Пятиконечная звезда как символ советской армии. Не надо ада

Люди во все времена уделяли внимание знакам и символам. Пятиконечная звезда красного цвета, один луч которой устремлен вверх, благодаря коммунистам стала одним из основных символов СССР. И за довольно короткий период она стала одним из главных символов тоталитарной государственности. Давайте узнаем, как красная звезда стала одним из главных символов СССР.

С чего начиналась история красной советской звезды? После Великой октябрьской революции изменился не только государственный строй, но и многие знаки, атрибуты ушли в небытие. Так стала формироваться новая система символики. Изначально возникновение звезды, как символа, связывают с масонскими обществами. Поскольку влияние масонства на революционную деятельность в разных уголках мира (в том числе СССР) было поистине значительным. Однако подлинных доказательств данному факту не имеется.

На территории СССР алая звезда появилась в качестве эмблемы Советской Армии. К сожалению, на сегодняшний день нет возможности назвать точно имя автора эмблемы. Так, одни историки предполагают, что впервые ее предложил для армии Н.А. Полянский (комиссар военного Московского округа). Другие историки связывают с красной звездой имя К.С. Еремеевна (командующий войсками Петроградского округа).

Официальная история эмблемы начинается 18 апреля 1918 года. Именно тогда красная пятиконечная звезда с золотой каймой, на которой изображен золотистый молот и плуг, приказом Наркомата по военным делам была назначена нагрудным знаком для всего личного состава Рабоче-Крестьянской красной армии (РККА). Она стала отличительным знаком, который позволяла на «своих» и «чужих» делить людей. В связи с этим был издан акт, которым запрещалось носить эмблему людям, не состоящим на службе в РККА. Нарушение этого правила каралось трибуналом.

Значение красной звезды. Алая звезда – это геральдический знак, который связан тесно и с советской армией, и непосредственно с СССР. Данный знак изображался на флаге и гербе Советского Союза.

Каково же значение этого ключевого символа СССР? Считалось так, что звезда – это символ, который должен был объединить мировой пролетариат. Так, например, 5 концов звезды ассоциировались 5 континентами, на которых распространялся коммунизм. Кроме того, это символ безопасности и охраны. А красный цвет ассоциировался с пролетарской революцией, был цветом братства и крови, пролитой в борьбе за права пролетариата.

Также некоторые ученые связывают алую звезду с богом войны Марсом (древнеримский бог), который считался защитником и покровителем трудящихся. Не исключено, что и некоторые советские влиятельные люди руководствовались этой теорией.

Изображение такого символа на флагах, гербах социалистических стран обозначало единство идеологий и солидарности на пути развития. Многие советские газеты описывали, что красная звезда характеризует борьбу крестьянства, которое пыталось освободиться от нищеты, голода войны, рабства.

Молот и плуг как дополнение символа. На нагрудном знаке советской армии, как выше описывалось, имелось еще изображения плуга и молота. Они также символизируют союз рабочих и крестьян. Позже изображение было немного доработано: вместо плуга для наглядности на знаке поместили серп. Но значение эмблемы « » от этого не поменялось.

Примечательным является также то, что изначально звезда изображалась двумя концами вверх. Однако такое расположение у советских людей ассоциировалось с «сатанинской» пентаграммой. И это в стране, где негативно относились . Так, звезду стали изображать одним концом вверх, а двумя — вниз. И больше положение звезды никогда не менялось. По этому поводу даже была в СССР выпущена листовка большим тиражом с названием: «Смотри, товарищ, вот Красная Звезда».

Звезда и Великая отечественная война. В период Второй мировой войны данная советская эмблема стала приобретать новые качества. В 1943 году в армию вместе с дореволюционными погонами вернулись и звезды, которые помогали различать звания офицерского состава. Кроме того, в это же время красная звезда берется за основу во многих орденах и медалях (например, медаль «Золотая Звезда», Орден Славы, Орден «Красная Звезда»).

Так или иначе, звезда считается древним символом, который использовался и используется в различных традициях. Наверное, это и обеспечило культовую роль данного знака в советском обществе.

19 июня в СМИ появилась информация о том, что Минобороны утвердило новую эмблему российских Вооружённых сил - красно-бело-синюю звезду, которая заменит собой традиционную красную звездочку. Новая эмблема была разработана «подведом-ственным дизайн-бюро». Новый знак получил официальное наименование «Армия России», СМИ же неофициально окрестили его «звездочка Шойгу». Ряд авторов (Н. Стариков, А. Лебедев, Г.Москвин) уже высказали свое мнение по поводу новой эмблемы (смотри список литературы в конце статьи), однако, на наш взгляд, суть вопроса осталась не затронута. По мнению же самих разработчиков, новая эмблема призвана улучшить имидж российской армии.


Редизайн эмблемы Вооруженных сил России: вместо традиционной красной звезды Министерство обороны утвердило новую красно-бело-синюю звезду

Трудно сказать, о каком улучшении имиджа говорят «эксперты», скорее речь можно вести о сокрушительном ударе по российской армии, возможно, самом сокрушительном за всю историю ее существования.

Пятиконечная звезда, как символ российской армии, имеет давнюю историю. «Марсова» звезда использовалась в царской русской армии, в 1827 году Николай I ввел ношение звезд на эполетах офицеров и генералов. Пятиконечная звезда красного цвета с самого начала стала символом РККА и оставалась главным армейским знаком вплоть до 19 июня 2014 года.


Пятиконечная звезда совсем не случайно стала символом армии. Философ Алексей Лосев определял символ как «субстанциальное тождество идеи и вещи». Поэтому символом не может быть произвольно взятое изображение. Символ является носителем идеи, главного смысла, заложенного в основу существования того, что он символизирует. Символ является своего рода выразителем и хранителем базового смыслового кода. Существует глубочайшая тонкоматериальная связь между символом и его реальным воплощением. Эта связь была убедительно продемонстрирована во время операции демонтажа СССР, когда один из главных ударов был направлен на разрушение советских символов. Сейчас такой же удар наносится по идейной основе вооруженных сил России.

