Старик державин нас заметил. Старик державин нас заметил и, в гроб сходя, шнура благословил

Кто.не знает пушкинское двустишие: Старик Державин нас заметил Эти строки, как никакие другие, покрытые «хрестоматийным глянцем», бесконечное


Кто.не знает пушкинское двустишие:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Эти строки, как никакие другие, покрытые «хрестоматийным глянцем», бесконечное количество раз цитировались и обыгрывались. Знаменитый эпизод на лицейском экзамене описывался в прозе и в стихах (а также изображался живописно и кинематографически). (…)

Между тем пушкинские строки содержат одну неясность, большинством не осознаваемую. Почему поэт написал «нас» - во множественном числе? Кого еще кроме него благословил «старик Державин»?

Обычный ответ: «Никогда не приходилось об этом задумываться». Но, «задумавшись», начинают высказывать различные предположения. Одно из них: сказав «нас» (вместо «меня»), Пушкин прибегнул к «формуле скромности». (…)

Приходилось слышать - и не раз, что Пушкин имел в виду кроме себя «еще кого-то из лицеистов». Объяснение это не выдерживает критики.

Между тем необходимость изощряться в изобретении толкований сразу отпадает, стоит только восстановить в памяти начало восьмой главы «Евгения Онегина».

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона нe читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Так вот, оказывается, в чем дело: Державин благословил мальчика-Пушкина вместе с его музой, благословил его союз с музой! Таким образом, «нас» означает «меня и музу», «нас с музой». (…)

В продолжении второй строфы, не вошедшей в окончательный текст романа, Пушкина вместе с его музой одобряют еще два старших современника - Дмитриев и Карамзин.

И Дмитрев не был наш хулитель;

И быта русского хранитель,

Скрижаль оставя, нам внимал

И музу робкую ласкал.

И только в окончании строфы, когда речь заходит о Жуковском, появляется единственное число «мне».

И ты, глубоко вдохновенный

Всего прекрасного певец,

Ты, идол девственных сердец,

Не ты ль, пристрастъем увлеченный,

Не ты ль мне руку подавал

И к, славе чистой призывал.

Ясно, что руку можно подать поэту только «в единственном числе», а не вместе с музой!

В третьей и следующих строфах основного текста восьмой главы Пушкин не расстается с музой; он сначала приводит ее «на шум пиров и буйных споров», потом она сопровождает его в скитаниях, «одичав» «в глуши Молдавии печальной», затем является барышней уездной», и наконец автор приводит ее на светский раут, где «с ревнивой робостью» глядит «на прелести ее степные», пока (в строфе VII) не переключает внимание на появившегося в толпе Онегина.

С началом седьмой строфы связано одно недоразумение.

Ей нравится порядок, стройный

Олигархических бесед,

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

«Ей - Татьяне», - пришлось раз услышать в научном докладе. Между тем это тоже о музе...

Вспомним еще, как по-свойски обращается Пушкин со своей музой в другом произведении, написанном той же знаменитой Болдинской осенью 1830 года:

Усядься, муза: ручки в рукава,

Под лавку ножки! не вертись, резвушка! ("Домик в Коломне»)

В заключение - еще об одном поэтическом отклике на знаменитое «благословение». Стихотворение Давида Самойлова «Старик Державин» начинается так:

Рукоположения в поэты

Мы не знали. И старик Державин

Нас не заметил, не благословил.

В эту пору мы держали

Оборону под деревней Лодвой.

На земле холодной и болотной

С пулеметом я лежал своим.

Здесь, конечно, совсем другое «мы»: оно относится к поколению поэтов, чья юность совпала с годами войны. Но как сам автор ощущал соотношение своего «нас» с пушкинским? К сожалению, этого уже не узнать...

