Типовой образец внешнеэкономического договора купли-продажи. Международный договор купли-продажи: пример

КОНТРАКТ №_____
г. Москва«________»199_г.
Фирма" __________________________________________________________»
в лице Генерального директора ____________ ___ именуемая в дальнейшем "Покупатель", с одной стороны, и_________________________________________________
в лице Генерального директора ___________________________________
именуемая в дальнейшем "Продавец", с другой стороны, заключили настоящий Контракт о нижеследующем: 1.
Предмет Контракта 1.1.
Продавец продает, а Покупатель покупает (например, прокат из черных металлов, товары народного потребления и т. д.) в количестве и ассортименте, указанным в спецификации (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Товар поставляется на условии ФОБ (или СИФ или любое другое - например, склад Покупателя, порт Черное море)
2. Цена и общая сумма Контракта
2.1. Цена за проданный товар по настоящему Контракту устанавливается в долларах США, куда включены стоимость тары, упаковки и маркировки товаров, а также расходы по надлежащей погрузке, укладке товаров в транспортном средстве, расходы по доставке товара в порт, таможенные, экспортные пошлины и сборы, расходы на погрузку товара на борт судна, а также информации об отгрузке, выписки транспортных документов.
2.2. Цены специфицированы в Соглашении о цене товара (Приложение 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Цены твердые и действительны только для данного Контракта.
2.3. Сумма настоящего Контракта составляет ___________________________________________________________________USD.
3. Сроки и дата поставки
3.1. Срок поставки партий товара, количество партий – согласно графика поставки (Приложение 3), являющемуся неотъемлемой частью настоящего контракта или срок постав-ки партии товара в порт не позднее 20 (двадцати) дней с даты открытия Покупателем в пользу Продавца валютного аккредитива.
3.2. Покупатель на основании графика поставки обязан предоставить Продавцу судно к согласованной дате начала поставки товара.
3.3. Датой поставки и передачи собственности товара считается дата штемпеля таможни и дата чистого бортового коносамента (или товарно-транспортной накладной) о приеме партии товара на борт судна.
3.4. После поставки партии товара Продавец в течение 24 часов извещает об этом Покупателя и сообщает ему телеграфом (факсом) следующие данные:
- номерКонтракта;
- номернакладной (billoflading/consignmentnote);
- дату отгрузки;
- наименование товара;
- количество мест;
- вес брутто;
- стоимость товара;
- наименование Получателя.
3.5. После поставки партии товара Продавец в течение 48 часов высылает Покупателю авиапочтой или с уполномоченным на то лицом следующие документы (в трех экземплярах):
- транспортную накладную (billoflading/consignmentnote) с указанием товара, даты отгрузки, общего веса и количества мест;
- счет-фактуру (invoice);
- отгрузочные спецификации;
- упаковочный лист;
- сертификат качества завода-изготовителя на товар.
4. Условия платежа
4.1. Покупатель осуществляет платежи безотзывным, подтвержденным, делимым, переводным валютным аккредитивом (Letterofcredit), открытым в пользу Продавца в международном банке, являющемся корреспондентом банка:__________ в размере 100 % на каждую отдельную партию товара.
4.2. Платеж осуществляется Покупателем за 5 (пять) дней до начала поставки товара согласно графика поставки (Приложение 2). Аккредитив действителен в течение 60 дней.
4.3. Для инспекции готовности партии товара к поставке Продавец вызывает Покупателя телеграммой или телексом на место за 5 (пять) дней до начала погрузки. По результатам инспекции Продавец и Покупатель составляют Протокол готовности партии товара к поставке, служащий основанием для открытия аккредитива.
4.4. Платеж с валютного аккредитива в пользу Продавца производится в течение 48 часов против предъявления Продавцом своему банку следующих документов (в трех эк-земплярах):
- полного комплекта чистого бортового коносамента (транспортной накладной);
- счета-фактуры;
- отгрузочной спецификации;
- сертификата качества завода-изготовителя;
- упаковочного листа с указанием количества товара по Контракту (данной партии) на каждое упаковочное место; -
подлинника настоящего Контракта.
Вариант:
(Платежи могут осуществляться:
- согласно выставленному платежному требованию;
- наличными деньгами;
- в других формах расчетов, соответствующих Российскому законодательству).
5. Упаковка и маркировка
5.1. Товар должен отгружаться в экспортной упаковке, соответствующей характеру товара, в ______________ по _____________ (________) тонн. Упаковка должна
обеспечивать полную сохранность и качество товара от возможных повреждений при транспортировке к месту назначения всеми видами транспорта, погрузочно-разгрузочных работах, хранении и складировании товара.
5.2. Продавец составляет Упаковочный лист с указанием номера на каждое упаковочное место, вес брутто и указывается номер позиции по отгрузочной спецификации.
5.3. Вся сопроводительная документация товара по Контракту составляется на русском и английском языках.
5.4. Маркировка товара выполняется на английском языке.
Жестяные пластинки со штампованной маркировкой прикрепляются на видном месте с двух торцевых сторон упаковки. Каждое упаковочное место сопровождается следующей маркировкой:
- страна и пункт назначения;
- номер Контракта;
- наименование Продавца;
- номер места;
- наименование товара, стандарт и сортамент;
- вес нетто.
6. Гарантии качества и рекламации
6.1. Продавец гарантирует, что товар соответствует уровню качества и стандарту, существующему для данного вида товаров на мировом рынке, что подтверждается сертификатом качества.
6.2. Рекламации в отношении качества товара могут быть заявлены Продавцу в течение 60 дней со дня поступления товара в распоряжение Покупателя. Рекламации направляются заказным письмом с приложением всех необходимых документов.
По истечении вышеуказанных сроков рекламации не принимаются.
6.3. Содержание и обоснование рекламации должно быть подтверждено актом, составленным полномочным представителем Государственной Торгово-промышленной палаты страны - Получателя продукции.
6.4. Продавец в 15-дневный срок, включая дату получения претензии, должен рассмотреть рекламацию. Если в течение этого срока Продавец не дал ответа, рекламация считается принятой.
6.5. При рекламации по качеству:
6.5.1. Покупатель по согласованию с Продавцом имеет право уценить забракованный товар; или
6.5.2. Продавец обязан за свой счет заменить дефектный товар в течение 45 дней с момента предъявляемой ему рекламации.
7. Особые условия
Покупатель за 14 суток до прибытия судна сообщает Продавцу всю необходимую информацию о зафрахтованном судне в соответствии с заявленными характеристиками. Продавец в течение 24 часов уведомляет Покупателя о решении порта по заявленному судну, и сроках его постановки.
8. Форс-мажор
8.1. Ни одна из сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств, вытекающих из настоящего Контракта, когда неисполнение будет являться следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: решений государственных органов о запрещении экспорта, изменений таможенных тарифов, порядка оплаты, наводнения, пожара, землетрясения и других стихийных бедствий, а также войны, экономической блокады и эмбарго, а также других правительственных ограничений и запрещений.
8.2. В случае, если одно из этих обстоятельств непосредственно повлияло на выполнение обязательств в срок, установленный Контрактом, исполнение его отодвигается на срок действия обстоятельств. Если действия обстоятельств непреодолимой силы продолжаются свыше 30 (тридцати) дней, каждая из Сторон имеет право аннулировать Контракт полностью либо частично, и в этом случае ни одна из Сторон не несет возмещения возможных убытков.
8.3. Сторона, не способная выполнять свои обязательства, немедленно информирует другую сторону о начале окончания чрезвычайных обстоятельств. Письменное свидетельство, выданное Торгово-Промышленной палатой государства соответствующей Стороны, считается достаточным доказательством наличия чрезвычайных обстоятельств и их продолжительности.
9. Арбитраж
Все споры и разногласия будут разрешаться Сторонами путем переговоров, а в случае недостижения согласия - в Торгово-Промышленной палате РФ в Москве.
10. Прочие условия
10.1. При толковании настоящего Контракта имеют силу условия "INCOTERMS" в действующей редакции на день подписания данного Контракта.
10.2. Продавец гарантирует Покупателю, что поставленный им товар свободен и будет свободен от любых прав или претензий, которые основаны на промышленной собственности или другой интеллектуальной собственности третьих лиц. Продавец обязан урегулировать такие претензии или иски за свой счет и возместить все убытки, включая расходы, понесенные Покупателем.
10.3. Все сборы, налоги и таможенные расходы на территории страны Продавца, связанные с выполнением данного Контракта, оплачиваются Продавцом и за его счет, а все расходы, связанные с выцолнением Контракта территории Покупателя, оплачиваются Покупателем.
10.4. Все изменения и дополнения к настоящему Контракту действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны договаривающимися сторонами.
10.5. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Контракту третьей Стороне без письменного согласия другой Стороны.
10.6. Все предварительные соглашения, переговоры и переписка между Сторонами по вопросам изменений в настоящем Контракте, имевшие место до вступления Контракта в силу, аннулируются с даты вступления его в силу.
11. Санкции
11.1. В случае невыполнения данного Контракта одной из Сторон по причинам, не предусмотренным форс-мажорными обстоятельствами, виновная Сторона выплачивает дру-гой Стороне неустойку в размере 0,5% (пять десятых процента) от стоимости неисполненной части настоящего Контракта.
12. Срок действия Контракта
Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного проведения взаиморасчетов между сторонами.
Настоящий Контракт подписан в двух экземплярах, на русском языке, по одному экземпляру для каждой Стороны, оба текста имеют одинаковую силу и содержат с приложениями ______________________ страниц. Любые изменения к настоящему Контракту должны быть сделаны в форме приложений, подписанных уполномоченными представителями обеих Сторон.
13. Юридические адреса сторон
Продавец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Покупатель:_________________________________________________________________
От Продавца От Покупателя
_____________________ ______________________
______________________ ______________________
М.П. М.П.

