Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения содержащие информацию о социальной группе. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа

За www.ctege.info

дания С5 по обществознанию

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество.

Может быть приведено иное, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:

− «Ведущейформой политического режима в современном мире является демократия»; − «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое лидерство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информациюwww о политическом.ctege лидерстве.info .

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Политическое лидерство - постоянное влияние со стороны определенного лица на общество, организацию или группу в области политических отношений»

2) два предложения с информацией о политическом лидерстве, допустим:

- «Деятельность И.В. Сталина - яркий пример политического лидерства»;

- «Политическое лидерство, как правило, имеет многоролевой характер».

Могут быть составленылюбые другие предложения, содержащие верную информацию о политическом лидерстве.

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

Пояснение.

1) смысл понятия , например: «Научные знания - это знания, установленные и проверенные с

помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний»;

2) два предложения , содержащие информацию о пнаучном знании, например:

- «Научные знания наряду с твердо установленным знанием включают и гипотезы»;

- «Одним из методов выявления научных знаний является эксперимент».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о научных знаниях.

4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический радикализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом радикализме.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Смысл понятия, например:

– принцип, согласно которому партии и движения готовы применять любые средства, включая крайние, насильственные, для достижения своих целей в политической области.

2) Два предложения с информацией о политическом радикализме, опирающейся на знания курса, например:

«Политический радикализм www может иметь.ctege разные оттенки, начиная.info от левого, коммунистического толка, до крайне правого, фашистского, националистического».

«Опасность политического радикализма возрастает в сложные, кризисные для государства времена, на фоне ухудшения положения широких слоев населения».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом радикализме.

5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

Пояснение.

В ответе могут быть названы следующие признаки:

- строгое отделение законодательной власти от исполнительной;

- исключается совмещение правительственной должности и места депутата парламента;

- президент избирается на выборах, отдельных от парламентских;

- исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

6. Какой смысл ученые вкладывают в понятие «издержки»? Привлекая знания курса, составьте два предложения, содержащие информацию об издержках.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например:

- издержки фирмы - денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции; 2) два предложения с информацией об издержках, опирающейся на знания курса, например:

- «Переменными издержками могут быть плата за сырье и материалы, зарплата рабочих, плата за электроэнергию, транспортные расходы»;

- «Прибыль фирмы зависит от соотношения выручки от реализации продукции и издержек».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об издержках.

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «учредительный договор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об учредительном договоре.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: «Учредительный договор - документ о соглашении двух иболее сторон, который закрепляет юридический статус создаваемого предприятия (организации), фиксирует уставной капитал, устанавливает порядок распределения расходов, права и обязанности сторон»;

2) два предложения с информацией о политической культуре:

- «Учредительный договор может быть подписан как юридическими, так и физическими лицами»;

- «Учредительный договор необходим при создании разных видов товариществ, хозяйственных обществ».

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической культуре.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Политическая культура - один из элементов политической системы»;

2) два предложения с информацией о политической культуре:

- «Можно говорить о политической культуре общества и политической культуре отдельного человека»;

- «В политической культуре человека четко отражается его мировоззрение».

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».

2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности »;

- «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».

Могут быть составленыwww любые другие предложения.ctege , содержащие.info верную информацию о социальной роли.

10. Назовите любые четыре глобальные проблемы современности.

Пояснение.

Могут быть названы глобальные проблемы современности, например:

- угроза экологического кризиса;

- угроза международного терроризма;

- проблема войны и мира;

- проблема «Север - Юг»;

- демографическая проблема;

- проблема охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании.

11. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Пояснение.

В ответе приводятся следующие положения:

- ограниченность пахотной земли;

- исчерпаемость полезных ископаемых;

- ограниченность трудовых ресурсов.

12. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

Пояснение.

В ответе могут быть названы следующие институты:

Семья;

- школа (образование);

- средства массовой информации;

- трудовой коллектив.

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знанияwww обществоведческого.ctege курса, составьте.info два предложения,

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «социальная группа - это совокупность людей, имеющих какойлибо общий значимый социальный признак»; Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о социальных группах, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимодействия, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, характеру, возрасту и полу».

- «В группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность».

Могут быть составлены иные предложения, содержащие верную информацию о социальных группах в обществе.

14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о гражданстве.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей;

2) два предложения с информацией о гражданстве, опирающейся на знания курса, например:

- «Гражданство может быть получено человеком от рождения или в порядке принятия гражданства».

- «Гражданство обеспечивает правоспособность человека». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о гражданстве

15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «случаи несостоятельности рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несостоятельности рынка.

Пояснение.