Пятиконечная звезда (пентаграмма) - один из самых древних, самых загадочных и самых мощных символов. Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 г. до н. э. Пентаграмма считалась важным символом во многих древних цивилизациях - шумерской, древнеегипетской, вавилонской, ассирийской. Пентаграмма вписанная в круг (пентакль) была известна в древнем Китае, Индии, Японии, на американском континенте.

На геометрическом уровне пентаграмма воплощает идею стабильности и устойчивости за счет переплетающихся внутренних связей. Пять пресекающихся линий несут в себе идею единства и взаимосвязи . Поэтому пентаграмму часто использовали в качестве знака макрокосма. В 12 веке н.э. появляется традиция интерпретировать пентаграмму еще и как символ человека (микрокосма) . Объединение значений макрокосма и микрокосма сделало пентаграмму универсальным символом мировой гармонии и божественного творчества.

При рассмотрении природных объектов также можно заметить, что число пять имеет некое особое значение. Пять отростков тела у человека (руки, ноги, голова). Пять пальцев на человеческой руке. Пять континентов и частей света на земном шаре. И даже у морских звезд имеется не менее пяти отростков.


Пентаграмма как схематическое изображение
человека (Корнелиус Агриппа «Оккультная философия»)

На уровне социума пентаграмма выражает гармонию человека и государства (микросистемы и макросистемы). Возможно, эта идея была знакома древним, поскольку еще в Древнем Риме пентаграмма использовалась в качестве государственного символа. Изображение пентаграммы присутствовало на личной печати императора Константина I. В древнем Вавилоне пентаграмма считалась знаком государственной власти и олицетворял власть правителя.

В христианской традиции пентаграмма, символизирует, по разным версиям, Спасителя, фаворский свет, Вифлеемскую звезду . Для пифагорейцев пентаграмма являлась символом совершенства и здоровья . Пифагор считал, что пентакль воплощает математическое совершенство , поскольку скрывает в себе золотое сечение. В кельтской мифологии пентаграмма считалась подписью богини войны и смерти . Пентаграмма хорошо известна издревле как символ-оберег, защищающий от злых сил . Интересно, что в этой роли она использовалась у совершенно разных народов и в совершенно разных культурах, разделённых океанами и тысячелетиями!

Такими образом, пятиконечная звезда на протяжении веков воплощает в себе идею стабильности, целостности, совершенства, гармонии и защиты от сил зла и хаоса . Можно ли придумать более подходящий символ для вооруженных сил государства?

Согласно официальной версии, создателем эмблемы РККА был командующий Петроградским военным округом Константин Еремеев. В СССР пятиконечная звезда символизировала единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли (пять концов звезды — пять материков планеты). Красный цвет армейской звезды символизирует память о крови товарищей, пролитой в боях.

Однако, существует мнение, что символика РРКА разрабатывалась лично Львом Троцким и его сподвижниками, некоторые из которых были весьма сведущи в оккультных науках, и пентаграмма в качестве армейского символа была выбрана совсем не случайно.

Надевая форму, офицер и солдат принимает звезды на плечи (погоны) и на лоб (фуражка или пилотка). Тем самым он, с одной стороны, объявляет себя защитником от сил тьмы и хранителем мировой гармонии, а, с другой стороны, получает защиту-оберег от деструктивных сил.

Теперь давайте посмотрим на смысловое содержание новой звезды российских Вооруженных сил образца 2014 года.

Первое, и главное, на что нужно обратить внимания - это на то, что новый символ не является пентаграммой. Он ее лишь имитирует, пытается ею казаться за счет оптической иллюзии. Пентаграмма это фигура, образованная пятью пересекающимися линиями. В новом символе нет пяти пересекающихся линий (они заменены на две изломанные кривые), поэтому новый символ - не пентаграмма и не звезда! Этот символ имеет иную природу, сходство с пентаграммой - внешнее и поверхностное. Так называемая звезда Шойгу - это псевдозвезда и псевдопентаграмма, т.е. подделка, имитация, фейк древнего символа. Поэтому новый символ не несет и не передает ни одно из значений, характерных для пентаграммы.

Заменяя звезду-пентаграмму на принципиально иной знак, «дизайнеры» разрывают цепь преемственности современной российской армии с русской и советской армией. У российских воинов больше не будет звезд на плечах (вместо них появятся две разноцветные закорючки). Они теперь - воины других смыслов, воины совершенно иной армии, бойцы за совершенно иную идею. Их отцы и деды шли в бой с совершено иным знаком на пилотках, погонах и знаменах.

Я уж не говорю о такой «мелочи», как то, что новая псевдозвезда по цветовому паттерну соответствует не российскому, а голландскому флагу.

На ассоциативном уровне новый символ несет идею раздробленности и разорванности, неустойчивости и хаоса. С этой точки зрения его следовало бы назвать не «звездой Шойгу», а «звездой Сердюкова». Вместо строгой аскетичной гармонии пентаграммы в новом символе мы видим две странно изломанные линии, одна из которых окрашена в красный, а другая - в синий цвет.

Новый символ явственно расколот, разорван на два несвязанных друг с другом элемента - верх и низ. Они четко и полностью отделены друг от друга, что дополнительно подчеркивается их разным цветом. Что это символизирует - отрыв командования от войск? Обезглавливание армии? Отрыв элиты от народа? Расщепление общества на «верхушку» с преКРАСНОЙ жизнью и «низы», которые посинеют от той жизни, которую им готовят?


Новая эмблема вооруженных сил России: отрыв верха от низа, курган над ямой, опрокинутая вверх ногами литера «М» и перечеркнутая стрела.

Красная линия верхней части логотипа по форме напоминает курган. «Курган — разновидность погребальных памятников… Характеризуется, обычно, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой» (Википедия). На символе четко виден красный курган над ямой. Получается, что новый символ на ассоциативном уровне несет значение могилы для вооруженных сил Российской Федерации? Ай да хороша звездочка Шойгу!

Нижняя синяя часть нового символа российской армии представляет собой перевернутую вверх ногами литеру «М». Буква М в русском языке всегда была очень мощным определяющим знаком. В русском дореформенном алфавите литера «М» называлась «мыслите». Буква «М» входит в состав таких слов как мир, мощь, мужество, мудрость, молодость, мы. Новый символ показывает нам, что отныне в российской армии смысл этих понятий будет поставлен с ног на голову, т.е. армия будет пользоваться извращенными понятиями мужества, мощи и мудрости.

