Советская пропаганда в годы великой отечественной войны. Советская пропаганда

«… видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите»
(Евангелие от Матфея 13:13,14)

Как уже отмечалось, важная роль в деле подготовки пропагандистских кадров отводилась университетам марксизма-ленинизма, находившихся в непосредственном ведении отдела агитации и пропаганды при ОК КПСС. Так, в 1986 г. филиал такого университета был открыт при Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского. Существовали также филиалы в районных центрах, городах Кузнецк, Заречный и на заводе ВЭМ. Курс обучения был рассчитан на два года. Общее количество слушателей в 1987-1988 гг. - 1600 человек. Окончили обучение 1138 человек. Переведено на 2 курс 730 человек. Вновь принято 870 человек. Однако названия изучавшихся курсов: «Проблема ускорения социально-экономического развития страны», «Ленинское учение о коммунистической нравственности», «Мастерство публичного выступления» меньше всего были рассчитаны на подготовку людей к коренным переменам в советском обществе. Изучение истории КПСС и научного атеизма не могли подготовить их к реформам, необходимым для перехода к рыночной экономике, в связи с чем в дальнейшем большинство всех этих людей оказались социально дезориентированными .

Вот на таких вот лозунгах строилась у нас агитация за социализм. Да вот что-то не очень она действовала! Во всяком случае у нас в Пензе обувь нашей Кузнецкой фабрики если кто и покупал, то только на работу. А вот югославские ботинки за 40 рублей носили с удовольствием, хотя их нужно было доставать.

При этом, с одной стороны, готовились лекторы, агитаторы, пропагандисты, политинформаторы для работы на местах, с другой стороны, лекторами обкома КПСС (преподавателями вузов города и партработников, окончивших ВПШ) для них готовились тексты лекций, собирались и обрабатывались значительные объемы информации, т.е. осуществлялся прямой менеджмент коммуникаций, пусть даже в весьма ограниченной форме.

Конкретно за идеологическую работу с населением в каждой области отвечал Дом политического просвещения при ОК КПСС. Например, только в плане мероприятий ДПП («Дом политического просвещения» - были у нас в те годы и такие «дома» – В.Ш.) г. Пензы с 6 по 11 января 1986 г. значились: занятия университета марксизма-ленинизма, семинар пропагандистов школ основ марксизма-ленинизма, занятия школ идеологического актива, собрание партийно-хозяйственного актива областного Управления общественного питания. С 10 по 15 февраля того же года план работы был столь же насыщенным: стажировка зав. кабинетами политического просвещения парткомов, семинар пропагандистов школ научного коммунизма Пензы, День политической книги и плаката; занятия школы идеологического актива Ленинского района. Одновременно в кабинете политического просвещения была открыта экспозиция из опыта работы пропагандистов, изучающих произведения В.И. Ленина .


Настольная «книжка» любого советского агитатора-пропагандиста. Вооружала, так сказать, правильным углом зрения...

По данным 1987–1988 гг., слушателями являлись 13540 человек. Из их числа было подготовлено 17 человек пропагандистов, 12 докладчиков, 22 лектора, 33 политинформатора, 73 агитатора .

Получается, что через систему политической агитации и пропаганды в одном только городе Пенза в 80-е гг. прошли десятки тысяч человек, из которых воспитывали людей, преданных делу марксизма-ленинизма и «пламенных борцов». В то же время в секретном отчете о работе парткомиссии при Каменском горкоме КПСС за 1986 г. указывалось, что нарушения партийной дисциплины продолжают иметь место. Наиболее частыми нарушениями трудовой дисциплины являлись – халатность и злоупотребление служебным положением. Аморальное поведение многих коммунистов выражалось в пьянстве, хищениях, растратах, уголовных преступлениях, утери и порче партбилетов, отрыве от парторганизации, за что последовало исключение 20 человек . Так обстояло дело на «заре» перестройки, а дальше количество выбывших и исключенных коммунистов стало нарастать. Т.е., с одной стороны, партия готовила кадры агитаторов и пропагандистов, с другой - жизнь уверенно брала свое. Людям все труднее становилось жить с двойной моралью, когда на словах было одно, думалось другое, а делать приходилось нечто совершенно противоположное. Можно сделать вывод, что только благодаря столь массированной обработке общественного мнения и отсутствию реальных возможностей получения информации из стран с развитой экономикой партруководство в нашей стране и продержалось столь длительный период времени.

Естественно, что все подготовленные в системе марксистко-ленинского образования кадры по прямым указаниям обкомов, горкомов и райкомов КПСС использовались для проведения в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства населения митингов, бесед, лекций и политинформаций по материалам, поступавшим из ЦК КПСС и разрабатывавшимся на местах .

