Осетины история. Осетины Информацию О

Основное население Северной Осетии (459 тысяч человек) и Южной Осетии (65 тысяч), живут также в ряде районов Грузии, Кабардино-Балкарии (9, 12 тысячи), в Ставропольском крае (7, 98 тысячи), Карачаево-Черкесии (3, 14 тысячи), Москве (11, 3 тысячи). Численность осетин в Российской Федерации - 528 тысяч человек (2010), общая численность около 600 тысяч человек. Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи языков. Осетинский язык имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Верующие осетины в основном православные, есть мусульмане-сунниты.

Этногенез осетин связан как с древним аборигенным населением Северного Кавказа, так и с пришлыми народами - скифами (7-8 вв. до н. э.), сарматами (4-1 вв. до н. э.) и особенно аланами (с 1 в. н. э.). В результате оседания этих ираноязычных племен в областях Центрального Кавказа коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. В западноевропейских и восточных источниках предки осетин назывались аланами, в грузинских - осами (овсами), в русских - ясами. Сложившийся в Центральном Кавказе союз аланов, положивший начало образованию осетинской народности, в 13 веке был разгромлен монголо-татарами. Аланы были оттеснены с плодородных равнин к югу - в горные ущелья Центрального Кавказа. На северных его склонах они образовали четыре крупных общества (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество мелких обществ, находившихся в зависимости от грузинских князей. Часть алан была увлечена движением степных племен, осев в разных странах Восточной Европы. Крупная компактная группа обосновалась в Венгрии. Она называет себя ясами, но утратила родной язык. С конца 15 века возобновились процесс формирования осетинской народности (продолжался до 18 в.) и освоение южных склонов Главного Кавказского хребта.

Большинство осетин исповедовало христианство, которое стало проникать в Аланию с 6-7 века, меньшинство - ислам, воспринятый с 17-18 века от кабардинцев. Наряду с этим сохранялись и практически имели гораздо большее значение языческого верования и связанные с ними обряды. В 1740-х годах начала деятельность «Осетинская духовная комиссия», созданная русским правительством в целях поддержки христианского осетинского населения. Члены комиссии организовали поездку осетинского посольства в Петербург (1749-1752), способствовали переселению осетин в моздокские степи. Северная Осетия была присоединена к России в 1774 году, и процесс освоения осетинами северных равнинных районов ускорился. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью. Южная Осетия вошла в состав России в 1801 году. После 1917 года началось массовое переселение осетин на равнину. В апреле 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузии. В 1924 году - Северо-Осетинская автономная область, которая в декабре 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР.

В течение многих веков осетины тесно общались с грузинами и горскими народами, что нашло отражение в их языке, культуре и быте. Основным занятием осетин на равнинах было земледелие, в горах - скотоводство. Наиболее древние виды осетинского прикладного искусства - резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, вышивка. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется нартский эпос, героические песни, предания, плачи. Наиболее почитаемым напитком является пиво - древний напиток осетин.

В быту осетины долгое сохраняли элементы кровной мести. Примирение завершалось выплатой виновной стороной скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла) и устройством «кровного стола» для угощения потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от других кавказских народов. В 1798 году была издана первая книга на осетинском языке («Краткий катехизис»). В 1840-е годы русским филологом и этнографом А.М. Шегреном был составлен осетинский алфавит на кириллической основе. На нем стали выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники.

Осетины - народ в Российской Федерации. Численность в РФ- 402275 человек. Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи.

Осетины - народ в Российской федерации. Основная часть населения Северной Осетии, численностью около 335.000 человек, и Грузии (основное население Южной Осетии). Живут также в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии. Численность в России 402.000 человек.

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии).

Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX века на основе русского алфавита.

Верующие - православные, есть мусульмане. Большинство осетин исповедует православие, проникшее в VI - VII веках из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России. Меньшинство - ислам (воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев); сохранились языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.

Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в "Армянской географии" (VII век). В этом же источнике названы двалы. Грузинский историк Леонтий Мровели (XI век) указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из Грузии через территорию двалов на Северный Кавказ.

Осетины - один из древнейших народов Кавказа. Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа и с пришлыми ираноязычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (в I веке н.э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности.

В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались четыре "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей.

Немало осетин-алан ушло в Монголию и особеннов страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с сороковых годов XVIII века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749 - 1752 годы), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 году Осетия вошла в состав Росии. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII - XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.

После 1917 года происходит массовое переселение осетин на равнину. 20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская Автономная Область в составе Грузинской ССР, в 1924 году - Северо-Осетинская Автономная Область, которая 5 декабря 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республика Северная Осетия.

Традиционным у осетин является занятие сельским хозяйством. Существует богатая национальная кухня. Наиболее почитаемым напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того, - из пшеницы и кукурузы. Пиво - древний напиток осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней СатАной.

Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту осетины сохранили элементы многих древних институтов. Среди них особенно выделялись кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родственников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа.

