Верные суждения об естественных монополиях. Суждения о политических режимах

Поиск в тексте

Действующий

О естественных монополиях (с изменениями на 29 июля 2017 года)

О естественных монополиях

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О естественных монополиях


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 153-154, 10.08.2001);
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);
(Российская газета, N 8, 18.01.2003);
(Российская газета, N 59, 29.03.2003);
(Российская газета, N 138, 01.07.2004);
(Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. ) (с изменениями, внесенными );
(Российская газета, N 97, 11.05.2006);
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2006) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 237, 24.10.2007) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 254, 14.11.2007) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 266, 30.12.2008) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 153, 15.07.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2012) (о порядке вступления в силу см. );

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060003) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260042);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2017, N 0001201707310015).

____________________________________________________________________
Настоящий Федеральный закон с 26 октября 2006 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ) и до приведения в соответствие с указанным Федеральным законом применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ , - пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ .

____________________________________________________________________

Глава I. Общие положения (статьи 1 - 5)

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 3. Определения основных понятий

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ ;

потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).

Понятия "товар", "товарный рынок", "хозяйствующие субъекты", "группа лиц" применяются соответственно в значениях, указанных в и 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" .
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 205-ФЗ .

Понятие "инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования" применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (часть дополнительно включена с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ) .

Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах (абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ :

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

абзац исключен с 9 апреля 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 39-ФЗ . ;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах (абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ ;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ ;

услуги по передаче электрической энергии Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 39-ФЗ) ;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (абзац дополнительно включен с 9 апреля 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 39-ФЗ) ;

услуги по передаче тепловой энергии (абзац дополнительно включен с 9 апреля 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 39-ФЗ) ;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (абзац дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) ;

захоронение радиоактивных отходов (абзац дополнительно включен с 15 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 190-ФЗ) ;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
(Абзац дополнительно включен с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ)

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
(Абзац дополнительно включен с 27 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 132-ФЗ)

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ) .

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка (пункт дополнительно включен с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ) .

Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий

1. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

Глава II. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии (статьи 6 - 8)

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ

Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей) (часть дополнительно включена с 10 сентября 2001 года Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 22 мая 2006 года Федеральным законом от 4 мая 2006 года N 62-ФЗ .

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ .

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
(Часть дополнительно включена с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ)

Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
(Часть дополнительно включена с 31 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 279-ФЗ)

Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии

(наименование дополнено с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ

1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ :

любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ .

инвестициями субъекта естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ .

продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ .

установлением и (или) применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона (далее - регулируемые сферы деятельности) Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) ;

соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий (абзац дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

3. Для совершения действий, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней со дня его получения.

Если в 15-дневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

4. Пункт утратил силу с 5 января 2016 года - Федеральный закон от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ . .

5. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, организацией и проведением проверок субъектов естественных монополий, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законодательством Российской Федерации в отношении антимонопольного контроля, а также особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 7-9 настоящей статьи Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

7. Предметом проверки является соблюдение субъектом естественной монополии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, в том числе требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий (пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

государственной регистрации юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии;

окончания проведения последней плановой проверки субъекта естественной монополии.
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ)

9. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения субъектом естественной монополии выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий;

поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении субъектом естественной монополии установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ)

Статья 8. Обязанности субъектов естественных монополий

1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

проекты планов капитальных вложений.

3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт дополнительно включен с 9 апреля 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 39-ФЗ) .

4. Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Ведение раздельного учета доходов и расходов субъекта естественной монополии по видам деятельности осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ) .

5. В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения:

сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее также - регулируемые товары (работы, услуги);

сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг);

сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии установленным требованиям (абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ ;

информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) информация об условиях договоров на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации;

сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.

Информация, отнесенная в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, не включается в состав сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащая свободному доступу и отнесенная в соответствии с настоящим Федеральным законом к стандартам раскрытия информации, не может быть признана субъектом естественной монополии коммерческой тайной.
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ)

Статья 8_1. Стандарты раскрытия информации

1. Стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:

доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети "Интернет";

прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг);

открытость регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);

неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам);

публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ).

2. Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Стандарты раскрытия информации должны содержать состав информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и порядок предоставления такой информации.

