Памятка как я могу помочь природе. Как дети могут помочь защитить окружающую среду

Путешествия по миру Дино познакомят маленького исследователя с различными животными, растениями и природными явлениями. Все это — богатства нашего мира, и каждый может позаботиться о том, чтобы на Земле оставалось как можно больше тигров и бегемотов, цветов и деревьев, чистых морей и океанов. Как мама и папа могут научить ребенка заботиться об экологии?

Экология — это все вокруг

Для маленького исследователя мира Дино научные понятия могут показаться слишком сложными. Поэтому, рассказывая об экологии, выбирайте максимально простые и понятные примеры, которые ребенок легко осознает и сможет использовать в дальнейшем. Почему в лесу воздух бывает чище, чем в городе? Почему нужно беречь воду? Что случится, если на Земле исчезнут все насекомые? Как помочь птицам зимой?

Если биология — это наука обо всех живых существах, которые только найдутся на Земле, то экология — это наука о том, как на Земле существуют вместе животные, растения, моря, леса и… люди! Ведь именно от людей, которые стали со временем такими сильными и умными, зависит, много ли на Земле останется природных богатств.

Наша Земля — очень большая! На ней находятся целых шесть континентов — огромных участков земли, на которых расположились разные страны, а также четыре океана — больших скоплений воды. И в воде, и на суше живет немало удивительных существ, многие из которых пришли на Землю гораздо раньше людей. Но некоторых животных, рыб и птиц, к сожалению, уже нигде не встретишь. Это случилось, потому что людей на планете становилось все больше. Сначала, чтобы прокормиться, они охотились на животных, ловили рыбу, рубили деревья, из которых строили свои дома.

Прошло еще немало времени, и люди научились строить заводы и фабрики, которые производили ткань для одежды, посуду, обрабатывали древесину, а затем стали выпускать автомобили, компьютеры и телефоны. К сожалению, процесс производства этих полезных вещей нередко сопровождался выбросами вредных веществ, из-за чего загрязнялись воздух, земля и реки.

Природа давала человеку очень многое: питание, одежду, тепло, воду. Но человек не относился к природе бережно: вырубал леса, которые помогают всем нам дышать (ведь листья деревьев вырабатывают кислород), добывал полезные ископаемые в неограниченных количествах, истреблял животных ради красивых шкур, рыб и птиц ради собственного пропитания. Все это привело к тому, что некоторые виды уже совсем исчезли.

Поэтому появилась экология — наука о том, как помочь природе выжить в соседстве с людьми, как сохранить на Земле как можно больше видов животных, растений и птиц и как сохранить воду в океанах, морях и реках совершенно чистой.

Ты тоже можешь помочь!

Обсудите с ребенком самые простые способы помочь экологии:

  • Закрывать кран: очень часто мы оставляем воду свободно литься, пока чистим зубы или намыливаем ручки . В это время важная часть природных ресурсов — вода — тратится впустую! Просто закрывай кран, если вода не нужна тебе прямо сейчас.
  • Делать кормушки для птиц: многие птички зимой очень хотят есть — ведь это время года, когда еды очень мало, и они могут погибнуть. Повесив кормушки на окно или на деревья и наполняя их вкусными зернышками, ты поможешь птицам пережить зиму в городе.
  • Выбрасывать мусор только в урну: пластиковая упаковка от сока или мороженого сделана таким образом, чтобы существовать целыми десятилетиями! Если такой мусор попадет в урну, то его быстро увезут на свалку или отправят на переработку. А если останется лежать на земле, обертка будет закрывать маленькие семечки, из которых вырастет дерево, путь к солнышку, и не давать дождику полить этот участок земли.
  • Рисовать с двух сторон листа: рисовать — это так прекрасно! Но бумага, на которой ты рисуешь, сделана из дерева, поэтому бумага — это настоящая драгоценность. Ты можешь сделать так, чтобы меньше деревьев уходило на создание бумаги: просто рисуй с двух сторон листа!
  • Выключать свет: если в лампочке загорается свет, это значит, что где-то далеко-далеко какая-нибудь большая электростанция работает еще больше, чтобы осветить твою комнату. Конечно, без света совсем жить нельзя, но можно и нужно выключать свет, выходя из комнаты. Тогда электростанции будут меньше загрязнять воздух вокруг!
  • Посадить дерево: чем больше деревьев вновь появится на земле, тем чище будет наш воздух! Ты можешь помочь и увеличить число деревьев, посадив свое собственное.

