Творческая педагогика. Научная электронная библиотека

Педагогическая деятельность, какие бы области она ни включала, всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.

Вообще проблема творчества в наши дни стала весьма актуальной и по праву считается «проблемой века». Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального. Необходимость готовить к творчеству каждого педагога не нуждается в доказательстве.

Это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае - это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.

Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования: профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность.

Основными критериями в являются умения:

Ставить и анализировать цели в своей деятельности;

Ориентироваться в различных ситуациях;

Принимать решения;

Реализовывать определённые программы или планы исполнения;

Проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.

Требования, которым должны соответствовать вышеперечисленные критерии:

Отражают как результативные, так и процессуальные характеристики активности педагогов и характеризуют не только её результат, но и способы его достижения;

Основываются на дидактических принципах обучения и воспитания;

Являются социально и психологически значимыми, имеют смысл для педагога;

Просты для понимания и легко измеримы.

Существуют следующие компоненты творческой активности: мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой.

Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяют поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Мотивационный компонент изучался многими исследователями, которые рассматривали его как системообразующий элемент в творчестве, поскольку он не только придаёт творческой деятельности личную значимость, но и регулирует её на всех этапах осуществления.

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и овладения умениями такого рода. У педагогов он предполагает:

  • осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;
  • понимание значимости решения проблемы развития творческой активности;
  • желание воспитывать в себе творческое воображение, фантазию, импровизацию, творческую преобразующую деятельность;
  • осознание важности развития творческой активности у детей дошкольного возраста;
  • заинтересованность, увлечённость педагога в решении данной проблемы;
  • стремление к получению высокой оценки, признание успеха в творческой деятельности.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это умения планировать, способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, способность к релаксации, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Итак, содержательно-операционный компонент включает в себя:

  • знание философских, психолого-педагогических основ теории творчества;
  • широкий общекультурный кругозор: постоянное совершенствование в творческой деятельности;
  • умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обосновывать, выражать свои мысли;
  • способность генерировать идеи, гибкость мышления, переносить знания, мнения в новые ситуации;
  • способность использовать творческий опыт других, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения;
  • готовность к овладению современными инновационными процессами творческой деятельности и проектирование на этой основе собственных инноваций.

Эмоционально-волевой компонент. Эмоции - это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Другая составляющая этого компонента - волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер.

Эмоционально-волевой компонент предполагает:

  • умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
  • наличие интереса, умение радоваться и удивляться;
  • решительность, инициативность, способность к волевым умениям.

Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы.

Ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Таким образом, формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский, задав вопрос: "Что такое педагогический опыт?", Дает на него такой ответ: "Большая или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерным особенностям, узагальнитися, стать мыслью, и уже эта мысль, а не факт станет правилом воспитательной деятельности педагога "..., и затем он выделяет главный признак передового педагогического опыта - наличие в нем определенной педагогической идеи, "мысли", которая и поддевает передачи другим учителям: "... передается мнение, выведенная из опыта, а не сам опыт".

В современной педагогической науке нет однозначного подхода к определению понятий "педагогический опыт", "передовой опыт", "новационный опыт" - это основные виды опыта, дадим их определения.

Опыт - это умения, которые формируются в деятельности, это производная от знаний и практики.

Педагогический опыт - это совокупность знаний, умений и навыков, полученных "учителем в процессе учебно-воспитательной работы.

Педагогический опыт накапливается в конкретной деятельности педагога под влиянием специфики учебного заведения, стиля деятельности педколлектива, личностных качеств учителя, он формируется на основе педагогических знаний, является критерием истинности научно-методических рекомендаций, средством переноса теоретических положений в практику. Массовый педагогический опыт отражает то, что есть в повседневной практике.

Передовой педагогический опыт отражает то, чего можно достичь в обучении и воспитании и при каких условиях. Передовой педагогический опыт - это высокое мастерство учителя и высокие педагогические результаты. Передовой педагогический опыт - это оригинальный по содержанию, логике, методами и приемами вроде педагогической деятельности, дает лучшие результаты по сравнению с массовой практикой; это рубеж, на который нужно вывести массовую практику. В нем творчески отражаются достижения, выводы и рекомендации педагогической науки, реализуются выявленные закономерности, синтезируясь с личным опытом педагога. Передовой опыт, связанный с научными рекомендациями, дает высокий педагогический эффект, вызывает интерес у общественности, влияет на массовую практику. Так, в 80-х годах немало учителей хорошо изучили теорию проблемного обучения, познакомились с передовым опытом, творчески соединив его со своим педагогическим опытом, стилем работы, стали успешно развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся и впоследствии сами стали передавать собственный опыт через показ уроков, чтение докладов, сообщений другим педагогам (особенно после Всесоюзной конференции 1980 в Ростове-на-Дону).