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную.
Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам.
Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов.
Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа.
Долгая родословная
Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины.
Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э.
В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами.
В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.
В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

1.06.2016

В настоящее время в отношении традиционных верований осетин идет фактическая травля. Оскорбления и различные обвинения в адрес приверженцев веры предков в социальных сетях уже не редкость. Встречаются даже призывы к уголовному преследованию сторонников традиционных верований, с известным призывом советской эпохи «Куда смотрит Прокуратура?». При этом, наибольшее раздражение у критиков вызывает положение в Конституции РЮО, согласно которому православие и традиционные осетинские верования уравнены в правах (Статья 33). В адрес основателей нашей Республики звучат укоры в том, что подобный феномен в свое время получил закрепление на законодательном уровне. Но странно другое. Критики традиционных верований при этом допускают работу на территории РЮО грузинской церкви, различных сект…

Противники возрождения народных традиций в религиозной сфере договорились даже до того, что отрицают вообще факт существования народных верований. В частности, проталкивается мысль о том, что само понятие «традиционные осетинские верования» появилось только в наши дни. Поэтому предлагаем вашему вниманию материал, написанный известным осетинским писателем, публицистом, переводчиком, офицером русской армии Сосланом Темирхановым в далеком 1922 году.

«Хотя осетины официально числятся христианами и мусульманами, они до сих пор держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу.

Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию, полную безыскусственной поэзии, возбуждающей ту святую искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних.

Взамен искусственного храма ей служит храмом Вселенная, прекрасная и необъятная, призывающая человека ввысь к прекрасному и бесконечному. Вот почему осетины совершают свои религиозные празднества на лоне природы, на горе или в роще, под открытым небом.

Взамен священника выступает старейший семьи или рода, собрания или общества. Он не является носителем каких-либо таинств, не называет себя посредником между Богом и людьми, а лишь является выразителем общих чувств и верований.

Веруя в Бога, Творца Мира, осетины, однако, жертвоприношения делают только покровителям-духам, полагая, что от их вмешательства зависит достижение поставленных целей. Не вытекает ли это из наблюдения и разума: из наблюдения потому, что давно замечено, что желание, вокруг которого сосредотачиваются усиленно и мысль и воля, достигается человеком, а из разума потому, что неразумно низводить Бога на степень пристрастного существа, способного из-за жертвоприношений исполнять просьбы, носящие большей частью эгоистический характер; направленные в ущерб другим. Иное дело обращаться к покровителям, духам, обладающим страстями: это ни что иное, как обращение к своему духу, обладающему разнообразными способностями, требующими обращения к себе; чем сильнее желание, т.е. требование, направленное к своему духу, тем более проявляет он свои внутренние способности или свою силу и тем более удается достигнуть человеку, ибо дух такая же реальная сила природы, как и всякая другая сила природы, которой можно пользоваться в своей выгоде, если только уметь обращаться с нею.

Осетины никогда не говорят о сущности Бога, не изображают его и ничего не утверждают как доподлинно Богом сказанное, но зато часто слышишь у них, как, укоряя бессовестного, говорят: «Бойся Бога, имей совесть». Не говорят ли они этим, что есть «нечто высшее», которому должен подчиняться человек, что это «нечто высшее» проявляется через совесть, которая, как мы знаем, представляет совокупность лучших понятий, унаследованных от предков, или воспринятых самим человеком. Лучшие же понятия содержат в себе стремление к общему благу, служение которому требует, следовательно, то «нечто высшее», которому должен подчиняться человек.

Глубоко веруя в бессмертие души, осетины полагают, что живущие на земле тесно, хотя и не видимо, связаны с отошедшими в загробный мир.

Культ усопших носит у осетин глубоко религиозный характер. Умерший, как дух, жив и не прерывает связи с живущими на земле. Умершие постоянно вспоминаются на домашних жертвоприношениях, и, таким образом, потомки проникаются духом предков.

Благодаря этому и отцы видят в детях те побеги от себя, которые явятся их продолжением на земле и будут вспоминать их на домашних жертвоприношениях. Вот почему старшие и в особенности старики бережно относятся к детям, к их воспитанию, и хотя и лелеют детей, но не балуют их слащавым отношением, не позволяют и себе в присутствии детей слова и поступки, которые могли бы уронить их в глазах детей. После и эти, возмужав, окружают родителей и стариков особым почетом, а с престарелых родителей снимают всякую заботу, освобождая их от труда.

Таким образом, благодаря культу предков, осетин в детстве пользуется особенно бережным отношением старших поколений, затем, возмужав, принимает на себя всю заботу о семье и о родителях и, наконец, на старости лет пользуется покоем, окруженный вниманием и почетом.

Все религиозные празднества осетин служат развитию солидарной общественности и представляют из себя общественные трапезы на религиозной подкладке. За общим трапезным столом садятся все на равную ногу и последний бедняк, и первый богач, и знатный, и простой и во имя покровителей-духов, вкушая хлеб и яства, проводят трапезу в собеседовании о светлых духах-дзуарах, о мифических предках нартах и о подвигах народных героев, а также об общественных и национальных делах.

Все это создает атмосферу общего подъема и содействует взаимному пониманию и духу единения.