Внутри символа мы видим белую стрелу, направленную вверх. Но это устремление ввысь зачем-то перечёркнуто горизонтальной белой полосой. Таким образом, новый знак несет идею блокировки устремлений вверх, к развитию, к совершенствованию, к Богу.

При некотором внешнем сходстве красной звезды с новой красно-бело-синей псевдозвездой, на семантическом уровне дистанция между ними больше, чем между красной звездой и свастикой.

Предлагая новый символ, его разработчики наносят удар по самому сокровенному смысловому основанию, т.е. в самое сердце Вооруженных сил. А смысловая база «за что воюем» — это и есть та основа, на которой стоит мощь армии.

Кто же сотворил такое безобразие?

Выскажу два предположения. Первая версия - новый знак придумывали, рисовали и утверждали безумцы и тотально безграмотные люди, которые не имеют ни малейшего понятий ни об истории воинских символов, ни о символах и истории вообще. Вторая версия, которая представляется более вероятной - знак разрабатывали не в России. При всем уважении к дизайнерам «подведомственного дизайн-бюро» Минобороны, я не верю, что это знак создан там. Во-первых, слишком велик потенциал враждебности и дестабилизации, который заключает в себе новый символ. Во-вторых, работа слишком профессиональная: слишком четко подобраны смыслы, слишком тонко расставлены акценты, слишком мастерки выполнена маскировка «под звезду». Такую работу мог выполнить опытный каббалист и знаток древней истории, но никак не среднестатистический дизайнер.

Согласно древним верованиям, злого демона можно заключить внутрь пентаграммы, и он никогда не сможет преодолеть ее границу, пока она не нарушена. Минобороны России разорвало пентаграмму и выпустило демона. Новая эмблема показывает всему миру, что путь для сил зла и хаоса открыт. Ну а то, что это случилось в аккурат во время украинского кризиса - так это, конечно, просто совпадение.

Русская армия пользовалась заслуженной боевой славой. Она была сильна отвагой своих солдат, их беззаветной верностью воинской присяге, их несокрушимой стойкостью, их умением бестрепетно переносить тяготы суровой солдатской службы. В русской армии существовали великолепные воинские традиции. Традиции в армии - великое дело. Неписаные законы воинской чести сплачивали солдат вокруг военачальников, создавали крепкую внутреннюю дисциплину, соединяли воинов в тесную и дружную полковую семью - она была для солдата и офицера подчас дороже родного дома. Долг наш - взять лучшие из воинских традиций старой русской армии и внедрить их у себя. Мы законные наследники солдатской славы российского воинства и, как рачительные хозяева, это дорогое нашему сердцу наследство стараемся сберечь и приумножить.

Одной из самых замечательных и волнующих традиций русской армии была любовь к своему полковому знамени. Знамя считалось святыней полка. Знамя было символом воинской чести и славы. С развёрнутыми знамёнами ходили русские полки в бой, и полотнища этих знамён, колеблемые ветром, как бы простирали над полками благословение родины. И когда солдат шёл на подвиг и видел, как над рядами его боевых товарищей плывёт, колышется и трепещет полковое знамя, он знал - с ним русская земля, с ним любовь народа и отчизны.

Понятно, почему с таким рвением оберегали во время боя священное знамя, почему выборные люди части - знамёнщики, - которым было поручено нести полковую реликвию, скорее расставались с жизнью, чем со знаменем. Понятно, почему потеря знамени считалась величайшим позором для полка. Полк, потерявший знамя, подлежал расформированию, исключался из списков армии, - разве можно было представить большее несчастье для солдат и офицеров?! Ведь каждому истинному воину свой полк представлялся родным домом, родным очагом. Ведь каждому истинному воину честь полка представлялась его собственной личной честью.

История российской армии хранит немало примеров высокого героизма солдат и офицеров, бестрепетно жертвовавших жизнью для спасения воинского знамени.

Во время войны русских с французами в 1805 году знамёнщик Азовского полка унтер-офицер Старичков получил несколько пулевых и штыковых ран. Начиная терять силы и боясь, как бы знамя не попало в руки неприятеля, он снял его с древка и спрятал на груди, продолжая сражаться с врагом. Тяжело раненый Старичков был взят в плен, но и находясь в плену, продолжал свято хранить спрятанное полковое знамя. Умирая от полученных ран, Старичков подозвал своего друга солдата Бутырского пехотного полка Чайку и передал ему знамя, взяв клятву сберечь священную реликвию и любыми способами доставить в полк. Чайка в точности исполнил завещание друга: он бережно и старательно скрывал знамя в течение всего времени, пока находился в плену, а когда, наконец, вернулся на родину, доставил знамя командованию.

Честь полка была спасена. Однополчане не забыли мужественного унтер-офицера. Весть о его подвиге была разнесена по всей России. Имена скромного унтер-офицера Старичкова и его друга Чайки были занесены в историю российской армии. Так и в плену русский солдат оставался верным своей присяге, помнил о службе, о солдатском долге, о родном знамени.

Знамёнщик 2-го батальона Селенгинского полка 2-й гренадерской роты унтер-офицер Андрей Снозик, находясь 23 октября 1853 года в сражении со знаменем, был сильно ранен и упал. Моментально несколько товарищей подскочило к нему для того, чтобы принять знамя из его ослабевших рук, но доблестный Андрей Снозик поднялся и твёрдо сказал: «Пока жив, никому знамя не отдам», - и, обливаясь кровью, понёс знамя вперёд.

Воодушевлённые его доблестью, солдаты стремительно бросились в бой и погнали неприятеля. Знамя, несомое мужественным Андреем Снозиком, высоко развевалось над батальоном и звало солдат к победе.

