Общая медицинская психология включает в себя. Контрольная работа: Медицинская психология - предмет, задачи, методы

Медицинская психология

Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации.

Клиническая психология - обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Сфера клинической психологии включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование , индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия , семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867-1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.

Предмет клинической психологии

Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

В России долгое время был принят термин «медицинская психология », определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология - это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

История клинической психологии в России

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко , П. Жане . В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков , И. А. Сикорский , В. М. Бехтерев , В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе .
Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского , которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым , А. Р. Лурия , П. Я. Гальпериным , и другими.
Развитию клинической психологии в России серёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов , Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов , В. Н. Мясищев . Значительный научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский .

Разделы клинической психологии

Патопсихология и клиническая патопсихология

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология

Нейропсихология - обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский , чьи исследования получили мировое признание.

Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).

Психологическая коррекция и психотерапия

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии , психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика , или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза , военно-психологическая экспертиза).

Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу - лечение психических расстройств - их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры - это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры , в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
  • Изучение продуктов творчества
  • Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
  • Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Психотерапия

Психотерапия - основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия , гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия , гештальт-психотерапия,телесно-ориентированная психотерапия ; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии , а также постепенное признание получает НЛП-психотерапия.

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека - здоровье и болезнь .

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние , обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности - от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Основными задачами медицины являются: поддержание здоро­вой жизни человека, профилактика, лечение болезней и облегче­ние страданий пациентов.

Умения, навыки и практический опыт медика, и в том числе, фельдшера, медицинской сестры, в большинстве случаев позволяют им успешно справляться со своими профессиональными обязанностями.

Однако работа с пациентом заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях в психической деятельности, которые появляются как первичные заболевания (психические болезни), возникают под влиянием болезней тела (соматогенные психические расстройства) или, наоборот, провоцируют последние (психосоматические болезни). Медицина представляет собой профессию, в которой отношения строятся на уровне человек - человек. Понимание психологических основ этих отношений и дает медицинская психология.

Медицинская психология – раздел общей психологии, изучающий психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования медицинской психологии входит:

а) широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней;

б) влияние тех или иных заболеваний на психику человека;

в) обеспечение оптимальной системы оздоровительных воздействий;

г) характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.

Медицинская психология является пропидевтикой (предварительный круг знаний о чем-нибудь) по всем клиническим дисциплинам; способствует не только улучшению необходимых контактов с больными, быстрейшему и наиболее полному выздоровлению, но и предупреждению болезней и охране здоровья. Условно медицинскую психологию подразделяют на общую и частную :

Общая медицинская психология изучае т следующее:

Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии повседневного общения больного и медицинского работника, психологической атмосферы лечебных учреждений;

Учение о психосоматических и соматических взаимовлияниях;

Медицинскую деонтологию, вопросы врачебного долга, этики, тайны;

Психогигиену, объединяющую такие разделы медицинской психологии, как психогигиена семьи, брака, психогигиена лиц в кризисные периоды жизни, психогигиена обучения и воспитания ит.д.;

Психопрофилактику, предупреждение расстройств психической деятельности;



Психотерапию, как метод воздействия на психику больного, обеспечивающую устранение болезненных расстройств у больного;

Частная медицинская психология раскрывает ведущие аспекты врачебной этики при общении с конкретным больным и при определенных формах болезней. Главное внимание при этом обращается на:

Особенности психологии больного с пограничными формами нервно-психических расстройств;

Психологию больных на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и послеоперационном периоде;

Особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями;

Психологию больных с дефектами органов и систем;

Медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз.

Кроме этих разделов медицинская психология включает в себя еще:

Нейропсихологию, которая изучает нарушения высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.

Патопсихологю, которая изучает нарушения психической деятельности у больных с психическими расстройствами (психические заболевания, психопатии, неврозы).

