умнели. Яобещаю завершить оформление альбома, включая ваши успехи на экзамене и данные о дальнейшей вашей судьбе - поступлении на учебу и передам Алие на хранение, чтобы вы при встрече через многие годы могли посмотреть тих, поговорить о ваших мечтах, о которых вы писали в начале 11 класса. И называлась эта ваша работа "Автобиография будущего до 2030 года". Давайте послушаем некоторые из них.

Я думаю, что мечты ваши воплотятся в реальность. И такие беседы, как сегодняшняя, вы уже сами будете организовывать, будете говорить о ваших успехах, удачах, победах. Но для этого надо помнить следующее. Я снова обращаюсь к нашей любимой книге "Притчи" (стр. 269 "Сосуд жизни").

Сосуд жизни.

Как-то один мудрец, стоя перед своии учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили - да, полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - полон. И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.

Теперь - обратился мудрец к ученикам - я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь. Крупные камни - это важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, работа, дом, увлечения. Песок - это жизненные мелочи, повседневная суета. Если вы заполните сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок.

7. Видеофильм "Из жизни класса".

Дорогие мои ученики!
Как дороги вы мне
Прекрасно, что вы есть,
Здоровья вам сполна,
Живите долго, по сто лет!
Успехов, счастья вам!
Дерзайте в добрый час.

За особые успехи принято вручать медали. Вот и я приготовила вам медали, которые хочу вам вручить (зачитывается содержание).

Чтоб вашей любознательности пыл
На жизненных дорогах не остыл, а преумножался,
Творите, созидайте!
Пусть мир узнает Вас,
И вы его познайте!
Стихотворение "Друзьям".

А сейчас очередь за родителями и учителями высказать приятные эпитеты нашим милым выпускникам.

IV. Заключение.

Итак, мы подходим к развязке. Я не могу не прочитать еще одну притчу, которая называется "Если ласточка смогла, ты тоже можешь" (стр. 75)

Если ласточка смогла, ты тоже сможешь.

Каждый год наступает весна, когда морские ласточки совершают перелет с Северного полюса на Южный, а потом через несколько месяцев, пускаются в обратный путь. Они должны пролететь 17 тысяч км, полагаясь только на силу своих крыльев. Часто на расстоянии 3 тысяч км полета вокруг нет ни одного клочка земли, только море. Но, несмотря ни на что, они проделывают этот путь, чтобы вернуться точно в то место, где они оставили свое гнездо. Птицы летят над гигантскими волнами, способными перевернуть огромный корабль, выдерживают такие порывы ветров и бурь, которые предпочитают обходить стороной современные самолеты, переносят такие низкие температуры, которые заставляют поворачивать назад оснащенные по последнему слову техники полярные экспедиции. Ничто на может сбить их с пути, и рано или поздно они долетают до своей цели.

Если маленькая морская ласточка может, собрав все свои силы преодолеть столько препятствий для достижения цели, то неужели мы не сможем?!

У каждого из нас есть крылья души для полета, для осуществления своей мечты. Нам нужно только не уставать, прилагать все силы и днем, и ночью. Не затягивать отдых на теплых берегах. На нашем пути будут и волны, и ветра, и холод, но мы дойдем до цели. Если маленькая ласточка смогла, сможешь и ты.

Сегодня вы как эти ласточки, улетающие в дальние странствия. Но вы будете прилетать в свое родное гнездышко, на чистое, теплое, и вас будут ждать не только родители, но и школа, и учителя. Поэтому я приготовила для вас небольшой сюрприз. Вот эти лебеди - которые собрались улететь, окрепшие крылья, взоры устремлены вверх, также как и у вас. Их здесь - 22, вас - тоже. Каждому из вас я написала на память несколько строчек - пожеланий, каждый возьмет свое и прочитаете. Одинаковых нет, каждому - свое. (Рассказать про платок - напоминание о последнем лете студенчества. Астрахань, поезд, пожелания друг другу. Мелочь - но приятные воспоминания. Плакат пожеланий. До прощального бала написать пожелания друг другу. На прощальном балу разрезать и раздать)

И в заключение - стихотворение.
Удивляясь - мы учимся жить,
Ошибаясь - мы учимся жить,
Обжигаясь - мы учимся жить,
По другому не быть!
Помогая - мы учимся жить,
Создавая - мы учимся жить,
Защищая - мы учимся жить,
В сердце силу растить!
Мрак откинув - как факел горим,
Маски скинув - как факел горим,
Сердце вынув - как факел горим,
И на этом стоим!
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно, и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям!

