Разница между учебником и учебным пособием. Учебное пособие

Учебное пособие - инструмент, который вы можете применить, чтобы исключить элемент стресса из своего учебного процесса. Когда у вас есть учебник, папка с множеством конспектов лекций, гора домашних заданий и рабочих тетрадей, может быть трудно решить, с чего начать. Но если выучить несколько особенностей форматирования, искать информацию в нужном месте и использовать учебное пособие, наилучшим образом используя пределы своих возможностей, вы сможете сделать обучение намного более эффективным. Интересно? Начните с Шага 1, чтобы узнать об этом больше.

Шаги

Часть 1

Структурирование вашего учебного пособия

    Пусть форма соответствует содержанию. Есть много разных типов учебных пособий, и каждый из них имеет формат, соответствующий определенной цели и стилю обучения. Для чего бы вы его ни применяли, есть учебные пособия, подходящие не только данному учебному предмету, но и определенной цели обучения при изучении этого предмета. Структурируйте информацию в наиболее удобное в использовании именно вам учебное пособие.

    • Если вам легче учиться визуально , подумайте об использовании расцвеченных блоков в учебном пособии или используйте технику картографирования идей, чтобы выделить информацию и сделать ее легкодоступной.
    • Если у вас линейный ум , организуйте информацию хронологически или в алфавитном порядке, чтобы вы могли выучить что-то одно из ряда, и потом перейти к следующему.
    • Если вам нужна эмоциональная связь с материалом , чтобы его понимать, придайте своим записям повествовательную форму; так их будет легче учить. Переведите понятия с языка математики на язык повествования, рассказа, к которому можно чувствовать причастность, затем организуйте ваше учебное пособие как короткий рассказ, который вы можете изложить в деталях, чтобы запомнить применение формул.
    • Если вы можете быстро запоминать информацию , используйте формат, который поможет вам эффективно запоминать, например, в форме записи своим голосом словарных слов и определений, затем вновь прослушивайте на своем плеере весь день или создайте анимированные флэш-карточки и регулярно себя проверяйте.
  1. Нарисуйте когнитивные карты, чтобы соединить основные идеи и расставить приоритеты в информации. При создании когнитивных карт каждую важную идею пишите в отдельном прямоугольнике, которые потом соединяйте в соответствии с их хронологией и важностью. Потом свяжите ветки связанной информации, производные от основных идей. Такой метод создания учебного пособия обеспечивает хорошую визуальную схему того, как сочетается друг с другом изучаемый материал в общую концепцию.

    Используйте схемы сравнений, чтобы выделить отличия в ключевых понятиях. Создавайте учебные пособия, используя схемы сравнений или таблицы, когда нужно сравнить и показать разницу в связанной группе идей. Вы можете использовать таблицы для создания четких параллелей в истории или биологии, или для того, чтобы сравнить разных писателей по литературе.

    • К примеру, в названиях колонок схемы сравнения особенностей разных видов растений, скорее всего, будут царство, семейство и род. Это поможет организовать информацию для быстрого сравнения и просмотра.
    • Вы также можете получить пользу от схемы сравнений при изучении литературы, выписывая имена героев рассказа в заголовки разных колонок, под которыми выписать их отличительные особенности или другую информацию. Подобным образом, информация из двух разных новелл может быть удобно структурирована в подобную таблицу.
  2. Используйте флэш-карточки или карточки понятий, чтобы запомнить терминологию. Флэш-карточки обычно делают из пустых учетных карточек 13 x 18 см, и они могут содержать настолько много или настолько мало информации, как вы того захотите, потому это один из самых эффективных приемов запоминания отдельных слов, или определений отдельных понятий. Благодаря этому они наиболее эффективны в изучении иностранных языков и истории.

