План по рассказу почему в осеева. Отзыв о рассказе В.Осеевой «Почему

Данный урок разработан с учетом требований ФГОС. В уроке прослеживается межпредметная связь (литературное чтение- изобразительное исскуство - русский язык).

В моем классе многие дети имеют речевые нарушения - это дети логопаты. Работа с такими детьми очень сложная необходимо подходить к каждому ребенку индивидуально, учитывать все его способности.

При работе с такими детьми необходим индивидуальный подход на фоне коллективной работы. Эти детям необходимо помогать правильно выстраивать ответы на вопросы, подбирать речевой материал, способствующий автоматизации звуков.

Для успешной работы с такими детьми я работаю в сотрудничестве с логопедом. На своих уроках я использую чистоговорки, скороговорки, небольшие стишки, что способствует автоматизации звуков поставленных учителем логопедом на индивидуальных занятиях.

Очень важно, что бы урок был красочный - музыка, (музыкальные физминутки), презентации, иллюстрации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №315 Санкт-Петербурга.

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»

2 класс.

Тема: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»»

Подготовила: учитель

Начальных классов

Боченкова В.В.

г. Санкт - Петербург.

2013г.

Тема: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»

Цель: - Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.

Задачи:

- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Оборудование: портрет В.А. Осеевой, карточки с выдержками из текста, цветные карандаши, раскраски, презентация.

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

  1. Организационный этап.- 2 мин.

Речевая разминка.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. – 3 мин.

3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.- 5 мин.

Составление плана пересказа;

Пересказ текста по плану;

4) Первичное закрепление

* составление портрета главного героя;

* восстановление деформированного текста.

5) Творческое применение и добывание знаний.

6) Рефлексия.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Универсальные учебные действия.

1. Личностные:

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Уважать мнение одноклассников.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Позновательные:

- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

4.Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.

Ход урока.

На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом. Данный урок будет полностью посвящен анализу рассказа.

  1. Организационный этап.

Речевая разминка.

Произнесите чистоговорки.

А) Собирала Маргарита Маргаритки на траве,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Б) Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух.

В) Сорока с вороной спорила:

Тараторила, тараторила, ворону переспорила.

  1. Сообщение темы и цели урока Мотивация к деятельности .

У меня на доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.

Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?

Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»

3.. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

1) составление плана пересказа.

Восстановите последовательность событий в рассказе.

(задание на карточках)

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собакой.
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё почему.
  6. Это…Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10. Он будет жить в будке!
  11. Бум один на крыльце.

(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)

(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)

2) пересказ по плану.

4. Первичное закрепление.

С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения, о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?”

Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок.

Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить?

(Дети высказывают свое мнение, учитель записывает их высказывания на доске)

Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим,изменится ли ваше отношение к мальчику

У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).

Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.

Это, это Бум!

Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?

(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)

Тихонько сполз заменила на Встал

Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?

Какой можно сделать вывод?

(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)

Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.

Эти оценочные слова относятся к какой части речи?

(Они помогают оценить состояние мальчика.)

Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”

Ну и что подумаешь какие-то точки!

Почему они важны?

Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.

5.Физкультминутка.

В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам следующее задание:

6. Творческое применение и добывание знаний.

На доске слово «Природа» и картина Левитана «Дождь. Буря».

Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.

Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?

Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).

Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?

Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.

Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?

А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.

Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)

Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?

(Дети рисуют)

Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)

Почему иллюстрации получились разными?

Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.

Учитель показывает картину Левитана «Золотая осень».

Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите.

Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика?

Синквейн:

1. … . .(Дети отгадывают – совесть.)

2. Чистая, беспокойная.

3. Мучает, побуждает, возвышает.

4. Стыд не дым, а глаза ест.

5. Честь.

Что такое совесть?

Совесть - способность человеческого духа к различению добра и зла , сознание добра и зла.

Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

7. Рефлексия.

Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?

Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.

Скажите, чему учит нас этот рассказ?

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: «Чему я научился на этом уроке?»

Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос ПОЧЕМУ?

Молодцы! (учитель выставляет оценки за работу на уроке)

Домашнее задание: выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил.

1. Тихонько сполз заменила на Встал. 2. Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался. 3. Не поставила многоточие в предложении: « Это… это …Бум!» Что изменилось? МОЛОДЦЫ!

