Резервные возможности организма неумывакин fb2. Резервные возможности организма

В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству . Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества , его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. О смысловом значении термина «старообрядчество » читайте в статье «Что такое старообрядчество? ».

Раскольники или старообрядцы?

Сам по себе термин «старообрядчество » возник вынужденно. Дело в том, что Синодальная Церковь, её миссионеры и богословы называли сторонников дораскольного, дониконовского православия не иначе, как раскольниками и еретиками. Делалось это потому, что древнерусские старообрядческие церковные традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, на новообрядческих соборах 1656, 1666–1667 годов были признаны неправославными, раскольническими и еретическими.

Фактически, такой величайший русский подвижник, как Сергий Радонежский, признавался неправославным, что вызвало явный глубокий протест у верующих .

Эту позицию Синодальная Церковь взяла как основную и пользовалась ей, поясняя, что сторонники всех без исключения старообрядческих согласий отпали от «истинной» Церкви из-за своего твердого нежелания принимать церковную реформу, которую начал приводить в жизнь патриарх Никон и продолжили в той или иной степени его последователи, включая императора Петра I .

На этом основании всех, не принимающих реформы, назвали раскольниками , переложив на них ответственность за раскол русской Церкви, за якобы отделение от православия. До начала XX века во всей полемической литературе, издаваемой господствующей церковью, христиане, исповедующие дораскольные церковные традиции, именовались «раскольниками», а само духовное движение русского народа в защиту отеческих церковных обычаев называли «расколом».

Этот и другие еще более оскорбительные термины использовались не только для того, чтобы обличить или унизить старообрядцев, но и для того чтобы обосновать гонения, массовые репрессии против сторонников древнего русского церковного благочестия. В книге «Пращица духовная », изданной по благословению новообрядческого Синода, так и говорилось:

«Раскольники не суть сынове церкви, но сущие преслушницы. Они достойны предании бытии к наказанию градского суда…достойны всякого наказания и ран.
А по не исцелении, и смертного убиения» .

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался

И большая часть русского народа, сама того не желая, стала именоваться оскорбительным, переворачивающим с ног на голову суть старообрядчества , термином. При этом внутренне с этим не соглашаясь, верующие - сторонники дораскольного православия - искренне стремились добиться того, чтобы официально именоваться иначе. Для самоидентификации они взяли термин «древлеправославные христиане » - отсюда и именование каждого старообрядческого согласия своей Церкви: Древлеправославной . Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь ».

Немаловажно, что среди верующих «по-старому» термин «старообрядчество» долгое время не использовался потому, что сами верующие так себя не называли. В церковных документах, переписке, бытовом общении они предпочитали именовать себя «христианами», иногда « ». Термин «старообрядчество », легализованный светскими авторами либерального и славянофильского направления во второй половине XIX века, считался не вполне корректными. Смысл термина «старообрядчество» как такового указывал на сугубое главенство обрядов, тогда как в реальности старообрядцы считали, что Старая Вера - это не только старые обряды , но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.

Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе

Однако к концу XIX века ситуация в обществе и Российской империи начинает меняться. Правительство с большим вниманием стало относиться к нуждам и запросам древлеправославных христиан, понадобился некий обобщающий термин для цивилизованного диалога, нормативных актов и законодательства. По этой причине термины «старообрядчество », «старообрядцы» приобретает все большее распространение. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства. Для старообрядцев внутренняя противоречивость этого термина в том и состояла, что, используя его, они объединяли в одном понятии истинно Православную Церковь (т.е. своё собственное старообрядческое согласие) с еретиками (т.е. старообрядцами других согласий).

Тем не менее старообрядцы в начале XX века позитивно восприняли, что в официальной прессе термины «раскольники» и «раскольничий» стали постепенно заменяться на «старообрядцы» и «старообрядческий». Новая терминология не носила негативной окраски, а потому старообрядческие согласия стали активно использовать её в общественной и публичной сфере. Слово «старообрядчество » принимается не только верующими. Светские и старообрядческие публицисты и писатели, общественные и государственные деятели все активнее используют его в литературе и официальных документах. В то же время консервативные представители синодальной церкви в дореволюционное время продолжают настаивать на том, что термин «старообрядчество» неверен.

