У вуза отозвали аккредитацию что делать студентам. Что делать, если вуз лишили аккредитации

Лишение государственной аккредитации.

В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

В соответствии с частью 26 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 273-ФЗ) организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после лишения ее государственной аккредитации.

В соответствии с частью 9 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ утвержден Порядок и условия осуществления перевода осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе (приказ Минобрнауки России
от 14.08.2013 № 957 ) (далее – Порядок ).

Согласно пункту 2 Порядка учредитель и (или) уполномоченный орган управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, обязан обеспечить перевод обучающихся с их письменного согласия, то есть по письменному заявлению студента.

Перевод обучающихся осуществляется в принимающую организацию на имеющие государственную аккредитацию образовательные программы соответствующих уровня и направленности, на ту же профессию, специальность среднего профессионального образования или специальность, направление подготовки высшего образования, с сохранением формы обучения, курса обучения, основы обучения (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или за счет средств физических и (или) юридических лиц), а также стоимости обучения (при обучении по договорам об оказании платных образовательных услуг с физическими и (или) юридическими лицами). Перевод обучающихся не зависит от периода (времени) учебного года (пункт 3 Порядка ).

Кроме того, на основании письменного заявления совершеннолетнего обучающегося или письменного заявления несовершеннолетнего обучающегося с письменного согласия его родителей (законных представителей), обучающийся может быть переведен в принимающую организацию с изменением профессии, специальности среднего профессионального образования или специальности, направления подготовки высшего образования или в выбранную им иную принимающую организацию. Указанный перевод осуществляется в соответствии с Порядком перевода студентов из одного высшего учебного заведения в другое, которое определяется «Порядком перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое», утвержденным приказом Минобразования России от 24.02.1998 № 501 (далее – Порядок перевода ).

Пунктом 3 части 1 Порядка перевода определено, что перевод граждан, получающих образование в неаккредитованных высших учебных заведениях, в аккредитованные вузы на любую форму обучения может осуществляться после реализации ими права на аттестацию в форме экстерната, за исключением направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается.

Согласно части 3 статьи 34 Федерального закон № 273-ФЗ лица, освоившие основную образовательную программу по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

В случае отчисления из организации в соответствии с частью 12
статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам, освоившим часть образовательной программы, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пункту 6 части 1 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147 (далее – Порядок приема ), прием на обучение по программам осуществляется на первый курс.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Согласно пункту 44 части 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367 (далее – Порядок ), при ускоренном обучении сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе осуществляется посредством зачета (в форме переаттестации или перезачета) полностью или частично результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся.

Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается организацией на основании его личного заявления.

Пункт 46 части 3 Порядка осуществления образовательной деятельности определяет, что зачет результатов обучения осуществляется обучающемуся по программе магистратуры - на основании представленного обучающимся диплома специалиста, диплома магистра, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке, справки об обучении или о периоде обучения.

Приостановление/лишение действия государственной аккредитации не влияет на ход учебного процесса. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – организации), вправе вести образовательную деятельность, выдавать лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями. В тоже время, организации не могут проводить государственную итоговую аттестацию, выдавать документы об образовании и (или) о квалификации по образцу установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, выдавать справки-вызов, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования. Кроме того, в случае лишения/приостановления государственной аккредитации организации обучающимся не может быть гарантирована отсрочка от призыва на военную службу.

МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Рособрнадзор приостановил лицензии 11 вузов, 15 лишил аккредитации с начала года. Об этом сообщил журналистам глава ведомства Сергей Кравцов.

"В 2017 году было принято решение о приостановке лицензий 11 вузов, приостановке госаккредитации в 20 вузах, о лишении госаккредитации 15 вузов", - сказал Кравцов.

Он также отметил, что готовится аннулирование лицензий некоторых аккредитаций.

"Кроме того, 25 вузов и филиалов были исключены из реестра по решению учредителя. Семь лицензий исключены, так как вузы реорганизовались в форме присоединения", - заключил глава ведомства.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования, вуз обязан прекратить образовательную деятельность. Наличие у вуза свидетельства о государственной аккредитации подтверждает соответствие деятельности высшего учебного заведения федеральным государственным образовательным стандартам. При наличии государственной аккредитации вуз может выдавать дипломы установленного Минобрнауки РФ образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

Более 160 вузов лишились аккредитации в 2016 году

В прошлом году Рособрнадзор лишил госаккредитации более 160 вузов.

"В 2016 году лишено госаккредитации 163 организации. У 134 была приостановлена госаккредитации по состоянию на конец года", - сказал Кравцов.

Поправки в законопроект об отзыве аккредитации

По словам Кравцова, законопроект, запрещающий лишать вузы государственной аккредитации в течение учебного года, в нынешнем виде может нанести ущерб студентам, поэтому будет скорректирован ко второму чтению в Госдуме.

Комитет Госдумы по образованию и науке 9 марта поддержал законопроект, запрещающий лишать вузы аккредитации в течение учебного года. По мнению авторов документа, это поможет снизить напряженность среди обучающихся. "Комитет принял решение о том, что этот вопрос будет выноситься на второе чтение с учетом поправок Рособрнадзора. Мы отформатируем наши предложения, чтобы максимально учесть интересы обучающихся", - сказал Кравцов.

Он пояснил, что в Минобрнауки и Рособрнадзоре есть некоторые опасения, связанные с этой инициативой. "Получается, выявляя проблемы в вузах, но не лишая аккредитации, мы просто на какой-то период делаем для них отсрочку", - считает глава ведомства.

Кравцов пояснил, что у дипломов, которые выдают некачественные вузы, "отложенный результат". "Что получается: проверили образовательную организацию, выявили нарушения по качеству: нет преподавателей, которые могут преподавать, не проводятся лабораторная практика и т.д. Мы получим хирурга, инженера-атомщика, летчика, которые готовились не по стандарту", - отметил глава ведомства.