Психосоматическая медицина

В 1818 году немец. Врач Хайнрот высказал мнение, что телесные болезни могут иметь душевные причины. Он был тогда просто осмеян коллегами за идею, представлявшуюся ошибочной. А ведь еще Сократ 2400 лет назад заявил: «Нет телесной болезни отдельно от души», а Платон, ученик Сократа, жаловался: «При лечении совершают большую ошибку, допустив существование врачей для тела и врачей для души, ведь одно неотделимо от другого».

Волнение обычно сопровождается сердцебиением, представление о еде вызывает слюноотделение и т.д. Неоднократно описывалось душевное состояние воинов в ожидании боя. В этих условиях у солдат наблюдались различные соматические нарушения, выражавшиеся в учащении пульса и дыхания, чувство озноба или ощущения жара, позывы на мочеиспускание и др. Указанные проявления представлений и эмоций являются нормальными и естественными, если они обусловлены трудной ситуацией и исчезают с переменой обстановки. При болезненных состояниях изменения в организме, вызываемые представлениями и эмоциями, могут быть более выраженными и более длительными или же совершенно не соответствующими психическими воздействиям (неадекватными). По результатам исследований, человек с крайне низким проявлением эмоциональности и тяжелой реакцией на стрессовую ситуацию, порождающую чувство подавленности, угнетенности, безнадежности, склонен к раковым заболеваниям. Человек же склонный к ишемической болезни сердца в стрессовой ситуации демонстрирует чувство враждебности, агрессивности.



Психосоматическая патология – это своеобразный соматический резонанс психических процессов.

«Плачет мозг, а слезы в желудок, в сердце, в печень… » - так образно писал известный отечественный врач Р.А. Лурия. По данным отечественных и зарубежных авторов от 30 до 50% пациентов соматических клиник нуждаются лишь в коррекции психологического состояния. К числу истинных психосоматозов относят:


Бронхиальную астму;

Гипертоническую болезнь;

Ишемическую болезнь сердца;

Язвенную болезнь 12-перстной кишки;

Язвенный колит;

Нейродермит;

Неспецифический хронический полиартрит.


Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов, называются психогениями .

Когда психические расстройства вызываются соматическими причинами - соматогениями . Психогенные расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы могут выражаться в изменении частоты пульса (тахикардия и брадикардия), нарушение ритма сердечных сокращений, повышение или понижение кровяного давления, ослаблении сердечной деятельности, обмороках. Нарушения со стороны дыхания проявляются в виде кашля, одышки, удушья. Многообразны нарушения желудочно-кишечного тракта – тошнота, рвота, запоры, изменения двигательной и секреторной деятельности желудка. Со стороны мочевыделительной и половой системы может быть психогенная задержка мочеиспускания, различные проявления половой слабости у мужчин и половой холодности у женщин.

Выделяют три механизма психогенного возникновения заболеваний:

1 «срыв» высшей нервной деятельности;

2 влияние механизмов внушения и самовнушения;

3 условнорефлекторно закрепившиеся патологические реакции и состояния.

В заболевании могут играть роль одновременно два или три этих механизма. Причины психогенных заболеваний могут присоединиться к физическим, химическим, биологическим факторам в этиологии заболевания (причины возникновения болезни).

Одним из наиболее существенных в проблеме психосоматических зависимостей является вопрос о том, - чем определяется место соматического нарушения при психогенных заболеваниях.

Факторы, предрасполагающие к психогенным заболеваниям:

а) наследственность, прежде всего в смысле создания в организме слабого места или места наименьшего сопротивления, которое в условиях психогенного воздействия поражается, прежде всего;

б) результат жизненного опыта, включая травмы, инфекции и др. заболевания, приводящие к ослаблению соматической системы;

в) активная деятельность системы при психогенном напряжении.

Социопсихосоматика здоровья

Социопсихосоматика – направление мед. Психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний в обществе. Условия жизнедеятельности населения не только напрямую воздействует на здоровье, но и стимулирует у людей стрессовые реакции, которые в свою очередь являются пусковым механизмом многих патологических процессов в организме. Научный анализ показал значение духовного неблагополучия людей как фактор риса заболеваний. Особенностью нашего времени являются факторы:

1. Бурный научно – технический прогресс.