Во время Севастопольской обороны Охотский полк атаковал сильно укреплённую английскую позицию на Инкерманских высотах. Батарею защищали Черные Стрелки - отборный английский полк. Хотя большая часть солдат и офицеров Охотского полка полегла на поле битвы, тем не менее русские овладели английской батареей. Но на помощь Черным Стрелкам поспешила английская гвардия и выбила охотцев с занятой высоты. В неравном бою у русских был убит полковой знамёнщик. В минуту замешательства знамя перешло в руки англичан. Увидев это, унтер-офицеры Иван Барабашев и Осип Игнатьев неудержимо бросились назад на батарею, в самую гущу англичан, и вырвали свою святыню из неприятельских рук. Знамя было спасено, а вместе с ним и честь полка.

В Турецкую войну 1877 года укрепления Кизил-Тапы защищал 1-й батальон 157-го пехотного Имеретинского полка. Во время жестокого боя турки потеснили слабые силы русских и овладели знаменем. Тогда прапорщик Петропавловский, обнажив саблю, один бросился в гущу неприятельских солдат и схватил древко знамени. Прапорщика Петропавловского подняли на штыки, но он отчаянным усилием успел сорвать с древка священное полотнище и перебросить его через головы турок в руки своих однополчан. Турки изрубили в куски храброго офицера, но знамя было спасено.

Так доблестный воин без колебания отдал свою жизнь за родное знамя, за честь своего полка и славу своих товарищей.

Во время Севастопольской обороны 2-му батальону 54-го Минского полка пришлось вступить в бой с целой французской дивизией генерала Боске. Батальоном командовал мужественный подполковник Ракович. Противник имел огромный численный перевес. Каждому русскому приходилось иметь дело по крайней мере с десятью-пятнадцатью зуавами. Французам удалось захватить знамя батальона. Тогда сам подполковник бросился на французов, зарубил несколько неприятельских солдат, отбил знамя и отступил к своим.

Геройский подвиг подполковника Раковича, личным примером показавшего, как надо биться за своё знамя, ещё более воодушевил солдат Минского полка. Они снова соединились у отбитого знамени и хотя вынуждены были отойти, но заставили врага дорого заплатить за каждый шаг продвижения. И офицеры и солдаты равно дорожили честью родного знамени, ибо оно было святыней полка, и святыню эту оберегали все, кто служил под ее сенью.

В сражении с турками под Ески-Загрой 19 июня 1877 года славно отличилась 3-я дружина ополченцев. Знамёнщик дружины Арсентий Цимбалюк был тяжело ранен в грудь. Верный долгу присяги, он не захотел оставить своей святыни и, преодолевая мучительную боль, понёс знамя вперёд. Скоро, совершенно обессилев, он упал. Знамя подхватил подполковник Калитин, но тут же был убит наповал. Тогда знамя принял один из рядовых ополченцев, но не успел он сделать несколько шагов, как пал мёртвым. Страшно было подойти к знамени - неприятель развил бешеный огонь. Однако ополченцы не покинули свою святыню. Пять знамёнщиков были убиты на месте, но дружина тем не менее с честью вынесла своё знамя из боя, изрешечённое пулями, забрызганное кровью его славных защитников.

Вот пример геройской службы, вот образец того высокого воинского духа, который всегда жил и будет жить вечно в русских людях!

Знамя воодушевляло русских воинов, звало их на ратные подвиги. Когда Александр Невский , его княжеский стяг высоко развевался у Вороньего Камня, и каждый из воинов знал: там князь, там полководец, там сердце и душа боя. В часы страшной Куликовской битвы, когда 150 тысяч русских воинов смертным боем рубились с несметной Мамаевой ордой, в центре кипевшего сражения развевалась великокняжеская хоругвь Дмитрия Донского, и один вид этого знамени заставлял усиленней биться сердца русских воинов. Они знали, что с ними их военачальник, с ними любовь народа!

Славны российские знамёна! Где только не побывали они?! Они трепетали в дыму и пламени Полтавской битвы, когда великий Пётр скрестил русский меч со шведской шпагой и когда решался вопрос о том, быть ли России великой державой или остаться на долгие века слабым окраинным государством. Гордый Измаил, взятый беспримерным штурмом суворовских чудо-богатырей, видел русские знамена на своих дотоле неприступных стенах. В грозную годину Отечественной войны, какую Россия вела с Наполеоном, русские знамёна развевались над железными полками российского воинства, защищавшего Москву на полях Бородина.

Немцы видели русские знамёна на площадях Берлина, занимавшегося нами в годы Семилетней войны. Сквозь альпийские ущелья были пронесены российские знамёна во время беспримерного суворовского похода. Долины Ломбардии, слышавшие мерный шаг русской пехоты, зрили знамёна наши, покрытые великой славой.

Русская армия, армия великого народа, история которой отмечена многими блистательными победами, была охранительницей, защитницей России. Её доблести и мужеству следует приписать то, что родина наша устояла против многочисленных врагов, отразила многие неприятельские нашествия.

Мы, современные советские люди, русские люди, с гордостью говорим: в наших жилах течёт кровь героев Полтавы и Бородина, Гангута и Чесмы, Измаила и Севастополя. Мы преклоняемся перед памятью Александра Невского и Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, Багратиона и Кульнева, Нахимова и Брусилова. Эти имена, равно как и имена других доблестных полководцев, составляют воинскую славу нашего отечества.

А символом славы российских полков являются воинские знамёна, покрытые пылью дальних походов, пороховой копотью бесчисленных сражений.

Мы, наследники российской воинской славы, должны поднять священные боевые знамёна над полками нашей доблестной Красной Армии, обороняющей родину от страшного и злобного врага. Боевые знамёна советских полков так же, как и знамёна русских воинов, защищавших свою отчизну, будут символом воинской чести, доблести и славы. С какой гордостью носят свои знамёна гвардейские полки и дивизии! Коленопреклонённо принимают гвардейцы своё заслужённое в боях знамя и свято берегут его честь.

Боевые полковые знамёна ещё раз напомнят каждому бойцу и командиру об их священной присяге, об их долге преданно служить родине, защищать её мужественно и умело, отстаивать от немецких орд каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни. И когда в суровый час жестокой битвы бойцу нашему будет тяжело, он обратит свою мысль к родному боевому знамени. В нём - честь полка, честь армии, честь отчизны. В нём - благословение родины, благословение народа. В нём - солдатская доблесть и слава. // .
_____________________________
* ("Красная звезда", СССР)
("Красная звезда", СССР)

**************************************** **************************************** ***************
Агитатор в окопе
Из записной книжки фронтового агитатора

В агитации иногда небольшой штрих, мелкий факт наталкивают на злободневную тему. Бывает, что агитатор решил провести беседу на какую-либо тему. Направляется он в роту, а, придя туда, строит беседу совсем не так, как раньше думал. В этом одно из проявлений .

