Территория расселения древних славян. Восточные славяне в древности

Удобная навигация по статье:

Территория расселения восточных славян

Представители официальной исторической науки утверждают, что заселение племенами, которые можно отнести к славянским группам, Восточно-Европейской равнины происходило волнообразно. Таким образом, колонизация данных территорий происходила как в виде единовременных переселений племенных групп, так и путём постепенного расселения отдельных семей и родов.

При этом, в отличие от западного и южного направлений колонизации славянских племён, освоение восточными славянами территорий (по большей части, лесных областей), согласно исследованиям современных историков, проходило достаточно мирно, без типичных военных конфликтов с балтийским населением и местными жителями. Стоит отметить, что в качестве главного противника в этих местах выступал не агрессивно настроенный враг-человек, а дремучие безлюдные леса. Таким образом, лесную часть будущих славянских территорий племенам приходилось заселять, а не завоёвывать.

А вот в южных землях, лесостепных областях, славянские племена столкнулись не с проживающими там людьми, а с агрессивно настроенными кочевыми ордами.

Автор одной из самых значимых и популярных в мире летописи «Повесть временных лет» в своём рассказе о начале Руси отмечает несколько восточнославянских племён, которые расселились во второй половине первого тысячелетия на территориях, располагающихся между Чёрным и Балтийским морями. Среди этих племён Нестор выделяет: древлян, полян, а также тиверцев, гличей, северян, белых хорват, бужан или волынян (остатки племён дулебов), словен, кривичей, вятичей, радимичей, дреговичей, древлян.

Большая часть перечисленных племён известна многим средневековым авторам под их собственными именами. К примеру, Константин Багрянородный описывает жизнь древлян, лендзян (тут, скорее всего, имеются ввиду переселенцы из района современного Лодзя), словен, а также кривичей и .

Исследователи отмечают, что основная часть восточнославянских племён, которая расселилась по всей территории будущего древнеславянского государства, принадлежала к «склавенской» ветви славянства. Исключение составляли, пожалуй, только северяне, тиверцы и угличи.

Также, стоит отметить, что в заселении русских территорий иногда участвовали и те славянские племена, что в своё время колонизировали западноевропейские территории и Балканы. Это подтверждают многочисленные предметы, которые были найдены в результате археологических раскопок в лесной зоне Восточной Европы. В первую очередь, к подобным предметам историки относят луннические височные кольца, происхождение которых тесно связано именно с Среднедунайскими землями, где данные предметы выступали в качестве популярных украшений местных славянских племён – хорватов, смолян, северян и дрогувитов.

С фактическим продвижением носителей описанных лунничных колец, чаще всего, связывают популярность в фольклоре, в тот исторический период, «дунайской темы», которая передавалась в форме былин.

Река Дунай и ближайшие территории, на которых славянские племена осознали свою самобытность и этническую самостоятельность, навсегда отпечатался в народной славянской памяти как колыбель единого народа.

Таким образом, некоторые современные учёные предлагают рассматривать текст о расселении славян с берегов Дуная по европейским территориям, не как литературную или же учёную версию, но как долетописную народную традицию, устоявшуюся в народной памяти на долгие годы.

Карта расселения восточных славян

Изучив карту расселения восточных славян, можно заметить, что особенно привлекали славянские племена реки, а упоминание о жителях этих территорий как о «речном» народе встречается у византийских писателей шестого века. Об этом свидетельствует и рассмотренная нами «Повесть временных лет».

Фактически, общие контуры расселения этого этноса, как правило, полностью соответствует линиям речных русел. Согласно той же летописи Нестора, племя полян осело на землях среднего Днепра, древляни обосновались по берегам реки Припять, племя дреговичей – соседствовало на севере с древлянами, к западу от полян проживали бужане, к востоку от племени полян жили северяне, соседями которым на севере были родимичи. Дальше всех автор отодвигает вятичей, которые поселились в верховьях Оки. Кривичи расселились вдоль Западной Двины, Волги и Днепра, а у озера Ильмень обосновались так называемые ильменские славяне.

Прокопий Кесарийский и различные арабские источники сообщают о расселении восточных славян ещё дальше – в Донской бассейн. При этом, судя по всему, закрепиться они там надолго не смогли. Так, в одиннадцатом – двенадцатым веках, в период создания «Повести временных лет» были под властью кочевых племён, а память о том, что там когда-то жили славяне была утрачена.

