Первое в мире метро. Где появилось первое в мире метро

Многие люди, ежедневно пользуясь метро, не задумываются о том, как оно появилось. Такой вид транспорта настолько привычен для жителей мегаполисов, что трудно представить современную городскую жизнь без метро.

Впервые о строительстве метро заговорили в Лондоне в середине XIX века. Это было вызвано необходимостью модернизировать транспортное сообщение внутри города.

К 1855 году население Лондона достигло 2 млн человек, соответственно возник вопрос о том, как добраться из одного конца столицы в другой.

Решение было найдено в построении необычной железной дороги, проходящей под землей. За дело взялась компания Metropolitan Railway.

Первое в мире метро было торжественно открыто 10 января 1863 года в Лондоне принцем Уэльским, который стал первым человеком, воспользовавшимся услугами этого транспорта.

Однако этому событию предшествовало грандиозное строительство, навсегда изменившее облик английской столицы. Возведение метрополитена включало в себя масштабную реконструкцию тех участков города, где должна была пролегать новая подземная железная дорога. Были снесены многие здания, мешающие построению тоннелей.

Нужно заметить, что в те времена тоннель представлял собой прокопанный ров с рельсами и кирпичной крышей, засыпанной сверху землей.

  • Глубина подобной траншеи не превышала 10 метров.

Поездки первых пассажиров на этом диковинном транспорте вряд ли можно было назвать комфортными: система вентиляции оставляла желать лучшего, а вагоны ездили на угле. До полной электрификации метро оставалось еще сорок с лишним лет. Но, вопреки всем недостаткам, жители Лондона по достоинству оценили удобство подземного транспорта.

  • Только в первый день работы, метро приняло более 30 тыс. пассажиров, несмотря на то, что транспортная ветка состояла всего из семи станций.

Общая протяженность подземной железной дороги составляла 3600 метров. Этот транспорт моментально приобрел большую популярность. По сегодняшний день метро является излюбленным транспортом множества людей.

На данный момент метрополитен Лондона считается четвертым по величине в мире: общая протяженность железнодорожных линий составляет 402 км. Лондонская подземка состоит из 270 станций, формирующих 11 направлений. Метро Лондона перевозит огромное количество людей – около 3 млн пассажиров в день.

Интересно, что сами лондонцы в разговоре между собой именуют этот вид транспорта «трубой» (The Tube). Такое название произошло от внешнего вида подземной железной дороги – тоннели имеют форму трубы.

Схема этого метрополитена узнаваема не только жителями самого Лондона, но и многими туристами из других стран. Эмблема лондонского метро является атрибутом столицы.

И пусть метрополитен Лондона и уступает в размерах аналогичному транспорту, расположенному в Сеуле, Пекине и Шанхае, но это не умаляет его гордого звания первой в мире железной дороги, пролегающей под землей.

Игровой движок 4A Engine Режим игры однопользовательский Язык интерфейса русский Носитель DVD , цифровая дистрибуция Управление : клавиатура и мышь и геймпад
Xbox 360 : геймпад Nintendo Switch : Nintendo Switch Pro controller
Официальный сайт

Metro 2033 - видеоигра в жанрах FPS и Survival horror . Сюжет игры основывается на одноимённом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033 ». Разработкой игры занималась украинская компания 4A Games , большинство сотрудников которой ранее работали в GSC Game World , которая является разработчиком «S.T.A.L.K.E.R. » по мотивам произведения братьев Стругацких «Пикник на обочине ».

«Metro 2033» разошлась в количестве свыше 1,5 млн копий. Такой результат считается провальным. Это связано с тем, что американский издатель «THQ » подошёл к рекламированию проекта недостаточно ответственно. По словам старшего вице-президента по глобальному маркетингу Рича Уильямса, «Metro 2033 хорошо встретили игроки и оценили критики, но нам стоит признать, что тогда THQ очень мало рекламировала проект, о чём мы очень сожалеем. Поверьте, Metro: Last Light мы будем рекламировать достойным образом» .