    • Выпишите 1 ключевое понятие на лицевой стороне каждой карточки, а на обратной стороне напишите те факты и ключевые концепции, которые ассоциируются с этим фактом. Просматривайте карточки сами или попросите кого-то вразброс поспрашивать вас, используя эти карточки. Чтобы убедиться, что вы действительно запомнили то, что нужно, пройдитесь назад-вперед, начиная с лицевой стороны карточки, а потом с оборота. Это особенно хорошо работает при запоминании новых иностранных слов.
  3. Напишите собственный образец теста в учебных целях. Написание примера теста может быть исключительным способом проанализировать информацию, по которой вас будут спрашивать, с двух точек зрения: если вы будете думать, что стоит включить в тест, вы будете думать как учитель, и если вы сможете предвидеть эти вопросы, вы будете на шаг впереди.

    • Попробуйте выяснить, будут ли вам давать тест с набором вариантов ответов, текстом, в котором нужно заполнить пробелы или нужно будет письменно ответить на вопросы. Подготовьтесь соответственно, выписывая вопросы того типа, с помощью которых вас будут проверять.
    • Многие учителя захотят снабдить вас старыми версиями теста, если таковые имеются, чтобы вы могли использовать их в качестве учебного пособия. В учебники часто включены образцы тестов, которые являются превосходным способом обучения. Хотя прохождение теста более одного раза может оказаться дополнительным стрессом, это может быть отличным способом обучения, и даже может навести вас на типы вопросов, которые будут в тесте.
  4. Учитесь, используя много учебных пособий сразу. Создайте учебное пособие комбинированного типа, используя основные понятия и уточняющую информацию, которую вы отобрали из учебных материалов. Вы можете написать черновой вариант пособия на бумаге, от руки или с помощью компьютера, используя текстовый редактор, таблицу или специализированную программу по созданию учебных пособий, чтобы структурировать вашу информацию.

  5. Занимайтесь по расписанию. Сделайте учебное пособие как можно раньше, и выделите достаточно времени, чтобы учиться по ним, перед тем, как на вас свалится тест. За несколько недель перед тестом, разделите свое время для изучения всех разных предметов и выделите свое место каждому изучаемому предмету, чтобы быть уверенными, что вам хватает времени на каждый отдельный блок информации. Не откладывайте все на последнюю минуту.

    • Если вы страдаете от стресса, беспокойства и имеете склонность паниковать перед тестированием, может быть особенно хорошей идеей своевременно выставить предельные сроки выучивания отдельных глав или тем. Если вы знаете, что вам нужно на этой неделе пройти первые два параграфа, перед тем, как преступать к третьему и четвертому на будущей неделе, значит, вы можете посвятить этому всю неделю, и в течение этого времени вы не сможете волноваться по поводу 3 и 4 глав.
    • Выделите учебе разные временные промежутки, и фокусируйтесь на одном предмете за раз. Не нужно переключаться туда и обратно между пятью разными предметами, пока вы не выучили все по первому.
  • Выделенные слова и определения из учебника часто являются ключевыми пунктами и хорошими показателями материала для учебного пособия.
  • Помните, что каждый тип пособия имеет свои сильные и слабые стороны и есть много разных стилей обучения. Потому, правильно подбирайте тип учебного пособия к нужному предмету или к разным стилям обучения, для чего может понадобиться использовать более одного типа пособий. К примеру, визуалам могут лучше всего подойти карты и диаграммы, в то время как слушателям могут более подойти карточки, с которых они смогут зачитывать вслух.
  • Постарайтесь быть как можно более лаконичными. Избегайте ненужной информации.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90 ; в РФ - ГОСТ 7.60–2003).

Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.

Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:

 временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;

 являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.

Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.

В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):

1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.

2. Введение включает следующие аспекты:

· цель (назначение) издания, соответствие учебной программе

· читательский адрес

· вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по дисциплине, актуальность, степень новизны, особенности авторской концепции

· общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).

4. Тематические разделы должны содержать выводы, обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.

5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.

6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:

  • основные итоги и выводы,
  • характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем,
  • рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета,
  • перспективы развития дисциплины (отрасли науки).

7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.

