Навык номер один. От реактивности к проактивности

Ваше имя
+7 Заказать

Укажите номер телефона 10 цифр

Проактивность

Любые наши действия исходят из нашего мышления. Нет ничего такого, что происходило бы у нас само по себе (за исключением заложенных природой инстинктов и рефлексов). И от того, какие мысленные модели у нас преобладают, зависит вся наша жизнь.

Любое событие, которое происходит в нашей жизни, оказывает на нас влияние. В зависимости от того, как мы реагируем на события, наше мышление можно разделить на два вида: реактивное и проактивное.

Что это значит?

Если быстро и на пальцах объяснить, то это означает, что мы, либо считаем себя следствием всего, что случается в жизни, либо же мы считаем себя причиной. В первом случае, в случае реактивного мышления: жизнь - это то, что с нами случается. В случае проактивного мышления: жизнь - это то, что я сам выбираю делать.

Отсюда, как следствия, вытекают два вида поведения:

  1. Реактивное поведение - когда мы просто приспосабливаемся к событиям, которые создаются другими людьми.
  2. Проактивное поведение - когда мы сами создаем события в своей жизни.

Люди с проактивным мышлением - это люди, которые понимают, что только они ответственны за свою жизнь, что никто другой не имеет на нее такого влияния, как они сами. И даже если обстоятельства складываются не так, как они хотят, то у них всегда есть выбор, как отреагировать на эту ситуацию и продолжить действовать исходя из новых условий.

Люди с реактивным мышлением - это люди, которые считают, что их жизнь создают другие люди и обстоятельства. Они обычно во всем винят окружение, говорят, что вот если бы не это и не то, то было бы по-другому. Они всегда заложники внешних сил. Когда у них спрашиваешь, почему не получилось что-то сделать, всегда найдется крайний, из-за которого все сорвалось. Эти люди не принимают ответственность за свою жизнь и за то, что в ней происходит.

Проактивность означает действовать самому, а не быть объектом воздействия. Причем под действием понимается не только создание обстоятельств, а и выбор реагирования на то, что уже произошло.

Когда случается какое-то неприятное или тяжелое событие в нашей жизни, у нас всегда есть выбор, как мысленно отреагировать на него: либо начать жалеть, сетовать на судьбу и все вокруг, почувствовать себя жертвой и впасть в уныние; либо увидеть, что можно сделать с ситуацией, начать искать выход или просто принять, что ситуация произошла, но она не имеет влияния на вашу самооценку и восприятие себя.

Как можно отличить реактивного человека от проактивного?

Реактивный

Проактивный

Реактивный человек часто нахо-дится в зависимости от физи-ческих условий окружа-ющей среды. Если погода хо-рошая, он чувствует себя хо-рошо. Если погода плохая, то это ска-зывается на его настро-ении и поведении.

Проактивный человек носит в себе свою «собственную погоду». Для него не имеет значения, идет ли дождь или светит солнце. Он движим ценностями.

Реактивные люди, кроме того, зависят от социальных условий окружающей среды, от "соци-альной погоды". Если окружа-ющие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся за-крытыми и занимают оборо-нительную позицию.

На проактивных людей тоже воздействуют внешние факторы физические, социальные или психологические. Но их реакция на этот раздражитель - сознательная или нет - является их собственным выбором.

Реактивный человек ожидает, что что-нибудь произойдет или кто-нибудь о нем позаботится.

Берет на себе инициативу, когда нужно довести ситуацию до разрешения.

Думает в сослагательном наклонении:

Если мне удастся сделать…

Если бы у меня был выбор…

Если бы я мог…

Я должен…

Думает утвердительно и позиционирующе:

Я сделаю….

Я выбираю…

Я предпочитаю…

Заботится о том, что нужно и должно сделать…

Заботится о том, на что он реально влияет…

Если резюмировать, то реактивные люди мыслят словами «Это все потому что …», проактивные люди мыслят вопросами «Как? Что я могу сделать?»

Можно сказать, что слоганом проактивного человека будет: «Создаю свою жизнь». (И это будет правдой, потому что он сам активно создает все события и обстоятельства). В то время как у реактивного: «Приспосабливаюсь к жизни, которую за меня создали другие».