Помогать экологии — легко!

Предложите ребенку самостоятельно придумать способы помочь окружающей среде или выбрать из тех, которые озвучили вы. Непременно подчеркните, что это совсем несложно и очень приятно — заботиться о земле, на которой ты живешь. И, самое главное, подавайте свой собственный пример: закрывайте кран, экономьте свет и сажайте деревья, и очень скоро такой подход к жизни станет привычкой и у вас, и у вашего ребенка.

24/11/2014 г.

Человек является неотъемлемой частью природы. Благодаря природе у нас есть все то, чем мы владеем, но не всегда мы об этом помним. К сожалению, сегодня окружающая среда не настолько благоприятна, как это было много лет назад. Продукты жизнедеятельности человека, выбросы от работы предприятий, разрушение озонового слоя – все это медленно, но уверенно уничтожает окружающую природную среду. Многие виды животных уже исчезли, еще больше остается на грани полного вымирания. Самое время задуматься о будущем всего человечества и нашей планеты.

Несомненно, лучшим способом сохранить то, что мы имеем – это начать с себя. С детства нас всех учили тому, что нельзя сорить на улице и жечь опавшие листья. Просто не все это помнят и придерживаются этих несложных правил. Как же может обычный человек помочь природе? Способов существует много, и они не требуют особых навыков и затрат. Вот несколько правил:

  • выбрасывайте мусор в строго отведенных местах;
  • не жгите опавшие листья, резину, полиэтилен, поскольку они содержат вредные для организма человека и окружающей среды вещества. При сгорании они поднимаются в воздух, загрязняя его и в результате оседая в легких человека, вызывая множество серьезных заболеваний;
  • всегда убирайте за собой, если вы были на пикнике или на прогулке. Не оставляйте одноразовую посуду и другой мусор. Его можно сложить в пакет и выбросить в ближайшую урну;
  • отдавайте предпочтение продуктам в экологичной упаковке – стеклу или бумажным пакетам. Они легче перерабатываются.
  • можно использовать тару неоднократно, найдя ей новое применение. Например, пластиковые стаканчики с успехом используются для рассады, а коробки из-под бытовой техники можно использовать для хранения ненужного хлама в гараже или подвале.

Что делать с ненужными вещами?

Если у вас накопилось много вещей, которые вам не нужны, не стоит их выбрасывать, ведь они могут кому-то пригодиться. Одежда, старые игрушки, мебель – на них всегда будет спрос. Поступая таким образом, вы сделаете еще одно доброе дело – поможете нуждающимся в этих вещах людям.

Не забывайте, что вода и электричество имеют свою немалую цену. Поэтому, расходуя эти ресурсы экономно, вы делаете еще один вклад в общее дело сохранения природы. Именно благодаря таким мелочам, будущее поколение может полностью рассчитывать на то, что многие из существующих видов животных и растений будут существовать бок о бок ними, а не только на картинках и на фото. Источник

Экология жизни: Каждый из нас был бы рад помочь сохранить экологию, да все недосуг – собирать макулатуру некогда, переходить на солнечные батареи дорого. Однако существуют очень простые привычки, которые никак не повлияют на привычный образ жизни и расходы, зато помогут и вам, и вашему дому стать «эко-френдли».

Каждый из нас был бы рад помочь сохранить экологию, да все недосуг – собирать макулатуру некогда, переходить на солнечные батареи дорого. Однако существуют очень простые привычки, которые никак не повлияют на привычный образ жизни и расходы, зато помогут и вам, и вашему дому стать «эко-френдли». Об этом специально для Наталия Бессонова.

Выключайте свет

А если забываете, то установите в доме и на лестничной клетке умную систему с датчиками движения, она будет сама следить за тем, чтобы свет в пустой комнате не горел, не наматывал киловатты и не заставлял электростанции работать зря.

И постарайтесь использовать все возможности естественного освещения – психологи считают его самым естественным и умиротворяющим. Если у вас не очень солнечная квартира, повесьте на окна полупрозрачные шторы, не перегораживайте комнаты шкафами и этажерками. Панорамные окна в зале или окно в ванне – тоже прекрасные варианты, которые еще и выглядят роскошно.