Разработка и выход

Системные требования
Минимальные Рекомендуемые
Microsoft Windows
Операционная система Windows XP Windows 7, Windows 8
Центральный процессор Двухъядерный процессор (любой Core 2 Duo или мощнее) Любой Quad Core или двухъядерный процессор с частотой 3.0+ ГГц
Объём RAM 1 Гб ОЗУ 2 Гб ОЗУ
Объём свободного места на жёстком диске 12 Гб
Видеокарта DirectX 9, Shader Model 3-совместимая видеокарта (GeForce 8800, GeForce GT220 и выше) DirectX 10 -совместимая видеокарта (GeForce GTX 260 и выше)
Звуковая плата DirectX 9.0c -совместимая звуковая карта

«4A Games» была основана бывшими сотрудниками GSC Game World , ушедшими за год до выхода S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl , в частности Алексеем Шишковцовым и Александром Максимчуком - программистами, принимавшими участие в разработке движка X-Ray, который применялся в серии игр S.T.A.L.K.E.R. . Игра использует мультиплатформенный движок 4A Engine , портированный на Xbox 360 и Microsoft Windows . Существуют споры, основан ли этот движок на предрелизной версии X-Ray (как это утверждает Сергей Григорович, основатель GSC Game World , а также пользователи, видевшие снимки экрана в комплекте средств разработки SDK 4A Engine, отмечая визуальное сходство, общие ресурсы и технические изменения предрелизного демо 4A Engine, сделанные после скандала с GSC Game World), или он является собственной разработкой (по утверждению 4A Games и Олеся Шиховцова в частности , который утверждает, что бессмысленно переделывать движок X-Ray для поддержки игровых консолей). 4A Engine использует поддержку PhysX , улучшенный искусственный интеллект игры, а также консольный SDK для Xbox 360 . Версия для IBM PC-совместимых компьютеров включает в себя поддержку DirectX 11 и описывается как «любовное послание PC-игрокам» благодаря решению разработчиков «сделать PC-версию очень даже феноменальной» .

2 ноября 2009 года российский издатель и локализатор компания «Акелла » объявила о подписании договора с THQ об издании «Метро 2033» на территории России и стран СНГ .

На выставке компьютерных игр ИгроМир 2009, которая проходила с 5 по 8 ноября включительно, демонстрировалась игра «Metro 2033». Демоверсия была представлена десятью уровнями. На ИгроМире и после него журналисты Absolute Games взяли подробные интервью у креативного директора 4A Games Андрея Прохорова и Дмитрия Глуховского .

В анонсе игры использовался подзаголовок «The Last Refuge», но при официальном выходе игры THQ от него отказалась .

17 февраля 2010 года THQ официально сообщила о том, что ПК-версия игры будет поддерживать стереоскопический режим изображения, который будет достигаться при помощи технологии nVidia 3D Vision . Второй особенностью ПК-версии будет поддержка движком API DirectX 11 . Depth of Field и тесселяция персонажей будут доступны только на DirectX 11.

Движок не поддерживает вертикальную синхронизацию.

Сотрудник компании THQ Хью Бейнон (Huw Beynon ) сообщил, что потратив много времени на доработку движка 4A Engine, компании удалось добиться его качественной работы на PlayStation 3, однако версия проекта для консоли от Sony была отменена по стратегическим соображениям .

Геймплей

Сюжет игры разворачивается в постапокалиптической Москве , преимущественно в московском метро , всё начинается (после запуска идёт часть одной из последних миссий) со станции, где вырос главный персонаж Артём (он родился за четыре года до войны), но иногда игроку приходится выбираться на поверхность для выполнения определённых миссий и в поисках чего-либо ценного.