«Признавая существования «старообрядчества », - говорили они, - придется признать и наличие «новообрядчества », то есть признаться в том, что официальная церковь использует не древние, а новоизобретенные чины и обряды».

По мнению новообрядческих миссионеров, такого саморазоблачения нельзя было никак допустить. И все же слова «старообрядцы», «старообрядчество» со временем все прочнее укоренялись в литературе и в повседневной речи, вытесняя и из разговорного оборота подавляющего большинства сторонников «официального» православия термин «раскольники».

Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»

Размышляя над понятием «старообрядчество», писатели, богословы и публицисты давали разные оценки. До сих пор авторы не могут придти к одному мнению.

Не случайно поэтому даже в популярной книге, словаре «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы» (М., 1996), увидевший свет в издательстве Русской Православной старообрядческой Церкви, не имеется отдельной статьи «старообрядчество», которая бы объясняла суть этого явления в отечественной истории. Единственное, здесь лишь замечается о том, что это «сложное явление, объединяющее под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму заблуждений».

Заметно усложняет восприятие термина «старообрядчество» наличие в среде старообрядцев разделений на «согласия» (старообрядческие церкви ), которые делятся на сторонников иерархического устройства со старообрядческими священниками и епископами (отсюда и именование: поповцы - Русская Православная Старообрядческая Церковь , Русская Древлеправославная Церковь ) и на тех, кто не принимает священников и епископов - беспоповцев (Древлеправославная Поморская церковь , Часовенное согласие , бегуны (странническое согласие), федосеевское согласие).

Старообрядцы - носители старой веры

Некоторые старообрядческие авторы считают, что далеко не только разница в обрядах отделяет старообрядчество от новообрядчества и других конфессий. Есть, например, и некоторые догматические различия в отношении к церковным таинствам, глубокие культурологические различия в отношении к церковному пению, иконописи, церковно-канонические отличия в церковном управлении, проведении соборов, в отношении к церковным правилам. Такие авторы утверждают, что старообрядчество содержит не только старые обряды, но и Старую Веру .

Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки зрения здравого смысла, использовать термин «староверие », негласно подразумевающий собой все то, что является для принявших дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в других согласиях.

Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как в официальных документах, так и церковной публицистике. Однако новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества кроется в исключительном следовании старым обрядам. В отличие от дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и других новообрядческих церквей не видят опасности в применении терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению, возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет никакого значения.

Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал старые и новые обряды абсолютно равноправными, равночестными и равноспасительными. Таким образом, в РПЦ форме обряда ныне придается второстепенное значение. Вместе с тем новообрядческие авторы продолжают наставить, что старообрядцы, староверы - это часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви, а следовательно, и от всего православия, после реформ патриарха Никона.

Что такое русское старообрядчество?

Так какое же толкование термина «старообрядчество » наиболее приемлемо сегодня как для самих старообрядцев, так и для светского общества, включая ученых, изучающих историю и культуру старообрядчества и жизнь современных старообрядческих церквей?

Итак, во-первых, поскольку в момент церковного раскола XVII века старообрядцы не вносили никаких нововведений, а остались верными древней православной церковной традиции, то нельзя назвать их «отделившимися» от православия. Они никуда не уходили. Наоборот, они отстаивали православные традиции в их неизменном виде и отказались от реформ и нововведений.

Во-вторых, старообрядцы представляли собой значительную группу верующих древнерусской Церкви, состоящую как из мирян, так и из духовенства.

И, в-третьих, несмотря на разделения внутри старообрядчества, которые произошли по причине жестоких гонений и невозможности на протяжении столетий организовать полноценную церковную жизнь, старообрядцы сохранили общие родовые церковно-общественные признаки.

С учетом сказанного, можно предложить следующее определение:

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) - это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.


Неумывакин Иван Павлович, Неумывакина Людмила Степановна

«РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА. ДЫХАНИЕ.СОЗНАНИЕ»

Мифы и реальность

Данная книга не является учебником по медицине, все рекомендации, приведенные в ней, следует использовать только после согласования с лечащим врачом.