Сегодня нам было важно положить начало этой теме, возможно, даже побудить вас задуматься о том, какое поведение больше свойственно вам. Ведь если вы собираетесь создавать свою жизнь, начинать новую, то это можно сделать только в том случае, если вы мыслите и действуете проактивно, если понимаете всю важность ваших действий и принимаете ответственность за свой выбор.

Что бы в жизни ни происходило, вы всегда можете выбрать, как реагировать на это, воспринимать как трагедию или как возможность.

– жизненная позиция, в основе которой лежит представление о том, что индивид самостоятельно выбирает свою реакцию на какие-либо события. Проактивный человек осознает настоящую цель своей жизни и идет к ней, всеми силами сопротивляясь обстоятельствам. Противоположностью данной позиции является реактивное поведение.

Попробуйте взглянуть на себя со стороны и понять, что вы чувствуете. В каком вы находитесь настроении? Только человек может выполнить данные действия. Это объясняется тем, что у всех людей есть самосознание.

Наше настроение часто определяется нашими переживаниями, связанными с реальным миром. Если вам кто-то сделает больно, вы почувствуете грусть. Если вам сделали приятно, вы ощутите радость. Проблема в том, что мы не можем полностью понять чувства других людей. Наша оценка их действий является необъективной.
Зависеть от мнений других людей просто глупо. Ваш начальник может сказать: «Ты всегда опаздываешь!». Но разве он прав? Разве вы действительно постоянно опаздываете? Многие из подобных реплик могут быть чрезвычайно раздуты и не иметь реального смысла. Часто они являются проекцией недостатков людей, дающих подобные оценки.

Когда мы говорим, что не можем сопротивляться воздействию условий, мы искажаем реальность. Безусловно, во внешнем мире наши физические действия ограничены. Однако также мы имеем абсолютно безграничную внутреннюю свободу. Это значит, что любой человек вправе выбирать свою душевную реакцию на происходящие события.
Приведем пример, чтобы закрепить нашу теорию. Представьте, что Михаил попал в тюремную камеру на 2 дня. Что станет делать реактивный человек? Он впадет в депрессию и будет непродуктивным еще неделю. Михаил подумает, что весь мир настроен против него, и начнет себя жалеть.
А теперь представьте, что в камеру попал проактивный Александр. Этот арестант не будет унывать, ведь он знает, что каждый человек вправе выбирать свою душевную реакцию на происходящие события. Саша будет абсолютно спокоен и расслаблен. За два дня он придумает, как восстановить утраченное время.

Проактивность означает, что мы несем ответственность за события, происходящие вокруг. Человек сам создает то, что его окружает. Наши действия зависят лишь он нас самих, а не от каких-то других людей.
Реактивные люди зависят от своей социальной среды. Если все их хвалят, то им хорошо, если же их ругают, им становится плохо. Проактивный человек сам выбирает то, как будет себя чувствовать.

Элеонора Рузвельт когда-то сказала прекрасные слова: «Никто не может причинить вам боль без вашего согласия ».
Сложно принять подобную мысль. Многие люди с детства считают, что все зависит от обстоятельств. Как следствие, они долгие годы оправдывают свои неудачи внешними причинами. Постарайтесь поверить в то, что у вас есть внутренняя свобода. Попробуйте понять, что у вас есть выбор.

Прекрасным примером того, что все это реально, является отношение к жизни некоторых неизлечимо больных людей. Осознавая то, что им осталось жить несколько месяцев, они редко грустят и по-настоящему радуются жизни. Ничего не может нас убедить лучше, чем успех кого-то другого. Люди, которые преодолели обстоятельства и начали жить в соответствии со своими ценностями, являются прекрасным источником вдохновения для всех нас.

Термин «проактивность» уже давно стал популярным благодаря книгам по психологии и менеджменту. Многие бизнес-тренеры и консультанты используют это слово, говоря о неотъемлемых качествах успешного руководителя. Это вполне объяснимо, поскольку проактивность - это один из ключей к дверям успеха как в личной, так и профессиональной сферах. Ключ, позволяющий понять причины эффективности любой деятельности. Единственный вопрос - готовы ли сам человек открыть эти двери?