Благодаря этому люди различных общественных положений составляют одно широкое общество, встречаются как равные, бывают друг у друга, и пиршества и увеселения проводят вместе. Это общение поднимает умственный кругозор бедных и необразованных осетин, незнакомых с жизнью культурных центров, а интеллигенции не позволяют оторваться от народа и превратиться в узкий замкнутый круг. Этим же общением вызывается взаимопомощь, сильно развитая у осетин, и уважение человеческой личности, терпимость к другим, и как следствие всего этого выдержка и такт во взаимоотношениях и общественная дисциплина.

Дух религиозности проникает в обычаи осетин и потому одно уже исполнение их облагораживает отношения людей и придает им стройность и красоту.

Вообще религия осетин дает законы нравственности и учит трудолюбию, мужеству, выдержке и самопожертвованию.

Эта религия – та сила, которая поддерживала несокрушимость духа осетин в их титанической борьбе со стихийными бедствиями гор и их бесплодием, а также и засильем врагов, не дававших им возможности свободно вздохнуть.

Так велико и благотворно влияние осетинской религии, и не удивительно, что при таком могущественном влиянии родной религии, осетины не могли поддаться влиянию чуждых религий, несмотря на то, что иноземные завоеватели всей мощью своего государственного аппарата поддерживали свою религию, понимая хорошо, что только привитием ее могут окончательно завоевать осетин.

Ни православие византийское и грузинское, насаждаемые в средние века, ни мусульманство, приносимое с Востока и Севера, ни православие русское, насаждаемое полицейскими мерами, не укоренились в Осетии, и осетины по сию пору продолжают исповедовать веру своих предков, но не хотят быть смешными, как Дон-Кихот и не борются с ветряными мельницами. От того-то осетины не восставали и не восстают против смехотворной работы пришельцев, насильственно насаждавших свою религию.

Пусть они строят храмы и насылают священников, именем Божьим проповедующих самые нелепые несуразности, но это осетинам не мешает видеть во Вселенной нерукотворный храм Божий, а в своей мифологии наилучшего руководителя и вдохновителя.

Глубоко религиозное мировоззрение осетин, унаследованное ими от предков, не позволяло привиться к ним чуждым религиям. Это и спасло осетин от губительного влияния официальной церкви, стремящегося пленить и растлить душу покоренных. А на какие гнусные действия способны были служители русского православия и их друзья русификаторы, это видно из истории насаждения православия в Осетии.

По окончательном покорении осетин, царское правительство по плану святейшего Синода наслало в Осетию миссионеров, которые, не имея успеха в проповедовании православия, стали подарками приманивать детей и бедняков и явившихся к ним приписывали к православию. Дети, заинтересованные подарками, являлись массами, без ведома родителей, а бедняки, охотники легкой наживы, являлись по несколько раз, называя себя чужими именами. Помимо этого, миссионеры вносили в списки окрещенных и много таких людей, которые к ним вовсе не являлись.

Все, таким образом, показанные окрещенными их дети стали считаться царским правительством православными, и оно настроило им церкви и поставило священников. Но осетины эти, не считая себя православными, не посещали церквей и не обращали внимания на священников.

Тогда правительство, через полицейские органы, стало насильственно принуждать их к посещению церквей и к исполнению православных обрядов, за уклонение от которых стали подвергать преследованиям, доходящим до лишения свободы и до разлучения мужа с женой (не обвенчанные), хотя бы у них были и дети, и стали распадаться семейства и разоряться хозяйства, но осетины все по-прежнему продолжали бойкот православной церкви, не посещая ее, и не исполняя ее обрядов.

Тогда правительство увидело, что его репрессии мало помогают делу распространения православия в Осетии, и решило перейти к мерам воспитательного характера, и с этой целью стало покрывать Осетию сетью церковноприходских школ и открыло в Ардоне осетинское духовное училище.

Итак, сами факты говорят за то, что в жизни осетин их родная религия является могущественным фактором, охраняющим их от всех враждебных и растлевающих влияний.

В ней, в этой религии все сокровенные верования осетина, составляющие основу его мировоззрения, которое невозможно убить никаким насилием. Она, эта религия осетин, глубоко религиозна, так как побуждает стремиться к добру и свету и бороться со злом и мраком».

Наша справка

Темирханов Сослан Гаврилович (1881 -1925). Родился в крестьянской семье в 1881 году. Отец – Темирханов Гаврил Алексеевич, мать – Габуева Екатерина Андреевна. В семье был страшим из шести детей. Первоначально получил домашнее образование, после 6 классов реального училища, а в 1904 году выпущен в чине подпоручика Тифлисского юнкерского училища.

Участник русско-японской войны. Был награжден орденом «Святой Анны» 4-й степени с надписью «За храбрость в Русско-японской войне 1904-1905 гг.». Участвовал в революции 1905-1907 гг. Участник Первой мировой войны. За храбрость и проявленное мужество был награжден орденом «Святого Владимира» с саблей и бантом.

