Органы речи. Органы речи и их функции

)), создающие необходимую для звукообразования струю воздуха; органы, непосредственно участвующие в звукообразовании, - активные (подвижные), способные менять объём и форму речевого тракта и создавать в нём препятствия для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишённые этой способности. Активные О. р.: 1) Гортань , состоящая из перстневидного, щитовидного и двух пирамидальных или черпаловидных хрящей и двух пар мышечных складок, из которых нижняя называется истинными голосовыми связками, верхняя - ложными. Задний конец каждой из истинных голосовых связок соединён с одним из черпаловидных хрящей, передние концы сходятся во внутреннему углу щитовидного хряща. Благодаря колебаниям этих связок под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон, именуемый Голос ом. 2) Глотка , которая может сужаться и расширяться. 3) Язык , используемый при образовании различных звуков речи. 4) Губы , способные выполнять различные артикуляции. 5) Нёбная занавеска с маленьким язычком, которая, поднимаясь, закрывает ход в нос и отделяет т. о. носовую полость от глотки; при опускании она оставляет проход в эту полость открытым. Пассивные О. р. - зубы (верхние и нижние), твёрдое нёбо, полость носа. Все активные органы могут, сближаясь или соприкасаясь с пассивными, а также и между собой, создавать преграду для выдыхаемой струи воздуха. В месте преграды создаётся источник шума, необходимого для образования согласных (См. Согласные). Зубы и твёрдое нёбо являются только местом действия активных органов (языка и верхней губы). Полость носа служит резонатором, который, будучи включенным, сообщает звуку носовой характер.

Лит.: Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, Л., 1948; Зиндер Л. P., Общая фонетика, Л., 1960.

Л. Р. Зиндер.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Органы речи" в других словарях:

    Или произношения. Те органы человеческого тела, которые участвуют в образовании звуков речи. К О. Р. принадлежат а) активные О. Р., производящие ту работу, которая нужна для произнесения звука: голосовые связки, нёбная занавеска (отгораживающая… … Литературная энциклопедия

    Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Активные органы речи язык, губы, мягкое небо и др., пассивные зубы, твердое небо, полость носа … Большой Энциклопедический словарь

    Органы речи - ОРГАНЫ РЕЧИ или произношения. Те органы человеческого тела, которые участвуют в образовании звуков речи. К О. Р. принадлежат а) активные О. Р., производящие ту работу, которая нужна для произнесения звука: голосовые связки, нёбная занавеска… … Словарь литературных терминов

    Органы речи - – речевой, или произносительный аппарат, органы человека с различной физиологической функцией, которые в совокупности используются и для образования звуков речи. Органы речи делятся на две группы: органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей),… … Энциклопедический словарь СМИ

    Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Активные органы речи язык, губы, мягкое нёбо и др., пассивные зубы, твёрдое нёбо, полость носа. * * * ОРГАНЫ РЕЧИ ОРГАНЫ РЕЧИ, различные части человеческого… … Энциклопедический словарь

    ОРГАНЫ РЕЧИ - периферический речевой, или произносительный, аппарат, включающий в себя органы человека с различной физиологической функцией, используемые для образования звуков речи. О. р. подразделяют на две группы: органы дыхания, создающие необходимую струю … Психомоторика: cловарь-справочник

    Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). Органы речи активные. Подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок,… … Словарь лингвистических терминов

    Разл. части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Активные О. р. язык, губы, мягкое нёбо и др., пассивные зубы, твёрдое нёбо, полость носа. Органы речи: 1 носовая полость; 2 твёрдое нёбо; 3 язык; 4 щитовидный хрящ; 5… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    ОРГАНЫ РЕЧИ - ОРГАНЫ (от греч. organon – орудие, инструмент) РЕЧИ. Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. образуют произносительный аппарат человека, работа которого определяется командами,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Органы речи - органы человека с различными по происхождению и назначению физиологическими функциями, использующиеся для образования звуков речи. О. р. делятся на две группы: О. дыхания (легкие с бронхами и трахеей); О. звукообразования активные (подвижные),… … Педагогическое речеведение

