Толпа есть собрание людей живущих по преданию. Толпо-элитарное общество или как нами управляют (2 фото)

Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии , которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.

Изучение толпы

Историей

Исследуется такие явления как бунты, восстания, революции, переселение народов, войны и другие явления связанные с участием большого количества людей.

Социологией

Основной задачей является прогнозирование поведения толпы. При этом не учитываются различия между отдельными членами толпы, рассматриваются явления как среднестатистические.

Психологией

Целью является объяснение механизмов, которые приводят человека в состояние когда человек подвержен влиянию толпы.

  1. Повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит.
  2. Повышение внушаемости и уменьшение степени критического отношения к самому себе и способности рациональной обработки воспринимаемой информации.
  3. Подавление чувства ответственности за собственное поведение.
  4. Появление чувства силы и сознания анонимности.

Психология толпы издавна занимала умы мыслителей. Гюстав Лебон в «Психологии народов и масс » характеризовал душу толпы таким образом:

Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

На все современные стенания человечества ответ дан еще римским императором и философом Марком Антонином Аврелием (126 — 180 гг. н.э.): “безумие думать, что злые не творят зла”.

— Есть у тебя разум?
— Есть.
— Почему же ты не пользуешься им? Ведь если он будет делать свое, то чего же еще тебе?
Это означает: Толпарь! Стань же человеком! Тебе для этого всё дано Свыше...

"В.Г.Белинский дал определение толпы как собрания людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету ...

Общность предания является фактором социальной организации, сплачивающим толпу воедино и позволяющим управлять ею через авторитеты предания , вождя-основоположника, вождей-наследников и верных толкователей .

Предание может быть сколько угодно преднамеренно и непреднамеренно изолгано по сравнению с тем, что было и есть в жизни на самом деле.

Разные предания сплачивают разные толпы и позволяют отличать заведомо леворадикальные толпы от псевдоправых; реальные правые — не толпа, а думающая соборность. Разрушение авторитета предания или самого предания обращает толпу — все бездумное и превозносящееся в самомнении о своей интеллектуальной мощи — в сброд — далее это строгий термин, если толпа не начинает рассуждать самостоятельно по-совести, соборно.

“Рассуждение” по авторитету — интеллектуальное иждивенчество — главное качество толпы. В нем проявляется стремление толпы жить чужим умом и готовыми рецептами , которые раздают подсунутые ей авторитеты . Своим умом решать свои же проблемы — жить по-людски — толпа не желает и, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать новых авторитетных вождей. Благодаря своему бездумью толпа следует за вождем страстно, т.е. безответственно, неусомнительно веря в правоту вождя. Это порождает бездумную вседозволенность толпы . Мафия, стоящая на предумышленной вседозволенности, представившая толпе вождя и пасущая его, фактически ведет толпу за вождем-провокатором куда ей угодно, даже на убой не за понюх табаку. Также бездумно толпа участвует в общественном объединении труда, не интересуясь ответственно в нем ничем, даже своим частным делом. Это дает возможность организовать толпу или сброд в структуры некоего разобщенного, дезинтегрированного биоробота , в составе которого толпа способна и к созиданию, и к разрушению, к добру и ко злу. Но созданное таким образом — непрочно потому, что не выстрадано ни умом, ни сердцем созидателей и не передано уму и сердцу потомков и не осознано ни как добро, ни как зло. Находясь в структурах дезинтегрированного биоробота, программа действий которого размещена в памяти множества бездумных по совести людей , толпа не перестает быть толпой ни в парламентах, ни в профсоюзах, нигде.

Толпо-“элитарная” система — иерархия парных отношений типа “это не твоего ума дело!”, “знай свое место!” (об этом обычно напоминают другим те, кто сами не видят своего реального места) — “я человек маленький”, “наше дело — телячье”, связывающих подавляющее большинство членов общества. То есть толпо-“элитаризм” существует благодаря общественно признанной вседозволенности меньшинства и праву для всех на бездумность и бесчувственность к происходящему вокруг.