ЗПФПЧЙМ. оБ НПНЕОФ МЙЫЕОЙС БЛЛТЕДЙФБГЙЙ ФП ВЩМ ДПМЦЕО ВЩФШ РЕТЧЩК ЧЩРХУЛ ЙМЙ ЮЕТЕЪ ЗПД РЕТЧЩК ЧЩРХУЛ. рПМПЧЙОХ РТЕДНЕФПЧ ЮЙФБМЙ РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ФБНПЦОЙ, РМБО ВЩМ РЕУОС Й Ч ПУОПЧОПН ТБУУЮЙФБО ОБ ЬЛУРЕТФОХА ПГЕОЛХ.
нЩ ОБВМАДБМЙ ЪБ ЬФПК УРЕГЙБМШОПУФША У НПНЕОФБ ПФЛТЩФЙС, ЫМЙ ГЕМЕОБРТБЧМЕООП, ОЕУНПФТС ОБ РМБФОЩК ИБТБЛФЕТ ПВХЮЕОЙС. пЮЕОШ ЦБМЕА ЮФП ОЕ ЗПФПЧБ ВЩМБ ПФРХУФЙФШ ДПЮШ Ч рЙФЕТ РП НЕЦЧХЪПЧУЛПНХ РЕТЕЧПДХ, ПЮЕОШ ЦБМЕА.

ЬФП РТПЙУЛЙ рфх))))) оЕ РПОТБЧЙМПУШ ЙН, ЮФП ЛПНРЕФЕОФОЩЕ УРЕГЙБМЙУФЩ (ПУЧПЙЧЫЙЕ ОЕ РТПУФП ЫЛПМШОХА РТПЗТБННХ, Б ЪОБАЭЙЕ ЖЙЪЙЛХ/ИЙНЙА ДБЦЕ ОБ ВПМЕЕ ЧЩУПЛПН ХТПЧОЕ) НПЗХФ РПРПМОЙФШ ЙИ ТСДЩ))))))))
б ЧППВЭЕ, У РПДЗПФПЧЛПК УРЕГПЧ чьд, ЛПОЕЮОП, ВСДБ-ВСДБ - РТСН ПЗПТЮЕОЙЕ... рПРБМУС ОБ ЗМБЪБ РМБО йОСЪБ - ФБЛ ФБН ЧППВЭЕ ОЕ РПОСМ, ЛПЗП ПОЙ ЗПФПЧСФ - ОХ ПОЙ-ФП УЮЙФБАФ, ЮФП ЙНЕООП УРЕГПЧ РП чьдХ, Б ОБ ДЕМЕ - ВХИЗБМФЕТПЧ УП ЪОБОЙЕН ЙОПУФТБООПЗП СЪЩЛБ. рТЙИПДСФ РПФПН ФБЛЙЕ ОБ ТБВПФХ, УНПФТЙЫШ ОБ ОЕЗП, ОЕУЮБУФОПЗП Й ДХНБЕЫШ: "лХДЩ Ц ФЕВС ДЕЧБФШ-ФП, ОЙЮЕЗП ЧЕДШ ОЕ ЪОБЕЫШ!"

ЬФП ФПЮОП, Й ОБН Ч ЛХМХБТБИ ОЕПДОПЪОБЮОП ЗПЧПТЙМЙ, ЮФП ФП, ЮФП ФБНПЦОС ОЕ РТПЫМБ БЛЛТЕДЙФБГЙА ВЩМП ОЕПЦЙДБООПУФША, ОП Х ОЙИ ФЙРБ ОЕ ЗХНБОЙФБТОЩК РТПЖЙМШ. иПФС П ЛБЛПН ЗХНБОЙФБТОПН РТПЖЙМЕ ЗПЧПТЙМЙ У РТЕДНЕФБНЙ ЮБУПЧБС Й АЧЕМЙТОБС ЬЛУРЕТФЙЪБ.

ЧУРПНОЙМБ ФБН ВЩМ УРЕГЙБМЙФЕФ, Ф.Е. 5 МЕФ ПВХЮЕОЙС Й ЧЩРХУЛ РЕТЧЩК ДПМЦЕО ВЩМ ВЩФШ ЮЕТЕЪ ЗПД РПУМЕ МЙЫЕОЙС БЛЛТЕДЙФБГЙЙ.

СЪЩЛ ВЩМ УМБВПЧБФ, ОБЫ ЗЙНОБЪЙЮЕУЛЙК ХТПЧЕОШ ВЩМ ЧЩЫЕ. оХ Б РТП ДЧБ СЪЩЛБ ЧППВЭЕ ЗПЧПТЙФШ ОЕ УФПЙФ.

ФБНПЦЕООПЕ ДЕМП, НЕОЕДЦНЕОФ Й ЬЛПОПНЙЛБ - ЬФП ПДОБ хзу (ХЛТХРОЕООБС ЗТХРРБ УРЕГЙБМШОПУФЕК),РПЬФПНХ ЪБЛТЩМЙ ЧУЕИ ЧНЕУФЕ. ч ЬФПН ЗПДХ рПМЙФЕИ УФБМ ПРПТОЩН чхъПН ПРСФШ НПЦЕФ ОБВЙТБФШ ЬЛПОПНЙЛХ. ъБЮЕН ЪБЛТЩЧБМЙ, ОЕ РПОСФОП