Книги

  • Учимся правильно произносить звуки к - к`, х - х`, ф - ф`, в - в`, т - т`, д - д`, с - з` , Османова Гурия Абдулбарисовна, Позднякова Лариса Александровна. Книга поможет закрепить в речи ребенка звуки к - к`, х - х`, ф - ф`, в - в`, т - т`, д - д`, с - з` . Раньше постановка этих звуков редко встречалась в практике логопеда. Но сейчас, по мнению…

Речевой аппарат представляет собой совокупность взаимодействующих между собой органов человека, которые активно участвуют в возникновении звуков и речевого дыхания, образуя тем самым речь. К речевому аппарату относятся органы слуха, артикуляции, дыхания и Сегодня мы подробнее познакомимся со строением речевого аппарата и природой человеческой речи.

Образование звуков

На сегодняшний день строение речевого аппарата смело можно считать на 100% изученным. Благодаря этому мы имеем возможность узнать, как рождается звук и что вызывает нарушения речи.

Звуки зарождаются благодаря сокращению мышечных тканей периферического речевого аппарата. Начиная разговор, человек автоматически вдыхает воздух. Из легких поток воздуха попадает в гортань, нервные импульсы вызывают вибрацию а они, в свою очередь, создают звуки. Звуки складываются в слова. Слова - в предложения. А предложения - в задушевные беседы.

Речевой, или, как его еще называют, голосовой, аппарат имеет два отдела: центральный и периферический (исполнительный). Первый состоит из головного мозга и его коры, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов. Периферический, в свою очередь, представлен совокупностью исполнительных органов речи. К нему относятся: кости, мышцы, связки, хрящи и нервы. Благодаря нервам перечисленные органы получают задачи.

Центральный отдел

Как и другие проявления работы нервной системы, речь возникает посредством рефлексов, которые, в свою очередь, связаны с головным мозгом. Важнейшими отделами мозга, отвечающими за воспроизведение речи, являются: лобная теменная и затылочная области. У правшей эту роль играет правое полушарие, а у левшей - левое.

Лобные (нижние) извилины отвечают за создание устной речи. Извилины, расположенные в височной зоне, воспринимают все звуковые раздражения, то есть отвечают за слух. Процесс понимания услышанных звуков происходит в теменной области коры головного мозга. Ну а затылочная часть ответственна за функцию зрительного восприятия письменной речи. Если рассмотреть подробнее речевой аппарат ребенка, то можно заметить, что у него затылочная часть особенно активно развивается. Благодаря ней ребенок зрительно фиксирует артикуляцию старших, что приводит к развитию у него устной речи.

Мозг взаимодействует с периферическим отделом посредством центростремительных и центробежных путей. Вторые посылают сигналы мозга к органам речевого аппарата. Ну а первые отвечают за доставку ответного сигнала.

Периферический речевой аппарат состоит еще из трех отделов. Рассмотрим каждый из них.

Дыхательный отдел

Все мы знаем, что дыхание - это важнейший физиологический процесс. Человек дышит рефлекторно, не думая об этом. Процесс дыхания регулируется специальными центрами нервной системы. Он состоит из трех стадий, непрерывно следующих друг за другом: вдох, небольшая пауза, выдох.

Речь всегда образуется на выдохе. Поэтому поток воздуха, создаваемый человеком при разговоре, выполняет артикуляционную и голосообразующую функции одновременно. Если этот принцип каким-либо образом нарушается, речь тут же искажается. Именно поэтому многие ораторы уделяют внимание речевому дыханию.

Дыхательные органы речевого аппарата представлены легкими, бронхами, межреберными мышцами и диафрагмой. Диафрагма - эластичный мускул, который в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда она вместе с межреберными мышцами сокращается, грудная клетка увеличивается в объеме и происходит вдох. Соответственно, когда расслабляется - выдох.