Правильный ответ долженwww содержать следующие.ctege элементы: .info

1) смысл понятия, например: «Случаи (факты) несостоятельности рынка - ситуации, в которых рыночные механизмы регулирования оказываются недостаточными и, без вмешательства государства, их разрешить становиться невозможно»; Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о несостоятельности рынка, опирающейся на знания курса, например:

- «К случаям несостоятельности рынка в современной экономике можно отнести преодоление негативных внешних эффектов от хозяйственной деятельности».

- «Несостоятельность рынка может найти своей проявление в развитии и финансировании фундаментальной науки, осуществлении крупных инфраструктурных проектов».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о несостоятельности рынка.

16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном контроле.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) два предложения с информацией о социальном контроле, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальный контроль направлен на обеспечения выполнения социальных норм членами общества». .

- «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном познании.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия , например: «Социальное познание – научное познание, нацеленное на изучение закономерностей развития общества целом, сообществ и объединений людей, деятельности человека».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о социальном познании, опирающейся на знания курса, например:

– «Спецификой социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым

объектом».

– «В социальном познанииwww метод эксперимента.ctege менее распространен.info в отличие от познания естественнонаучного».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальном познании.

18. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о науке.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) Смысл понятия , например: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:

«В понятие науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью».

«Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащиеверную информацию о науке.

19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)смысл понятия, например: «Общественный прогресс - это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному)»; Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2)два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:

- «Улучшение материальных условий жизни и увеличение ее продолжи-тельности многие считают главным критерием общественного прогресса»;

- «Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса уровень гуманизации общества, положение в нем лич¬ности».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.

20. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественная формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два

предложения, содержащие информацию об общественной формации.

Пояснение. www.ctege.info

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)смысл понятия, например: «Общественная формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма существования общества»; Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2)два предложения с информацией об общественной формации, опирающейся на знания курса, например:

- «Общественная формация может пониматься как структура общества, присущая дан¬ной стадии его развития»;

- «Первичным для общества и общественной формации является понимание производ¬ственных отношений, отношений собственности».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественной формации.

1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

Ответ: социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специали­зацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могутбыть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».

Ответ: квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм.
Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятсяаудитория, фан-группа, толпа и др.

С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни.Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель). Первая модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения. Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

«Социальные отношения» - КЛАСС общественных отношений. Социально- экономические отношения. Место социальной сферы в системе сфер жизнедеятельности общества. Предмет социоэкономики. Эргономика. Экономика труда. Социальные отношения. СЭО рабовладель- ческого общества. Отношения по поводу воспроизводства человека как субъекта политической жизни.

«Социальная работа в школе» - ЗАДАЧИ: выявить содержание и формы деятельности социального педагога в школе. Наблюдения Убеждения Беседы Социометрии. Диагностическая Образовательно-воспитательная Прогностическая и экспертная Организационно- коммуникативная Охранно- защитная Посредническая. Методы. Посещение учащихся на дому (кем, какие приняты меры, результат).

«Социальное обеспечение» - В 1980-е гг. ситуация не изменилась: не было отмечено заметного развития отраслей и служб здравоохранения. Спад рождаемости наметился в 1960-е гг. Политика в области защиты материнства и детства. Строго контролировался процесс распределения финансовых средств. 4. Смешанные формы социальных услуг. 3. Государственное попечение и контроль.

«Социальная политика» - Снижение интеллектуального потенциала страны. Современные проблемы социальной политики в развитых странах. Некоторые примеры современной. Распространенность социальных льгот. Аргументы в пользу социального государства. Какие критерии справедливости? Что важно для понимания социальной политики? Две составные части социальной политики.

«Работа социального педагога» - Реабилитационный. Социально-педагогическая помощь. Семейное консультирование в работе социального педагога. Коррекция. Воспитание. Групповой. Психологическая. Советник - рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Семейное консультирование. Коррекция межличностных отношений.

Термин «социальный институт». Институционализация папства. Структурные элементы основных институтов. 4. Устные и письменные кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля. Например: Для государства – конституция, законы; Для бизнеса – контракты, лицензии, уставы. Фазы жизненного цикла социального института.

С5 (32).Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    смысл понятия , например:

– социальная стратификация – социальное различие, неравенство положения людей в социальной структуре.

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

    два предложения с информацией о социальной стратификации, опирающейся на знание курса, например:

– «В основу стратификации положены многие критерии, среди них – размер доходов, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии».

- «Стратификация определенный срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество».

Могут быть составлены иные предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте;

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный

Варианты заданий №32 по разделу «Социальные отношения»

для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Задание № 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию социального контроля

Задание № 2. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

Пояснение.