ОБ УБНПН ДЕМЕ - РПДЗПФПЧЛБ УРЕГПЧ ДМС ФБНПЦОЙ Ч рПМЙФЕИЕ - УРПТОЩК НПНЕОФ. йВП ФПЗДБ ОБДП Й ОБ ИЙН.ЖБЛБИ ЗПФПЧЙФШ. й Ч ЫЧЕКОЩИ. б ЧПФ РТПЧПДЙФШ ХЗМХВМЕООПЕ ЙЪХЮЕОЙЕ ЖЙЪЙЛЙ/ИЙНЙА Ч РТПЖЙМШОЩИ чхъБИ - ОЕПВИПДЙНП. оП ЬФП ХЦЕ ПФДЕМШОБС ФЕНБ.
еУМЙ ЦЕ рПМЙФЕИ ЗПФПЧЙМ УРЕГПЧ ДМС ДТХЗПК (НПЕК) УФПТПОЩ ВБТТЙЛБД - ФП, ПРСФШ ЦЕ, ЧПРТПУ УРПТОЩК. йВП УМЙЫЛПН ХЪЛБС УЖЕТБ. оБ ЧЩИПДЕ - СЧОП ОЕ чьдПЧЕГ (ЙВП ФХФ ОХЦОЩ ЕЭЕ СЪЩЛ, ТЕЗЙПОПЧЕДЕОЙЕ, МПЗЙУФЙЛБ, ПУОПЧЩ АТЙУРХОДЕОГЙЙ ЛБЛ НЙОЙНХН). б РТПУФП ЮЕМПЧЕЛ, ЛПФПТЩК ЪОБЕФ ЖЙЪЙЛХ Й ФБНПЦОА (ПВТБЪОП) - ДБЦЕ ОЕ РТЕДРПМБЗБА, ЛХДБ ФБЛПЗП ХЪЛПЗП РТЙНЕОЙФШ. йВП ЛБЛ ВЩ ПО ОЕ ЪОБМ ПУОПЧЩ - ДПЛБЪБФШ ЙОУРЕЛФПТХ ПО ОЙЮЕЗП ОЕ УНПЦЕФ, ВЕУРПМЕЪОП. ьЛУРЕТФ - ДБ, ОП ХЦЕ ОБ ВХНБЦОПН ПЖЙГЙБМШОПН ХТПЧОЕ. ьФП ОЕ ХТПЧЕОШ УПФТХДОЙЛБ ЛПННЕТЮЕУЛПК ЛПНРБОЙЙ.
чЩЧПД - ЛБЦДЩК чхъ ДПМЦЕО ЗПФПЧЙФШ УРЕГЙБМЙУФПЧ РП УЧПЕНХ РТПЖЙМА. б ОЕ РТЙФСЗЙЧБФШ ЪБ ХЫЙ УФПТПООЙЕ УРЕГЙБМШОПУФЙ.

Б РТЙЮЕН ФХФ ЖЙЪЙЛБ? УЕКЮБУ ХЦЕ ОЕ ХЮБФ Ч рПМЙФЕИЕ ЛХЮЕ ФЕИОЙЮЕУЛЙИ ДЙУГЙРМЙО ОБ ЧУЕИ ЖБЛХМШФЕФБИ, ЛБЛ С ХЮЙМБУШ ЛПЗДБ-ФП. оБ ЬЛПОПНЙЛЕ ВЩМЙ Й ЖЙЪЙЛБ, Й ИЙНЙС, Й флн. уЕКЮБУ УПЗМБУОП УФБОДБТФХ ФПМШЛП РТПЖЙМШОЩЕ ДЙУГЙРМЙОЩ.

РПЪЧПМШФЕ У чБНЙ ОЕ УПЗМБУЙФШУС. чХЪ ДБЧБМ РТЙОГЙРЙБМШОП ОПЧХА РТПЗТБННХ Ч ТБНЛБИ ЗПТПДБ, ХИПДС ПФ ПДОПВПЛПЗП ЧБМАФОПЗП ЛПОФТПМС. уХНЕМ РТЙЧМЕЮШ УРЕГЙБМЙУФПЧ Й ЬФП ВЩМП ЗМБЧОПЕ. вБЪБ ДМС РТПЧЕДЕОЙС ТБЪМЙЮОЩИ ЧЙДПЧ ЬЛУРЕТФЙЪЩ ЙНЕМБУШ ПЮЕОШ ИПТПЫБС. пУОПЧОЩЕ ФБНПЦЕООЩЕ ДЙУГЙРМЙОЩ ДБЧБМЙУШ УРЕГЙБМЙУФБНЙ Ч ПВМБУФЙ Ч Ф.Ю. Й АТЙУФБНЙ РТБЛФЙЛБНЙ. сЪЩЛ.... РЕТЧПОБЮБМШОП ДЕФЙ ЫМЙ УП УДБООЩН ЕЗЬ РП СЪЩЛХ, ЕЗП ОБДП ВЩМП ТБЪЧЙЧБФШ, ОБ РЕТЧПН ЛХТУЕ НПЕК ВЩМП УЛХЮОП Ф.Л. Х ТЕВЕОЛБ ВЩМ ЧЩУПЛЙК ХТПЧЕОШ РПДЗПФПЧЛЙ, ОП ЧПЪНПЦОПУФШ УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБФШУС ВЩМБ УЧЕТИ ХЮЕВОПЗП РТПГЕУУБ. оТБЧЙМБУШ УВБМБОУЙТПЧБООЩК ЗТБНПФОП УПУФБЧМЕООЩК ХЮЕВОЩК РМБО, ЮФП Ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС УФТБДБЕФ Х НОПЗЙИ.
ьЛПОПНЙЮЕУЛБС ЗЕПЗТБЖЙС Й МПЗЙУФЙЛБ ВЩМБ ФПЦЕ ОЕ УБНБС УМБВБС РПЬФПНХ РПЧФПТАУШ ЧУЕ УРПТОП. й ЧПЪНПЦОП ОЕУФБОДБТФОЩК РПДИПД Й ЖХОДБНЕОФБМШОЩК РПДИПД РПМЙФЕИБ ВЩМЙ ПЮЕОШ ДБЦЕ ИПТПЫЙНЙ РБТФОЕТБНЙ Ч ЬФПН ДЕМЕ. оП ЬФП НПЕ НОЕОЙЕ.

