План проказы старухи зимы. Открытый урок проказы старухи зимы

Литературное чтение Урок 51

Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна


  • Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, развивать любовь к музыке; развивать речь учащихся, детскую фантазию; расширять словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать навыки здорового раза жизни.

  • Обобщающая беседа по рассказу.
  • Во что зима нарядила лес?
  • Что за необыкновенный свет светил в окно?
  • Что нарисовал Мороз на окнах? Чем он еще занимался, чтобы разогнать скуку? Народная примета гласит: «Если дым стоит столбом - значит, будет хоро­шая погода».
  • Как об этом сказано в рассказе? Проверьте эту народную примету.

  • От какого слова образованы все выделенные в тексте слова?
  • Как называются такие слова?
  • Образуйте родственные слова от слова мороз.
  • Что сказочного в этом стихотворении?

Я даю вам рисунок-загадку.

Прочитайте на нем слово.


  • Беседа.
  • О каких зимних развлечениях
  • детей идет речь в стихотворении?
  • А во что еще вы любите играть зимой?

Чтение учащимися стихотворения JI. Квитко «На катке» «цепочкой»

Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!

С буйным ветром повстречаться,

Чтоб звенело, чтоб несло,

Чтобы щеки обожгло!

Раскатиться спозаранок

И на санках и без санок,

На поленьях, на бревне,

На коленях, на спине,

Лишь бы вниз, лишь бы в снег,

Лишь бы съехать раньше всех!

Шлет мороз снега-метели

Подымать ребят с постели.

Скучно в поле одному,


«Озорной и смелый,

Белый-белый-белый,

Ты приходишь из-за гор

Нас вытаскивать во двор.

Ты всю зиму с нами -

Мчишься за санями,

Больно щиплешь уши,

Все дороги сушишь.

На прудах,

У реки ты построил нам катки.

Их раскинул вширь и вдаль,

Сделал крепкими, как сталь!»

  • На чем еще можно кататься зимой по совету автора?
  • В каких строках стихотворения говорится о том, что ребята любят зиму Прочитайте.
  • Как ребята пытаются задобрить мороз?

  • Тройка, тройка прилетела.
  • Скакуны в той тройке белы.
  • А в санях сидит царица -
  • Белокоса, белолица.
  • Как махнула рукавом -
  • Все покрылось серебром.
  • Что это за царица?
  • Какая она?
  • Что же это за тройка?
  • Назовите зимние месяцы.

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Январь - году начало, зиме - середина.
  • Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.
  • Объясните, как вы понимаете каждую из этих пословиц.

  • Я и туча, и туман,
  • И ручей, и океан,
  • И летаю, и бегу,
  • И стеклянной быть могу! (Вода)
  • В каких состояниях может пребывать вода?
  • (Жидком, твердом, газообразном.)
  • Какую воду можно носить в решете?

  • На первый снег взглянул щенок
  • и ничего понять не мог.
  • Откуда столько белых мух
  • набилось к нам во двор?
  • А может, это птичий пух
  • летит через забор?
  • Он пасть раскрыл -
  • и снегу хвать -
  • и стал задумчиво жевать...
  • Жует, жует, но вот беда
  • На языке одна вода
  • Совсем сконфузился щенок
  • И в конуру обратно лег
  • Он был не глуп, а просто мал
  • И снег впервые увидал….
  • Можно ли есть снег, лед? Почему?

  • Сконфузиться - засмущаться, почувствовать неловкость.

  • Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
  • А Маруся не каталась -
  • В снег упасть она боялась.

  • На фоне музыки П. И. Чайковского «Декабрь» учитель читает стихотворение И. Никитина «Зашумела непогода».
  • Зашумела, разгулялась
  • в поле непогода;
  • принакрылась белым снегом
  • гладкая дорога.
  • Белым снегом принакрылась
  • не осталось следа,
  • Поднялась метель и вьюга
  • не видать и света.
  • Подберите слова, близкие по значению к слову метель. (Снегопад, вьюга, за­вируха, буран.)

  • Познакомимся с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи-зимы», узнаем, всегда ли зима такая добрая, поймем, почему писатель называет ее старухой.

  • Каким словом, близким по значению, вы бы заменили слово проказы ? (Проделки .)


  • Мы будем читать рассказ, делить его на части и составим план рассказа.
  • 1 часть. От начала и до слов «...и тот под стреху забился».
  • Как вы понимаете выражение «задумала всякое дыхание со света сжить»
  • Почему зима решила перво-наперво до птиц добраться?
  • Дополните предложение словами (предложение записано на доске):
  • Зима холодом..., листья... с лесов и дубрав и... их по дорогам.
  • Словарь: дубрава - участок леса, где растут дубы; стреха - край крыши.
  • Что решили сделать птицы?
  • Озаглавьте первую часть рассказа.