В соответствии со стандартами раскрытия информации уполномоченные в установленном порядке Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, учитывая отраслевые, технологические, структурные, географические и другие особенности деятельности субъектов естественных монополий, вправе утверждать:

формы, сроки и периодичность предоставления субъектами естественных монополий информации, подлежащей свободному доступу;

правила заполнения утвержденных в установленном порядке форм конкретными субъектами естественных монополий и (или) их группами (категориями).

3. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Субъекты естественных монополий вправе обратиться в орган государственного контроля (надзора) с ходатайством об изменении применения конкретным субъектом естественной монополии утвержденных в установленном порядке форм и (или) периодичности предоставления информации, подлежащей свободному доступу.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ .
(Статья дополнительно включена с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ)


Глава III. Органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия (статьи 9 - 14)

Статья 9. Органы регулирования естественных монополий

1. Органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

2. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется его руководителем Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ .

3. Пункт утратил силу с 1 июля 2004 года - . .

4. Пункт утратил силу с 1 июля 2004 года - Федеральный закон от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ . .

5. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.

Статья 10. Функции органов регулирования естественных монополий

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;

определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;

вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ) .

Статья 11. Полномочия органов регулирования естественных монополий

1. Органы регулирования естественных монополий вправе:

принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);

устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;

принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ ;

направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;

принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;

осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.

2. Субъекты естественных монополий, их потребители, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в орган регулирования естественных монополий для урегулирования в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом цен (тарифов) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

Заявления о рассмотрении спора в досудебном порядке подаются в орган регулирования естественных монополий в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Порядок рассмотрения указанных споров в досудебном порядке утверждается Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ)
____________________________________________________________________
Пункт 2 статьи 11 вступил в силус 1 января 2008 года - см. пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ).
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________


Статья 12. Основания для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования

1. Орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

налоги и другие платежи;

стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

государственные дотации и другие меры государственной поддержки;

факты нарушения субъектом естественной монополии установленных настоящим Федеральным законом обязанностей по предоставлению информации и (или) обязанностей по обеспечению свободного доступа к информации (абзац дополнительно включен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ) .

Учет указанных фактов осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органа по регулированию естественных монополий (абзац дополнительно включен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ) .

2. При принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии орган регулирования естественной монополии обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.

Статья 13. Право доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий

1. В целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных монополий, их работники имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, иных хозяйствующих субъектов, имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 291-ФЗ .

2. Субъекты естественных монополий, иные хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны по требованию органов регулирования естественных монополий предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органами регулирования естественных монополий функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 291-ФЗ .

3. Сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании настоящей статьи, разглашению не подлежат.

Статья 14. Информирование органами регулирования естественных монополий о принятых ими решениях

1. Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополий ежегодно публикуют доклад о своей деятельности.

2. Органы регулирования естественных монополий обязаны сообщать через средства массовой информации обо всех случаях применения ответственности за нарушения настоящего Федерального закона.

3. Сообщения о ликвидации органов регулирования естественных монополий и об основаниях для принятия такого решения публикуются в средствах массовой информации.

Глава IV. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона (статьи 15 - 20)

Статья 15. Последствия нарушений настоящего Федерального закона

1. При нарушениях настоящего Федерального закона субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) органов регулирования естественных монополий обязаны:

прекратить нарушения настоящего Федерального закона и (или) устранить их последствия;

восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в решении (предписании);

отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Федеральному закону;

заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию;

внести изменения в договор с потребителем;

уплатить штраф;

возместить причиненные убытки.

2. Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения настоящего Федерального закона, в срок, установленный решением органа регулирования естественной монополии.

3. Штрафы, подлежащие уплате по решению органа регулирования естественной монополии, перечисляются в федеральный бюджет в срок, установленный этим решением.

Статья 16. Основания для наложения штрафа на субъекты естественных монополий за нарушения настоящего Федерального закона

. )

Статья 17. Возмещение субъектом естественной монополии убытков, причиненных нарушением настоящего Федерального закона

Если действиями (бездействием) субъекта естественной монополии, нарушающими настоящий Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 18. Ответственность руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительнойвласти и органов местного самоуправления занарушения настоящего Федерального закона

(статья утратила силу с 1 июля 2002 года - Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ . )

Статья 19. Ответственность должностных лиц органов регулирования естественных монополий за нарушениенастоящего Федерального закона

(статья утратила силу с 1 июля 2002 года - Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ . )

Статья 20. Возмещение убытков, причиненных субъекту естественной монополии или иному хозяйствующемусубъекту неправомерными решениями, действиями(бездействием) органа регулирования естественной монополии

В случае, если органом регулирования естественной монополии принято решение с нарушением настоящего Федерального закона, в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Глава V. Порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных монополий, а также порядок исполнения и обжалования этих решений (статьи 21 - 25)

Статья 21. Порядок принятия органами регулирования естественных монополий решений о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий

1. Решения по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий принимаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ

Вопросы, касающиеся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов.