РПЪЧПМА, ПФ ЮЕЗП ЦЕ ОЕ РПЪЧПМЙФШ?)))) с ОЕ РТЙОБДМЕЦХ Л ФЕЮЕОЙА "жПТХН - ОЕ НЕУФП ДМС ДЙУЛХУУЙК"))))
чПРТПУ - ДМС ЛПЗП ЙНЕООП УРЕГПЧ ПОЙ ЗПФПЧЙМЙ. дМС ФБНПЦЕООЩИ ПТЗБОПЧ? хЪЛЙК УЕЗНЕОФ. дМС ЛПНРБОЙК-ВТПЛЕТПЧ? пРСФШ ЦЕ. дМС ЙОЩИ ХЮБУФОЙЛПЧ ЙЗТЩ? фХФ ЧПРТПУ - ЛБЛБС ДПМЦОПУФШ РТЕДРПМБЗБМБУШ. нПЕ НОЕОЙЕ - чьд ЬФП РТЕЦДЕ ЧУЕЗП йОСЪ. рПФПНХ ЮФП ПУОПЧОБС ЮБУФШ ТБВПФЩ - ЪБТХВЕЦОЩЕ РБТФОЕТЩ. б ЬФП - СЪЩЛ, НЕОФБМЙФЕФ Й РТПЮЕЕ, ЮФП ОЕ ПРЙУЩЧБЕФУС ЖПТНХМЙТПЧЛБНЙ, ОП РПДИПДЙФ РПД ПРТЕДЕМЕОЙЕ "тЕЗЙПОПЧЕДЕОЙЕ". зХНБОЙФБТОПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ ВПМШЫЕ.

ОХ Ч ЙОЯСЪЕ РТЙ ЧУЕИ РТПЮЙИ ДПУФПЙОУФЧБИ, НЙОХУПЧ ОБЛПРБФШ НПЦОП ФБЛ ЦЕ ОЕ НБМП. оЕПВИПДЙН ВЩМ УЙНВЙПЪ, ФПЗП П ЮЕН чЩ РЙУБМЙ Й ЬЛУРЕТФОЩИ ОБЧЩЛПЧ.
дМС ЛПЗП ЗПФПЧЙМЙ.... ФП ЮФП ЧЕМЙ ПУОПЧОЩЕ РТЕДНЕФЩ ФБНПЦЕООЙЛЙ ДБЧБМБ НЙЪЕТОЩК ЫБОУ, Б Ч ПУОПЧОПН ЙНЕООП ДМС ХЮБУФОЙЛПЧ чьд, Ч Ф.Ю. Й ДМС ЛПНРБОЙК ВТПЛЕТПЧ, Ф.Л. ЧЧЙДХ ТПУФБ ЧЩУПЛПФЕИОПМПЗЙЮОЩИ РТПЙЪЧПДУФЧ РПФТЕВОПУФШ Ч РПДПВОЩИ УРЕГЙБМЙУФБИ ЕУФШ Й ОЙЫБ РПДПВОЩИ УРЕГЙБМЙУФПЧ ОЕ ЪБОСФБ.

НЙОХУПЧ Х йОСЪБ С Й УБН ОБЛПРБМ. б ОБУЮЕФ УРЕГПЧ Ч ЛПННЕТЮЕУЛЙИ УФТХЛФХТБИ - ФХФ, ХЧЩ: ТПУУЙКУЛПЕ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП ХУФТПЕОП ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЮФП ЛБЛЙН ВЩ УРЕГПН ФЩ ОЕ ПЛБЪБМУС - ДПЛБЪБФШ ЧУЈ ТБЧОП ОЙЮЕЗП ОЕ УНПЦЕЫШ. чУЈ ТЕЫБЕФ ХТПЧЕОШ ЪОБОЙК ЙОУРЕЛФПТБ Й ЕЗП РПОЙНБОЙЕ ЪБЛПОПЧ НЙТПЪДБОЙС))))) УЛБЦХФ, ЮФП НЕФБМ - МАНЕОЙК, Б ОЕ БМАНЙОЙК - Й ЧУЈ, ФБЛ Й ВХДЕФ, ФПМШЛП Ч УХД (ЫХФЛБ У УЙМШОЩНЙ ЬМЕНЕОФБНЙ ЗЙРЕТВПМЩ).
й ЧПРТПУ ФХФ ОЕ Л ТХЛПЧПДУФЧХ рфх (ОЕ ОБДП ЙН ПВЙЦБФШУС), Б, УЛПТЕЕ, Л ФЕН... , ЛПФПТЩЕ ЪБУЕДБАФ Ч зПУДХНЕ Й ОЙЛБЛ ОЕ НПЗХФ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП ДП НЙТПЧПЗП ХТПЧОС ДПЧЕУФЙ, ЮФПВ РБТФОЕТПЧ УНЕЫЙФШ ОЕ РТЙИПДЙМПУШ Й ТБВПФБФШ УРПЛПКОП ВЩМП НПЦОП.

МЙЮОП Х НЕОС ТЕЗХМСТОПЕ ПВЭЕОЙЕ У ОБЫЕК ФБНПЦОЕК ЕДЧБ ОЕ ЪБЛПОЮЙМПУШ ПФЯЕЪДПН Ч НЙТ ЙОПК У ЙОЖБТЛФПН. рПУМЕ ЬФПЗП РТЕДРПЮЙФБА У ОЙНЙ ОЕ УЧСЪЩЧБФШУС, ТБВПФБС У ВХТЦХЙОБНЙ. чПФ ЗДЕ лПНРЕФЕОФОЩЕ мАДЙ ПФОПУСФУС РТБЧЙМШОП Л УЧПЕК ТБВПФЕ. й ЗДЕ ЙДЕФ ОЕ ЧПКОБ ВБТТЙЛБД - Б ДЧБ уРЕГЙБМЙУФБ УП УЧПЕК РПЪЙГЙЙ ПВЭБАФУС ОБ ТБЧОЩИ, ОЕФ РТЕДХВЕЦДЕОЙС "чьдПЧЕГ - ЪОБЮЙФ УЛПТЕЕ ЧУЕЗП РТЕУФХРОЙЛ". й ДЕМП ФХФ ОЕ Ч рХФЙОЕ ЙМЙ ЧМБУФЙ. дЕМП ФХФ ЛПОЛТЕФОП Ч ЛБЦДПН ПФДЕМШОП ЮЕМПЧЕЛЕ. чЮЕТБ ФПМШЛП РТПЮЕМ ПФЧЕФ уЕНЕОБ уМЕРБЛПЧБ ФЕН, ЛФП ЛТЙФЙЛХЕФ ЕЗП ПФОПЫЕОЙЕ Л РТПЙУИПДСЭЕНХ. й СТПУФОП ЕЗП РМАУХА. рПД ЛБФПН.