  • План
  • Зима решила добраться до птиц.
  • Накинулась «старуха» на зверей.
  • Зима пытается заморозить рыб.
  • Не удалось донять и людей.
  • Дети рады проказам старухи-зимы.

  • 2 часть. От слов «Видит зима, ...» и до слов «...теплое пойло пьют».
  • Самостоятельное чтение учащимися второй части шепотом.
  • На кого решила накинуться зима?
  • Что она сделала с полем (лесом, деревьями)?
  • Прочитайте, как злились морозы.
  • Почему звери не испугались их?
  • Как озаглавить вторую часть?

  • 3 часть. От слов «Пуще злится зима...» и до слов «...под ледяной кровлей ей теплее».
  • «Жужжащее» чтение третьей части.
  • До кого зима решила добраться на сей раз?
  • Как она посвирепствовала на реках и озерах?
  • Испугались ли ее рыбы? Почему?
  • Что значит «ледяная кровля»?
  • Придумайте название к этой части рассказа.

  • 4 часть. От слов: «- Ну, постой же,-...» и до слов «... морозцы похвали Чтение «цепочкой» (по одному предложению) четвертой части.
  • Кого решила донять зима?
  • Прочитайте, как это она пыталась сделать.
  • Испугались ли ее люди?
  • Озаглавьте эту часть рассказа.

  • 5 часть. От слов: «Обиднее всего...» и до конца.
  • Коллективное чтение последней части рассказа.
  • Почему стало обидно зиме?
  • Прочитайте о зимних развлечениях детей.
  • - Расскажите, как донимала ребят проказница-зима.
  • Почему зима заплакала?
  • Озаглавьте последнюю часть рассказа.

  • Работа с рисунком учебника
  • Рассмотрите рисунок в учебнике.
  • Расскажите, какой вы себе представляете старуху-зиму.
  • Пересказ рассказа «Проказы старухи-зимы» учащимися по составленному плану.
  • Творческая работа.
  • Как бы вы продолжили рассказ?
  • Обобщающая беседа.
  • Как проказничала старуха-зима?
  • Почему все ее дела названы проказами?
  • Что предвещало близость зимы?
  • Работа с учебником
  • Прочитайте загадки.
  • Как догадались, что это коньки (сосулька)?
  • (Учитель использует предметные картинки: коньки, сосулька.)

  • Знаете ли вы, почему коньки назвали коньками?
  • Раньше папы и дедушки делали коньки детям из дерева. Передняя часть коньков была сделана в виде головы коня. Так и стали называть эту вещь для катания по льду коньками.

  • Чему учились сегодня на уроке?
  • О чем расскажете дома, что вам показалось на уроке наиболее интересным?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к пересказу рассказа по плану, подобрать загадки о зиме. На следующем уроке у нас будет конкурс загадок.

ирина шалтус
План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы»

ИКТ все шире используются в нашей жизни, но к сожалению, часто картинки не похожи на своих героев,да и с художественной литературой то же самое. Была очень рада увидеть в интернете сайт Сказки с картинками для детей. Там очень много знакомых из детства иллюстрированных книг его я и использую в своей работе. Советую.

План-конспект совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Рассказ «Проказы старухи-зимы» Ушинский К Д.

Цель: познакомить детей с произведением, уточнить и систематизировать знания о зиме.

Способствовать развитию у детей интереса к художественной литературе

Закрепить знания о том, как зимует все живое.

Учить детей выражать свое отношение к времени года.

Развивать внимание и наблюдательность. Воспитывать чувство отзывчивости. Здоровьесберегающие задачи: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание мультимедийный показ

Словесный: ответы на вопросы. Игровой: игровая ситуация «Изобрази героя», «спит не спит», физмигнутки «Дровосеки» х\и «Ой, ты зимушка-зима»

Создание мотивации:

Беседа, показ слайдов.

Самостоятельная деятельность детей:

Войти в роль героя сказки, выполнение заданий

Рефлексия:

Конспект можно использовать в работе на интерактивной доске или с мультимедийным проектором.

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

- Ребята, покажите, как разозлилась зима.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам.

- Как же ей пришлось подуть, чтобы листья с деревьев улетели? Давайте попробуем.

Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.

Остался воробей, (узнали его? А справа кто) и тот под стреху забился.