Помимо военной службы, будучи одаренным человеком, испытывал влечение к гуманитарным наукам. Был писателем, историком, научным работником, публицистом, переводчиком, собирателем памятников народной словесности, педагогом, знатоком осетинского языка. На осетинском языке им была написана книга «Иры истори» («История Осетии»), которая вышла отдельным изданием в 1913 году под псевдонимом «Вано». Автор освещает историческое прошлое осетинского народа, распространение по Европе наших предков, высокую культуру народа и его падение в связи с бесконечными войнами.

С 1920 года работал во Владикавказе. Занимал разные должности. Был корректором осетинского языка при типографии Горского ОНО Наркомпроса, преподавателем осетинского языка… Сотрудничал с газетой «Кермен», опубликовал рассказы («Фаллой», «Труд»…). Написал исторический очерк о герое осетинского народа средних веков Ос-Богатыре, который вышел отдельной книгой в 1922 году.

Писал он, как правило, на осетинском языке, был его знатоком. Но в архиве СОИГСИ обнаружены рукописи, написанные С.Темирхановым и на русском языке в 1922 г.: два очерка «Осетины» и «Народная религия осетин».

6 марта 2019 года в Москве состоится встреча Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В ходе встречи планируется обсудить текущее состояние и перспективы дальнейшего наращивания двустороннего взаимодействия, прежде всего в социально-экономической сфере. Визит главы югоосетинского государства в Россию рабочий.

«Единственной эффективной защитой от кори является вакцинация», - сказала нашему корреспонденту заместитель министра здравоохранения и социального развития РЮО Алла Чочиева. Корь – острое вирусное заболевание, нередко дающее такие осложнения, как пневмония, бронхит, энцефалит, которые в случаях позднего обращения за медпомощью и наличия тяжелых сопутствующих заболеваний могут привести к летальному исходу. «При отсутствии специфического метода терапии единственной эффективной защитой от кори является вакцинация», - рассказала замминистра. Учитывая осложнение эпидемиологической ситуации по...

4.03.2019

На площадке Медиа-центра «Ир» состоялась встреча Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова с лидерами политических партий. Обращаясь к представителям партий, Президент призвал политические силы Южной Осетии открытому диалогу и единению, чтобы избежать напряженности в обществе в преддверии парламентских выборов. «Я призываю к единению все политические силы Южной Осетии. Нам нужно избегать голословных обвинений, адресованных друг против друга. Перед столь ответственным политическим событием, как выборы в Парламент, важно чтобы между различными...

4.03.2019

Празднование Урсы къуыри в Осетии начинается сегодня вечером. Эти традиции передаются из поколения в поколение уже много веков. Осетины праздновали Урсы къуыри (Царвисӕн, Сыропустная неделя) перед Великим постом, - об этом кореспонденту нашего издания рассказал кандидат исторических наук, доцент Мурат Джиоев. В течение всей недели, какая бы семья бедная или богатая не была, все пекли пироги, питались молочными продуктами и обязательным ритуалом было каждый день употреблять в пищу несколько ложек...

О происхождении осетин

Из статьи П. Ницика

В кратком обзоре горских племен на Кавказе, составленном покойным Берже, об осетинском племени мы читаем следующее. Большая часть писателей считают их потомками алан средних веков, о которых Дионисий Харакский упоминает еще в первом веке как о народе сильном и особенно богатом конями. По его словам, они обитали на севере от нынешнего Кинбурна между Доном и Днепром, в соседстве с роксаланами, по сказанию Плиния, их одноплеменниками. Моисей Хоренский полагает алан близ Кавказа. Прокопий включает их в число готских народов. Масуди признает их могущественнейшей из всех наций, обитавших на Северном скате Кавказа.

Аммиан Марцеллин, историк IV в., писавший подробнее всех об аланах, между прочим, говорит, что они получили это имя от названий гор. Это подтверждают Ефстафий и Дегин, последний место жительства алан назначает среди гор Уральских. Далее, Ефстафий, живший около 1160 г., замечает, что слово «алан» происходит от сарматского «ала» — гора и что аланы сами себя называют ир или ирон, названием, которое в прежнее время обозначало восточную часть Кавказа от Терека до Дербента и распространялось на все земли, входившие в состав Персидского государства. Между тем известно, что осетины сами себя называют поныне ирон — имя, совершенно тождественное Ирану. Это-то сходство послужило Д ’Оссону и многим другим поводом считат осетин потомками алан, от которых, по мнению Лерберга, получили название многие реки, текущие с севера в Черное море.

По уверению грузинской летописи царя Вахтанга, осетины — потомки пленных грузин, которые были захвачены в Картвел Сомхетии во время первого нашествия хазар (2302 г. от сотв.
мира) и, доставшись в удел Уобосу, сыну хазарского царя, образовали колонию в стране, лежащей на западе от Терека. Это показание летописи, замечает Берже, явно несогласное по своей
хронологии с временем появления на исторической арене хазар, не известных до Рождения Христова, не уничтожает однако же действительности самого события, именно вторжение народа, жившего на северной стороне Кавказа. Но народ этот, по мнению Клапрота, путешествовавшего по Кавказу в 1807-08 годах, были скифы греческих писателей, нашествие его относится к 633 г. до Р. X.