А. Гитлер выдвигал тезис о необходимости для нации обеспечить возможность любому расово чистому талантливому ребенку получить такое высокое образование, какое он только может освоить. Это в перспективе вело к расширению социальной базы сферы управления до границ нации, но не устраняло толпо-“элитарной” организации даже национального общества, не говоря уж о том, что деление на расовочистых и расовонечистых порождало еще более жесткий толпо-“элитаризм”. Даже в пределах национального общества этому сопутствовал «тоталитаризм» — крайняя форма толпо-“элитаризма”, открытый абсолютизм мафии, пасущей вождя , прямо заявляющий о том, что все общество, кроме вождя (монарха) — толпа, “чернь”; все это правда, но умалчивается только о том, что “вождь” — марионетка мафии. Но бывает в истории, что мафия, по ошибке, вместо марионетки дает толпе и настоящего вождя .

Толпо-“элитарное” общество гарантировано предумышленно приводится к тоталитаризму максимум в течение десяти лет , и благонамеренная “интеллигенция” ошибается в невозможности повторения чрезвычайки или гестапо, как ошибалась “интеллигенция” XIX века в невозможности повторения прелестей инквизиции. Ошибающаяся “интеллигенция” — никчемна.

Признание обществом допустимости вседозволенности, лежащей в основе толпо-“элитаризма”, — болезнь духа, болезнь мировосприятия и мировоззрения. Она не позволяет людям освоить генетически обусловленный потенциал развития, прежде всего интеллектуальный, поскольку слишком многое признается “не их ума делом”, или стремлением “влезть со свиным рылом в калашный ряд” и т.п. Это — главная опасность, которую представляет для человечества господство толпо-“элитаризма”, так как потенциал человечества — ведущий фактор планетарной локализации в глобальном эволюционном процессе биосферы, объемлющем глобальный исторический процесс, в котором интеллект человека — ведущий фактор развития культуры.

Человечество — биологический вид, и судьба его может быть только такой, как и у других биологических видов: либо это тупиковый путь эволюции — и тогда смерть человечества, весьма мучительная; либо продолжительное существование, в ходе которого человечество исчерпает свой генетически обусловленный потенциал развития и займет устойчивое место в биосфере, создав условия для её дальнейшей эволюции ; либо исчезнет, выполнив возложенную Свыше на него миссию.

Толпо-“элитарная” организация неизбежно ведет к самоуничтожению современной культуры, возможно, вместе с самим человечеством “разумным” и с разрушением современной биосферы и даже более того. Механизм этого самоуничтожения прост и без ядерной войны."

(с)" МЁРТВАЯ ВОДА.От "социологии" к жизнеречению"

"Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету." В.Г. Белинский Основное качество толпы - нежелание и неумение самостоятельно думать и приходить ко мнениям, соответствующим реальному положению дел и направленности течения событий. Так называемая "элита" - тоже толпа, но более информированная в некоторых вопросах, нежели простонародье. В толпо-"элитарном" обществе, не толпой отчасти являются знахари, умеющие думать самостоятельно и внедрять не мытьём так катаньем своё мнение в психику окружающих, под видом их собственного мнения. Либо под видом мнения безукоризненных авторитетов, которых они сами же и взрастили для того, чтобы ретранслируемое через этих авторитетов мнение - было воспринято толпой... В данном случае термин "толпа-народ" не имеет такого специфического смысла, а обозначает исторически сложившуюся общность людей, на фоне которой и во взаимодействии с которой действуют так называемые "исторические личности". Предание является фактором социальной организации, сплачивающим толпу воедино и позволяющим управлять ею через авторитеты, трактующие это предание, в первую очередь через вождя-основоположника, а так же вождей-наследников и верных толкователей. Предание может быть сколько угодно преднамеренно (сознательно) и непреднамеренно (неосознанно, по недомыслию) изолгано по сравнению с тем, что было и есть в жизни на самом деле. Разрушение авторитета предания, или самого предания обращает толпу - в бездумный и превозносящийся в самомнении о своей мнимой и новоиспечённой интеллектуальной мощи - сброд. Толпа радуется как ребёнок раскусивши тот факт, что её всё это время разыгрывали. "Рассуждение" по авторитету - интеллектуальное иждивенчество - это одно из главнейших качеств толпы. В нём проявляется стремление толпы, жить чужим умом и готовыми рецептами, которые раздают подсунутые авторитеты. Своим умом решать свои же проблемы и жить по-человечески - толпа не желает. И, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать, или искать новых авторитетных вождей, на которых можно было бы положиться в решении этих проблем. Которые в свою очередь, являются следствием её управленческой безграмотности и потому - имеют постоянные тенденции к накоплению. Благодаря своему бездумью, толпа следует за вождём страстно, т.е. безответственно и неусомнительно, веря в его непоколебимую правоту во всём. Это порождает бездумную вседозволенность толпы. Мафия, стоящая на предумышленной вседозволенности, представившая толпе вождя и пасущая его, фактически ведёт толпу за вождём-провокатором куда ей угодно, даже на убой не за понюх табаку. Так же бездумно, толпа участвует и в общественном объединении труда, не интересуясь ответственно в нём ни чем, кроме своей узкой специализации, а порой пренебрегая и ею самой.