(стреха "выступ кровли", словен. strehа "крыша")

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.

Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Давайте вспомним, кто спит из животных, а кто нет. Поиграем (д\и «Спит, не спит», если животное спит-присядем, если нет-прыгаем.

Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят.

Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее.

Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери так что брёвна лопаются.

А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.

- Как дрова пилой пилят? Выберите себе пару с кем бы вы «по-дрова пошли». А кто не хочет выбирать пару будут рубить топором. Физминутка «Дровосеки»

По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости.

-А что бывает когда плачут? А слезы зимы какие, как вы думаете?

Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Беседа по содержанию

До кого добралась старуха – зима прежде всего, в самом начале?

Почему ей не удалось заморозить птиц?

А звери испугались зиму?

Почему зиме не удалось заморозить людей?

Хороводная игра «Ой, ты зимушка зима…»

Публикации по теме:

Задачи: воспитывать через игру любовь к народному творчеству,самостоятельность уважительные взаимоотношения между родителями и детьми в.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: - продолжать учить.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой «Пересказ сказки «Бычок-смоляной бочок» Программное содержание: Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять характерные.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию речи для средней группы «Метель» Конспект занятия по ознакомлению детей с худ. литературой и развитию речи для средней группы "Метель" Цель: учить детей эмоционально воспринимать.

Сценарий урока по литературному чтению программа «Начальная школа 21 век» 2 класс

Тема: «Проказы старухи - зимы» К.Д.Ушинский

Цель. Сформировать у учащихся навык работы над текстом на примере произведения К.Д.Ушинского «Проказы старухи - зимы»

Планируемые результаты.

Предметные: Вспомнить ранее изученные жанры разных авторов раздела «Снежок порхает, кружится…»: стихотворение, рассказ, сказка,

Метапредметные: Формировать уме­ния выражать свои эмоции и чувства в выразительном чте­нии. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять са­моконтроль и са­мопроверку усвое­ния учебного мате­риала.

Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работы до ее завершения.

Оборудование: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» Учебная хрестоматия 2 класс.

Л.А. Ефросинина «Литературное чтение». Рабочая тетрадь 2 класс.

Презентация на интерактивной доске, запись сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»

Ход урока

Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности. Настрой на позитивную работу.

Актуализация .(Цель: Закрепить полученные знания на прошлых уроках данного раздела. Увидеть, что не все произведения из данных изучены. )

Как называется раздел, над которым мы с вами работаем уже несколько уроков?(Снежок порхает кружится…)

Давайте вспомним произведения данного раздела.

А теперь занесем их в таблицу. Как будем заносить в таблицу?

Рассказы

Сказки

Примечание. Н а доске, в хаотичном порядке даны произведения с авторами. Нужно перетащить заголовок с автором с соответствующую ячейку.

Для учителя: СТИХ-Я: З.Александрова «Зима», И. Суриков «Детство» Н. Некрасов «Саша»,

СКАЗКИ: Э. Шим «Всем вам крышка», «Дети Деда Мороза» Р.Н.С., В.Даль «Девочка Снегурочка», «Снегурочка»Р.Н.С., В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза», К.Ушинский «Мороз не страшен», РАССКАЗЫ: И. Иванов «Каким бывает снег», И.Соколов - Микитов «Зима в лесу», «Деревья в лесу» М. Пришвин

А произведение К.Ушинского «Проказы старухи - зимы» изучали?(нет)

Значит, какая тема нашего урока?

Работа над новым материалом. (Цель: Познакомить с ранее незнакомыми словами)

Ребята, а как вы понимаете, что такое проказы?

Сейчас, мы познакомимся с этим произведением.

В тексте будут встречаться слова, которые вам не понятны. Я вынесла их на доску. Давайте разберем их.

Работа с ранее незнакомыми словами (Слова даны на слайде презентации )

Стреха - свисающий край крыши

Обоз - вереница следующих друг за другом повозок с грузом

Тулуп - длинная распашная, не крытая сукном меховая одежда, с высоким воротником

Извозчик лицо, занимающееся извозным промыслом

Пособить - помочь

Слушание произведение

Слушаем произведение К.Ушинского «Проказы матушки - зимы» Пытаемся понять, о чем оно. (Аудио запись)

Работа над текстом (Цель: сформировать первоначальное восприятие текста на примере произведения К.Д.Ушинского)

Итак, о чем ребята произведение? Какой жанр у него? (Занести в таблицу)

А теперь поработаем над текстом. Откроем книги стр.15

Сколько частей в этом произведении? (5)

1ч.- Прочитаем первую часть и подумаем, какова главная мысль этой части…(Чтение по цепочке)

Почему именно с птиц начала вершить свое зло зима? Свой ответ подтвердите текстом. (Надоели они ей своим криком и писком)

Как птицы стали спасаться от холода?

