Определение лень в психологии. Лень в культуре

Лень - противоположность таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синомичными этому понятию являются слова «праздность», «тунеядство». В различных словарях, как отмечает Т. В. Понарядова , лень (леность) определяется сходным образом: в словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в словаре русского языка XI–XVII вв. - как отсутствие желания; в словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривал лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов писал, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, показывать недостаточные усилия.

В «Психологическом словаре для родителей» лень определяется как «немотивированное уклонение ребенка от поручений» [С. Степанов, 1996, с. 53].1 Там же говорится о ленивых детях, которые «не выполняют доступных их возрасту действий самообслуживания, не помогают родителям по хозяйству и т. п. В школьном возрасте лень проявляется в пассивном отношении к учебе, когда ребенок выполнению учебных заданий предпочитает игры, прогулки или даже бесцельное времяпрепровождение. В дальнейшем он стремится уклониться от трудовой деятельности, так как он не привык трудиться и считает любую работу неприятным занятием».

Важно отметить, что в этих определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д. А. Богданова дала расширенное определение лени: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции» . Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е. Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):
1) мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
2) поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
3) эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени . Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательный, положительный (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. Так, с появлением христианства лень была отнесена к греху. В Средневековье лень рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие, которые считают лень двигателем прогресса, без которой не было бы никаких открытий (см., например, «Полезная лень» ). Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, полагают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому М. Берендеева считает, что лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает. Организм сам начинает отказываться от работы. Такой ленью страдают «трудоголики». М. Берендеева приводит и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальника), угнетающее его волю, желание. В этом случае лень служит защитой от психотравмирующих факторов.

Д. А. Богданова выявила, что подростки двояко относятся к лени: одни считают ее символом свободы и умиротворенного счастья, другие - искушением, слабостью, приводящими к гибели личности, а третьи -повседневной неизбежностью, не требующей ни вмешательств, ни поощрений. Для ряда подростков лень - это способ расслабления, омрачаемый муками совести.

В медицине лень рассматривается как многообразное заболевание с не до конца выясненной этиологией. Выделяют три ее разновидности:
1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше.
2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать и как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью неадекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению.
3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что"то делать других; велика страсть к сочинительству.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф (М. Левин ).

М. Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. М. Левин выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает и роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Природа лени как качества личности . Причиной лени обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности. Ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое как. Тот же результат будет, если цель ребенку не ясна.

Однако, как уже говорилось выше (М. Левин), лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними. По мнению И. И. Дудкина , лень обусловлена и биологическими факторами.

Изучение этого вопроса психологами явно отстает от запросов педагогики и психологии развития. Можно указать лишь на одну монографию, посвященную проблеме лени (Т. В. Понарядова ). Автор выявила, что провоцировать и углублять лень может высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Ю. С. Ошемкова полагает, что лень у молодых людей является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор пришла к выводу, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и понято как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени, по мнению Ю. С. Ошемковой, позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает молодому человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

По данным Е. Л. Михайловой , ленивые студенты отличались от трудолюбивых низким уровнем развития волевой регуляции (им сложнее довести начатое дело до конца, у них хуже сформировано умение планировать, распределять нагрузку), низким желанием учиться.

Н. Боровская , разделив учащихся по самооценке и экспертной оценке учителей на ленивых и неленивых, обнаружила различия между ними. Для ленивых, по сравнению с неленивыми, более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в учебной деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по «внутреннему» балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая учебная мотивация (направленность на знания и отметку). Соответственно, для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в учебной деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая учебная мотивация (направленность на знания и отметку) и мотивация успеха.

Очень часто симптоматика лени способствует разрушению нормальной жизни, становится причиной социальной дезадаптации. Для взрослого человека лень становится огромной проблемой, которая мешает работать, обеспечивать свою семью, выполнять профессиональные задания.

Продвижение по карьерной лестнице требует усиленных целенаправленных действий, разработки плана и поэтапного выполнения своих заданий. Только по-настоящему трудолюбивый человек способен добиться настоящего успеха на профессиональном уровне.