Клапрот, посвящая исследованию об осетинах несколько страниц в своем сочинении, приходит к такому выводу, что осетины: а) мидяне, носившие название Иран и известные у Геродота под названием Arianoi; б) мидийские сарматы древних и Мидийская колония, поселившаяся на северной стороне Кавказа, где она была основана, по свидетельству Диодора Сицилийского, скифами; в) аланы средних веков и, наконец г) яссы или ассы, отсюда оссы. В заключение же своего ученого исследования Клапрот выражает мнение, что язык осетинский должно считать отраслью языков индо-германских, а потому и самих осетин сродными со всеми азиатскими и европейскими народами, принадлежащими индо-германскому племени. Мнение Дюбуа, одного из новейших путешественников, было более смелое: по его заключению, осетины-меоты, или, что то же, ассы, яссы, аланы и впоследствии комоны, и что язык их имеет большое сходство с языком эстонским.

Далее в этом обзоре кавказских горских племен Берже поясняет только теперешнее существование осетин отдельными обществами: Дигорское, Воллагирское, Куртатинское и Тагаурское, касаясь их характера и внутреннего общественного устройства, несколько сходного с феодальным. Обозрение было доведено до освобождения зависимых сословий.

Мнение и догадки поясненных писателей о происхождении осетин, как видим, различны. Во всяком же случае, несомненно то, что осетины — потомки алан, об этом в истории встречаем положительные доказательства. Но насчет того, что осетины сами себя называют иронами и потому племенное происхождение их полагают от Ирана, то с этим, безусловно, можно бы согласиться только в том случае, если бы тип осетин сходствовал с народами Ирана, составляющими Персидское государство и вообще с обитателями той страны, по которой в древности расселялись племена иранского происхождения.

Поэтому вопрос о племенном происхождении осетин остается навсегда неразгаданным для интересующихся этим вопросом, во всяком случае, достойным внимания. Найдут другие данные к разъяснению его более вескими догадками, чем то, что Ир и ирон — названия сходствующие. Если бы аланы, впоследствии осетины, происходили от иранского племени, то об этом не упустил бы сказать персидский историк X в. Масуди, и он говорил только, что аланы были могущественнейшим из всех наций. О происхождении их от Ирана полагает только Ефстафий, живший около 1160 г., сочинение которого издано во Флоренции в 1730 г.

Кроме того, из истории видно, что аланы получили название ассов (или в последнее время осетин) от грузин и насчет этого знатоки грузинского языка объясняют, что название оссы придает им значение «народа воинственного». У армян осетины называются оссы, что значит народ, который всему удивляется. Так, например, если встречаются люди, чему-либо удивляющиеся, то им говорят, вы удивляетесь, точно оссы.

Летописец наш Нестор упоминает о народе яссы, а именно, описывая подвиги Вел. Кн. Святослава Игоревича, говорит, что он победил ясов и касогов. Карамзин при этом полагает, что яссы — нынешние осетины которые будучи аланского племени, обитали среди гор Кавказских в Дагестане, а также и близ устья Волги и, что часть гор Кавказских именовалась у нас в ХIII и XIV веках Ясскими, и ясский город Дедяков или Тетяков был в Дагестане. Армяне и теперь еще называют Дагестанские горы Аланскими.

В начале XI в. народ этот часто делал набеги на хазар, как об этом говорится в Военном энциклопедическом лексиконе, а в 1126 году третий сын Мономахов Ярополк Владимирович, воюя в окрестностях Дона, пленил множество яссов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на которой женился. Монголы около 1223 года покорили яссов с семью народами в окрестностях Азовских. Рубруквис пишет, что недалеко от реки Ахтубы, на среднем притоке Волги, находился древнейший город Сумеркент, где обитали яссы и сарацины; татары осаждали его 8 лет и едва могли взять. В 1277 году князья русские, исполняя волю хана, ходили с татарами в Дагестан, завоевали ясский город Дедяков и сожгли его. Во время хана Узбека, папа Венедикт XII распространил на земле яссов латинскую веру. В 1395 году завоевал эту страну Тамерлан. Упоминается при том, что многие русские князья женились на яссинках.

Первобытная история представляет туманный период жизни людей, с послепотоповского происхождения от Ноя до народов исторических, но следуя преданию, что Кавказ был колыбелью рода человеческого, и что европейское племя есть кавказское, рождается вопрос: не есть ли осетины остатки того кавказского племени, от которого произошли европейские народы? При этом надо принять во внимание тип осетин совершенно отличный от других азиатских племен. Возьмем, например, любого осетина: у него склад лица совершенно европейский и большое сходство с венгром. У дигорцев есть предание, что родоначальник привилегированного между ними сословия бадилят, Бадил, был венгром из рода владетельных, явившихся к ним с спутником своим Ано, как к своим одноплеменникам. В подтверждение этого предания, известный генерал Мусса Кундухов, во время венгерской кампании, достал там какие-то генеалогические справки.