8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1 авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).

Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

Критерии экспертной оценки рукописи

Требования к структуре и содержанию рецензии

Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе.

Рецензия состоит из трех частей:

· общей части;

· постраничного разбора ("постраничных замечаний");

· заключения.

  1. Первая (общая) часть рецензии содержит оценку рукописи по следующим критериям:

1 – соответствия требованиям образовательного стандарта,

2 – соответствия современным научным представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных образовательных программ,

3 – соответствия содержания учебного и учебно-методического материала целям учебной дисциплины,

4 – соответствия требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных материалов,

5 – корректности в аспекте межпредметных связей,

6 – наличия конкретных целей и задач в логике компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат,

7 – соответствия внутренним стандартам качества учебного заведения,

8 – степени инновационности, новизны, наличия оригинальной авторской концепции,

9 – корректности использования специальной терминологии и обозначений,

10 – четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты использования литературы, наличия ссылок на источники,

11 – степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного материала,

12 – целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций, их качества,

13 – наличия логических и стилистических ошибок.

Вторая часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:

· подробный перечень замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т.д.);

· указание на отдельные места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.

В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине __________.. для специальностей (направлений)…____________.

Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет, и по какой причине.

Реквизиты рецензии:

  • название вида документа (рецензия);
  • точное название рукописи, на которую дается рецензия;
  • фамилия, и. о. автора;
  • содержание рецензии
  • фамилия, и. о. рецензента, его ученая степень, звание, должность, наименование организации;
  • подпись рецензента;
  • дата;
  • фамилия, должность и подпись лица, удостоверяющего подпись рецензента;
  • дата удостоверения подписи;
  • печать.

Коллективная рецензия дополнительно содержит:

  • дату и номер протокола заседания научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), на котором проходило обсуждение рукописи;
  • фамилии сотрудников научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), принимавших участие в обсуждении рукописи;
  • рекомендацию к публикации, данную коллективом, с подписью руководителя научного коллектива.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

В.В. ЕГОРОВ, Э.Г.СКИБИЦКИЙ, В.Г. ХРАПЧЕНКОВ

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебное пособие

Новосибирск

УДК 37.01 (075) ББК 74.00 С. 43

Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы:

Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.

Учебное пособие содержит описание основных категорий педагогики, структуры и компонентов педагогического процесса и управления им, методов, средств и организационных форм обучения. Кратко излагаются вопросы семьи как субъекта педагогического взаимодействия и аспекты управления образовательными системами.

Пособие адресовано студентам и преподавателям непрофильных профессиональных высших учебных заведений, аспирантам, соискателям и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, и всем тем, кто интересуется педагогикой.

Р е ц е н з е н т ы

В.А. Беловолов − доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии НГПУ

Н.В. Силкина − доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой СГУПС

УДК 37.01 (075) ББК 74.00

С Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИКИ Тема 1. Объект, предмет и задачи педагогики

1.1. Происхождение педагогики как науки

1.2. Основные категории педагогики

1.3. Отрасли педагогики и её связь с другими науками

1.4. Содержание и структура педагогического исследования

1.5. Методы педагогического исследования

1.6. История развития педагогической науки

Тема 2. Образование в современном мире

2.1. Образование в общеметодологическом и общекультурном мире

2.2. Образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда

2.3. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования

2.4. Система образования в России

2.5. Информационное образовательное пространство и дистанционное образование

2.6. Мировая тенденция развития образования

Вопросы для самоконтроля Литература

Раздел II. ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА Тема 3. Педагогический процесс как форма образования

3.1. Общая характеристика целостного педагогического процесса

3.2. Движущие силы и закономерности педагогического процесса

3.3. Воспитание в педагогическом процессе

3.4. Основные компоненты педагогического процесса

Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 4. Цели и принципы педагогического процесса