ВТК-Трейд – международная транспортная компания, предоставляющая широкий спектр логистических и посреднических услуг. Мы организуем надежную и выгодную доставку груза из Китая в Россию, предоставляем помощь в оформлении необходимой документации, сертификации, консолидации, хранению и растаможке товаров и другие сопутствующие услуги.

Грузоперевозки из Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона осуществляются любыми возможными видами транспорта: авиационным, морским, железнодорожным и автомобильным. Квалифицированные специалисты компании ВТК-Трейд подберут для вас оптимальный маршрут перевозки и наиболее подходящие варианты транспортировки, рассчитают полную стоимость импорта из Китая, Японии, Южной Кореи или других стран, возьмут на себя хлопоты по таможенному оформлению. Прием грузов осуществляется на складах в г. Суйфэньхэ, г. Гуанчжоу, г. Пекине.

Благодаря многолетнему опыту работы и успешному сотрудничеству с солидными зарубежными партнерами мы реализуем логистические задачи любой сложности. Организуем экспресс доставку, если клиенту требуется быстрая поставка партии товара. Если в приоритете у заказчика низкая стоимость оптовой поставки из Китая, то подберем наиболее экономичные варианты. Мы работаем с самыми разными типами товаров: от негабаритных объектов, таких как станки или громоздкое оборудование, до самых мелких партий, которые могут быть доставлены получателю в составе сборных грузов.

Компания ВТК-Трейд также предоставляет своим клиентам ряд посреднических услуг. Мы поможем вам найти достойных поставщиков и наладить прямые поставки товаров из Китая и других азиатских стран. Наше преимущество – удачное расположение в центре транспортных путей на Дальнем Востоке, связывающих пограничные переходы Транссибирской магистрали с государственной трассой Владивосток-Хабаровск и все морские торговые порты Приморья. Это позволяет нам организовать доставку грузов из Китая в кратчайшие сроки.

Наши клиенты могут воспользоваться любыми услугами грузоперевозки, а также полным логистическим аутсорсингом от ВТК-Трейд. Мы возьмем на себя весь процесс международной доставки: от оформления заказа у поставщика, консолидации и хранения товара на наших зарубежных складах, сертификации, страхования и декларирования, разработки маршрута, погрузки и транспортировки, вплоть до доставки и разгрузки непосредственно на склад клиента.