Голосовой отдел

Продолжаем рассматривать отделы речевого аппарата. Итак, голос имеет три главные характеристики: сила, тембр и высота. Колебание голосовых связок приводит к тому, что поток воздуха из легких превращается в колебания мелких воздушных частиц. Эти пульсации, передаваясь в окружающую среду, создают звук голоса.

Тембр можно назвать звуковой окраской. У всех людей он отличается и зависит от формы вибратора, создающего колебания связок.

Артикуляционный отдел

Речевой артикуляционный аппарат по-простому называют звукопроизносящим. Он включает в себя две группы органов: активные и пассивные.

Активные органы

Как можно понять из названия, эти органы могут быть подвижными и принимают непосредственное участие в образовании голоса. Представлены они языком, губами, мягким небом и нижней челюстью. Так как эти органы состоят из мышечных волокон, они поддаются тренировке.

Когда органы речи меняют свое положение, в различных частях звукопроизносящего аппарата возникают сужения и затворы. Это приводит к образованию звука того ли иного характера.

Мягкое небо и нижняя челюсть человека могут подниматься и опускаться. Этим движением они открывают или закрывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть отвечает за образование ударных гласных, а именно звуков: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Основной орган артикуляции - язык. Благодаря обилию мышц он чрезвычайно подвижен. Язык может: укорачиваться и удлиняться, становиться уже и шире, быть плоским и выгнутым.

Человеческие губы, будучи подвижным образованием, принимают активное участие в образовании слов и звуков. Губы меняют свою форму и размер, обеспечивая произношение гласных звуков.

Мягкое небо, или, как его еще называют, небная занавеска, является продолжением твердого неба и лежит вверху ротовой полости. Оно, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься, отделяя глотку от носоглотки. Мягкое небо берет свое начало за альвеолами, около верхних зубов и заканчивается маленьким язычком. Когда человек произносит любые звуки, кроме «М» и «Н», небная занавеска поднимается. Если она по каким-то причинам опущена или неподвижна, звук выходит «носовым». Голос получается гнусавым. Причина тому проста - когда небная занавеска опущена, звуковые волны вместе с воздухом попадают в носоглотку.

Пассивные органы

Речевой аппарат человека, а точнее его артикуляционный отдел, включает также неподвижные органы, которые являются опорой для подвижных. Это зубы, носовая полость, твердое небо, альвеолы, гортань и глотка. Несмотря на то что эти органы пассивны, они оказывают огромное влияние на

Теперь, когда мы знаем, из чего состоит голосовой аппарат человека и как он работает, рассмотрим основные проблемы, которые могут его коснуться. Проблемы с произношением слов, как правило, возникают от несформированности речевого аппарата. Когда отдельные части артикуляционного отдела заболевают, это отражается на правильности резонирования и четкости произношения звуков. Поэтому важно, чтобы органы, которые задействованы в формировании речи, были здоровыми и работали в полном согласовании.

Речевой аппарат может быть нарушен по разным причинам, так как это довольно сложный механизм нашего организма. Однако среди них есть проблемы, которые встречаются чаще всего:

  1. Дефекты в строении органов и тканей.
  2. Неправильное использование речевого аппарата.
  3. Расстройства соответствующих отделов центральной нервной системы.

Если у вас есть проблемы с речью, не стоит откладывать их в долгий ящик. И причина тут не только в том, что речь является важнейшим фактором в формировании человеческих отношений. Обычно люди, у которых нарушен речевой аппарат, не только плохо говорят, но и испытывают трудности в дыхании, пережевывании пищи и прочих процессах. Поэтому, устранив недостаток речи, можно избавиться от целого ряда проблем.

