В помощь школьнику. Андрей вознесенский - биография, информация, личная жизнь Темы и мотивы современной поэзии вознесенского

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский - русский советский поэт, публицист, художник, архитектор. Один из самых известных поэтов-шестидесятников.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук , профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР ; мать - Антонина Сергеевна (1905-1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941-1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт . 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов - Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев ).

Первый сборник Вознесенского - «Мозаика» - был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник - «Парабола» - вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода - «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, - было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном Пылайте широко Коровники в амурах Райклубы в рококо.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах - например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь? ) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт… ). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, - и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!». Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 - Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 - США ; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 - Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 - Франция; 1967, 1977, 1983 - ФРГ ; 1971 - Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 - Великобритания; 1973 - Австралия; 1968 - Болгария; 1981 - Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США . Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком, Камелией и аммиаком. Пыхтя, как будто тягачи, За мною ходят стукачи… Невыносимо быть распятым, До каждой родинки сквозя, Когда в тебя от губ до пяток, Повсюду всажены глаза… Пусти, красавчик Квазимодо, Душа болит кровоточа От пристальных очей свободы И нежных взоров стукача.

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом .

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“ », написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 -м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ . Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984)

На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвященное Софии Ротару стихотворение «Голос».

Песня в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 90-х, известна с конца 60-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

Андрей Вознесенский упоминается (и по свидетельству очевидцев относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):

Не учи собаку летать
Не корми конфетами рыб
И не читай Вознесенского вслух
Это очень смешно
Очень смешно

Неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.

А. А. Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря »). Известная статья А.А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Поэтический процесс 60-х годов - явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов - Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия».

Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно - к одному из его самых ярких его стихотворений - «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский - «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям.

На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения - временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.

Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма "Мастера" (1959), стихи "Из сибирского блокнота", "Репортаж с открытия ГЭС", передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:

Я со скамьи студенческой

Мечтаю, чтобы зданья

Ракетой ступенчатой

Взвивались в мирозданье!

Однако порою в то время ему недоставало гражданской зрелости, поэтической простоты. В стихах сборников "Парабола" и "Мозаика" (1960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная образность и звукопись местами оборачивались увлечением формальной стороной стиха.

Стихи двух его первых книг полны молодой экспрессии. Автор стремится передать в них яростный напор окружающего мира. Но уже в сборнике «Антимиры» (1964) поэтическая манера Вознесенского становится более отточенной и рационалистичной. Романтическая экспрессия как бы «застывает» в метафоры. Теперь поэт не столько соучаствует в событиях, о которых рассказывает, сколько наблюдает за ними со стороны, подбирая к ним неожиданные и острые сравнения .

Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были опубликованы в "Литературной газете". В 70е годы вышли сборники стихов: "Тень звука", "Взгляд", "Выпустите птицу", "Соблазн", "Избранная лирика".

Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу Андрея Вознесенского "Витражных дел мастер", проследил связь между ее поэтикой и искусством витража. Как известно, связь между литературой и изобразительным искусством давняя, но в наши дни это "содружество муз" еще более укрепилось.

В стихах А. Вознесенского "Роща", "Бобровый плач", "Песнь вечерняя" до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле.

В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления, прежде всего, духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:

Есть высшая цель стихотворца --

Ледок на крылечке оббить,

Чтоб шли обогреться с морозца

И исповеди испить.

Эти порывы и устремления прозвучали в книгах "Дубовый лист виолончельный" (1975) и "Витражных дел мастер" (1976), "Тоскую о милых устоях". Они обусловили и появление иных мотивов, образных штрихов и деталей, например, в восприятии природы. Отсюда -- "Милые рощи застенчивой родины (цвета слезы или нитки суровой)..."; "Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты твоей не нарушу"; "Сосны цветут -- свечи огня спрятав в ладони будущих шишек..."; "Виснут черемухи свежие стружки...". Поэт с каким-то удивлением признается сам себе: "Вижу как будто впервые озеро красоты русской периферии".

