Педагогическая деятельность, какие бы области она ни включала, всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.
Вообще проблема творчества в наши дни стала весьма актуальной и по праву считается «проблемой века». Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального. Необходимость готовить к творчеству каждого педагога не нуждается в доказательстве.
Это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае - это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.
Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования: профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность.
Основными критериями в являются умения:
Ставить и анализировать цели в своей деятельности;
Ориентироваться в различных ситуациях;
Принимать решения;
Реализовывать определённые программы или планы исполнения;
Проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.
Требования, которым должны соответствовать вышеперечисленные критерии:
Отражают как результативные, так и процессуальные характеристики активности педагогов и характеризуют не только её результат, но и способы его достижения;
Основываются на дидактических принципах обучения и воспитания;
Являются социально и психологически значимыми, имеют смысл для педагога;
Просты для понимания и легко измеримы.
Существуют следующие компоненты творческой активности: мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой.
Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяют поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
Мотивационный компонент изучался многими исследователями, которые рассматривали его как системообразующий элемент в творчестве, поскольку он не только придаёт творческой деятельности личную значимость, но и регулирует её на всех этапах осуществления.
Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и овладения умениями такого рода. У педагогов он предполагает:
- осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;
- понимание значимости решения проблемы развития творческой активности;
- желание воспитывать в себе творческое воображение, фантазию, импровизацию, творческую преобразующую деятельность;
- осознание важности развития творческой активности у детей дошкольного возраста;
- заинтересованность, увлечённость педагога в решении данной проблемы;
- стремление к получению высокой оценки, признание успеха в творческой деятельности.
Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это умения планировать, способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, способность к релаксации, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.
Итак, содержательно-операционный компонент включает в себя:
- знание философских, психолого-педагогических основ теории творчества;
- широкий общекультурный кругозор: постоянное совершенствование в творческой деятельности;
- умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обосновывать, выражать свои мысли;
- способность генерировать идеи, гибкость мышления, переносить знания, мнения в новые ситуации;
- способность использовать творческий опыт других, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения;
- готовность к овладению современными инновационными процессами творческой деятельности и проектирование на этой основе собственных инноваций.
Эмоционально-волевой компонент. Эмоции - это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.
Другая составляющая этого компонента - волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер.
Эмоционально-волевой компонент предполагает:
- умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
- наличие интереса, умение радоваться и удивляться;
- решительность, инициативность, способность к волевым умениям.
Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы.
Ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.
Таким образом, формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский, задав вопрос: "Что такое педагогический опыт?", Дает на него такой ответ: "Большая или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерным особенностям, узагальнитися, стать мыслью, и уже эта мысль, а не факт станет правилом воспитательной деятельности педагога "..., и затем он выделяет главный признак передового педагогического опыта - наличие в нем определенной педагогической идеи, "мысли", которая и поддевает передачи другим учителям: "... передается мнение, выведенная из опыта, а не сам опыт".
В современной педагогической науке нет однозначного подхода к определению понятий "педагогический опыт", "передовой опыт", "новационный опыт" - это основные виды опыта, дадим их определения.
Опыт - это умения, которые формируются в деятельности, это производная от знаний и практики.
Педагогический опыт - это совокупность знаний, умений и навыков, полученных "учителем в процессе учебно-воспитательной работы.
Педагогический опыт накапливается в конкретной деятельности педагога под влиянием специфики учебного заведения, стиля деятельности педколлектива, личностных качеств учителя, он формируется на основе педагогических знаний, является критерием истинности научно-методических рекомендаций, средством переноса теоретических положений в практику. Массовый педагогический опыт отражает то, что есть в повседневной практике.
Передовой педагогический опыт отражает то, чего можно достичь в обучении и воспитании и при каких условиях. Передовой педагогический опыт - это высокое мастерство учителя и высокие педагогические результаты. Передовой педагогический опыт - это оригинальный по содержанию, логике, методами и приемами вроде педагогической деятельности, дает лучшие результаты по сравнению с массовой практикой; это рубеж, на который нужно вывести массовую практику. В нем творчески отражаются достижения, выводы и рекомендации педагогической науки, реализуются выявленные закономерности, синтезируясь с личным опытом педагога. Передовой опыт, связанный с научными рекомендациями, дает высокий педагогический эффект, вызывает интерес у общественности, влияет на массовую практику. Так, в 80-х годах немало учителей хорошо изучили теорию проблемного обучения, познакомились с передовым опытом, творчески соединив его со своим педагогическим опытом, стилем работы, стали успешно развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся и впоследствии сами стали передавать собственный опыт через показ уроков, чтение докладов, сообщений другим педагогам (особенно после Всесоюзной конференции 1980 в Ростове-на-Дону).
Новаторский педагогический опыт - явление редкое. Это педагогические открытия и изобретения, опыт воплощения в жизнь оригинальных идей, методов, приемов обучения и воспитания. В новаторском опыте проявляются закономерности, еще неизвестные педагогической науке. Опыт педагога-новатора требует от руководителей школ, ПТУ, работников методических служб, ученых пристального внимания, глубокого изучения и обоснования, так как этот опыт, как правило, несет на себе прогностические функции, опережает передовую практику.
Например, в книге "Педагогический поиск" описан опыт новаторов: В.Ф.Шаталова - донецкий учитель-новатор 80-х годов, выкладывая математику, совмещал целостный крупноблочная подход к изучению материала с его поэлементным обработкой, развивал творческое мышление учащихся с помощью сигнальных опорных конспектов. Он на уроке ставил оценку каждому ученику за весь объем материала при минимальных затратах времени. Шаталов в своих книгах "Куда и как исчезли тройки" (И979), "Педагогическая проза" (1980), "Точка опоры" (1987), "Эксперимент продолжается" (1989) и других показывает, что главное назначение его уроков - воспитание. Методика обучения за Шаталовым основана на воспитательном подходе. Стимулом для обучения является не оценка, а желание решать задачи, интерес к обучению, осознание долга, ответственности, самоуважение, самооценка. Демократизация обучения в В.Ф.Шаталова проявляется следующим образом: самостоятельную работу пишут все, а оценки в журнал выставляются только с согласия ученика (можно переделать задания). Взаимоотношения "учитель-ученик", "ученик-коллектив-ученик"
становятся мощным двигателем интенсификации учебной деятельности, развития коллективизма в труде. В.Ф.Шаталова создал целостную новаторскую систему обучения, которая базируется на психолого-педагогических идеях А.С.Макаренко, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других ученых.
Индивидуальный влияние на личность ребенка через творческий коллектив властвуй учителю труда и черчения из Подмосковья И.П.Волкову. Он, опираясь на опыт коммуны им. Ф.Э.Дзержинского, созданной А.С.Макаренко, выдвинул и практически осуществил важную идею раннего выявления и развития склонностей, способностей учащихся. Для этого, считает Игорь Павлович, нужно предоставить возможность всем, начиная с первого класса, попробовать свои силы в любых видах деятельности. В творческую комнату Волкова приходит любой ученик (независимо от возраста, успешности, времени года), включается в любую работу: конструирование моделей и макетов, занятия лепкой, резьбой, инкрустацией по дереву. Здесь нет никаких ограничений инициативы школьника - нет в выборе темы, ни в способах и сроках выполнения, ни в объеме помощи со стороны взрослых. О конечном результате самостоятельно выбранной и выполненной работы свидетельствует запись в творческой книжке, которая выдается ученику после окончания школы и по которой можно увидеть наклоны, практические умения, уровень развития способностей (см.: "Учим творчеству". - М., 1988).
Ш. А. Амонашвили научно обосновал и проверил на практике содержание и принципы работы с шестилетнего детьми, младшими школьниками, которые способствуют становлению социально значимых мотивов в учении, гуманизации процесса обучения (см.: В школу - с шести лет. - М., 1986).
В восьмидесятые годы московская учительница С.М.Лисенкова разработала систему управления упреждающим обучением младших школьников, которая дает ребенку радость успеха, вооружает способами обучения и саморегуляции учебной деятельности (см.: Когда легко учиться. - М., 1981).
Ленинградский словесник Е.М.Ильин изобрел путь для ускорения духовного развития учащихся, сделав преподавания литературы уроками познания жизни и себя, уроками нравственного прозрения, человековедения (см.: Искусство общения. - М., 1982; Путь к ученику. - М., 1989).
В конце 80-х годов, в начале 90-х увидели свет книги: "Письмо в будущее", "Школа над Роси» - о передовой и новаторский опыт народного учителя О.А.Захаренка; С.Г.Шумана "Родительские тревоги": из опыта психологической службы; И.А.Дружинина "С открытым сердцем": из опыта работы учителя химии Л.В.Маховои; О.О.Католикова "Моя семья" - об опыте Сыктывкарской школы-интерната для детей-сирот.
О.О.Захаренко - директор Сахновской школы на Черкасщине, в ней побывали сотни тысяч экскурсантов и среди них - не только учителя, специалисты народного образования, студенты, ай школьники. Юных экскурсантов удивляет Сахновская экзотика: телескоп, планетарий, картинг, дельтаплан, самолет (не модель), сконструированный и построенный в школьном автогуртку, и многое другое, казалось бы, для села не свойственного.
Для О.А.Захаренка школа - это не учебные помещения с прекрасными кабинетами, а не наглядная агитация. Школа - это высокий дух, мечта, идея, которая захватывает сразу трех - учителя, ребенка и родителей, и сразу же реализуется. Более 40 лет проработал в школе О.А.Захаренка, из них ни дня не потрачено зря. Яркая черта О.А.Захаренка - если можешь чем-то одарить людей, никогда не пропускай такой возможности. Ядро воспитательной системы в школе А. Захаренко составляют 5 элементов: целеустремленность, комплексный подход к обучению и воспитанию, деятельностный подход, сочетание индивидуального и коллективного подхода, создание условий для лучших результатов. Источником информации о ребенке, результатом труда учителей является "Табель успеваемости и воспитанности", в котором выставляются оценки воспитанность и по предметам не только учителем, но и классом, самим учеником и родителями. В школе еще в начале 80-х годов действовало 5 центров (2 учебных, по труду, идеологический и здоровья).
Педагогическая пресса немало писала о М.М.Палтишева, одесского физика с СПТУ № 1. Его опыт поэтапной системы изучения физики в ПТУ не раз анализировался министерскими комиссиями, о нем докладывали на Всесоюзных педагогических чтениях (1981 -1988 г.), На советах Академии педагогических наук. На базе СПТУ № 1 г.. Одессы было создано республиканскую и всесоюзную школу передового опыта по совершенствованию преподавания физики в ПТУ. Поэтапную организацию изучения физики можно представить в целостном виде следующим образом:
§ 1 этап - выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся по физике;
§ 2 этап - создание микроклимата, воспитание веры в успех;
§ 3 этап - овладение приемами обучения, ученики учатся учиться;
§ 4 этап - изучение физики с использованием зачетной системы;
§ 5 этап - подготовка к выпускным экзаменам.
Из года в год 60-80% учеников заканчивали это училище с оценками "4" и "5" по физике (см.: Народное образование.- 1988.- № 1).
На уроках М.М.Палтишева ученики слушают музыку, стихи, на все есть время; музыкальные фрагменты, поэзия органично вписываются в урок, способствуют усвоению нового материала. Какая же огромная работа стоит за всем этим, которая эрудиция и какая культура! Перед изучением нового раздела проводятся своеобразные "рекламные" уроки, на которых применяются физические законы в разных сферах жизни. Творчество Баха, Репина, Пушкина, Грига, Чайковского, Крамского, Рождественского, Высоцкого гармонично сливается на уроках физики с опытами Галилея и Ньютона, Фарадея и Попова, Столетова и Кулона. Такие уроки расширяют кругозор учащихся, подводят их к широким жизненных обобщений.
Например, перед изучением темы "Поверхностное натяжение" зачитывается отрывок из "Бегущей по волнам" А.Грина. Затем обсуждается чисто физическая сторона фантастического явления: может ли такое быть в действительности, можно ходить по волнам? После этого.демонструеться парадоксальный опыт Галилея "игла, на поверхности воды", который гласит, что железо может плавать в воде. А потом физика объясняет и реальный опыт и фантазию Грина.
Изучению звуковых волн предшествует прослушивание фортепьянном пьес П.И. Чайковского "Времена года". Создается соответствующая атмосфера, музыка вызывает у учащихся романтическое настроение, мечтательность, желание заниматься серьезной работой - изучением физики звуковых явлений. Все это хорошо удается Палтишеву, дети высоко ценят, уважают, стиль его общения с учениками демократический, он доверяет детям, требователен и всегда искренен с ними. Не случайно М.М.Палтишев утверждает: "Главное в навчанни- не мы с нашими методиками, а они - дети с их плюсами и минусами".
Педагогическое мастерство - еще один вид педагогического опыта. Это умение совершенствовать педагогический процесс, находить нестандартные решения, использовать достижения педагогической науки и практики. Приведем примеры деятельности учителей-мастеров педагогического дела, хорошо известных в Украине.
М.П.Гузик - одесский учитель химии, разработал целостную дидактическую систему, которая включает 5 основных типов уроков, идущих друг за другом в определенном порядке при изучении каждой темы. Первый урок новой темы - объяснение, разбор нового материала. Дальше - комбинированные семинарские занятия. Созданы условия для индивидуального обучения, учителя работают с минимумом домашних заданий творческого характера. (См.: "Экспериментальная школа-комплекс". - М., 1988).
Б.ИДегтярьов - учитель физики 45-й школы Донецка, кандидат педагогических наук. Конструируя педагогический процесс, он уделяет большое внимание мотивации учения. Его кабинет - настоящая выставка уникальных приборов, созданных вместе с учениками. Он применяет замкнутую телевизионную систему на уроках, давно использует микропроцессорную технику, разработал оптимальные модели сочетание различных форм обучения, предложил рациональные способы поэтапного контроля усвоения знаний учащихся разного уровня развития.
Б.Н.Школьник - учитель математики 51-й средней школы г.. Киева, пытается заинтересовать учеников математикой, сделать процесс обучения радостным, большого внимания предоставляет внеурочной работе с учащимися: организует работу клуба знатоков математики.
С.П.Логачевська - учительница начальных классов Балаховской школы Кировоградской области, имеет опыт дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Она систематически, глубоко и продуманно изучает уровне развития мышления учащихся, темп письма и чтения, оперативно выявляет готовность детей к изучению конкретного учебного материала, создает условия для разделения детей на временные группы на уроке, перехода учеников из одной группы в другую в зависимости от уровня овладения конкретным материалом в системе уроков. Логачевська привлекает детей к выполнению задач по выбору, стимулирует положительные мотивы учения, применяет дифференцированные задания, переход от коллективных форм работы в частично и полностью самостоятельных в пределах урока и в системе уроков.
Педагогический талант - это не только общая одаренность, душевная щедрость, полная самоотдача, увлеченность и широкая эрудиция, но и обязательно неординарные поступки, преступление привычных для школы канонов, творчество, которое прекрасно служит делу. К сожалению, таких учителей встречаем не часто, для этого нужно побывать на конкурсе "Учитель года", который проводится на местном, государственном и международном уровнях.
Приведем примеры необычных уроков, которые проводили учителя - участники первого Всесоюзного конкурса "Учитель года" в 1990г.
Учитель литературы В.Русецький проводил урок, посвященный распутинський "Пожары". Начался он с вопроса: "Какое слово спасет нас от катастрофы". Школьники отвечали: "Человек", "Душа", "Вера", "Красота", "Учитель". "Нет, не учитель, - сказал Русецкий, - семья. Воспитать душу способно лишь домашнее тепло, согласие между близкими людьми..."
Победителем первого в СССР конкурса "Учитель года" (Россия, Москва) в 1990г. Стал О.Е.Сутормин - словесник с
Тулы. Он проводил непростой урок на тему "Нравственные проблемы современной прозы». Перед учениками были выставлены книги В. Распутина "Живи и помни", Ч. Айтматова «Плаха», В.Астафьева "Царь-рыба". Сколько в них сложных ситуаций, которые заканчиваются трагически! На уроке проводилась умела, кропотливая работа с литературным текстом, точно было найдено эмоциональную интонацию урока; профессиональное владение классом, прекрасная дикция, декламаторськи данные присущие учителю. Учитель Сутормина на уроке полно раскрыл себя, демонстрировал недовольство, боль, свое стремление к истине, к добру, красоте - что может быть убедительнее!
Учительница украинского языка и литературы из лицея-интерната г.. Ровно Н.В.Сосюк стала победительницей Всеукраинского конкурса "Учитель года" в 1996 году.
Вот фрагмент ее урока. Раздался звонок, в классе воцарилась тишина. И полилась нежно-печальная песня "Ой Журавко, Журавко" ... Так начался урок украинской литературы в седьмом классе, урок-тоска по стихотворению Богдана легче "Видишь, брат мой» ... И в воображении школьников выныривает из серой мороси журавлиный ключ, слышится жалобный Журавлина "кру-кру". Проникновенные слова учительницы переплетаются с песней, а ее своеобразный голос делает урок волшебным. Сколько таких уроков, содержательно и организационно наполненных, проводит эта учительница! Урок причастности к родной земле, урок философского исследования, урок-выход на анализ проблем Природы, Человека, Общества... Стержнем в развитии национального самосознания учащихся является планирование проведения нестандартных уроков литературы, в частности в старших классах: урок-исследование, урок-пам Пять, урок-совесть, урок-плач, урок-молитва, урок-боль, урок-любовь, урок-скорбь, урок-тоска, урок-всепрощения, а в средних классах - это урок-сказка, урок-мудрость, урок- концерт. Поэтому уроки литературы, которые в основном базируются на дискуссионной основе и часто сопровождаются песней, является наслаждением для учеников, а разнообразие этих уроков - высшим проявлением эмоциональной сил и чувств, больших возможностей для альтернативных ученических мыслей.
Учитель-методист школы № 13 г.. Ровно Мизюк Ирина Леонтьевна на протяжении многих лет осуществляет с учениками фольклорные экспедиции в древние центры Ровенщины. Во время экспедиций записано более двухсот редких народных песен, которые поются ^ на Волыни (они вошли в сборники "Мы в глаза смеялись смерти", 1992 г.; "Мы шли в бой", 1993 г.; "Азалия", 1994, 1995 .). Богатый материал собран в рукописном сборнике "Человек в ее обычаях, традициях, верованиях".
И.Л.Мизюк засевает спасены сокровищами жаждущие детские и юношеские души. Она широко использует материалы фольклорных экспедиций на уроках и во внеклассной работе, часто представляет собранные материалы перед школой. Литературно-творческий кружок "Рассвет" учит учеников ценить художественное слово, чувствовать его красоту, делать попытки в литературе. Каждое занятие кружка оригинальное по форме и содержанию, объединяется девизом, проводится в "светлицы" с богатой фантазией и выдумкой. Умения и навыки, приобретенные учащимися в кружке, находят практическое применение на уроках литературы, немало учеников печатают собственные стихи в прессе.
Учительница английского языка, учитель-методист СШ № 15 г.. Ровно, победитель международных конкурсных программ Франчук Елена Евгеньевна успешно проводит интегративные уроки, сочетая их с предметами школьного цикла: литературой народов мира, историей, географией, музыкой. Учительница имеет богатую фонотеку-записи музыкальных произведений отечественных и зарубежных авторов, фольклор, записи народных песен, исполненных носителями языка (англ.), Декламации поэзии, оригинальных радиопередач, образцов различных языковых диалектов. О.Е.Франчук производит вместе с учениками и использует на уроках богатый дидактический материал оригинального страноведческого характера. Такая работа позволяет учащимся успешно усваивать материал по предметам «Литература Великобритании" и "Страноведение Великобритании".
Основные понятия и характеристика педагогического творчества
XX век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, основанного на передаче свода прошлых образцов, системы, знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.
Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию творчества, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов – вопросы о структуре творчества, путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.
Педагогика творчества – наука о создании инновационных теорий, систем, технологий учебно-воспитательного процесса. Отличительной чертой педагогики творчества являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой «Я»-концепции педагога и воспитанника.
Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокая направленность на творчество. Для творческой личности характерен творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности, наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формирования такой личности принадлежит педагогам.
В современных условиях творческий педагог – это исследователь, обладающим следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Все эти качества характеризуют готовность учителя к организации профессиональной творческой деятельности.
Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированностьу него соответствующих качеств и свойств личности, а именно:
– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;
– потребности в творческом взаимодействии с учащимися;
– наличия знаний, умений, навыков, опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности.
Предполагается также наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, активность, настойчивость, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально-волевые качества.
Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенствованию в ней творца. Творческая индивидуальность рассматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творческую инициативу, интеллектуальные способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению («сомневайся во всем»), способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу, информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализм, жажду познания.
Творческая индивидуальность личности учителя осуществляется в обогащении человеческой культуры, в совершенствовании окружающего мира, преобразовании психолого-педагогического процесса и личности, в нахождении новых технологий и оригинальных технологических процессов, реализации эмоциональной культуры, эмпатии и идентификации, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и воображения, в саморазвитии на основе самоопределения, свободы, в самовыражении личности, формировании креативности и индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и тактики преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития личности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое творчество – это деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и формирующая высокоэрудированного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогического творчества, как и творчества в целом, являются:
– создание нового или существенное усовершенствование известного;
– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, то есть творческий человек постоянно работает и над собой, и над созданием нового.
В.И. Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии, профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.
На то, что творческий, исследовательский характер присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, В.А. Сластениным и др.
П.П. Блонский в работе «Задачи и методы новой народной школы» писал: «В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми… пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».
О творческом характере педагогической деятельности писал П.Ф. Каптерев: «…деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания – науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойства. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».
Похожее суждение высказывал о роли творчества в деятельности учителя А.С. Макаренко: «Сама система средств никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет и ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна».
Творчество всегда обозначает появление чего-то нового. В результате творчества возникают: открытие, изобретение и созидание. Открытие – постижение чего-то нового, что существует объективно. Изобретение – качественное преобразование имеющегося так, что возникает нечто новое, что может быть эффективно использовано в практике. Созидание – деятельность, в которой путем творческих усилий и труда дается существование чему-либо, вызывается к жизни что-либо.
К характеристике педагогической деятельности можно отнести появление открытий, но это в сфере воспитания наблюдается редко. Изобретение – более частое явление в педагогическом творчестве, хотя оно редко может быть оценено как абсолютно новое образование. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее адекватно применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель путем действительно творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.
Приведем пример творческого нестандартного подхода учителя к решению возникающих проблем из опыта Заслуженного Учителя РФ Н.М. Хомутовской. В 5-ом гимназическом классе школы-лаборатории № 1026 г. Москвы, где очень «сильный» состав ребят, учился Стас Ч., сын учителя начальных классов. Ему с трудом давалась математика. Учитель заметила неуважительное отношение одноклассников, их пренебрежительные высказывания в его адрес. Она побеседовала с мальчиком о его увлечениях, узнала, что летом он помогал дедушке работать на комбайне, и даже есть видеозапись его работы. Наталья Михайловна решила показать сильные стороны личности Стаса одноклассникам: все ребята на уроке в классе смотрели видеофильм, а затем писали сочинение-миниатюру «Ай, да Стас!..» Сразу несколько ребят после этого случая взялись помочь Стасу Ч. по математике, а через некоторое время весь класс радовался его первым успехам.
Еще один пример из опыта работы школы-лаборатории № 1026. Уроки-путешествия в сказку характерны для начальной школы. Фрагмент урока математики во 2-м классе, работающем по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учителя Л.Н. Петровой показывает творческий подход педагога к процессу обучения. Учитель в начале урока говорит ребятам: «Сегодня мы будем не просто заниматься, а отправимся в путешествие по сказке. Сказка – это волшебство, и волшебство начинается. Закройте глаза и считайте про себя до 10…» На этом уроке в гости к ребятам приходит Красная Шапочка – ею нарядилась одна из учениц класса. Красная Шапочка говорит детям: «Я иду к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Путь мой длинный, вот какой (она открывает доску, на доске – «дорога», состоящая из 29 клеточек). Одна клеточка – это мой шаг. Сколько шагов мне надо пройти?» Дети считают клеточки – 29. Красная Шапочка удивляется: «Ой, что это за цифра? (Показывает на цифру 9). Я умею считать только до 6. Учитель предлагает детям помочь Красной Шапочке и посчитать в шестеричной системе. Затем – в четверичной, так как выясняется, что ее бабушка умеет считать только до 4.
На урок приходит маг, предлагая детям заполнить магические квадраты, затем – Пятачок. Пятачок просит ребят помочь ему: «Я иду на день рождения к ослику, несу ему воздушные шары. Посмотрите (вывешивает на доску вырезанные из бумаги воздушные шарики, на которых написаны примеры), ребята, на них что-то написано, а что – я не знаю». Ребята активно работают на уроке, незаметно для себя усваивая учебный материал.
Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз) → 2) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) → 3) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения о достижении искомого результата, → 4) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса → 5) оценка и интерпретация полученных данных → 6) формулирование новых задач.
Критерии педагогического творчества:
– наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
– умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
– способность к самосовершенствованию и самообразованию;
– разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;
– диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;
– эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
– способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;
– формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
– способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;
– умение видеть «веер вариантов».
Педагогическая импровизация – это действие в ходе педагогического процесса, возникающее в ответ на неожиданную ситуацию, когда сознание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстрой реакцией, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено. Интуиция – тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо без развернутого логического обоснования. Способность к интуиции формируется на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии.
В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества.
Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день, непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с детьми постоянно. Учитель может сопоставить свой замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.
В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.
Педагогическое творчество – всегда сотворчество с детьми, коллегами.
Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.
Специфичен предмет педагогического творчества – формирующаяся личность; инструмент – личность учителя, сам процесс – сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат – определенный уровень развития личности воспитуемого.
Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяли три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.
Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели. Оно включает в себя конструирование содержания и способов воздействия, адаптацию существующих способов и педагогических систем к особенностям личности и воспитанника, и педагога.
Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.
Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки. Творческое самовоспитание предполагает также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.
« Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования.
Перечислим уровни новшеств в образовании.
1. Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.
Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.
2. Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.
Пример: завуч составляет в старших классах расписание занятий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновременной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2-3 предметам вместо 5-7.
3. Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.
Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.
4. Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.
Пример: - способ изучения того же объема традиционного материала за менее длительное время.
5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования. Педагогическое изобретение может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.
Пример: система «погружения» М.П. Щетинина .
6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению её составляющего элемента.
Примеры: концепция и технология личностно ориентированного образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ-педагогика ; дидактическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий». (Вероятно, не все перечисленные в последнем пункте технологии соответствуют приведённой автором формулировке «педагогического открытия» - Прим.
Главная задача современного образования состоит в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения.
Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).
Несмотря на большое многообразие мнений о том, что такое творчество, все сходится на одном, что результатом творческого акта всегда является нечто новое. Возникают вопросы: «Как же рождается творчество?»; «можно ли научить человека творчеству?»; «Почему деятельность одного чрезвычайно продуктивна и оценивается творческой, а другой оказывается способным только к репродуктивному труду?».
Творческая деятельность обучаемых помогает выявлению личностных их качеств, таких как активность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли и др.
Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.
Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по настоящему интересуют обучаемых, и которые невозможно выполнять механически. Обучаемый по настоящему учится только тогда, когда осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности (Дж. Дьюи, 2000).
В Древней Индии процесс передачи личных творческих качеств учителя не сводился к передачи информации ученику. Творчество связывалось с особым состояние индивидуального сознания. Для этого состояния сознания характерна невыразимость мысли в вербальной форме. Как только мысль обретает словесную форму, она становится фиксированной, стабильной, выходит за пределы индивидуальности, социализируется, тем самым устанавливается предел индивидуального творчества, в ходе которого только и возможно достижение нового смысла и знания.
Познание рассматривается как получение нового знания при творческом акте интуиции. В обучении преследовалась творческая передача качеств учителя ученику. Именно это - творческая личность учителя - и было тем содержанием, которое передавалось от поколения к поколению. Понимание творчества в Восточной культуре тесным образом связано с интуицией, которая иррациональная по своей сути. Каким же образом возможно научить интуиции, а значит и творчеству, и возможно ли это вообще? На Востоке считается, что интуитивные способности лишь в том, чтобы развить их.
Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:
- уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
- стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
- возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;
- формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;
- использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания (С.Д. Пинчук, 2004).
Творчество - одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Наряду с ней существуют и другие мотивы творчества - потребности в самоутверждении, признании другими членами общества и др. Для творчества одаренных людей сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, приносит большое удовлетворение. Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Превращению деятельности в творческую будет способствовать формирование у субъекта определенных У и Н, способностей творческого характера. Такими творческими У и Н, способностями могут считаться У и Н анализа, сравнения, оценки и самооценки, творческого поиска и критического восприятия. Творчеству обучить трудно, но в силах преподавателя целенаправленно формировать и развивать некоторые У и Н, открывающие дорогу творческому прорыву.
Обучающийся - это человек с чистой душой, открытый новому и неизвестному. Задача преподавателя и состоит в использовании и разработке методики и технологий, направленных на становление и совершенствование творческих У и Н, развитие творческих способностей и, в конечном итоге, на формирование творчески ориентированной личности с учетом результатов диагностики индивидуальных ее особенностей (Л.Н. Колесникова, 2004).
Творческий подход к выполняемой работе не возможен без широкой мобилизации и правильного применения накопленных знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления вариантов его использования. Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:
- проблемное обучение,
- умение налаживать междисциплинарные связи,
- воспитание творческого отношения к изучению дисциплин,
- умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал,
- развитие у студентов способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации,
- умение оценивать практические ситуации.
Приобщение студентов к получаемой профессии, активизация интереса и увлечение будущей профессиональной деятельностью складываются в процессе вовлечения студентов в НИР, которая значительно расширяет их кругозор и научный уровень, повышая качество подготовки специалистов. Следовательно, важнейшим условием развития творчества студента является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. В период обучения каждый должен получить У и Н исследовательской работы, самостоятельно работать над научной темой и участвовать в коллективной НИР, в работе СНО (О.А. Чернова, 2004).
Многие педагоги указывают на то, что их работа не может быть сведена к некоторым шаблонам, она предполагает творчество.
По мнению С.Л. Рубинштейн, творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.
Творчество предполагает наличие у личности ЗУН, способностей, мотивов, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Развитие реальных творческих возможностей, по мнению И.Я. Лернера, предполагает обучение самостоятельному переносу усвоенных знаний в новую ситуацию, видению в привычных условиях новой функции знакомого предмета, новой структуры объекта, альтернативы способа решения, нового способа из числа известных.
Исследуя творческие способности личности и учебно-творческую деятельность обучаемых, обращают внимание на наличие противоречений и барьеров, стоящих на их пути.
С точки зрения системного подхода В.И. Андреева (1988) можно выделить 3 группы противоречий развития творческих способностей личности:
- социально-педагогические противоречия между социальными процессами в обществе и развитием педагогической системы;
- собственно педагогические противоречия, возникающие в самой педагогической системе;
- личностные (психологические) противоречия, которые отражают становление творческих способностей личности.
А.М. Матюшкин (1993) указывает на 3 основных противоречия:
1. противоречие между тем, что знает и умеет обучаемый, и тем, на что он способен в процессе решения творческих задач; обучаемому требуется актуализация опыта переконструирования знаний, мобилизация творческих способностей и помощь со стороны педагога, чтобы учебная программа была решена;
2. противоречие между предметным обучением и необходимостью системного применения научного знания в условиях решения творческой задачи;
3. противоречие, возникающее при организации коллективной учебной деятельности, когда необходимым является реализация групповых интересов и индивидуальных интересов личности каждого обучаемого, т.к. единые педагогические требования, в том числе и творческие задачи, не могут быть выполнены всеми студентами с одним и тем же результатом.
Нормативность требований и творчество в образовании иллюстрируют единство противоположностей, в котором нормативные знания служат основной для творческого процесса. Однако стереотипы приводят к борьбе между нормативностью и творчеством, в котором чаще верх одерживают нормативность и стандарт, но в итоге они проигрывают в эффективности и результативности. Содержание образования должно сочетать знания и элементы творчества.
Становление творческой личности обучаемого противоречиво в своей основе. Теоретический анализ педагогических противоречий позволяет отыскать психолого-педагогические подходы и стратегии разрешения этих противоречий и, тем самым сформулировать соответствующие принципы педагогики творчества.
Педагогика творчества - это наука о педагогической системе двух видов деятельности: педагогического воспитания и самовоспитания личности в целях всестороннего и гармоничного развития творческих способностей, как отдельной личности, так и коллектива.
Творчество в педагогическом процессе проявляется через развитие творческих способностей обучаемых и формируется посредством организации поисковой их деятельности.
Учебно-творческая деятельность студентов ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Учебно-творческая деятельность - педагогически управляемая деятельность, осуществляемая преимущественно на основе косвенного и перспективного управления. Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-личностных, сколько от эвристических, интуитивных способов интеллектуальной деятельности (Е.И. Белоус, 2004).
В настоящее время актуализированы основные принципы педагогики творчества Торренса:
- признание ранее непризнанных или неиспользуемых возможностей,
- уважение желания студента работать самостоятельно,
- умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности,
- предоставление студенту свободы выбора области приложения сил и способов достижения цели,
- индивидуальное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемых,
- создание условий для конкретного воплощения идей,
- предоставление возможностей вносить вклад в общее дело группы,
- поощрение работы над проектами, предложенными самими обучаемыми,
- исключение какого-либо давления на обучаемых,
- подчеркивание положительного значения индивидуальных различий,
- уважение потенциальных возможностей отстающих,
- демонстрация энтузиазма,
- создание ситуаций, при которых более успевающие работают со слабоуспевающими студентами,
- поиск возможных точек соприкосновения идеального с реальным,
- одобрение результатов деятельности учащихся в какой-либо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности,
- оказание авторитетной помощи студентам, высказывающим отличное от других мнений, испытывающим давление со стороны своих сверстников (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003).
Следовательно, организация принципов педагогики творчества в учебно-воспитательном процессе создает творческую атмосферу в образовательном учреждении, «пропитывая» все методы обучения элементами творчества и обеспечивая инновационный подход к осуществлению СПО.