Новаторский педагогический опыт - явление редкое. Это педагогические открытия и изобретения, опыт воплощения в жизнь оригинальных идей, методов, приемов обучения и воспитания. В новаторском опыте проявляются закономерности, еще неизвестные педагогической науке. Опыт педагога-новатора требует от руководителей школ, ПТУ, работников методических служб, ученых пристального внимания, глубокого изучения и обоснования, так как этот опыт, как правило, несет на себе прогностические функции, опережает передовую практику.

Например, в книге "Педагогический поиск" описан опыт новаторов: В.Ф.Шаталова - донецкий учитель-новатор 80-х годов, выкладывая математику, совмещал целостный крупноблочная подход к изучению материала с его поэлементным обработкой, развивал творческое мышление учащихся с помощью сигнальных опорных конспектов. Он на уроке ставил оценку каждому ученику за весь объем материала при минимальных затратах времени. Шаталов в своих книгах "Куда и как исчезли тройки" (И979), "Педагогическая проза" (1980), "Точка опоры" (1987), "Эксперимент продолжается" (1989) и других показывает, что главное назначение его уроков - воспитание. Методика обучения за Шаталовым основана на воспитательном подходе. Стимулом для обучения является не оценка, а желание решать задачи, интерес к обучению, осознание долга, ответственности, самоуважение, самооценка. Демократизация обучения в В.Ф.Шаталова проявляется следующим образом: самостоятельную работу пишут все, а оценки в журнал выставляются только с согласия ученика (можно переделать задания). Взаимоотношения "учитель-ученик", "ученик-коллектив-ученик"

становятся мощным двигателем интенсификации учебной деятельности, развития коллективизма в труде. В.Ф.Шаталова создал целостную новаторскую систему обучения, которая базируется на психолого-педагогических идеях А.С.Макаренко, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других ученых.

Индивидуальный влияние на личность ребенка через творческий коллектив властвуй учителю труда и черчения из Подмосковья И.П.Волкову. Он, опираясь на опыт коммуны им. Ф.Э.Дзержинского, созданной А.С.Макаренко, выдвинул и практически осуществил важную идею раннего выявления и развития склонностей, способностей учащихся. Для этого, считает Игорь Павлович, нужно предоставить возможность всем, начиная с первого класса, попробовать свои силы в любых видах деятельности. В творческую комнату Волкова приходит любой ученик (независимо от возраста, успешности, времени года), включается в любую работу: конструирование моделей и макетов, занятия лепкой, резьбой, инкрустацией по дереву. Здесь нет никаких ограничений инициативы школьника - нет в выборе темы, ни в способах и сроках выполнения, ни в объеме помощи со стороны взрослых. О конечном результате самостоятельно выбранной и выполненной работы свидетельствует запись в творческой книжке, которая выдается ученику после окончания школы и по которой можно увидеть наклоны, практические умения, уровень развития способностей (см.: "Учим творчеству". - М., 1988).

Ш. А. Амонашвили научно обосновал и проверил на практике содержание и принципы работы с шестилетнего детьми, младшими школьниками, которые способствуют становлению социально значимых мотивов в учении, гуманизации процесса обучения (см.: В школу - с шести лет. - М., 1986).

В восьмидесятые годы московская учительница С.М.Лисенкова разработала систему управления упреждающим обучением младших школьников, которая дает ребенку радость успеха, вооружает способами обучения и саморегуляции учебной деятельности (см.: Когда легко учиться. - М., 1981).

Ленинградский словесник Е.М.Ильин изобрел путь для ускорения духовного развития учащихся, сделав преподавания литературы уроками познания жизни и себя, уроками нравственного прозрения, человековедения (см.: Искусство общения. - М., 1982; Путь к ученику. - М., 1989).

В конце 80-х годов, в начале 90-х увидели свет книги: "Письмо в будущее", "Школа над Роси» - о передовой и новаторский опыт народного учителя О.А.Захаренка; С.Г.Шумана "Родительские тревоги": из опыта психологической службы; И.А.Дружинина "С открытым сердцем": из опыта работы учителя химии Л.В.Маховои; О.О.Католикова "Моя семья" - об опыте Сыктывкарской школы-интерната для детей-сирот.

О.О.Захаренко - директор Сахновской школы на Черкасщине, в ней побывали сотни тысяч экскурсантов и среди них - не только учителя, специалисты народного образования, студенты, ай школьники. Юных экскурсантов удивляет Сахновская экзотика: телескоп, планетарий, картинг, дельтаплан, самолет (не модель), сконструированный и построенный в школьном автогуртку, и многое другое, казалось бы, для села не свойственного.

Для О.А.Захаренка школа - это не учебные помещения с прекрасными кабинетами, а не наглядная агитация. Школа - это высокий дух, мечта, идея, которая захватывает сразу трех - учителя, ребенка и родителей, и сразу же реализуется. Более 40 лет проработал в школе О.А.Захаренка, из них ни дня не потрачено зря. Яркая черта О.А.Захаренка - если можешь чем-то одарить людей, никогда не пропускай такой возможности. Ядро воспитательной системы в школе А. Захаренко составляют 5 элементов: целеустремленность, комплексный подход к обучению и воспитанию, деятельностный подход, сочетание индивидуального и коллективного подхода, создание условий для лучших результатов. Источником информации о ребенке, результатом труда учителей является "Табель успеваемости и воспитанности", в котором выставляются оценки воспитанность и по предметам не только учителем, но и классом, самим учеником и родителями. В школе еще в начале 80-х годов действовало 5 центров (2 учебных, по труду, идеологический и здоровья).

Педагогическая пресса немало писала о М.М.Палтишева, одесского физика с СПТУ № 1. Его опыт поэтапной системы изучения физики в ПТУ не раз анализировался министерскими комиссиями, о нем докладывали на Всесоюзных педагогических чтениях (1981 -1988 г.), На советах Академии педагогических наук. На базе СПТУ № 1 г.. Одессы было создано республиканскую и всесоюзную школу передового опыта по совершенствованию преподавания физики в ПТУ. Поэтапную организацию изучения физики можно представить в целостном виде следующим образом:

§ 1 этап - выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся по физике;

§ 2 этап - создание микроклимата, воспитание веры в успех;

§ 3 этап - овладение приемами обучения, ученики учатся учиться;

§ 4 этап - изучение физики с использованием зачетной системы;

§ 5 этап - подготовка к выпускным экзаменам.

Из года в год 60-80% учеников заканчивали это училище с оценками "4" и "5" по физике (см.: Народное образование.- 1988.- № 1).

На уроках М.М.Палтишева ученики слушают музыку, стихи, на все есть время; музыкальные фрагменты, поэзия органично вписываются в урок, способствуют усвоению нового материала. Какая же огромная работа стоит за всем этим, которая эрудиция и какая культура! Перед изучением нового раздела проводятся своеобразные "рекламные" уроки, на которых применяются физические законы в разных сферах жизни. Творчество Баха, Репина, Пушкина, Грига, Чайковского, Крамского, Рождественского, Высоцкого гармонично сливается на уроках физики с опытами Галилея и Ньютона, Фарадея и Попова, Столетова и Кулона. Такие уроки расширяют кругозор учащихся, подводят их к широким жизненных обобщений.

Например, перед изучением темы "Поверхностное натяжение" зачитывается отрывок из "Бегущей по волнам" А.Грина. Затем обсуждается чисто физическая сторона фантастического явления: может ли такое быть в действительности, можно ходить по волнам? После этого.демонструеться парадоксальный опыт Галилея "игла, на поверхности воды", который гласит, что железо может плавать в воде. А потом физика объясняет и реальный опыт и фантазию Грина.

Изучению звуковых волн предшествует прослушивание фортепьянном пьес П.И. Чайковского "Времена года". Создается соответствующая атмосфера, музыка вызывает у учащихся романтическое настроение, мечтательность, желание заниматься серьезной работой - изучением физики звуковых явлений. Все это хорошо удается Палтишеву, дети высоко ценят, уважают, стиль его общения с учениками демократический, он доверяет детям, требователен и всегда искренен с ними. Не случайно М.М.Палтишев утверждает: "Главное в навчанни- не мы с нашими методиками, а они - дети с их плюсами и минусами".

Педагогическое мастерство - еще один вид педагогического опыта. Это умение совершенствовать педагогический процесс, находить нестандартные решения, использовать достижения педагогической науки и практики. Приведем примеры деятельности учителей-мастеров педагогического дела, хорошо известных в Украине.

М.П.Гузик - одесский учитель химии, разработал целостную дидактическую систему, которая включает 5 основных типов уроков, идущих друг за другом в определенном порядке при изучении каждой темы. Первый урок новой темы - объяснение, разбор нового материала. Дальше - комбинированные семинарские занятия. Созданы условия для индивидуального обучения, учителя работают с минимумом домашних заданий творческого характера. (См.: "Экспериментальная школа-комплекс". - М., 1988).

Б.ИДегтярьов - учитель физики 45-й школы Донецка, кандидат педагогических наук. Конструируя педагогический процесс, он уделяет большое внимание мотивации учения. Его кабинет - настоящая выставка уникальных приборов, созданных вместе с учениками. Он применяет замкнутую телевизионную систему на уроках, давно использует микропроцессорную технику, разработал оптимальные модели сочетание различных форм обучения, предложил рациональные способы поэтапного контроля усвоения знаний учащихся разного уровня развития.

Б.Н.Школьник - учитель математики 51-й средней школы г.. Киева, пытается заинтересовать учеников математикой, сделать процесс обучения радостным, большого внимания предоставляет внеурочной работе с учащимися: организует работу клуба знатоков математики.

С.П.Логачевська - учительница начальных классов Балаховской школы Кировоградской области, имеет опыт дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Она систематически, глубоко и продуманно изучает уровне развития мышления учащихся, темп письма и чтения, оперативно выявляет готовность детей к изучению конкретного учебного материала, создает условия для разделения детей на временные группы на уроке, перехода учеников из одной группы в другую в зависимости от уровня овладения конкретным материалом в системе уроков. Логачевська привлекает детей к выполнению задач по выбору, стимулирует положительные мотивы учения, применяет дифференцированные задания, переход от коллективных форм работы в частично и полностью самостоятельных в пределах урока и в системе уроков.

Педагогический талант - это не только общая одаренность, душевная щедрость, полная самоотдача, увлеченность и широкая эрудиция, но и обязательно неординарные поступки, преступление привычных для школы канонов, творчество, которое прекрасно служит делу. К сожалению, таких учителей встречаем не часто, для этого нужно побывать на конкурсе "Учитель года", который проводится на местном, государственном и международном уровнях.

Приведем примеры необычных уроков, которые проводили учителя - участники первого Всесоюзного конкурса "Учитель года" в 1990г.

Учитель литературы В.Русецький проводил урок, посвященный распутинський "Пожары". Начался он с вопроса: "Какое слово спасет нас от катастрофы". Школьники отвечали: "Человек", "Душа", "Вера", "Красота", "Учитель". "Нет, не учитель, - сказал Русецкий, - семья. Воспитать душу способно лишь домашнее тепло, согласие между близкими людьми..."

Победителем первого в СССР конкурса "Учитель года" (Россия, Москва) в 1990г. Стал О.Е.Сутормин - словесник с

Тулы. Он проводил непростой урок на тему "Нравственные проблемы современной прозы». Перед учениками были выставлены книги В. Распутина "Живи и помни", Ч. Айтматова «Плаха», В.Астафьева "Царь-рыба". Сколько в них сложных ситуаций, которые заканчиваются трагически! На уроке проводилась умела, кропотливая работа с литературным текстом, точно было найдено эмоциональную интонацию урока; профессиональное владение классом, прекрасная дикция, декламаторськи данные присущие учителю. Учитель Сутормина на уроке полно раскрыл себя, демонстрировал недовольство, боль, свое стремление к истине, к добру, красоте - что может быть убедительнее!

Учительница украинского языка и литературы из лицея-интерната г.. Ровно Н.В.Сосюк стала победительницей Всеукраинского конкурса "Учитель года" в 1996 году.

Вот фрагмент ее урока. Раздался звонок, в классе воцарилась тишина. И полилась нежно-печальная песня "Ой Журавко, Журавко" ... Так начался урок украинской литературы в седьмом классе, урок-тоска по стихотворению Богдана легче "Видишь, брат мой» ... И в воображении школьников выныривает из серой мороси журавлиный ключ, слышится жалобный Журавлина "кру-кру". Проникновенные слова учительницы переплетаются с песней, а ее своеобразный голос делает урок волшебным. Сколько таких уроков, содержательно и организационно наполненных, проводит эта учительница! Урок причастности к родной земле, урок философского исследования, урок-выход на анализ проблем Природы, Человека, Общества... Стержнем в развитии национального самосознания учащихся является планирование проведения нестандартных уроков литературы, в частности в старших классах: урок-исследование, урок-пам Пять, урок-совесть, урок-плач, урок-молитва, урок-боль, урок-любовь, урок-скорбь, урок-тоска, урок-всепрощения, а в средних классах - это урок-сказка, урок-мудрость, урок- концерт. Поэтому уроки литературы, которые в основном базируются на дискуссионной основе и часто сопровождаются песней, является наслаждением для учеников, а разнообразие этих уроков - высшим проявлением эмоциональной сил и чувств, больших возможностей для альтернативных ученических мыслей.

Учитель-методист школы № 13 г.. Ровно Мизюк Ирина Леонтьевна на протяжении многих лет осуществляет с учениками фольклорные экспедиции в древние центры Ровенщины. Во время экспедиций записано более двухсот редких народных песен, которые поются ^ на Волыни (они вошли в сборники "Мы в глаза смеялись смерти", 1992 г.; "Мы шли в бой", 1993 г.; "Азалия", 1994, 1995 .). Богатый материал собран в рукописном сборнике "Человек в ее обычаях, традициях, верованиях".

И.Л.Мизюк засевает спасены сокровищами жаждущие детские и юношеские души. Она широко использует материалы фольклорных экспедиций на уроках и во внеклассной работе, часто представляет собранные материалы перед школой. Литературно-творческий кружок "Рассвет" учит учеников ценить художественное слово, чувствовать его красоту, делать попытки в литературе. Каждое занятие кружка оригинальное по форме и содержанию, объединяется девизом, проводится в "светлицы" с богатой фантазией и выдумкой. Умения и навыки, приобретенные учащимися в кружке, находят практическое применение на уроках литературы, немало учеников печатают собственные стихи в прессе.

Учительница английского языка, учитель-методист СШ № 15 г.. Ровно, победитель международных конкурсных программ Франчук Елена Евгеньевна успешно проводит интегративные уроки, сочетая их с предметами школьного цикла: литературой народов мира, историей, географией, музыкой. Учительница имеет богатую фонотеку-записи музыкальных произведений отечественных и зарубежных авторов, фольклор, записи народных песен, исполненных носителями языка (англ.), Декламации поэзии, оригинальных радиопередач, образцов различных языковых диалектов. О.Е.Франчук производит вместе с учениками и использует на уроках богатый дидактический материал оригинального страноведческого характера. Такая работа позволяет учащимся успешно усваивать материал по предметам «Литература Великобритании" и "Страноведение Великобритании".

Основные понятия и характеристика педагогического творчества

XX век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные де­сятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, ос­нованного на передаче свода прошлых образцов, систе­мы, знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овла­дению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это дея­тельность людей, преобразующая природный и соци­альный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.

В психолого-педагогической науке различают как пси­хологию творчества, так и педагогику творчества. Под пси­хологией творчества понимается область знаний, изуча­ющая созидание человеком нового, оригинального, по­лезного в различных сферах деятельности. В центре внима­ния ученых-психологов – вопросы о структуре творче­ства, путях, ведущих к открытию нового, о познаватель­ной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.

Педагогика творчества – наука о создании иннова­ционных теорий, систем, технологий учебно-воспитатель­ного процесса. Отличительной чертой педагогики творче­ства являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой «Я»-концепции педагога и воспитанника.



Цель педа­гогики творчества – формирование творческой личнос­ти, для которой характерна устойчивая, высокая направленность на творчество. Для творческой личности характерен творческий стиль в од­ном или нескольких видах деятельности, наличие спо­собностей, мотивов, знаний и умений, благодаря кото­рым создается продукт, отличающийся новизной, ори­гинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств лич­ности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умствен­ной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формиро­вания такой личности принадлежит педагогам.

В современных условиях творческий педагог – это исследователь, обладающим следующими личностными качествами: научным психолого-педагоги­ческим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим ана­лизом, потребностью в профессиональном самовоспита­нии и разумным использованием передового педагоги­ческого опыта. Все эти качества характери­зуют готовность учителя к организации профессиональ­ной творческой деятельности.

Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой дея­тельности понимает сформированностьу него соответ­ствующих качеств и свойств личности, а именно:

– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

– потребности в творческом взаимодействии с уча­щимися;

– наличия знаний, умений, навыков, опыта органи­зации процесса познания, труда, общения как творчес­кой деятельности.

Предполагается также наличие у учителя-воспитате­ля совокупности творческих способностей и исследова­тельских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, актив­ность, настойчивость, внимание и наблюдательность, ис­кусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитатель­ных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоцио­нально-волевые качества.

Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенство­ванию в ней творца. Творческая индивидуальность рас­сматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творчес­кую инициативу, интеллектуальные способности, широ­ту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склон­ность к творческому сомнению («сомневайся во всем»), способность испытывать внутреннюю созидательную борь­бу, информационный голод, чувство новизны, необыч­ного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность личности учителя осу­ществляется в обогаще­нии человеческой культуры, в совершенствовании окру­жающего мира, преобразовании психолого-педагогичес­кого процесса и личности, в нахождении новых техноло­гий и оригинальных технологических процессов, реали­зации эмоциональной культуры, эмпатии и идентифика­ции, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и вооб­ражения, в саморазвитии на основе самоопределения, сво­боды, в самовыражении личности, формировании креа­тивности и индивидуального стиля профессиональной де­ятельности.

Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и такти­ки преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития лич­ности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество – это деятель­ность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образо­вательном учреждении и формирующая высокоэрудиро­ванного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогичес­кого творчества, как и творчества в целом, являются:

– создание нового или существенное усовершенство­вание известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятель­ности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосо­зидания, то есть творческий человек постоянно работает и над собой, и над созданием нового.

В.И. Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии, профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.

На то, что творческий, исследовательский характер присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, В.А. Сластениным и др.

П.П. Блонский в работе «Задачи и методы новой народной школы» писал: «В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми… пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».

О творческом характере педагогической деятельности писал П.Ф. Каптерев: «…деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания – науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойства. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».

Похожее суждение высказывал о роли творчества в деятельности учителя А.С. Макаренко: «Сама система средств никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет и ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна».

Творчество всегда обозначает появление чего-то нового. В результате творчества возникают: открытие, изобретение и созидание. Открытие – постижение чего-то нового, что существует объективно. Изобретение – качественное преобразование имеющегося так, что возникает нечто новое, что может быть эффективно использовано в практике. Созидание – деятельность, в которой путем творческих усилий и труда дается существование чему-либо, вызывается к жизни что-либо.

К характеристике педагогической деятельности можно отнести появление открытий, но это в сфере воспитания наблюдается редко. Изобретение – более частое явление в педагогическом творчестве, хотя оно редко может быть оценено как абсолютно новое образование. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее адекватно применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель путем действительно творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.

Приведем пример творческого нестандартного подхода учителя к решению возникающих проблем из опыта Заслуженного Учителя РФ Н.М. Хомутовской. В 5-ом гимназическом классе школы-лаборатории № 1026 г. Москвы, где очень «сильный» состав ребят, учился Стас Ч., сын учителя начальных классов. Ему с трудом давалась математика. Учитель заметила неуважительное отношение одноклассников, их пренебрежительные высказывания в его адрес. Она побеседовала с мальчиком о его увлечениях, узнала, что летом он помогал дедушке работать на комбайне, и даже есть видеозапись его работы. Наталья Михайловна решила показать сильные стороны личности Стаса одноклассникам: все ребята на уроке в классе смотрели видеофильм, а затем писали сочинение-миниатюру «Ай, да Стас!..» Сразу несколько ребят после этого случая взялись помочь Стасу Ч. по математике, а через некоторое время весь класс радовался его первым успехам.

Еще один пример из опыта работы школы-лаборатории № 1026. Уроки-путешествия в сказку характерны для начальной школы. Фрагмент урока математики во 2-м классе, работающем по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учителя Л.Н. Петровой показывает творческий подход педагога к процессу обучения. Учитель в начале урока говорит ребятам: «Сегодня мы будем не просто заниматься, а отправимся в путешествие по сказке. Сказка – это волшебство, и волшебство начинается. Закройте глаза и считайте про себя до 10…» На этом уроке в гости к ребятам приходит Красная Шапочка – ею нарядилась одна из учениц класса. Красная Шапочка говорит детям: «Я иду к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Путь мой длинный, вот какой (она открывает доску, на доске – «дорога», состоящая из 29 клеточек). Одна клеточка – это мой шаг. Сколько шагов мне надо пройти?» Дети считают клеточки – 29. Красная Шапочка удивляется: «Ой, что это за цифра? (Показывает на цифру 9). Я умею считать только до 6. Учитель предлагает детям помочь Красной Шапочке и посчитать в шестеричной системе. Затем – в четверичной, так как выясняется, что ее бабушка умеет считать только до 4.

На урок приходит маг, предлагая детям заполнить магические квадраты, затем – Пятачок. Пятачок просит ребят помочь ему: «Я иду на день рождения к ослику, несу ему воздушные шары. Посмотрите (вывешивает на доску вырезанные из бумаги воздушные шарики, на которых написаны примеры), ребята, на них что-то написано, а что – я не знаю». Ребята активно работают на уроке, незаметно для себя усваивая учебный материал.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз) → 2) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) → 3) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения о достижении искомого результата, → 4) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса → 5) оценка и интерпретация полученных данных → 6) формулирование новых задач.

Критерии педагогического творчества:

– наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

– умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

– способность к самосовершенствованию и самообразованию;

– разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;

– диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;

– эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

– способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

– формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

– способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

– умение видеть «веер вариантов».

Педагогическая импровизация – это действие в ходе педагогического процесса, возникающее в ответ на неожиданную ситуацию, когда сознание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстрой реакцией, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено. Интуиция – тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо без развернутого логического обоснования. Способность к интуиции формируется на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии.

В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества.

Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день, непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с детьми постоянно. Учитель может сопоставить свой замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.

В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.

Педагогическое творчество – всегда сотворчество с детьми, коллегами.

Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.

Специфичен предмет педагогического творчества – формирующаяся личность; инструмент – личность учителя, сам процесс – сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат – определенный уровень развития личности воспитуемого.

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяли три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.

Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели. Оно включает в себя конструирование содержания и способов воздействия, адаптацию существующих способов и педагогических систем к особенностям личности и воспитанника, и педагога.

Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.

Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки. Творческое самовоспитание предполагает также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.

« Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования.

Перечислим уровни новшеств в образовании.

1. Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.

Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.

2. Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.

Пример: завуч составляет в старших классах расписание занятий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновременной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2-3 предметам вместо 5-7.

3. Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.

Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.

4. Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.

Пример: - способ изучения того же объема традиционного материала за менее длительное время.

5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования. Педагогическое изобретение может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.

Пример: система «погружения» М.П. Щетинина .

6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению её составляющего элемента.

Примеры: концепция и технология личностно ориентированного образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ-педагогика ; дидактическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий». (Вероятно, не все перечисленные в последнем пункте технологии соответствуют приведённой автором формулировке «педагогического открытия» - Прим.

Главная задача современного образования состоит в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения.

Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).

Несмотря на большое многообразие мнений о том, что такое творчество, все сходится на одном, что результатом творческого акта всегда является нечто новое. Возникают вопросы: «Как же рождается творчество?»; «можно ли научить человека творчеству?»; «Почему деятельность одного чрезвычайно продуктивна и оценивается творческой, а другой оказывается способным только к репродуктивному труду?».

Творческая деятельность обучаемых помогает выявлению личностных их качеств, таких как активность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли и др.

Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.

Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по настоящему интересуют обучаемых, и которые невозможно выполнять механически. Обучаемый по настоящему учится только тогда, когда осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности (Дж. Дьюи, 2000).

В Древней Индии процесс передачи личных творческих качеств учителя не сводился к передачи информации ученику. Творчество связывалось с особым состояние индивидуального сознания. Для этого состояния сознания характерна невыразимость мысли в вербальной форме. Как только мысль обретает словесную форму, она становится фиксированной, стабильной, выходит за пределы индивидуальности, социализируется, тем самым устанавливается предел индивидуального творчества, в ходе которого только и возможно достижение нового смысла и знания.

Познание рассматривается как получение нового знания при творческом акте интуиции. В обучении преследовалась творческая передача качеств учителя ученику. Именно это - творческая личность учителя - и было тем содержанием, которое передавалось от поколения к поколению. Понимание творчества в Восточной культуре тесным образом связано с интуицией, которая иррациональная по своей сути. Каким же образом возможно научить интуиции, а значит и творчеству, и возможно ли это вообще? На Востоке считается, что интуитивные способности лишь в том, чтобы развить их.

Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:

  1. уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
  2. стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
  3. возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;
  4. формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;
  5. использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания (С.Д. Пинчук, 2004).

Творчество - одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Наряду с ней существуют и другие мотивы творчества - потребности в самоутверждении, признании другими членами общества и др. Для творчества одаренных людей сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, приносит большое удовлетворение. Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Превращению деятельности в творческую будет способствовать формирование у субъекта определенных У и Н, способностей творческого характера. Такими творческими У и Н, способностями могут считаться У и Н анализа, сравнения, оценки и самооценки, творческого поиска и критического восприятия. Творчеству обучить трудно, но в силах преподавателя целенаправленно формировать и развивать некоторые У и Н, открывающие дорогу творческому прорыву.

Обучающийся - это человек с чистой душой, открытый новому и неизвестному. Задача преподавателя и состоит в использовании и разработке методики и технологий, направленных на становление и совершенствование творческих У и Н, развитие творческих способностей и, в конечном итоге, на формирование творчески ориентированной личности с учетом результатов диагностики индивидуальных ее особенностей (Л.Н. Колесникова, 2004).

Творческий подход к выполняемой работе не возможен без широкой мобилизации и правильного применения накопленных знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления вариантов его использования. Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:

  • проблемное обучение,
  • умение налаживать междисциплинарные связи,
  • воспитание творческого отношения к изучению дисциплин,
  • умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал,
  • развитие у студентов способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации,
  • умение оценивать практические ситуации.

Приобщение студентов к получаемой профессии, активизация интереса и увлечение будущей профессиональной деятельностью складываются в процессе вовлечения студентов в НИР, которая значительно расширяет их кругозор и научный уровень, повышая качество подготовки специалистов. Следовательно, важнейшим условием развития творчества студента является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. В период обучения каждый должен получить У и Н исследовательской работы, самостоятельно работать над научной темой и участвовать в коллективной НИР, в работе СНО (О.А. Чернова, 2004).

Многие педагоги указывают на то, что их работа не может быть сведена к некоторым шаблонам, она предполагает творчество.

По мнению С.Л. Рубинштейн, творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Творчество предполагает наличие у личности ЗУН, способностей, мотивов, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Развитие реальных творческих возможностей, по мнению И.Я. Лернера, предполагает обучение самостоятельному переносу усвоенных знаний в новую ситуацию, видению в привычных условиях новой функции знакомого предмета, новой структуры объекта, альтернативы способа решения, нового способа из числа известных.

Исследуя творческие способности личности и учебно-творческую деятельность обучаемых, обращают внимание на наличие противоречений и барьеров, стоящих на их пути.

С точки зрения системного подхода В.И. Андреева (1988) можно выделить 3 группы противоречий развития творческих способностей личности:

  1. социально-педагогические противоречия между социальными процессами в обществе и развитием педагогической системы;
  2. собственно педагогические противоречия, возникающие в самой педагогической системе;
  3. личностные (психологические) противоречия, которые отражают становление творческих способностей личности.

А.М. Матюшкин (1993) указывает на 3 основных противоречия:

1. противоречие между тем, что знает и умеет обучаемый, и тем, на что он способен в процессе решения творческих задач; обучаемому требуется актуализация опыта переконструирования знаний, мобилизация творческих способностей и помощь со стороны педагога, чтобы учебная программа была решена;

2. противоречие между предметным обучением и необходимостью системного применения научного знания в условиях решения творческой задачи;

3. противоречие, возникающее при организации коллективной учебной деятельности, когда необходимым является реализация групповых интересов и индивидуальных интересов личности каждого обучаемого, т.к. единые педагогические требования, в том числе и творческие задачи, не могут быть выполнены всеми студентами с одним и тем же результатом.

Нормативность требований и творчество в образовании иллюстрируют единство противоположностей, в котором нормативные знания служат основной для творческого процесса. Однако стереотипы приводят к борьбе между нормативностью и творчеством, в котором чаще верх одерживают нормативность и стандарт, но в итоге они проигрывают в эффективности и результативности. Содержание образования должно сочетать знания и элементы творчества.

Становление творческой личности обучаемого противоречиво в своей основе. Теоретический анализ педагогических противоречий позволяет отыскать психолого-педагогические подходы и стратегии разрешения этих противоречий и, тем самым сформулировать соответствующие принципы педагогики творчества.

Педагогика творчества - это наука о педагогической системе двух видов деятельности: педагогического воспитания и самовоспитания личности в целях всестороннего и гармоничного развития творческих способностей, как отдельной личности, так и коллектива.

Творчество в педагогическом процессе проявляется через развитие творческих способностей обучаемых и формируется посредством организации поисковой их деятельности.

Учебно-творческая деятельность студентов ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Учебно-творческая деятельность - педагогически управляемая деятельность, осуществляемая преимущественно на основе косвенного и перспективного управления. Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-личностных, сколько от эвристических, интуитивных способов интеллектуальной деятельности (Е.И. Белоус, 2004).

В настоящее время актуализированы основные принципы педагогики творчества Торренса:

  1. признание ранее непризнанных или неиспользуемых возможностей,
  2. уважение желания студента работать самостоятельно,
  3. умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности,
  4. предоставление студенту свободы выбора области приложения сил и способов достижения цели,
  5. индивидуальное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемых,
  6. создание условий для конкретного воплощения идей,
  7. предоставление возможностей вносить вклад в общее дело группы,
  8. поощрение работы над проектами, предложенными самими обучаемыми,
  9. исключение какого-либо давления на обучаемых,
  10. подчеркивание положительного значения индивидуальных различий,
  11. уважение потенциальных возможностей отстающих,
  12. демонстрация энтузиазма,
  13. создание ситуаций, при которых более успевающие работают со слабоуспевающими студентами,
  14. поиск возможных точек соприкосновения идеального с реальным,
  15. одобрение результатов деятельности учащихся в какой-либо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности,
  16. оказание авторитетной помощи студентам, высказывающим отличное от других мнений, испытывающим давление со стороны своих сверстников (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003).

Следовательно, организация принципов педагогики творчества в учебно-воспитательном процессе создает творческую атмосферу в образовательном учреждении, «пропитывая» все методы обучения элементами творчества и обеспечивая инновационный подход к осуществлению СПО.