Мы работаем индивидуально с каждым заказчиком, реализуя не только уже отработанные логистические схемы, но и разрабатывая новые – с учетом всех потребностей и пожеланий клиента. Наши приоритеты: надежность и безопасность груза, экономическая целесообразность и доставка точно в указанные сроки.

Если у вас остались вопросы – обращайтесь, наши специалисты всегда открыты для общения с партнерами и предоставят вам полноценную консультацию по любым интересующим деталям!

КОНТРАКТ № 12/04

ООО “Стройсервис” (Украина, г.Запорожье), именуемое в дальнейшем “Продавец” в лице директора Савельева Ф.В., действующего на основании Устава с одной стороны, и “IMPA A.S.” (Турция, г.Стамбул) именуемое в дальнейшем “Покупатель”, в лице директора Фарух Керим Гокай (Farukh Kerim Gokay), заключили настоящий контракт о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА

1.1. Продавец в соответствии с настоящим контрактом обязуется продать, а Покупатель оплатить и принять следующий товар: цемент М-400 производства, Украина, в дальнейшем Товар, в количестве 60 тонн, по цене 56,11 долларов США за 1 тонну на условиях и в сроки, оговоренные в настоящем контракте.

2. КАЧЕСТВО

2.1 Поставляемый Товар по своему качеству должен соответствовать ГОСТ 30515-97 и подтверждаться паспортом качества предприятия - изготовителя.

3. УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ

3.1 Поставка Товара осуществляется на условиях СРТ г. Одесса (в соответствии с международными правилами ИНКОТЕРМС 2000 года).

4. ЦЕНА И ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА

4.1 Цена на Товар по настоящему контракту является фиксированной, устанавливается в долларах США и включает расходы по погрузке на транспортное средство, доставку Товара автомобильным транспортом в пункт поставки, таможенные расходы по экспортной очистке.

4.2 Общая стоимость контракта составляет 3366 (три тысячи триста шестьдесят шесть) долларов 60 центов США.

5. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1 Стоимость поставки Товара по настоящему контракту оплачивается путём выставления аккредитива.

Аккредитив, открываемый в соответствии с настоящим контрактом, подчиняется Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов в редакции 19XX года, опубликованным Международной торговой палатой под №500.

5.2 Покупатель обязуется открыть в пользу Продавца в течение 15 дней с даты подписания Контракта безотзывный, документарный, подтверждённый аккредитив на сумму стоимости Товара, поставляемого по настоящему Контракту – 3366 (три тысячи триста шестьдесят шесть) долларов 60 центов США.



5.3 Аккредитив должен быть открыт на следующих условиях:

5.3.1. Форма аккредитива – безотзывный, подтверждённый Commerzbank AG,Frankfurt-am-Main/Germany, SWIFT COBADEFF.

5.3.2. Дата окончания действия аккредитива 31.12.2004 года.

5.3.3. Аккредитив исполняется платежом. Исполняющим банком является подтверждающий банк.

5.3.4. Код валюты USD.

5.3.6. Пункт поставки – портовый терминал г. Одесса, Украина.

5.3.7. Перегрузка: не разрешается.

5.3.8. Срок подачи документов в течение 10 дней с даты отгрузки.

5.3.9. Срок поставки: в течение 30 календарных дней со дня открытия аккредитива.

5.3.10. Платеж по аккредитиву будет осуществляться против представления Продавцом следующих документов

Счет-фактура (3 оригинала);

Паспорт качества – оригинал, заверенный Продавцом;

Сертификат происхождения (оригинал);

Товаротранспортная накладная (оригинал + 2 копии);

Упаковочный лист (оригинал + копия);.

5.3.11. Внесение дополнительных условий в аккредитив по обоюдному согласию сторон.

5.3.12. Оплата комиссий: все расходы, связанные с открытием аккредитива и расходы на подтверждение оплачиваются Покупателем, комиссию банка-бенефициара оплачивает Продавец;

5.4. Если открытие аккредитива будет просрочено по вине Покупателя, Продавец имеет право расторгнуть настоящий Контракт с уведомлением об этом Покупателя в пятидневный срок с даты открытия аккредитива, предусмотренной настоящим Контрактом.