И.Левитан « Дождь.Буря » Природа

И. Левитан «Золотая осень»

Синквеин. 2 . Чистая, беспокойная. 3.Мучает, побуждает, возвышает. 4. Стыд не дым, глаза не ест. 5.Честь. 1.Совесть. Молодцы!



Светлана Поворотова
Конспект НОД по развитию речи. Тема: Рассказ В. Осеевой «Почему?»

Конспект НОД по развитию речи .

Тема : Рассказ В . Осеевой «Почему

Цель. Формировать у детей представление о честности.

Задачи. Учить правильно оценивать поступки героев и прогнозировать их последствия. Учить воспроизводить сюжет по опорным картинкам. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать в детях правдивость, чуткость, стремление доверить свои переживания близким людям. Совершенствовать умения детей согласовывать слова в предложениях в падежах и числах.

Методы и приемы.

1. Постановка цели.

2. Рассказ – сообщение воспитателем о писателе.

3. Чтение рассказа воспитателем

4. Вопросы по содержанию.

5. Проблемные вопросы.

6. Динамическая пауза.

7. Пересказывание рассказа по серии опорных картинок.

8. Самостоятельно-творческое задание : придумывание концовки рассказа .

9. Подведение итогов.

Материалы. Портрет писательницы, опорные картинки, иллюстрации по содержанию.

Ход НОД.

Воспитатель обращает внимание детей на портрет писательницы. Рассказывает о Валентине Александровне Осеевой . Она родилась в 1902 году в Киеве. Отец у нее-инженер – строитель, мать работала в газете. Осеева училась в театральном институте. Потом работала педагогом-воспитателем. В. А. Осеева писала рассказы , их печатали в журнале «Мурзилка» . Она написала такие рассказы , как «Заячья шапка» , «Отцовская куртка» , «Андрейка» , «Кочерыжка» и многие другие.

Воспитатель предлагает послушать детям рассказ В . А. Осеевой «Почему Читает рассказ .

Вопросы по содержанию.

1. Как называется рассказ ?

2. Почему так рассказ называется ?

3. О чем этот рассказ ?

4. Кто главные герои?

5. Что мальчик сделал?

Проблемные вопросы.

1. Как вы думаете, почему мальчик не сказал правду сразу, а разбудил маму ночью? (Выслушав рассуждения детей , можно еще раз зачитать отрывок второй части рассказа о переживаниях мальчика.)

2. Как себя чувствовал Бум на улице под дождем?

3. Какие чувства вы испытывали к собаке, когда её выгнали из дома во двор?

Ветер веет над полями.

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывёт над нами,

Словно белая гора.

(Потягивания-руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья-

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот.

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Мы взбираемся на холм,

(Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём.

Затем воспитатель убирает последние картинки и задает детям вопрос : «Что было бы, если мальчик не признался маме?» Дети предлагают различные варианты окончания рассказа . Далее педагог вместе с детьми рассуждает о двух возможных вариантах событий :

1. Собака осталась бы на улице…

2. Мама сжалилась и пустила бы её в дом.

Подводится итог : важно быть честным и не бояться признаваться в своих поступках близким людям (маме, папе, бабущке и пр.) . Они тебя любят, поймут, простят и помогут.

Как я работаю над расказом
В.А. Осеевой "Почему?"

Один и тот же текст разные ученики читают и понимают по-разному. Каждый видит в нем свое. Для учителя важно довести до сознания ребенка те вещи, которые в силу возраста не видны ему сразу.

Для анализа я выбрала рассказ В.А. Осеевой "Почему?" Большинство моих учеников (в силу своего возраста, маленького жизненного опыта и небогатого опыта работы с произведением) восприняли идею этого рассказа как назидание. Рассуждая о том, зачем В.Осеева написала этот рассказ, они говорили: "Рассказ написан для того, чтобы другие дети не обманывали родителей", "тайное всегда становится явным". Но ведь при таком понимании идейно-художественного смысла рассказ становится всего лишь иллюстрацией к тому, что уже давно известно: читатель и до знакомства с произведением знает, что лгать нехорошо. В ходе анализа этого произведения я предприняла попытку показать своим ученикам, что автор создал это произведение вовсе не для того, чтобы "дети не обманывали родителей", чтобы "они сразу признавались". Гораздо важнее для Осеевой раскрыть внутренний мир героя, его мысли и переживания, показать, как изменяется герой, когда в его душе "просыпается" голос совести. Для этого я использовала такие приемы анализа текста, как сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора, сопоставление картины природы и душевного состояния главного героя. Глубинный смысл произведения Осеева выражает многообразными выразительными средствами: интонацией, прерывистостью и плавностью речи персонажей, особым подбором слов. Мои ученики попытались, к примеру, показать, что в предложении "Это... Бум!" пропуск многоточия приведет к изменению интонации, а значит, к изменению смысла читаемого и восприятия поступка героя.
В ходе предварительной подготовки мною были поставлены следующие цели урока:

1. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять все произведение.