Читайте онлайн

Да, нам тоже нравится шелест страниц, запах свежей типографской краски или старого переплета. Но эти маленькие радости – слишком большая цена за гектары лесов и работу фабрик по выпуску бумаги. Прочитанная газета или журнал почти моментально отправляются в мусорку. Лучше загрузите на смартфон приложения любимых СМИ и онлайн библиотек – среди них много бесплатных, а месячная стоимость тех, за которые нужно платить, редко превышает цену одной бумажной книги в мягком переплете.

Все равно кажется, что электронная книга – типичное «не то»? Для таких, как вы, придумали буккроссинг, то есть обмен книгами. Шкафы для буккроссинга стоят во многих городских парках, в подмосковном жилом комплексе «Город Набережных» такой шкаф в виде лондонской телефонной будки стоит прямо на тротуаре, причем за его наполнение отвечают не только жильцы дома, но и крупные издательства, которые подкладывают в него свои новинки. Взял, прочитал, вернул на место. Любому по силу организовать такой же шкаф в собственном дворе, чтобы соседи через него обменивались книгами.

Утилизируйте

Большая часть содержимого мусорного ведра либо опасна для окружающей среды, либо поддается переработке, либо и то и другое сразу. Такая безобидная вещь, как батарейка, при распаде может отравить до 400 литров воды – это примерно две наполненных до краев ванны. Старые треснувшие градусники и люминесцентные лампы еще опаснее.

На сегодняшний день в некоторых жилых комплексах установлены специальные эко-контейнеры для сбора опасного мусора и его последующей утилизации. Поинтересуйтесь, может и в вашем доме есть пункт приема опасного мусора. Также такие пункты нередко можно найти в торговых и развлекательных центрах.

Дайте вещам второй шанс

То, что уже не нужно вам, наверняка требуется кому-то еще. Вышедшая из моды, но еще пригодная для носки одежда нужна бездомным и неимущим, одеяла и простыни примут приюты для животных, которым требуется много подстилок для котиков и собачек, наскучившие чадам игрушки порадуют малышей из детских домов.

Творите

Кое-какой мусор даже необязательно отправлять в ведро, его можно использовать для реализации творческих амбиций. Например, французский художник Фриц Жаке делает скульптурные портреты из размоченных в воде картонных оснований от туалетной бумаги, а стеклянные банки из-под маринадов – отличный материал для изготовления ваз и подсвечников.

Откажитесь от всего одноразового

Пластиковые пакеты из супермаркета, ручки, в которых нельзя поменять стержень, посуда для пикников и прочие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно, являются серьезной угрозой для экологии. И не только потому, что пластик практически не разлагается и заставляет свалки расти, как на дрожжах.

Фабрики, которые заняты производством этих товаров, потребляют огромное количество воды и электричества и загрязняют воздух. Почти любой одноразовой вещи можно найти замену – текстильная сумка для покупок вместо пакета, красивая посуда из прочного пластика для вылазок на природу, вода в стеклянных бутылках и обычные кухонные полотенца вместо бумажных.

Стирайте разумно

Для того, чтобы отстирать футболки, джинсы и платья, которые вы носили максимум пару дней, хватит стирки в холодной воде, а несколько более грязные вещи – например, после дачи и похода – прекрасно отстирываются даже при 30С. Если вы живете в городе, стирка в горячей воде вам вообще практически не нужна.

И старайтесь сушить вещи по старинке, на веревке, а не в машине при режиме «сушка». Это особенно актуально зимой, когда батареи работают на полную мощность. Белье высохнет быстро, а испарившаяся влага немного увлажнит пересушенный воздух. При этом вы не потратите на это ни копейки.

Делитесь автомобилем

В Европе каршеринг – явление совершенно обычное. Везете ребенка в школу – отвезите заодно и его одноклассника из соседнего подъезда. Направляетесь в торговый центр – узнайте у соседей, не нужно ли им купить чего-нибудь. Чем меньше машин на дорогах, тем меньше расход топлива и содержание вредных газов в воздухе. Заодно и наладите добрососедские отношения с теми, кто живет с вами в одном доме.