ОБЦНЙФЕ, ЮФПВЩ ХЧЙДЕФШ УРТСФБООЩК ФЕЛУФ

нЕОС ХЧЙДЕЧ Х дХДС,
рТПУОХМБУШ ЙОЛЧЙЪЙГЙС -
нОЕ РЙЫХФ: уЈНБ, Х ФЕВС
фТХУМЙЧБС РПЪЙГЙС!

ФЩ ОЕ ЪБ ЬФЙИ, ОЕ ЪБ ФЕИ,
лБЛПК-ФП ФЩ ДЧХМЙЮОЩК,
фП РЕУЕОЛЙ РПЕЫШ РТП ОЕЖФШ,
фП ЧПЦДШ - ИБТЙЪНБФЙЮОЩК.

ПРТЕДЕМЙУШ ХЦЕ, уЕНЈО,
у ОБУХЭОЩН УЙН ЧПРТПУПН!
йМЙ УЛБЦЙ, ЮФП ПО - ЗПОДПО,
йМШ УФБОШ ЕДЙОПТПУУПН!

УОЙНЙ ФТХУЩ ЙМШ ЛТЕУФ ОБДЕОШ!
рТЙНЛОЙ Л ЛБЛПК-ФП УЙМЕ!
б, ЧРТПЮЕН, ЧУЈ РПОСФОП, уЕОШ,
фЕВС НЩ ТБУЛХУЙМЙ!

ФЩ ЧМБУФША ЛХРМЕО, уМЕРБЛПЧ,
пОБ ФПВПА ЧЕТФЙФ!..
уЕКЮБУ ДПУФХРОЩН СЪЩЛПН
рПРТПВХА ПФЧЕФЙФШ.

ОЕ ДБТЙФ ВБВЛЙ НОЕ <<зБЪРТПН>>,
хЛТБЧ ВПЗБФУФЧБ ЧБЫЙ,
дПИПД ПУОПЧБО НПК ОБ ФПН,
юФП ЦЈУФЛП С ЕВ@ЫХ.

УЛБЦХ СУОЕК - НОЕ ОЕ чч
дБМ ДЕОШЗЙ ЙЪ ЛБТНБОБ, -
лХРЙМЙ ЧТЕНС ОБ фч
ъБЛБЪЮЙЛЙ ТЕЛМБНЩ,

Й ЬФП ТЕДЛЙК УМХЮБК ФПФ
(ьРЙЮЕУЛБС ЖТБЪБ!),
лПЗДБ <<зБЪРТПН>> ВБВМП ЗТЕВЈФ,
оЕ РТПДБЧБС ЗБЪБ.

РТПЫХ РТПУФЙФШ НЕОС, ДТХЪШС,
ъБ ЙОФЕТЧША, Ч ЛПФПТПН
ъБЦТБЧЫЙКУС ФТХУМЙЧЩК С
оЕ УМЙМУС У ЧБЫЙН ИПТПН,

ЮФП С ОЕ ТБЪЧПЦХ ОЩФШЈ,
чДБЧЙЧ УЧПК ЪБД Ч <<ЙЛЕА>>,
оП ФБЛ ХЦ ЧЩЫМП, ЮФП УЧПЈ
с НОЕОЙЕ ЙНЕА.

С ОЕ РПДДЕТЦЙЧБА ЧМБУФШ,
рПУЛПМШЛХ ОБ ЪЕНМЕ
мАВБС ЧМБУФШ - ДЕТШНП Й ЗТСЪШ,
й ОБЫБ Ч ФПН ЮЙУМЕ.

ПОБ РТПДБЦОБ Й ЗОЙМБ
й ИПЮЕФ ЧУЕИ ОБЗТЕФШ,
пОБ ЧУЕЗДБ ФБЛПК ВЩМБ,
фБЛПК Й ВХДЕФ ЧРТЕДШ.

ОП ДБЦЕ ОБЗМЩК УТЕДУФЧ РЙМЈЦ,
чТБОШЈ Й РПУФБОПЧБ
чУЈ МХЮЫЕ, ЮЕН РХУФПК Р@ЪДЈЦ,
йМШ ПВОХМЙФШУС УОПЧБ,

Й, ЧТЕНС ПФНПФБЧ ОБЪБД,
пЮОХФШУС ЧОПЧШ Ч БДХ -
вЕЦЙФ ВБОДПУ, ВЕЦЙФ УПМДБФ,
уФТЕМСАФ ОБ ИПДХ...

ДМС НОПЗЙИ ЬФПФ УТБЮ - ДПУХЗ,
рТЙЛПМШОБС ЙЗТБ,
оЕНБМП ФЕИ, ЛФП <<УЧЕТЗОХФШ УХЛ!>>
лТЙЮБФ ЙЪ-ЪБ ВХЗТБ

Й РПУЩМБАФ ОБУ ОБ ВПК -
чУФБЧБКФЕ ЛБЛ ПДЙО!
дЕТЙФЕУШ ФБН НЕЦДХ УПВПК,
б НЩ ФХФ РПЗМСДЙН.