Неумывакин Иван Павлович , доктор медицинских наук, профессор. Действительный член международных академий Милосердия, Информатизации, Энергоинформационных наук, Европейской и Российской академий естественных наук, Медико-технических наук. Лауреат Госпремии, Заслуженный изобретатель

России. С 1959 г. в течение 30 лет занимался вопросами космической медицины: разработкой методов и средств оказания медицинской помощи космонавтам при полетах различной продолжительности. За личный вклад в развитие традиционной народной медицины Всемирной организацией здравоохранения при поддержке Министерства здравоохранения и соцразвития РФ удостоен Международной премии «Профессия - жизнь» и награжден орденом «За Честь, Доблесть, Созидание, Милосердие». За вклад в патриотическое движение, благотворительную деятельность и восстановление православных святынь награжден Русской Православной Церковью орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Удостоен почетного звания «Мэтр науки и практики» и «Персона России».

Неумывакина Людмила Степановна является одним из ведущих народных целителей России, магистр народной медицины. За разработку новых технологий и внедрение их в практику традиционной народной медицины Европейской академией естественных наук (Ганновер), действительным членом которой она является, награждена высшим орденом «Звезда Елизаветы».

По мнению авторов, будущее медицины - в сочетании традиций, накопленных официальной и народной медициной, и единении физического и духовного мира человека. Книга знакомит читателей, как с помощью природных факторов и резервных возможностей организма, в том числе дыхания и сознания, которые всегда сильнее любых повреждающих факторов, избавиться от имеющихся, а также предупредить возникновение возможных заболеваний, и главное - без использования химических лекарственных средств.

Тот самый… профессор Неумывакин

Уважаемый Иван Павлович!

Мой 30-летний опыт кардиохирурга сегодня позволил мне усомниться в том, что я делал как узкий специалист. Своей перекисью водорода Вы открыли мне глаза на безграмотность медицины сегодняшнего дня, забывшей основы физиологии. Не сомневаюсь в том, что именно такие пытливые люди, как Вы, могли в короткие сроки сделать все возможное, чтобы обеспечить полеты в космос. О качестве работы перекиси водорода приведу пример.

Привезли больного с обширным инфарктом задней стенки левого желудочка со всеми симптомами крайне тяжелого состояния, из которого, по моему мнению, выхода уже не было. Так как я был под впечатлением Вашей книги о перекиси, решил сразу ввести 0,15 %-ный раствор перекиси с помощью шприца, и уже через 10–15 мин начала проявляться динамика. В результате через 1–2 дней больной был выписан при отсутствии каких-либо отклонений в работе сердца, и что удивительно, через 3 месяца при контрольном обследовании на сердце не было рубцовых изменений. Я уже не говорю о том, что облитерирующий эндартериит с гангренозными проявлениями, инсульты с крайне тяжелыми формами успешно поддаются лечению перекисью водорода как отдельно, так и в сочетании с медикаментозной терапией. Чтобы оградить себя от возможных последствий (которые, в принципе, не могут быть при работе с перекисью водорода) в истории болезней я пишу, что таким больным я ввожу глюкозу, а на самом деле ввожу перекись, как внутривенно, так и внутриартериально, по предлагаемой Вами схеме, и сегодня я вытягиваю таких больных, которых раньше отправляли в морг…

Я прекрасно отдаю себе отчет, что официальная медицина никогда не придаст официальный статус перекиси на такое применение, ибо фармацевтическая мафия этого просто не позволит: каким-то копеечным средством подменить развитую индустрию, делающую громадный бизнес на несчастье больных!

Низкий Вам поклон и успеха Вам на Вашем поприще распространения Ваших наработок о том, что действительно таких болезней, как гипертония, диабет, нет, а есть состояние, которое характеризует заболевание всего организма, который и надо восстанавливать с помощью заложенных в нем резервных механизмов.

Неумывакин. Резервные возможности организма. Советы для здоровья от профессора медицинских наук Неумывакина И.П. очень популярны для простого человека.

Каждый человек стремится быть здоровым и жить долго. Советы профессора очень ценны.

Но как достичь правильного образа жизни и долголетия. Записала кратко с видео для себя. https://www.youtube.com/watch?v=wbsP1YJnToU

Причина любой болезни человека, это , только эта общая причина вызывает любые болезни, которые у каждого человека свои…

Профессор медицинских наук И.П. Неумывакин

Здравствуйте, Уважаемые читатели моего блога.