Подготовка органов речи к работе

Чтобы речь была красивой и непринужденной, о ней нужно позаботиться. Обычно это имеет место в подготовке к публичным выступлениям, когда любая запинка и ошибка может стоить репутации. Речевые органы готовятся в работе с целью активации (настройки) основных мышечных волокон. А именно мышц, которые участвуют в речевом дыхании, резонаторов, отвечающих за звучность голоса, и активных органов, на плечи которых ложится внятное произношение звуков.

Первое, что нужно помнить, - речевой аппарат человека лучше функционирует при правильной осанке. Это простой, но важный принцип. Чтобы речь была более четкой, нужно держать голову прямо, а спину - ровно. Плечи должны быть расслаблены, а лопатки - слегка сведены. Теперь ничего не мешает вам произносить красивые слова. Привыкнув к правильной осанке, можно не только позаботиться о четкости речи, но и обрести более выгодный внешний вид.

Для тех, кто по роду своей деятельности много говорит, важным является навык расслаблять органы, отвечающие за качество речи и восстанавливать их полноценную работоспособность. Релаксация речевого аппарата обеспечивается выполнением специальных упражнений. Делать их рекомендуется сразу после продолжительного разговора, когда голосовые органы сильно устают.

Поза релаксации

Возможно, вы уже сталкивались с такими понятиями, как поза и маска релаксации. Эти два упражнения нацелены на расслабление мышц или, как еще говорят, снятие По сути, они не представляют собой ничего сложного. Итак, чтобы принять позу релаксации, нужно сесть на стул и слегка нагнуться вперед, склонив голову. При этом ноги должны стоять всей стопой и образовывать друг с другом прямой угол. Сгибаться они также должны под прямым углом. Достичь этого можно путем подбора подходящего стула. Руки свисают вниз, слегка опираясь предплечьями о бедра. Теперь нужно закрыть глаза и максимально расслабиться.

Чтобы отдых и релаксация были максимально полными, можно заняться некоторыми формами аутотренинга. На первый взгляд кажется, что это поза удрученного человека, но на самом деле она довольно эффективна для расслабления всего тела и в том числе речевого аппарата.

Маска релаксации

Этот простой прием также очень важен для ораторов и тех, кто по специфике своей деятельности много говорит. Здесь также нет ничего сложного. Суть упражнения состоит в попеременном напряжении различных мышц лица. Нужно «надевать» на себя разные «маски»: радость, удивление, тоску, злость и так далее. Проделав все это, нужно расслабить мышцы. Сделать это вовсе не сложно. Просто произнесите на слабом выдохе звук «Т» и оставьте челюсть в свободном опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевого аппарата. Кроме нее, в данное понятие входит защита от простудных заболеваний и переохлаждения, избегание раздражителей слизистой оболочки и тренировка речи.

Заключение

Вот таким интересным и сложным является наш речевой аппарат. Чтобы полноценно наслаждаться одним из важнейших даров человека - умением общаться, нужно следить за гигиеной голосового аппарата и бережно к нему относиться.