2. Огромный лавинообразный поток информации.

3. Насыщенность человеческих отношений.

4. Ускоренный стремительный темп жизни.

5. Значительные изменения в экономической и политической жизни общества.

Все это приводит к психоэмоциональному перенапряжению человека, постоянному стрессу. Психоэмоциональные стрессы реализуют свое действие на организм, приводя в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней как гипертоническая, язвенная болезни, сахарный диабет, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, в других случаях – к развитию неврозов, неврозоподобных состояний, психических расстройств.

Неудовлетворенность жизнью, приводит к чрезвычайному стрессу, оказывающему повреждающее влияние на сердечно-сосудистую и иммунную системы. Чрезмерный стресс приводит к росту простудных болезней, гриппа, инфекционных заболеваний. Среди различных причин неудовлетворенности жизнью сильное негативное влияние на здоровье оказывает неудовлетворенность работой, жизненной перспективой, неопределенность будущего, - что способствует повышению в 2 раза частоты психических расстройств и телесных заболеваний.

Исследования говорят о том, что зачастую

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

План

1. Внешняя и внутренняя картина болезни.

2. Заболевания сердечно-сосудистой и кроветворной систем.

3. Заболевания пищеварительной системы.

4. Заболевания дыхательной системы.

5. Заболевания кожи.

Предмет и задачи медицинской психологии Медицинская психология - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

В медицинскую психологию, как одну из отраслей психологии, включаются или связаны с ней следующие разделы: психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, патопсихология, психология индивидуальных различий, возрастная клиническая психология, семейная клиническая психология, психология девиантного поведения, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

Медицинская психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса медицинской психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования.

В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию делят на общую медицинскую психологию и частную.

Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.

Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

Предмет и задачи медицинской психологии.
Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.

Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменении структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Другая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А.Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгарник).

Предметом изучения медицинской психологии является: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях - при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т.д.

Медицинская психология изучает: 1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; 2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; 3) состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты; 4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.

Методы медицинской психологии.
Основные методы медико-психологического исследования - беседа, наблюдение и эксперимент.

Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.

Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.

Например. Система Вине - Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются, и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.

Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 - практического действия. Первые 6 заключаются в исследовании: 1) осведомленности, 2) общей сообразительности, 3) способности воспроизведения чисел, 4) решения арифметических задач, 5) установления сходства, б) определения 42 слов. Пять тестов действия представляют задачи на: 1) узнавание объектов с недостающими частями; 2) установление последовательности картин; 3) складывание рисунков из частей; 4) составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу; 5) шифровку чисел, согласно коду, в течение 90 с.

Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятнах. Тестирование по методу Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.

Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММР1) широко используется у нас в стране в модификации отечественных авторов.

Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.

Книга включает в себя полный курс лекций по медицинской психологии, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать. Предназначена для студентов колледжей, медицинских вузов.

Предмет, структура и задачи медицинской психологии

Предмет изучения медицинской психологии

Психология – это наука о психике как функции мозга, которая заключается в отражении объективной действительности. В процессе изучения психология разделилась на общую, изучающую отдельные психические процессы, и частную (специальную), включающую такие отрасли, как педагогическая, юридическая, медицинская и многие другие. Медицина, как и многие другие науки, стремительно развивается, в работе врачей и медицинских сестер появляется большое количество новейшей аппаратуры, разнообразных контролирующих средств, позволяющих усовершенствовать качество лечебно-диагностического процесса. Не всегда больные бывают подготовленными к воздействию на них разнообразных устройств, особенностям новых методов лечения. В связи с прогрессом медицинской науки появился новый термин – «психология обращения с больными». Предметом и целью психологии обращения с больными является умение рассмотреть судьбу больного в окружающей его лечебной среде. В начале своего заболевания человек борется со своим недомоганием самостоятельно. Через какой-то промежуток времени, когда его собственные силы исчерпаны, к процессу борьбы прибегают медицинские работники. В центре внимания психологии обращения с больным находится вопрос взаимодействия больного со средой лечебного учреждения, формирования отношений между больным и врачом, сестрой и больным и тройственного союза: врач-сестра-больной. В вопросах медицинского взаимодействия иногда складывается такое понимание процесса: врач лечит больного, а сестра ухаживает за ним. Однако это не совсем правильное понимание вопроса: распределение работы между врачом и сестрой во многом зависит от местных условий и характера лечебного учреждения. Кроме того, психологическое воздействие на больного сестра оказывает не в меньшей степени, чем врач, так как продолжительность ее общения с больным нередко бывает больше.