На это наш классный час завершен. Спасибо всем за участие. Всего доброго!

Следующие восемь страниц будут интереснее всего для классных руководителей, которые работали в выпускных классах. Это небольшая книга, ее можно будет подарить вашим ученикам на память (целиком или в виде отдельных страниц). В ней – подборка прекрасных стихов, прозы, высказываний интересных и знаменитых людей. О чем? О жизни, о том, что может сказать взрослый человек, проработавший с ребятами несколько лет, в качестве напутствия в их взрослой жизни.
Каждый раз на выпускном вечере, вглядываясь в глаза ребят и учителей, понимаешь: все тревоги и споры позади; рядом с тобой люди, которые искренне любят друг друга, но приходит время расставания, и в глазах – слезы, в душе – тоска. Что сказать? Как выразить чувства словами? Мы назвали эти страницы «Моим любимым выпускникам» и надеемся, что в них многие наши читатели найдут созвучные их чувствам стихи, цитаты, мысли.
Обложка к такому посланию у каждого учителя будет индивидуальной, мы лишь предлагаем один из возможных вариантов, который каждый дополнит чем-то своим.
В следующем году мы продолжим эту книгу и напечатаем другую подборку. У вас есть любимые цитаты, фразы, стихи, которые вы поместили бы в нее? Поделитесь ими с коллегами – присылайте материалы на адрес нашей газеты, и мы обязательно их опубликуем.
Предлагаемые вашему вниманию материалы пригодятся и классным руководителям, у которых выпуск еще впереди. Любая цитата, любое стихотворение могут стать хорошей темой для классного часа, на котором учитель хочет лучше понять своих учеников и готов поговорить с ними на самую важную тему – о Жизни. Такие классные часы могут стать хорошим началом для взаимопонимания взрослых и детей. А потом, когда эти дети станут выпускниками, они совсем по-другому перечитают строки, которые им подарит их любимый классный руководитель на выпускном балу…

Любимым выпускникам от классного руководителя.

Будьте счастливы!

Если

О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь,

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова –
Без прежних сил – возобновить свой труд, –

И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и все начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!» –

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег,–
Земля – твое, мой мальчик, достоянье.
И более того, ты – человек!

Редьярд Киплинг.
Перевод С. Маршака

Письмо детям

Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, – как мы. Но говорят, что вы есть, что вы особая порода, не поддающаяся воздействию.
Потому:
– Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.
– Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!
– Не получит. Но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше. Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами – поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же это невозможно, то – 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого – или же, на худой конец, не видьте смешного в смешном!
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! У «всех» есть второе имя – «никто», и совсем нет лица – пробел. Ну а если вам скажут, что так никто не делает (не одевается, не думает и т.д.) – отвечайте: «А я – кто!»
Не ссылайтесь на «немодно», а только на «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они родители, а для самих себя – я. Не исчерпывайте их родительством. Не осуждайте своих родителей на смерть раньше своих сорока лет. А тогда – рука не поднимется!
Увидя на дороге камень – уберите! Представьте себе, что это вы бежите и разбиваете себе нос. Из сочувствия (хотя бы себе – в другом) уберите.
Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. Все одинаково хотят спать, есть, сесть и т.д.
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы – протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близких (хотя бы даже о любимом животном). Чужие уйдут – свой останется.
Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают сверху вниз, а не снизу вверх.
Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому, чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени.
Когда вам будут говорить: «Это – романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» – и увидите, что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и даже запускают вам в лоб!) – слово, смысла которого они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:
– «Романтизм – это душа».

Марина Цветаева

13 фраз о жизни

Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
Никогда не переставай улыбаться, даже если тебе грустно – кто-то может влюбиться в твою улыбку.
Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретим того единственного человека. Чтобы когда это случится, мы были благодарны.
Не трать время на человека, который не стремится провести его с тобой.
Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
Не прилагай столько усилий – все самое лучшее случается неожиданно.