То же касается и детей, у которых важной частью успешности считается школьная учеба, выполнение программы обучения. Если ребенок не успевает решать школьные задачки, учить программу из-за лени, эта проблема становится существенной и незамедлительно требует коррекции.

Лень вызывает проблемы в семейной жизни. Такие люди часто ссорятся и небрежно относятся к романтическим отношениям, не ценят супругов. Они не привыкли убирать за собой, иногда лень даже готовить еду, мало общаются с детьми, не уделяют им внимания. Брак с такими отношениями трещит по швам и буквально разваливается на части, медленно изматывая супругов.

Если рассматривать признаки лени как библейский феномен, следует заметить, что она входит в список семи тяжких грехов. Так же, как и для похоти, чревоугодия, гнева, зависти, жадности и гордыни, для лени предусмотрено серьезное наказание. В «Божественной комедии» Данте Алигьери для лентяев обеспечен пятый круг ада.

Считается, что лень очень усугубляет поведение человека в принципе и даже толкает на более серьезные преступления, лишь бы не работать и не перетруждаться. Она рушит настоящие планы на жизнь и на хорошие поступки человека и в то же время оправдывает бездейственность по отношению к собственной персоне и социуму в целом. Лентяи, по сути, теряют человеческое лицо, объясняя свое поведение неоправданными причинами, и оправдывают себя.

Основные причины развития лени

Иногда лень возникает спонтанно, не затрагивая изменениями психологическую или соматическую сферу активности человека. Такой вид наблюдается очень часто, но иногда все же можно найти изначальный пусковой фактор лени. В большинстве случаев он кроется в психологической установке, соматическом недостатке энергии и жизненных сил или стрессовом факторе. Часто подразумевает собой проявление тяжелого психического заболевания. Естественно, сложные случаи выявляются очень редко, но все же занимают место в статистике психических заболеваний среди населения.

Причины лени у взрослых


Для взрослых причины лени могут зависеть от уровня физической и психологической нагрузки в рабочее время, а также от полноценности отдыха и восстановления сил. Естественно, для трудоголиков с ненормированным рабочим днем будет нормальным чувствовать усталость вечером и неохоту выполнять какую-либо работу. Усталость ощущается как недостаток сил и энергии для деятельности и желание побыть в спокойствии.

Очень часто причиной лени становится отсутствие жизненной энергии вследствие соматических патологических изменений в организме человека или расстройства нервной системы. В таких случаях следует обратиться к врачу-специалисту, сдать анализы и обследоваться, возможно, причина кроется внутри организма и свидетельствует о каком-либо нарушении внутреннего баланса.

Иногда общий характер и темперамент может определять продуктивность труда каждого человека. Например, один способен выполнить более 10 поручений в течение полудня и считает это нормой, а другой сделает два задания той же сложности, будет думать, что слишком перетрудился, и пойдет отдыхать. Именно это может играть важную роль при конкурсе сотрудников на одну вакансию, где продуктивность труда - важная его часть. У активных и трудолюбивых кандидатов намного больше шансов продвинуться по карьерной лестнице и добиться профессиональных успехов.

Ничего делать не хочется человеку, который не заинтересован в результате и считает, что может обойтись и без выполнения некоторого действия. Это свидетельствует об отсутствии мотивации, дополнительного стимула или причины, чтобы совершать те или иные поступки, заниматься какой-либо деятельностью. Такие незаинтересованные в будущем люди не строят планы, а просто плывут по течению.

Очень частой причиной лени бывает отсутствие проявления воли. Человек постоянно склонен откладывать на завтра те дела, которые вполне способен сделать сегодня, и не может оценивать это критически. Постоянно кажется, что завтра будет больше времени, больше сил или больше возможностей, но толкать дела впереди себя долго нельзя. Рано или поздно их накопление опустится тяжелым грузом и будет давить на плечи, станет грозить настоящим авралом.