5.5 Продавец, решающий оставить Контракт в силе, получает право на возмещение всех дополнительных расходов, которые он будет нести в связи с просрочкой открытия аккредитива.

5.6 Валюта платежа по договору – доллары США.

5.7 Датой оплаты считается день зачисления денежных средств на расчетный счет Продавца.

6. ПОРЯДОК СДАЧИ ТОВАРОВ

6.1 Датой поставки Товара считается дата, указанная в отгрузочных документах. Поставка Товара сопровождается следующими документами: счет-фактура, паспорт качества, сертификат происхождения, товаротранспортная накладная, упаковочный лист, грузовая таможенная декларация.

6.2 Обязанности Продавца считаются выполненными после получения отметки в отгрузочных документах о доставке Товара в место поставки.

7. ТАРА. УПАКОВКА. МАРКИРОВКА

7.1 Товар отгружается в бумажных трехслойных мешках весом по 50 кг., уложенных на деревянных паллетах по 1 тонне, закрепленных стрейч-пленкой и упаковочной стропой, соответствующих характеру поставляемого груза, обеспечивающих при надлежащем обращении с ним его сохранность при длительной транспортировке и хранении.

7.2 Упаковка имеет маркировку, содержащую сведения в соответствии со стандартами страны производителя.

8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

8.1 Стороны имеют право взыскивать причиненные убытки в соответствии с действующим международным законодательством.

8.2 Покупатель обязуется не использовать Товар Продавца в смеси с продуктами других производителей.

8.3 В случае несвоевременного поступления оплаты за Товар Покупатель уплачивает продавцу пеню в размере 0,2% от просроченной суммы платежа за каждый день просрочки.

8.4 Покупатель берет на себя полную ответственность за соблюдение антидемпинговых норм, правил и процедур на своем национальном рынке и рынке дальнейшей реализации Товара по данному Контракту, а также обязуется не совершать на этих рынках операции по ценам, которые являются демпинговыми согласно международным договорам и законодательству соответствующего государства, и быть единственным ответчиком по всем возможным антидемпинговым искам и претензиям и уплатить в полном объеме пошлины, сборы и другие взыскания, а также возместить все расходы, понесенные Продавцом в связи с защитой своих интересов в антидемпинговых расследованиях.

9. ФОРС-МАЖОР

9.1 При наступлении обстоятельств невозможного полного или частичного выполнения любой из сторон обязательств по настоящему Контракту, а именно: пожара, аварий на транспорте, землетрясения, наводнения, войны, военных операций любого характера, блокады, эмбарго, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства. О наступлении обстоятельств непреодолимой силы, стороны обязаны известить не позднее 14 дней со дня наступления. Если эти обстоятельства и их последствия будут продолжаться более 3-х месяцев, то каждая из сторон будет иметь право отказаться от выполнения условий настоящего Контракта, о чем обязана известить другую сторону. Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоятельств и их продолжительности будут служить справки, выдаваемые соответственно ТПП стран Продавца или Покупателя.

10.1 В случае несоответствия качества и количества поставленного Товара. Покупатель направляет Продавцу рекламационные материалы, оформленные при участии независимого эксперта Торговой Палаты страны Покупателя не позднее 20ти календарных дней с даты прибытия Товара в страну

Покупателя.

10.2 Продавец обязуется в течение 10ти календарных дней с даты получения по почте, рассмотреть предъявленные претензии с предоставлением письменного ответа.

11. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

11.1 Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Контракта или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров c оформлением договорённостей в письменной форме.

11.2 В случае если споры и разногласия не могут быть решены путем переговоров, они подлежат рассмотрению в международном коммерческом арбитражном суде при ТПП г.Киева. При рассмотрении споров применяется международное законодательство и законодательство Украины.

12. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА

12.1 Настоящий Контракт действует с момента подписания обеими сторонами и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по нему, но не более чем до 31 января 2005 года. Настоящий Контракт может быть подписан сторонами непосредственно или для ускорения оформления по факсу, при этом Контракт вступает в силу с момента его подписания в любом из способов оформления.

13. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

13.1 Стороны признают юридическую силу факсимильных копий настоящего Контракта, а также приложений, дополнений, изменений, касающихся его исполнения, подписанных в двустороннем порядке до замены их оригиналами.

13.2 Переход права собственности от Продавца к Покупателю

14. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Подписи сторон

Директор Директор

_______________ ________________

Приложение 1

Документ о качестве

При заключении внешнеторговой сделки важно прописать все условия внешнеторгового контракта: цену, обязанности сторон, содержание внешнеторгового контракта. Пример и образец составления смотрите в статье.

Заключение внешнеторгового контракта

Отечественные компании порой готовы заключить внешнеторговую сделку (экспорт и импорт товаров, работ и услуг), совершенно не проработав условия внешнеторгового контракта и его детали:

  • без проверки существования, благонадежности, полномочий контрагента;
  • с авансированием импортных поставок без обеспечения возврата;
  • с поставкой товаров на экспорт без предоплаты и значительной отсрочкой платежа.

Они соглашаются заключить внешнеторговые контракты, в которых акценты расставлены далеко не в пользу российской стороны: подробно расписаны права зарубежного партнера с минимумом его обязанностей, при этом обязанности российской стороны несоизмеримо больше ее прав. А ведь одна такая внешнеторговая сделка может привести к неплатежеспособности предприятия. Необходимо помнить, что от правильности составления внешнеторгового контракта, особенно в части распределения расходов, зависит и конечный результат сотрудничества с иностранной компанией.

Но прежде чем рассматривать особенности составления внешнеторгового контракта, отдельно поговорим о языковом барьере. Чтобы его не было, найдите переводчика, специализирующегося на коммерческом праве. Поручите ему максимально близко по смыслу переводить пункты договора. Параллельно сами перечитывайте текст на русском языке и пытайтесь проверить перевод - он должен быть вам и вашим специалистам понятен. Берите переводчика с собой при обсуждении условий внешнеторговой сделки с вашим контрагентом. В этом случае он поймет смысл контракта, его контекст, и сделает перевод максимально точным. Если же перевод выполняется вне переговорного процесса, требуйте, чтобы переводчик задавал вам максимальное число вопросов. Отсутствие вопросов является сигналом того, что риск некачественного перевода может быть очень высок.

Хороший переводчик вам посоветует немного «переделать» текст на исходном русском языке для того, чтобы формулировки были полностью эквивалентными. А вот значения банковских реквизитов не переводите - всегда указывайте их только на английском языке и лучше прописными буквами. Не переводите названия фирм. Если не знаете, как написать адрес контрагента на русском языке, то пишите на языке контрагента. При заключении внешнеторгового контракта отдельным пунктом укажите, на каких языках он составлен. Вопрос приоритетности языка может быть камнем преткновения в арбитражных спорах в случае расхождений смысла слов. Какому языку отдавать приоритет - вопрос переговоров. В нашей практике обычным является составление внешнеторгового контракта на двух языках: русском и английском. Последний обычно воспринимается всеми.

При заключении внешнеторгового контракта важно учесть некоторые особенности.

Особенность 1. Денежные вопросы

Указывайте валюту контракта и ее сокращенный код из классификатора (не должно быть просто рублей, долларов и динаров - нужно указывать "австралийских долларов", "белорусских рублей" и "кувейтских динаров"). Дробные части валюты (центы, копейки и филсы) не используются в формулировках, поскольку в международных расчетах выработан четкий суммовой формат прописью.

Отдельно оговаривайте валюту платежей (может и не совпадать с валютой цены контракта).

Четко прописывайте условия, сроки и механизм возврата авансовых платежей в случае отсутствия поставки товара или невыполнения работ (неоказания услуг). Во избежание существенных штрафов предусматривайте банковские гарантии возврата авансового платежа или неисполнения контракта, используйте защищенные расчеты - оплату по аккредитиву. Не соглашайтесь на 100% предоплату по сделке с незнакомым контрагентом.