По книге Н.А.Еськовой "Хорошо ли мы знаем Пушкина?" - М., "Русские словари", 1999

Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил
Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 8, строфа 2). Поэт вспоминает, как на экзамене в Царскосельском лицее (8 января 1815 г.) он читал в присутствии Г. Р. Державина свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». О впеча\"1 -лении, которое произвело это чтение на старого поэта, пишет в своих мемуарах лицейский товарищ Пушкина Иван Пущий: «Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта... Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать и осенил кудрявую его голову, мы все, иод каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали» (Пущин И. И. Записки о Пшкп-не. М., 1956).
Иносказательно: о символической передаче традиции от писателя (ученого, художника и т. д.) старшего поколения его молодому коллеге.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил" в других словарях:

    Гавриил Романович Державин … Википедия

    Сходя в гроб - Устар. Книжн. Перед смертью (обычно достигнув преклонного возраста). [Оскольд:] О коль ты счастлив, Дир, что ты, сходя во гроб, Не видел времени нам самых лютых злоб! (Сумароков. Семира). Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Державин, Гавриил Романович - Смотри также (1743 1716). На публичном экзамене в лицее (1814) юный Пушкин в присутствии Державина читал свои Воспоминания в Царском Селе. Поэт сохранил память об этом своем первом выступлении на литературное поприще (Послание Жук. , 1816 г.,… … Словарь литературных типов

    Литературное произведение Название = Воспоминания в Царском Селе («Навис покров угрюмой нощи...») Название оригинал = Изображение = Подпись изображения = Жанр = стихотворение Автор = А. С. Пушкин Язык оригинала = русский Написан =… … Википедия

    Жанр: стихотворение Автор: А. С. Пушкин Язык оригинала: русский Год написания: 1814 Публикация: 1815 «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…») одно из самых знаменитых стихотворений … Википедия

    Жанр: стихотворение

    Влю, вишь; сов., перех. (несов. благословлять). 1. Перекрестить кого л., произнося слова молитвы, напутствия, пожелания. Теперь благослови, мать, детей своих! сказал Бульба. Моли бога, чтобы они воевали храбро. Гоголь, Тарас Бульба. Благословив… … Малый академический словарь

    Лю, лишь; прич. страд. прош. окрылённый, лён, лена, лено; сов., перех. (несов. окрылять). Привести в состояние душевного подъема; воодушевить. Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил. Пушкин, Евгений… … Малый академический словарь

    Влю, вишь; св. 1. кого. Перекрестить (рукой, крестом, иконой), произнося слова молитвы, напутствия, пожелания благополучия, успеха. Б. детей перед сном. Б. молодых под венец. Благослови тебя Бог! Б. на дорогу (отправляя в путь). 2. кого, на что… … Энциклопедический словарь

    благословить - влю/, ви/шь; св. см. тж. благословлять, благословляться, благословение 1) кого Перекрестить (рукой, крестом, иконой), произнося слова молитвы, напутствия, пожелания благополучия, успеха … Словарь многих выражений

Когда стало известно о приезде в лицей Державина, учитель словесности Галич уговорил, даже заставил, Пушкина написать стихи, достойные прочтения пред великим стариком. А за несколько дней до экзамена министр Разумовский потребовал, чтобы при нем провели "репетицию", и там-то Пушкин прочел "Воспоминания в Царском Селе" первый раз.

Итак, гости съезжаются: важные генералы, официальные лица, родственники лицеистов (в их числе Сергей Львович Пушкин)...

"Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую "Водопад". Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: "Где, братец, здесь нужник?".

Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной".

О публичном экзамене было заранее объявлено в газете:

"Императорский царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 числа будущего месяца (январь 1815 года) , от 10 часов утра до 3 пополудни, имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст".

Это был экзамен, "смотр" - чему научились за три с лишним года, ибо достигли середины...

Впрочем, дерзкие лицейские мальчишки, еще не перешедшие в "старший возраст", не так уж безоговорочно преклонялись перед личным высоким авторитетом. Конечно, чтили, но разве есть что-либо, над чем не посмеются?

Однажды юный Пушкин заставляет тень давно умершего Фонвизина навестить престарелого собрата Державина:

Совсем немного осталось жить автору "Фелицы", "Водопада", "На смерть князя Мещерского" - человеку, видевшему уже пятое царствование. Своими глазами Преображенский солдат Державин наблюдал свержение и гибель Петра III, а сорок лет спустя поэт и одновременно министр юстиции попытается влиять на юного Александра I.