Недавно я встретил агитатора капитана Рогожкина. Речь у нас зашла о целеустремлённости и действенности агитации. И вот что он мне рассказал:

На передний край я шёл с намерением провести беседу о дисциплине. Но все мои планы были опрокинуты, лишь только я добрался до окопов.

Первое, что бросилось в глаза, - мелкие траншеи. Немцы все время их обстреливают и нередко выводят из строя наших бойцов. В тот момент, когда мы шли, они строчили из пулемётов и периодически бросали мины. С нашей стороны стрельбы не было. В чём дело? Подходим к пулемётному расчёту, спрашиваем.

Почему молчите?

А как же стрелять, мы ничего не видим, - говорит боец.

В самом деле - до переднего края немцев метров 500, а сектор обстрела у станкового пулемёта рассчитан метров на 150. Впереди высокая сухая трава, кочки и мелкие кусты. Подходим к другому пулемёту.

Ну, как стреляете? - обращаемся к бойцам.

Стреляем помаленьку.

А вон фрицы ходят, почему не бьёте? - спросил присутствующий здесь же подполковник Юрченко. Он быстро поставил прицел и дал очередь. Два немца распластались на земле.

Что вы делаете, подполковник? - обратился к нему командир взвода лейтенант Попов. - Ведь немцы ответный огонь откроют.

В реплике лейтенанта мне послышалась не только тревога за жизнь старшего командира, но и его . Из беседы с рядом стоявшим бойцом я установил, что взвод и его командир на передовой линии недавно, что немцы здесь всё время, не боясь, ходят по своему переднему краю в полный рост, и наши бойцы их не беспокоят. Мне всё стало ясно.

В этой роте я провёл две беседы. Темы напрашивались сами собой. Первая - об укреплении обороны и организации огня, вторая - « ».

Через пять дней я опять зашёл в эту роту, - рассказывает агитатор Рогожкин, - и был несказанно рад. Траншеи были углублены. В окопы можно было безопасно подносить боеприпасы и пищу. Сектора обстрела расчищены. И в довершение ко всему - за несколько дней бойцы взвода истребили 60 немцев.

Агитатор Рогожкин наглядно убедился в силе своего слова.

Ночь - самое напряжённое время. Она полна неожиданностей. Именно ночью в окопе, в блиндаже необходимо присутствие агитатора, чтобы .

В тёмную ночь я пробирался с командного пункта к нашему переднему краю. Вдали вспыхивал прерывистым огнём строчивший без конца вражеский пулемёт. С сухим металлическим треском у наших окопов рвались мины. Пули то и дело взвизгивали над головой. Наши бойцы не стреляли.

Почему такая тишина? - спросил я бойца, стоявшего у крайней землянки.

Головы не даёт поднять, все бьёт и бьёт, - ответил он.

А вы заставьте его замолчать. Сами бейте.

Враг под домами блиндажи устроил - его не достанешь.

Венгры, засевшие в деревне, в подпольях домов, оборудовали огневые точки. Из этих дзотов, соединённых между собой траншеями, они непрерывно поливали огнём наши окопы. Как только наши миномётчики начинали пристреливать огневую точку, она замолкала, но через две-три минуты пулемёт вновь начинал строчить из подполья другой избы. Непрерывный огонь не давал покоя. Нужно было перехватить огневую инициативу.

Я знал, что старший сержант Леонов прекрасный стрелок, у него меткий глаз и твердая рука.

Ударьте зажигательными, - посоветовал я.

Через полчаса крайние избы запылали.

На следующую ночь я опять был в окопе. Лишившись тёплых квартир, . Пулемёты их молчали. Почувствовав силу своего оружия, наши бойцы торжествовали и ни на минуту не прекращали огня. Утром из вражеских окопов выполз солдат и стал кричать что-то в рупор.

Хлопцы, снимите «крикуна», - скомандовал Леонов.

Последовал выстрел. «Крикун» повис на бруствере, а рупор покатился вниз.

Днём, уходя с переднего края, я уже твердо знал, что тишины в этой роте, больше не будет. Огневая инициатива перешла в наши руки. Я невольно вспомнил капитана Рогожкина. Я тоже был доволен. Ночь - хорошее время для агитатора.

Что нужно для того, чтобы слово агитатора было доходчиво, звучало свежо и убедительно, неотразимо действовало на ум и сердце бойца? Прежде всего надо, чтобы агитатор располагал конкретными, понятными каждому бойцу аргументами и фактами, близкими ему, взятыми из его же жизни. Поэтому, прежде чем проводить беседу, нужно познакомиться с жизнью бойцов и всего подразделения, пополнить свой блокнот свежими фактами из их боевой практики и окопного быта. Сплошь и рядом от умения агитатора привлечь даже мелкие факты из жизни подразделения зависят сила и успех его убеждения, действие его слов на сознание и поведение бойца. Прежде чем итти в ту или иную роту, я обычно знакомлюсь с ней «заочно», собираю материалы в политотделе, у командиров.

Наш боец - . Он сразу определяет, в чём силен и в чём слаб агитатор. И если он видит, что перед ним агитатор, знающий его жизнь и быт, знающий хорошо оружие, он оказывает ему искреннее доверие и высказывает охотно свое расположение. А расположить к себе бойца - это уже половина успеха.

На переднем крае агитатору всегда обеспечен радушный прием. Аудитория здесь благодарная. Обычно приходится отвечать на сотни самых различных вопросов. Жгучий интерес проявляют бойцы к международному положению страны, положению на фронтах и жизни нашего тыла. Поэтому агитатор перед каждой поездкой в часть должен быть готов к докладу на эти темы.

Наконец, каждому из нас нередко приходится сталкиваться с недочётами в воинских частях. Агитатор в части - не посторонний человек. Агитатор - представитель политоргана. Поэтому он не может проходить мимо замеченных безобразий. // Капитан Г.Румянцев . ВОРОНЕЖСКИЙ ФРОНТ.