Орган регулирования естественной монополии принимает решение по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования, руководствуясь материалами анализа, проведенного по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона. По решению органа регулирования может быть проведена независимая экономическая экспертиза.

Орган регулирования естественной монополии утверждает перечень документов, представляемых для принятия решения по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и порядок рассмотрения таких документов.

Представитель субъекта естественной монополии вправе присутствовать при рассмотрении соответствующим органом регулирования естественной монополии вопросов, касающихся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности данного субъекта естественной монополии. О дате рассмотрения субъект естественной монополии должен быть заранее уведомлен соответствующим органом регулирования естественной монополии.

Орган регулирования естественной монополии принимает решение об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии с учетом реализации демонополизации сфер естественных монополий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ .

2. Решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ .

Статья 22. Основания для рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях настоящего Федерального закона

1. Органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о нарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решения.

2. Основаниями для рассмотрения дел служат заявления хозяйствующих субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, представления органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и прокуратуры.

3. Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушениях настоящего Федерального закона.

Статья 23. Порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях настоящего Федерального закона и принятия по ним решений

1. Порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях настоящего Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.

2. Решения, принятые органами регулирования естественных монополий по результатам рассмотрения дела, направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия. Предписания, выданные на основании принятых решений, направляются заинтересованным лицам в тот же срок.

3. Решения по делам, связанным с нарушениями настоящего Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее месяца со дня их принятия.

Статья 24. Порядок исполнения решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий

1. Решения (предписания) органов регулирования естественных монополий исполняются субъектами естественных монополий (их руководителями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее 30 дней со дня их получения.

2. В случае неисполнения органами исполнительной власти или органами местного самоуправления решений (предписаний) об отмене или об изменении актов, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, либо о восстановлении первоначального положения органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения.

3. В случае неисполнения субъектом естественной монополии предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор орган регулирования естественной монополии вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или о внесении изменений в заключенный договор.

4. При неисполнении субъектами естественных монополий предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения настоящего Федерального закона, органы регулирования естественных монополий вправе предъявить в суд иск о взыскании необоснованно полученной прибыли.

5. Пункт утратил силу с 1 июля 2002 года - Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ . .

Статья 25. Порядок обжалования решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий

1. Субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица), потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий в случае несоответствия их настоящему Федеральному закону.

2. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий, вынесенного по результатам рассмотрения дела о нарушении настоящего Федерального закона, на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ .

Глава VI. Заключительные положения (статьи 26, 27)

Статья 26. Условия формирования федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий

Федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий формируются в пределах расходов, предусмотренных бюджетом на содержание государственного аппарата.

Статья 27. О введении настоящего Федерального закона в действие

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Вариант 4 Тест

Ответом к заданиям 1-20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

Задание #1

К глобальным проблемам человечества относится

1) финансовый кризис

2) угроза международного терроризма

3) рост преступности

4) снижение рождаемости в развитых странах

Задание #2

К основным подсистемам общества относят

1) сферу политики

2) область образования

3) налоговую систему

4) средства коммуникации и связи

Задание #3

В научной лаборатории на протяжении ряда лет ведется изучение свойств нового вещества. Что отличает науку от других видов познания?

1) логическое обоснование выводов

2) опора на здравый смысл

3) проведение эксперимента

4) использование метода наблюдений

Задание #4

Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. Одним из уровней системы общего образования в нашей стране является высшее профессиональное образование.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #5

Отличительной особенностью постиндустриального общества является

1) распространение массовой культуры

2) укрупнение предприятий

3) развитие компьютерных технологий

4) увеличение выпуска товаров

Задание #6

Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство зародилось на самых ранних этапах развития человеческого общества.