Каждый из нас хоть раз, да задавался вопросами: кто я; куда иду; чего хочу; для чего живу?

Не найдя ответ самостоятельно, мы обращаемся за помощью к другим людям через живое общение, книги, фильмы, картины и музыку. Мы понимаем, что родились не просто так, что есть личные интересы и общественные, что та или иная организация жизни общества может либо способствовать, либо препятствовать раскрытию нами творческого потенциала. Наконец, мы задаём вопрос: в каком обществе мы рождаемся, и какое общество будем строить?

Мы видим, что при современном устройстве общества во всех странах мира, большинство населения планеты не живёт, а выживает в условиях постоянной нужды, не понимая причин этого, в то время, как «элитарное» меньшинство откровенно «бесится с жиру», а вся глобальная цивилизация зашла в биосферно-экологический тупик. И такое положение дел позволяет утверждать, что ныне существующий «мировой порядок» не является естественной нормой.
Мир – это «Великая шахматная доска» – утверждает Збигнев Бжезинский, подразумевая при этом постоянный конфликт – как норму для жизни общества.

Но так ли это на самом деле?

Чтобы ответить на этот вопрос разберёмся, какие уровни существуют в сложившемся устройстве общества.

По утверждению Белинского:

«Толпа – это собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету».

Из чего следует, что речь идёт о множестве индивидов, живущих бессовестно.

Первый уровень. Толпа «маленьких людей» – пешек, – которые считают, что от них ничего не зависит, их участь быть травой на поле боя.

В этой системе для всех пешек одно правило движения по доске, прописанное «авторитетным писанием», с опорой на поддержку «элиты» и авторитет вождя. Однако, как наилучшим способом осуществить свои благие намерения и мечты обывателю неясно, т.к. у него нет адекватного знания об управлении, и имеется лишь туманное представление, что есть благо, а что есть зло. А та информация, которую предлагают различные системы обучения, содержит фрагментарные знания, в узкой профессиональной области, достаточные лишь для того, чтобы всю жизнь проработать на кассе в супермаркете.

Для того, чтобы такая система развивалась, её нужно поддерживать в противостоянии с аналогичной системой, назначенной правилами глобальной игры на роль противника – что отображается в сознании толпы как «борьба противоположностей», по принципу «разделяй и властвуй». Это своего рода «полевые учения», дабы система была во всеоружии в случае возникновения альтернативной ей системы управления обществом. В объективной же реальности Мироздание, без злого умысла управленцев, само не порождает борьбу противоположностей.

Вот тут и проявляется роль глобальных игроков, осуществляющих управление этой системой, в рамках их глобальной политической игры. Они обладают хорошо настроенным интеллектом для отработки заученных комбинаций. Свои цели и средства достижения глобальные игроки оправдывают корпоративной этикой, которая гласит: «Корпорация превыше всего». Знания у них фрагментарные, с ёще большим объёмом и детализацией, в области экономики, управления и истории, что делает их более эрудированными и позволяет осуществлять прогнозирование и управление.

Игроков, как и цветных фигур, может быть более двух. Разные региональные цивилизации, и наднациональные корпорации имеют разные идеалы и цели, многие из которых навязаны извне. Это подобно многосторонним шахматам, в которых каждый игрок ведёт как бы исключительно свою игру.

Это всё, что видит большинство людей.

Но зададимся вопросом: А где в этой картине мира авторы правил, которые придумывают и внедряют в общество эти игры, прописав каждой фигуре, в том числе и игрокам, свой, заготовленный для них сценарий существования? Кто этот владелец целостных управленческих знаний обо всей системе в рабовладельческом устройстве общества?

Данный уровень находится под контролем глобального знахарства, иначе называемого глобальный предиктор (предъуказатель), который проводит в жизнь высший уровень власти – концептуальную власть, изображая из себя Бога.