Выпуск медицинских сборников на фронте

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 8 декабря. (Спецкорр. ТАСС). Медицинские работники Н-ской армии ведут большую научно-практическую работу, обобщают опыт, накопленный ими за время отечественной войны. Санитарный отдел армии издал ряд научных трудов, в которых принимают участие профессора и врачи, работающие в дивизионных и армейских медицинских учреждениях.

На-днях выходит третий медицинский сборник. Он состоит из четырех разделов: «Организация и тактика санитарной службы», «Военная гигиена и эпидемиология», «Военно-полевая хирургия», «Военно-полевая терапия и токсикология».

________________________________________ ________
А.Кривицкий : ("Красная звезда", СССР)
А.Толстой : * ("Известия", СССР)**
("Красная звезда", СССР)***
* ("Красная звезда", СССР)

Тот редкий случай, когда большевики не «выкинули за борт» историю и традиции

В начале девяностых стало модно втаптывать советскую символику в грязь. В частности, было немало попыток дискредитировать красную пятиконечную звезду – мол, это знак сатанинский, связанный с черной магией. Однако если рассмотреть историю этого символа, станет ясно, что придумали его вовсе не сатанисты.

Из глубины веков

Пятиконечной звезде как символу по самым скромным расчетам около пяти тысяч лет. Шумеры обозначали этим знаком угол, яму или небольшое помещение, комнатку. Пифагорейцы видели в пентаграмме пять убежищ, в которые при создании нашего мира был запрятан первобытный хаос. Жители Вавилона использовали звезду с пятью лучами как знак, защищающий жилище от воров. Какое-то время пятиконечная звезда была официальной иерусалимской печатью – возможно, поэтому средневековые ученые, мечтающие овладеть магией, называли пентакль печатью царя Соломона . А древние римляне считали пятиконечную звезду символом бога войны Марса – по преданию, он появился на свет из лилии; именно лилию и символизировала «марсова звезда».

Во времена Великой французской революции звезда о пяти лучах проникла в военную символику молодой республики и поселилась на эполетах и головных уборах генералов и офицеров. В Россию пятиконечная звезда пробралась именно из Франции: в 1827 году с легкой руки Николая I эполеты высших армейских чинов стали украшать золотые кованые звезды. Через 27 лет, в 1854 году, тоже при Николае I, на плечах российских военных появятся погоны, а на погонах – вышитые звезды.

Хорошо забытое старое

Когда в 1917 году грянула Февральская революция, все царские знаки различия в армии были скопом отменены.

Согласно приказу№ 321 от 7 мая 1918 года, выпущенному наркомвоенмором республики Львом Троцким , «марсова звезда с плугом и молотом» становится знаком красноармейцев. Есть мнение, что введение в символику пятиконечной звезды проводилось в рамках кампании по привлечению в Красную армию бывших царских офицеров.

Звезда, символизирующая Красную армию, тоже была красной – как и знамена молодой республики. Мыслилась она сначала как знак нагрудный – однако уже через полгода благополучно перекочевала на головные уборы военных и моряков, где и осталась на долгие годы.

Каждому символу нужна легенда. На заре существования РККА красная пятиконечная звезда олицетворяла единение «пролетариев всех стран» – рабочих со всех пяти континентов; красный цвет был цветом революции, цветом крови, которая была пролита за свободу. Позже красные звезды на головных уборах стали ассоциироваться с воинами-защитниками.

С января 1919 года звезды начали нашивать на новые головные уборы красноармейцев, напоминающие по форме шлемы древних витязей. Первое название этих остроконечных шапок – «богатырки» – не прижилось; они остались в памяти народа как буденовки.

Плакат «Вступайте в красную конницу», 1920 год

Гербы и флаги

Вскоре красные звезды обрели такую популярность, что зажглись на гербе и знамени молодой страны, строящей коммунизм. А потом стали зажигаться и на гербах республик. Кстати, на герб РСФСР красная звезда попала только в 1978 году!

Интересно, что немалые шансы стать символом Советской России имел другой древний знак, который позже, в середине XX века, обрел благодаря гитлеровцам дурную славу. Да, речь идет о свастике. Она даже в свое время красовалась на денежных купюрах – «керенках». Однако на герб страны так и не перебралась.