«Объясняя, почему он не жалеет лет, отданных архитектуре, Вознесенский писал в предисловий к «Дубовому листу виолончельному»: «Любой серьезный архитектор начинает осмотр проекта с плана и конструктивного разреза. Фасад--для непосвященных, для зевак. План--конструктивный и эмоциональный узел вещи, правда, нерв ее».

Вознесенский работает над произведениями большой поэтической формы, им написаны поэмы "Лонжюмо", "Оза", "Лед69", "Андрей Палисадов" и др. Его поэмы естественно вырастают из его стихотворений и возвышаются среди них, как деревья среди кустов. Эти поэмы стремительны, образы не застревают на быте и скрупулезной описательности, не хотят буксовать. Пространство дается в полете: "ночной папироской летят телецентры за Муром". В центре внимания -- Время (с большой буквы), эпическое Время:

Вступаю в поэму,

Как в новую пору вступают.

Так начинается поэма "Лонжюмо".

Реакция поэта на современное, жизненно важное -- мгновенна, безотлагательна, скорая помощь и пожарная команда его слова -- круглосуточны и безотказны. Болевое, человечное, пронзительное решительно и отчетливо характеризует творчество поэта.

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек.

Андрей Вознесенский писал также статьи по проблемам литературы и искусства, немало занимался живописью, часть его полотен находится в музеях.

В 1978 году в Нью-Йорке ему присудили премию Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии, в этом же году за книгу "Витражных дел мастер" Андрей Вознесенский награжден Государственной премии СССР.

По Вознесенскому, человек - строитель того времени, в котором живет:

… минутные деревья вам доверены,

владейте не лесами, а часами.

И здесь поэт говорит о том, что время - оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.

Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:

и плечи вместо соболя кому-то

закутайте в бесценную минуту...

Действительно, время - это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его - во власти только высших сил, Бога.

Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы - те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!»

Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении - времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.

Интересно, что в стихотворении нет конкретизации - нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.

Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.

И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.

Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:

Последние минуты - короче,

Последняя разлука - длиннее...

И ничего здесь не попишешь - так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние».

Умирают - в пространстве,

Живут - во времени.

И здесь уж выбор за каждым - где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.

Андрей Андреевич Вознесенский. Родился 12 мая 1933 года в Москве - умер 1 июня 2010 года в Москве. Русский поэт, публицист, художник, архитектор.

Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР.

Мать - Антонина Сергеевна (1905-1983), урожд. Пастушихина, была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941-1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и , но и одного из последних футуристов - Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского - «Мозаика» - был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник - «Парабола» - вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода - «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, - было обвинено в формализме.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах - например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…).

На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, - и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!». Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, - например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: "Слушай \ Же \Не ке ге бе \ Ву \ Па \ Не ке ге бе Ву \ Понимаешь \ Ты \ Же", - намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 - Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 - США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 - Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 - Франция; 1967, 1977, 1983 - ФРГ; 1971 - Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 - Великобритания; 1973 - Австралия; 1968 - Болгария; 1981 - Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина».

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский - автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на "бис"» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «"Юнона" и "Авось"», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника. Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Личная жизнь Андрея Вознесенского:

46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком .

Поэмы Андрея Вознесенского:

1959 - Мастера
1964 - Оза
1972 - Авось
1977 - Вечное мясо
1979 - Андрей Полисадов
1986 - Ров
1993 - Россия воскресе

Песни на стихи Андрея Вознесенского:

«Алло» (музыка - Михаил Литвин, исполнители - группа «Рондо»);
«Анафема» (музыка - Валерий Ярушин, исполнители - ансамбль «Ариэль»);
«Апрель» (музыка - Евгений Мартынов, исполнитель - Евгений Мартынов);
«Благодарю» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнители - трио «Меридиан»);
«В мире друзей» (музыка - Евгений Клячкин, исполнитель - Евгений Клячкин);
«В моей стране» (музыка - Дмитрий Варшавский, исполнители - группа «Чёрный кофе»);
«В моей стране» (музыка - Игорь Николаев, исполнитель - Александр Кальянов);
«Вальс при свечах» (музыка - Оскар Фельцман, исполнитель - Мария Пахоменко);
«Вальс при свечах» (музыка и исполнитель - Сергей Никитин);
«Вальс при свечах» (музыка - Сергей Бальцер, исполнитель - Сергей Бальцер);
«Вальс при свечах» (музыка - Вячеслав Малежик, исполнитель - Вячеслав Малежик);
«Верни мне музыку» (музыка - Арно Бабаджанян, первый исполнитель - София Ротару. Песню также исполняли Карел Готт, Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Раиса Мкртчян, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров);
«Верую в тебя» (музыка и исполнитель - Евгений Мартынов);
«Где ваша могила?» (музыка - Альфред Шнитке, исполнитель - Валерий Золотухин);
«Год любви» (музыка - Арно Бабаджанян, первый исполнитель - Ара Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев);
«Голая богиня» (музыка - Игорь Николаев, исполнитель - Александр Кальянов);
«Дальняя песня» (музыка - Оскар Фельцман, исполнители - ВИА «Весёлые ребята»);
«Два стрижа» (музыка - Раймонд Паулс, первый исполнитель - Ольга Пирагс, также исполняла Алла Пугачёва);
«Двенадцать дней» (музыка - Игорь Николаев, исполнитель - Александр Абдулов);
«Дуэт» (музыка - Раймонд Паулс, исполнитель - Айя Кукуле);
«Загляжусь ли на поезд» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнитель - Микаэл Таривердиев);
«Запомни этот миг» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнители - трио «Меридиан»);
«Затмение сердца» (музыка - Раймонд Паулс, первый исполнитель - Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«И в твоей стране» (музыка - Игорь Николаев, исполнитель - Александр Кальянов);
«Исповедь» (музыка - Валерий Пак, исполнитель - Валерий Пак);
«Исповедь мореплавателя» (музыка - А. Иосифов, исполнитель - Йорданка Христова);
«Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка - Оскар Фельцман, первые исполнители - ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко);
«Любовь бросить невозможно» (музыка - Арно Бабаджанян, первый исполнитель - Ара Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян);
«Москва-река» (музыка - Арно Бабаджанян, исполнитель - Людмила Зыкина);
«Меняю» (музыка - Виктор Резников, исполнители - Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»);
«Миллион алых роз» (музыка - Раймонд Паулс, исполнитель - Алла Пугачёва);
«Милый мой друг» (музыка - Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель - Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин);
«Муза» (музыка - Раймонд Паулс, исполнитель - Валерий Леонтьев);
«Муравей» (музыка - Дмитрий Бикчентаев, исполнитель - Дмитрий Бикчентаев);
«Над пашней сумерки не резки» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнители - трио «Меридиан»);
«Начни сначала» (музыка - Евгений Мартынов, первый исполнитель - Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару);
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнители - Галина Беседина и Сергей Тараненко);
«Не забудь» (музыка - Виктор Резников, исполнители - бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой»);
«Не исчезай» (музыка - Микаэл Таривердиев, первый исполнитель - Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко);
«Не трожь человека, деревце» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнитель - Микаэл Таривердиев);