Б. Средством постижения мира и человека в искусстве выступает художественный образ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #7

И рыночная и традиционная экономики

1) основаны на товарном производстве

2) исключают государственное вмешательство

3) развиваются на основе научных достижений

4) подвержены циклическим колебаниям

Задание #8

К типам предприятий, выделяемым в зависимости от формы собственности, относится

1) производственное объединение

2) акционерное общество

3) естественная монополия

4) филиал фабрики

Задание #9

В каком из приведенных примеров доход имеет вид прибыли?

1) За досрочный ввод в действие новых мощностей рабочие получили премии

2) Ставки окладов сотрудников муниципального предприятия были повышены с учетом инфляции.

3) Индивидуальный предприниматель расширил сеть кафе, что позволило ему увеличить доход

4) Собственник крупного земельного надела привлек новых арендаторов, чтобы увеличить свой доход.

Задание #10

Верны ли следующие суждения о рынке труда?

А. Труд в рыночной экономике носит добровольный характер.

Б. Основными участниками рынка труда выступают собственники и рабочие.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #11

Социальная роль - это

1) принадлежность человека к элите общества

2) отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций

3) ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе

4) положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей

Задание #12

Какая из приведенных характеристик отличает семью традиционного типа от других типов семьи?

1) обязанности между супругами распределяются на добровольной основе

2) главенствующее положение занимает отец семейства

3) семья состоит из родителей и детей

4) дети принимают посильное участие в домашних делах

Задание #13

Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?

А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.

Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #14

Политическими правами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, обладают :

1) государственные служащие

2) все граждане государства

3) граждане трудоспособного возраста

4) всех люди, проживающие в стране на законных условиях

Задание #15

Отличительной чертой тоталитаризма является

1) отсутствие конституции

3) наличие тюрем и исправительных учреждений

4) поддержка религии и церкви

Задание #16

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Активность и инициативы населения в решении различных общественных проблем служат проявлением гражданского общества.

Б. Становление гражданского общества связано с развитием многообразных форм частной собственности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #17

Что из перечисленного относится к социальным правам человека?

1) право на обеспечение по старости

2) право на жизнь

3) право избирать и быть избранным

4) право собственности

Задание #18

К обстоятельствам, смягчающим уголовную ответственность, относится

1) состояние опьянения нарушителя

2) содействие в раскрытии преступления

3) совершение преступления в группе лиц

4) использование документов представителя власти

Задание #19

Наталья продает свою дачу двоюродному брату. Куда она должна обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?

1) к адвокату

2) к мировому судье

3) к нотариусу

4) в юридическую консультацию

Задание #20

Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного голосования. Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки.-без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Задание #21

Максим заканчивает школу. Все в классе знают, что он хочет в будущем стать программистом. Родители и другие члены семьи поддерживают его в этом стремлении. Сравните два вида упомянутых в условии групп: семью и классный коллектив. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

1) Черты сходства

2) Черты различия

Влияет на формирование моделей поведения

Осуществляет первичную социализацию

Является малой группой

Включает как формальные, так и неформальные отношения

Задание #22

Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) труд

2) учение

3) игра

Деятельность в воображаемой ситуации

Практическая полезность

Нацеленность на обретение знаний

Замещение реальных объектов условными

Основной вид деятельности в подростковом возрасте

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

Задание #23

ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Значение дружбы и взаимопонимания в семье юноши оценивают выше, чем девушки.

2) Показатель материального благополучия лидирует в каждой из групп опрошенных.

3) Любовь между супругами девушки оценивают выше, чем юноши.

4) Юноши чаще, чем девушки, считают наличие детей признаком благополучной семьи.

5) И девушки и юноши ставят любовь между супругами выше дружбы и взаимопонимания.

Задание #24

Социологической службой был проведен опрос среди молодых людей относительно того, какие признаки семьи свидетельствуют о ее благополучии. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ

Результаты опроса, отраженные на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Более всего благополучие семьи, на взгляд девушек, зависит от характера отношений между супругами.

2) В продолжении рода и материальном достатке видят благополучие семьи большинство молодых мужчин.

3) Молодые люди стоят перед выбором - делать карьеру или создавать семью.

4) Воспитание семейных ценностей среди молодежи должно быть усилено.