Можно и вовсе обойтись без автомобиля с помощью быстрого и дешевого общественного транспорта, например, метро или троллейбусов, для которых предусмотрены выделенные полосы движения. А катание на велосипеде поможет не только очистить столичный воздух, но и поддержать фигуру в тонусе, благо пунктов проката велосипедов множество. Причем некоторые работают даже в зимнее время года.

Утрамбовывайте мусор

Емкость мусоровозов не безгранична, а мусора мы производим очень много. И он займет меньше места, если вы будете безжалостно сминать каждую пластиковую бутылку или коробку.

Выбирайте правильную упаковку

Лучшая упаковка – ее отсутствие. Помните, в детстве мы ходили за молоком со своим бидоном? Сейчас такое вряд ли возможно, но свести к минимуму расход пластика все же можно. Например, так ли уж необходимо класть в пакетик один апельсин или кабачок? Наклейку с ценой можно прилепить прямо на фрукт. Если товар уже упакован, выбирайте тот, что завернут в бумагу (хорошо бы – из переработанного сырья), картона или текстиля.

Носите с собой перекус

Например, яблоко, или коробочку с домашней едой и термос с водой, который можно наполнить заново. Если вам захочется есть, вы, во-первых, сохраните здоровье и фигуру, поскольку сладости и чипсы далеки от принципов здорового питания, как Аляска от Аргентины. Во-вторых, вы не станете покупать шоколадный батончик или напиток в пластиковой упаковке. опубликовано

"КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРИРОДЕ?!"

список практических советов

МАГАЗИН И ОТХОДЫ

  • Не выбрасывайте прочитанные журналы и книги - отдайте их тому, кто захочет или в библиотеку. А также делите свою подписку на журналы с кем-то еще.
  • Игрушки, одежда и другие вещи, которые стали не нужны вашей семье, могут пригодиться другой. Отыщите таких людей.
  • Пищевые отходы должны вернуться в землю, благодаря которой выросли растения и животные, из которых сделаны пищевые продукты.
  • Покупайте напитки в стеклянной, а не в алюминиевой или пластиковой бутылке, стеклянную тару можно сдать в магазин.
  • Используйте ненужную пластиковую и другую тару для разведения цветов, хранения посуды и др. вещей.
  • По возможности не покупайте упакованных товаров.
  • Прихватите сумку или корзинку, когда идете в магазин, тогда не придется покупать пластиковый пакет, а потом выбрасывать его. И избегайте покупки пластиковых пакетов, когда покупаете только один предмет.
  • Избегайте покупки одноразовых товаров, таких, как зажигалки, лезвия и т.п. Покупайте предметы многоразового использования - перезаряжающиеся батарейки, многоразовые бритвы и др.
  • Покупай продукты, которые НЕ содержат озоно-разрущающих веществ, а также стереофом.

ВОДА

  • Отремонтируйте протекающие краны и трубы, в среднем они могут стать причиной потери более 18200 литров воды в месяц.
  • Во время приготовления еды, можно сохранять около 45-60 литров воды, промывая и моя овощи и фрукты в большой кастрюле с водой, вместо того чтобы мыть их под открытым краном.
  • Можно сэкономить около 60 литров воды во время мытья посуды, если мыть посуду в раковине наполненной водой, а не под открытым краном.
  • Принимайте короткий душ вместо ванны. Это помогает сохранить более 25 литров воды, что приблизительно в 3 раза меньше, чем прием ванны.
  • Закрывайте воду когда чистите зубы, бреетесь или мылитесь. Наполняя раковину водой при бритье, вы используете около 4.55 литра, вместо 45 литров, которые вы потратите при открытом напоре воды. Закрывая кран во время чистки зубов, вы экономите 18 литров воды.
  • Во время покупки новой стиральной машины, покупайте модели, с экономным режимом использования воды. Новые модели эффективнее старых в использовании воды на 40%.
  • Поливайте газоны и сады утром и вечером, когда испарение гораздо меньше, чем днем.
  • Собирайте дождевую воду для полива цветов и деревьев в вашем саду или на вашем газоне.
  • Не проходите мимо открытых кранов.