«Новые московские сиртаки» (музыка - Олег Нестеров, исполнители - группа «Мегаполис»);
«Ностальгия» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнители - трио «Меридиан»);
«Ностальгия по настоящему» (музыка - Стас Намин, исполнители - группа Стаса Намина);
«Особый друг» (музыка - Раймонд Паулс, исполнитель - София Ротару);
«Ода сплетникам» (музыка - Владимир Высоцкий, исполнитель - Владимир Высоцкий);
«Памяти поэта» (музыка - Давид Тухманов, первый исполнитель - Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«Парижский снег» (музыка - Арно Бабаджанян, исполнитель - Ара Бабаджанян);
«Певец» (музыка - Вадим Байков, исполнитель - Вадим Байков);
«Первый лёд» (музыка - Оскар Фельцман, исполнители - ВИА «Весёлые ребята»);
«Песня акына» (музыка - Владимир Высоцкий, исполнитель - Владимир Высоцкий);
«Песня на „бис“» (музыка - Раймонд Паулс, исполнитель - Алла Пугачёва);
«Песчаный человек» (музыка - Давид Тухманов, исполнители - группа «Электроклуб»);
«Плачет девочка в автомате» (музыка - Оскар Фельцман, исполнители - Нина Дорда, ВИА «Весёлые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин);
«Подберу музыку» (музыка - Раймонд Паулс, исполнитель - Яак Йоала, также исполняли Александр Малинин, Валерий Меладзе, Руслан Алехно);
«Полюбите пианиста» (музыка - Раймонд Паулс, первый исполнитель - Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«Пушинка белая» (музыка - Арно Бабаджанян, первый исполнитель - Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко);
«Разлука» (музыка - Оскар Фельцман, исполнители - ВИА «Весёлые ребята»);
«Ресторан качается» (музыка - Игорь Николаев, исполнитель - Александр Кальянов);
«Свадебная цыганочка» (музыка - В. Кеслер, исполнитель - Юрий Богатиков);
«Свеча» (музыка - А. Иосифов, исполнитель - Йорданка Христова);
«Свисаю с вагонной площадки» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнитель - Микаэл Таривердиев);
«Севернее всех» (музыка - Александра Пахмутова, исполнитель - Лев Лещенко);
«Сидишь беременная, бледная» (музыка - Евгений Клячкин, исполнитель - Евгений Клячкин);
«Скрипка Паганини» (музыка - Карел Сво́бода, З. Боровец), исполнитель - Карел Готт);
«Снег в октябре» (музыка - Сергей Бальцер, первый исполнитель - Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний - под названием «Снежное сожаление»));
«Старый Новый Год» (музыка - Стас Намин, исполнители - группа Стаса Намина);
«Старый Новый Год» (музыка - Дмитрий Бикчентаев, исполнитель - Дмитрий Бикчентаев);
«Танец на барабане» (музыка - Раймонд Паулс, первый исполнитель - София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк);
«Такое же» (музыка - Виктор Резников, исполнитель - Виктор Резников);
«Тишины хочу» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнитель - Микаэл Таривердиев);
«Ты меня не оставляй» (музыка - Раймонд Паулс, первый исполнитель - Валентина Легкоступова, также исполняла Алла Пугачёва);
«Убил я поэму» (музыка - Микаэл Таривердиев, исполнитель - Микаэл Таривердиев);
«Улетаешь, милый...» (музыка - Мишель Легран, исполняет Людмила Сенчина);
«Человек-магнитофон» (музыка - Раймонд Паулс, исполнитель - Валерий Леонтьев);
«Человек породы Сенбернар» (музыка - Владимир Мигуля, исполнитель - Михаил Боярский);
«Шарф мой, Париж мой» (музыка - Михаил Барашев, исполнитель - ансамбль «So-Net»);
«Я - Гойя» (музыка - Александр Градский, исполнитель - Александр Градский);
«Я друга жду» (музыка - Юрий Чернавский, исполнитель - Михаил Боярский);
«Я тебя никогда не забуду» (музыка - Алексей Рыбников, первый исполнитель - Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов);
Рок-опера «"Юнона" и "Авось"» (музыка - Алексей Рыбников);
«90%» (музыка - Арам Манукян, исполнители - Арам Манукян и рок-дуэт «Hay Lao»)