Локации в игре отражают мрачную атмосферу туннелей метро, хотя и сделаны более зловещими, чем в реальности. Часто происходят странные эффекты и шумы, и иногда игроку приходится полагаться лишь на эти вспышки, чтобы найти путь в кромешной тьме. На поверхности игроку грозит ещё большая опасность, поскольку там присутствует радиационное излучение , также приходится все время носить противогаз из-за отравленного воздуха . Вода часто также оказывается радиоактивной, и даже небольшое её касание может отнять жизнь.

Часто локации запутаны, при этом в игре нет какого-либо варианта карты, оставляя игроку выяснять направление лишь при помощи компаса. В игре отсутствует шкала здоровья, и следить за здоровьем персонажа приходится лишь вслушиваясь в его сердцебиение и наблюдая брызги крови на экране, являющиеся показателями состояния персонажа и степени его ранения. В игре нет экранного индикатора, показывающего степень изношенности фильтров в противогазе персонажа. Вместо этого игроку предлагается следить по наручным часам, циферблат которых разделён на три зоны, соответствующих степени изношенности фильтров, что вынуждает игрока регулярно обращаться к ним, чтобы не пропустить момента когда потребуется замена фильтров. Противогаз также отражает своё состояние в виде трещин на стекле, предупреждая игрока о потребности в новом противогазе.

Интерфейс игры содержит традиционные элементы дисплейных индикаторов , таких как, например, индикатор амуниции и список оставшихся фильтров для противогаза и инъекций адреналина (медаптечек). Выпущено дополнение «Ranger Pack», которое полностью отключает все индикаторы, оставляя возможность посмотреть индикаторы глянув на часы.

Ещё одним ключевым фактором является управление амуницией. Для АК присутствуют два вида боеприпасов 5,45×39 мм : довоенные патроны, являющиеся эквивалентом денег - «золотые» патроны и современный кустарный аналог. Патроны для остального оружия подобных аналогов не имеют.

Сюжет

Пролог

Артём, главный герой игры, вместе с человеком по имени Мельник поднимаются из Метро-2 через концертный зал имени Королёва . Они оказываются наверху, на руинах Москвы. Неподалёку располагается Останкинская телебашня , куда они и держат свой путь. На поверхности герои встречают трёх людей из отряда Мельника, после чего на группу нападают мутанты…

Завязка

События игры переносятся за восемь дней до битвы у Останкинской телебашни, начавшись с пробуждения Артёма на станции метро ВДНХ . Станция стала его родным домом после того, как его сюда привёл отчим Александр Сухой. Он познакомил Артёма с человеком по имени Хантер, который впоследствии помогал отбивать атаки мутантов. По словам Сухого, атаки являются не столь опасными по сравнению с угрозой появления «чёрных» - таинственных гуманоидных существ, проникающих через выход станции Ботанический Сад . «Чёрные» могут негативно воздействовать на психику людей на расстоянии и использовать свою психическую энергию, преобразовывая её в физическую энергию большой мощности. Хантер пытается выяснить больше об этих существах и найти способы уничтожить их. Перед уходом со станции Хантер даёт Артёму жетон сталкера, поручая отправиться в Полис, - наиболее могущественную группу станций в метрополитене, - и попросить помощи у Мельника в случае, если сам Хантер не вернётся на следующий день.