4.1. Понятие цели, общие цели воспитания и образования

4.2. Иерархия целей воспитания и образования

4.3. Таксономия целей обучения

4.4. Принципы педагогического процесса

4.5. Построение многоуровневой системы принципов педагогического процесса

Вопросы для самоконтроля Литература

5.1. Требования к формированию содержания образования

5.2. Конкретизация содержания образования в учебной литературе

5.3. Средства информатизации и содержание образования Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 6. Методы, средства и организационные формы педагогического процесса

6.1. Понятие и сущность методов педагогического процесса

6.2. Классификация методов обучения

6.3. Средства педагогического процесса, их классификация

6.4. Организационные формы педагогического процесса, их классификация

Вопросы для самоконтроля Литература

Раздел III. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Тема 7. Дидактика − единая теория преподавания-учения

7.1. Объект, предмет и задачи дидактики

7.2. Структура процесса обучения

7.3. Педагогические ситуации и педагогические задачи

7.4. Компоненты педагогической деятельности

7.5. Профессионализм деятельности и мастерство педагога

7.6. Педагогическая культура педагога

7.7. Инновационная деятельность педагога Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 8. Моделирование процесса обучения

8.1. Системное описание процесса обучения

8.2. Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся

8.3. Статическая и динамическая составляющая модели учения

8.4. Индивидуальный стиль учебной деятельности

8.5. Модель преподавания

8.6. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

8.7. Дистанционное обучение Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 9. Основы педагогического контроля

9.1. Контроль в обучении

9.2. Функции и виды педагогического контроля

9.3. Методы и формы контроля

9.5. Неуспеваемость обучающихся

9.6. Педагогические измерения

9.7. Моделирование педагогического теста Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 10. Организация самостоятельной работы обучающихся

10.1. Самостоятельная учебная деятельность, ее виды. Уровни самостоятельной работы

10.2. Функции самостоятельной учебной работы обучающихся

10.3. Условия успешности самостоятельной учебной работы

10.4. Индивидуализация и активизация самостоятельной учебной работы

10.5. Самообразование в процессе обучения Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 11. Организация научно-исследовательской и экспериментальной работы в образовательном учреждении

11.1. Планирование и организация научно-исследовательской и

научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении

11.2. Научно-исследовательская работа педагога

11.3. Научно-исследовательская работа обучающихся Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 12. Семья как субъект педагогического взаимодействия

12.1. Функции и структура семьи. Совместимость семьи

12.2. Факторы, обусловливающие семейные нарушения

12.3. Тенденции современного семейного воспитания

12.4. Принципы и содержание семейного воспитания

12.5. Пути преодоления конфликта между родителями и детьми

12.6. Причины неправильного родительского воспитания Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 13. Управление образовательными системами

13.1. Вопросы теории управления образовательными системами. Принципы управления

13.2. Демократизация управления образовательными учреждениями

13.3. Планирование работы образовательного учреждения

13.4. Организация деятельности педагогического коллектива

13.5. Управление процессом развития образовательного учреждения Вопросы для самоконтроля Литература

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ

ОП − образовательное пространство; НОб − непрерывное образование; Оуч − образовательное учреждение; ИП − информационное пространство;

ИТТС − информационные технологии и телекоммуникационные средства; ДОб − дистанционное образование; ДО − дистанционное обучение;

СГА − Современная гуманитарная академия; УМК − учебно-методический комплекс; ТСО − технические средства обучения; МДО − модель дистанционного обучения; ДиО − дидактическое обеспечение; УПП − учебно-практическое пособие; ОС − обратная связь; СКЗ − система качества знаний;

СУР − самостоятельная учебная работа; СУРС − самостоятельная учебная работа студентов; НИР − научно-исследовательская работа;

НИРС − научно-исследовательская работа студентов; НОО − научное общество обучающихся

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

При изучении данной дисциплины обучающиеся получают знания теоретических основ педагогики, необходимые для активной профессиональной деятельности специалиста, ознакомятся со структурой и параметрами функционирования системы непрерывного образования. Кроме того, у них будут сформированы элементы педагогической культуры организации и проведения процесса обучения.