ОБРЙЫЕН Ч ЖЕКУВХЛ Й Ч АФШАВ,
вЕУУФТБЫОП ЧЪСЧ БКЖПО,
лПЗДБ ЛПЗП-ОЙВХДШ ХВШАФ
рПУФБЧЙН ЮЕТОЩК ЖПО...

нОЕ ЛБЛ-ФП ВМЙЦЕ ЛПОУФТХЛФЙЧ
й РХФШ УПЧУЕН ЙОПК:
юЕН НБУФХТВЙТПЧБФШ Ч УЕФЙ,
юФП ВХДЕФ УП УФТБОПК,

РХУФШ ЛБЦДЩК, МАВСЭЙК ЕЈ
ъБЛТПЕФ УЧПК Е@МЕФ
й ДЕМП ДЕМБЕФ УЧПЈ
оБ УПЧЕУФШ, НОПЗП МЕФ.

Й ФБЛ, ФЙИПОШЛП, ДЕОШ ЪБ ДОЈН,
(оБН Ч РПНПЭШ ОЕЖФШ Й ЗБЪ),
нЩ ЧУЕ Л ЮЕНХ-ОЙВХДШ РТЙДЈН,
юФП МХЮЫЕ ЮЕН УЕКЮБУ.

Й ВХДХФ ГЕООПУФЙ, РТПЗТЕУУ,
й ВХДЕФ УЧЕФ Ч ПЛПЫЛЕ
оЕ ВЩУФТЩК ЬФП ЧУЈ РТПГЕУУ,
оП ВЩУФТП ФПМШЛП ЛПЫЛЙ.

фБЛПЧ, ТЕВСФБ, НПК ПФЧЕФ,
й, РПДЧПДС ЙФПЗ,
с ЫМА ЧБН РМБНЕООЩК РТЙЧЕФ
й ЦДХ ЗПЧОБ РПФПЛ.

РП ЖБНЙМЙСН ОЕ УПРПУФБЧЙМ, ЛБАУШ. рТП ЧМЙСОЙЕ рфх ОБ ПФЪЩЧ МЙГЕОЪЙЙ - ЬФП ЫФХЛБ ВЩМБ. уХДС РП ЧУЕНХ - ДМЙФЕМШОПЕ ПВЭЕОЙЕ ЪБТБЦБЕФ (ПРСФШ ЫХФЛБ). лБЛПЕ УЮБУФШЕ, ЮФП С ВПМШЫЕ ОБ ТБУФБНБЦЙЧБАУШ Ч рфх, ХКДС Ч ДТХЗЙЕ ТЕЗЙПОЩ (ЫХФЛБ У ЬМЕНЕОФБНЙ ЙТПОЙЙ).
P.S. й ОБ ФЩ НЩ ОЕ РЕТЕИПДЙМЙ. йМЙ С ЪБРБНСФПЧБМ?

РТПУФП Х НЕОС Л УПФТХДОЙЛБН рфх ЕУФШ ЧПРТПУЩ, ВЕЪ ПФЧЕФПЧ. лПЗДБ РП ЧУЕК УФТБОЕ ФБНПЦОС ХУФТПЙМБ ЖПТНЕООЩК ВЕУРТЕДЕМ, ХВЙЧБС ЙНРПТФЕТПЧ - ЬФЙ ТЕВСФБ РТЕХУРЕМЙ ПУПВЕООП, ЮХДС РП РПМОПК. пВЭЕОЙЕ У ОЙНЙ ЪБЛПОЮЙМПУШ РТЕДЙОЖБТЛФОЩН, ДПЧПМШОП ДПМЗП Ч УЕВС РТЙИПДЙМ. иПТПЫП, ЮФП Ч УФТБОЕ ЕУФШ БДЕЛЧБФОЩЕ Й ЛПНРЕФЕОФОЩЕ УРЕГЙБМЙУФЩ, ТБВПФБАЭЙЕ Ч ДТХЗЙИ фх - ФХДБ ОБТПД ЙЪ оЙЦОЕЗП Й РПВЕЦБМ. уМЩЫБМ, ЮФП ФЕРЕТШ Й Ч рфх ПОЙ РПСЧЙМЙУШ. оЕ РТПЧЕТСМ - ТЙУЛПЧБФШ ОЕ ИПЮХ. фБЛЦЕ УМЩЫБМ - ЮФП Ч рфх УЕТШЕЪОЩЕ РЕТЕНЕОЩ Ч 2018 ЗТСДХФ - РПХЧПМШОСАФ ОБЖЙЗ МЙЫОЙИ (ЙНРПТФЕТПЧ-ФП ТБЪПЗОБМЙ - ЪБЮЕН ДЕТЦБФШ УФПМШЛП ОБТПДХ ФЕРЕТШ) Й УДЕМБАФ ЮФП-ФП ЧТПДЕ гьдБ.
пРСФШ ЦЕ - ПВЙДЕФШ ОЙЛПЗП ОЕ ИПФЕМ. чЩУЛБЪБМ УЧПЕ МЙЮОПЕ НОЕОЙЕ, ПГЕОПЮОПЕ УХЦДЕОЙЕ, ЛБЛ ЗПЧПТСФ Ч ЙОФЕТОЕФБИ. ъМБ ОЕ ДЕТЦХ - МАДСН ДБМЙ РТЙЛБЪ - ПОЙ ТЧБОХМЙ ЕЗП ЧЩРПМОСФШ, ОЕ ДХНБС, ЛБЛ Й ЮФП ПОЙ ДЕМБАФ, Л ЮЕНХ ЬФП РТЙЧЕДЕФ Й ЛБЛ УП УФПТПОЩ ЧЩЗМСДЙФ. рТЙЛБЪ РЕТЕДБМЙ УЧПЙН ЙУРПМОЙФЕМСН, ЛПФПТЩЕ... оХ ЙУРПМОЙФЕМШ - ПО ЧЕЪДЕ ЙУРПМОЙФЕМШ. оЙЛБЛПК. нЩ РТПУФП РП ТБЪОЩЕ УФПТПОЩ ВБТТЙЛБД.