Структура медицинской психологии

Медицинскую психологию можно подразделить на общую и частную. Общая медицинская психология занимается такими вопросами, как изучение изменений психики человека, вызванных тем или иным заболеванием с разработкой критериев здоровой психики, больной психики и временно измененной; психология поведения медицинских работников вообще и врачей в частности, психологический климат лечебно-профилактических учреждений различного типа; влияние психики на физическое состояние человека и наоборот, т. е. психосоматические и сомато-психические взаимодействия; основные особенности, характеризующие индивидуальность человека (темперамент, характер, личность) и их возможные изменения в процессе онтогенеза; этика и деонтология в деятельности медицинских работников, включающая вопросы врачебного долга и врачебной тайны; вопросы психогигиены, включающие в себя психологию семьи, брака, половой жизни, психологию межличностных взаимоотношений человека в кризисные периоды его жизни (подростковый, климактерический, старческий); вопросы психотерапии, психотренинга, психологических консультаций.

Частная медицинская психология занимается изучением индивидуальных особенностей тех или иных пациентов. Она изучает особенности протекания психических процессов у личностей с психической патологией; у лиц, страдающих заболеваниями, требующими хирургических вмешательств, особенно в такие периоды, как подготовка к операции и послеоперационный период; психологические особенности лиц, страдающих врожденными дефектами, особенно если это касается дефектов органов чувств, приводящих к инвалидности; психологические особенности граждан при проведении различных видов экспертиз, в том числе военно-врачебной, судебной, медико-социальной, психические особенности лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также психические особенности больных при любой другой соматической патологии. Максимальное применение в психиатрической практике находит патопсихология, в неврологической – нейропсихология, в соматической – психосоматика.

Медицинская психология является относительно молодой отраслью знаний, в связи с чем возникают различные варианты трактовок ее содержания и функций. Не так давно медицинская психология была включена в обязательную программу обучения студентов медицинских вузов, а до этого момента являлась факультативным курсом. В большинстве развитых стран распространено понятие не медицинской психологии, а клинической. В нашей стране клиническая психология рассматривается как часть медицинской. В Соединенных Штатах Америки пользуются термином «клиническая психология», разделами которой являются психотерапия, психодиагностика, психогигиена, реабилитация, психосоматика, а также некоторые разделы дефектологии. В Польше используют термин «медицинская психология», и ее подразделами считают психотерапию, психокоррекцию, восстановительную медицину, реабилитацию. В России наибольшую популярность имеет следующее подразделение медицинской психологии на области знаний: клиническая психология, психогигиена, психопрофилактика. Клиническая психология включает в себя нейропсихологию, патопсихологию и психосоматику.