Для расширения кругозора, изучающих данный курс, в пособии приведены различные взгляды на формулировки основных категорий науки педагогики, их классификацию, а также показаны разные подходы к рассмотрению процессов воспитания, образования и развития личности обучающегося.

Материал учебного пособия разбит на разделы, которые в свою очередь, разделены на темы и на учебные вопросы. Каждая тема содержит вопросы для самопроверки.

При формировании содержания учебного пособия авторы частично использовали со ссылками фрагменты работ других ученых − Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, И.В. Загвязинского, В.В. Краевского, В.С. Леднева, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, С.А. Смирнова, А.И. Субетто, Л.Д. Столяренко Н.Ф. Харламова, А.В. Хуторского, Н.И. Шевандрина, Е.И. Шиянова, и др.

Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов. Может быть рекомендовано для тех, кто интересуется вопросами воспитания, обучения и образования.

Пособие состоит из введения трех разделов, тринадцати тем, заключения, глоссария и тестовых заданий для проверки знаний.

Раздел I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Происхождение педагогики как науки

«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Русские книжники, знавшие греческий язык, внесли в обиход новые слова − «педагог» и «педагогика» . В результате в древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».

Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле − вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать.

В последние годы этим словом обозначают различные подходы к обучению, методы и организационные формы: педагогика сотрудничества, развития, музейная педагогика, рископедагогика и т.д. Кроме того, ее рассматривают как науку и практику воспитания и обучения человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, а также как учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам.

Потребность воспитывать, передавать опыт от поколения к поколению появилась на ранних этапах развития общества. Воспитание было таким же общественным явлением, как любой вид деятельности человека.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде педагогических заповедей, которые относились к правилам поведения, отношением между родителями и детьми, старшими и младшими.

На Руси, как и в других странах, создавалась самобытная преподавательская культура, был свой канонический жанр «учительской литературы» , включающий тексты наставительного характера. Примером являются «Поучения» детям Владимира Мономаха.

Педагогика ведет свое начало от народной педагогики . Она воплощалась в пословицах и поговорках, т.е. имела иносказательную форму и устное бытование: «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи - век учись», «Корень учения горек, да плод сладок».

Наука педагогика родилась в конце XVII века, когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К ним следует отнести «Великую дидактику» (1654 г.) чешского мыслителя-гуманиста, педагога и общественного деятеля Яна Амоса Коменского (1592-1670), которая не потеряла своего значения до сих пор. Свою «Великую дидактику» он определяет, как универсальное искусство всех учить, всему учиться с верным успехом, быстро, основательно, приводя обучающихся к добрым правам и глубокому благочестию.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики в 18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом “Педагогика” сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

Педагогика гуманитарно-ориентированная наука. Она входит в общекультурный контекст современной жизни. Дефиниция «педагогика» в литературе трактуется как наука о: воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, которые направлены на развитие человека; том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью,

найти равновесие с природой и обществом; переводе опыта одного поколения в опыт другого; деятельности по приобщению человека к общественной жизни; наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающих поколений; закономерностях, принципах, содержании, методах, организационных формах образования, воспитания и обучения; воспитании, которое является сложным общественным явлением, вбирающим в себя многослойные и разнообразные отношения; об искусстве, и этим педагогика приравнивается к практике; упорядоченной совокупности знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями и др. Таким образом, дефиниция «педагогика » − наука, изучающая объективные законы развития конкретноисторического процесса воспитания, органически связанная с законами развития общественных отношений и становлений детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации целостного педагогического процесса.

К приоритетам педагогической науки относятся: мир, человек, экология и сотрудничество.

Наука педагогика имеет свой объект и предмет .Объектом педагогики являетсяобразование. Его изучают психология, социология, философия, эргономика, теория управления, история и другие науки.

В отношении формулировки предмета педагогики существуют различные подходы.

