Развитие химического образования в школе. Проблемы и тенденции общего химического образования

В учебном году организацию обучения химии рекомендуем осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М. Творческий центр,2007.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министра образования № 000 от 01.01.2001г.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001года.

С целью подготовки учащихся к изучению нового учебного предмета «Химия» в 8 классе, создания познавательной мотивации, формирования предметных знаний, умений и навыков, ознакомления со становлением и развитием науки химии, интеграции знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия» по инициативе администрации ОУ в 7 классе может преподаваться пропедевтический курс химии. Для реализации пропедевтического курса могут быть использованы пособия для учащихся (, и др., 2007) и учителя (, и др., 2007)

Химия – особая учебная дисциплина, при изучении которой наряду с теоретическими знаниями формируются также экспериментальные и расчётные умения и навыки. Поэтому необходимо обратить особое внимание на выполнение практической части программы (демонстрационный и ученический эксперимент), особенно при изучении химии на базовом уровне в 10 и 11классе, демонстрационный эксперимент должен присутствовать на каждом уроке, рекомендуется использование домашнего эксперимента. В современных условиях учителя стремятся перевести реальную работу с веществами на виртуальный уровень. Это приводит к отчуждению детей то реальных веществ, от химических манипуляций. На мониторе компьютера они видят условные цвета, не ощущают запаха, не учатся пользоваться посудой и приборами, т. к. не держат их в руках, а просто нажимают кнопки. Обучение должно вести детей от живого вещества к компьютерной модели.

Приоритетное значение в обучении химии приобретают методы, обеспечивающие возможность самореализации личности. Для подростка важен мотив самоутверждения, поэтому учителю необходимо организовать деятельность так, чтобы учащийся мог самостоятельно выполнить посильное задание или сумел разобраться в тексте учебника. При этом важно каким способом он приобрёл знания и умения, сопровождалось ли их приобретение личностным развитием.

С методами обучения тесно связано и обучение познанию в условиях быстрого обновления естественно-научной информации. Методически правильно применять такой способ обучения, чтобы конкретный предмет познания был бы актуальным для самих учащихся. Тогда в процессе познания, например свойств вещества, у учащихся возникнут вопросы, требующие объяснения, теоретического обобщения, касающиеся строения вещества. Для решения этой задачи важны знания и умения, относящиеся к методу моделирования. В процессе обучения химии учащиеся приобретают опыт творческой деятельности. Определённую систему методов необходимо использовать при формировании у учащихся общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Меняются подходы и к современному уроку химии (, 2009). При работе в профильных классах, где химия является непрофильной дисциплиной, обучение строится на основе учёта интересов, склонностей и особенностей обучающихся. Повысить интерес к предмету можно усилением прикладного характера содержания, его практической значимости. С целью углубления знаний учащиеся выбирают элективные курсы, которые являются обязательной составляющей профильного обучения и предпрофильной подготовки (см. приложение № 2)

Необходимо упомянуть и о современных ИКТ, они должны быть на уроке и при подготовке к уроку, но это только средства, инструменты. Предлагаем ознакомиться с химическими образовательными сайтами, материалы которых может использовать учитель (см. приложение № 3).

С введением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Вместе с тем, целесообразно уже в ходе текущего контроля использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и нацелены на проверку сформированности умений применять знания. Целесообразно шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса.

Проведение государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе в ряде регионов позволило выявить определённые пробелы в знаниях выпускников основной школы по следующим разделам: «Первоначальные химические понятия», «Химические свойства простых и сложных веществ», «Общие сведения об органических веществах», а также невысокий уровень владения знаниями, получаемыми в ходе химического эксперимента.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещённые на сайте ФИПИ (http://www. *****) :

1. Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ 2009г. в преподавании химии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»

2. Методическое письмо «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009г в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях»

3. Документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации и ЕГЭ по химии.

4. Учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом.

Одним из важных аспектов деятельности учителя является организация работы с одаренными детьми. Предлагаем учителю Методические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми (на примере учебных дисциплин естественно-математического цикла), представленные на сайте ipk. ***** в Центре профессионального развития педагогов, отделе естественно-математического образования, которые могут стать теоретической основой для целенаправленной работы педагога с учащимися.