Бурбон и Хан

Когда становится ясно, что возвращения Хантера ему уже не дождаться, парень начинает свой путь в Полис. Со станции ВДНХ он завербовывается на караван до станции Рижская . В обходном тоннеле караван столкнулся с аномалией и последовавшей за ней атакой упырей. С трудом добравшись до станции, Артём сталкивается с мелким бандитом Бурбоном, который предлагает ему стать напарником в походе до станции Сухаревская . Пробравшись через опасные тоннели, населённые бандитами и мутантами, напарники попадают на станцию Проспект мира , откуда Артём впервые за много лет попадает на поверхность. После того, как герой игры и его напарник попадают через вентиляционную шахту на Сухаревскую, Бурбона ловят бандиты. Добравшись к хозяину станции, Артём смог спасти напарника, однако главарь бандитов убивает Бурбона. Тут появляется Хан - загадочный человек, тайно помогавший Артёму на Сухаревской. Отправившись вместе с Ханом, Артём исследует опасное место - заброшенные туннели, которые живые существа предпочитают обходить стороной. Потом оба прибывают на Тургеневскую - проклятую станцию, которая регулярно подвергается атакам мутантов. Артём спасает жителей станции, после чего Хан отправляет Артёма на станцию Кузнецкий Мост .

Война

Кузнецкий Мост - независимая станция, однако на ней множество агентов коммунистической Красной Линии. Попав на неё, Артём сразу же вызывает подозрение и едва был арестован, но его спасает друг Хана, Андрей Мастер. Выбраться из станции можно было только отправившись на линию фронта. Артём, при помощи Андрея, тайно пробирается в багажное отделение дрезины. Отправившись на передовую, он оказывается в самом центре боя между коммунистами и неонацистами. Во время боя он попадает в плен к нацистам, которые готовятся казнить Артёма, но в последний момент его спасают два сталкера - Ульман и Павел. Артём показывает им жетон Хантера, и Ульман приказывает Павлу отвести Артёма на так называемую Чёрную станцию, где они должны будут позднее встретиться. Павел и Артём крадут бронированную дрезину и пытаются проехать через блок-посты, выдавая себя за нацистов. Их обман раскрывают и начинают преследовать в туннелях на дрезинах и танке. По пути Павла убивают напавшие мутанты, а Артём добирается до станции Павелецкая , где принимает участие в обороне станции от нашествия мутантов. Но нагрянувшая аномалия уничтожает защитников станции. Выживший после аномалии Артём отправляется на уже покинутую людьми станцию Павелецкую, где сталкивается с выжившим ребёнком по имени Саша, с которым он добирается до эвакуированных жителей. Приведя Сашу к матери, Артём выбирается на поверхность. По дороге к Чёрной станции он сталкивается с фашистским аванпостом - стало ясно, что станция уже оккупирована врагами. На Чёрной станции Артём встречается с Ульманом, с которым он отправляется в Полис.

Полис и Д6

В Полисе Артём показывает жетон Хантера Мельнику, рассказывает совету станции про угрозу и просит помощи. Однако Совет в помощи отказывает ввиду недостатка ресурсов и людей, которые требуются для войны с фашистами, да к тому же считает Артёма суеверным парнем с окраины. Надежда появляется, когда Мельник обещает свою помощь в борьбе с чёрными и спасении ВДНХ, тем самым спасая и остальные станции. Мельник планирует найти Д6 (Метро-2) , чтобы добраться до ракетных установок и уничтожить логово чёрных. Точный вход в Д6 был потерян в результате ядерного удара, поэтому сталкерам приходится выбираться на поверхность и идти в Российскую государственную библиотеку , чьи военные архивы хранят документацию о расположении Д6. Из-за ранения Данилы, одного из сталкеров, Артёму пришлось отыскать архив самому, пробираясь через опасные места библиотеки, населённые агрессивными мутантами - «библиотекарями». Найдя документацию и выйдя из библиотеки, Артём встречается с Мельником и Ульманом, с которыми он уезжает в базу Ордена, расположенную в церкви на поверхности. Там он вновь встречает Хана, который предостерегает Артёма от опрометчивых решений и насилия. Собрав отряд из шести человек, среди которых хороший техник Владимир, Артём и Мельник отправляются в тоннели, на поиски Д6. Открыв запечатанные гермодвери, ведущие в тайный комплекс, отряд сталкивается с ордами упырей, однако с потерями отбивается. В Д6 выжившие сталкеры находят ракетный командный центр, но в нём не оказывается электропитания. Артёму и Мельнику приходится вручную перезапустить реактор центра. Добравшись до реактора, Артём и Мельник сталкиваются с некой биомассой, которая, вероятно, является результатом мутации биологического оружия. Биомасса не даёт Артёму и Мельнику запустить реактор с пульта, и Артём запускает реактор вручную, удалив краном замедляющие стержни в рабочей зоне реактора. Это лишает биомассу энергии, но не убивает её окончательно. Добравшись до поезда, Артём берёт навигационную установку с лазерным целеуказателем и вместе с Мельником с помощью монорельса отправляются к Останкинской телебашне.