Габриэль Гарсия Маркес

Мне смешно вспоминать, как я думал, что можно устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихонечку и делать, не торопясь, аккуратно, все только хорошее. Смешно! Чтобы жить честно, надо рваться, биться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Лев Толстой

Нам следует подготовиться к тому, что жизнь будет покушаться на нашу веру в добро и истину, но это не означает, что мы должны отдавать их добровольно. Если идеалы побеждены, значит, они были недостаточно крепки, недостаточно чисты, и мы не всегда о них помнили. Зрелость, к которой мы должны стремиться, должна делать нас еще крепче, проще, правдивее, чище, добрее. Это процесс, в котором железо юношеского идеализма закаляется в сталь идеализма зрелого. Если бы люди оставались такими, какими они бывают в 14 лет, мир стал бы совершенно иным.

Альберт Швейцер

11 правил,
которые подростки никогда не узнали бы в стенах школы

Правило 1
Жизнь несправедлива – привыкните к этому!

Правило 2
Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно.

Правило 3
Вы не будете получать 60 000 долларов в год сразу после школы. Вы не станете вице-президентом компании со спутниковым телефоном в машине, прежде чем заработаете на них.

Правило 4
Вы считаете, что учитель слишком требователен? Подождите, когда станете начальником вы.

Правило 5
Подавать гамбургеры не ниже вашего достоинства. Ваши дедушки и бабушки использовали другое слово для раздачи котлет – они называли это Возможностью.

Правило 6
Если вы сели в лужу, это не вина ваших родителей, не хнычьте, учитесь на ошибках.

Правило 7
До вашего рождения ваши родители не были такими занудами, как сейчас. Они стали ими, оплачивая ваши счета, стирая вашу одежду и выслушивая ваши рассуждения о себе любимом. Поэтому прежде, чем начнете спасать мир от поколения своих родителей, вычистите сортир в собственной комнате.

Правило 8
Ваша школа, может быть, и покончила с делением на лидеров и неудачников, но жизнь – нет. В некоторых школах не ставят плохих оценок и дают вам столько попыток, сколько вам требуется для правильного ответа. Это не имеет ничего общего с реальной жизнью.

Правило 9
Жизнь не поделена на семестры. У вас не будет летних каникул и найдется немного работодателей, которые заинтересованы в том, чтобы вы нашли себя. Ищите за свой счет!

Правило 10
Телевидение – это не реальная жизнь. В действительности людям обычно приходится ходить на работу, а не сидеть за столиком в кафе.

Правило 11
Будьте обходительны с зубрилками и ботаниками. Не исключено, что вскоре вы будете работать на одного из них.

Билл Гейтс

Баллада о борьбе

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались понять мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова «приказ», назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов.
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить,
И, друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий век у забав, столько боли вокруг.
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев еще теплым мечом
И доспехи надев, что почем, что почем!
Разберись, кто ты – трус иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоешь скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили – его, не тебя, –

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал
По оскалу забрал – это смерти оскал!
Ложь и зло, – погляди, как их лица грубы,
И всегда позади – воронье и гробы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом –
Значит, в жизни ты был ни причем, ни причем!

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Владимир Высоцкий

Сделаться Человеком нельзя разом, надо выделаться в Человека. Тут дисциплина. С недоделанными людьми не осуществлялись бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то дисциплине и непрерывной работе над собой и мог бы проявиться наш гражданин.

Федор Достоевский

Времена не выбирают

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть. Живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время – это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время – кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас черты его и складки,
Приглядевшись, можно взять.

Александр Кушнер

Если люди порочные связаны между собой и представляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как просто!

Лев Толстой

Из рассказа о белой вороне

…Самая красивая птица – белая ворона. Потому что она исключение. Можно увидеть стаю лебедей, семью павлинов, компанию страусов. Но никто никогда не видел стаю белых ворон. Да этого и не может быть. Тогда все потеряет смысл.
Белой вороной нельзя стать по желанию. Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. Конечно, любая ворона может вываляться в муке, выпачкаться в мелу, выкраситься белилами. Многие обыкновенные вороны так и делают. Но они не белые – они ряженые. А белую ворону можно очернить, но сделать ее черной невозможно. Она белая ворона! Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как правило, становится объектом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают.
– За исключительность?
– Нет, за чувство ответственности. Быть исключением из общего правила – это очень, очень ответственно. И белые вороны это понимают…

Василий Ливанов
«Мой любимый клоун»

Я убежден, что правда, любовь, мягкость, доброта являются той силой, которая все преодолеет. Ей будет принадлежать мир. Доброта постоянна и сама себя усиливает, ибо рождает ответную доброту. Эта сила самая разумная и всепобеждающая.