Концепция развития школьного химического образования

(Документ разработан в институте общего среднего образования РАО. А.А.Каверина, канд. пед.наук)

Вопрос о том, чему должна учить химия в школе тесным образом связан с анализом современных тенденций развития химической науки, тех проблем, которые она должна решать, а так же с проблемой выявления специфики учебно–воспитательного процесса и особенностейинтеллектуального развития учащихся на определенном этапе обучения.

В современном мире человек взаимодействует с огромным множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Это взаимодействие отражает сложный комплекс отношений в системах «человек – вещество» и «вещество – материал – практическая деятельность». Результаты деятельности людей во многом определяются такими специфическими компонентами культуры, как нравственность и экологическая грамотность. В формировании этих компонентов культуры важное место должно быть отведено химическим знаниям.

Химия – это не только наука, но и значительная отрасль производства. Химическая технология составляет основу таких «нехимических» производств, как черная и цветная металлургия, пищевая и микробиологическая промышленность, производство лекарственных средств, индустрия строительных материалов и даже атомная энергетика. Это должно найти свое отражение при обучении химии.

Химия изучает ряд специфических закономерностей окружающего мира- связь между структурой и свойствамисложной системы, эволюция вещества. Эти закономерности, составляющие основу химической науки, должны найти отражение в учебном курсе химии.

Учебный материал должен стать базой для развития и интеллектуального совершенствованияличности. Формирования у учащихся зкологически целесообразного поведения, для понимания общественной потребности в развитии химии, для формирования отношения к ней как возможной области будущей практической деятельности.

Структура химического образования для 12 – летней школы может быть следующей:

Первая ступень системы химического образования – пропедевтический этап получения химических знаний в I –IV классах начальной школы и V – VII классах основной 10 – летней школы. Организацияданного этапа получения химических знаний в общеобразовательных учреждениях может осуществляться вариативно.

Обязательная общеобразовательная подготовка учащихся по химии будет осуществляться на второй ступени школьного химического образования - в VIII - X основной школы. Химические знания на этой ступени формируются при изучениисистематического курса химии VIII - X кл., или, как возможный вариант, VII - X кл. и являются основой для продолжения химического образования в старших классах(XI - XII ) средней (полной) школы. Организация второй ступени обучения химии должна быть обязательной для всех видов общеобразовательных учреждений.

Третья ступень школьного химического образования представляетсякак дифференцированная по типовым профилям: гуманитарному, техническому, естественнонаучному и др.

Обновленные структура и цели химического образования предполагают принципиальный пересмотр подходов к отбору содержания: он должен проводиться с учетом идей дифференциации обучения, гуманизации образования, согласованности уровней подготовки учащихсяна каждом возрастном этапе.

Федеральный компонент государственного образовательного стандартаначального общего, основного общего и среднего (полного) образования Образовательная область «Химия» (Документ разработан авторским коллективом под руководством А.А.Кавериной).

Структура стандарта

1. Общие положения.

2. Обязательный минимум содержания образовательной области «Химия».

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

4. Оценка выполнения требований стандарта.

Общие положения включают характеристику образовательной области «Химия», цели изучения ее, место химии в базисном учебном плане, содержательные линии.

Представленные в стандарте требования задают уровень владения учащимися обязательным минимумом содержания всех трех компонентов школьного химического образования. Они предполагают осуществление учебной деятельности разной степени сложности:

называть;

определять;

составлять;

характеризовать;

обьяснять;

пользоваться (обращаться с лабораторным оборудованием и веществами);

проводить эксперимент (опыты) и небольшие расчеты;

соблюдать соответствующие правила техники безопасности.

Требования сформулированы по ступеням обучения химии, содержательным блокам и линиям.

Выполнение требований стандарта проверяется с помощью «измерителей» - системы проверочных заданий. Представлены две формы заданий:

1.Со свободным ответом.

2.С выбором ответа.

В качестве образца представлены задания, ориентированные на проверку выполнения наиболее характерных требований по каждому содержательному блоку для основной и средней (полной) общеобразовательной школы.

Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Химия. 8 - 9 классы: Методическое пособие. - 3 - е изд. - М.: Дрофа, 1998. - 80 с .

Химия в школе. Концепция обучения.

Система школьного образования претерпела существенные организационные изменения. Появились «основная» и «старшая» школы. Это повлекло за собой необходимость перестройки учебного плана и содержания школьных предметов, в том числе и химии.

Перестройка должна начинаться с концепции школьного предмета, а для ее выработки должны быть четко сформулированы ответы на следующие вопросы:

Зачем учить?

Как учить?

Чему учить?