Чаще всего лень делать ту работу, которая совсем не интересна человеку. Если задание не вызывает никакого интереса и не может увлечь, значит, выполнить его не столь просто. В таких случаях очень сложно найти дополнительную мотивацию и заставить себя.

Иногда человек очень боится браться за ту работу, которая требует значительного внимания и ответственности, а также спроса после выполненного задания. Это больше связано с психологическими установками с самого детства, когда трудные или сложные задания родители предпочитали не доверять ребенку. В таких случаях развивается чувство относительной неполноценности, которое не позволяет возложить на себя какие-либо обязательства по выполнению сложных и ответственных заданий.

Современные научные исследования не стоят на месте и с каждым днем продвигаются вперед в изучении человеческого генома. На данный момент выявлен и выделен ген человека, который отвечает за лень. Это отнюдь не прорицает лентяйское поведение, а только обеспечивает склонность. Эту склонность можно развивать и подкреплять, а можно бороться с ней вопреки особенностям генома организма.

Причины лени у детей


Причины данного состояния у детей мало чем отличаются от взрослых, но преобладающие факторы несколько иные. Первоочередную роль играет отсутствие мотивации. Задания в школе выполняются на рутинном уровне, который не требует объяснения актуальности выполнения упражнений.

Каждая задача решается потому, что «так надо». Этого недостаточно, чтобы мотивировать молодой, полный силы и энергии организм направлять свои ресурсы на умственную деятельность. Большинство школьных заданий не способно заинтересовать ребенка, и поэтому он начинает лениться или испытывать ощущение бессилия.

Весомой причиной может оказаться и слишком высокая сложность заданий для ребенка. Низкая успешность может мотивироваться изначальным недопониманием сути заданий и последующей ленью с неумением выполнить его. Ребенок никак не может решить задачу, и в скором времени он перестает пытаться делать это. Такое состояние родители называют ленью, ругаются и соответственно наказывают, но это не помогает.

Заинтересованность в деле и весомая мотивация играют первоочередную роль в выполнении ребенком поставленных задач. Детский кругозор и выбор дел довольно прост. Поставленное задание должно нравиться или нести за собой соответствующее вознаграждение. Ребенок должен понимать причинно-следственные связи выполнения задач и получения желаемого.

Признаки развития лени


Ленивого человека распознать несложно. Стоит только посмотреть на его распорядок дня и процентное соотношение времени безделья к суткам. Это совсем не значит, что такой человек способен только лежать, не двигаясь часами в кровати и хлопая веками.

Современные технологии давно изобрели для лентяев способы «активного» проведения досуга, не прилагая значительных усилий. К ним относят телевизор, интернет, компьютерные игры. Если смотреть чисто с физической точки зрения, двигательных действий во время использования этих современных новинок действительно мало.

Более важные или сложные задания лентяи откладывают «на позже» и не уделяют им должного внимания. Обычно избегают ответственности в пунктуальном выполнении какого-либо уговора или задания, редко выполняют срочную работу.

Но, как говорится, лень - двигатель прогресса. Немало удобных приспособлений, которые уменьшают человеческий труд и упрощают задачу, придумали именно лентяи. Они не желали выполнять больше, чем необходимо. От колеса до современных роботов, которые делают работу по дому... Специальные механизмы способны осуществлять те задания, что требуют рутинной траты энергии и сил.

Ленивым людям легче придумать способ, как облегчить себе задачу, чем делать ее так, как требуется. Иногда это занимает даже больше времени, чем выполнение, но оно обычно стоит того. Легче тысячу раз убедиться в невозможности обойти выполнения чего-либо, чем сделать это.

На работе такие люди придерживаются медленного темпа, но при этом редко выбиваются из колеи. Они делают ровно столько, сколько нужно, чтобы не ругали, и ни капли больше. Свое время и силы ценят превыше всего.

Разновидности лени и их характеристика


Лень классифицировали по множествам признаков, включая причины и особенности каждой. Наиболее отличительным является разделение ее по сферам обоснования. Какие именно процессы наиболее сильно поражаются ленью, таким видом ее и называют.