ЛЕСА

  • Уменьшайте потребление и повторно используйте всю бумажную продукцию. Все, начиная от газет до картонных коробок, может быть использовано повторно.
  • Покупайте переработанную продукцию (со значком recycled). Если это возможно, используйте дома и в офисе только переработанную бумагу.
  • Экономьте бумагу. Сделайте для себя привычкой использовать бумагу с обеих сторон.
  • Сажайте в своем дворе деревья. Только убедитесь, что дерево которое вы сажаете естественно для вашей области.
  • Замещайте вырубленные деревья. Если вы используете деревья для получения дров, обязательно замещайте их новыми саженцами.
  • Напишите прямо сейчас. Напишите письмо в правительство чиновникам, выражая свое отношение к лесам страны. Напишите письма в местные газеты, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Спросите их, используют ли они переработанную бумагу и перерабатывают ли непроданные газеты.
  • Используйте экономные печи. Если вы пользуетесь дровами для приготовления пищи и/или отопления своего дома, убедитесь что печки, которые вы используете экономные и не сжигают дров больше, чем это требуется.
  • Распространяйте "слово". Поделитесь всеми своими идеями и заботой о лесе со своими соседями и друзьями. Привлекайте своих друзей, семью, соседей и коллег к действиям по защите лесных ресурсов. Ваш вклад тогда станет еще более ощутимым. (Этот пункт касается любых экологических проблем).
  • Помогите нам распространить эти советы для других - сделайте в своей школе/вузе стенгазету, которая будет посвящена лесам и примерам их сохранения.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ

  • Ни в коем случае НЕ бросайте в лесу горящих спичек и окурков.
  • НЕ разводите костров и не сжигайте мусор в пожароопасный период.
  • НЕ используйте на охоте пыжи из тлеющих материалов.
  • Соблюдайте предосторожность и разжигайте костер только на очищенной до слоя грунта площадке.
  • Покидая место привала, загасите костер водой или забросайте землей до полного прекращения горения и тления в очаге.
  • НЕ оставляйте в лесу промасленный и пропитанный бензином обтирочный материал.
  • НЕ оставляйте стеклотару и разбитое стекло. Преломляя солнечные лучи, оно может стать источником пожара.
  • Начинающийся пожар потушите водой, ветками лиственных деревьев или забросайте землей.

РАЗНОЕ

  • Создавайте молодежные экологические группы в школах или микрорайонах.
  • Проводите встречи по экологическим вопросам в школах. На такие встречи можно пригласить специалиста, ученого, представителя эко-организации и т.д.
  • Старайтесь объяснить людям, живущим по соседству всю масштабность экологических проблем - мы предоставим вам такую информацию!.
  • Не сжигайте мусор и листья - это приводит к выбросу в атмосферу ядовитых газов и сажи.
  • Проводите акции по очистке озер, речушек, каналов и других водоемов в вашем районе. Акции по уборке мусора можно проводить также в парках или скверах, на вашей улице или в вашем микрорайоне.
  • Присоединяйтесь к работе экологических организаций, например таких, как наша.
  • Сажайте деревья, кустарники и цветы. Разведите свой собственный сад!
  • Проводите кампании против жестокого обращения с животными или охоты.
  • Пишите письма вашим местным властям, компаниям или фирмам, которые, по вашему мнению, наносят вред окружающей среде. Вы даже можете собрать подписи у ваших соседей и друзей, которые также обеспокоены этим.
  • Пользуйтесь велосипедом вместо машины и общественным транспортом вместо личного автомобиля.
  • Заставляйте покупать ваших родителей и/или покупайте сами электрические приборы, требующие меньшого количества энергии.
  • Не забывайте рассказывать своим друзьям и близким о том, что они тоже могут сделать массу полезных вещей, чтобы помочь ПРИРОДЕ!

Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с окружающим миром, его значимостью для людей, пониманием необходимости защиты окружающей среды от пагубного влияния жизнедеятельности человека.

Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект в ДОУ

« Как помочь природе в городе»

Краткая аннотация проекта.

Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с окружающим миром, его значимостью для людей, пониманием необходимости защиты окружающей среды от пагубного влияния жизнедеятельности человека.

Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

Проект исследовательско-творческий, среднесрочный (сентябрь-февраль).

Участники проекта:

Дети ДОУ, воспитанники старшей и подготовительной групп, родители, школьники, педагоги.

Музыкальные руководители: Андреенкова Е.В , Саполнова Е.В.

Уитель-логопед: Рузанова Л.А.

Инструктор по плаванию : Фролова О.А.

Руководители проекта: Полежаева Т.А., Галанова С.Л.