Таблица по теме: Расселение восточных славян

Широкое расселение славян в V-VII веках, взаимодействие с другими народами и их культурами, образование городских поселений и зарождение государственности привели к появлению культурных и диалектных различий внутри славянской общности. В силу исторических условий в развитии славян возобладали территориальные особенности, и на основе единой славянской общности стали складываться самостоятельные народности. К середине I тысячелетия происходит распад праславянского объединения, который вызвал распад праславянского языка.

На основе пражско-корчакской культурно-племенной группировки на современной территории Польши формируется польская народность. Источники сообщают о племенах вислян, полян, ленчицан, слензян и др. В Среднем Подунавье постепенно формируются чехи и словаки, которым предшествовали племенные образования седличан, лучан, пшован, дулебов, собственно чехов, морован и др. Славянское население, жившее между верхним течением Западного Буга и Киевским течением Днепра, принадлежа-ло к племенному формированию дулебов. На его основе в VII-IX вв. образовались известные по древнерусским летописям племена волынян, древлян, полян и дреговичей, которые позднее вошли в состав восточнославянской народности.

Славяне, известные как анты, во второй половине V и VI веке расселяются по всей левобережной части Среднего Поднепровья. Это даже отмечает Прокопий Кесарийский. На юго-западе они распространились до Дуная, а на востоке - соседствовали с племенами, жившими вдоль побережья Азовского моря.

Согласно Прокопию Кесарийскому, анты и склавены пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, общие обычаи и верования, внешностью они не отличались, "да и имя встарь у склавинов и антов было одно". Однако, различие между ними византийские историки проводили достаточно четко. Даже среди наемников в армии Византийской империи ант всегда отличался от склавенина. Очевидно, анты и склавены были отдельными племенными формированиями, имевшими собственных вождей, свое войско и ведущими самостоятельную политическую деятельность. Их языки отличались друг от друга как диалекты.

Анты, как и склавены, не сопоставимы с существующим сейчас разделением славян на три ветви: западную, восточную и южную. Последнее упоминание об антах относится к началу VII века. В VII и VIII веках их потомки расселились на обширнейших пространствах Юго-Восточной Европы от Среднедунайских земель на западе до Дона на востоке и приняли активнейшее участие в освоении территории, лежащей к югу от Дуная. Они участвовали в складывании племен восточных и южных, и отчасти западных славян.


Приобщение славян к одной из основных древних цивилизаций, средиземноморской, происходило во время их контактов с Византией. Она была величайшей державой, наследницей и хранительницей культуры средиземноморского региона. Западная часть огромной Римской империи, в рамках которой средиземноморская цивилизация достигла невиданного расцвета, во второй половине V в. пала под ударами варварских племен. Нерушимой осталась лишь восточная часть - Византия. "Варварами" визан-тийцы называли окружавшие их племена и народы, которые не знали греческого и латинского языка и были чужды римской культуры. Наиболее значительными этническими группами варваров, селившимися в непосредственной близости от Империи, были германцы и славяне.

Славянское общество в середине I тысячелетия н.э. вступило в новую стадию своего развития: в нем начался распад родоплеменных отношений. Формировался новый, переходный к первым государственным образованиям, строй, получивший название "военной демократии". Для общества такого типа характерна активная завоевательная внешняя политика. В набегах на соседние племена и государства добывались его богатства.

Появление славян на Балканском полуострове, входившем в Византийскую империю, относится к началу VI века. Они пришли на землю Византии как дикие "варварские" племена для захвата добычи во время военных набегов. Первые зафиксированные византийскими историками нападения славян относятся ко времени правления Юстина (518-527 гг.). Начиная с 527 года, набеги повторяются все чаще и чаще. Славян в их вторжениях поддерживают протоболгары (тюрки) и авары. Император Юстиниан (527-565 гг.) для защиты государственных границ был вынужден выстроить сложную оборонительную систему вдоль Дуная, с противоположной стороны которого происходили набеги. Она состояла из крепостей, в которых постоянно находились воинские гарнизоны. Но и она не могла остановить вторжение славян, болгар и аваров.