Только от нас самих, нашего образа жизни, наших привычек и убеждений, зависит .

Неумывакин. Система оздоровления.

Созданная система оздоровления организма человека профессором медицинских наук И.П. Неумывакиным — работает и очень популярна среди населения страны…

Созданная система оздоровления организма человека профессором медицины И.П.Неумывакиным, позволяет утверждать, что заболеваний, так таковых нет, есть состояние…

Система оздоровления позволяет за счёт изменённого сознания вылечить человека. Если внимание человека акцентировать на резервные механизмы, которые заложены у нас природой, а они на порядок больше, чем любые повреждающие факторы, то человека можно вылечить…

Только, чтобы человек занимался сам и знал, что это его машина и от него самого зависит состояние здоровья… И система оздоровления подчас делает то, что не может сделать официальная медицина…

Будь то , вода, ясновидение, дыхание, сознание и можно вылечить человека без лекарств…

Книга И.П. Неумывакина Как можно при помощи дыхания и сознания вылечить человека без лекарств…

Мелатонин — гормон роста. Неумывакин.

Так заложено организма человека — спать ложиться раньше чем до 24:00 часов. Что происходит в организме?

Поджелудочная железа в 21:00 час по местному времени должна перестать работать. А в желудке переваривание пищи длится 1,5 — 2 часа, значит последний раз нужно покушать в 18:00 — 19:00 часов, чтобы к 21:00 часу инсулин, который тратится на пищу, попавшую в желудок — выделился … И в 21:00 час поджелудочная железа должна перестать выделять инсулин и спать…

Поджелудочная железа передаёт эстафету эпифизу — железе внутренней секреции эндокринной системы, которая находится в голове.

Шишковидная железа — эпифиз выделяет гормон роста — мелатонин — с 11:00 до 3:00 часов… Вот почему нужно ложиться спать до 12:00. Дети растут только в это время.

Гормон роста — МЕЛАТОНИН — регулирует всю гормональную деятельность всех систем эндокринной системы. Это водитель ритма работы гормонов… Под влиянием освещения образование мелатонина в эпифизе угнетается.

Если мы легли спать после 12:00, это значит, что мы легли сегодня и встали сегодня… МЕЛАТОНИН — не работает…

Если вы кушаете после 19:00 часов и заставляете желудок работать, выделяется инсулин — связь с МЕЛАТОНИНОМ не работает…не сегодня, завтра вы заболеете. Это очень тонкий механизм. Это очень серьёзно для здоровья и другого пути нет…

После 19:00 часов можно выпить из растений, кисломолочные продукты, яблоко со шкуркой… В каждом яблоке в семечках находится йода суточная доза, в сердцевине и зелени яблока много разных витаминов и аминокислот.

Яблоко со шкуркой и хвостиком разбивать блендером и съедать. Съедай одно яблоко в день и продли себе жизнь на 3 года…

Перекись водорода лечит. Неумывакин.

Перекись водорода лечит тяжёлые болезни:

  • Паркинсона, рассеянный склероз… через 2 — 3 месяца перекись водорода вылечивает таких больных…
  • Инфаркты,
  • инсульты,
  • гангрены,
  • трофические язвы
  • и др. тяжёлые заболевания, которые официальная медицина не лечит ни в России, ни за рубежом…

спасает перекись водорода внутривенно или через систему переливания крови.

Перекись водорода — . Клетки иммунной системы выделяют внутри организма — перекись водорода. Если бы в организме не вырабатывалась перекись водорода, мы бы не выжили…У больных людей её почти нет в организме. Нужно её поддать в организм.

Наше сознание лечит. Неумывакин.