"Наконец вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли..."

Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: "Я не умер!"

После экзамена состоялся торжественный обед, где Разумовский, слышавший стихи Пушкина второй раз, решил сказать нечто приятное отцу поэта и намекнул на то, что дело не в стихах, а в той карьере, которая откроется юному лицеисту.

"Я бы желал, - произносит министр, - однако же образовать сына вашего в прозе".

"Оставьте его поэзии", - с жаром ответил Державин.

Через несколько месяцев Гаврила Романович говорит приехавшему к нему в гости С.Т.Аксакову, что "скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей".

Пройдет еще год с небольшим, и лицеисты узнают о смерти Державина.

Тогда-то Дельвиг под свежим впечатлением события сочинит пророческие строки:

Не будет у обоих - ни у Дельвига, ни у Пушкина - державинской старости. Десять лет спустя Пушкин задумается о своем Ленском:

Но пока, в 1815 году, после кратких мгновений грусти у юных лицейских стихотворцев снова ощущение неизбежного счастья, молодой удачи.

И пишутся эпиграммы на чрезмерный аппетит Данзаса...

И вдруг все кидаются на лед, "окрылив железом ноги" (выражение "воспитанника Пушкина" ).

А Яковлев уже не просто паяс , а "паяс 200 номеров", что означает его умение изобразить 200 различных фигур (то есть лиц, зверей, ситуаций): сохранился составленный Матюшкиным список этих фигур, среди которых:

Затем -

Кроме того, Яковлев изображал все и всех:

Под номером 129 мемуарист Матюшкин просит разрешения "пропустить имя": мы понимаем - сам Александр I!

И кто же догадается в ту пору, что шутливейшая эпитафия - акростих Николаю Ржевскому (вероятно, сочинение Илличевского) - это предсказание первой лицейской смерти:

И разве Пушкин не написал незадолго до этого сам себе:

Смерть казалась очень далекой, легкой, нереальной, не то что любовь, близкая и мучительная...

"Неделя" попробовала сопоставить слова песни Шнура "Суд" со стихотворением Гаврилы Романовича Державина "Река времен". Литературный анализ согласился провести кандидат филологических наук, преподаватель ГУ-ВШЭ Константин Поливанов.

В Кембриджском университете студентов проверили на знание творчества скандальной британской поп-звезды Эми Уайнхаус. Тем временем в петербургской Мариинке на сцену вышел известный отечественный певец-матерщинник Шнур. Самое время и наших студентов озадачить новыми экзаменационными вопросами и темами сочинений. Корреспондент "Недели" Дарья Варламова изучила мнения на сей счет.

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

Образ возлюбленного в поэзии Рэйли и Уайнхаус

Сэр Уолтер Рэйли

Поэт XVI - начала XVII в., пират, фаворит самой Елизаветы, разгромивший Непобедимую армаду, бретер и завсегдатай злачных мест. Основал Вирджинию, первую английскую колонию в Америке. Казнен по обвинению в заговоре против короля Якова I.

Ты пришел из святой земли (фрагмент)

"Почему ей надоело
общество твое,
Хоть ты был ее любовью,
Радостью ее?"

"Я любил ее всю юность,
Но теперь уж стар.
Плод с сухой упавшей ветви -
Бесполезный дар".

"Знай же, что любовь - ребенок,
Ветрена, слепа,
Клятва быстро ей наскучит,
Утомит мольба"

Эми Уайнхаус

Британская певица в 20 с хвостиком добилась славы отчасти благодаря прекрасному вокалу и таланту композитора, отчасти за скандалы, драки, скабрезные реплики и пристрастие к наркотикам. Два ее альбома стали платиновыми, в этом году ей присудили Grammy аж в пяти номинациях. Правда, депрессивную девушку на церемонию не пустили: американцы побоялись дать визу.