2. Показать, что в центре данного произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

3. Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст.

Этому произведению я посвятила два урока. На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом.
После прочтения первой части ученики высказывали свое мнение о главном герое, а также предположили, каким может оказаться продолжение рассказа. Суждения учащихся фиксировались на аудиокассету. Второй урок был полностью посвящен анализу рассказа.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой "Почему?" Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению, попробуем в известном тексте открыть для себя что-то новое. Сейчас я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое.

Выслушиваются высказывания детей, которые сводятся в основном к тому, что ученики осуждают поступок главного персонажа, называют его "обманщиком и предателем", жалеют собаку и маму.

– Какой-то непривлекательный получился у нас герой. Давайте теперь обратимся к тексту и попытаемся понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику. У каждого на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое-что изменила. Прочитайте этот отрывок.

Отрывок взят из первой части рассказа. Начинается со слов: "Стол выскользнул из моих рук". Заканчивается словами: "Он немножечко подпрыгнул... и лапами..."

– А теперь сравним этот отрывок с текстом рассказа. Что я изменила или пропустила?

Изменения фиксируются на доске заранее подготовленными карточками с выдержками из произведения.

Дети. Вы вместо "тихонько сполз" написали "встал".

У. Но ведь и так все понятно. Попробуйте изобразить, как главный герой встал (показывает один ученик ) и как он тихонько сполз (показывает другой ученик ). Есть разница?

Д. Есть. Встал – значит, он ничего не боится и делает это уверенно. А когда мальчик тихонько сползает, значит, он понимает, что натворил, и делает это неуверенно, боязливо.

У. Как точно вы подметили, к чему может привести замена всего лишь нескольких авторских слов! Давайте искать дальше.

Д. Вы пропустили слова: "сердце замерло, язык заплетался, колени у меня дрожали, уши мои горели".

У. Но мы и без этих слов понимаем, что мальчик обманул маму.

Д. Если пропустить эти слова, то получается, что герою просто и легко обмануть маму, свалить вину на собаку. Делает он это без стыда, не стесняясь. А вот с этими словами мы понимаем, что мальчик обманывать не умеет.

У. А ведь можно даже предположить (Осеева не пишет об этом), что обманывает мальчик в первый раз, что раньше ему не приходилось этого делать. Ребята, если бы Осеева хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, стала бы она писать эти слова?

Д. Наверное, нет.
– А еще вы не поставили многоточие в предложении " Это... это... Бум". Без многоточия получается, что мальчику нетрудно обвинить своего друга. А с многоточием получается, что мальчик волнуется, с первого раза ему даже не удается произнести кличку собаки.

У. Молодцы, ребята! А можно ли теперь догадаться, как относится писательница к своему герою?

Д. Мне кажется, что ей жалко мальчика. Да, он обманывает, но делает это неумело.

У. Но почему же все-таки мальчик не признался сразу.

Мнения детей разделились. Одни считали, что мама мальчика накажет за разбитую чашку. Другие утверждали, что герой очень сильно испугался, поэтому и не признался.

Д. Я думаю, что мальчик не признался не потому, что мама его накажет. Вот здесь написано: " ...мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное..." Он просто испугался, поэтому и не признался сразу.
– А я думаю, что он не признался, потому что чашка была папиной.

У. Перечитайте, как пишет об этом Осеева.

Д. "...ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь..." и "...но мама так берегла все папино..."

У. Получается, что и в первой части рассказа В.Осеева пишет: "...так берегли", и во второй части снова повторяет: "...так берегла". Выходит, автор повторяет одно и то же. Зачем? Может, попробуем обойтись и без слова "так"? Читаем, что получится без слова "так".

Дети выполняют задание.

– Все понятно? Ничего не изменилось?

Д. Да, все понятно.
– Нет, без слова "так" мы не поймем, что чашка была очень, очень дорога маме и сыну. Ведь фотография и чашка – это все, что осталось от папы.