В 1928 году на свет появилась октябрятская звездочка – тоже красная, но с портретом юного Володи Ульянова посередине. Ее были обязаны носить на левой стороне груди все октябрята. А в 1935 году звезды, украшенные уральскими самоцветами, засияли на Спасской, Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях Кремля. Правда, эти звезды вскоре потускнели, так что в 1937 году Сталин велел установить на этих башнях, а также на Водовзводной башне красные звезды из молочного (внутри) и рубинового (снаружи) стекла. Вождь счел, что с такими звездами Кремль станет красивее. И это, пожалуй, то немногое, в чем с ним можно согласиться.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО с древних времен придает значения символам. Мудрецы разных эпох и народов видели в символах своего рода амулеты, незримо защищающие их носителей от всевозможного зла. Один из таких символов – пятиконечная звезда. Своим появлением она обязана не европейским масонам, вопреки расхожему мнению, и даже не библейскому царю Соломону.
Изначальное происхождение пятиконечной звезды (пентаграммы) вряд ли когда-либо будет установлено. Судя по раскопкам археологов, она была хорошо известна издревле как символ-оберег. Первобытные люди, а затем представители самых ранних цивилизаций на территориях современных Ирана, Ирака, Турции, Греции использовали ее в своих тотемах и ритуальных рисунках. Она была почитаемой эмблемой также у японцев и американских индейцев.
У саамов русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом, защищающим оленей – основу жизненного уклада большинства северян. В Северной Карелии еще в середине XIX века засвидетельствован факт почитания пятиконечной звезды охотниками-карелами. Наткнувшись в зимнем лесу на медведя-шатуна, охотник быстро чертил на снегу три пятиконечные звезды в ряд и отступал за них. Считалось, что медведь не сумеет перейти эту линию.
Число пять в культуре человечества символично. На руках и ногах у человека по пять пальцев. Из туловища «торчат» две руки, две ноги и голова – опять же пять «отростков». В рисунке гениального Леонардо да Винчи «идеальный» человек, широко расставив ноги и руки в стороны, напоминает пятиконечную звезду.
ПЕРВЫЕ известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 годом до н. э. Это нарисованные на глине пятиконечные звезды, найденные в развалинах древнего города Урука. Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. Древние египтяне называли пентаграмму «звездой псоглавого Анубиса». В Древнем Вавилоне ее изображали на дверях складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. А для «посвященных» тех народов она являлась могущественным знаком власти. В том же Вавилоне пентаграмма встречалась на царских печатях.
На землях древней Палестины пентаграмму называли «печатью царя Соломона», способной уберечь от темного воздействия сверхъестественных сил. Маги средневековой Европы, от которых, видимо, и пошли масонские ложи, узнали о «печати Соломона» из арабских манускриптов. Так пятиконечная звезда стала один из основных символов масонства («пылающая звезда»). Этим знаком, по масонскому преданию, Соломон отметил краеугольный камень своего Храма. Для масонов пятиконечная или пламенеющая звезда символизирует мировой разум, совершенство духа.
В древнееврейской каббале пентаграмма, обращенная одним лучом вверх, символизирует Спасителя, а обращенная двумя лучами вверх – силы тьмы.
В Древней Греции пентаграмму использовали пифагорейцы (последователи Пифагора) в качестве отличительного знака принадлежности к их сообществу. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира). Их-то и символизировали пять лучей звезды.
Римский император Константин I Великий (272–337 гг.) включил пятиконечную звезду в свою печать и свой амулет, ибо посчитал, что благодаря звезде он нашел истинную веру и принял христианство. Британский рыцарь сэр Гауэйн Оркнейский, племянник легендарного короля Артура, поместил пентаграмму в качестве личного символа на своем щите в золоте на красном фоне. Пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств – благородство, вежливость, целомудрие, отвагу и благочестие.
В дохристианской Руси красная пятиконечная звезда считалась знаком весеннего бога Ярилы, покровителя земледельцев и воинов.
ЧТО КАСАЕТСЯ Советской России, то вскоре после Октябрьских событий 1917 года пятиконечная красная звезда стала эмблемой Рабоче-Крестьянской Красной Армии. По одной версии идею использования красной звезды высказал весной 1918 года военный комиссар Московского военного округа Н.А. Полянский, предложивший ввести ее в качестве отличительного знака бойцов первых частей РККА. Источником информации служат воспоминания видного большевика
Е.М. Ярославского, согласно которым Полянский предлагал избрать символом красную пятиконечную звезду с изображением плуга, молота и книги. Рисунок получился несколько перегруженным. После обсуждения в командовании МВО на эмблеме были оставлены только молот и плуг.
По другой версии, пятиконечная звезда стала эмблемой РККА и официальным воинским знаком различия благодаря Всероссийской коллегии по организации и формированию Красной Армии, созданной 20 декабря 1917 года. Константин Еремеев, первый советский командующий войсками Петроградского военного округа, на заседании коллегии предложил ввести красную звезду в качестве символа новой армии.

Справочно. Константин Степанович Еремеев (1874–1931) родился в Минске. Сын унтер-офицера. В 1894–1895 годах проходил службу в армии, унтер-офицер. В 1896 вступил в РСДРП. С 1910 года работал в редакции газет «Звезда» и «Правда». Во время Первой мировой войны возглавлял военную организацию Северобалтийского комитета РСДРП(б), осенью 1917 года был направлен на работу в Петроградский военно-революционный комитет (ВРК).
С декабря 1917 года – командующий войсками Петроградского военного округа. В 1918 года переведен в Москву. Пользующийся большим доверием В.И.Ленина. Во время левоэсеровского мятежа в июле 1918 года руководил охраной Кремля и Большого театра, где проходил 5-й Всероссийский съезд Советов. Один из организаторов и редактор газеты «Армия и Флот Рабочей и Крестьянской России» (позже – «Рабочая и Крестьянская Красная Армия и Флот»). С 1923 года – член Реввоенсовета Балтийского флота, с 1925 года – начальник политуправления Балтфлота.