Иногда для принятия решения о применении «защищенных» форм расчетов в формах банковской гарантии или аккредитива помогают результаты анализа финансового состояния, выполненные на основе финансовой отчетности вашего контрагента. В нашей практике известны случаи, когда результаты такого анализа позволили совершенно по-другому взглянуть на вашего будущего партнера и предпринять все меры, связанные с минимизацией рисков невозврата аванса при импорте, либо неоплаты за отгруженные на экспорт товары. Однако в этом случае будьте готовы к тому, что аналогичную финансовую отчетность запросят и с вас. Также запросите аудиторское заключение (audit opinion ), составленное по результатам аудита финансовой отчетности вашего партнера. Можно пойти и еще дальше: проанализировать финансовое состояние не только вашего будущего партнера, но и банка, на обслуживании которого находится ваш иностранный контрагент. Наличие негативного рейтинга обслуживающего банка может создавать угрозу неплатежа.

Подробно расписывайте распределение банковских расходов. Конечно, это предмет договоренностей между сторонами, и сложно предсказать, какая формулировка устроит вашего партнера.

Наличие описанной в примере формулировки в будущем позволит «закрыть» сделку для целей применения налогового и валютного законодательства. Это актуально в том случае, если на ваш расчетный счет будет, к примеру, зачислена выручка не в полном объеме, за вычетом удержанной комиссии банка.

Особенность 2. Сроки и условия поставки внешнеторгового контракта

Указывайте подробно место поставки со ссылкой на базис из Инкотермс (англ. I ncoterms , International commercial terms , международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в областивнешней торговли).

Пример

Цены по настоящему Контракту, указанные в Приложении № 1 к настоящему Контракту, устанавливаются в евро, понимаются на условиях поставки EXW, Федеративная Республика Германия, г. Лейпциг, склад Geo Sys GmbH (Инкотермс-2010)».

Другой вариант:

Продавец поставляет Товар на следующих условиях: DAP, Республика Узбекистан, Ташкентская область, г. Бекабад, ул. Сирдарё, д.1, таможенный склад АО "Узметкомбинат" (Инкотермс-2010)».

Не лишним будет добавить абзац следующего содержания:

В контексте настоящего Контракта словосочетание "Инкотермс" означает оригинальный текст Правил Incoterms® 2010 Международной торговой палаты (ICC) по использованию национальных и международных торговых терминов (публикация Международной Торговой Палаты № 715, редакция 2010 года).

Стороны внешнеторгового контракта по купле-продаже товара вправе выбрать любую версию правил Инкотермс для своих контрактов, и важно четко указать избранную редакцию правил: "Инкотермс-2010", "Инкотермс-2000", "Инкотермс-90" и так далее. Далее, опишите порядок поставки товаров, то есть даты завершения поставок и (или) график поставки конкретных партий товара.

Отметим, что отсутствие запрета частичных поставок товара может увеличивать ваши расходы на приемку и (или) транспортировку импортного товара.

Оговорите в отдельном абзаце момент перехода права собственности(порядок определения даты перехода права собственности). Это важно, поскольку в бухгалтерском и налоговом учете по соответствующей дате будут делаться бухгалтерские записи (проводки). Это актуально только для товаров и интеллектуальной собственности.

Для целей составления финансовой отчетности по МСФО важным является момент перехода рисков и преимуществ, который зачастую совпадает с моментом перехода права собственности. Однако если для вас актуально составление отчетности по МСФО, то лучше отдельно прописать момент перехода рисков и преимуществ, либо указать, что он соответствует моменту перехода права собственности.

Пропишите тот уровень качества, который вам нужен, а также такой гарантийный срок, о котором вы договорились.

Отдельный момент - порядок вызова сторон в случае обнаружения недостатков. Необходимо обозначить в договоре пункт о том, что ваш компетентный представитель обязан присутствовать при:

  • документировании факта ненадлежащего качества Товара;
  • установлении причин его неисправности;
  • выработке предложений по урегулированию проблемы.