Родился 12 мая 1933 года в Москве. Стихи начал писать еще в школе. Будучи большим поклонником творчества Бориса Пастернака, Вознесенский, учась в шестом классе, послал ему свои стихи. Поэт оценил творческое начинание подростка и пригласил его в гости. Это определило дальнейшую судьбу Вознесенского.

В 1957 году Андрей Вознесенский окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ).

В 1983 году вышло собрание сочинений в трех томах, в 2006 году - собрание сочинений в семи томах.

Цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел Владимир Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль "Берегите ваши лица", снятый сразу же после премьеры.
Рок-опера "Юнона и Авось" (музыка Алексея Рыбникова) по поэме Вознесенского "Авось" в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (музыка Раймонда Паулса), "Песня на "бис" (музыка Раймонда Паулса), "Начни сначала" (музыка Евгения Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (музыка Евгения Осина), а также много романсов на музыку Микаэла Таривердиева.

Андрей Вознесенский работал и в жанре визуальной поэзии. Он соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видиом. Выставки этих произведений - видиом - с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходили во многих городах мира.

А ндрей Вознесенский считал себя последователем Владимира Маяковского и был единственным учеником Бориса Пастернака. Вознесенский первым стал работать в новом жанре поэзии - видеомы. Он написал либретто к легендарному спектаклю «Антимиры» и всемирно известной рок-опере «Юнона и Авось», а эстрадные песни с текстами Вознесенского остаются известными и сегодня.

Единственный ученик Пастернака

Андрей Вознесенский родился в Москве в 1933 году. Свои первые стихи он написал в 10 лет. Спустя четыре года юный поэт отправил свои произведения на рецензию Борису Пастернаку . Через некоторое время Пастернак позвонил Вознесенскому и предложил встретиться - так началась их многолетняя дружба. Пастернак не признавал институт ученичества: считал это лишней тратой энергии поэта. Однако Андрей Вознесенский стал его единственным учеником. Они часто встречались, беседовали о жизни, судьбе, поэзии.

После школы Андрей Вознесенский поступил в Московский архитектурный институт. Поэт вспоминал: «Это Пастернак. Он запретил мне идти в Литературный институт, потому что он говорил: «Вас ничему там не научат, только испортят», и я пошел в Архитектурный» .

Андрей Вознесенский. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Андрей Вознесенский. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Когда Вознесенский заканчивал учебу, в Архитектурном институте случился пожар. Студентам отсрочили защиту дипломов на два месяца, а в поэтическом портфолио молодого поэта-архитектора появилось стихотворение «Пожар в Архитектурном институте».

Пожар в Архитектурном!
По залам, чертежам,
амнистией по тюрьмам -
пожар, пожар!

По сонному фасаду
бесстыже, озорно,
гориллой краснозадой
взвивается окно!
А мы уже дипломники,
нам защищать пора.

Трещат в шкафу под пломбами
мои выговора!

Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все - кончено!
Все - начато!
Айда в кино!

Андрей Вознесенской. Отрывок из стихотворения «Пожар в Архитектурном институте», 1957 год

Андрей Вознесенский и Борис Пастернак. Фотография: bulvar.com

Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Андрей Вознесенский и Владимир Высоцкий. 1960-ые. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Вознесенский окончил Архитектурный институт в 1957 году. Свои профессиональные знания он использовал лишь дважды: разработал архитектурную часть монумента «Дружба навеки» на Тишинской площади в Москве и создал памятную композицию на могиле родителей.

Оттепель: слава и опала

Вознесенский часто бывал на дружеских чтениях в доме Пастернака в Переделкино . Там он прочел свою первую поэму «Мастера» об ослепленных зодчих храма Василия Блаженного. В 1959 году ее опубликовала «Литературная газета».

«Я - в больнице. Слишком часто стали повторяться эти жестокие заболевания. Нынешнее совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил. Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро».

Борис Пастернак

В 1960 году практически одновременно вышли два сборника стихов Андрея Вознесенского, один во Владимире, второй - в Москве. Владимирский сборник «Мозаика» сразу попал в немилость. Использованное в стихах слово «беременная» цензоры расценили как порнографию, а посвященное трагедии Великой Отечественной войны произведение «Я - Гойя» - как формализм. Со скандалом уволили редактора книжного издательства Капитолину Афанасьеву, тираж приказали арестовать и уничтожить, но решение приняли слишком поздно: все экземпляры были раскуплены. Похожая ситуация сложилась и с московским сборником «Парабола». Однако цензура не смогла остановить поэзию Вознесенского: его книги обрели библиографическую ценность, поклонники передавали сборники из рук в руки, переписывали стихи и поэмы в тетради.

Несмотря на строгую цензуру, запрета на выступления Вознесенского не было и он вместе с другими поэтами-шестидесятниками читал свои стихи на стадионах, в концертных залах, на площадях. Вознесенский был популярен не только в СССР - он выступал на концертных площадках во Франции, Великобритании, Польши, Норвегии, Швеции, Венгрии. Читал стихи в США, где познакомился с семьей президента Кеннеди и кинодивой Мэрилин Монро . Стихами Вознесенского зачитывался брат американского президента Роберт Кеннеди, он переводил их на английский язык.