Зачем учить химию в школе?

Школьный предмет «Химия» не может и не должен ставить своей целью изучение основ науки химии и приобретение практических химических знаний. Обе эти задачи решаются специальным (высшим или средним) химическим образованием. Попытки достичь нереальных целей приводят к перегрузке содержания предмета, к вульгаризации теоретических основ и эклектичности в выборе конкретного материала и в целом к дискредитации в глазах и обучаемого, и обучающего одного из важнейших предметов в системе естественно - научного воспитания человека на этапе получения им среднего образования.

Чему учить?

Другой важнейший принцип современного школьного обучения - фундаментализация знаний, осуществляемая путем тщательного подбора учебного материала, и обобщение их с мировоззренческих позиций.

Традиционная учебная программа по химии требует критического пересмотра с точки зрения необходимости включения части содержания в школьный курс.

Вторая поставленная цель - уточнение и конкретизация значений используемых слов.

Третья - акцентирование внимания на недостатках введения фундаментальных понятий и определений в химии, в частности понятий «молекула», «валентность», «степень окисления», «скорость реакции».

Как учить?

Мотивация обучения, в первую очередь, определяется содержанием учебника. Содержание учебника должно касаться непосредственно сегодняшней жизни школьника.

Главным стимулом умственных усилий ученика служит не столько конечная цель обучения - овладение знанием, сколько сам характер умственного труда.

Чрезвычайно важно, чтобы каждый ученик, в том числе и слабоуспевающий, почувствовал, что он может преодолеть трудности.

Построение учебника.

(Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева. Химия.8 класс. М.: Дрофа, 1999; Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В. Сорокин Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 1999)

В основу построения учебника положены шесть определяющих принципов.

Материал излагается на основе системы вводимых и выводимых понятий, которые подлежат усвоению.

Учащимся предлагается минимальное число вводимых специфических химических понятий и терминов.

Изложение материала строится так, чтобы уменьшить необходимость запоминания нового сведения. Новое представлено в учебнике как новое применение введенного понятия, которое становится очевидным для учащегося.

Учащимся предоставляется возможность самостоятельного приобретения нового знания в процессе его собственной деятельности, главным образом, при выполнении заданий по каждой теме.

В конце каждого параграфа даются задания, на основе которых осуществляется контроль усвоения темы. Задания не ограничиваются материалом данного параграфа, а опираютсяна весь предыдущий материал, требуют его использования.

Материал излагается на двух уровнях. Условие уровневой дифференциации обусловливает определенный подходк учебному процессу, который проявляется, прежде всего, в изменении характера взаимодействия с учениками.

Чошанов М.А.Гибкая технология проблемно - модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.

Исходной методологической позицией построения технологии проблемно - модульного обучения является общая теория фундаментальных систем.

Технология проблемно - модульного обучения базируется на единстве принципов системного квантования, проблемности и модульности.

Модуль представляет собой определенный обьем учебной информации. Он может включать несколько модульных единиц, каждая их которых содержит описание одной законченной операции или приема.

Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель (общая или специальная); входной уровень, планируемые результаты обучения, содержание(контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки). Такая система предоставляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляциюсвоих учебных достижений.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога могут варьироваться от информационно - контролирующей до консультативно - координирующей.

Перестройка процесса обучения на проблемно - модульной основепозволяет:

  • интегрировать идифференцировать содержание обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку курсав полном, сокращенном и углубленном вариантах;
  • осуществлять самостоятельный выбор учащимися варианта курсав зависимости от уровня обученности и обеспечивать индивидуальный темп продвижения по программе;
  • использовать проблемные модули в качестве сценариев для создания педагогических программных средств;
  • акцентировать работу учителя на консультативно - координирующие функции управления познавательной деятельностью учащихся;

Специфику проблемно - модульной технологии обученияотражают основные принципы ее построения:

системное квантование; мотивация; проблемность; модульность; когнитивная визуализация; опора на ошибки;

экономия учебного времени

К преимуществам проблемно - модульного обучения относятся:

  • направленность на формирование мобильности знаний, гибкости метода икритичности мышления обучаемых;
  • вариативность структуры проблемного модуля;
  • дифференциация содержания учебного материала;
  • обеспечение индивидуализации учебной деятельности;
  • разнообразие форм и методов обучения;
  • сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;
  • эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний учащимися.