Отделы пропаганды и агитации ОК КПСС в регионах выступали также в качестве приемников информации по обратной связи от СМИ. Обычно после публикации статьи в газете собиралось бюро обкома КПСС, где ее обсуждали, после чего шла стандартная запись о том, что критика признана правильной, а виновные будут наказаны. Нередко указывалось, что «намечены конкретные меры по исправлению недостатков» . Но сами эти меры указывались далеко не всегда.

Так, в материалах Самарского ОК КПСС можно найти целый ряд подобных откликов на газетные публикации, посылавшихся ОК КПСС в редакции выступивших с критикой газет. В отклике на статью «Нам не нравится ваша работа», которая была опубликована в газете «Советская Россия» 6 мая 1986 г., поднимался вопрос о низком качестве телевизоров Каскад», выпускаемых объединением «Экран». Статья рассматривалась партийным комитетом предприятия и бюро Куйбышевского ОК КПСС. Критика газеты была признана правильной. За серьезные упущения строго наказаны главный инженер, контролер, начальник ТВ-производства, начальник выпускного цеха, замдиректора по социальным вопросам. Для устранения выявленных недостатков с участием трудовых коллективов разработан комплекс организационных и технических мер, направленных на значительное повышение эксплуатационной надежности телевизоров. В этих целях их производство было временно остановлено .

В то же время необходимо подчеркнуть, что весьма значительный объем дел, находившихся в ведении Пензенского, Саратовского и Самарского обкомов КПСС (и можно утверждать, что и в других регионах тоже), считался секретной информацией и проходил по линии секретного делопроизводства с грифом «секретно» и «совершенно секретно». Так, в информации с грифом «секретно» от 10 января 1985 г. «О работе партийных, светских, профсоюзных органов области по выполнению постановления ЦК КПСС «О серьезных недостатках и извращениях в развитии коллективных садоводческих и огороднических хозяйств» указывалось, что всего таких товариществ на территории Пензенской области имеется 267. В них отмечено 226 нарушений. Случаев самовольного захвата земли – 70. Излишеств в строительстве – 61. Незаконно построено гаражей – 4, бань – 6 .

Вроде бы очевидно, что именно негативные моменты в деятельности этих товариществ и следовало бы сделать достоянием широкой общественности, но тогда людям пришлось бы объяснять, почему номенклатурные работники имели право на двухэтажную дачу, а рядовые граждане нет.

В то же время из документов конца 90-х гг. видно полное непонимание происходящего в среде работников партийных организаций. Так, например, в документе Самарского ОК КПСС «Об общественно-экономической и политической ситуации в области» (1990 г.) указывалось, что «...сумятица в умах и панические настроения во многом провоцируются насаждением в обществе атмосферы социального недоверия и подозрительности...» , и что...заслоном... однобоким взглядам... должны стать повышение ответственности журналистов, руководителей редакционных коллективов, введение в состав редакционных коллегий представителей общественности, партийного, советского и комсомольского актива».

Показательно, что количество письменных обращений трудящихся в партийные органы с 1985 по 1991 г. постоянно росло. Данный вид работы находится в ведении общих отделов ОК КПСС. Многие граждане принимались секретарями соответствующих отделов лично. Все письма должны были рассматриваться в строго установленные сроки. Однако это правило обычно никогда не выдерживалось, чаще всего из-за их большого количества обращений. Так, например, в 1988 г. в Пензенском ОК КПСС было лично принято 865 человек и рассмотрено 2632 письма. Наибольший удельный вес таких обращений приходился на просьбы о предоставлении, распределении и ремонте жилья, коммунальном обслуживании, замечания по работе руководящих кадров, органов суда, прокуратуры, милиции и благоустройства .

В Самарской области, например, только за один 1985 г. в ОК КПСС поступило 4227 писем, из которых 73 процента были направлены на рассмотрение в различные комитеты ОК КПСС и другие организации. За тот же год было рассмотрено 225 вопросов, касающихся работы с письмами.

Письма граждан и вопросы работы с ними обсуждались на 115 заседаниях местных исполкомов, 188 сессиях поселковых советов, 30 сессиях народных депутатов. В справке ОК КПСС «О работе комитетов по выполнению указаний XXVI съезда КПСС «Об улучшении работы с письмами» подчеркивалось, что все письма рассматривались в строго установленные сроки. Однако при их первоначальном рассмотрении решение в интересах граждан принимались далеко не всегда, о чем свидетельствовало 700 повторных обращений по тем же самым вопросам .