Существуют следующие разновидности лени:

  • . Это чувство, возникающее как сигнал от тела. Может свидетельствовать об усталости, изнеможении или истощении физического потенциала организма. Безусловно, для продуктивной работы необходимо правильно чередовать период труда и отдыха.
  • Мыслительная лень . Неспособность даже думать или анализировать какие-либо процессы. Часто наблюдается у работников умственного труда, когда после тяжелого дня сложно заставить себя посчитать элементарные числа или вдуматься в смысл инструкции.
  • Эмоциональная лень . Больше похожа на истощение любых возможностей проявлять чувства. Иногда наблюдается как следствие усталости или стрессового фактора. Человек настолько устал, что выполняет любую работу без проявления каких-либо эмоций, и не способен их выявлять даже в тех ситуациях, которые этого требуют. Равнодушие к выполнению рядовых задач обесцвечивает рабочий день и лишает возможности получать удовольствие от труда.
  • Творческая лень . Описывается как процесс, который наблюдают во время придумывания новых решений, идей. Часто, если нужно заняться организацией чего-либо интересного и творческого, нужно отключиться от рутинных задач и сконцентрироваться на основном.
  • Патологическая лень . Это крайняя степень любой ее разновидности, которая проявляется в отсутствии мотивации для выполнения каких-либо задач. Человек просто не хочет заниматься ничем или осознанно бездельничает, даже не объясняя это любыми причинами.

Важно! Патологическая лень должна наблюдаться после полного отдыха и при условии отсутствия усталости.

Как побороть лень


Способ избавления от лени зависит от причины ее возникновения, ее вида и степени запущенности процесса. Например, если человек едва выползает с кровати, о спортивных хобби не может быть и речи.

Рассмотрим способы борьбы с ленью:

  1. Если лень является следствием усталости организма, следует хорошо отдохнуть, покушать и отвлечься.
  2. Если причиной выступает физическое или соматическое заболевание, нужно обратиться к врачу. Только он сможет правильно объяснить, как бороться с ленью, вызываемой неким соматическим недугом.
  3. Рекомендовано ставить себе высокие цели, постоянно строить планы на будущее и добиваться этап за этапом. Нельзя оставаться без мечты, ведь тогда жизнь будет казаться бесполезной.
  4. Не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Золотая истина, как никому, подходит для лентяев. Нужно заставить себя выполнить хотя бы часть работы или распланировать ее на несколько дней. После первых 10 минут появятся энтузиазм и силы, чтобы завершить дело полностью.
  5. Если работа вызывает исключительно приступы лени, стоит задуматься, а действительно ли это то, чем можно заниматься всю жизнь. Возможно, профессия просто не подходит или вакансия не слишком хороша для выполнения этих задач.
  6. Когда причиной лени становится боязнь ответственности, следует выяснить для себя, кто в вашей жизни принимает решения. Необходимо поверить в собственные силы и поднять самооценку. Следует начать с незначительных, но ответственных дел, а потом со временем наращивать объем. Только так можно стать по-настоящему успешным человеком.
  7. Важно научиться распределять свое время правильно, устанавливать четкие границы выполнения работы и отдыха. Планирование позволит обозначить рамки, когда можно полениться, и не заставит волноваться о том, когда должна быть выполнена работа.
Как избавиться от лени - смотрите на видео:


Лень всегда оставляет человека на шаг позади от своей мечты и составляет большую проблему. Она усугубляет амбициозность, снижает шансы на успех в профессиональной сфере, увеличивает количество ссор в семье. Избавляться от нее нужно как можно скорее, так как чем дольше человек пребывает в таком состоянии, тем сложнее его вывести из него. Но есть и плюсы, немного расшевелив человека, можно с легкостью добиться продуктивности его работы, главное, чтобы не осталась привычка избегать труда любыми возможными способами.

В условиях интенсивной работы «лень» может быть естественной потребностью в отдыхе .

В ряде психологических экспериментов было подтверждено, что человек, находясь в коллективе, где его вклад не идентифицируется, проявляет социальную леность .