Содержание верного ответа

В ответе могут быть названы причины, например:

1) группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности;

2) в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

3) в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку.

Могут быть названы и иные причины.

Задание № 3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

элементы :

1) смысл понятия , например: «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения , содержащие информацию о социализации личности, например:

- «Институтом первичной социализации выступает семья»;

- «Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации личности.

Задание № 4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».

2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности »;

- «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».

Задание № 5. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть названы следующие институты:

Семья;

Школа (образование);

Средства массовой информации;

Трудовой коллектив.

Задание № 6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие эле-менты:

1) смысл понятия, например: разделение общества по социальным классам;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например: «К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о критериях социальной стратификации.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из критериев социальной стратификации, например: «Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность одного из критериев социальной стратификации

Задание № 7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации.

Пояснение.

правильный ответ должен содержать следующие элементы:

смысл понятия, например

Процесс в ходе которого индивид усваивает основные элементы культуры, нормы и правила, происходит становление личности.

два предложения

Процесс социализации продолжается всю человеческую жизнь, но с разной интенсивностью: так наиболее активно человек осваивает социальные роли в школьном возрасте, в молодости, а к старости активность уменьшается;

Социализация происходит как в результате стихийного, непреднамеренного воздействия на человека, так и в воздействия целенаправленного (воспитание).

Могут быть указаны любые другие предложен

________________________________________________________________________-----

Задание № 8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

смысл понятия, например

Совокупность людей, объединенных общими интересами, видами деятельности.

два предложения

Один человек является членом сразу нескольких социальных групп;

В зависимости от количества людей социологи выделяют большие и малые социальные группы, а в зависимости от организации - неформальные и формальные.

Могут быть приведены любые другие предложения, содержащие информацию о социальных группах.

Задание № 9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: национальная политика - это совокупность политических и организационных мер, применяемых властями к национальностям, проживающим на ее территории.

2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:

- основой принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;

- национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)

Задание № 10. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о каналах социальной мобильности.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие».

Может быть дано другое, близкое по значению определение;

2) два предложения с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например:

«Наиболее распространённым каналом социальной мобильности в современном обществе является получение образования»;

«По каналам социальной мобильности человек может либо подняться на более высокую социальную ступень, либо опуститься на более низкую позицию».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о каналах социальной мобильности

Задание № 11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Составьте два предложения, содержащие информацию о социальном конфликте.

Пояснение.

смысл понятия, например: "Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей."

_________________________________________________________________________-

Задание № 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном неравенстве.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны:

Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Задание № 13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных ролях человека.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны:

Соц. роль (Линтон, Мид) - модель поведения, ориентированная на определенный статус.

Могут быть приведены следующие предложения:

Социальные роли можно разделить на: Психосоматические - поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека;

Психодраматические – поведение зависит от требований соц. окружения; Социальные - личность ведет себя так, как ожидают представители определенной соц. категории.

Ролевой набор-совокупность ролей, выполняемых человеком.

Основные роли - семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.

____________________________________________________________________________-

Задание № 14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «вертикальная социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности.

Пояснение.

Вертикальная социальная мобильность представляет собой перемещение индивиды или группы в социальной структуре с изменением социального статуса. Перейти из группы в группу, повысить свой социальный статус можно благодаря службе в армии, вступлению в брак, получению образования, получившим наименование социальных лифтов. Одним из важнейших каналов социальной мобильности является образование, открывающее доступ к престижным должностям и званиям, без которого невозможно сделать карьеру в современном обществе.

Задание № 15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные нормы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о способах регулирования поведения людей социальными нормами, и одно предложение о видах социальных норм.

Пояснение.

1) cмысл понятия, например: правила, предписания и соотносимые с ними эталоны, образцы поведения; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).

2) одно предложение, с информацией о способах регулирования поведения людей социальными нормами, например: Основными способами регулирования поведения людей социальными нормами являются: дозволение, предписание, запрет. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о способах регулирования поведения людей социальными нормами).

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса виды социальных норм например: Мода, правила этикета, эстетические нормы являются видами социальных норм. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о видах социальных норм).

Задание № 16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную

мобильность. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)

3) предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

Задание № 17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: это противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах социального конфликта, опирающейся на знания курса, например: социальный конфликт может быть скрытым и явным; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальных конфликтов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса причины социального конфликта, например: причиной социального конфликта может стать столкновение интересов в любой сфере человеческих взаимоотношений, например, личностные различия. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее причины социального конфликта.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысла понятия и/или его аспектов.