Царство Аланское было геройско-могущественное, но в первом веке по Р.Х. при вторжении его в Армению под предводительством молодого наследника Аланского престола Сатена, оно потерпело поражение, причем взят в плен и Сатен, бывший единственным наследником. Сестра его Сатеник, явившаяся к победителю, молодому царю Армении Арташесу, просить освобождения брата, красотою своею очаровала Арташеса до того, что пленник был освобожден, но с условием, чтобы прекрасная Сатеник осталась супругою повелителя Армении. Хотя после этого Сатен был провозглашен царем Аланским, но, как видно, царство его в политиком своем могуществе ослабело.

На исходе второго века являются на Северный Кавказ воинственные толпы васлов или васлаков, обитавших при Волге, и хазаров, живших уже здесь вместе с сарматами.

Относительно брака аланской царской дочери Сатеник с царем Армении Арташесом в летописи М. Хоренского, пояснено, что царствование Арташеса аруехиане, родом из аланов, сродни Сатеник, ее сопровождающие, возведены в дворянское достоинство и в армянское нахарарство, как сродники великой царицы. Во время Хозрова, отца Тердата, он вступил в родство с одним из могущественных Басилов, переселившихся в Армению. Басил или баслик, по мнению М. Хоренского, народ, живший в Сарматии на берегах реки Этила (Волги). Из летописи М. Хоренского видно, что аланы жили в то время на северо-западе Каспийского моря.

Народ, под позднейшим наименованием осетин, назывался аланами или асами. В царствование Тиверия, покорившего царей Колхиды и Иверии, о них не упоминают, но с тех пор, как римляне пришли в столкновение с парфянами, началась борьба, успешная то для одной, то для другой стороны, наступила эпоха вторжения на Кавказ варваров, и аланы прикочевали тогда к северной стороне Кавказского хребта. С ним вместе являются народы под наименованием хазар и массагетов. Готы, распространяясь от моря Балтийского к Азовскому, победив алан, начали господствовать на берегах Понти Эвксинского. После этого, гонимые гуннами, массагеты, хазары и остатки аланов или асов заняли кавказские земли по нижним частям Терека и в современном Дагестане, откуда происходили нападения их на Армению. Аланы или асы разделились на две части: одна из них бросилась в Западную Европу, а другая заняла центр Кавказа около вершин Эльбруса и теснин Дариальских. На исходе IV-гo столетия по Р. X. на северной стороне хребта являются гунны, распространившиеся от Дона до Волги.

В VII в. наступило для всей исторической Азии время страшных религиозно-политических переворотов от введения мусульманской религии оружием аравитян. При этом северные кавказские народы занимались хищничеством и в VIII в. хазары опустошили Армению и Азербайджан, за что потерпели от аравитян мщение изгнанием из Дагестана, а затем вскоре держава их окончательно разрушена дружинами русско-славянскими. Место хазар занял новый прикочевавший к северо-востоку народ — узы или газы.

В XI в. народ, называвшийся аланами или асами, после покорения его грузинами, именуется уже асами или осетинами. За сим после вторжения монголо-татар, пришедших на Кавказ после разорения ими Персии, под предводительством полководцев Чингиз-хана Джебе и Субутая, изменился вид кавказской страны и произошли перемены в составе ее народонаселения, напоминавшего многочисленными остатками татарских масс. Преобладание татар на Кавказе утверждено было еще более походом Тамерлана. После этого асы или осетины утратили всякую самостоятельность. Узы или газы совершенно исчезли. В XV в. наступила совершенно новая эпоха для кавказской страны: она стала яблоком раздора между двумя новообразовавшимися державами — Персией и Турцией, а жители Северного Кавказа, не имея постоянных властелинов, переходили из-под зависимости Персии под зависимость Турции и обратно. В таком положении находился Кавказ, когда Московское княжество, свергнув в России иго татарское и возвеличив имя русское в умах соседних народов, вызвано было обстоятельствами и желанием закавказских христиан принять участие в деле этой страны.

Из этих сведений видно, что аланы перекочевали с северной стороны Кавказа, но в истории Армении сообщается также, что аланское царство образовалось в древности. поэтому есть полное основание предполагать, что аланы произошли от первобытных жителей Северного Кавказа. Наименование же алан они получили, от сарматского слова «ала» (гора), т. е. горцы. Потом они распространились к долинам Дона и Волги. В подтверждение этого представляется следущее: реки Кубань, Дон и Волга имеют наименования чисто осетинские и в древнейшее время реки эти имели названия: Кубань — Донбит, Атпикан или Вардак, Дон — Танаис, Волга — Ра, называлась и Эдила. Река же Терек в древности называлась Алонта или Аланская. Ясно, что первобытное начало алан было здесь, а потом, когда они стали народом могущественным, распространились и туда. Там между ними встречается народ под названием васлаки. В переводе это выходит: Василий — по-гречески — царь, леги—по-осетински люди, значит царские люди… Из всего вышеизложенного видно, что осетины несомненно потомки алан, которые были народ древний и могущественный, история Армени свидетельствует, что Аланское царство образовалось также в глубокой древности, как и царство Армянское.