Альберт Швейцер

Для истинной жизни, оказывается, недостаточно только однажды родиться, нужно еще чуть ли не ежедневно возрождаться, и матерью тогда нам служит уже вся земля, все современные нам люди.

Андрей Платонов

Человек равен Вселенной. Потому равен, что без человека эта без-мысленная природа – лишь собрание вертящихся больших и малых шаров, и оно пусто. Только человек ее о-мысливает – обнимает своей мыслью, включая в круг своего сознания и целенаправленного действия.

Михаил Пришвин

Ах, если б знать заранее...

Ах, если б знать заранее, заранее, заранее,
Что будет не напрасным горение, сгорание
Терпения и веры, любви и волшебства,
Трагического завтра, счастливого сперва.

Никто на едкий вызов ответа не получит.
Напрасны наши споры. Вот Лермонтов – поручик.
Он некрасив, нескладен, и все вокруг серо,
Но как же он прекрасен, когда в руках перо!

Вот Александр Сергеич, он в поиске и муке,
Да козыри лукавы и не даются в руки,
Их силуэты брезжут на дне души его…

Все гаснет понемногу: надежды и смятенье.
К иным, к иным высотам возносятся их тени.
А жизнь неутомимо вращает колесо,
Но искры остаются. И это хорошо.

И вот я замечаю, хоть и не мистик вроде,
Какие-то намеки в октябрьской природе:
Не просто пробужденье мелодий и кистей,
А даже возрожденье умолкнувших страстей.

Все в мире созревает в борениях и встрясках.
Не спорьте понапрасну о линиях и красках.
Пусть каждый, изнывая, достигнет своего…
Терпение и вера, любовь и волшебство!

Булат Окуджава

Не бойся друга. Самое большее, что он может сделать – это предать тебя. Не бойся врага. Самое большее, что он может сделать – это убить тебя. Бойся равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются на земле все преступления.

Бруно Ясенский

Душа – это то, что не на виду. Надо быть смелым, чтобы различать и то, что не на виду.

Морис Метерлинк «Синяя птица»

Поздравляю всех с Крещением!

В честь этого светлого праздника - немного мудрости в виде притчи.

Притча о профессоре и выпускниках

Однажды к старому профессору пришли в гости его ученики - выпускники престижного ВУЗа. Все они были состоявшимися людьми, которые сделали хорошую карьеру, однако, судя по тому, что они рассказывали, профессор понял, что никого из них, естественно, не обошли жизненные трудности и проблемы, как в работе, так и в личной жизни.

Предложив своим гостям чаю, профессор принес с кухни чайник и поднос, на котором красовалась невообразимая коллекция чашек: большинство из них были дорогими и редкими экземплярами, собранными за всю жизнь. Однако, помимо эксклюзивных образцов, виднелись и самые обычные дешевые чашки, даже пластмассовые, что создавало необычный контраст.

Когда выпускники выбрали себе чашки, профессор налил им чаю и неспешно произнес:

— Не могу не обратить ваше внимание, что вы выбрали себе самые красивые чашки, оставив на подносе простые и дешевые. В нашем мире это нормальное явление - хотеть для себя только самого лучшего; однако, вместе с тем, это является причиной множества проблем в жизни. Вам нужно понять, что чашка сама по себе не делает чай вкуснее. Она может быть красивее, дороже, но качество чая от этого не меняется. Каждый из вас старался выбрать себе чашку получше, а потом вы сидели и сравнивали свою чашку с чашками других. Вы думали о том, чтобы выглядеть круче в глазах других. Но вспомните, изначально вы ведь просто хотели чаю.

Профессор отпил из простой чашки и продолжил:

И сейчас, вместо того, чтобы наслаждаться вкусом чая, вы думаете о том, кому какая чашка досталась. Ваше внимание соскользнуло на второстепенные вещи. Так же само происходит и в жизни. Жизнь, в данном случае, можно сравнить с чаем, а чашки символизируют вашу одежду, марку машины, внешнюю красоту ваших жен, место работы, размер и убранство вашего дома, положение в обществе… И пока вы сосредоточены на внешнем, вы не можете оценить по достоинству внутреннее и наслаждаться им. Гоняясь за красивыми обертками, вы теряете вкус самой жизни.

После чаепития и долгого разговора по душам, профессор, прощаясь с выпускниками, пожелал им счастья и сказал:

Помните, что самые счастливые люди — это вовсе не те, которые имеют всё самое красивое и лучшее, а те, которые умеют извлечь всё лучшее из всего того, чем обладают.