Это может значительно уменьшить штрафные санкции, связанные с поставкой Товара ненадлежащего качества, а также сократит ваши убытки, как в виде реального ущерба, так и упущенной выгоды.

Особенность 3. Права и обязанности сторон внешнеторгового контракта

Обязательно недвусмысленно пропишите во внешнеторговом контракте ответственность контрагента перед вами. Корректно будет, если ответственность сторон будет «зеркальной» по условиям. К примеру, вы отвечаете за просрочку поставки товара, ваш контрагент - в одинаковой степени за несвоевременную оплату, либо наоборот. Прописываете подробный сценарий действий сторон в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.

Внешнеторговый контракт: образец

«В случае возникновения любого форс-мажорного обстоятельства (забастовка, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия, принятие в период действия настоящего Контракта правительственных нормативных актов, препятствующих его исполнению и другие обстоятельства непреодолимой силы), которое напрямую влияет на исполнение настоящего Контракта, сроки поставки, предусмотренные настоящим Контрактом, будут соответственно продлены на период действия таких обстоятельств. Стороны обязуются незамедлительно информироватьдруг друга телеграммой о начале и окончании форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению настоящего Контракта. Такая информация должна быть подтверждена Торгово-промышленной палатой или иным компетентным органом страны действия обстоятельств непреодолимой силы.

Если такая информация о начале и окончании действий этих обстоятельств будет направлена позже, чем через 14 (четырнадцать) календарных дней, Продавец и Покупатель лишаются права ссылки на них в будущем. Если опоздание в поставке по причине действия форс-мажорных обстоятельств будет длиться более 6 (шести) месяцев, то Покупатель будет иметь право аннулировать настоящий Контракт полностью или частично без какой-либо компенсации Продавцу расходов или убытков, связанных с этим аннулированием. В этом случае Продавец обязуется возвратить Покупателю все перечисленные по настоящему Контракту суммы в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения уведомления о расторжении. До того как, воспользоваться этим правом, стороны встретятся и попытаются урегулировать вопрос дружеским путем».

Лучше заранее поинтересоваться, какой компетентный орган будет свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) на территории соответствующего государства на всем пути следования Товара. В России это - Торгово-промышленная палата Российской Федерации (статья 15 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 г. № 5340-1). По возможности настаивайте на материальном праве в суде своей страны с указанием места рассмотрения спора. По последним данным, ранее признаваемые всеми международные суды стали проявлять свою политическую ангажированность при вынесении вердиктов.

У многих торгово-промышленных палат есть свои третейские суды. Такой третейский суд есть и при Пермской ТПП. Вы вправе предлагать своему иностранному партнеру тот третейский суд, который в большей степени устраивает вас, и который, в случае возникновения спора, будет связан с наименьшей величиной судебных расходов и (или) с минимальными сроками рассмотрения спора.

Не забудьте указать, законодательство какой страны подлежит применению в случае споров.

Поинтересуйтесь у вашего юриста, знает ли он, к примеру, английское и (или) итальянское законодательство. Если нет, настаивайте на том, чтобы применимым для вашего внешнеторгового контракта было законодательство Российской Федерации. В противном случае при возникновении спора вам неизбежно придется прибегать к дорогостоящим услугам внешних юристов и консультантов.

Илья Иванов, эксперт Пермской торгово-промышленной палаты. Опыт в области внешнеэкономической деятельности - более 13 лет. Имеет сертификат по квалификации "Профессиональный финансовый менеджер, модуль "МСФО и финансовый учёт" ("The Institute of Certified Financial Managers"/Институт Сертифицированных Финансовых Менеджеров, Великобритания), аттестат профессионального бухгалтера по квалификации "Главный бухгалтер" ("Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" при Минфине РФ).

Михаил Городилов, директор департамента экономических, финансовых и бухгалтерских экспертиз Пермской торгово-промышленной палаты. В области экономики и финансов - с 1996 года. В настоящее время директор департамента экономических, финансовых и бухгалтерских экспертиз Пермской торгово-промышленной палаты. Имеет квалификацию "DipIFR Rus (МСФО)". Доктор экономических наук (2010), доцент (2009).