В литературе он трактуется как особая функция общества − воспитание (Ю.К. Бабанский); объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания (Б.Т.Лихачев); воспитание в его интегральном и дифференциальном понимании (П.И.Пидкасистый); система отношений, возникающих в деятельности, которая является объектом

педагогической науки (Н.Е. Ревская); педагогические системы; закономерности процесса формирования и становления личности в условиях её воспитания, образования и обучения и др. Мы будем здесь придерживаться определения предмета педагогики, приведенного в работе Б.Т. Лихачева. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.

Педагогика выполняет следующие функции: научно-теоретическую (познание сущности педагогических явлений и процессов, раскрытие закономерностей, структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов);конструктивнотехническую (планирование, методика, организации и реализации, совершенствование педагогического процесса);прогностическую (развитие педагогической теории, тенденции развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида).

Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения (табл. 1).

В структуру педагогической науки входят: педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.

Источниками педагогики являются теоретические разработки и результаты исследования ученых настоящего и будущего; педагогическая практика и опыт.

В жизни встречаются различные педагогические проблемы − это объективно возникающие в педагогической теории и практике вопросы, относительно процессов воспитания, образования и обучения человека. Они закономерно рождаются с изменением социально-экономической ситуации в государстве. Педагогическая наука и практика должны соответствовать новым требованиям общества, решая проблемы:

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности: их влияние на процесс воспитания и образования.

2. Определение целей воспитания и образования.

Таблица 1

Вопросы, решаемые наукой педагогикой

Аспект в педагогике

Для чего необходимы воспитание и

Цель воспитания и целеполагания в целостном

обучение, и какие цели и задачи

педагогическом процессе

Кто и ради кого осуществляет

Субъекты

педагогического процесса

(субъекты

воспитание и обучение?

воспитания:

личность, семья,

общество,

государство)

Чему учить и какие ценности

передать

целостном

общем виде выступает культура в самом широком

педагогическом процессе?

понимании)

Как учить?

Методы, средства, организационные формы

обучения и воспитания и общие принципиальные

подходы к их разработке

Где учить и воспитывать и какими

Система, виды и формы образования

существующие

педагогические

образовательные модели?

Кому и как управлять системой

Управление

педагогическими

системами

образования?

образовательными моделями, кадры для этих задач

3. Разработка содержания воспитания и образования.

4. Исследование и разработка методов воспитания и развития личности.

Наука педагогика изучает проблемы и более частного характера: а) как происходит развитие личности в условиях специально организованных и стихийно складывающихся воздействий; б) как организовать педагогический процесс, обеспечивающий развитие личности в желательном направлении.

В связи с вышесказанным педагогическое науковедение выделяет несколько задач по разным основаниям. Это, прежде всего классы постоянных и временных задач .

1. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно

2. В состав постоянных, то есть непереходящих задач педагогической науки, входят:

а) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на обучающихся является неотъемлемой чертой труда педагога-практика. Роль науки педагогики состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педагога-новатора, неповторимо, а что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние. Продуктивнее этот процесс идет у тех лиц, которые совмещают научную работу по педагогике с практическим преподавательским трудом в образовательном учреждении;

б) разработка инновационных методов, средств и организационных форм систем обучения, воспитания и управления образовательными учреждениями;

в) прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. В педагогическом прогнозировании реализуется

Для чего нужны учебные пособия

Учебное пособие тем и отличается от учебника, что оно дает возможность изучить не только теоретическую основу курса, некие правила и нормы предмета, но показывает, как их применять на практике, являясь, своего рода, самоучителем по дисциплине.

Чаще всего учебные пособия рассматривают не целый предмет, а какую-либо его часть. Углубленный разбор вопроса при этом, дает возможность досконально изучить материал. Учебные пособия несут информацию, которая предоставляет не только знания о предмете, но помогает применять эти знания в практической среде, четко, структурировано и ясно объясняя суть.