До середины VI века славяне ограничивались одними набегами и с добычей возвращались в свои земли, на территорию Среднего Подунавья. Затем они начинают постепенно расселяться на землях Империи, южнее Дуная. Византия оказалась бессильной помешать этому. В середине VI века славяне известны уже на территории Фракии, Иллирии, Италии. К 70-80 годам VI века относится проникновение славян в окрестности Фессалоник, одного из крупнейших городов Империи, и первая волна славянского переселения в Грецию. Сирийский хронист конца VI века пишет, что славяне "прошли... стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей: они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной, без страха... они растеклись по земле и теперь распространились по ней...".

В течение VII столетия славяне полностью освоили Балканский полуостров. Постепенно смешиваясь с местными жителями, славяне осваивали культурное наследие Византии. В результате славянского расселения часть коренного населения постепенно растворилась среди пришлых племен.

Во время первых контактов с Византией славяне находились примерно на одном уровне хозяйственного развития. Они вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, разводили скот. Деревни составляли большие земледельческие общины. Славяне находились на стадии перехода от родоплеменных отношений к ранним формам государственности. Мощным стимулом для их развития было соприкосновение с Византийской империей, на землях которой они селились.

Переходной к государству формой были устойчивые союзы племен во главе с князьями, власть которых становилась наследственной и опиралась на силу постоянных дружин. Византийские письменные источники сообщают о возникновении в конце VI -начале VII века военно-политических образований у славян, которые назывались "славиниями" или "славиями". Это были военные территориальные союзы создаваемые несколькими племенами с целью обороны своих и завоевания чужих земель. Такое название могло носить и одно большое племя. Славинии были переходными образованиями от племенных союзов к раннефеодальному государству. Они по-разному строили свои взаимоотношения с Византией: одни из них торговали, другие - воевали с Империей. По данным писателей VII века, на Балканском полуострове существовало около 25 славянских племен, пришедших из Подунавья.

VII-VIII века - это время, когда все миграционные процессы у славян затухают и наступает период стабилизации жизни. Уже в VIII веке начинают возникать ремесленно-торговые поселения славян - протогорода, развивается широкая торговая деятельность, начинается подъем ремесла. Это, в конечном итоге, привело к складыванию различных типов славянских культур, развивавшихся в это время бурными темпами.

Самое первое государственное объединение, держава Само, возникло у западных славян в результате их сплочения перед опасностью аварского вторжения. Оно получило свое название по имени князя Само (623-658 гг.) и объединило множество славянских племен. Центр его находился в Нитре и Моравии. Это объединение защитило славян от аварского и франкского вторжения, однако вскоре распалось.

По-другому сложилась судьба славянского племенного союза "Семь родов", находившегося на Балканах в Мисии. Процесс оформления государства был завершен с появлением там тюркоязычных протоболгар. В VI-VII веках протоболгары населяли Приазовье, составляя огромный союз, известный под названием "Великая Болгария". Они не раз вместе с другими племенами, в том числе и славянскими, совершали набеги на Византийскую империю. В середине VII века союз распался. Часть протоболгар ушла во главе с ханом Аспарухом в 70-е гг. VII века в Западное Причерноморье.


Пришедшее на территорию Мисии ок. 680 года протоболгарское войско, спаянное родовой организацией, было серьезной силой. Аристократия союза "Семи родов" предпочла вступить с ханом Аспарухом в соглашение и признала его власть. Поэтому новое государство стало называться Болгарией. Столицей его стала Плиска. Болгария вела достаточно агрессивную политику, в том числе и по отношению к Византии. Славянская и протоболгарс-кая знать была заинтересована в походах на богатые земли Византийской империи и расширении границ государства. Византия же стремилась восстановить свои границы по Дунаю. Поэтому на протяжении VIII и в первой половине IX века между Болгарией и Византией ведутся многочисленные войны.

Славяне - одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Первые письменные упоминания можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I-II вв. - Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.

Расселение славян

Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II-VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви :

  • западную (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южную (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточную (русские, украинцы, белорусы).

Великое переселение народов - термин, обозначающий совокупность передвижений европейских народов в IV-VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в.

Занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, поло-чане). Все они имели общие этнические черты.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI-VIII вв. составляли: в Северной Европе - финно-угры (чудь, весь, мурома и др.); в Восточной Европе - балты (предки латышей, литовцев); в Азии - иранские племена (скифы, сарматы). Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами . С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Расселение восточных славян

Поляне и ильменские словене - крупнейшие восточнославянские племена раннего средневековья. Киевская (II-V вв.) и Пеньковская (VI - нач. VIII в.) археологические культуры - первые археологические культуры восточных славян.