Далее игра продолжает пролог. Единственные выжившие после нападения мутантов, Мельник и Артём, оставив Владимира за компьютером управления и Ульмана для его охраны в комплексе, собираются разместить лазерный целеуказатель для ракет из Д6. Для этого нужно забраться на самую высокую точку Останкинской телебашни. В течение похода Мельника ранит демон. Артёму предстоит в одиночку завершить путешествие.

Концовки

В игре возможны две концовки.

Каноничная

Концовка, отражающая события книги Метро 2033 . В конце игры Артём отражает ментальную атаку чёрных и наблюдает как ракеты уничтожают их логово. В Metro: Last Light именно эта концовка является каноничной и имеет продолжение.

Альтернативная

После отражения ментальной атаки Артём видит перед собой раненого чёрного, тот просит сохранить им жизнь. Дальше всё зависит от игрока: если выстрелить в установку с лазерным целеуказателем, то чёрные выживут и больше не будут нападать на людей, если подождать, то ракеты будут запущены и аналогично канону черные будут уничтожены.

В финале каждой концовки Артём смотрит на рассвет, обсуждая свой поступок.

Связь с произведением Глуховского

Сюжет «Metro 2033» основан на романе «Метро 2033 » Дмитрия Глуховского . Действия игры проходят в той же вымышленной вселенной , в том же самом сеттинге , а протагонистом в игре является Артём, главный герой романа. Сюжет игры схож с сюжетом одноимённого романа: игроку необходимо добраться со станции ВДНХ к Полису и предупредить всех о надвигающейся угрозе. Однако в игре есть возможность получить альтернативную концовку, отличающуюся от сюжета источника.

Ричард Уильямс (Richard Williams ), вице-президент управления глобальными брендами THQ, заявил о связи разработчиков с Дмитрием Глуховским: «„Метро 2033“ погрузит игроков в ужасающие видения будущего. 4A Games тесно работала с Дмитрием Глуховским, чтобы привнести в неё уникальный игровой мир, захватывающую, кинематографичную историю и невероятную атмосферу, которые могли бы соперничать с любыми конкурентами в своем жанре» .

Сам Дмитрий Глуховский так прокомментировал игру :

Я ждал этой игры больше, чем все остальные - с того самого момента, как семь лет назад закончил работу над самой первой версией „Метро 2033“. Я долго привередничал, отклонил несколько предложений. Мое кредо: найди талантливых людей и предоставь им свободу действий. В случае с 4A все обстояло именно так. И то, что у ребят из 4А получилось в итоге - просто великолепно. В неё будет интересно играть всем - и тем, кто никогда не читал саму книгу или книги из серии „Вселенная Метро 2033“, и тем, кто живёт в этой вселенной уже несколько лет.

Саундтрек

Критика

Зарубежная

Рецензии
Сводный рейтинг
Агрегатор Оценка
GameRankings PC: 80.65%
Xbox 360: 78.28%
Metacritic PC: 81/100
Xbox 360: 77/100
Иноязычные издания
Издание Оценка
1UP.com C+
Eurogamer 8/10
Game Informer 9/10
GamePro 3.5/5
GameSpot 8/10
GamesRadar
GameTrailers 7.8/10
IGN 6.9/10
OXM 8/10
VideoGamer 7/10
Русскоязычные издания
Издание Оценка
Absolute Games 80%
PlayGround.ru 8.9/10

Игра получила довольно положительные отзывы, набрав 81/100 баллов и 77/100 на портале Metacritic для ПК и Xbox 360 версий соответственно.