Представляется вероятным и то, что (по мнению Ефстафия) аланы имели жительство и среди гор уральских. Так как видно, что юрги или мадьяры — теперешние венгры, должны быть соплеменниками алан. Мадьяры, как известно, до переселения народов были обитателями Югорских, т. е. Уральских гор, составляя там одно сборище одноплеменных с гуннами монгольских, финских, турецких и других орд. Но жительство их в местностях, по которым расселились народы Ирана, составившие персидское господство, не видно. Каким же образом могло случиться, что аланы произошли от Ирана? В потомках алан, теперешних осетин, не заметно ни малейшего сходства с теми народами и если обитатели восточного Ирана, т. е. афганцы, по окладу лица, статности и характеру, резко отличаются от персиан и не считаются иранами, то аланы тем более не могут считаться ими. В Древней истории Персии относительно происхождения имени Иран читаем, что оно происходит от Эриене, видно, гористой страны, лежащей от границ Бухары, хребта Мустага и Белура до пограничных гор Индии, Паропомаза, а на севере до Алтая.

Кажется, что хазары, а также и другие воинственные толпы—васильцы или васлаки и роксаланы, были одноплеменниками алан, говорившими одним с ними наречием. Относительно же роксалан, что они соплеменны аланам, в начале обозрения приведено мнение Плиния. У осетин, например, дом называется хазора (хзедзар).

В старинных осетинских песнях и сказках говорилось, что предки их произошли от родоначальника народов, появившихся в Кавказских горах после потопа, которые размножались, пошли многочисленными обществами на север, богатея такими конями, подобных которым на свете не было. Жизнь они вели кочевую, но были из них и занимавшиеся оседлым хозяйством. Знали они при этом и плавание по большим рекам, о чем упоминается в одной из древних песен, а именно: как они, собираясь на войну, спускались по Волге, т. е. реке Верхней, повелевая всеми жившими там народами. Храбры они были до того, что никакое войско не могло устоять против них. Имели царей, которые пред началом сражения выходил на единоборство с царями противной стороны причем всегда оставались победителями и тем часто кончалась война. С народа побежденного царя они брали большие подати. Если же приходилось сражаться всем народам, то впереди всегда сражались близкие царские люди.

Кто именно были цари аланские— в предании не сохранилось ничего; не упоминается даже о Сатене, взятом в плен, хотя между прочим говорили мне другие старики, что есть какое-то романтическое сказание, но не пришлось мне его выслушать. Рассказывали также в горах Дигории про какого-то знаменитого героя Арослана, властвовавшего над всеми горцами; указывали и место погребения его без всяких признаков уже, на небольшой долинке в урочище Мацут, где сливаются р. Сонгути-дон с р. Урухом.
У горцев люди, достигающие глубокого возраста, стараются иметь больше сведений о жизни предков и передают их в наказах (ныхасах) молодому поколению.

Казалось бы, народ с таким боевым младенчеством должен бы быть нрава жестокого и типа сурового, между тем в потомках этого народа мы видим людей нрава скромного, добродушного, способного к умственному развитию и трудолюбивого, а по наружности красивого. Это доказывает, что племенное происхождение этого народа есть чисто кавказское, и что предки его в свое историческое время жили не в разнузданной воле, а под повелительной властью, охранявшей принципы общественного строя жизни. Что у осетин были цари, об этом уже говорилось выше, а именно, что дочь аланского царя, прекрасная Сатеник была царицей великой Армении, женою царя героя Арташеса; затем по генеологии грузинского царского дома значится: царь Георгий (1014) во втором браке был женат на дочери осетинского царя; царь Георгий III (1155) тоже; знаменитая Тамара (1184) была в супружестве с осетинским князем Сосланом; царь Давид V (1247) вторым браком был женат тоже на дочери осетинского царя.

Из всего вышеизложенного видно, что аланы на поприще исторической деятельности являются народом могущественным, а по сказанию Масуди, и могущественнейшим из всех наций, обитавших на Северном Кавказе, а потом распространившимися на север и занявшими громадное пространство, в доказательство чего видим, что река Ра и Танаис получили наименования осетинские. Даже названия рек Днепр и Дунай чисто осетинские. В битвах они не знали над собой победителей до разбития их героем Арташесом. Басильцы, которых, по всей вероятности, следует считать соплеменным им, объявляют себя потомками Иераклия, т. е. мифологического Геркулеса, причем греки признают их царским народом. В «Истории Армении» Глинки, в описании войны аланской с Тридатом, царь Басильский именуется царем приволжским. Поэтому есть основание предположить, что имя «ирон», удержанное осетинами до настоящего времени в самоназвании, происходит от слова «ирой», т. е. герой. В военном энциклопедическом лексиконе в объяснении слова «герой» сказано, что греки и римляне в отдаленной древности называли героями всех людей, отличных храбростью, силою и могуществом. Слово «герой», переиначенное на «ирой», мы встречаем и в наших старинных книгах, где, например, А. Македонского называли «ирой». Читаем так и в истории Армении.