Что такое проактивность?

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах.

Реактивные люди - это люди, действия которых продиктованы прежде всего реакцией на внешние обстоятельства. Эмоции этих людей в основном зависят от того, какой будет погода, настроение родных, близких, коллег по работе, обстановка на работе или дома. Как правило, у них нет точки внутренней опоры, и соответственно их достаточно легко вывести из состояния устойчивости.

Когда в тех или иных жизненных ситуациях вы автоматически реагируете на внешние условия - проявляется ваша реактивность. К примеру, вашу машину поцарапали на парковке или на вас накричал клиент, и у вас ухудшилось настроение. В этих случаях ваша реакция была мгновенной и не находилось под сознательным контролем.

Итак, основная идея Франкла гласит: в промежутке между любым внешним событием и вашей реакцией на него существует одна важная возможность - это свобода вашего выбора.

Таким образом, проактивные люди - это те, кто преимущественно сами выбирают реакцию на внешнее воздействие. Это те, кто старается минимизировать воздействие внешних факторов на достижение поставленных целей. Те, кто ставит перед собой цели и достигает их, уверенно опираясь на принципы, составляющие неотъемлемую часть характера.

Например, на увольнение с работы проактивный человек скажет себе: «Ну и что? Значит, будет предложение и лучше!» и с улыбкой пожелает удачи бывшему работодателю.

Структура проактивности

Понятие проактивности включает в себя два слагаемых: активность и ответственность.

    Активность подразумевает деятельность в направлении поставленных целей. Причем деятельность активную.

    Ответственность подразумевает осознание ответственности за те последствия, к которым ведут предпринимаемые вами действия. Многое из того, что происходит с вами в жизни - результат ваших действий.Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Для того чтобы лучше разобраться в еще одном аспекте различия между проактивностью и реактивностью, предлагается разделить все события в жизни на 2 сферы.

    Сфера событий, на которые вы не способны никаким образом повлиять. Например: изменения курсов валют, политические решения, революции, войны, цены на бензин, газ, электричество (за исключением ситуаций, когда у вас есть такие полномочия) и так далее. Стивен Кови называет сферу таких событий «кругом забот».

    Сфера событий, подвластных вашему непосредственному влиянию. Например, собственное образование, здоровье, отношения, карьера, задачи в рамках полномочий на работе и так далее. Аналогичное название - «круг влияния».

«Лакмусовой бумажкой» проактивности может стать ответ на вопрос - куда вы направляете свои усилия: на те сферы, где вы можете оказать свое влияние или же на те, на которые вы повлиять никак не сможете?

Проактивный человек всегда направляет свои усилия в зону своего влияния. В то время как реактивный, как правило, концентрируется на событиях, на которые он изменить не в силах. К примеру, менеджер по персоналу объясняет вышестоящему руководству причину долгого поиска сотрудников тем, что на рынке труда нет подходящих компании соискателей, в то время как банальный анализ объявлений на предмет заинтересованности потенциальным соискателем проведен не был. Это яркий пример реактивного поведения.

Другой пример. Проактивный руководитель не будет сильно беспокоиться о повышении цен на услуги связи операторами, а постарается найти способы оптимизации затрат. Например, за счет внедрения новых систем цифровой связи, которые позволят снизить затраты, а также поднять уровень обслуживания клиентов.

Концентрируясь на событиях в «круге влияния», вы ощущаете больше силы и уверенности, благодаря способности изменить ситуацию вокруг себя. Ощущение свободы за выбор направления движения в своей жизни является спутником проактивных людей. В то время как ощущение беспомощности, уныния и зависимости - удел реактивных.

Как это ни странно, но есть термины, схожие с проактивностью по значению. Например, такие как «локус-контроля» и «локализация контроля волевого усилия» из гештальт-терапии. А это еще раз подтверждает то, что истина одна, только подходов к ее интерпретации несколько.

В таблицах указаны основные черты, присущие проактивным и реактивным людям, и то, по каким высказываниям можно отличить одних от других.