Любовь - проигрышная игра
Для тебя я была пламенем.
Ты зажег пламя высотой в пять этажей.
Любовь - это проигрышная игра,
Лучше бы я ее не начинала,
О, какую неразбериху мы устроили,
А теперь - заключительный кадр.
Любовь - это проигрышная игра.
Как песня, сыгранная до конца,
Любовь - теряющая рука,
Больше, чем я могу пережить,
Любовь - теряющая рука.
Признавшаяся самой себе, глубокая,
Пока не полетели обломки…
Знай, ты азартный человек.
Любовь - теряющая рука.
Хотя лучше б я была слепа,

Любовь - покорная судьба.
Воспоминания терзают меня,
Любовь - покорная судьба.
Бесполезные шансы осмеяны богами.
А теперь - последний кадр.
Любовь - это проигрышная игра.

Майкл Добсон, профессор Лондонского университета:

Сравнительный анализ текстов классика и оторвы

"...Оба автора знают ценность повторяющихся синтаксических структур, фраз и рефренов. При этом лексикон их заметно различается: Рэйли в манере, характерной для любовной поэзии со времен Петрарки, описывает земную любовь с помощью религиозных метафор (его любимая божественна, светла, как небеса, и т. д.). Уайнхаус, хотя и упоминает "богов", использует образы азартных игр.

Утверждение, что лирическая поэзия непосредственно выражает личные переживания поэта, следует уточнить: это всегда мысленная конструкция, драматическая фантазия. В стихотворении Рэйли ведется воображаемый диалог между двумя персонажами, а потом - драматический эффект дает симуляция исповеди, череды жалоб, которые могли захватить и поэта в процессе творчества.

Песня Уайнхаус также не похожа на исповедь: поэты, искренне охваченные скорбью, редко в состоянии что-либо написать, не говоря уж о том, чтобы выстроить структуру, ритмы и рифмы текста так, чтобы он подходил к танцевальной музыке.

Фразочка Уайнхаус final flame (дословно - "последний кадр") рискованно смешивает лексикон киношника и завзятого бильярдиста. Но оба автора четко понимают стандарты, которые предъявляет музыка, и находят адекватный язык в этих рамках".

Чем шокировал своих студентов Кембридж?

Британские третьекурсники получили свою дозу адреналина на итоговом экзамене по литературе. Им предложили провести сравнительный анализ стихотворений сэра Уолтера Рэйли и нашей современницы, скандальной соул-певицы Эми Уайнхаус. Такое вольнодумство - и не где-то там, а в цитадели элитного образования, в Кембридже!

Студенты были озадачены: что общего между классиком Возрождения и крутой девчонкой, известной своими татуировками, вычурным макияжем и проблемами с наркотиками? "Вот вам наглядный пример упрощения всего и вся, - тут же заявил британской Daily Mail Ник Ситон, участник Движения за настоящее образование. - Экзаменаторы скорее пытаются соответствовать трендам, чем следить за тем, чтобы экзамен освещал классическую литературу".

В знаменитом фильме "Догма" представители церкви хотят привлечь молодежь, сделав Христа "своим парнем" с ослепительной улыбкой и поднятым вверх большим пальцем. Может, и в Кембридже решили провести ребрендинг классического образования, чтобы идти в ногу со временем? У составителей экзаменационных билетов есть свои резоны: английское слово lyric имеет два значения: "лирика" и "слова популярной песни". То есть попсовый текст и классическое стихотворение можно сопоставить - и если не найти что-то общее, то хотя бы проверить студенческие способности к анализу на таком вот контрасте.

К тому же кембриджские профессора - люди не дикие, могут оценить талант и в поп-музыке: кроме Уайнхаус сравнения с классиками в студенческих билетах были удостоены и такие музыкальные звезды, как Боб Дилан и Билли Холидей.

За новаторов и Джонатан Бэйт, профессор Уорикского университета:"Рэйли был знаменитостью своего времени, его стихи были чем-то вроде поп-песен той эпохи, так что сравнение вполне уместно".