«Концепция – это определённый замысел жизнеустройства»

«Концептуальная влась – это власть людей, способных:

К выявлению проблем и целеполаганию в отношении них;
к выработке концепции достижения намеченных целей;
к внедрению концепции в процесс управления жизнью общества.

А так же концептуальной властью называется власть над обществом идей, выражающих цели жизни общества, пути и средства их достижения.»

Символ глобального предиктора изображён на долларе – это всевидящее око, отделённое от пирамиды. Основой его власти является искусственно созданная монополия на управленческие знания. «Знание – власть» – тот принцип мышления, который использует глобальное знахарство. Цели глобального предиктора: Не дать возможности человечеству состояться в качестве наместников Бога на Земле.

Может возникнуть ощущение о якобы всемогуществе этих глобальных управленцев, но это не так. Реализуемый ими сценарий не поддерживается Свыше и потому неустойчив, в результате чего они вынуждены постоянно придумывать всё новые и новые формы реализации рабовладения.

Концепция рабовладельческого устройства общества изложена в самой массовой книге на Земле – Библии. Библия делит бессовестную толпу на два лагеря: пастух и овцы.

Овец она поучает:

«Рабы, во всём повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.» (Библия. Кол. 3:22)

Культура, основанная на нравственности Библии, приучает честных людей, желающих жить по совести, в этике: «для достижения целей приемлемы только созидательные средства», при этом сами цели навязываются исходя из интересов манипуляторов.

Пастухам толпы, приученным жить в этике: «всякое средство приемлемо, даже подлое, лишь бы достигнуть цели», остаётся лишь, методом кнута и пряника, поддерживать в благонамеренной толпе библейские идеалы.

«И господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать» (Библия. Второзаконие 28:12)

Поэтому мы видим устойчивую систему, где благонамеренные толпари «пашут» на бессовестных проходимцев. Оправдание у благонамеренного толпаря всегда одно: «все так живут», а у бессовестной «элиты»: «ничего личного, только бизнес»!

Итак, Толпо-«элитаризм» – это иерархическое пирамидальное устройство общества, в котором высшие слои общества не признают человеческого достоинства нижних слоёв общества. Культура, порождаемая таким устройством общества, препятствует освоению творческого потенциала людей, вследствие чего, большинство искусственно низводится до состояния толпы.

Основные признаки толпо-«элитарной» системы:

Наличие системы посвящения

Наличие Я-центричной этики у всех людей - атеизм

Чтобы люди не задумывались о возможности построения справедливого общества на Земле, придумали специальный термин «Утопия», придав ему значение иллюзорности, что является преградой для разума, мол, это всё выдумки и сказки фантастов. А для того, чтобы люди не рассматривали явление глобального управления, были внедрены термины «Заговор» и «Конспирология», для высмеивания тех, кто начнёт размышлять на эту тему.

Таким образом, убеждая с детства каждого индивида в безвыходности бытия в этой жизни, ненавязчиво привиты следующие культурные стандарты:

«Судьбу не изменить»
«Жизнь это страдание – бог терпел и нам велел»
«Бери от жизни всё!»
«Жизнь коротка!»
«После нас хоть потоп!»

Последнее утверждение справедливо, так как у многих появляется желание утопить этот «высококультурный» ад, и в итоге, на выходе во взрослую жизнь, общество получает раба привязанностей, которые ему привила культура, раба наслаждений, всё реже задумывающегося о средствах достижения своих животных побудок.

Проблема большинства авторитетов в том, что данная алгоритмика проводится ими бессознательно на полном автоматизме, даже если они декларируют отличные от толпо-«элитарных» принципы взаимоотношений. Но реализация этой алгоритмики возможна лишь в том случае, если нравственность авторитета позволяет ему отрабатывать эти стереотипы.

Но и сам лидер толпы в обход сознания замкнут на более высокие уровни управления, которые, имеют отличные от него цели, по принципу: «Каждый в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше».

Толпо-«элитарная» культура устроена так, что существуют типовые модели поведения людей в различных ситуациях. В том числе, заранее прописаны функциональные роли и место личностей с теми или иными качествами и нравственностью, которые индивид может занимать внутри любых объединений людей. Эта алгоритмика проходит через все элементы культуры: СМИ, кинофильмы, театр, книги, традиции и тому подобное. Если человек отклоняется от установленных сложившейся культурой правил, мыслей и действий, то это всячески порицается толпой, вне зависимости от того, по совести поступает и думает человек, либо нет.