Задачи медицинской психологии

Основной задачей медицинской психологии является изучение психики и особенностей поведения больного и окружающих его близких, родственников и медицинского персонала на разных этапах их общения. Этими этапами могут быть осознание самого факта каких-либо неполадок в организме, требующих медицинского вмешательства, момент принятия решения обращения к врачу, реакция пациента на факт осознания того, что он болен и нуждается в посторонней помощи, отношение к объему назначенного лечения и обследования, а также возможного прогноза относительно жизни, здоровья и трудоспособности, прогнозирование своей дальнейшей значимости в семье, на работе и в обществе в целом, внутренняя адаптация психики заболевшего к описанным проблемам. Все возникающие смежные проблемы взаимодействия пациента и медицинского персонала рассматриваются и оцениваются в свете основной задачи – оказания максимально возможной и эффективной помощи больному. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методы психологии в медицинском аспекте. Деятельность медицинской психологии находит отражение в деятельности различных звеньев системы здравоохранения: амбулаторно-поликлиническом, госпитальном, санаторно-курортном, аптечном, на разных этапах подготовки медицинских кадров, научно-исследовательской работе, в области организации здравоохранения и некоторых других аспектах. Медицинская психология развивается в тесном взаимодействии с психотерапией, психиатрией, неврологией, нейрохирургией, сурдопсихологией, олигофренопедагогикой, трудотерапией и др.

Таким образом, медицинскую психологию, подобно всей психологии в целом, можно разделить на общую и частную. Задачей общей медицинской психологии является изучение взаимоотношений личности больного и врача. Вопросом частной медицинской психологии является разработка различных методов лечения в конкретном применении к тем или иным областям медицины. Общая и частная медицинская психология тесно переплетаются с философскими, биологическими, социологическими и многими другими дисциплинами.

медицинский психология наука

Медицинская психология, включает в себя следующие разделы:

1.) Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В.М. Бехтеревым и С.С. Корсаковым .

В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии патопсихологии в России большую роль сыграли идеи Л.С. Выготского .

Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики . Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется, прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.

Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

Патопсихология использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила патопсихология детского возраста, в которой на основе положения Выготского о «зоне ближайшего развития» разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.

Методы медицинской психологии, не отличаясь в принципе от методов общей психологии, конкретизируются в зависимости от характера болезни. Особое внимание медицинской психологии уделяет анамнезу - анализу прошлых переживаний пациента от младенчества до момента заболевания.

2). Анамнез (греч. anamnesis -- воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни.

Анамнез -- неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза болезни. Различают общий анамнез и анамнез данного заболевания. В общий анамнез входят ответы на следующие группы вопросов: заболевания родителей и ближайших родственников (наследственные заболевания, злокачественные опухоли, психические заболевания, туберкулёз, сифилис и др.); предшествующие данному заболевания и операции, образ жизни (семейное положение, условия питания), привычки (употребление алкоголя, курение), половая жизнь, условия труда, все бытовые условия.

Анамнез данного заболевания касается начала болезни, течения и лечения её до дня исследования. Анамнез собирают из рассказа самого больного или окружающих его лиц.

В ветеринарной практике анамнез собирают, опрашивая ухаживающих за животными, изучая документальные данные (истории болезни и т. п.). Устанавливают происхождение животного и состояние здоровья его родителей, наличие заболеваний в хозяйстве, которому принадлежит животное, условия ухода и содержания (характеристика кормления, водопоя, помещения для животного, условия эксплуатации). Выясняют предшествующие заболевания, время возникновения данной болезни, её признаки, случаи подобной болезни в хозяйстве, сведения о примененном лечении.

3). Болезненный характер переживания, неразрешимость патогенной обстановки, длительность психотравмирующего стресса - все эти факторы могут быть поняты и объяснены только с учётом индивидуальных особенностей личности и характера больного.

Стресс (от англ. stress -- давление, нажим, напряжение),

  • 1) в технике -- внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию.
  • 2) в психологии, физиологии и медицине -- состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома .

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения, особенно в подобных условиях..

Дальнейшее развитие медицинской психологии приводит к выделению в ней таких её ответвлений, как клиническая психофизиология (клиническая психосоматология) и клиническая нейропсихология , психологические проблемы дефектологии и патопедагогики. Медицинская психология является основой психотерапии и психогигиены .

4) Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга ; развивалась как раздел неврологии .

В течение столетий идеалистическая психология исходила из представления о параллельности мозговых (физиологических) и сознательных (психических) процессов или из представления о взаимодействии между этими двумя областями, считавшимися самостоятельными.