В производстве звуков речи принимает участие целый ряд органов, которые все вместе образуют речевой аппарат человека. Этот аппарат состоит их четырех главных частей: дыхательного аппарата, гортани, полости рта, полости носа.
Дыхательный аппарат состоит из диафрагмы, или грудобрюшной преграды, грудной клетки, легких, бронхов, дыхательного горла.
Роль дыхательного аппарата в речи подобна роли мехов, которые нагнетают воздух: он производит необходимую для образования звука воздушную струю.
В работе дыхательного аппарата различаются две фазы: вдыхание и выдыхание.
При вдыхании воздух через дыхательное горло и бронхи входит в легкие; при выдыхании выходит из них обратно. При простом дыхании (не во время речи) обе фазы приблизительно равны по длительности. Во время же речи вдыхание совершается быстро, а выдыхание растянуто. Это происходит потому, что в процессе речи используется главным образом выдыхание, а вдыхание лишь восстанавливает израсходованный в речи запас воздуха. Таким образом, когда мы говорим, воздух из легких через бронхи по дыхательному горлу попадает в гортань.
Гортань составляет верхний конец дыхательного горла. Это орган, служащий почти исключительно для целей образования звуков. Гортань подобна музыкальному инструменту, который дает самые разнообразные по высоте и силе звуки.
Поперек гортани расположены два пучка эластичных мускулов, похожих на две губы, которые называются голосовыми связками. Края голосовых связок, обращенные друг к другу, свободны и образуют щель, называемую голосовой.
Когда связки не натянуты, то голосовая щель широко открыта, и сквозь нее свободно проходит воздух. Именно такое положение связки занимают при образований глухих согласных. Когда же они натянуты и соприкасаются друг с другом, то свободный проход для воздуха затруднен. Воздушный поток с силой проходит между связками, в результате чего возникает колебательное движение, заставляющее их дрожать и вибрировать. В итоге образуется музыкальный звук, называемый голосом. Он принимает участие в образовании гласных, сонорных и звонких согласных.
Полость рта выполняет двоякую роль в образовании зву- ков. С одной стороны, она служит резонатором, который придает различную окраску (тембр) звукам. С другой стороны, она является тем местом, где производятся различные по своему качеству самостоятельные шумы, которые или примешиваются к голосу, или сами, без участия голоса, образуют звуки.
Качество шумов в полости рта, а также роль полости рта как резонатора зависят от объема и формы, которые могут быть различны благодаря движению губ и языка. Эти движения называются артикуляциями. Посредством артикуляций каждый звук речи получает свою окончательную «отделку». Этим он отличается от остальных звуков. К артикуляциям языка и губ присоединяется еще движение нижней челюсти, которая, опускаясь, расширяет полость рта или обратным движением сужает ее.
Язык имеет особенно большое значение в образовании звуков речи. Он чрезвычайно подвижен и принимает различные положения по отношению к зубам и нёбу. Особенно подвижны передняя часть языка, кончик которой может касаться почти любого места рта, начиная с зубов и кончая мягким нёбом.
В зависимости от того, какой своей частью, насколько и к какому месту нёба поднимается язык, изменяются объем и форма полости рта, благодаря чему получаются различные шумы.
У языка никаких естественных границ между его частями провести нельзя, поэтому деление производится совершенно условно.
Часть языка, расположенная против зубной части нёба (вместе с кончиком языка), называется передней. Часть языка, расположенная против твердого нёба, - средней.
Часть языка, расположенная против мягкого нёба, называется задней.
Различия в звуках зависят от различий в артикуляциях языка, при этом нужно различать место и способ артикуляции.
Место артикуляции определяется:
  1. какой своей частью артикулирует язык;
  2. по отношению к какому пункту он артикулирует (зубам, нёбу).
Передняя часть языка может артикулировать по отношению к верхним зубам (например, при образовании согласных звуков , [то], [з], [с], [к], [л]) и по отношению к зубной части нёба (например, при образовании согласных [ж], [ні], [р]).
Когда язык артикулирует своей средней частью, то его спинка приближается к твердому нёбу (например, при образовании согласного звука [/] или гласных [и], [э]).
Когда же язык артикулирует задней частью, то его спинка поднимается к мягкому нёбу (при образовании согласных [г], [к], [X] или гласных [у]gt; [о]).
При произношении согласных звуков русского языка движение средней части языка может присоединиться к другим артикуляциям, благодаря такой дополнительной артикуляции получается так называемое мягкое произношение согласных.
То, что мы называем «мягкость» звука, акустически обусловлено более высоким тоном образуемых в полости рта шумов по сравнению с соответствующим «твердым». Эта большая высота звука связана с изменением формы и уменьшением объема резонирующей полости рта.
Работа губ также играет большую роль при образовании звуков, но меньшую, чем язык. Губные артикуляции совершаются или обеими губами, или только нижней губой.
При помощи губ могут быть произведены самостоятельные шумы, подобные тем, которые производит язык. Например, губы, смыкаясь друг с другом, могут образовать затвор, который со взрывом разрывается струей воздуха. Так образуются согласные [и] (без голоса) и [б] (с голосом). Если при этом открыт проход в полость носа, то получается согласный [л*].
Границей между полостью рта и проходом в полость носа служит так называемая нёбная занавеска (подвижное мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком). Назначение нёбной занавески состоит в том, чтобы открывать или закрывать для воздуха проход из зева в полость носа.
Назначение полости носа - служить резонатором при образовании некоторых звуков. При образовании большей части звуков русского языка носовая полость не принимает участия, так как нёбная занавеска бывает приподнята и доступ воздуха в полость носа закрыт. При образовании же звуков
[ж], [н] нёбная занавеска бывает опущена, проход в полость носа открыт, и тогда полость рта и полость носа образуют одну общую резонирующую камеру, другую качественную окраску - тембр.