Недостатки:

  • «фрагментарность» обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до «самообучения», что можно расценить как «предоставленность учащихся самим себе» и отсутствие полноценного процесса обучения:
  • игнорирование целостности и логики учебного предмета;
  • трудоемкость изготовления проблемных модулей.

+Методика преподавания химии

Шадрина Татьяна Владимировна .

15 лекций (30 часов), 14 практических занятий (28 часов).

Литература :

    Д.М. Кирюшкин, В.С. Полосин, «Методика обучения химии», 1970 г.

    Н.Е. Кузнецова, «Методика преподаваний химии», 1984 г.

    Г.М. Чернобельская, «Основы методики обучения химии», 1987 г.

    Г.М. Чернобельская, «Методика обучения химии в средней школе», 2000 г.

    О.С. Зайцев, «Методика обучения химии, теоретические и прикладные аспекты», 1999 г.

    Журнал «Химия в школе».

    Газета «Первое сентября» (приложение «Химия»).

Лекция №1

Мпх как наука и как учебная дисциплина

МПХ – наука об образовании, воспитании и развитии учащихся в процессе изучения химии.

Обучение – осуществляемый преподавателем и обучаемым двухсторонний процесс передачи и усвоения знаний.

Преподавание – деятельность преподавателя в процессе обучения.

Учение – деятельность обучаемого.

Каждая функция изучается своей наукой, но в процессе изучении химии все эти системы взаимодействуют между собой и возникает общая целостная картина.

МПХ – наука, находящаяся на стыке химических и психолого-педагогических наук и возникающая, как синтетическая система.

Проблемы:

    Определение целей, задач, стоящих перед учителем химии при обучении (для чего учить).

    Определение содержания учебного предмета в соответствии с поставленными целями и дидактическими требованиями (чему учить).

    Разработка адекватных содержанию методов средств форм обучения (как учить).

    Изучение процесса усвоения предмета учащимися.

Краткие исторические сведения о развитии МПХ, как науки.

Становление МПХ как науки связано с деятельностью Ломоносова, Менделеева, Бутлерова. Деятельность Ломоносова протекала в середине XVIII века – период становления химической науки в России. Ломоносов был первым профессором химии в России.

1748 г. – Ломоносов создал первую научную лабораторию в России.

1752 г. – Ломоносов прочитал первую лекцию.

Ломоносов считал, что при обучении химии нужно использовать методы химической науки, в частности эксперимент. Для проведения экспериментов у него был выделен лаборант. Ломоносов придавал большое значении применения математических и физических методов при изучении химии, также большое значение придавал риторике.

Большая роль в разработке передовых педагогических идей принадлежит Менделееву. Менделеев большое значение уделял вопросам преподавания химии. Он пытался систематизировать разрозненные факты о химических элементах и их соединениях, чтобы дать сложную систему изложения курса химии, результатом этого стал периодический закон. Менделеев отмечал, что в процессе обучения химии необходимо знакомить с основными фактами и законами, раскрывать значении важнейших выводов для понимания природы веществ и процессов, раскрывать роль химии в сельском хозяйстве и промышленности, формировать материалистическое мировоззрение, формировать умение пользоваться химическим экспериментом, подготовка к практической деятельности.

Значительное влияние на развитие химического образования оказал Бутлеров. Методические взгляды Бутлерова изложены в книге «Основные понятия в химии». Бутлеров считал, что начинать изучение органической химии нужно с и известных учащимся веществ – сахара и уксусной кислоты. Бутлеров считал, что в основу изложения курса органической химии должен быть положен структурный принцип. Важнейшее положение теории строения были внесены в его педагогический труд «Введение полному изучению органической химии».

Современный этап развития МПХ характеризуется тем, что химия была включена в, как образовательный предмет в учебные планы средних и общеобразовательных школ. Этот период связан с именами таких ученых: Верховский, Сазонов, Крапивин, Кирюшкин, Полосин, Чернобельская.

МПХ прошла путь поиска оптимальной организации учебного процесса. Этот путь не закончился до сих пор.

После революции 1917 года, пытаясь уйти от муштры и зубрежки в царской школе пришли к другой крайности: учебный процесс начал утрачивать свою точность. От этих новаций достаточно быстро отказались.

25 августа ЦК ВКП(б) в постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Главной организационной формой учебного процесса был назван урок. Химия окончательно стала самостоятельным учебным предметом.