Актуальность.

Мы – люди, простые обыватели, практически никогда всерьез не задумываемся о возможных последствиях загрязнения окружающей среды, считаем, что этим должен заниматься кто-то..., но только не мы..., и спохватываемся только тогда, когда проблема касается лично нас, но наивно думать, что в данный момент нам нечего опасаться, разумеется, повлиять на экологию в глобальном масштабе, мы пока не можем, но ведь все начинается с малого! И первый наш шаг – экологический проект «Как помочь природе в городе », «Батарейки, сдавайтесь!»

Одна батарейка способна загрязнить до 400 литров воды или 20 квадратных метров земли! В состав обычной батарейки входят множество вредных веществ, например: цинк, ртуть, кадмий, никель и другие тяжелые металлы. Выброшенная на свалку батарейка со временем покрывается коррозией, а содержащиеся в ней вредные вещества беспрепятственно попадают в почву и грунтовые воды.

По данным на 2012 год, было утилизировано всего 0.3% использованных элементов питания, в то время как остальные 99.7% были просто выброшены. Если учесть зону поражения только от одной батарейки, можно представить, какие последствия нас ждут в недалеком будущем - грязная питьевая вода, зараженные продукты питания, заболевания кожи и внутренних органов. Давайте вместе постараемся сделать этот Мир чуточку лучше!

Попробуем вместе сделать жизнь наших детей чуточку лучше и здоровее?

Цель: Познакомить детей с понятиями: «окружающая среда», «экология», рассмотреть основные проблемы экологии в городе и наметить задачи защиты окружающей среды, привлечь к этой проблеме внимание детей, родителей, педагогов, общественности.

Задачи:

Расширить кругозор детей об окружающем мире, об экологии, о влиянии их на жизнь и здоровье человека

Прививать детям бережное отношение к окружающей среде, природным ресурсам, животному и растительному миру города.

Формировать чувство сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды.

Формировать представление о способах ресурсосбережения, о проблеме мусора, а так же навыков экологически грамотного поведения, как для окружающей среды, так и для самого ребенка.

Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).

Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Формировать у детей осознанное, бережное отношение к окружающему миру

Привлечь родителей, педагогов, общественность в работу проекта.

Гипотеза: Если дети узнают больше о загрязнении окружающей среды, о вреде, который наносится природе отходами жизнедеятельности человека, о влиянии, в дальнейшем, на здоровье всего человечества, возможно, у них появится желание, хотя бы на бытовом уровне себя, своей семьи, детского сада, школы, т.д., продолжить бережно относиться к окружающему миру, природе и внимательно относиться к вопросам ее загрязнения.

В основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе которого дети учились проводить самостоятельные исследования, собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её, вследствие которого, у детей расширяется кругозор, развиваются творческие способности, умение высказывать свои определения, развивается мышление и речь.

Методы исследования:

Наблюдение;

Поисковая работа (из различных источников информации);

Экспериментирование.

Перед началом проекта для определения степени знаний у детей об окружающей среде, экологии и влиянии их на здоровье человека мы воспользовались методом «Трёх вопросов».

Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта.

Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировали ответы в таблице.

Далее поинтересовались, что бы они хотели узнать? Ответы также зафиксировали. Предложили детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач, провести опыты, сходить на экскурсию.

Третий вопрос «Что узнали?» задавался по окончании проекта, что помогло нам сделать правильные выводы и понять, чему научились дети.

Что мы знаем об экологии? Что мы хотим узнать? Что мы узнали?

Что мы знаем об экологии?

Окружающая среда-это все, что нас окружает

Мы влияем на окружающую среду, и она оказывает на нас огромное влияние

Мы - часть природы

Чем хуже наше отношение к природе, тем сложнее экологическая ситуация, тем хуже наше здоровье

Чистая природ а - чистый воздух, вода, здоровое питание, здоровые люди.

Природу надо беречь, охранять, не мусорить

Что мы хотим узнать?

Как мусор влияет на здоровье человека, на воздух, воду, продукты питания?

Какой бывает мусор?

Чем вредят батарейки?

Как можно помочь природе?

Что мы можем сделать для защиты природы?

Кто занимается охраной природы?

Куда выбрасывать батарейки?

Что мы узнали?