Чем руководствовался Н. Полянский или К. Еремеев в своем выборе, сказать сегодня невозможно. Может быть, они знали, что пятиконечная звезда была одним из символов Великой французской революции, а Советскую власть считали продолжателем ее дела (вспомним знаменитый лозунг «Свобода, равенство, братство»).
Возможно, что при принятии решения верх взяли другие соображения. Красная звезда в тогдашней России не столько имела революционный смысл, сколько традиционно асоциировалась с четвертой планетой Солнечной системы – Марсом. Его считали богом войны. Красная звезда как эмблема РККА подчеркивала воинский аспект нового советского символа.
Красная планета (Марс) вообще занимала особое место в субкультуре старых российских социал-демократов. Александр Богданов, как известно, даже написал фантастический роман, который так и назывался «Красная звезда» (1908 г.). На его страницах ветеран революционного движения представил воображаемое общество жителей Марса, построивших коммунизм.
Официально красная пятиконечная звезда стала символом РККА в июле 1918 года, когда ее дизайн был окончательно утвержден (пятиконечная красная звезда с золотой каймой, в середине – золотые плуг и молот, символизирующие союз крестьян и рабочих). Хронологически процесс ее принятия выглядел так: эмблема была введена приказом наркомата по военным делам от 19 апреля 1918 года в качестве нагрудного знака для всего личного состава РККА; ношение ее было подтверждено приказом Реввоенсовета республики за № 310 от 7 мая того же года; окончательно она была утверждена в июле 1918 г. решением V Всероссийского съезда Советов. Позднее эмблема упростилась – вместо плуга стал изображаться серп. Эта поправка была оформлена приказом Реввоенсовета республики 13 апреля 1922 года.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО что в первые годы Советской власти, видимо, по инициативе имевшихся в ядре большевистской партии антихристиански настроенных деятелей, предпринималась попытка изображать красную звезду двумя концами кверху. Первый советский орден Красного Знамени, учрежденный 16 сентября 1918 года, имел именно такое – «кверху ногами» – изображение звезды. На плакате Дмитрия Моора (Орлова) «Советская Россия – осажденный лагерь. Все на оборону!», выпущенном в 1919 году, красная звезда также изображена перевернутой.
Но древняя традиция все же взяла верх, и звезде вернули ее «антисатанинское» положение. Военный отдел ВЦИК был вынужден выпустить массовым тиражом специальную листовку «Смотри товарищ, вот Красная Звезда», где в форме «Притчи о Правде и Кривде» дано объяснение ее символики. Звезда была нарисована двумя лучами вниз, а одним вверх...
В старой русской армии также использовались на погонах звезды – для различия воинских званий – но не красные, а золотые. Тогда считалось, что это связано с традицией, якобы идущей еще от Древнего Рима. Пентаграмма фигурировала в императорской армии в значении «марсовой» звезды – по имени древнеримского бога войны Марса. По указу императора Николая I 1 января 1827 года звезды появились на эполетах русских офицеров – возможно, по аналогии с французской армией. А 29 апреля 1854 года были введены шитые звезды на вновь учрежденных погонах.
«Марсово» значение красной звезды признавали и большевики. Впервые о красной пятиконечной звезде упоминают «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» 19 апреля 1918 года. В разделе «Хроника» сообщается: «Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов Красной Армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота в центре». Отмечалось, что конфигурация знака воплотила в себе древнейший символ защиты. Плуг и молот олицетворяет союз рабочих и крестьян, красный цвет – «революцию и бога войны Марса».
И ЕЩЕ ОДИН любопытный факт. В Интернете уже несколько лет «гуляет» уникальная фотография времен русско-японской войны (1904–1905 гг.). Ее автором назван известный в то время фотокорреспондент Виктор Карлович Булла. Она сделана в день, когда из Гатчины на фронт в Маньчжурию отправляется воевать с японцами 23-я артиллерийская бригада (зима 1904 года). По просьбе Виктора Буллы канониры картинно выстроились для парадного снимка. Любопытная деталь: на двери вагона красуется пятиконечная звезда с двуглавым имперским орлом в центре.
Некоторые участники виртуальных дискуссионных форумов, правда, считают, что это может быть искусный фотомонтаж. Однозначно что-то сказать по этому поводу сложно. Возможно, у кого-то в России еще сохранились старые фотографии с изображением звезд в качестве символов императорской армии. Это позволило бы разгадать эту историческую загадку. Тем более что в Интернете встречаются утверждения о том, что в начале XX века на знаменах некоторых русских полков появились пятиконечные звезды с двуглавым имперскими орлом в центре.
Известно и то, что звезда как элемент эмблемы появилась на российском военном мундире в апреле 1917 года. 21 апреля приказом военного и морского министра Временного правительства А.И. Гучкова по флоту и морскому ведомству № 150 погоны были заменены нарукавными знаками различия и введена новая кокарда: пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем...
Так или иначе, пятиконечная звезда – очень древний символ. В сознании людей она символизирует высокие устремления и идеалы. Наверное, не без глубокого смысла и выражение «родиться под счастливой звездой». А для военных людей пятиконечная красная звезда – прежде всего символ ратного дела и воинской доблести.

P.S.
У американского писателя Дэна Брауна в его романе «Код да Винчи» дается своя трактовка этого символа. Герой книги Лэнгдон так рассказывает о пентаграмме:
- Это пентакл, - сказал Лэнгдон, и собственный голос показался ему чужим, так странно и гулко прозвучал он под сводами галереи. - Один из старейших символов на земле. Появился за четыре тысячи лет до Рождества Христова.
- И что же он означает?
Лэнгдон всегда колебался, когда ему задавали этот вопрос. Сказать, что означает символ - все равно, что объяснить, каким воздействием на человека обладает та или иная песня. Ведь каждый воспринимает одну и ту же песню по-своему. Белый колпак ку-клукс-клана стал в Соединенных Штатах символом ненависти и расизма, но в Испании подобный костюм лишь подчеркивал неколебимость христианской веры.
- В различных обстоятельствах одни и те же символы имеют разное значение, - осторожно ответил Лэнгдон. - Вообще-то изначально пентакл был религиозным символом язычников.
- Поклонение дьяволу, - кивнул Фаш.
- Нет, - сказал Лэнгдон и тут же понял, что слова надо подбирать осторожнее. Ведь в наши дни слова «язычник» и «языческий» стали почти синонимами поклонения дьяволу, что совершенно неверно. Корни этого слова восходят к латинскому pagan, что означает «обитатели сельской местности». Язычники были сельскими и лесными жителями и по своим религиозным взглядам являлись политеистами, поклонялись силам и явлениям Природы...
- Пятиконечная звезда, - пояснил Лэнгдон, - это еще дохристианский символ, относившийся к поклонению и обожествлению Природы. Древние люди делили весь мир на две половины - мужскую и женскую. У них были боги и богини, сохраняющие баланс сил. Инь и ян. Когда мужское и женское начала сбалансированы, в мире царит гармония. Когда баланс нарушается, возникает хаос...
Есть еще более специфичная интерпретация. Пятиконечная звезда символизирует Венеру, богиню любви и красоты... Ранние религии основывались на божественном начале Природы. Богиня Венера и планета Венера - это одно и то же. Богиня занимает свое место на ночном небе и известна под многими именами - Венера, Восточная звезда, Иштар, Астарте. И все они символизировали могущественное женское начало, связанное с Природой и Матерью Землей...
Лэнгдон решил не вдаваться в подробности и не стал говорить о, возможно, самом удивительном свойстве звезды: графическом доказательстве ее связи с Венерой. Будучи еще студентом факультета астрономии, Лэнгдон с удивлением узнал, что каждые восемь лет планета Венера описывает абсолютно правильный пентакл по большому кругу небесной сферы. Древние люди заметили это явление и были так потрясены, что Венера и ее пентакл стали символами совершенства, красоты...

На снимках: Советский плакат времен Гражданской войны; Русские артиллеристы отправляются воевать с японцами, 1904 г.; Глиняный сосуд. Южная Мессопотамия, 4 тыс. лет до н.э.