От нашего сознания зависит очень много… или мы хотим быть здоровыми и будем здоровыми или нет… На врачей и лекарство полагаться — глупо… Надо твёрдо говорить себе о выздоровлении — я хочу, я буду, я обязан буду совершенствоваться и работать над собой… и всё придёт, это всемирный закон…

Разработана методика обучения молодых ясновидящих и после 1,5 — 2 месяцев обучения, молодые люди становятся ясновидящими и видят всё, что делается у человека на генном уровне…

В каждом организме заложена информационная матрица каждого органа, эта информация заложена в генной структуре… При болезни какого либо органа проводится воздействие на генном уровне на матрицу и орган начинает восстанавливаться…в иных случаях при удалении органа (почки) — вырастает новая… не надо никаких стволовых клеток, у нас там в организме всё есть …

Методика оздоровления от Ивана Павловича Неумывакина - профессора медицинских наук, ценные и нужные всем рекомендации для оздоровления нашего организма без лекарств. Краткие записи

Книга ведущих народных целителей России, профессора И.П.Неумывакина и его супруги, посвящена резервным возможностям нашего организма, которые заложены в него Природой.

И прежде всего — дыханию и сознанию. Оказывается, мало того, что многие из нас ведут нездоровый образ жизни, но и дышим мы еще неправильно, что усугубляет нездоровье, но с болезнями можно справиться правильно дыша. А сознанию вообще принадлежит главенствующая роль в процессе жизнедеятельности человека. Вы узнаете, что через сознание человек может не только излечиться, но и даже восстановить. ранее утраченные (удаленные) органы.

Кроме того, в книге объяснены другие важные процессы физиологии человека и даны рекомендации по избавлению от болезней и поддержанию здоровья народными методами и средствами.

ТОТ САМЫЙ… ПРОФЕССОР НЕУМЫВАКИН

Древние (Сократ) говорили: «Познай самого себя — и ты позна-ешь весь мир». К сожалению, с развитием цивилизации создание ис-кусственной жизненной среды для человека, в нарушение законов Природы, нас разучили думать, заботиться о своем организме, как в физическом, так и духовном аспекте. Как известно, предупредить заболевание легче, чем его лечить. Именно профилактика, а не ле-чение, имеет главенствующее значение для сохранения здоровья, продления жизни и проявления творческих способностей каждого из нас.

Однако однобокий процесс познания окружающего мира чреват последствиями в первую очередь для самого человека. Например, физики всего мира праздновали так называемую победу, создав боль-шой адронный коллайдер. Это такая труба длиной до 27 км, располо-женная на глубине 100 м, находящаяся между Швейцарией и Фран-цией. Потрачено на эту трубу колоссальное количество средств, и все для того, чтобы узнать, как создавалась Вселенная, что послужило ее началу: взрыв или что-то другое. Все это они якобы узнают при даль-нейшем разделении ядра (кстати, в России также существует подоб-ное устройство, только меньшей величины). Очень хочется им удо-влетворить свое любопытство, а о последствиях для всей планеты, а возможно и Вселенной, думать они не хотят. А ведь человечество, также благодаря любопытству ученых, получило ракетное ядерное оружие, обладающее огромной разрушительной коллайдер… И хотя ученые, которые создали этот сверхмощный коллайдер, утверждают, что ничего плохого во время его работы не случится, Высший Кос-мический Разум уже давно предупреждает ученых всех стран, что этого делать нельзя.

В мире достаточно много известных контактеров, принимающих информацию из «ниоткуда», но нам с Людмилой Степановной выпа-ло счастье знать одного из немногих, кто общался непосредственно с Высшим Космическим Разумом.

На одном из Международных конгрессов по народной медицине к нам подошел солидно выглядевший человек и представился: «Я Евгений Игнатьевич Ливенцов, и меня послали сюда, чтобы я с Ва-ми познакомился». На вопрос, кто его послал, он ответил — Высший Космический Разум (ВКР). Оказалось, что Е. И. Ливенцов уже дли-тельное время принимает информацию от ВКР, касающуюся строе-ния Вселенной, развития человечества в период за 200 тыс. лет тому назад и будущего планеты Земля. Но в ряде случаев ему необходима помощь в понимании ряда медико-биологических вопросов, и ВКР «порекомендовал» ему меня. Так началась наша с Людмилой Степа-новной (моей супругой) многолетняя дружба с этим единственным человеком на Земле, избранным ВКР для передачи через него раз-личной информации. Подробно об этом Вы можете прочитать в на-шей книге «Вселенная. Земля. Человек. Мифы и реальность».