Для студентов учебные пособия играют очень важную роль не только в обучении, они являются незаменимыми помощниками при подготовке и написании научных работ, которые необходимо наполнять качественным текстовым материалом.

Как воспользоваться учебными пособиями

На нашем сайте мы предлагаем вам в помощь раздел «Учебные пособия», который состоит из целого кладезя полезной информации. Эти пособия пригодятся:

  • Для написания курсовых и других студенческих работ;
  • Для изучения предмета самостоятельно;
  • Для успешной подготовки к экзамену;
  • В качестве дополнительного материала при прохождении курса дисциплины.
  • Для составления отчета по производственной и преддипломной практике.

Скачать любую информацию вы сможете совершенно бесплатно – мы делимся тем, чем поделились с нами!

Просим вас! Если в закромах вашего рабочего стола хранится информация подобного рода, будь то лекции в цифровом варианте, или методические указания по прохождению практики на предприятии – поделитесь, не скупитесь, закачайте сюда!

Представляем отличную подборку методических пособий по системе КонсультантПлюс для студентов, изучающих в вузе систему КонсультантПлюс, а также для преподавателей ведущих занятия по «правовой информатике». Пособия можно скачать бесплатно.

Чтобы разобраться в разных вариантах учебных и методических материалов КонсультантПлюс, предлагаем вам воспользоваться нашей

В настоящее время студенты и преподаватели могут воспользоваться следующими учебными и методическими материалами КонсультантПлюс:

КонсультантПлюс: учимся на примерах. Юриспруденция

Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению юриспруденция.

КонсультантПлюс: учимся на примерах. Экономика

Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению экономика.

Пособие состоит из отдельных занятий (тем). В начале каждой темы имеется основной блок, в котором на основе подробно разобранных примеров представлены возможности системы КонсультантПлюс. Далее размещен блок примеров для самостоятельной работы. В пособиях Вы найдете также блок заданий для проведения зачетной работы (6 вариантов по 4 задания).

Обращаем внимание, что некоторые задания в пособии рассчитаны на использование документов судебной практики и авторских материалов. Такие документы в полном объеме доступны в системах, установленных в учебных классах вузов в рамках Программы информационной поддержки российской науки и образования, но могут отсутствовать в некоторых некоммерческих версиях системы КонсультантПлюс.

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами юридических специальностей.

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами экономических специальностей.

Учебник "Введение в правовую информатику"

В учебнике на примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем и преимущества их использования.

В учебнике рассмотрены все источники правовой информации и особое внимание уделяется роли и перспективам развития справочных правовых систем. Специальная глава посвящена общим сведениям из области права, знание которых необходимо для полноценной работы с правовой информацией. На примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем, преимущества их использования. Учебник рекомендован Учебно-методическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений для студентов вузов, обучающихся по направлению юриспруденция.

Руководство пользователя "КонсультантПлюс: Шаг за шагом"

Это практическое руководство, в котором подробно (на примерах, с рисунками и комментариями) рассмотрены возможности системы КонсультантПлюс.

Практическое руководство пользователя КонсультантПлюс состоит из шести тем. В каждой теме разбираются ситуации, с которыми сталкиваются пользователи системы КонсультантПлюс в процессе работы.

Тренинго-тестирующая система (ТТС)

Это электронный учебно-методический материал для обучения, закрепления и контроля знаний по основам правовой информатики.

ТТС представляет собой сборник тестовых заданий по учебному курсу "Введение в правовую информатику. Справочная правовая система КонсультантПлюс". В системе предусмотрен специальный режим "Преподаватель" для тестирования с помощью ТТС. Этот режим позволяет создавать собственные банки тестовых заданий, индивидуально отбирая задания из общего банка ТТС, и проводить тестирование с их помощью. Также в ТТС можно работать со стандартными настройками (полным банком заданий, в режимах "Самоподготовка" и "Тестирование"). Система оснащена подробным руководством по работе.

Электронный сборник примеров по работе с системой КонсультантПлюс