Наибольшее количество писем касалось жилищного вопроса, в том числе и по злоупотреблению служебным положением. Например, в одном из писем сообщалось о том, что заведующая отделом по учету и распределению жилой площади Тольяттинского горисполкома Фетисова В.И. произвела незаконный трехкратный обмен своей квартиры, в результате чего оставила дочери 3-комнатную квартиру на семью в 2 человека, сама же переехала в коттедж с приусадебным участком. Эти факты подтвердились проверкой, Фетисову исключили из партии и уволили с работы .

Но даже когда в Самарской области в 1990 - первом полугодии 1991 г. произошло резкое сокращение потока писем, сроки их рассмотрения продолжали грубо нарушаться. В итоге несмотря на все постановления работа с обращениями граждан так и не улучшилась!

Кстати, а чем же в это время занимались Советы депутатов трудящихся – непосредственные органы государственной власти? Об этом мы расскажем в следующий раз!

Продолжение следует…

Архивные источники:
1. ОФОПО ГАПО. Ф. 148. On. 1. Д. №7177. С. 30.
2. ОФОПО ГАПО. Ф. 148. On. 1. Д. №7094. С 25.
3. ОФОПО ГАПО. Ф. П. 148. On. 1. Д. №77176. С. 219.
4. ОФОПО ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1.Д.Ж7031. С. 166.
5. ЦДНИ (Центральный дом научной информации) Ф. 594. Оп. 49. №161. С. 1.
6. ОФОПО ГАПО. Ф.П. 148, On. 1, Д. №6902, С. 42.
7. ГАСПИ Ф. 656, On. 189, д. №208. С. 31.
8. ОФОПО ГАПО. Ф. 148. Оп. 1.Д.№6898. С. 156.
9. ГАС ПИ Ф. 656, Оп. 195, Д. №564. С. 17.
10. ОФОПО ГАЛО. Ф. 148. On. 1. Д. №7228. С. 23.
11. ГАСПИ Ф. 656, Оп. 189, Д. №201. С. 31.
12. Там же. С. 31.

Так, друзья, сегодня будет очередной пост из вашей любимой серии — о советской пропаганде в детстких журналах и книгах. В прошлых постах серии мы с вами разбирали примеры советской пропаганды — например, как промывали детям мозги , и как уже с самого раннего детства детей учили любить — всё это были примеры относительно недавние примеры пропаганды, которые многие из вас ещё застали в школе.

Что самое интересное — основные культурные столпы совковой пропаганды сформировались уже в первые советские годы — практически сразу же после прихода к власти большевиков в результате переворота 1917 года. Фактически, все дальнейшие 70 лет существования СССР советская пропаганда ездила по одним и тем же рельсам, которые были заложены ещё в двадцатые годы, и сегодня мы это наглядно увидим, посмотрев на то, как всё начиналось.

Итак, в сегодняшнем посте — смотрим на первые советские пропагандистские книжки для детей, что были изданы в двадцатые годы. Обязательно заходите под кат, ну и в друзья добавляться не забывайте)

С чего всё началось.

Для начала, как водится, немного исторической справки. В ходе большевики приходят к власти — и происходит это весьма неочевидным, в достаточной степени случайным и уж точно не поддержанным всенародно путём. Причём понимали это и сами большевики — они хорошо знали, что никакой "всенародной поддержки" у них нет, и начали вкладывать гигантские средства в массовую пропаганду для убеждения народа в том, что "революция" была предопределена свыше, а красные большевики — та единственная сила, которая должна быть у власти.

Далее всё происходило по тому же самому сценарию, что отыгрывается и во многих других закрытых тоталитарных режимах — независимые СМИ были уничтожены, народ был отрезан от источников информации и аналитики из других стран, всех несогласных заставляли замолчать или убивали. Параллельно с этим нагнеталась массовая военная истерия — большевики постоянно рисовали перед народом какие-то страшные чудища мировых угроз, против которых надо срочно вооружаться, хотя вооружались они в большей степени для удержания собственной власти.

Именно в первые советские годы были выработаны основные клише советской пропаганды, которые внушались уже с раннего детства — Ленин — царь и бог, весь мир желает нам зла, кругом враги, нужно крепить оборону и не задавать лишних вопросов.

Культ Вождя.

Культ , но продолжает быть вечно живым, появился практически сразу после смерти Ленина в 1924 году — тогда подписчикам многих государственных изданий в виде ценного приза дарили открытку "Ленин в гробу".

Именно в двадцатые годы восхваление Ленина приобрело черты религиозного культа. Сперва детям рассказывали о плохой жизни до прихода Мессии. Кстати, обратите внимание на стиль иллюстраций данной книжки — они копируют дореволюционные лубки. Остальные книни будут в иной стилистике, уже чисто советской.