Не следует путать лень с безволием, а также симптомами некоторых психических заболеваний, таких как депрессия , синдромом дефицита внимания , расстройством сна, шизофрении и т. д.

Определения лени, причины лени

Другое определение лени - «потребность в экономии энергии». Лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Причинами лени могут быть :

  • Переутомление, объективная вымотанность организма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов.
  • Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» - когда мы тратим время своей жизни на дела, не являющиеся для нас желанными.
  • Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.
  • Неподготовленность к решению предстоящих задач.
  • Отсутствие привычки к бодрой и деятельной жизни.
  • Большое количество дел и отсутствие плана.
  • Желание отдохнуть.

Часто лень может быть признаком депрессии .

В психологии лень - это отсутствие мотивации .

Высшая степень лени, по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля , называется «отеть» .

Психология

С точки зрения психологии, лень характеризуется больше как вредная привычка , а не психическое расстройство . Главными причинами низкой самооценки, дурных черт характера, отсутствия дисциплины являются неуверенность в собственных силах, отсутствие интереса к какой-либо деятельности или же убеждений в её эффективности. Исследования в данном направлении показали, что лень - следствие понижения уровня мотивации, вызванная чрезмерной стимуляцией или большим количеством факторов, которые способствуют высвобождению в головном мозге дофамина, отвечающего за удовольствие . Чрезмерное высвобождение дофамина приводит к притуплению нейронных моделей, а также негативно сказывается на передней части мозга, отвечающую за восприятие риска. Специалисты, занимающиеся изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивностью говорят, что чрезмерная активность может быть причиной проблем с поведением, рассеянного внимания и эмоциональных травм, впоследствии приводящих к лени, которая может проявляться в виде защитной реакции организма

Социальные примеры

Религия

Христианство

В книгах Притчей и проповедника Екклесиаста отмечено, что лень может привести к бедности, ухудшению условий жизни (Прит. , Екк. ).

Ислам

كسل (Касал) - использующийся в Коране арабский термин для обозначения лени, бездеятельности и медлительности. Противоположностью лени является Джихад аль-Нафс, то есть борьба против своего эго. Молитвы пять раз в день, а также натощак являются частью действий против лени. В Исламе считается, что лень идёт из ада.

Буддизм

В буддизме термин kausīdya обычно переводится как «лень» или «духовная леность». Kausīdya определяется как нездоровая деятельность, такая как лежание или потягивание.

Лень в культуре

  • В «Божественной комедии » Данте Алигьери лентяи находятся в 5-м круге ада.
  • Существует гравюра «Лень» - рисунок пером для цикла из семи гравюр «Семь смертных грехов », написанная в 1557 году.
  • Лень - мультфильм 1981 года, снятый Александром Полушкиным .
  • Роман Ивана Гончарова «Обломов».
  • Хуан Тамад (Ленивый Джон), филиппинский персонаж фольклора.

Лень - распространенная и удобная отговорка собственному бездействию. Ее причины объективны или выдуманы нами? Можно ли бороться с ленью?

Когда я села за этот материал, мне захотелось заглянуть в словари и посмотреть, какое определение дается этому понятию. Большой толковый словарь определял лень, как «отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду».

Толковый словарь Даля давал следующее определение: «Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».

«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» - так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.

Существует четыре подхода к изучению природы лени:

  • Первый: лень как отрицательное свойство личности человека.
  • Второй: лень - это защитный механизм организма.
  • Третий: лень - это болезнь.
  • Четвертый: лень - это миф.

Итак, подход первый

Лень как отрицательное свойство личности человека. Начну издалека.

Я - мама двух сыновей с разницей в возраст девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, - ему было интересно и увлекательно абсолютно все!

Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами.

Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке - ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…

Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки - не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.

Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.

Итак, первая причина лени - страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай - может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц - не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами.

Стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты?

Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, - в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень - она его огромный тормоз! В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.

Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын - школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники - заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь - ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.

Вывод: нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение.

Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю - я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю - я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант - сменить нелюбимое занятие на любимое!

Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.

Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития.

Подход второй

Лень - защитный механизмом организма. Это качество, которое проявляется лишь определенные моменты жизни и необходимо для отдыха. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.

Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом.

Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.

Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.

Еще одна причина, когда лень проявляется как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Происходит это, когда вы осознаете, что получите результат, если начнете что-то делать. Вас не пугает фиаско, у вас просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения. А все потому, что ваша нынешняя физическая форма не соответствует масштабу целей. А ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Значит, чтобы побороть лень. надо остановиться и отдохнуть, восстановить силы.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий.

«Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью» - не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому - это уже не лень.

Третий подход

Лень - это болезнь.

Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень - не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.

Четвертый подход

Лень - это миф! И мне эта точка зрения наиболее близка во всех отношениях. Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.

Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!

Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли того, о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»

Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы... Но пока не готов и помочь мне некому…»

Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения - это условность, миф!

Определения лени, причины лени

Другое определение лени - «потребность в экономии энергии». Лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Причинами лени могут быть :

  • Переутомление, объективная вымотанность орга­низма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов.
  • Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» - когда мы тратим время своей жизни на дела, не явля­ющиеся для нас желанными.
  • Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.

Часто лень может быть признаком депрессии .

В психологии лень - это отсутствие мотивации .

По современным предположениям, уровень лени у особи может задаваться генетически.

Лень в культуре

  • В «Божественной комедии » Данте Алигьери лентяи находятся в 5-м круге ада.

См. также

  • Яртыгулак и лентяи
  • Емеля (персонаж)

Примечания

Литература

  • Лень в представлениях обыденного сознания / Михайлова Е. Л. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылёвой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. - Вып. 8. - С. 274-282.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Лень" в других словарях:

    лень - лень, и … Русский орфографический словарь

    лень - лень/ … Морфемно-орфографический словарь

    Толковый словарь Даля

    Муж., урал. рыба, вероятно линь. II. ЛЕНЬ жен. неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству. | нареч. свойство или качество это в действии; не хочется, ленюсь. Лень (олицетворение), затвори дверь … Толковый словарь Даля

    Лентяй: человек, который не делает вид, что работает. Альфонс Алле Мы охотнее признаемся в лености, чем в других наших недостатках; мы внушили себе, что она, не нанося большого ущерба прочим достоинствам, лишь умеряет их проявление. Франсуа… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? лени, чему? лени, (вижу) что? лень, чем? ленью, о чём? о лени 1. Ленью называют отсутствие желания работать, делать что либо. Лень одолела. | Лень матушка. | Студентом он немного занимался… … Толковый словарь Дмитриева

    ЛЕНЬ, лени, мн. нет, жен. 1. Отсутствие желания работать, нелюбовь к труду. Лени его обуяла. «Когда лень, всё идет через пень.» (посл.). || Отсутствие желания делать что бы то ни было. Побороть в себе лень. Лень напала (не хочется даже с места… … Толковый словарь Ушакова

    Бездействие, безделье, косность, неподвижность, покой, праздность, апатия, инерция. . Белинск. .. Ср. бездействие, покой... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    И; ж. Отсутствие желания работать или делать что л.; нелюбовь к труду. Л. одолела. Лень матушка (ирон.). // Состояние вялости, сонливости; апатия. Поддаться сладкой лени. ◁ Лень кому, с инф. неизм.; в функц. сказ. Разг. Об отсутствии желания… … Энциклопедический словарь

    лень - универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть. Лень выполнять определенную работу. Есть два… … Большая психологическая энциклопедия

    ЛЕНЬ, и, жен. 1. Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью. Побороть в себе л. Л. матушка раньше нас родилась (посл.). 2. в знач. сказ., кому, с неопред. Не хочется, неохота (разг.). Л. идти. Все, кому не л. (всякий, кто… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Лень и ее лечение , Флёри Морис. Необычность подхода доктора Мориса Флёри заключается в том, что он рассматривает лень не как особенность характера, а как "плохую привычку мозговой деятельности", своеобразное" заболевание",…