Еще по теме УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА:

  1. § 109. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
  2. I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ «ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ» КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. Взлом буржуазно-помещичьего аппарата царской России и создание нового, советского государственного аппарата

Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологической точки зрения речь предстает как одна из ее функций. Произнесение звука речи достаточно сложный физиологический процесс. Из центра речи головного мозга посылается определенный импульс, который поступает по нервам к органам речи, выполняющим команду речевого центра. Принято считать, что непосредственным источником образования звуков речи служит струя воздуха, выталкиваемая из легких через бронхи, трахею и полость рта наружу. Поэтому речевой аппарат рассматривают как в широком, так и в узком смысле этого слова.

­ Конец страницы 47 ­

¯ Начало страницы 48 ¯

В широком смысле в понятие речевого аппарата включают центральную нервную систему, органы слуха (и зрения - для письменной речи), необходимые для восприятия звуков, и органы речи, необходимые для производства звуков. Центральная нервная система является причиной возникновения звуков речи. Она также участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их.

Органы речи, или речевой аппарат в узком смысле, состоят из дыхательных органов, гортани, надгортанных органов и полостей. Органы речи часто сравнивают с духовым инструментом: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, а ротовая полость -клапаны. Фактически же органами речи управляет центральная нервная система, которая посылает команды в различные участки органов речи. В соответствии с этими командами органы речи производят движения и меняют свои положения.

Дыхательные органы - это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

Рис. 1. Дыхательный аппарат:

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

­ Конец страницы 48 ­

¯ Начало страницы 49 ¯

Гортань, илиларинкс (от греч. larynx - гортань) - это верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей и мускулов. Остов гортани образуют два больших хряща: перстневидный (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и щитовидный (в виде двух соединенных щитов, выступающих углом вперед; выступ щитовидного хряща называют адамовым яблоком, или кадыком). Перстневидный хрящ неподвижно соединен с трахеей и является как бы основанием гортани. На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных, или пирамидальных, хряща, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру, поворачиваться внутрь или наружу.

Рис. 2. Гортань

А. Гортань спереди: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - подъязычная кость; 4 - средняя щито-подъязычная связка I (соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью); 5 - средняя перстнещитовидная связка; 6 - трахея

Б. Гортань сзади: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - верхние рога щитовидного хряща; 4 - нижние рога щитовидного хряща; 5 - черпаловидные хрящи; 6 - надгортанник; 7 - перепончатая (задняя) часть трахеи

­ Конец страницы 49 ­

¯ Начало страницы 50 ¯

Поперек гортани наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, две упругие мускулистые складки - голосовые связки. Верхние края голосовых связок прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние - к черпаловидным хрящам. Голосовые связки очень эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, быть расслабленными и напряженными. С помощью черпаловидных хрящей они могут сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы. Воздух, нагнетаемый дыхательными органами, проходит сквозь голосовую щель и заставляет дрожать голосовые связки. Под влиянием их колебания возникают звуки определенной частоты. Тем самым начинается процесс создания звуков речи.