Проактивность Реактивность
Активность и инициативность Пассивность
Изменение обстоятельств сообразно своим целям или выбор обстоятельств, благоприятствующих достижению целей Прямая зависимость настроения, результата действий от внешних обстоятельств и факторов
Принятие ответственности за последствия принятых решений Избегание ответственности, перекладывание ее на других
Стремление к целям, с опорой на принципы Ориентир на эмоции
Быть объектом действия Быть субъектом действия
Осознание свободы выбора реакции на любое событие Прямая зависимость между событием и реакцией на нее
Высказывания реактивных людей Высказывания проактивных людей

Я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени.

- Как я могу выделить время для этой деятельности?
- Я не знаю с чего начать. - Где я могу получить необходимую информацию?
- У меня нет необходимой информации. - Как я могу узнать об этом больше?
- Я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю. - Как я могу приобрести необходимые мне связи?
- У меня нет необходимых связей. - Где я могу получить необходимые финансовые средства?
- У меня нет денег, чтобы начать это дело. Как я могу заручиться их поддержкой?
- Они все равно не поддержат мое предложение. - Как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали?
- Никому это не надо. - Что я могу сделать сам для улучшения ситуации?

Приведенные сравнения наглядно демонстрируют разницу между проактивностью и реактивностью. Реактивные люди в большинстве случаев ссылаются на невозможность выполнения чего-либо. Это выражается в виде отрицательных предложений, которые воспринимаются как данность.
Проактивные же люди в большей степени ориентируются на то, что возможно изменить в сложившейся ситуации. Эти люди задаются вопросом: «А какие действия необходимо предпринять?» Другими словами, проактивность - это фокусирование на своей способности изменить действительность.
Более подробно с описанием проактивности можно ознакомиться в книгах Стивена Кови. Проактивность, по мнению Кови, - один из 7 ключевых навыков любого успешного человека, не говоря уже о руководителях, результаты работы которых являются залогом достижений любой компании.

А вот теперь попробуйте мысленно соотнести образ руководителя с образами реактивных и проактивных людей, и вы увидите перспективы одного и второго подходов к решению управленческих задач. Выводы очевидны.

Евгений Христенко,
директор компании «АйТек»

Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
. Радислав Гандапас. «Харизма лидера в бизнесе».
. Видеотренинги Владимира Герасичева.
. Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель».
. Исследования понятий «локус-контроля» и «локализацией контроля волевого усилия» в гештальт-терапии.
. Песня «Пусть этот мир прогнется под нас».
. Поговорка «Тот, кто хочет, находит возможности, кто не хочет - оправдания».

Трезво взвешивайте свои силы и границы Вашей «сферы влияния». Старайтесь концентрировать свои усилия на том, где вы реально можете приложить свои усилия.
. Если начинаете обвинять обстоятельства в том, что вам что-то не удалось сделать, подумайте, может быть дело вовсе и не в обстоятельствах. Это не означает, что нужно постоянно заниматься самокритикой и самоуничижением. Ведь полученный плохой результат - это тоже опыт, который можно использовать для дальнейшего самообучения и саморазвития.
. Общаться с позиции «я выигрываю - он выигрывает».

Повышение эффективности отдела продаж за 50 дней Рязанцев Алексей

Реактивная и проактивная модели поведения в бизнесе

Крайне важным пунктом является прогнозирование ситуации на рынке. Надо регулярно анализировать рынок, чтобы выявить новые потребности клиента и новые тренды, тестировать новые продукты. В связи с этим приведу в пример небезызвестную компанию Kodak. Вспомните, когда вы слышали о ней в последний раз? Сегодня об этой компании мало кто знает, потому что она допустила две ошибки подряд в стратегическом планировании. Сначала Kodak не поверила в цифровые фотоаппараты и решила по-прежнему производить пленочные, осталась в этом сегменте (производство цифровой техники в свое время было дорогим). Но время показало, что цифровые технологии заменили пленочные на 99 %. Во второй раз компания не поверила в камеры мобильных телефонов: если они стоят всего несколько долларов, что на них можно заработать? Но производители не учли гигантские объемы нововведения – сейчас камера есть почти в каждом телефоне.