Занятия славян

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве . Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространенным явлением в славянских землях VII-VIII вв., заменяя собой подсечно-огневое, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Также есть сведения о занятии славян рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное), интенсивно развивалась торговля .

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства . Во главе рода стоял старейшина. На смену родовым связям приходят территориальные. Кровнородственную связь сменила соседская община - вервь (мир). Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

Постепенно возрастала роль знати и вождей , обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII - начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия - это переходный период от первобытности к государственности. Ее признаки : участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече ) как высший орган власти; наличие народного ополчения . Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины ) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи).

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество , которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести:

  • Перун - бог грома, молнии, войны;
  • Сварог - бог огня;
  • Велес - покровитель скотоводства;
  • Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) - бог солнца.

Язычество - политеизм, вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Волхвы - служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Анимизм - вера в существование души и духов, одушевлённость всей природы.

Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности

Древнейшая история славян окончательно ещё не выяснена историками, их происхождение и прародина не установлены. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. Учёные не имеют и жалких крох информации о тех временах — временах седой древности. В точности даже не известно, когда славяне узнали письменность. Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Все сведения о древних славянах дописьменной эпохи извлечены историками из скупых строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. На некоторые события пролили свет археологические находки, но как трудно бывает правильно истолковать каждую из них! Нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие — нет.

славянин славянка

На каждую каплю твёрдого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Таким образом, ранняя история славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды.

Прародина славян и их расселение


Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Некоторые историки связывают происхождение славян со скифами, жившими в Северном Причерноморье и по Днепру во времена древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.).

Учёные полагают, что в I тыс. н. э. славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до областей Центральной Европы. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было.

Византийские историки VI в. называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью.

анты

Изначально они не были славянским народом, но, долгое время живя бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самым могущественным из славянских племён.

Соседство славян в V—VII вв. было настоящим бедствием для Византии. Долгие века могущество Римской империи останавливало у её границ нашествия варварских народов. Но шло время, и империя угасала. Она распалась на две половины — западную и восточную, в каждой из которых правили собственные императоры. Западная империя пала под натиском диких германцев. Восточная империя, получившая впоследствии название Византия, устояла против многих врагов, когда вооружённой силой, а когда тонкой дипломатией отводя угрозу вторжения на свою территорию. Но вот на её границах появились славяне. Их постоянные набеги держали византийцев в страхе.

Ужас, внушаемый славянами неприятелю, сравним с тем трепетом, который в иные времена заставляли испытывать своих врагов гунны, викинги или монголо-татары. Неистовство в бою и способность переносить самые суровые условия походов делали славян серьёзным противником. Почувствовав, что оборона границ империи слаба, славяне в конце концов широким потоком полились на её земли, занимая области от Дуная до Крита и от побережья Адриатического моря до Малой Азии. Одновременно потоки славянских переселенцев устремились во всех направлениях, в том числе и на Русскую равнину.

бой славян с печенегами

Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трёх ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т. д.) образовались впоследствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с её населением. Лишь болгары не переставали воевать с византийцами, но и они испытывали сильнейшее влияние византийской культуры. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Чёрным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.

С. В. Иванов. «Жильё восточных славян».

На протяжении полутысячелетия восточные славяне осваивали эти бескрайние просторы. Территория Восточной Европы в VII—VIII вв. была покрыта густыми лесами. На границе леса и степи со славянами соперничали, борясь за территорию, кочевые народы. Но и те земли, которые относились к лесной полосе, нельзя назвать свободными. Их задолго до прихода славян населяли балтские и угро-финские племена (весь, чудь, меря, мурома, мещёра, мордва и т. д.). Казалось бы, какую область России иначе и не назовёшь, как исконно русской? Это Русский Север. Ростов, Вологда, Архангельск, Белоозеро — как много говорят названия этих древних городов русскому сердцу! Но тысячу лет назад славян в этих местах проживало абсолютное меньшинство. Поселения были расположены здесь столь редко, что славянам поначалу даже не приходилось вступать в конфликты с местным балтским и угро-финским населением, и мирное соседство приводило к постепенному ославяниванию значительной его части. Исследования антропологов показывают, что предками русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

славянский посёлок

Однако не всегда это соседство было только мирным. Летописи хранят свидетельства о вспыхивавшем время от времени вооружённом противоборстве славян и местных племён.