В настоящее время советская школа вступила в очередную новую фазу, которая ориентирована на усиление воспитательной функции в школе, усиление трудовой направленности, изучение и использование микропроцессорной техники, усиление внимания к мировоззренческой стороне образования, вооружение учащимися прочными знаниями основ наук.

Вопросы, рассматриваемые на лекции Цели и задачи школьного
химического образования
Содержание и структура
школьного химического
образования

Цель школьного химического образования:

формирование личности,
обладающей знаниями основ
химической науки как фундамента
современного естествознания,
убежденной в материальном
единстве мира веществ и
объективности химических
явлений,
понимающей
необходимость сбережения
природы – основы жизни на Земле,
готовой трудиться и умеющей
организовать свой труд

Задачи школьного химического образования:

развитие личности обучающихся:
их мышления, трудолюбия,
аккуратности и собранности,
формирование у них опыта
творческой деятельности
формирование системы
химических знаний (важнейших
факторов, понятий, законов,
теорий и языка науки) как
компонента естественнонаучной
картины мира

формирование представлений о
методах познания, характерных для
естественных наук, –
экспериментальном и теоретическом
выработка у школьников понимания
общественной потребности в развитии
химии, формирование у них
отношения к химии как возможной
области будущей практической
деятельности

формирование
экологической культуры
школьников, грамотного
поведения и навыков
безопасного обращения с
веществами в повседневной
жизниСодержание химического
образования эт о сист ема, функционально
полная с т очки зрения решения
задач обучения, воспит ания и
развит ия учащихся

Система включает знания:

о веществе и химической реакции
об использовании веществ и
химических превращений, а также
возникающих при этом
экологических проблемах и путях
их решения
представления о развитии
химических знаний и объективной
необходимости такого развития

Этапы изучения химии в средней общеобразовательной школе:

1. Пропедевтический
2. Основной
3. Профильный

Пропедевт ический эт ап получения химических знаний
должен охватывать период с 1-го по 7-й
классы основной школы
первоначальные знания из области химии
учащиеся получают при изучении
интегрированных курсов «Природоведение»,
«Окружающий мир», «Естествознание»,
систематических курсов биологии,
географии, физики
за счет школьного или регионального
компонента возможно изучение химического
пропедевтического курса под условным
названием «Введение в химию»

Химические знания, получаемые на пропедевтическом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников

первоначального
целост ного предст авления о мире

В результате пропедевт ической
подгот овки по химии учащиеся
должны получить:
представление о составе и
свойствах некоторых веществ
первоначальные сведения о
химических элементах, символах
химических элементов,
химических формулах, простых и
сложных веществах, химических
явлениях, реакциях соединения и
разложения

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных
понятиях и законах химии, химической
символике
овладение умениями наблюдать
химические явления, проводить
химический эксперимент, производить
расчеты на основе химических формул
веществ и уравнений химических реакций

развитие познавательных интересов и
интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического
эксперимента, самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными
потребностями
воспитание отношения к химии как
одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу
общечеловеческой культуры

применение полученных знаний и
умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском
хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной
жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде

Химические знания на основном этапе
обучения, формируемые при изучении курса
химии (YIII-IX классы), являются
фундаментом как для продолжения
профильного изучения предмета в старших (XXI) классах средней (полной) школы, так и для
освоения минимума химических знаний (в
соответствии со стандартом) в классах
нехимического профиля
Нормативный объем курса в соответствии с
Федеральным базисным учебным планом
составляет 2 часа в неделю в каждом классе в
течении 3-х лет

Содержание химического образования на
его основном этапе призвано обеспечить
формирование у учащихся предст авлений:
о многообразии веществ
о зависимости свойств веществ от их
строения
о материальном единстве и генетической
взаимосвязи органических и неорганических
веществ
о роли химии в познании явлений жизни
о решении экологических проблем

Содержание курса химии для основного
общего образования сгруппировано в блоки:
методы познания веществ и химических
явлений
вещество
химическая реакция
элементарные основы неорганической
химии
первоначальные представления об
органических веществах
химия и жизнь

В структуре содержания курса химии
выделяют следующие дидакт ические
единицы::
законы, теории и понятия
химический язык
методы химической науки
научные факты
исторические и
политехнические знания
специальные, общенаучные и
интеллектуальные умения

Выпускник
основной школы:
должен уметь применять:
теоретические знания
фактологические знания
знания о способах деятельности,
имеющих отношение к изучению
химии
должен уметь проводить:
химический эксперимент в строгом
соответствии с правилами техники
безопасности