В марте 1963 года на встрече первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева с интеллигенцией Вознесенского обвинили в «антисоветчине», расшатывании основ социалистического строя. На что Вознесенский с трибуны заявил: «Как и мой учитель, Владимир Маяковский , я - не член коммунистической партии». Закончить речь ему не дали, а Хрущев пригрозил выслать поэта из страны» .

Последовали «проработки», слежки, скандалы в Союзе писателей. В это время Вознесенский старался не появляться в Москве, не выступал в Лужниках и Политехническом музее . Он много ездил по стране, проводил встречи с читателями в регионах.

В это время в жизни поэта появилась Зоя Богуславская - писательница, критик, драматург, «Оза» из поэм Вознесенского. В 1964 году они поженились. В доме Вознесенского и Богуславской часто проводились поэтические вечера, дружеские встречи. Гостили Владимир Высоцкий , Белла Ахмадулина , Юрий Трифонов, Борис Хмельницкий, Олег Табаков, Валерий Золотухин, Людмила Максакова. Здесь бывали и друзья семьи, живущие за границей, - драматург Артур Миллер, писатель Курт Воннегут, поэты Джей Смит и Стенли Кьюниц, брат американского президента Эдвард Кеннеди с семьей.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фотография: voznesolog.ru

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фотография: newizv.ru

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фотография: stories-of-success.ru

Драматургия и видеомы

В конце 1964 года Юрий Любимов пригласил Андрея Вознесенского выступить со своими стихами в Театре на Таганке. Любимов вспоминал: «Нас познакомил Пастернак. Я спросил у Бориса Леонидовича, мол, к кому из молодых поэтов мне следует присмотреться и прочитать внимательно. Он сказал - к Андрюше Вознесенскому» . Изначально Любимов планировал организовать вечер «Поэт и театр». Репетиции шли два месяца. В постановке участвовали Владимир Высоцкий, Александр Васильев, Борис Хмельницкий. Постепенно проект перерос в полноценный спектакль на стихи Вознесенского «Антимиры». Его премьера состоялась 2 февраля 1965 года. Спектакль оставался в репертуаре Театра на Таганке последующие 15 лет, был показан почти 800 раз и всегда собирал аншлаги.

Еще один известный театральный проект в творческой биографии Андрея Вознесенского - либретто к рок-опере «Юнона и Авось» . Ее премьера прошла в Московском театре им. Ленинского комсомола 9 июля 1981 года. Тогда западная пресса оценила рок-оперу как антисоветский спектакль. Из-за такой характеристики театральную труппу не выпустили с «Юноной и Авось» на гастроли за рубеж, однако стараниями Вознесенского этот запрет позже был снят.

«Вознесенский сыграл громадную роль в становлении нашего театра, около 30 лет назад придумав произведение, признанное визитной карточкой труппы. Спектакль «Юнона и Авось» обрел широкую известность не только в России, но и за рубежом. И это произошло во многом благодаря дружбе Вознесенского с великим модельером Пьером Карденом, авторитет которого способствовал показу постановки в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира».

Марк Захаров

Намеренно затягивался выпуск аудиоверсии рок-оперы, пластинка «Юнона и Авось» увидела свет лишь в 1982 году. Спектакль до сих пор ставят в театре «Ленком» . Музыкальную тему из рок-оперы «Я тебя никогда не увижу» не раз исполняли современные певцы.

Всего Андрей Вознесенский опубликовал около 20 сборников прозы и стихов, в 1983 году выпустил трехтомное собрание сочинений. Эстрадные песни на его стихи стали известными в последней четверти XX века: «Миллион алых роз», «Песня на «бис», «Начни с начала», «Плачет девочка в автомате». Также в творчестве Андрея Вознесенского появился жанр видеом - визуальной поэзии, где нет привычных строф: слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки видеом Вознесенского проходили в Париже, Нью-Йорке, Берлине.