У. Вот вы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово! Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?

Д. Взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.

У. А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?

Д. Я думаю, можно понять, что она знает, кто разбил чашку, по ее виду.

Описание внешности мамы фиксируется на доске.

– У нее лицо потемнело, а потом она о чем-то задумалась.
– Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум (собака), ее лицо, шея и уши стали розовыми.

У. Как вы думаете, о чем могла думать мама?

Д. Может быть, она думала: "Почему мой сын не может признаться?", "Неужели он станет обманщиком?"

У. А пыталась ли она помочь сыну сказать правду?

Д. Она повторяла два раза: "Ты очень испугался?" А потом: " Если ты нечаянно..."

У. Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение?

Д. Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.

У. Легко ли было маме принять такое решение?

Д. Я думаю, что нелегко. Ведь и она любит Бума!

У. Во второй части рассказа Осеева приводит описание природы перед дождем. Давайте перечитаем его.

На доске появляются слова: небо потемнело, за окном черно, страшное, тоскливое и пугающее собралось за окном.

Ученики притихли, задумались. Никто не решается ответить.

– Хорошо. Я вам немного помогу. Представьте, что вам предстоит нарисовать картину природы, которую описала Осеева. Какие краски вы выберете?

Д. Я выберу серые, даже черные краски. Нарисую, как качаются деревья. По небу плывут черные тучи.

У. А теперь прочитаем, что происходит в душе мальчика.

На доске появляются слова: "на сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться".

– А какие краски вы выберете, чтобы изобразить душевное состояние героя?

Д. Я выберу темные тона: серые, черные, темно-синие.

У. Вы обратили внимание, что и природу, и состояние души героя вы изобразите темными красками. В природе происходит волнение перед дождем, и главный герой тоже волнуется, мучается, переживает за своего друга. Описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика.
Что подтолкнуло мальчика принять решение? Прочитайте об этом.

Д. "И вдруг в мое стекло с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее...
– Мама! Это я разбил чашку. Это я, я!"

У. Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Ребята, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило?

Поднимается вверх одна рука.

Д. Совесть не давала ему покоя.

У. Молодец! Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою? Что теперь вы можете о нем сказать?

Д. Сначала мальчик мне не понравился, потому что по его вине страдал Бум. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него.
– А мне было жалко и маму, и Бума, и даже мальчика, когда он мучался, переживал за собаку.

У. Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.

МАОУ «Лицей №5» города Губкина Белгородской области

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС

В. ОСЕЕВА «ПОЧЕМУ?»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗВЕРЕВА С.Н.

г.Губкин

2017 год

Урок литературного чтения 2В класс

УМК: «Школа России»

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Тема урока: « В. Осеева «Почему?» (2-й урок)

Учитель: Зверева С.Н.

Тема. В. Осеева «Почему?»

Цели урока:

Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.

Задачи:

Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Оборудование:

портрет В.А. Осеевой, карточки с планом текста, презентация.

Универсальные учебные действия.

1. Личностные

В оспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Уважать мнение одноклассников.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Познавательные:

- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.

4.Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Ход урока

1 слайд.

І. Организационный момент. Психологический настрой.

Ребята, я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее впечатление. Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла.

- Я желаю вам сегодня добра,

А если вам будет трудно,

Я вам помогу.

2 слайд.

ІІ. Актуализация знаний.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной;

И я спросила их, поднявши веки:

« Что главное, скажите, в человеке?»

«Конечно, разум, - первый мне ответил:

С ним каждый путь и правилен и светел.

«Благодарю, что просветил меня»

Я поклонилась, голову склоняя.

Второй ответил: «Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу»

Я поклонилась в пояс мудрецу.

«Да нет, не то – заволновался третий,

Дослушайте, что строго он ответил:

3 слайд.

«Невелика моя об этом повесть:

Но главное у человека – совесть».

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

4 слайд.

Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон).

« Мозговая атака»

Дайте, объяснение значения слова совесть.

Что такое совесть?

Нужна ли совесть человеку?

Что значит поступать по совести? (честно, откровенно, чистосердечно).

Когда совесть чиста?

Я предлагаю обратиться к словарю. Прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.

5 слайд.

Совесть - способность человека к различению добра и зла,

Сознание добра и зла.

Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились вчера.

Как называется произведение? 6 слайд.

Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.

Верно, при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

7 слайд.

Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

8 слайд.

Гимнастика для глаз.