С начала учебного года Рособрнадзор приостановил действие аккредитации в 17 филиалах и четырех автономных вузах на юге. Среди них даже такие крупные, как Ростовский государственный строительный университет (РГСУ), о судьбе которого мы расскажем в ближайшее время. Некоторые «отказники» пытаются оспорить решения чиновников в арбитраже. И, что самое удивительное, порой выигрывают - то есть возвращают себе право учить студентов. Что же творится сегодня с высшим образованием, разбирался «СП-Юг».

Рособрнадзор начинает… и выигрывает!

Это ведомство регулярно проводит проверки вузов (государственных и коммерческих) и их филиалов. В случае, если впервые выявляется какое-то нарушение, то первый способ - это запрет на прием абитуриентов. Мера это скорее профилактическая, так что вуз имеет право продолжать образовательную деятельность.

Если нарушения при повторной проверке повторяются, тогда Рособрнадзор применяет уже более жесткие методы - временно приостанавливает действие государственной аккредитации вуза. Причем приостановлена она может быть по отдельным направлениям подготовки.

При этом вуз не может проводить итоговую государственную аттестацию и выдавать дипломы, не может предоставлять отсрочку от службы в армии. Ну и, наконец, если даже после этого Рособрнадзор выявил повторное нарушение, то приходится полностью лишать вуз аккредитации.

2016 год Рособрнадзор начал с решительных мер. Так, была аннулирована аккредитация у Кабардино-Балкарского института бизнеса (КБИБ) - это наказание за то, что ранее выявленные нарушения (качество и содержание программ подготовки не соответствовали требованиям) не были устранены. Еще в августе 2014 года, прямо перед началом очередного учебного года, Рособрнадзор запретил вузу принимать абитуриентов. Затем, в октябре прошлого года у него приостановили аккредитацию и, вот, наконец, лишили ее.

Между тем, в защиту этого негосударственного вуза выступали общественные деятели Кабардино-Балкарии. Так, еще в феврале 2015 года член республиканской Общественной палаты Валерий Хатажуков направил «Открытое письмо» на имя недавно назначенного главы Кабардино-Балкарии Юрия Кокова. Хатажуков пишет, что КБИБ является одним из немногих успешно действующих коммерческих вузов в российской провинции, и уж тем более на Северном Кавказе.

Обвиняет он Рособрнадзор в предвзятости при проведении проверки, выявившей, между прочим, 66 нарушений. Хатажуков предлагает Кокову инициировать независимую, общественную проверку по всем озвученным замечаниям. Одновременно ректор вузаФеликс Хараев обратился в суд, требуя возобновить деятельность учреждения, и после «Открытого письма» решение было вынесено в пользу института. Но, как видно, победы праздновалась недолго… Тем не менее, сейчас в арбитраже КБИБ пытается оспорить лишение аккредитации.

Ростовский институт бьется в судах

Рособрнадзор повторно выявил нарушения в работе еще двух южнороссийских вузов - это Волгоградский филиал Международного института экономики и права (МИЭП) и Ставропольский филиал Южно-Российского гуманитарного института (ЮРГИ). Также запрещен прием в Михайловский филиал Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ).

Напомним, что с начала нынешнего учебного года Рособрнадзор приостановил аккредитацию 17 филиалов и 4 автономных вузов на юге (полностью или по отдельным направлениям). Вот их полный список:

Анапский филиал Кубанского государственного аграрного университета (КубГАУ); Анапский филиал Академического правового института; Армавирский филиал Российский государственный социальный университет (РГСУ); Армавирский филиал Кубанского государственного университета (КубГУ); Астраханский филиал Университета Российской академии образования (УРАО); Астраханский филиал Южно-Российского гуманитарного института (ЮРГИ); Волгоградский филиал Международного институтв экономики и права (МИЭП); Волгоградский филиал Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ); Волгоградский филиал Российского университета кооперации (РУК); Волжский гуманитарный институт Волгоградского государственного университета (ВолГУ); Институт экономики и правоведения (ИЭП) в Назрани; Кисловодский институт экономики и права (КИЭП); Минераловодский филиал Московского института предпринимательства и права (МИПП); Ростовский государственный строительный университет (РГСУ); Ростовский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУГА); Светлоградский филиал Института дружбы народов Кавказа (ИДНК); Северо-Кавказский филиал Московского технического университет связи и информатики (МТУСИ) в Ростове-на-Дону; Славянский-на-Кубани филиал Кубанского государственного университета (КубГУ); Ставропольский филиал Южно-Российского гуманитарного института (ЮРГИ); Ставропольский университет; Тихорецкий филиал Кубанского государственного университета (КубГУ).

Еще более жесткие меры Рособрнадзору пришлось применить в отношении еще нескольких вузов. В частности, был лишен государственной аккредитации Ростовский социально-экономический институт (РСЭИ), но не полностью, а лишь по двум направлениям - «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». Теперь тут можно готовить только юристов… Кстати, выводы проверки институт сейчас оспаривает сразу в Арбитражном суде Ростовской области и Арбитражном суде Москвы. Полностью, а не отдельным направлениям, лишен аккредитации Ростовский филиал Московского института предпринимательства и права (МИПП).

«Шарашкины конторы» из Дагестана

Зачастую Рособрнадзору, как мы уже говорили, приходится отстаивать свои позиции в судах, причем нередко в качестве истца, но чаще - ответчика. Скажем, за последние месяцы было вынесено два громких судебных решения об аннулировании лицензии у вузов в Дагестане, причем один религиозный (Институт имени Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова), а второй - подчеркнуто светский (так и называется Светский институт народов Кавказа, СИНК). Оба исключены из государственного реестра учебных заведений.