Восточнославянские союзы племён

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племён получены из «Повести временных лет». Они подтверждаются находками археологов.

Славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода.

От славян, «сидящих по Дунаю», славянские племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел (т. е. стал жить. — Прим. ред.) на каком месте».

Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. «Были три брата, — повествует летописец, — Кий, который сел на горе, где ныне подъём Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щекавицей, а третий брат Хорив — на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нём ловили зверей.

«И были те мужи мудры и смышлены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». В другом месте летописи сказано, что они названы полянами потому, что «в поле сидят».

памятник основателям Киева

По преданию, князь Кий совершил путешествие в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нём со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; и братья его, и сестра скончались здесь же.

К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень. Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в неё впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко, — пишет летописец. — И пришли и сели: Радим на Соже (приток Днепра. — Прим. ред.), и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи».

По Бугу жили бужане, или дулебы, о которых летописец рассказывает, что их «примучили» кочевники обры (авары). Этот кочевой народ воевал с Византией и славянами в VI в. По преданию, авары, собравшись куда-либо поехать, не позволяли запрячь в телегу коня или вола, а впрягали трёх, четырёх или пятерых дулебских женщин и заставляли их себя везти. Эти обры, по словам летописи, «телом были велики, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина».

С тех пор на Руси появилась поговорка: «Сгинули как обры». Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород.

древний Новгород

Не совсем правильно называть полян, древлян или, скажем, вятичей племенами. Речь идёт не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племён и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей — вождей из племенной знати. Впрочем, неизвестно, были ли князья выборными (на время походов) или наследовали свою власть. Историки считают, что восточнославянские союзы племён были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами.

Долгое время восточные славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов. Одновременно вокруг князей складывались дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников.

княжеская дружина

Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в ополчение. Византийские авторы подчёркивали, что славянские племена живут в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Обычаи восточных славян в древности

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают». А древляне « живут зверинским образом », убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «всё нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены.

Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали.

тризна

А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

Хозяйство восточных славян


Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия — их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, бобы, горох; выращивали лён, коноплю, а также овощные культуры — репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели её в пареном виде), редьку, лук, чеснок, капусту.

Для северных лесных районов была характерна подсечно-огневая система земледелия. В первый год вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трёх-четырёх лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими посёлками. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Здесь ведущим способом земледелия был перелог. Участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения земли переходили («перекладывались») на другое место. Использовали плуг, не известный на севере. Все эти причины обусловливали на юге более высокие и стабильные урожаи, чем на севере.

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Найденные при раскопках кости животных свидетельствуют, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употреблялось в пищу (их использовали в основном для верховой езды и как тягловую силу), а также коров, свиней, коз, овец и птицу.

В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и других животных; ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и других рыб. На охоту брали лук со стрелами и копья.

княжеская охота

Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество — сбор мёда диких пчёл.

Восточные славяне в сочинениях византийцев

Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос.

Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом.

Другой византийский писатель VI в., Маврикий Стратег, рассказывал о склавинах и антах, которые были многочисленны, выносливы, легко переносили жажду, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.

С. В. Иванов. «Торг в стране восточных славян».

Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде: будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально приготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью иногда в течение многих часов. А если случалось, что камыши были видны из воды, неопытные люди принимали их за растущие в воде.

Славянские поселения VI—VIII вв. Славяне возвращаются с охоты в сопровождении византийских торговцев.

Каждый воин у славян был вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имели также прочные, но с трудом переносимые с места на место щиты. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться.

Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар.

Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

штурм славянами византийской крепости

Продолжение смотрите на сайте: Для продвинутых - Язычество восточных славян.

Древнерусское государство образовалось в IX в. на землях восточных славян. Восточные славяне - это общие предки русского, украинского и белорусского народов. В VI-IX вв. восточные славяне расселялись на большой территории от Балтийского моря до Чёрного, от Карпатских гор до верховий рек Оки и Волги (см. карту). Восточные славяне делились на различные племенные союзы: поляне, древляне, кривичи, вятичи и другие. Во главе каждого племени стоял князь. Власть князя была наследственной. Князья создавали вооружённые отряды - дружины.
Соседями восточных славян были финские племена - на севере, западе и востоке; литовцы и поляки - на западе; племена кочевников - на юге. На протяжении нескольких веков восточные славяне вели борьбу с кочевниками, которые приходили из Азии. В VI в. на славян напали гунны. Затем появились авары и хазары. Важную роль в истории славян IX-X вв. играли отношения с двумя странами. Это были Скандинавия на севере и Византия на юге. Выходцев из Скандинавии на Руси называли варяги.