Что именно оскорбило противников нововведения - моральный облик поп-звезды или сомнительность ее литературных достижений? Если первое, то дискуссию можно считать бесполезной: ханжество в искусстве ни к чему хорошему не ведет. Из плохих мальчиков и девочек классики вырастают с той же вероятностью, что и из хороших. Булгаков был морфинистом, Бодлер увлекался опиумом - и это не помешало им стать гениями. С другой стороны, если Британия, затаив дыхание, пережевывает слухи о том, как Уайнхауc курит крэк у себя дома, - само по себе не показатель литературных заслуг певицы.

Раньше новаторы, бывало, скидывали классиков с корабля современности. Сейчас вот, наоборот, загоняют героев нового времени в лодку их великих предшественников. Чем не возможность продемонстрировать свое нестандартное мышление, сопоставить несопоставимое. Понятно же: не все старое прекрасно, но и не все новое может быть равноценным классике.

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

Мотивы неизбежности судьбы в поэзии Державина и Шнура

Можно ли представить подобную ситуацию в российском вузе? Отечественные преподаватели пока больше дорожат традициями, чем их европейские коллеги. Поэтому нашим студентам нежданная встреча с поп-кумирами на экзамене пока не грозит. А вот курсовые работы с исследованием языка музыкальных звезд уже появляются - вот, например, что выдал Яндекс: "Хронотоп в урбанистической поэзии русского рока (на примере текстов песен Земфиры)". Да и звезды наши не так просты - если приглядеться, они не так далеки от классиков. Вот, например, Державин и Шнур - об одном и том же пишут. А кто бы мог подумать?

Гаврила Державин

Как и Рэйли, Гаврила Романович был придворным поэтом, но его увлечение Екатериной не шло дальше упоения образом просвещенной и мудрой монархини. Вначале успешно сочетал творчество с постом губернатора Тамбова, но идеализм и честность вышли ему боком: одолели завистники. Утрата иллюзий лишь придала его стихам горькой проникновенности.

Река времен

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Сергей Шнуров

И в строительном институте учился, и в религиозно-философском. Работал грузчиком, сторожем в детсаду, стекольщиком, кузнецом, дизайнером в рекламном агентстве и даже промоушн-директором. Прикидывается алкоголиком-хулиганом-тунеядцем, но в перерывах между дебошами на концертах с удовольствием читает классику. Теперь вот сыграл в спектакле в Мариинке.

Суд
Прекрасна жизнь, и есть успех.
Живот растет почти у всех,
И есть на выбор много блюд,
Но скоро будет Страшный суд.
Никто не избежит его,
Всех ожидает ничего.
Но волноваться нет причин:
Мы все умрем - ты не один.

О, скоро будет Страшный суд!
О, скоро будет Страшный суд!
Жизнь - это лишь всего игра,
И Рим остался во вчера.
Империи стирались в пыль.
О смерти сказка - это быль,
И все надежды и мечты,
Которые лелеял ты, -
Всего лишь искорки в огне,
Всепожирающем огне.
И волноваться - пустой труд.
О, скоро будет Страшный суд,
Сгорит вся эта ерунда
Во время Страшного суда!

Сравнительный анализ текстов классика и хулигана

Если Шнура выпускают на оперную сцену - так чем наш Шнур хуже Эми Уайнхаус? Возможно, пришло время и его тексты изучать на уроках словесности. "Неделя" попробовала сопоставить слова шнуровской песни "Суд" со стихотворением Гаврилы Романовича Державина "Река времен". Литературный анализ согласился провести кандидат филологических наук, преподаватель ГУ-ВШЭ Константин Поливанов.

"Знаменитое последнее стихотворение Г.Р. Державина написано за три дня до кончины на грифельной доске - поэтому называется еще "Грифельная ода" или "На тленность" - последние две строки написанного отрывка не были разобраны, а сейчас и остальные стерлись.

Содержание достаточно ясно - со временем все уничтожается, долговечнее прочего или само искусство, или то, что превратилось в искусство ("остается чрез звуки лиры и трубы"). Но и это рано или поздно "пожрет" "жерло вечности". Обратим внимание, что за смертью или уничтожением следует у Державина "забвение" - то, что противостоит, например, одной из форм христианского понимания бессмертия как "вечной памяти".