Скажем, в СИНК проведенная в апреле 2014 года проверка выявила почти два десятка нарушений: в вузе отсутствовала библиотека, база для занятия физкультурой, оборудованные лаборатории, по некоторым специальностям не было даже учебных программ. На сайте отсутствовала информация для абитуриентов, а в договорах на платное обучение стоимость этого самого обучения не указывали. Короче, - типичная шарашкина контора. И почему-то неудивительно, что именно в Дагестане.

С Институтом имени Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова такая же песня: нет собственных помещений, учебников, методичек, нет даже преподавателей… Вообще, непонятно, кого и чему тут можно учить. Ясно, что решение суда о закрытии вуз оспаривать не стал.

Зато уже третий год длится судебная тяжба Рособрнадзора и еще одного дагестанского религиозного вуза - Исламского университета имени Шейха Абдуллы Эфенди (он расположен в Дербенте). Лицензия на право образовательной деятельности была выдана ему в ноябре марте года, а спустя шесть лет после проверки Рособрнадзор ее попытался отозвать. Сначала арбитраж Дагестана в претензиях проверяющих к вузу отказал, но затем дело вернулось на повторное рассмотрение, и на сей раз - уже спустя год - лицензию все-таки отобрали. Сейчас Исламский университет пытается доказать свою правоту уже в Верховном суде России.

Пришлось Рособрнадзору аннулировать лицензию через суд у несговорчивого Ростовского института иностранных языков (РИИЯ). При этом пытаются оспорить через суд действия Рособрнадзора и несколько других вузов, в частности, институт «Бизнестранс» из Ставрополя, которому в июле прошлого года приостановили действие аккредитации.

Но далеко не всегда чиновники оказываются правы. В минувший четверг в Волгограде арбитраж признал правоту Волгоградского гуманитарного института (ВГИ): Рособрнадзор, который в сентябре прошлого года пытался отобрать у вуза аккредитацию, действовал незаконно.

Что делать, если вуз лишили аккредитации? Уйти или остаться? Ведь государственные и частные неаккредитованные институты и университеты могут и дальше вести образовательную деятельность, но утрачивают право выдавать дипломы официального образца, оформлять справку-вызов (для заочников) на сессию, предоставлять отсрочки от армии. Студентам бюджетникам и контрактникам, обеспокоенным своим будущим, полезно знать, где можно продолжить обучение и есть ли шанс вернуть уже заплаченные деньги.

Что означает лишение вуза аккредитации

Наличие аккредитации дает право организации высшего профессионального образования не только проводить обучение студентов, но и выдавать дипломы государственного образца. Если университет или институт лишили аккредитации, документ, получаемый после его окончания, не дает права на дальнейшее обучение в магистратуре или аспирантуре по профильным направлениям. С ним выпускнику непросто будет получить хорошую должность в престижных государственных и бюджетных учреждениях.

После отзыва лицензии вуз обязан полностью прекратить учебную деятельность, лишение аккредитации ограничивает права и привилегии учреждения, но не означает запрета на обучение студентов.

Что делать студентам, если вуз не прошел аккредитацию

Если вуз лишили аккредитации, студентам, которые все же хотят получить документ государственного образца, необходимо перевестись в другое учебное учреждение. Для этой процедуры в целях защиты интересов обучающихся закон устанавливает четкий регламент действий.

При переводе учащихся первоначальные условия (специальность, форма, курс и стоимость обучения) должны быть сохранены.

Вуз со своей стороны должен:

  • в пятидневный срок уведомить о лишении аккредитации и ее последствиях для студентов, поместив на своем сайте сообщение с указанием причин наложения санкции;
  • предоставить учащимся на выбор оптимальные варианты для перехода и подробные данные об учебных заведениях, готовых принять студентов;
  • передать в принимающий вуз список, заявления и личные дела учащихся, учебные планы, договора, заключенные для обучения на контракте.

Учащийся имеет право отказаться от перевода, указав это в заявлении.

Студенты, в свою очередь, должны:

  • написать заявление на зачисление в выбранный институт путем перевода;
  • запросить справку в учебной части с указанием часов и наименований прослушанных дисциплин;
  • взять в новом вузе справку с информацией о факультете и курсе, куда планируется зачисление.

Часто при переводе требуется устранить академическую задолженность по некоторым дисциплинам, накопившуюся по причине несовпадения программ.

Возврат денег за обучение

Согласно законодательству контрактники имеют право на компенсацию средств, наперед внесенных за обучение. Если учебное заведение уклоняется от выполнения своих обязанностей, студенты могут обратиться с заявлением в прокуратуру.

Учащиеся вправе требовать аннулирования договора на платное обучение и возмещение убытков: например, компенсацию расходов на учебную литературу, транспорт, оплату жилья.

Как узнать, что вуз проблемный

Предсказать заранее, лишится ли вуз аккредитации, крайне затруднительно, но определить, находится ли он в зоне риска, можно. В первую очередь абитуриентам стоит внимательно изучить сайт учебного заведения. В открытом доступе должна быть указана основная информация: порядок оплаты, учебные планы и программа, материалы итоговой аттестации. Если данных нет, следует задуматься о целесообразности поступления.

Хорошо, когда на сайте будет вывешена информация о предписаниях Рособрнадзора, полученных за период всего существования учебной организации. Большой плюс пометки об устранении всех замечаний.

Также следует обратить внимание на год выдачи документов, чтобы определить, когда вуз ожидает очередная аккредитационная комиссия (проводится раз в пять лет).

Взвешенный подход к выбору учебного заведения для поступления минимизирует риски возникновения неприятных форс-мажорных ситуаций. Но даже в случае лишения вуза аккредитации студентам не стоит отчаиваться, ведь законодательством предусмотрен перевод в другие, благополучные, вузы с сохранением первоначальных условий обучения.