В общем, сперва крестьяне жили плохо, а потом пришёл Он и всех спас. Да и умер в книжке Ленин не от сифилиса, а от переутомления — как настоящий Мессия. Страдал за народ и от этого умер:

Частью мифа о Ленине являлся и миф о "революции" — он тоже уже вполне сложился в двадцатые годы. Детям не говорили, что всё произошло случайно, а рассказывали сказки о том, что Ленин давно готовил Революцию, много лет думал о ней и всё хорошо запланировал. Дедушка не может ошибаться!

А ещё почему-то везде повторяли сказку, что Керенский убежал из Зимнего дворца в женском платье — на самом деле он покинул Зимний на автомобиле и даже отказался ехать в авто с флагом посольства США (что ему предложили сделать для безопасности), а поехал в следующей машине.

Призраки войны.

Вскоре после прихода большевиков к власти началась идеологическая накачка детей "вечной войной" — детям постоянно рассказывали, что весь мир хочет нас завоевать и разжигали ненависть к "вражеским странам". "Вражескими странами" были главным образом те, в которых не было у власти большевиков — и в книгах постоянно раздавались крики, что давно уже пора идти их освобождать.

Чисто советские штуки о невидимой руке, которая кем-то там управляет (так называемый "бред воздействия") появились тоже в двадцатые годы. Если в ответ на справедливую критику коррупционеров вы слышите вскрики "Госдеп! Сколько тебе платят пиндосы?" — то это всё отуда же, из советских книжек двадцатых годов.

Для того, чтобы враг нас не захватил и чтобы ты не стал игрушкой, колониальной Петрушкой в руках хозяев-англичан, нужно постоянно собираться в массу и ходить парадами. Для начала просто с флагами:

Потом можно будет надеть форму — пока что ещё не военную, но главное, чтобы она была у всех одинаковой. В лагере тебя, пионер, научат маршировать строем, по горну вставать, по свистку купаться.

А затем, несколько позже — вместо флага и горна тебе дадут и винтовку. Главное — это не задавать лишних вопросов.

Иллюзия благополучия.

Помимо вечной войны, в советской пропаганде 1920-х годов появилась ещё одна вечная тема — создание иллюзии благополучия путём показа всяких заводов, строек, плотин и пароходов, а позже перешли на Космос. Ещё могли нарисовать эшелон уходящих за горизонт танков — и никто не задавал вопросы, как вот это всё связано с лично моим уровнем жизни.

Все эти вещи подметил ещё Андрей Платонов в своей страшной антиутопии "Котлован" — которая пострашнее "1984" Оруэлла и которая запрещалась в СССР. Люди в этой повести жили в бараках, спали в гробах, надрываясь и умирая на стройках чего-то Великого.

Пропагандистские книжки 1920-х годов постоянно рассказывают о заводах, станках и пароходах, Все куда-то бегут, что-то делают, как писал Платонов — "кругом беспрерывно нагнеталась общественная польза" . А ещё мне очень понравился рисунок "новой советской деревни", напоминающей ГУЛАГовский лагерь за проволочной оградой:

При этом в пропаганде 1920-х годов есть один важный момент — особо не скрывалось, что все эти заводы, станки и пароходы нужны для наращивания военной силы, чтобы идти . Выпускалось множество книг вот такого рода, в которых рассказывалось о советской военной технике и её возможностях:

Из спичек и желудей.

Ну ладно — спросите вы, должно же быть ещё хоть что-то, что было в детстких книжках помимо этого всего? Да, было. Во-первых, детям рассказывали "новые советские сказки" о том, как мальчик и девочка по имени Май и Баррикада, Бебелина Октябрина полетели делать революцию в отстатлые страны. Начинается эта дивная поэма со строк "У одного гражданина в трудовом билете были записаны дети".

Во-вторых — детей отучали праздновать "буржуазные праздники", вроде мерзкого Нового года, который несёт за собой только лишь пьянство, прогулы и болезни. Не знали? Коньки и лыжи куда нам ближе!

И в третьих — детей приучали делать себе самостоятельно игрушки из спичек, желудей и пробок.

Послесловие.

В общем, как видите, основные "культурные мемы" советской пропаганды — такие, как культ личности Ленина, миф об Октябрьском перевороте, иллюзия благополучия с рассказами о заводах, плотинах и первом месте в мире по чугуну — всё это было далеко не новым и появилось ещё в двадцатые годы. Примерно к началу восьмидесятых годов эти мифы выдохлись и протухли, а там и СССР кончился.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

Что вообще думаете о советской пропаганде, эффективная она была?