Существуют две модели поведения в бизнесе :

1) реактивная . Анализируя пример с компанией Kodak, можно понять, что ее поведение на рынке являлось реактивным: реакция на изменения была запоздалой. Если бы компания вложилась хотя бы в камеры для мобильных, может, и не успела бы снять сливки, но осталась бы на плаву;

2) проактивная . Это значит смотреть дальше и анализировать суть вещей, предсказывать цепь событий и потребности клиентов, тестировать и пробовать все новое. Здесь особенно важно «поймать волну», а для этого нужно ее искать.

Из книги Российская реклама в лицах автора Гольфман Иосиф

Из книги Управление жизненным циклом корпорации автора Адизес Ицхак Калдерон

Реактивная ориентация на сбыт На этапе Младенчества компании ориентируются на продукт, а на этапе «Давай–Давай» они поворачиваются лицом к своим рынкам. Однако поворот к рынку не означает наличия маркетинговой ориентации. Он указывает лишь на ориентацию на сбыт. Что же

Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора

Модели позитивного трудового поведения В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции типов трудового поведения работника позволяет прогнозировать его на уровне обобщенных, укрупненных

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Модели предпринимательского поведения Следует упомянуть и о так называемом предпринимательском поведении. Конечно, любой предприниматель, будучи живым человеком, проявляет разные формы поведения, однако при этом наблюдается некоторая специфика. Вот несколько

Из книги Начальники и подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты автора Лукаш Юрий Александрович

Модели ролевого поведения Человек играет роли в группе, его поведение зависит от того, насколько он органичен в роли, насколько она ему нравится и удовлетворяет его амбиции, насколько его исполнение роли соответствует ожиданиям других людей, членов группы. Неверное

Из книги Организация сервиса в сбытовой политике предприятия автора Мельников Илья

1.3. Теории психологии и психологические модели поведения человека в организации Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

2.4. Модели трудового поведения и методы управления людьми в организации В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции типов трудового поведения работника позволяет прогнозировать это поведение на

Из книги Чему не учат в российских школах бизнеса автора Богаченко Сергей Александрович

Лидерство в бизнесе Лидерство стало считаться одним из типов эффективного управления.В настоящее время развитие лидеров – одна из приоритетных задач многих корпораций. Лидеры, помимо всего прочего, должны обладать одним обязательным качеством – умением работать в

Из книги Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников автора Клок Кеннет

Модели покупательского поведения Чтобы работа была более успешной маркетолог должен знать некоторые особенности поведения покупателей и факторы влияния на него. Например, какие факторы влияют на процесс покупки, как принимается решение о покупке, какой может быть

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Модели поведения покупателей товаров конечного пользования Модель поведения покупателя товаров конечного пользования состоит из нескольких блоков. В первый блок входят факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей; второй блок представляет собой процесс

Из книги автора

Модели поведения покупателя-предприятия Процесс принятия решения покупки покупателем-предприятием более сложный, чем процесс принятия решения у покупателей товаров конечного пользования. Он состоит из следующих стадий: возникновение и осознание потребности;

Из книги автора

Провалы в бизнесе Сет Годин написал небольшую книгу «Яма» (The Dip). Ее главная мысль сводится к следующему: при построении бизнеса в 100 % случаев между вложениями и результатами образуется яма.Когда бизнес начинается, от сильной мотивации и сознания, что это что-то новое и

Из книги автора

Карьера в шоу-бизнесе Поклонники, которые помогают творческим людям и коллективам и при этом зарабатывают деньги, организовали шоу-бизнес и менеджмент от искусства. Это целая профессия, столь же серьезная, как режиссура и книгоиздательство, которые тоже близки к

На одном из тренингов мы получили задание - устроить романтический вечер с любимым человеком. Это было приятное упражнение.)) Но речь о другом.

Один из участников оказался в затруднительной ситуации - его девушка находилась в другом городе, их разделяли тысячи километров.

Но... парень выполнил задание.

Отгадайте как?

Предложите свой вариант, а потом читайте продолжение.))

Он устроил встречу с любимой в скайпе. Они сидели по разные стороны монитора при свечах, слушали музыку, общались, ели вкусную еду. Это был незабываемый романтический вечер.

Молодой человек оказался на высоте - не стал говорить, что не может изменить обстоятельства и отложит выполнение задания. Он проявил проактивность.

Проактивность - главное качество успешного человека

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!