Следует заметить, что, согласно нейромоторной теории голосообразования, голосовые связки активно сокращаются не под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха, а под влиянием серии нервных импульсов. Причем частота колебаний голосовых связок при образовании звуков речи соответствует частоте нервных импульсов.

В любом случае, процесс создания звуков в гортани только начинается. Заканчивается он "на верхнем этаже" речевого аппарата - в надгортанных полостях с участием органов произношения. Здесь образуются резонаторные тоны и обертоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Верхний этаж речевого аппарата - надставная труба - начинается полостью глотки, или фаринксом (от греч. phárynx -зев). Фаринкс может сужаться в своей нижней или средней области путем сокращения круговых мышц глотки или смещения назад корневой части языка. Таким способом образуются фарингальные звуки в семитских, кавказских и некоторых других языках. Далее надставная труба разделяется на две выходные трубы - ротовую полость и носовую полость. Их разделяет нёбо (лат. palatum), передняя часть которого твердая (твердое нёбо), а задняя - мягкая (мягкое нёбо, или нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком, или увулой (от лат. uvula - язычок). Твердое нёбо подразделяют на переднее и среднее.

­ Конец страницы 50 ­

¯ Начало страницы 51 ¯

В зависимости от того, какое положение занимает нёбная занавеска, воздушный поток, выходя из гортани, может попадать в полость рта или в полость носа. Когда нёбная занавеска приподнята и плотно прилегает к задней стенке глотки, то воздух не может попасть в полость носа и должен идти через рот. Тогда формируются ротовые звуки. Если же мягкое нёбо опущено, то проход в полость носа оказывается открытым. Звуки приобретают носовую окраску и получаются носовые звуки.

Рис. 3. Произносительный аппарат

Полость рта является основной "лабораторией", в которой образуются звуки речи, так как в ней имеются подвижные речевые органы, которые под воздействием нервных импульсов, идущих из коры головного мозга, производят различные движения.

­ Конец страницы 51 ­

¯ Начало страницы 52 ¯

Полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных произносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, язычка, а в некоторых случаях и надгортанника. Полость носа, напротив, выступает неизменяемым по объему и форме резонаторомм. Язык играет наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков речи.

Разминают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части -переднюю, среднюю и заднюю. Анатомических границ, конечно, между ними нет. В ротовой полости находятся также зубы, являющиеся ее твердой границей неподвижной формы, и альвеолы (от лат. alveolus - желобок, выемка) - бугорки у корней верхних зубов, играющие важную роль в образовании звуков речи. Рот прикрывают губы - верхняя и нижняя, представляющие мягкую границу подвижной формы.

По роли в произнесении звуков органы речи подразделяются на активные и пассивные. Активные органы подвижны, они совершают те или иные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздуха. Пассивные органы речи не производят самостоятельной работы при образовании звуков и являются 1 тем местом, где активный орган создает смычку или щель для ] прохождения воздушной струи. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. В произнесении некоторых звуков активные органы могут не г принимать непосредственного участия, переходя тем самым на положение пассивных органов речи.

Язык - наиболее активный орган речевого аппарата человека. Части языка обладают разной подвижностью. Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, который может прижиматься к урубам и альвеолам, загибаться вверх к твердому нёбу, образовывать сужения в различных местах, дрожать у твердого нёба и т.д.. Спинка языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом или подниматься к ним, образуя сужения.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой или образовывать с ней губное

­ Конец страницы 52 ­

¯ Начало страницы 53 ¯

сужение. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы меняют форму резонаторной полости, что создает так называемые огубленные звуки.

Маленький язычок, или увула, может прерывисто дрожать, смыкаясь с задней частью языка.

В арабском языке в образовании некоторых согласных участвует надгортанник, или эпиглоттис (отсюда надгортанниковые , или эпиглоттальные , звуки), который физиологически прикрывает гортань в момент прохода пищи в пищевод.

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:


Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены - воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи - та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.