Большевики еще до прихода к власти в октябре 1917 г. сумели обеспечить себе поддержку значительной части рабочего класса и армии. Для этого они с начала XX в. проводили широкомасштабную информационную деятельность, которая включала в себя издание и распространение специальной литературы (книг, брошюр), периодических печатных изданий (самые известные из которых — газеты «Искра» и «Правда»), раздаточных материалов (листовок и прокламаций), проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, «маевок»). Кроме того, в результате постоянной работы пропагандистов «на местах» — в армейских подразделениях, на промышленных предприятиях и пр. — большевикам было прекрасно известно отношение народа к существовавшему порядку. Поэтому лозунги, под которыми они пришли к власти и проводили первые государственные преобразования, были вовсе не спонтанными и теоретическими, а тщательно продуманными и отражали реальные чаяния общества. По крайней мере той его части, на поддержку которой ориентировались новые руководители государства.
Придя к власти и получив в свое распоряжение «административный ресурс», большевики использовали его по максимуму. При этом информационную политику Советского государства (с 1922 г. — СССР) можно охарактеризовать как пропагандистскую, т. е. сравнительно одностороннюю. Объективности ради отметим, что подобная коммуникационная модель была традиционной для России и большевикам не понадобилось ничего «ломать» или «создавать заново». Скорее они просто отменили так и не успевшие прижиться в России либеральные ценности относительно свободы слова, печати и прочего и стали использовать традиционные средства и стиль коммуникации для продвижения новой идеологии. Вместе с тем социальная коммуникация «по-советски» имела ряд особенностей, на которых остановимся немного подробнее.
К таковым прежде всего следует отнести, достаточно вольное обращение с фактами и их подгонку под свои интересы . Представители советской власти были достаточно разумными людьми и прекрасно осознавали справедливость поговорки: «Запретный плод сладок». Поэтому, всячески стараясь изолировать население от «вражеской пропаганды», советские идеологи сами не абстрагировались от нее, а нередко использовали негативную информацию в своих целях. Так, например, во время Кронштадтского мятежа 1921 г. советская пресса цитировала сообщения эмигрантских и иностранных газет об этом событии — в трактовке отечественной печати их наличие служило еще одним доказательством связи мятежников с белой эмиграцией и зарубежной «контрреволюцией».
Распространенным инструментом формирования имиджа было «навешивание ярлыков». На раннем этапе советского периода было достаточно объявить человека буржуем, эксплуататором, заподозрить в аристократическом происхождении, чтобы уволить его с работы, выдворить из страны и даже приговорить к расстрелу. Наиболее характерным при-мером из истории этого периода стала эволюция слов «белый», «белогвардеец»: в начале XX в. этими понятиями обозначались боевые дружины Союза русского народа и студентов- монархистов, а большевистская печать применила их к противникам советской власти. Причем эти новые значения продвигались так массированно и настойчиво, что уже с 1921 г. даже эмигрантские газеты приняли их. В дальнейшем подобными ярлыками становились понятия «троцкист», «зиновьевец», «оппортунист», «диссидент»... Для расправы с неугодными деятелями (включая высший командный состав армии или партийное руководство) проводились кампании с целью представить их шпионами и вредителями. В последние годы существования СССР наиболее распространенным обвинением стало хищение социалистической собственности: «особо крупный размер» хищения давал основания для применения даже высшей меры наказания. Довольно частыми были также обвинения в тунеядстве.
Наконец, весьма характерным признаком пропаганды советского периода стала вычурность речи, обилие лозунгов, экзальтированность, употребление «красивых слов», образных сравнений и пр. Активно продвигалась советская символика: серп и молот, красное знамя (цвет которого символизировал кровь борцов за светлое будущее), в дальнейшем — герб СССР. Подобный стиль был весьма характерен для властей, опиравшихся на поддержку «толпы»: он использовался деятелями французской революции, руководством фашистской Италии или нацистской Германии. Причина выбора такой стилистики объяснялась стремлением руководства Советского государства воздействовать в первую очередь не на ра-зум, а на чувства населения, на его коллективное сознание, а не на отдельных мыслящих представителей общества.
Как уже отмечалось, уроки имперской информационно-аналитической деятельности были учтены советским руководством. Сбору информации на местах уделялось не меньше внимания, чем пропаганде официальной идеологии. Так, еще во время Гражданской войны (1918-1922) в армии, городах и селах партийные органы осуществляли систематическое исследование общественных настроений, для чего использовалась система осведомителей и даже вскрывались частные письма. На основании полученной информации составлялись политсводки, которые впоследствии учитывались в информационной работе. В дальнейшем функции главного информационно-аналитического органа получил Комитет государственной безопасности, некоторые подразделения которого и по функциям, и по структуре имели немало сходств с «экспедициями» вышеописанного III отделения.