В последнее время на информационном горизонте России появилось огромное количество «радетелей за народное счастье». Идеи, озвучиваемые этими деятелями, находят отклик в сердцах патриотически-настроенных людей. Но есть один очень важный аспект, который полностью игнорируется глашатаями – это вопрос дальнейшего взаимодействия между «элитой» и остальным населением. Большинство из них предлагают для толпы: выходить по их зову на улицу, рожать детей, заниматься «своим делом» и не лезть в управление.

При этом вопрос о том, как будет устроено общество в будущем, ими обходится стороной: «У нас есть люди, которые и без вас там разберутся», «политика дело грязное нечего вам в ней пачкаться».

Может показаться, что обходя эту тему, они недоговаривают не специально, а просто оставляют в умолчаниях и на самом деле знают, как всё устроить. Однако, вопрос будущего устройства общества и искоренения из него толпо-«элитаризма» является ключевым, и не оглашая путей решения этой задачи, они встают на одну сторону доски с теми, против кого так рьяно выступают, предлагая доверчивой толпе занять место пешек в пустующих клетках. Таким образом, их предназначение состоит в том, чтобы всего лишь заменить фигуры на доске, и продолжить дурачить играми умы людей и дальше, сохраняя рабовладельческое устройство общества для закулисных хозяев.

Есть ли альтернатива толпо-«элитарному» устройству общества?

Выход из толпо-«элитарного» инферно, как писал великий мыслитель Иван Антонович Ефремов лежит прежде всего в мере, а не в бездумной вере. Но стоит дополнить фразу писателя, для выхода из инферно, мерить нужно, опираясь на этику, которая выходит за пределы общества, в этой этике функционирует и развивается всё мироздание. Для этого Человеку и дана Совесть, прислушиваясь к ней, человек ищет ответы о целях миссии своей души на Земле и о средствах достижения этих целей, в прямом диалоге с Иерархически Наивысшим Объемлющим Управлением, и обретает Свободу, как Совестью ВОдительство БОгом ДАнное. В таком случае не существует иерархии внутри общества, так как у каждого человека на Земле есть своя собственная уникальная миссия, и только он сможет исполнить её наилучшим образом.

Земная цивилизация помнит людей, явивших собой пример жизни в такой этике, и огласивших альтернативу толпо-«элитарному» обществу. 2000 лет назад Иисус Христос объявил об открывшейся возможности построения общества справедливого жизнеустройства для всего человечества:

«С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него».
(Библия. От Луки 16:16)

В настоящее время, как и прежде, каждому, в прямом диалоге с Творцом, без посредников, открыта возможность осознать - что есть справедливость и Соборность!

Издревле на Руси существовал принцип объединения людей, при котором не возникает личностной иерархии и напряжённости, называемый «соборность». До крещения, управленцы на Руси совершенно по иному относились к своим подданным, нежели теперь, им тогда не была свойственна кланово-корпоративная замкнутость по отношению к остальному обществу. При единстве нравственно-этических норм для всех, не было личностной иерархии, хотя профессиональная специализация людей в общине была неизбежна. Поэтому в какие-то периоды управленцы-профессионалы - князь или жрец - могли выполнять функции рядового гребца на ладье, беспрекословно подчиняясь кормщику, а в других обстоятельствах тот же кормщик беспрекословно выполнял распоряжения князя или жреца, и при этом они были друг другу, в аспекте личностного достоинства - ровня.

Вот как описывает эти взаимоотношения византийский историк Лев Диакон, рассказывая о встрече князя Святослава с императором Цимисхием:

«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. <…> Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой».

Византийский писатель шестого века Маврикий Стратег вот что пишет о славянах:

«Пленников своих они не держат в вечном рабстве, но, ограничивая срок плена определенным временем, предлагают на выбор: за известный выкуп возвратиться к себе домой или же остаться на положении людей свободных и друзей».

Справедливость – это когда нет эксплуатации человека человеком! Когда у всех – не только одинаковые права и обязанности, но и существует реальная возможность реализации этих прав.

Всё в мироздании справедливо, несправедлив лишь древний выбор, навеявший нам толпо-«элитарную» культуру для рабов, которую нужно развеять, как туман. А что мешает начать исправлять ситуацию сегодня, когда доступ к мировому культурному наследию открыт в интернете любому желающему?!