Учащиеся должны осуществлять также
учебную деятельность различной степени
сложности:
называт ь
определят ь
характ еризоват ь
объяснят ь
пользоват ься (обращат ься с
лаборат орным оборудованием)
проводит ь эксперимент
проводит ь необходимые расчет ы
соблюдат ь соот вет ст вующие правила
техники безопасност и

Третья ступень школьного химического образования приходится на X-XI классы Изучение предмета ведется дифференцированно в двух

вариант ах –
базовый и профильный уровень
На этом этапе изучение химии
осуществляется в рамках
сист емат ических курсов, включающих
инвариантное ядро содержания,
но отличающихся по объему и глубине
изложения материала, а также
прикладной направленностью

Факульт ат ивные курсы как компонент
системы школьного химического
образования:
реализуют дифференцированный подход
к обучению учащихся
обеспечивают условия для формирования
устойчивого интереса школьников к
химии, развития их творческих
способностей

готовят учащихся основной школы к
выбору профиля дальнейшего обучения
в старших классах, а учащихся старших
классов – к обучению в высших учебных
заведениях

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Перспективы школьного химического образования

  • 2457
  • 23.08.2017

С 2012 года создавалась и в итоге создалась Ассоциация учителей и преподавателей химии, члены которой участвовали в разработке концепции преподавания нашего замечательного предмета в школе. Да, первоначально вывешенный текст на сайте корявый и не выверенный. Но были надежды. И вот прошел год! Увы, к тексту по смыслу ничего не прибавилось. Но вдруг…

В начале июля 2017 года от имени межрегиональной ассоциации (у которой нет ни сайта, ни активностей) появилось требование: ввести 2 часа химии в 7 классе и 3 часа в базовом уровне 9 класса в учебный план всех школ страны! Представьте, как на это отреагирует нормальный директор школы!? Очень просто: вместо химии будет нам всем одно естествознание! На вопросы новоявленные авторы инициативы не отвечают, в дискуссии не вступают. Кто дал им право от имени учителей химии предлагать такое?

Уже давно понятно, что дело вовсе не в часах. Например, в школах Старого Оскола профильная химия в учебном плане есть, но дети ее не выбирают! Почему?

Еще год назад на съезде ассоциации все мы, его участники, так и не смогли ответить на простой вопрос: «Зачем учить детей химии?»

Предлагаю тут, на Педсовете, обсудить
Общероссийскую концепцию развития школьного химического образования .
Коллеги, присоединяйтесь!

Комментарии (8)

    Цитирую: "...где станут работать победители олимпиад по химии?"
    Так ведь аптеки - на каждом шагу. Пусть в фармацевты идут! Врачам, фельдшерам, медсёстрам очень химия нужна.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 9 лет

    Род деятельности : Учитель в

    Регион проживания

    "Но ответов нет." И не дождётесь. Проблема учительской пассивности в том числе. Суть заметки - недоумение. Неужели всем все равно? Подобным вопросом задавался и для биологии. Похоже да. Учителям все равно.
    Посмотрите, какие темы обсуждаются учителями. Предметы, особенно естественнонаучные - на последнем месте.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 8 лет

    Род деятельности : Иное

    Регион проживания : Новосибирская область, Россия

    • Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 9 лет

      Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания : Новосибирская область, Россия

      Да уж, в новой демоверсии КИМ ЕГЭ-2018 по биологии опять двойные ответы есть. Написала об этом на учительском сайте. Никто из учителей не откликнулся... Дискуссии не получилось. Ссылка на дискуссию: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/discussion/323599.html

      Да, учителя очень равнодушны. Я имею в виду учителей биологии и химии.
      Что касается ЕГЭ, он стал чуть лучше, но все же ляпов хватает. В том числе и в нынешней демоверсии.
      Добавлю, что в Демоверсии условие задачи на анализ гегеалогического дерева сформулировано так, что возможно два решения (сцепленное с полом или просто рецессивный признак). О том, как нужно формулировать подобные задания писал здесь https://vk.com/club90182650?z=photo-90182650_456239017%2Fwall-90182650_6

      Эти ляпы будут оставаться незамеченными из-за потрясающего учительского равнодушия. Учителя здесь на сайте охотнее политику обсуждают, чем собственный предмет.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Иное

      Регион проживания : Новосибирская область, Россия

      Главное, что "верхам" всё равно

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 2 года

      Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания : Россия