Лишь во 2-й половине 19 в. в связи с успехами изучения мозга и развитием клинической неврологии был поставлен вопрос о роли отдельных частей коры больших полушарий головного мозга в психической деятельности. Указывая на то, что при поражении определённых зон коры левого (ведущего) полушария у человека нарушаются отдельные психические процессы (зрение, слух, речь, письмо, чтение, счёт), неврологи предположили, что эти зоны коры больших полушарий -- центры соответствующих психических процессов и что «психические функции» локализованы в определённых ограниченных участках мозга. Так создавалось учение о локализации психических функций в коре. Однако это учение, носившее «психоморфологический» характер, было упрощённым.

Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий -- аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры -- аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием.

Таким образом, в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии .

В России проблемами нейропсихологии занимаются на кафедре нейропсихологии факультета психологии МГУ, в ряде лабораторий и неврологических клиник. Большой вклад в разработку нейропсихологии внесли учёные др. стран: Х.Л. Тойбер и К. Прибрам (США), Б. Милнер (Канада), О. Зангвилл (Великобритания), А. Экаэн (Франция), Э. Вейгль (ГДР). Проблемам нейропсихологии посвящены специальные журналы «Neuropsychologia» (Oxf., с 1963). «Cortex» (Mil., с 1964) и др. Имеется международное общество нейропсихологии.

5) Психотерапия (от психо... и греч. therapйia -- лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель психотерапии -- устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможность оказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формирование научной началось в 40-х гг. 19 в. (работы английского врача Дж. Брэда, который объяснил действенность психического влияния функциональными особенностями нервной системы человека). Теоретическое обоснование и практическая разработка специальных методов психотерапии связаны с деятельностью Ж.М. Шарко , В.М. Бехтерева и многие др. Определенное влияние на развитие психотерапии оказал метод психоанализа , усиливший внимание к миру внутренних человеческих переживаний, к той роли, которую они играют в происхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее -- в 1-й половине19 в. -- школе «психиков» рассматривавшей психические болезни как результат «гнета греха») присущ иррациональный подход к пониманию природы психических заболеваний. Психотерапия в СССР основывается на данных медицинской психологии и физиологии высшей нервной деятельности , клинико-экспериментальном методе исследования.

Различают общую и частную, или специальную, психотерапию. Под общей психотерапией понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания , предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая психотерапия -- необходимый компонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная психотерапия -- метод лечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы , психопатии и др.), использующий специальные способы психотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) психотерапию, внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе , отвлекающую психотерапию, аутогенную тренировку , коллективную психотерапию и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). Психотерапия неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным.

6) Психогигиена, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Теоретическая основа Психогигиена -- социальная и общая психология, психотерапия , социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности . Первый специальный труд «Гигиена страстей, или Нравственная гигиена» принадлежит Галену . Исходная для Психогигиены идея зависимости психического здоровья людей от условий их общественной жизни была выдвинута Ж.Ж. Кабанисом . Основоположник Психогигиена в России И. П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности. Для Психогигиены в России характерно преимущественное внимание к таким социальным мерам, как улучшение условий труда и быта, последовательное формирование у подростков активных социально-ценных установок, профессиональная ориентация, способствующая реализации этих установок, а также к психогигиеническому просвещению и обучению специальным методам управления собственным психическим состоянием и самочувствием. Важный метод Психогигиены-- диспансеризация лиц с нервно-психическими нарушениями. К актуальным задачам П. относятся предупреждение психических травм у детей и разработка способов рационализации процесса обучения в средней и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психических перегрузок). В связи с последствиями научно-технической революции возрастает значение управления психологическим климатом в больших и малых социальных группах, а также методов повышения психической стойкости работников профессий повышенной сложности. Разделы Психогигиены: производственная (Психогигиена труда), умственного труда, половой жизни и семейных отношений, детей и подростков, людей пожилого возраста.