Для продвижения новых ценностей и «шельмования» политических противников создавались новые средства коммуникации. В первые десятилетия советской власти это были так называемые окна РОСТА, использовавшие яркие и выразительные плакаты с броскими изображениями и запоминающимися текстами (среди их авторов был и самый популярный поэт того времени В. В. Маяковский), агитационные бригады и поезда, участники которых с помощью театральных представлений проводили агитацию среди населения — для вступления в Красную армию, подписки на облигации государственного займа и пр.
В советский период расцвел как агитационное средство жанр плаката. До сих пор хрестоматийными примерами пропаганды того времени являются плакаты «Наш ответ Чемберлену!», «Родина-мать зовет!», «Ты записался добровольцем?» и ряд др., надписи с которых стали крылатыми выражениями.
Весьма эффективными каналами пропаганды являлись средства массовой информации, которые даже западные специалисты признавали высокопрофессиональными, хотя и нередко обвиняли в излишней идеологизации. В частности, «Телеграфное агентство Советского Союза» (ТАСС) стоит в одном ряду с такими гигантами информационной ин-дустрии как «Франс-Пресс» или «Рейтере». «Совинформбюро», действовавшее в годы Великой Отечественной войны, по качеству информации, оперативности и популярности среди населения ничуть не уступало западноевропейским комитетам военной информации того времени.
Пропаганда в СССР осуществлялась на всех уровнях: от высших государственных органов (в ЦК КПСС существовала даже должность секретаря по идеологии, наиболее одиозной фигурой из занимавших этот пост был, наверное, М. А. Суслов) до партийных ячеек отдельных подразделений на предприятиях и в учреждениях. Издавались специальные «Справочники пропагандиста», которые позволяли практически любому человеку «вести разъяснительную работу». Таким образом, в распоряжении советского руководства имелись миллионы постоянно действовавших распространителей информации, на содержание кото-рых не требовалось никаких дополнительных средств!
Вместе с тем советское руководство демонстрировало и собственному народу, и всему миру свои передовые взгляды, заботу об обществе. Одним из наиболее ярких примеров является политика по раскрепощению женщин. Традиционное для России отношение к женщине как существу «второго порядка» было жестко сломано политикой большевиков, поощрявших учебу женщин, занятие ими партийных и иных руководящих постов, активное участие в политической жизни общества. Другим примером является восстановленная в 1920-е гг. практика непосредственных контактов населения с органами власти: любой рабочий, крестьянин, солдат мог обратиться с предложением, пожеланием, жалобой в органы власти посредством письма.
Важнейшим средством укрепления взаимодействия правящей партии и народа в целом являлся институт народного представительства. Так, на смену разогнанному в 1918 г. (самым антиконституционным образом) Учредительному собранию был создан легитимный Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), на смену которому впос-ледствии пришел постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Советы народных депутатов всех уровней официально считались главными законодательными органами власти, и их деятельность подчеркивала конструктивность взаимодействия партии и народа. Тем не менее Конституция СССР 1977 г. уже в официальном порядке закрепила руководящую роль КПСС.
Как можно видеть, идеологическая работа в Советском Союзе стояла на очень высоком, профессиональном уровне, и до сих пор распространявшиеся в советское время идеи находят сторонников. Крах советской пропагандистской деятельности был связан с попыткой СССР вновь взять на вооружение элементы западной системы ценностей в период перестройки: свободу слова и печати, многопартийность, плюрализм мнений и пр. Население получило возможность ознакомиться с новыми взглядами, идеями, ценностями и в большинстве своем просто-напросто предпочло новое старому, принимавшемуся в течение 70 лет, — даже не по идеологическим соображениям, а просто из-за потребности в более свежей информации, не придя к мысли, что прежняя идеология устарела или была лживой. Доказательство тому — тот факт, что Коммунистическая партия сегодня остается одной из самых влиятельных в стране.
Насколько можно судить, западная система информационной политики в последнее время в России пока еще действует, но не будем забывать и исторический опыт нашей страны. А он показывает, что после сравнительно короткого «либерального» периода в России наступал более длительный период ограничения информационной свободы, государственной монополии в информационной сфере. Причем, как ни странно, подобное «упорядочение» информационной политики обычно сопровождалось наиболее впечатляющими экономическими, военными и государственными достижениями...