Имя же «Иран» происходит от названия страны Эрино — Видна, от которого аланы всегда были далеки. А если они и жили в провинции, некогда входившей в территорию Персидского государства, то это еще не основание к догадке, что аланы иранского племени. В подтверждение этого возьмем хотя бы переговоры прекрасной Сатеник с царем Арташесом об освобождении из плена ее брата; в этих переговорах она называет свой народ племенем «героев». М. Хоренский об этом говорит так: «Аланы, соединившись с горцами, привлекли на свою сторону почти половину Иверии и огромными толпами распространились по земле Армении. Арташес также собирает многочисленные войска и тогда завязывается война в пределах земли армянской, между народами хра:брыми, луконосцами. Племя аланов уступает немножко, переходит через великую реку Куру и станом располагается на юге: река разделяет оба народа. Но так как сын аланского царя был взят в плен армянским войском и проведен к Арташесу, то царь аланов просил мира, обещая дать Арташесу, что он пожелает, и заключить с ним вечные клятвенные условия, дабы дети аланов впредь не делали нашествия на армянскую землю.

И когда Арташес не согласился отдать юношу, приходит сестра юноши на берег реки, на большую возвышенность и через переводчиков передает в стан Арташеса: «К тебе речь моя, храбрый муж Арташес, к тебе, победителю храброго царя аланов, согласись отдать юношу мне, прекрасноокой дочери аланов! Не следует героям отнимать жизнь у племени других героев из-за какой-нибудь мести или поработить их и держать, как рабов, а тем укоренить.вечную вражду между двумя храбрыми народами»… Арташес, услышав такие мудрые речи, сам отправился на берег реки и, увидев прекрасную деву и услышав от нее речи мудрости, полюбил ее. Позвав кормильца своего Сембата, он объявил ему задушевную свою мысль — иметь женою эту деву, заключить договор и условия с храбрым народом и отпустить юношу с миром. Сембат одобрил это и послал к царю аланов предложение отдать царственную деву Сатеник замуж за Арташеса. И говорит царь аланов: «А где возьмет храбрый Арташес тысячу тысяч и тьму тем, чтобы заплатить за благородную царственную деву аланов?».

Был ли уплачен такой калым — не сказано, но о церемонии, какая была выполнена Арташесом при взятии Сатеник, там же говорится: «Мужественный царь Арташес сел на красивого вороного коня, вынул аркан из красной кожи с золотым кольцом, пролетел быстрокрылым орлом через реку и, бросив аркан, охватил им стан царственной девы и быстро увлек ее в свой лагерь». Затем было поднесено царю аланов большое количество Лайки и много золота. В свадебной песне говорится, что золотой дождь шел на Арташеса и жемчужный дождь лился на Сатеник».

Был ли тесть царя Арташеса главный царственный повелитель всего аланского народа, или только частично, господствовавшей в то время на Северном Кавказе — не видно, но во всяком случае можно предположить, что он был царем только кавказских аланов, т. к. выше пояснено, что часть ’
В общей выдержке из исторических сведений об аланах вытекает следущее: «аланы — один из тех варварских народов, которые участвовали в разрушении Западно-Римской империи. Они были происхождения скифского и сарматского, жили на восточной стороне Днепра в Южной России и разделялись на многие племена. За 40 лет до Р. X. гунны оттеснили их до Меотийского (Азовского) моря, некоторые зашли на Кавказ, где под своим именем и были известны в средние века, а потом под именем осетин. Аланы были искусные и неутомимые наездники, любили войну, и смерть в битве считали великою честью. В царствование Васпасиана, кавказские аланы вторглись в Мидию и Армению, причем парфянский царь Вологез принужден был искать помощи у римлян.

При императоре Гордиане аланы вошли в Македонию в 406 г., перешли от Дуная к Рейну, присоединились там к галлам и другим народам и опустошили Галлию. В 409 г. многие из них под предводительством Батако перешли в Испанию, поселились в Лузитании. В 418 г. разбил их визаготский <вестготский> царь Валлия, и они покорились императору Гонорию. В 451 году являются они союзниками Аттилы. В 464 г. аланы были разбиты в Италии близ Бергамо Рициметом, затем императора Анфилия: начальник их Биер был убит и они почти совершенно истреблены». Выдержка эта извлечена из Военного энциклопедического лексикона.

Не буду в претензии, если по поводу моего мнения, что «иро» или «ирон» происходит от слова «ирой» или «герой», скажут, что догадка моя весьма смелая. Сочту даже счастьем, если это поведет не только к положительному разъяснению племенного происхождения осетин, но и для полезного труда осетинскому юношеству, развивающемуся в учебных заведениях, которому давно бы пора заняться историей своего народа, если не по историческим данным, то хотя бы по народным преданиям. Преданий у осетинских горцев много, как у народа, врожденно-способного удерживать в памяти все давно минувшее, придерживаясь при этом древнего культа, старинных песен, легенд, сказок и поговорок.
Древнейший культ осетин и позднейший их индифферентизм обстоятельно был описан доктором Головинским.