Варианты изданий

  • DVD-BOX
    • Включает диск с игрой и печатное руководство пользователя.

Примечания

  1. Бойтесь грядущего. Оно уже близко (неопр.) . официальный сайт Акелла (12 февраля 2010). Дата обращения 11 марта 2010. Архивировано 14 марта 2012 года.
  2. http://metro-game.com/page.php?id=10
  3. Announcement Trailer (англ.) . Voodoo Extreme 3D Архивировано 14 марта 2012 года.
  4. Alexander Sliwinski. Metro 2033 sales reach 1.5 million (англ.) . Engadget (5 June 2012). Дата обращения 10 декабря 2016.
  5. S.T.A.L.K.E.R. Team. Полный состав команды разработчиков (неопр.) . Дата обращения 8 мая 2011. Архивировано 28 февраля 2012 года.
  6. Сергей Григорович - О сталкерах и казаках
  7. Tech Interview: Metro 2033 (англ.)
  8. Metro 2033 Re-Unveiled (англ.)
  9. Metro 2033 is a «Love Letter» to PC Gamers (англ.)
  10. Jube. Metro 2033 Re-Unveiled (англ.) . Voodoo Extreme 3D (22 October 2009). Дата обращения 22 октября 2009. Архивировано 14 марта 2012 года.
  11. Metro 2033 для РС и Xbox 360 в 2010 (англ.) . GameTech (22 October 2009). Дата обращения 22 октября 2009. Архивировано 14 марта 2012 года.

В прошлом и позапрошлом годах я разместил в этом журнале несколько заметок о городском пассажирском транспорте эпохи стимпанка - омнибусах, конках, паровых омнибусах и паровых трамваях. Но цикл будет неполным без упоминания о паровом метро. Единственным городом, который обзавелся этим во всех смыслах угарным сооружением, был Лондон, что и неудивительно, поскольку его жителей, с детства привыкших к смогу, нисколько не пугали дымные тоннели и закопченные станции.

Однако больше на такое никто не решился, а все последующие подземные метрополитены сразу строились в расчете на электротягу. В Лондоне же, паровозы продолжали водить пассажирские составы по старым линиям вплоть до начала ХХ века. Заметку об этом британском феномене уместно дать именно сегодня, поскольку торжественное открытие первой шестикилометровой линии лондонской поздемки состоялось 10 января 1863 года.


Интересно, что, изначально по ней планировали пустить оригинальные "бездымные" паровозы, специально спроектированные для этой цели инжнером Фаулером. Эти локомотивы должны были поднимать давление пара в котле еще в депо, до выхода на линию, потом - заглушать топку, а дальнейшее парообразование обеспечивалось специальным термоаккуулятором, основу которого составляли окружавшие котел раскаленные кирпичи. Кроме того, паровоз Фаулера оснащался пароконденсаторами и емкостями для воды, то есть, работал по замкнутому циклу.

Однако расчеты изобретателя не оправдались. Проведенные в 1862 году испытания показали, что кирпичный термоаккумулятор оказался неэффективным, при погашенной топке давление пара быстро снижалось и локомотив мог проехать лишь незначительное расстояние. Поэтому на фирмах "Вулкан", "Суиндон" и "Китсон" для метро заказали 22 обычных паровоза, аналогичных тем, что ходили по наземным железным дорогам. Эти машины не только сильно дымили, но и парили, так как отработанный пар просто выбрасывался из цилиндров.