Загадочность, неуловимое до конца дополнительное смысловое измерение, создается не только тем, что стихотворение не завершено, но и за счет того, что автор как будто задумывал написать акростих - стихотворение, первые буквы строк которого складываются в какие-то слова: "Руина чти..." - как будто начал Державин и не продолжил обращения.

Помнил ли Сергей Шнуров стихотворение Державина, сочиняя свое? Не исключено - его "империи стирались в пыль" говорят почти о том же, что и пропасть забвения, где тонут "царства и цари". Но даже если Шнуров никогда не читал стихотворения Державина, - в культуре все, когда-то получившее словесное воплощение, имеет свойство сохраняться (вопреки мрачным словам Державина) "в воздухе". Но, кроме идеи "тленности" земных дел, в тексте Шнурова присутствуют прямые указания на любимую рок-поэзией тему "Страшного суда", который должен прийти в низкий земной мир, занятый заботами о жизненном успехе, "ростом живота" и всем тем, что у Шнурова называется "ерундой".

Говорится ли об этом в стихотворении Державина? Читатель вправе прочесть в нем и такой смысл - но у Державина в любом случае останется еще и обозначение не совсем одинаковых судеб "людских дел" (которым равны по судьбе "народы, царства и цари") и того, что задерживается усилиями искусства ("лиры и трубы")".

Возможны ли такие эксперименты на экзаменах в российском вузе?

Григорий Кружков, переводчик, специалист по британской поэзии:

"Культурный ландшафт поменялся"

"Меня эта новость из Кембриджа не удивляет. Идет низведение старых авторитетов и рост интереса к любительской поэзии. В свете теорий французской литературы 70-80-х гг. прошлого века текст самодостаточен. Автор больше не имеет значения. Не важно, что анализировать - список для прачечной или классическое произведение. На новом равнинном ландшафте все явления равноценны, а ценность зависит не столько от мастерства автора, сколько от внимания публики, в том числе и рекламы.

Я не одобряю эту тенденцию, но, с другой стороны, студент имеет право сравнивать все со всем. Трудно представить такой экзаменационный вопрос, но курсовую, посвященную рок-группе, я бы принял".

Константин Поливанов, преподаватель кафедры словесности ВШЭ:

"От сравнения с Биланом Блоку хуже не станет"

"Не думаю, что если сравнить строки блоковской "России" ("И невозможное возможно, // Дорога долгая легка") с песней Димы Билана ("Все невозможное возможно"), Блоку от этого будет намного хуже. То, что мы сопоставляем попсовый текст с классическим, еще не означает, что мы приравниваем их друг к другу по творческой ценности. Все зависит от выводов. Уход от иерархии в культуре, о котором говорит Григорий Кружков, - это неизбежный процесс, и бессмысленно оценивать его как плохой или хороший. Поп-музыку слушают сотни тысяч, в то время как книги читают в лучшем случае десятки тысяч людей. По-моему, ничего плохого в этом нет".

Н.ЕСЬКОВА

Кого благословил старик Державин?

Кто не знает пушкинское двустишие:

Старик Державин нас заметил

Эти строки, как никакие другие, покрытые «хрестоматийным глянцем», бесконечное количество раз цитировались и обыгрывались. Знаменитый эпизод на лицейском экзамене описывался в прозе и в стихах (а также изображался живописно и кинематографически). Вот, например, фрагмент не самого известного стихотворения:

Понятно, отчего
Был Пушкин благонравен,
В тот день, когда его
Благословил Державин.

Всесветно одинок,
Ослаблый и мясистый,
Свой лавровый венок
Он отдал лицеисту.

(Ярослав Смеляков. «Лавровый венок»)

Между тем пушкинские строки содержат одну неясность, большинством не осознаваемую. Почему поэт написал «нас» – во множественном числе? Кого еще, кроме него, благословил « старик Державин»?

Обычный ответ: «Никогда не приходилось об этом задумываться». Но, «задумавшись», начинают высказывать различные предположения. Одно из них: сказав «нас» (вместо «меня» ), Пушкин прибегнул к «формуле скромности». Не выглядит ли своего рода пародией на такое понимание следующий опус «известного людоведа и душелюба» Евгения Сазонова, опубликованный в «Клубе ДС» на 16-й полосе «Литературной газеты» в 1974 году?