Государственная пропаганда

Самодостаточность мифов

Роль мифа в крушении СССР

Итак, мифы не только определяются социальной и политической ситуацией, но и сами воздействуют на нее. Выше мы привели пример, касающийся внутрен­ней политики. Теперь - пример из внешней.

Когда при Р. Рейгане Советский Союз был объявлен «империей зла», это существенно ухудшило советско-американские отношения. Любые действия советской стороны больше, чем когда-либо, стали рассматри­ваться как проявление злого умысла. Стали сворачи­ваться переговоры, началась интенсивная разработка новых военных проектов. В частности - «Стратегичес­кая оборонная инициатива» (СОИ), имевшая целью обеспечить США абсолютное превосходство над СССР в военной области.

Советской экономике оказался не под силу новый изнурительный этап гонки вооружений. Чтобы избе­жать ее, руководству доживавшего последние свои годы Советского Союза пришлось пойти на значительные уступки Западу. Многие это называют поражением СССР в «холодной войне». Конечно, тому было множество объективных причин. Но, тем не менее, роль запущен­ных в свое время политических мифов не стоит недо­оценивать.

Как видим, мифы являются самовоспроизводящи­мися структурами . Человек, поверивший в некий миф, начинает видеть реальность под определенным углом зрения. Такой взгляд обусловливает выборочное воспри­ятие фактов, явлений действительности.

Иными словами, человек видит только то, что он хочет или готов увидеть. Факты, специфически отобран­ные и воспринятые в русле мифа, в свою очередь подтверждают его верования, идеологические установки, точку зрения на мир.

Пропаганда - распространение политических, на­учных, философских и других идей в обществе с це­лью формирования у широких масс населения опреде­ленных взглядов. В более узком смысле - именно политических или идеологических идей.

Она так или иначе ведется во всех странах, имея, однако, характерные особенности, обусловленные го­сударственной идеологией, целевыми установками вла­стей предержащих и др. На нее оказывают влияние и особенности переживаемого исторического периода, что будет видно из изложенного ниже.

Значительную пропагандистскую роль в Советском Союзе играло кино. Не случайно Ленин определил его как «важнейшее из всех искусств ».

Во всех кинотеатрах художественные фильмы пред­варялись киножурналом «Новости дня », в котором не­пременно рассказывалось об успехах, о «всенародной поддержке решений партии» и т.п.

Хронике верили. Недаром говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать ».

Почти 70 % информации люди получают через орга­ны зрения. Восприятие визуальной информации не тре­бует больших усилий. Сиди себе и смотри картинку. А если еще кто-то и объясняет значение этих карти­нок - и того легче.



Видеоряд давал информацию пропагандистского содержания: первый трактор на колхозных полях, пер­вая электрическая лампочка. Зрителю тем самым вну­шалось: «Вот там, у соседей, это уже есть. Потерпи, скоро будет и у тебя ».

Киноагитки, замаскированные под объективную Информацию, были мощнейшим средством сталинского пиара. Именно из кинохроники граждане СССР узнавали, что «жить стало лучше, жить стало веселей ».

В СССР родился уникальный жанр «художественной хроники ». Прежде чем снимать объект, хроникеры его подкрашивали, ремонтировали. Людей переодевали для съемок в приличную одежду, а перед съемками репетировали с ними мизансцены. Сами кинематогра­фисты называли такую хронику «болты в томате ».

Художественные фильмы также работали на образ «самой лучшей страны в мире». Цензура вырезала из кинолент даже малейший намек на критику существу­ющего строя. Фильмы, приукрашивающие советскую дей­ствительность, получили даже название «лакировочных».

Никогда, ни в одной стране не было такого много­летнего, целенаправленного, эффективного политиче­ского пиара.

Для пиар-деятельности создается мощная информа­ционная структура - ТАСС, подобной которой не было ни до, ни после.

Эффективными пиар-акциями были демонстрации и парады на Красной площади. Первые призваны были от­ражать единство правящей верхушки и народа. Вторые - силу строя и мощь страны, которой можно гордиться. Осознание принадлежности к великой и могучей стране, с одной стороны, рождало чувство гордости за нее и за себя, с другой - скрашивало многие трудности бытия.

Среди военных парадов два особо выделяются как блистательные пиар-акции. Это парад 7 ноября 1941 го­да, когда его участники (на самом деле далеко не все) отправлялись прямо на фронт, и парад Победы над фашистской Германией.

В дальнейшем такие парады стали ритуальными и проводятся регулярно, независимо от смены правите­лей и дискредитации былых триумфаторов, - они жи­вут самостоятельной жизнью, работая на всю систему и новых правителей.