В настоящих условиях жизни общества, вследствие закона времени, рабовладение во всех его видах и формах системно изживает себя, и всё больше людей при желании могут это увидеть.

Библейская концепция толпо-«элитарного» мироустройстваопирается на три основных столпа:

1. Сокрытие управленческих знаний – герметизм.

2. Привитие на основе лживой нравственности – мировоззрения раба и рабовладельца.

3. Скрытый Матриархат – управление через половые инстинкты, в результате чего мужчины психологически подчинены женщинам.

Русская цивилизация оглашает свою концепцию справедливого будущего жизнеустройства:

1. Концепция Общественной Безопасности – разгерметизация управленческих знаний с внедрением их через систему образования.

2. Освоение каждым методологии познания – Диалектики – как искусства поиска истины путём постановки наводящих вопросов и поиска ответов на них.

3. Любовь – даруемое Свыше деятельное состояние, в котором человек объективно наиболее эффективен в разрешении проблем общества.

На основе вышеперечисленных пунктов, у каждого есть право приступить к построению общества социальной справедливости, в которой нет места ни пешкам, ни ферзям, ни прочим действующим фигурам комбинаторов и инквизиторов, существующих только в рамках толпо-«элитарного» мировоззрения. В Русском мировоззрении мы все равны перед Творцом и нет нужды в «играх» для выявления сильнейшего, умнейшего или глупейшего. Есть место только для Человека, наместника Божьего на Земле, его судьбы и миссии в Любви и Сотворчестве, на благо всего мироздания.

Толпы.
Толпа - собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету либо вождя, либо предания, либо «Священного писания».

В соответствии с этим определением, кобовцы - толпа, рассуждающая по авторитету концепции общественной безопасности. Кобовец - отдельный представитель такой толпы. Любой толпарь плохо понимает связь жизни и той информации, по авторитету которой он рассуждает.
Управление и самоуправление жизни общества в соответствии с концепцией требует очень высокого уровня понимания , и профессионализма в самоуправлении (потому авторский коллектив и считает ДОТУ скелетной основой КОБ). Реальная жизнь по идеалам, выраженным в концепции общественной безопасности, невозможна без очень высокой меры понимания каждого человека, позволяющей принимать решения не сверяясь с вышестоящими или авторитетными источниками а в темпе течения событий.
До настоящего момента (май 2009 года, и в ближайшей исторической перспективе) человечество живёт в толпо-"элитаризме", при котором толпы ориентируются на мнения и решения элит, элиты ориентируются на готовые рецепты и рекомендации, выдаваемые "знахарями", а "знахари" вырабатывают рекомендации, ориентируясь на свои интересы. Данная схема обладает недостаточным быстродействием для управления и самоуправления в соответствии с идеалами КОБ, и годится только для её имитации. Но процесс имитации, если выражаться на жаргоне пользователя ПК, был запущен в тестовом режиме, и завис . Причём у меня есть подозрения, что если бы тестировали в более расширенном режиме, охватив ряд процессов в жизни общества - СМИ, экономическую жизнь, идеологию и пропаганду, то и тест не завис бы, а набрал бы большую интенсивность и упал , чуть не обрушив всю толпо-"элитарную" "Операционную Систему". Почему?

Толпа, как мы видим, есть. В толпо-"элитарном" обществе толпа всегда находится. А вот с "элитой" возникли серьёзные проблемы. Не возникло тех 3-5% людей, которые "толковали бы жизнь по КОБ" и занимались бы на этой основе управлением жизнью общества, путём выдачи указаний. Отдельные "начётчики" появились, но для "элиты" такого количества мало. Связка толпа-"элита" будет слишком неустойчивой. А освоившие КОБ в той мере, которая позволяет войти в "элиту" на основе понимания и ощущения сути Концепции - почему-то в "элиту" не идут. Почему?

Просто освоение концепции - серьёзный труд, а в результате этого труда человек нарабатывает не только навык понимания сложных текстов. До человека доходит, что есть вещи, сродни Сизифову труду , которыми если и заниматься, то они отнимут всё свободное время и в итогах не дадут ничего.
Вот теперь можно ответить, почему люди не идут в "элиту" по КОБ. Нет хуже работы, чем пасти дураков.