Кто из птиц остался? (Воробей)

Какова главная мысль этой части? (Сжить со свету птиц)

2ч.- Читаем вторую часть, какова главная мысль этой части?(чтение шепотом)

Что не удалось зиме? (Не удалось догнать птиц)

За кого принялась зима? (За зверей)

Кто помогал в ее проказах? (Морозы)

Как называется такое художественное средство? (Олицетворение)

Олицетворение - наделение неодушевленных предметов живыми качествами

Прочитайте, как спасались звери от зимы.

Звери испугались зимы? А что они сделали?

- Какова главная мысль этой части? (Звери не испугались зимы)

3ч. - Читаем третью часть, какова же здесь главная мысль?()

Зима рассердилась?

На кого накинулась зима?

Найдите в этой части олицетворение. Прочитайте.

Что произошло с реками и озерами?

А куда делась рыба? (Вглубь ушла)

Какова главная мысль этой части? (Рыбы не испугались зимы)

4ч.- Читаем четвертую часть? Думаем, какая здесь главная мысль?

Что придумала зима на этот раз? (Дойму я людей, и отправила морозов, ещё злее, чем были)

Найдите в тексте слова, которые рассказывают о действиях морозов. (Стр.17.)

Найдите в тексте, что сделали люди?

А, если случится, кому в лес за дровами ехать?

А что они делали, как будто зиме на смех?

Раз похваливают, значит, они рады морозам?

Прочитайте, отношение людей к морозцам?

А получилось у зимы донять людей?

Какова главная мысль этой части? (Не получилось у зимы донять людей)

И, пятая часть, какова главная мысль этой части?

Что показалось зиме обиднее всего? (что ребята не боятся)

Прочитайте о занятиях детей зимой? (…катались на салазках…)

Что делает зима со злости с мальчишками?

А мальчик?

Какова причина слез зимы? (Она не справилась даже с детьми)

Какова главная мысль этой части? Не удалось справиться с малыми детьми)

Обобщение о прочитанном. (Цель: закрепить знания учащихся о прочитанном)

Что мы узнали о зиме из этого произведения? (Донимала всех, но у нее ничего не получилось)

Получается она изменилась?

Р.т. с.57Слайд 4. Ребята, давайте сравним зиму. Какой она была в начале произведения и в конце. В этом нам поможет задание 1 на стр. 57 в рабочей тетради.

Прочитайте, какой была старуха – зима в начале? Подчеркните.

Какой в конце? Подчеркните.

Какую сказку мы прочитали?

Кто был главным героем?

Что случилось в конце сказки?

Прочитайте последнее предложение. Весна символ добра и света.

Значит зима кто?

Что же победило в сказке?

Рефлексия

- Что вы узнали сегодня на уроке?

Кому было интересно?

Домашнее задание

- Нарисуйте старуху-зиму такой, как вы ее представили.

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок чтения в 3 классе по теме: "К.Д. Ушинский. "Проказы старухи Зимы. Сказка."

Урок прислала: Ваулина Елена Николаевна, учитель начальных классов, г. Абаза, МОУ Абазинская коррекционная школа-интернат 8 вида

Урок чтения в 3 классе

Тема: К.Д. Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.

Цели:

  • 1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся о зиме, о признаках зимы.
  • 2. Развивать устную речь, внимание, мышление, память.
  • 3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: таблички с тучками (разное настроение), карточки со словами, карточки с текстами, разноцветные слоги, пословицы, разноцветные пирамидки, картинки о зиме, вертушки, подвешенные на потолке в классе, компьютер.

Программа: программа для коррекционной школы 8 вида.

Учебник: "Книга для чтения", учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Межпредметные связи: математика, русский язык, развитие речи.

Дифференцированный подход : слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику; работают по другим карточкам, чем остальные.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

Добрый день! Надеюсь, у вас хорошее настроение. Подойдите к доске и встаньте под той тучкой, которая больше всего отражает ваше настроение сейчас. (слайд №1) (У тучек разное "настроение" - грустное, среднее, веселое).

2. Разминка.

1) Дыхательная гимнастика.

  • - Вдох - носом, выдох - через рот.
  • - Вдох, задержка дыхания, выдох.
  • - Вдох, выдох, задержка дыхания.

2) Разминка для глаз.