По свидетельству А. Коржакова, руководителя служ­бы безопасности президента, главным достоинством тогдашнего министра обороны П. Грачева было непрев­зойденное мастерство в организации парадов, что по­зволило ему долго удерживаться на посту министра в период правления Б. Ельцина несмотря на полную без­дарность как военачальника, продемонстрированную в первой чеченской войне.

В период своего правления сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том, что " ...Мало ведь назвать себя " авангардом ", передовым отрядом, надо и действовать так, чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать,

что мы идем впереди,"(1)- основательно занималось проблемой пропаганды и агитации, поскольку от того, что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы.

Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления, противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно, поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации, в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации, затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью,"(2) - свидетельствует Н.Л.Элива. И это прекрасно подходит режиму, так как информация, как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей, используя их в собственных целях.

И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году отмечал: " Есть еще одна область партийной работы, очень важная и очень ответственная, по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация, устная и печатная, работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во всех направлениях внутренней политики, будь то образование, производство или социальная сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - "... пропагандировать, и организовывать, и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо..."(4)

Но для того, чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды, которая "... обращается не только к жизненным убеждениям человека, к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека, агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей, носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности, ожидания и идеалы, настроения и перживания, иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен. Личность не только познает, она переживает, анализирует, вырабатывает жизненную позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность, но и присущие им многослойность, конкретность,"(5)- выражаясь словами Гуревича. Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан, но по поводу настроений, ожиданий, иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они то находились под постоянным наблюдением.

Наблюдения за поведением народа, проводившееся в подвалах НКВД, особистами на промпредприятиях и в армии, стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки, стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию. Но об это мы будем говорить ниже, а пока вернемся к отношению пропаганды и государства.

Все,что необходимо, для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа, занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений, как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях произошло в 1939 году, когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).

В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил:" Для того, чтобы успешно руководить делом марксистско - ленинской пропаганды в партии и государстве, для того, чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных кадров, ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации, сосредотачивающего всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации."(6)

Оно должно было, по словам Сталина: "...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики, краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера должна была решить основную задачу партийной пропаганды, которая "... состоит в том, чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о законах развития общества, в то же время, претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал, поскольку та самая пропаганда, несшая науку в кадры, влияла и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее (науку) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах, направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия, ибо информация, подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна. Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности, используя весьма практичные методы, например аресты, пытки, осуждения и казни. Была, правда, и мягкая мера - исключение из партии, которая впрочем приводила к тому же.

В конце концов, для верхушки тоталитарного режима, хоть и с хорошо поставленной пропагандистской работой в массах, особую опасность представляет прослойка мелких управленцев, которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину удалось пресечь эти тенденции, используя превосходное средство - террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам, которые, правда, иногда затрагивали и высших чиновников, а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка, и сегодня можно достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер, поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина, продержавшегося у руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева, смещенного со своего поста.

Так или иначе, партия как и "... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения масс, призванную развивать их общественное сознание и активизировать их историческую деятельность."(9) Политическое просвещение, одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает своеобразную " массовую культуру " , имеющую большинство признаков того явления, которое советские политологи 70-х обнаружили на Западе. Психозы на почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР. Правда, " массовая культура, советского пошиба отличается большей абстрактностью, отсутствием бытового момента, мы строили коммунизм и было некогда думать о себе, но она так же "... эксплуатирует психологические механизмы людей, их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты, в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости - в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.

Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных средств создания " массовой культуры ". По сему, для скорейшего достижения заданной цели, все шире используются средства массовой информации и пропаганды, главной особенностью которых является всеохватность (11)." Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это прекрасно понимал и Ленин, писавший "...Газета может и должна быть идейным руководителем партии, развивать теоретические истины, тактическое положения, общие организационные идеи, общие задачи всей партии в тот или другой момент."(13) Без всякого сомнения, помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах, но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения, поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот лишь факт, что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч, говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные, так и пространственные привели к широкому распространению печатной продукции. Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года:"...Расширяется печатная пропаганда, имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы."(14)

Л.М.Каганович, выступая 14 сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные, малозначительные вопросы получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в тени. Чтобы избежать этого, следует ввести в газетах определенные разделы, в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."(15) Какая трогательная забота о читателе, не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации, к размещению оной на страницах (об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и советы по информированию:"... Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты,"(16)- сообщает он, выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то, что нарком сказал в 1938: "...Действенность, эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный фактор повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов, а в качестве. Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы,"- (18)говорит он.