К IX в. у восточных славян появились первые города. Наиболее крупными из них были Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Муром. К началу IX в. вокруг Киева объединились сла- вянские племена, которые жили по берегам реки Днепра. Другим центром объединения восточных славян стал Новгород. Вокруг Новгорода объединились племена, которые расселялись вокруг озера Ильмень.
В 862 г. жители Новгорода пригласили варяга - князя Рюрика на княжение в Новгород (т.е. управлять Новгородом). Рюрик положил начало династии Рюриковичей, которая правила Россией до конца XVI в.



После смерти Рюрика в 879 г. править Новгородом стал его родственник Олег. Он недолго оставался в Новгороде. В 882 г
Олег со своей дружиной приплыл по реке Днепр к Киеву. В это время в Киеве правили варяги Аскольд и Дир. Олег убил их и стал княжить в Киеве. Он подчинил себе все восточнославянские и некоторые финские племена, а затем объединил под своей властью новгородский север и киевский юг. Так образовалось Древнерусское государство, которое получило название "Киевская Русь". Олег стал первым правителем Древнерусского государства.
Правители Древнерусского государства носили титул "Ве-
ликий князь киевский". Первыми киевскими князьями были:
Святослав (сын Игоря и Ольги).


Олег, Игорь (сын Рюрика), княгиня Ольга (жена князя Игоря) и
Игорь Ольга Святослав


Деятельность киевских князей была направлена:
на объединение славянских племен под властью Киева;
на охрану торговых путей;
на установление выгодных торговых отношений с другими государствами;
на защиту Руси от внешних врагов.
Князь был верховным правителем на Руси. Он издавал законы ("уставы"), судил население, осуществлял административную и военную функции. Однако князь не принимал ни одного решения без "княжеского совета". В княжеский совет входили близкие князю бояре. Важную роль в политической жиз-ни Руси играло вече. Так называлось народное собрание. Вече могло изгнать плохого князя и пригласить нового. Вече также собирало народное ополчение.
Основным источником доходов князя и его дружины была
дань, которую собирали с местного населения. Дань собиралась деньгами или мехами. Часть дани в качестве товара отправляли в Византию. Традиционными русскими товарами бы-
ли меха, мёд, воск, а также рабы. Русские денежные единицы назывались "гривны" и "куны". Часть дани в качестве товара отправляли в Византию. Традиционными русскими товарами были меха, мёд, воск и пленные рабы. Иноземные купцы привозили в Киев оружие, сукно, шёлк, дорогие украшения. Главный торговый путь по реке Днепр назывался путём «из варяг в греки». Он вёл из Скандинавии в Византию.
Расцвет Киевской Руси приходится на время правления князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.



С именем князя Владимира связано такое важное событие в русской истории, как крещение Руси, т.е. превращение христианства в господствующую религию на Руси. Точная дата крещения Руси не установлена. Принято считать, что это произошло около 988 г. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, который назначался из Константинополя. Всё население Руси было обязано платить налог в пользу церкви - десятину.
Крещение Руси явилось важным фактором в объединении русских земель. Оно способствовало:
укреплению центральной власти;
консолидации древнерусской народности;
формированию единой древнерусской культуры;
распространению письменности на Руси;
развитию ремесла;
укреплению международных связей Киевской Руси.
При Ярославе Мудром Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы. В городе насчитывалось около 400



церквей. Символом могущества Руси стали соборы Святой Софии, построенные в Киеве и Нов-городе. При Ярославе Мудром появились первые библиотеки на Руси. С именем Ярослава Мудрого связано составление "Русской Правды" - первого свода русских законов. В годы правления Яро-слава Мудрого укрепился международный авторитет Киевской
Руси. Киев вёл широкую торговлю с Византией, Польшей, Гер-манией, с государствами Кавказа и странами Востока. Родства и дружбы с Ярославом Мудрым искали многие государи Европы.
Однако после смерти Ярослава Мудрого начинается распад Древнерусского государства и наступает новый период в русской истории.


.