Прошло более 10 лет, и вот, просматривая различные материалы, я нахожу, что в августе-сентябре 2008 г. на Международной конферен-ции, посвященной проблеме изучения Марса СОБРАН, было заявле-но следующее: на Марсе не было, нет и не будет никакой жизни. Как радовались в недавнем прошлом ученые, что на Марсе обнаружена вода. Оказывается, это фикция. Дело в том, что если воду на Земле удерживает давление в 1 бар, то на Марсе — всего 6 миллибар, из-за чего вода мгновенно превращается в газ. Никаких русел там не было и нет, а просто — сухие осыпи. Как-то ученые опубликовали снимок, похожий на сидящую женщину (вероятно, в ожидании прилета к ней мужчины с Земли), также оказавшийся очередной «липой». Об этом в своем интервью рассказал не кто иной, как сотрудник Института космических исследований РАН, планетолог А. Родин. Посему вспом-нилась фраза героя фильма «Карнавальная ночь»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, науке об этом неизвестно»…

Если вернуться к исследованиям, которые проводятся в моем родном Институте медико-биологических проблем по дорогостоя-щей программе «Марс-500», можно сказать следующее. В этих ком-плексных исследованиях принимают участие представители разных стран, и одной из главных задач этих исследований является изуче-ние психологической совместимости членов марсианских экипажей с различными идеологиями, генетической составляющей нации и других факторов. Это мне также напоминает удовлетворение лю-бопытства ученых за государственный счет, затраты которых будут выброшены на ветер. И вот почему. Исследования проводятся на Земле, и если что случится во время эксперимента, члену экипажа будет оказана немедленно соответствующая помощь. Целевые за-дачи эксперимента известны, гонорары немаленькие, и почему бы не удовлетворить свое любопытство?! А вот что касается полета, то здесь совершенно иная картина. Цель ясна: достичь Марса, посмо-треть на него и даже побывать на нем, но конечный результат будет трагическим. Если космический полет совершается вокруг Земли, то космонавты более или менее уверены в его благополучном заверше-нии, а вот полет человека к Марсу — вообще сомнительная авантю-ра даже из-за того, что Марс по своей массе в 10 раз меньше Земли, из-за чего там очень разряженная атмосфера, непригодная для жизни.

В дальнем космическом полете до Марса и обратно при относитель-но небольшой скорости космических кораблей потребуется около 2 лет по земным меркам. На трассе полета всегда будет только черное небо с редко мерцающими звездочками, постоянно сенсорный голод, монотонный ритм жизни, возможные конфликты, особенно, если в экипаже будет женщина. А на Земле вокруг этого эксперимента кру-тится много людей, проявляющих якобы творческую активность с убеждением, что они делают нужное дело, и отбирающие громадные ассигнования за счет бедствующего населения. Я не против проведе-ния научных исследований, которые были бы направлены на созда-ние более благоприятных условий существования людей на Земле, обеспечения их здоровья и раскрытия их творческих возможностей. Но отправлять людей на верную смерть и при этом не нести никакой ответственности за это, как это уже случалось в нашей стране (о чем я писал), это НОНСЕНС!

Примечание. В ряде случаев, как, например, ниже, в книге речь идет от одного лица, но это не значит, что за всем этим не стоит Люд-мила Степановна. Работая врачом-рентгенологом и одновремен-но врачом «скорой помощи», она давно поняла неэффективность, а часто беспомощность медицины. Как рентгенолог она рано ушла на пенсию и обратила свое внимание на вопросы эниологии. После многих курсов овладев методами иридодиагностики, биолокации, поняла, что любое заболевание начинается с нарушения биополевой структуры организма, научилась его корректировать. Также овладе-ла методом нахождения пропавших людей и многими другими сред-ствами и способами традиционной народной медицины. Подбирала материалы по многим темам для моих книг и выступлений, помога-ла в написании различных разделов, особенно что касается питания, биоэнергетической структуры человека… И данная книга появилась при ее непосредственном участии.

А как часто, провожая меня на различные встречи с именитыми людьми, где решалась судьба реализации моих идей, или просто высту-пления и зная мой характер говорить нелицеприятную правду, пережи-вала, думая, что и домой-то не вернусь… Другое дело, что Провидение всегда было на нашей стороне, и какие тернии, козни и сопротивления ни встречались в нашей жизни, задуманное нами совершалось…