Мусор вредит не только земле, воде, животным, но и людям, даже, если мы этого не замечаем или находимся далеко от него;

В наших болезнях виноваты мы сами;

Мусор бывает разный;

Не весь мусор можно выбрасывать в мусорный контейнер;

Значимость разделения мусора в сохранении природы;

Батарейки со временем разлагаются;

Батарейки не безопасны, внутри них находятся много опасных для человека веществ.

Проект проводился в несколько этапов.

I Подготовительный этап (2 недели).

Задачи:

Создание развивающей среды;

Подбор методической и художественной литературы по теме, подборка документальных фильмов и мультимедийных презентаций;

Разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.

На подготовительном этапе донесли до сведения родителей важность и значимость данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе. Дети с родителями совместно изготовили «разделительный мини-утилизатор мусор» и принесли из дома для проведения акции в ДОУ «Батарейки, сдавайтесь!», совместно с родителями и детьми нашей группы присоединились к школьной акции (в нашем комплексе) «Бумажный бум» по сбору макулатуры. Изготовили агитационный плакат «Сбережем Планету вместе», а так же была оформлена выставка стенгазет «Как помочь природе в городе» Подобрали методическую и художественную литературу по теме, изготовили наглядный иллюстративный материал (картинки, вырезки из журналов с изображением природы, просящей о помощи). Составили план мероприятий по реализации проекта. Разработали цикл экологических занятий.

II. Практический этап (октябрь-январь)

Задачи:

Расширить знания детей об окружающем мире, экологии, окружающей среде;

Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;

Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

Совместно с детьми проводили: наблюдения за животными, птицами и насекомыми города, за экологической ситуацией в городе, процессом утилизации мусора в городе; опыты и эксперименты с водой («Чистый ли снег?», «Фильтр своими руками», «Как очистить воду?») воздухом («Круговорот воды в природе»), с комнатными растениями («Пьют ли растения?», батарейками (изготовление батареек собственными руками, опыты проводились дома с родителями самостоятельно); рисовали плакаты и стенгазеты; изобретали и изготавливали макеты природосберегающих приспособлений.

Был проведён цикл занятий (с логопедом, музыкальными руководителями, инструктором по бассейну, физкультработником), посвящённых экологии, проблемам выживаемости людей, животного и растительного мира в городе.

В продуктивной деятельности дети рисовали на тему «Как помочь природе в городе», придумывали и конструировали сооружения для защиты растительного животного мира, окружающей территории.

Вместе с детьми были проведены акции по сбору макулатуры и утилизации батареек.

Играли в сюжетно-ролевые игры «Гринпис», «Юные экологи города», дидактические игры «Что не так?», «Можно-нельзя», «Лабиринты».

В речевом направлении была проведена работа совместно с учителем-логопедом по составлению рассказов о своей семье, о летнем отдыхе, об отдыхе на природе, о животных в городе. Вместе с детьми читали рассказы, сказки, стихи, смотрели мультфильмы, мультимедийные презентации и короткометражные документальные фильмы.

Проводились беседы, досуги и развлечения по формированию у детей правильного видения и бережного отношения к окружающему миру.

Детям было дано домашнее задание: исследовать дома, во дворе, на даче, посещая с родителями магазины, посмотреть, как осуществляется утилизация бытовых отходов, каким способом и где решаются проблемы с разделением отходов в зависимости от их переработки; подумать и предложить свои варианты решения этой проблемы.

В группе дети обменялись своими впечатлениями. Среди родителей было проведено анкетирование на экологическую грамотность. Таким образом, мы выяснили, что проблема по разделению и утилизации мусора существует и далеко не каждый взрослый осознает ее масштабы, а то и вовсе об этом не задумывается, что не везде даже есть раздельные контейнеры для разного мусора и никто из родителей не знает, куда нужно сдавать, батарейки, старые бытовые приборы и т.п.

Также родителям предложили поучаствовать в акции «Собери батарейки - спаси природу, « на которой были представлены совместные рисунки, плакаты, стенгазеты детей и родителей.

III. Заключительный этап (1 неделя)

Задачи:

Обобщить знания детей по данной теме;

Воспитывать у детей и их родителей потребность бережного отношения к окружающей среде, природным ресурсам, животному и растительному миру города.

Формировать чувство сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды.