ІV. Проверка домашнего задания.

А вот насколько внимательно вы дома прочитали рассказ В. Осеевой «Почему?» я сейчас узнаю. Вам надо: восстановить последовательность событий в рассказе. Работа в парах.

План неправильный.

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собачкой
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё «почему?»
  6. Это … Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10. Он будет жить в будке.
  11. Бум один на крыльце.

План правильный.

  1. Мальчик с собакой.
  2. Чашка разбилась.
  3. Это … Бум!
  4. Он будет жить в будке.
  5. Бум наказан.
  6. Бум один на крыльце.
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Сын признался.
  10. Все дома!
  11. У каждого своё «Почему?».

9 слайд.

Проверка. Читаем «цепочкой». У кого так, поднимите руки. Молодцы!

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

V. Осознание изученного материала.

  1. Пересказ первого пункта.

Что однажды случилось с мальчиком? (стр. 96-97)

  1. Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.

Читают по ролям (стр.97)

  1. - Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)
  2. - Почему мальчик не признался маме сразу?

(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).

  1. - Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

  1. Выборочное чтение.

Найдите в тексте слова: « Ты очень испугался? Если ты нечаянно…» (стр.98)

  1. – Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести)

(« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине», « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться», « утыкался лицом в подушку»)

  1. - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?

(Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика). 10 слайд.

  1. - В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.

11 слайд. Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА. Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера (стр.100-101)

12 слайд.

10. - Подведем итог.

Каждый человек имеет право на ошибку. Главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

13 слайд. Физминутка

VI. Работа в группах.

Деформированный текст. Прочитайте отрывок из рассказа на карточке, сравните его с текстом в учебнике. Что я изменила или пропустила? (Первый текст: тихонько сполз – встал, второй текст: пропустила слова колени у меня задрожали, язык заплетался , третий текст: не поставила многоточие в предложении «Это…это…Бум!»

(Тексты прочитывают, называют разницу, показывают)

Вывод: важность каждого слова или знака в рассказе для понимания качеств личности героя, его состояния.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

VII. Творческая работа.

Обозначь на палитре цветом своё отношение к главному герою. Обоснуй свой выбор.

Начало рассказа Конец рассказа

VIII. Итог урока.

Что живёт в душе мальчика? (совесть)

Вывод: - Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.

Выставка книг. – Ребята, перед вами выставка книг В.А.Осеевой. Обязательно прочитайте эти книги. Уверена, они вам очень понравятся.

14 слайд.

IX. Рефлексия.

Сейчас, каждый из вас должен задать себе вопрос:

Чему я научился на этом уроке?

Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос Почему?

Какой урок вынес мальчик из этого случая? А вы?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

Если вы сегодня были честны сами с собой, честно трудились, закрасьте в листе достижений красным цветом квадратик, если работали не в полную силу – зелёным, не старались – синим.

X. Домашнее задание.

15 слайд.

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения 2В класс Учитель: Зверева С.Н.

ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА: - РАЗУМ ВОЛЯ СОВЕСТЬ

«Самое главное украшение – чистая совесть» Цицерон

Словарная работа Совесть – способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла. Совесть - это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСЕЕВА «Почему?»

План к тексту: Мальчик с собакой. Чашка разбилась. Это… Бум! Он будет жить в будке. Бум наказан. Бум один на крыльце. Ночью. Расстроенный лай. Сын признался. Все дома! У каждого свое «Почему?»

ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Физминутка

Рефлексия - Чему я научился на этом уроке? - Какой урок вынес мальчик из этого случая? - А вы? Домашнее задание: дать ответ от имени… (карточки)

Б лагодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.


Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой...

— Смотри, Бум... — шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.

Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон...

Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка... папина чашка... — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:

— Это... это... Бум!

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развел руками:

— Он немножечко подпрыгнул... и лапами...

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за

ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскребся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она все так же о чем-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай...

— Ты очень испугался? — повторила мама.

Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею.

— Если ты... нечаянно... — медленно начала она.

Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:

— Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала.

— Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа...

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом... Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь... Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной... и если

б сам папа был жив... Ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное... И я боялся не наказания — я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше...

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моем лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума...

— Хоть в кухню... мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама.

Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся...

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери все еще просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее:

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял ее лицо, смятый мокрый платочек лежал под ее щекой.

Она открыла глаза, обняла меня теплыми руками. Тоскливый собачий лай донесся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума...

Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал.