Творчество маяковского момент является. Творчество Маяковского кратко: основные темы и произведения

Владимир Владимирович (1893, с. Багдади, Грузия – 1930, Москва), русский поэт.

В. В. Маяковский

Родился в семье лесничего; после смерти отца семья переехала в Москву. В 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В своих поэтических пристрастиях Маяковский близок к модернистским направлениям, ближе всего к футуризму . В 1912 г. в альманахе футуристов «Пощёчина общественному вкусу» опубликованы стихотворения «Ночь» и «Утро», в которых выразилась склонность к радикальным взглядам на мир и искусство и безудержному экспериментаторству. Центральными произведениями стали поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» (обе – 1915), «Война и мир» и «Человек» (обе – 1917). В них поэт бросает вызов обществу, низвергает его фальшивые условности, за которыми, как за маской, скрываются подлость и расчёт. Поэма «Облако в штанах» является манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение, его идейный смысл Маяковский определил как четыре крика «долой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию. Лирический герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны. Буржуазный строй не является исторически прогрессивным и не принесёт счастья человечеству. В 1916 г. поэт познакомился с М. Горьким. Вскоре Маяковский был призван на военную службу и назначен чертёжником в автомобильную школу. В этом же году вышел стихотворный сборник «Простое, как мычание».

Иллюстрация к стихотворению «Взяточник». Художник А. М. Каневский. 1960-е гг.

Маяковский с воодушевлением воспринял революцию. Он видел в ней дорогу ко всему новому и прогрессивному, к социальной справедливости и гуманизму. Свой поэтический талант поэт решил посвятить борьбе за нового человека, новую общественную мораль. После революции в его творчестве выделяются две основных линии: одну составляют произведения, воспевающие строителей коммунизма (поэма «150000000», 1921), в других развенчиваются приспособленцы, для которых за революционными лозунгами и призывами стоит стремление к власти, попытка устроить собственную карьеру и свить себе мещанское гнёздышко: «О дряни» (1920–21), «Прозаседавшиеся» (1922), где поэт рисует гротесковые картины в духе М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1919–21 гг. Маяковский работает в Российском телеграфном агентстве в качестве поэта и художника. В 1922–29 гг. совершает поездки за границу: восемь раз в Западную Европу и один раз в Америку (Куба, Мексика, Соединённые Штаты). Создаются поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин», сборник стихотворений «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка» (1926).

Среди крупных произведений зрелого Маяковского выделяется поэма «Хорошо!» (1927), имеющая не только художественную, но и историческую ценность. Это своеобразный поэтический портрет эпохи. Написанное к десятилетней годовщине Октябрьской революции, произведение рассказывает о предреволюционной эпохе, о самой революции, о трудностях и победах Советского государства. Поэму отличает оптимистический пафос – прославление строителя нового общества. Симпатии Маяковского находятся на стороне большевиков, но в поэме отразились не только бравурные лозунги и призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика, столкнувшаяся с процессом передела собственности, прежде всего кровопролитная гражданская война. Эту лирическую поэму с чётко прописанным сюжетом можно назвать поэмой-хроникой.

В разное время Маяковский был членом литературных группировок ЛЕФ и РАПП, что свидетельствует о тщательных и мучительных поисках поэтом своего творческого «я», своего собственного стиля, об изменении его запросов и эстетических воззрений. Взгляды автора на задачи поэтического творчества, на место поэта в обществе ярко отражает вступление к неоконченной поэме «Во весь голос» (1930), которое можно назвать поэтическим завещанием. В нём Маяковский критикует мелкотемье и сентиментальные вирши-однодневки.

Вклад Маяковского в развитие русской литературы не ограничивается поэзией. Его комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) явились вершинами русской драматургии 1920-х гг. Феерическая комедия «Клоп» содержит сокрушительную критику мещанства. Вычурные, непривычные для русского языка имена Пьера Скрипкина, Эльзевиры Давидовны и Розалии Павловны подчёркивают их неуместность в новом обществе. Центральным положительным образом в пьесе является образ простой работящей девушки Зои Берёзкиной, контрастно противопоставленный перечисленным выше персонажам. Чтобы подчеркнуть несостоятельность Пьера Скрипкина, Маяковский использует фантастический сюжет: герой попадает в будущее, где обнажается его сущность, и он превращается в мерзкого клопа. Аналогичный приём с перемещением в будущее поэт использует в пьесе «Баня», показывая, что двуличные бюрократы и приспособленцы не нужны обществу. Философские взгляды поэта были утопическими, как и строительство идеального общественного строя. Прошлое и настоящее оценивалось Маяковским с позиции будущего. Всё прогрессивное с этой точки зрения приветствовалось, а остальное безжалостно отвергалось.

Маяковский вошёл в историю русской литературы 20 в. как экспериментатор. Он привнёс в русскую лирику образцы тонического (акцентного) стиха, породив тем самым мощную поэтическую традицию. Одним из последователей Маяковского стал Н. Н. Асеев. Огромное влияние творчество Маяковского оказало на поэтов-шестидесятников, наследовавших публицистический накал, приверженность к отражению в поэзии общественно значимой проблематики, а также многие приёмы поэтической техники Маяковского.

Владимирович М. (7июля 1893 - 14апреля 1930) – росс. и советский поэт-футурист, драматург, редактор жур-лов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».

Биография(начиная с 20ых годов). В 1922г. организовал издат-во МАФ (Мск ассоциация футуристов), в кот. вышло неск. его книг. В 23 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт ис-ств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 23-25гг вышло 7 номеров). Активно печатались Пастернак, Брик, Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного ис-ва, социального заказа, литературы факта. В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин» (1924). Годы Гр. войны М. считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!» благополучного 1927г. ностальгические главы. В 1927г восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Вышло 24 номера. Летом 28г М. разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и жур-ла. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам».

Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929г поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930г ушёл из неё, вступив в РАПП. В своих произвед-ях М. был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произв-ях конца 20х годов стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. В 1929 году он пытался провести выставку, посвящённую 20летию его тв-ва, но ему всячески мешали. Личная жизнь поэта тоже обострилась. Именно эти причины могли привести к тому, что 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из револьвера.

Тв-во . Тв-во М. было экспрессивно и метафорично. М. не признавал стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; композиции объединяются стилем и единой интонацией, кот задаётся графич. подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», кот стала «визитной карточкой» М. Лесенка помогала М. заставить читать его стихи с правильной интонацией, т.к. запятых иногда было недостаточно. После 1917г М. творил в бойком и энергичном ритме побеждающего социализма (пьеса «В.И. Ленин»1924, «Хорошо!»1927). Однако впоследствии в работах М. стали появл-ся тревожные и беспокойные мысли, чувствоваться опасение за Совет. Республику, автор изобличает пороки нов. общества, недостатки нов. строя (н-р, в пьесе «Баня»1929). В середине 20х годов он начал разочаровываться в социал-ском строе, хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта - сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. Существует мнение, что в панегирической поэме «Хорошо» М. издевается над парадным официозом. В поэзии М. 20х годов появл-ся лирич. герой нов. типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - "Люблю" (1922 г.), "Про это" (1923 г.), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928 г.) и другие.


В поэме "Владимир Ильич Ленин" (1924г) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. М. осознавал огромное значение личности Ленина - "самого человечного человека", "организатора победы" пролетариата. Поэма явилась гимном "атакующему классу" - пролетариату и его партии. Поэму "Хорошо! " (1927г) Луначарский назвал "Октябрьской революцией, отлитой в бронзу"; М. воспевал здесь "весну человечества" - своё социалистическое отечество. Наряду с Горьким М. становится основоположником социалистического реализма в советской литер-ре.

Лиризм М. всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост чел нового общества. М. - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает "рваться в завтра, вперёд". В стихах конца 20х годов, в пьесах "Клоп" (1928г., поставлена в 1929г.) и "Баня" (1929г., поставлена в 1930г.) предстала целая галерея типов, опасных своей соц-ой мимикрией и пустопорожней демагогией. Сатирические пьесы М., новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.

КЛОП (Феерическая комедия, 1929 ) -

Присыпкин Иван (Пьер Скрипкин) - гл. герой комедии; в списке действующих лиц значится как «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених». Персонаж иллюстрирует тезис о растлевающем влиянии мелкобуржуазной идеологии и мещанского быта на несознательную и идейно нестойкую часть пролетариата. Действие 1ой половины пьесы происходит в Тамбове. П., кот. в годы военного коммунизма был активистом и членом партии, в период нэпа ощущает потребность в отдыхе «у тихой речки». Он намерен жениться на нэпманской дочке Эльзевире Ренессанс, фамилия кот. содержит явную политическую аллегорию («возрождение» буржуазного уклада); при этом П. отвергает прежнюю возлюбленную - «работницу» Зою Березкину, не только поступая непорядочно, но и совершая классовое предательство. Зоя покушается на самоубийство, но остается жива. Перед свадьбой П. (кот свою фамилию заменил «изящным» именованием «Пьер Скрипкин») берет урок «хороших манер» у своего нового приятеля и наставника Олега Баяна («самородок, из домовладельцев»). Во время «красной» свадьбы П. и Эльзевиры перепившиеся гости начинают драться. Возникает пожар; слишком поздно вызванные пожарные пытаются залить пламя, но дом рушится и погибают все, кроме П., кот оказывается в подвале вмерзшим в лед и т.о. сохраняется в течение нескольких десятилетий как бы в слое «вечной мерзлоты».

Действие 2ой половины комедии происходит уже через 15 лет, в 1979г. - в утопическом коммунистическом обществе. Строители случайно обнаруживают глыбу льда с телом П. Его доставляют в Институт человеческих воскрешении, и после всесоюзного радиоголосования принимается решение: «Воскресить». Пережившая полвека Зоя Березкина также присутствует при эксперименте. Воскресший П. понимает, что попал в иной, чуждый ему мир; единственное «кровно» родное существо - клоп, выживший и воскрешенный вместе с ним. Естественно, с клопом отождествляется сам герой. Как величайшую научную ценность клопа бережно водворяют в зоосад. Однако для его питания нужен «донор»; узнав об этом, тоскующий П. сам отправляется в зоосад и поселяется в клетке. Директор зоосада поясняет посетителям: «Их двое - разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и... и «обывателиус вульгарис». Оба водятся в затхлых матрасах времени. «Клопус нормалис», разжирев и упившись на теле одного чел, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человеч-ва, падает на кровать. Вся разница!» Увидев экскурсантов, П. обращается к ним с патетическим монологом, кот. на деле адресован зрительному залу: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас? Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?!»

Творчество Владимира Владимировича Маяковского

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (родился 7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии - трагически погиб 14 апреля 1930, Москва), русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910 - 1920-х годов. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917).

После 1917 г. - сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929).

Семья. Учеба. Революционная деятельность

Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе. После его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование - художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911- 1914 гг, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).

Еще в 1905 г. в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме.

Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

Маяковский и футуризм

В 1911 г. завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 г. организовавшем литературно - художественную группу футуристов «Гилея» (смотри Футуризм). С 1912 г. Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи».

Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.

Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее изготовили художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.

«Творец в горящем гимне». Поэзия 1910-х гг.

В 1913 г. выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-1915 гг «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание» (1916).

Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства - социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, - «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб». Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».

Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме - с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса», 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?».

В сочетании с высоким ростом («здоровенный, с шагом саженным») и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они - «судороги, слипшиеся комом».

«Любовь - это сердце всего»

Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта.

В 1915 Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е годы, что «теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме любви (лирические стихотворения, поэма «Про это», 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского - в неоконченном вступлении к поэме «Во весь голос»(1930).

«Я хочу быть понят моей страной»

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю.

Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете

«Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники - писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).

Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии - все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927).

«Окна РОСТА»

К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось.

Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Владимир Владимирович Маяковский - поистине выдающаяся личность. Талантливейший поэт, драматург, сценарист и актер. Одна из самых ярких и одиозных фигур своего времени.

Родился 19 июля 1893 года в Грузинском селе Багдати. В семье было пятеро детей: две дочери и три сына, однако из всех мальчиков выжил только Владимир. Мальчик обучался в местной гимназии, а затем в училище в Москве, куда он переехал с матерью и сестрой. Отца к тому времени уже не стало: он умер от заражения крови.

Во время революции для семьи наступили тяжелые времена, денег не хватало, и платить за обучение Володи было нечем. Он не доучился, а позже вступил в социал-демократическую партию. За политические убеждения и участие в массовых беспорядках Маяковского не раз арестовывали. Именно в тюрьме родились первые строки великого поэта.

В 1911 году юноша решил продолжить обучение в училище живописи, однако, его работы учителя не оценивали по достоинству: уж слишком они были своеобразными. Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь».

В 1915 году была написана одна из самых знаменитых поэм «Облако в штанах», которую он впервые прочитал на приеме в доме у Лили Брик. Эта женщина стала его главной любовью и его проклятием. Всю жизнь он любил и ненавидел ее, они расставались и возобновляли отношения бесчисленное количество раз. Стихотворение, посвященное ей, «Лиличка» - одно из самых сильных и трогательных признаний в любви в современной литературе. Помимо Лилии в жизни поэта было немало и других женщин, однако не одна из них не смогла затронуть тех струн души, которыми так умело играла Лиличка.

Вообще любовная лирика Маяковского не привлекала, основное его внимание занимали политика и сатира на злободневные темы. Стихотворение «Прозаседавшиеся» является, пожалуй, одной из самых ярких демонстраций сатирического таланта Маяковского. Что немаловажно, сюжет стихотворения актуален и по сей день. Кроме того, он пишет множество сценариев к фильмам и снимается в них сам. Самый знаменитый фильм, сохранившийся по сей день, - «Барышня и хулиган».

Огромное место в творческом наследии поэта занимает тема революции. Поэт восторженно воспринимал происходящее, хотя в то время ему материально приходилось очень нелегко. В это время им написана «Мистерия-буфф». Почти до самой смерти Маяковский прославляет советскую власть, а к ее 10-летнему юбилею пишет поэму «Хорошо».

(Картина Владимира Маяковского "Рулетка" )

Со своими произведениями, прославляющими революцию и товарища Ленина, Маяковский немало гастролирует по Европе и Америке. Рисует сатирические и агитационные плакаты, работает в нескольких издательствах, в том числе в «Окнах сатиры РОСТА». В 1923 году он с несколькими соратниками создает творческую студию ЛЕФ. Друг за другом в 1928 и 1929 годах выходят две знаменитые пьесы автора «Клоп» и «Баня».

Визитной карточкой Маяковского стали изобретенный им необычный стиль и стихотворный размер в виде лесенки, а также множество неологизмов. Также ему приписывают славу первого рекламщика СССР, ведь он стоял у истоков данного направления, создавал шедевральные плакаты, призывающие купить тот или иной продукт. Каждый рисунок сопровождался незамысловатыми, но звучными стихами.

(Г. Егошин "В. Маяковский" )

Большое место в лирике поэта занимают детские стихи. Большой дядя Маяковский, как он сам себя называл, пишет удивительно трогательные строки для подрастающего поколения и лично выступает с ними перед маленькими слушателями. Стихотворение «Кем быть» или «Что такое хорошо и что такое плохо» знал наизусть каждый советский, а после и российский школьник. Многие критики отмечали удивительную художественную манеру автора и его способность просто и доступно излагать далеко не детские мысли на доступном для малышей языке.

Однако, как и многие поэты 20 века, Маяковский не скрывал, что разочаровался в избранном направлении. К концу жизни он отошел от круга футуристов. Новое правительство во главе со Сталиным отнюдь не вдохновляло его творческий потенциал, и на него раз за разом обрушивалась все более и более жестокая цензура и критика. Его выставка «20 лет работы» была проигнорирована политическими деятелями и даже друзьями и коллегами по цеху. Это заметно подкосило Маяковского, а последовавший затем провал его пьес только усугубил ситуацию. Неудачи на любовном фронте, в творческой деятельности, отказ в выезде за границу - все это сказалось на эмоциональном состоянии писателя.

14 апреля 1930 года поэт застрелился в своей комнате вопреки написанным им когда-то строкам: «И в пролет не выйду, и не выпью яда, и курок над виском не смогу нажать…»

Сочинение

Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишенные идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, да и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.

Маяковский родился в Грузии, где минуло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский вступил в 4-ий класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его отчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. На протяжении следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910-1911 г. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.

Первые стихи Маяковский написал в 1909 г.в тюрьме, к которой попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая подражала поэзии русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами выдал альманах «Пощечина общественным вкусам» («Пощёчина общественному вкусу»), подписанный Д. Бурлюком, О. Крученых и В. Маяковским. Со стихами Маяковского «Ночь» («Ночь») и «Утро» («Утро»), в которых в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы отвечала духу современной «машины» цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларированных Маяковским в альманахе футуристических тезисов постоянная постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 г. его стихотворной трагедии «Владимир М.» («Владимир М.»). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, который калечит души людей, которые хотя и избирают поэта своим князем, но не способны оценить принесенную им жертву. В 1913 г. Маяковский вместе с другими футуристами осуществил большое турне городами СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростова, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и старались внедрять у жизнь свои лозунги практически, в частности даже одеждой и поведением. Их поэтические выступления, посещение кофеен или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, потасовкой, вмешательством полиции.

Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос возражения буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Пекло города» («Адище города», 1913), «Нате!» («Нате!», 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облачко в штанах» («Облако в штанах», 1915), « Флейта-Позвоночник» (« Флейта-Позвоночник», 1915), «Война и мир» («Война и мир», 1916), «Человек» («Человек», 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (Штатская шрапнель», 1914), стихе «Война объявлена» («Война объявлена», 1914),(«Мама и убитый немцами вечер», 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерному миру бюрократов, карьеристов, которые дискредитируют честную работу, чистая совесть и высокое искусство: («Гимн судье», 1915), «Гимн ученому»,(«Гимн ученому», 1915), «Гимн хабарю» («Гимн взятке», 1915) и др.

Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облачко в штанах», какая стала своеобразным программным произведением поэта, в которой он наиболее четко и выразительно изложил свои мировоззренческие и эстетичные установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: «Прочь ваша любовь», «прочь ваш порядок», «прочь ваше искусство», «прочь вашу религию» - «четыре вопля четырех частей». Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемерности бытия, которое его окружает, который протестует и стремится к настоящему человеческому счастью. Начальное название поэмы - «Тринадцатый апостол» - было перечеркнуто цензурой, но именно оно более глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всего раннего творчества Маяковского. Апостол - это учений Христоса, призван внедрять у жизнь его учения, но в М. этот образ быстрее приближается к тому, который позднее появится в знаменитой поэме О. Блока «Двенадцать». Двенадцать - это традиционное число ближайших учеников Христоса и появление в этом ряде тринадцатого, «лишнего» за библейскими канонами, апостола воспринимается как вызов традиционному мирозданию, как альтернативная модель нового мировозрения. Тринадцатый апостол Маяковского - это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и вместе с тем метафора, способна передать настоящий масштаб поэтического явления спикера нового мира - Маяковского.

Тогдашняя поэзия Маяковского порождает не просто отдельные нелады и недостатки современного общества, она порождает самую возможность его существования, основоположные, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт ощущает себя равным Богу. Поэтому в своих желаниях было подчеркнуто антитрадиционность лирического героя Маяковского. Доходило к максимальным эпатажам, так, что, казалось бы давали «пощечины общественному вкусу», требовали у парикмахера «причесать он ухо» («Ничто не понимал...»), становится на корточки и лает по-собачьему («Вот так я сделался собакой... «) и с вызовом заявляет: «Я люблю смотреть, как умирают дети...» («Я»), бросает у зал во время выступления: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...» («Нате!»). Вместе с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. «Поэтика раннего Маяковского, - пишет О. Мясников, - это поэтика грандиозного.

В его поэзии тех лет все предельно напряжено. Его лирический герой ощущает себя способным и обязанным решать не только задачаи переустройства собственной души, а и всего человечества, задача не только земные, а и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация - характерные особенности стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует чрезвычайно неуютно в буржуазно-мещанскому среде. Он ненавидит и пренебрегает всех, кто мешает Человеку из прописной буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма - одна из центральных проблем раннего Маяковского.