  • А) - зажмурьте глаза, а потом откройте.
  • - сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.
  • - вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
  • Б) Работа по таблице. (слайд №2)
  • - Назовите цвет кружков по цепочке.

3) Речевая разминка и для развития поля зрения. (слайд №3)

Работа по таблице. Дети смотрят на точку в середине пирамидки и читают слоги, написанные по краям, затем идет "наращивание" согласных. Сначала - Т, затем - Р.

3. Проверка домашнего задания.

По какой теме мы читаем рассказы и стихи? (о зиме) (слайд № 4)

Проверка домашнего задания - чтение стих-я А.С. Пушкина "Зимнее утро" наизусть, слабочитающие ученики - хорошее чтение стих-я.

Выставление оценок.

4. Новая тема.

1. Введение в тему.

А) Беседа.

  • - Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
  • - Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд №5, проверка правильности выполнения задания)
  • -Какой сейчас месяц? Какая погода?

Б) Работа с доской.

  • - Давайте вспомним признаки зимы.

На доске - карточка с надписью "зима", вокруг карточки со словами: мороз, снег, метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

Надо соединить признаки зимы со словом "зима". Учитель соединяет, при это специально допуская ошибки, дети исправляют, обосновывают свой выбор. К доске - 1-2 ученика. (слайд №6, проверка правильности выполнения задания)

Молодцы, хорошо знаете признаки зимы. Посмотрите на вертушки и найдите картинки, относящиеся к зиме.

В) Работа по карточкам.

Зима.

Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.

Другой набор карточек - для слабочитающих учеников.

Зима.

Побеле.. поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз…. Зайцам белые шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк… льду.

Физминутка.

Игра "Золотые ворота"

Учитель с одним из учеников держутся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовет слово, словосочетание, предложение, относящееся к зиме. Каждый ученик проходит 1-3 раза.

2) Сообщение темы урока.

  • - А что мы будем читать сегодня, сейчас угадаем.
  • - В классе развешаны разноцветные слоги. 1 ряд соберите слоги синего цвета, - ряд - зеленого, из них составьте слова.

Составленные слова вывешиваются на доску- А последнее слово мы отгадаем вместе.

Загадка.

Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица. Как махнула рукавом. Все покрыла серебром. (зима)

На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ. (слайд № 8)

  • - Сегодня мы с вами читаем сказку "Проказы старухи Зимы".
  • - А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?

На доске - портрет К.Д. Ушинского, подписано имя и его годы жизни. (слайд №9)

- Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - знаменитый русский педагог . Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком.

3) Словарная работа.

Учитель вывешивает слова на доске, ученики ищут объяснения слова на карточке в классе. Чтение слова и его значения.

  • ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  • ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  • ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  • ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
  • САЛАЗКИ - САНКИ
  • ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ (слайд №10)

4) Чтение текста учителем. (слайд №11) (стр. 130-132)

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

5) Беседа по прочитанному.

  • - Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
  • - Как зима решила расправиться с птицами?
  • - Что сделали птицы?
  • - Как звери спасаются зимой от мороза?
  • - Что сделала зима с реками и озерами?
  • - Как спрятались рыбы?
  • - Как приготовились люди к зиме?
  • - Почему не боятся зимы дети?
  • - Почему зиме стало обидно?

Физминутка для глаз. "Пирамидка".

5. Закрепление. Работа над текстом.

1) Найдите в тексте и прочитайте слова с ь на конце и в середине слова.

2) Найдите в тексте и прочитайте:

  • - как спасались от зимы птицы
  • - что сделали звери, чтобы защититься от холода
  • - как спрятались рыбы
  • - как подготовились к зиме люди
  • - о зимних забавах детей

3) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие пословицы. Объясните смысл пословиц. (слайды №11, 12, 13)

  • ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
  • МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
  • ЗИМА - НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА.

4) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.

Релаксация.

Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем, Дышится легко…ровно…глубоко… Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расправляется. Дышится легко…ровно…глубоко.(пауза) Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и красиво сесть.

6. Итог урока

  • - Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
  • - Что больше всего понравилось? Запомнилось?
  • - Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

Дети собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к зиме.

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ. (слайд №15)

Подойдите к тучкам, покажите, какое настроение у вас сейчас.

Домашнее задание. Выставление оценок. (слайд №16)

  • 1.Чтение. Коррекционно-развивающие занятии./ авт.-сост..И. Рудченко. - Волгоград: Учитель, 2007.
  • 2.Элементы здоровьесберегающей методики В. Базарного.
  • 3.Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников; М.: ВАКО. 2005. - Мастерская учителя.