Наш путь в искусстве прям и светел,
Но не было такого, чтоб
Старик Державин нас заметил,
Сходя в хрестоматийный гроб.

Да, не сошлись мы с ним по фазам...
К тому же в граде на Неве
Мы в жизни не были ни разу,
Так как прописаны в Москве.

Нет, не написал Пушкин «нас» из скромности...

Приходилось слышать – и не раз, что Пушкин имел в виду, кроме себя, «еще кого-то из лицеистов». Объяснение это не выдерживает критики.

А в одной телепередаче было предложено совсем уж фантастическое истолкование этого «нас». Один из сюжетов программы «Сад культуры» на РТР 8.06.97 был посвящен малоизвестной поэтессе начала XIX в. Анне Буниной, которую, как сказал ведущий, ценил Державин, называвший ее «русской Сафо». И далее, приведя знаменитую строку, ведущий сказал: «Мы привыкли повторять эти слова, относя их к Пушкину, а ведь это самое “нас” относится и к Анне Буниной» (воспроизвожу не дословно). Что ж, оставим эти слова на совести автора...

Между тем необходимость изощряться в изобретении толкований сразу отпадает, стоит только восстановить в памяти начало восьмой главы «Евгения Онегина».

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

Так вот, оказывается, в чем дело: Державин благословил мальчика-Пушкина вместе с его музой, благословил его союз с музой! Таким образом, «нас» означает «меня и музу», «нас с музой».
Это прекрасно сформулировал П.И. Бартенев в биографическом очерке, напечатанном в 1854 г. Приведя рассказ Пушкина о лицейском экзамене, он пишет:

«Сюда-то относятся слова Пушкина о музе своей:
И свет ее с улыбкой встретил.
Успех нас первый окрылил.
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил»*.

В продолжении второй строфы, не вошедшей в окончательный текст романа, Пушкина вместе с его музой одобряют еще два старших современника – Дмитриев и Карамзин.

И Дмитрев не был наш хулитель;
И быта русского хранитель,
Скрижаль оставя, нам внимал
И музу робкую ласкал.

И только в окончании строфы, когда речь заходит о Жуковском, появляется единственное число – «мне».

И ты, глубоко вдохновенный
Всего прекрасного певец,
Ты, идол девственных сердец,
Не ты ль, пристрастьем увлеченный,
Не ты ль мне руку подавал
И к славе чистой призывал.

Ясно, что руку можно подать поэту только в «единственном числе», а не вместе с музой!

В третьей и следующих строфах основного текста восьмой главы Пушкин не расстается с музой; он сначала приводит ее «на шум пиров и буйных споров», потом она сопровождает его в скитаниях, «одичав» «в глуши Молдавии печальной», затем является «барышней уездной», и наконец автор приводит ее на светский раут, где «с ревнивой робостью» глядит «на прелести ее степные», пока (в строфе VII) не переключает внимание на появившегося в толпе Онегина.

С началом седьмой строфы связано одно недоразумение.

Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.

Вспомним еще, как по-свойски обращается Пушкин со своей музой в другом произведении, написанном той же знаменитой Болдинской осенью 1830 года:

Усядься, муза: ручки в рукава,
Под лавку ножки! не вертись, резвушка!

(«Домик в Коломне»)

В заключение – еще об одном поэтическом отклике на знаменитое «благословение». Стихотворение Давида Самойлова «Старик Державин» начинается так:

Рукоположения в поэты
Мы не знали. И старик Державин
Нас не заметил, не благословил.
В эту пору мы держали
Оборону под деревней Лодвой.
На земле холодной и болотной
С пулеметом я лежал своим.

Здесь, конечно, совсем другое «мы»: оно относится к поколению поэтов, чья юность совпала с годами войны. Но как сам автор ощущал соотношение своего «нас» с пушкинским? К сожалению, этого уже не узнать...

(Из кн.: Хорошо ли мы знаем Пушкина? М.: Русские словари, 1999)