Каждому из метропаровозов, по тогдашней традиции, дали собственное наименование, причем паровозы "Суиндона" носили "растительные" имена: "Роуз", "Вайолет", "Шеймрок", "Азалия" и т.д. Машины "Вулкана" получили названия насекомых, например, "Уосп", "Хорнет" и "Москито", а изделиям "Китсона" присвоили монаршие титулы: "Кайзер", "Хан", "Бей", "Шах" и "Царь" (Czar). Так что, один из первых в мире метропоездов водил локомотив, названный в честь российского самодержца. Думаю, об этом сейчас даже в Лондоне мало кто знает.

К сожалению, ни одного такого паровоза не сохранилось, в 1870-е годы все они были списаны и отправлены на слом, а самый старый локомотив, хранящийся в Лондонском музее общественного транспорта, выпущен в 1877 году и относится к более позднему типу конденсаторных танк-паровозов с уменьшенным выбросом пара и экономным расходом воды.

Специальных вагонов для метро тоже не делали, подвижной состав предоставила железнодорожная компания GWR. Вагоны делились на три класса, при этом самый "нищебродский" третий класс передставлял собой обычные открытые грузовые платформы со скамейками. У них не было даже дверей, а чтобы попасть в вагон и выйти из него пассажирам приходилось перешагивать через борта.

Зато вагоны первого класса состояли из комфортабельных шестиместных купе с роскошной отделкой и мягкими кожаными диванами. В общем, всё как положено в жестоком мире чистогана. Каждое купе имело отдельный выход на платформу. Освещались они газовыми фонарями с питанием от баллонов со сжатым светильым газом и разводкой тонкими медными трубками. Вагоны второго класса тоже были закрытыми и купированными, но со скромной отделкой, уменьшенным количеством светильников и более тесной посадкой пассажиров.

Далее - подборка фотографий и рисунков, относящихся к строительству и раннему этапу эксплуатации первой в мире линии метро. А на заставке - разрез станции "Бейкер Стрит" в том виде, как она выглядела в 1863 году. Впрочем, судя по фотографиям, она и сейчас выглядит примерно так же.


Начало строительства первой ветки лондонского метрополитена в 1860 году. Вся эта линия - неглубокого заложения - строилась относительно простым и дешевым открытым способом, поэтому возвели ее довольно быстро, менее чем за три года.

Какой же стимпанк без парового крана?

Возведение кирпичных перекрытий тоннелей на стальных каркасах.


"Бездымный паровоз" Фаулера на испытаниях.

Строительство развилки устанции "Пэддингтон".

Пробный поезд на станции "Кингс-Кросс" еще до завершения ее отделки.

Вагоны третьего класса позволяли совершать поездки под землей в наиболее романтичных условиях. А при нехватке мест в нормальных вагонах третьим классом приходилось ездить не только пролетариям.

Удобства - минимальны, но народ - в восторге от очередной великой победы технического прогресса.

Торжественный банкет на станции "Фаррингтон" по поводу открытия метрополитена.

Короткий метропоезд, состоящий только из вагонов 1-го и 2-го классов, проезжает развилку. Дым из трубы художник почему-то не стал рисовать.

Поезд с паровозом "Уосп" на станции "Бейкер Стрит".

Еще один вид этой же станции, которую английские художники середины XIX века почему-то рисовали чаще, чем все остальные, вместе взятые. Возможно, она считалась самой красивой.

Чертеж метропаровоза завода "Китсон" образца 1862 года. Именно так выглядел "Царь".

Метропаровоз 1877 года из Лондонского музея транспорта.

Еще более поздняя модель метропаровоза из того же музея. Как видите, она - на ходу и иногда совершает развлекательные поездки с с пассажирами. Но, разумеется, не в тоннелях.

Хорошо отреставрированный вагон лондонской подземки 1-го класса самого раннего образца. Такие вагоны эксплуатировались до 1910-х годов, правда, в конце XIX века газовое освещение в них заменили на электрическое. Обратите внимание на ступеньки. Перроны на первых станциях метрополитеня были почти вровень с землей