Формировать представление о способах ресурсосбережения, о проблеме мусора, а так же навыков экологически грамотного поведения.

Воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни и положительных эмоциях.

Презентация проекта проходила в виде акции «Батарейки, сдавайтесь!» участие в которой принимали все дети разных возрастных групп, на первом этаже ДОУ был оформлен стенд с плакатами и стенгазетами, изготовленными детьми на тему « Защитим Планету вместе», а так же был организовано место для раздельной утилизации мусора, в особенности сбор батареек; показан короткометражный документальный фильм « Путешествие батарейки».

В результате работы над проектом дети расширили свои знания об экологии и экологической ситуации, узнали, что экология – очень важный аспект в жизни человека, и то каким будет наш мир в будущем, зависит от нашего к нему отношения.

В результате проектной деятельности у детей вырабатываются навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

Новизна проекта заключалась в необычности тематики, актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации проекта.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития.

Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы.

По «Методу трех вопросов» в ходе проектной деятельности дети узнали о том, что бытовые отходы отрицательно влияют на экологическую ситуацию в целом. Но возникла идея, провести экспериментальную работу по выявлению процесса, как батарейки, находясь в почве, влияют на развитие растений. В силу того, что проект был рассчитан на осенне-зимний период, провести данный эксперимент не представлялось возможным. В целях подтверждения теории о вреде батарейки в почве мы решили продолжить изучение данной темы в рамках экспериментальной деятельности «Огород на подоконнике» в весеннее-летний период.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Смирнова Е.В. Зеленый офис. От цвета к делу. М.: Зеленая книга, 2014.
  • Голдовская Л.Ф. Химия окружающей среды. М.: Бином. Лаборатория знаний, Мир, 2008.
  • Использованная батарейка - опасный химический объект // ВеПопа, 25/09-2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: \ллллл/.ЬеПопа.ги/ шеЫод/1316961216.14 (дата обращения 10.10.2013).
  • Петросян В.С. Современные проблемы экотоксикологии // Материалы конференции «Некоторые новые направления химической экологии» / Науч. труды МНЭПУ. Сер. Экология. Вып. 8. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. С. 60-75.
  • Сперанская О.А., Цыгулева О.М. Обзор проблемы загрязнения кадмием, свинцом и ртутью окружающей среды в России и Украине // Шестой межправительственный форум по химической безопасности. М.: Программа по химической безопасности Центра «Эко-Со-гласие», 2008.
  • "Тле У\1ог\6 от ВаКепез [Электронный ресурс]. Режим доступа: \ллллл/. дгз Ьаиепеп.сот/Л1еас)т1п/и5ег_ир1оас1/0оууп1оас1/\А /15зеп5УУег1е5/ 1пГота1епа1_2010/ОРЗ_У\/ОВ_епд.рс11 : (дата обращения 10.10.2013).
  • Arial
  • Современные источники питания / В.Р. Варламов [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. М.: ДМК Пресс, 2001. 224 с
  • Вредные вещества в промышленности. Т. 3. М.: «Химия», 1977.
  • Горбунова В.В. Минимизация воздействия отработанных химических источников тока на окружающую среду: дис. ... канд. тех. наук. М., 2011.
  • Вайсман Я.И., Глушанкова И.С. Условия образования и очистка фильтрационных вод полигонов захоронения твердых бытовых отходов. Пермь: ПГТУ, 2003. 168 с.
  • Кабанова Т.С., Зайцев В.А., Ягодин ГА. Экологические проблемы термической переработки твердых бытовых отходов // Экология и промышленность России. 2010. Февраль. С. 47-49.
  • СгШса! геу|е\л/ от т.Не МегаШге гедагсПпд сйзроза! от Г10изегю1с1 оаКепез: т!па1 герогт., 2007 / Са1Ресоуегу, 1пс. Сопсогс!. СаПТоп-на, 2007. 184 р.
  • 13. Строение и классификация батареек [Электронный ресурс]. иР1_: пйр://
    ш\л/ш.кис1адгас1и5П1к.ги/тс1ех.р^
  • Ьа{агеек.п*т1 (дата обращения 29.10.2015).
  • Устройство и работа батарейки [Электронный ресурс].Ы1р :/Лллллл/. 1ехпю.ги/Ьоокз/е1ес1го1ех/еЮ21 .п!т