5) Необходимо усилить помощь государства многодетным семьям

Задание #25

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В последние годы производственные показатели работы предприятия неуклонно растут. (Б) Можно ожидать спада в ближайшем будущем. (В) Однако руководство предприятия приняло решение расширить сеть филиалов.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 1;

2) (1 б.) Верные ответы: 1;

3) (1 б.) Верные ответы: 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 1;

5) (1 б.) Верные ответы: 4;

6) (1 б.) Верные ответы: 3;

7) (1 б.) Верные ответы: 1;

8) (1 б.) Верные ответы: 2;

9) (1 б.) Верные ответы: 2;

10) (1 б.) Верные ответы: 3;

11) (1 б.) Верные ответы: 4;

12) (1 б.) Верные ответы: 2;

13) (1 б.) Верные ответы: 2;

14) (1 б.) Верные ответы: 4;

15) (1 б.) Верные ответы: 2;

16) (1 б.) Верные ответы: 3;

17) (1 б.) Верные ответы: 4;

18) (1 б.) Верные ответы: 2;

19) (1 б.) Верные ответы: 3;

20) (1 б.) Верные ответы: 2;

21) (1 б.) Верные ответы:

22) (1 б.) Верные ответы:

23) (1 б.) Верные ответы: 3; 4;

24) (1 б.) Верные ответы: 2; 4;

25) (1 б.) Верные ответы:

Конец

1. Обведите кружком номер правильного ответа.

1.1. Имена К. Бенца и Г. Даймлера связаны с

1) планеризмом

2) мостостроением

3) автомобилестроением

4) судостроением

1.2. Верны ли следующие суждения о монополиях?

А. Монополии способствуют развитию конкурентной борьбы.

Б. Монополии позволяют устанавливать высокие цены на свою продукцию.

1.3. К характерным чертам индустриального общества XIX в. не относится

1) появление среднего класса

2) усиление господствующего положения аристократии

3) массовое переселение европейцев на другие континенты

4) сокращение численности крестьянства

1.4. Общественный транспорт впервые появился в

1) Париже 3) Берлине

2) Лондоне 4) Нью-Йорке

1.5. Верны ли следующие суждения об особенностях естественно-научных открытий второй половины XIX в.?

А. Особенностью естественно-научных открытий второй половины XIX в. стало изменение представления о происхождении жизни на Земле.

Б. Особенностью естественно-научных открытий второй половины XIX в. стало изменение представлений о строении материи.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1.6. Творчество деятелей романтизма характеризует

1) стремление к переустройству общества

2) преобладание рассудка над эмоциями и интуицией

3) классическая строгость и сдержанность

4) уход от действительности в мир легенд, народных сказок

1.7. Верны ли следующие суждения об импрессионизме?

А. Импрессионизм основывался на следовании принципам античного искусства, в частности на строгом соответствии содержания произведения его форме.

Б. Представителями импрессионизма являлись К. Моне, О. Ренуар, К. Дебюсси.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1.8. Какое утверждение соответствует консерватизму?

1) «Равенство - это один из необходимых элементов общества».

2) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает её необходимой».

3) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его».

4) «Равенство - это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу».

1.9. Верны ли следующие суждения о либерализме?

А. Важнейшей идеей либерализма являлось признание необходимости активного участия аристократии в управлении государством.

Б. Либерализм в XIX в. представлял собой самую влиятельную идеологию.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1.10. Общественно-политическое учение, провозгласившее устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей человека, называется

1) либерализмом) социализмом

2) консерватизмом 4) анархизмом

2. Запишите ответ в виде цифры, одного-двух слов, последовательности цифр.

2.1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр и выполните задание.

1) Начало строительства Суэцкого канала.

2) Испытание первого парохода.

3) Первый экономический кризис перепроизводства.

4) Изобретение радио.

Ответ: 2-3-1-4

Если от появившегося в таблице четырёхзначного числа отнять число 451, вы получите год события, связанного с историей Лондона. Запишите его название.

В Лондоне открылась первая линия метро.

А – 3; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 3.

2.3. Найдите в приведённом ниже списке две черты натурализма в литературе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Изображение героических личностей.

2) Стремление уловить тончайшую игру света.

3) Демонстрация уродливых сторон жизни людей.

4) Ориентация на воображение, эмоциональность, творческую одухотворённость.

5) Стремление перенести законы, существовавшие в природе, на общество.

Ответ: 3, 5.

Ответ: А – 4; Б – 3; В – 1; Г – 2.

2.5. Сравните капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) Наличие большого числа самостоятельных мелких и средних предприятий.

2) Существование частной собственности.

3) Наличие кризисов перепроизводства.

4) Развитие финансовых и промышленных корпораций.

Ответ: марксизм.

2.7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Трест; 2) синдикат; 3) монополия; 4) концерн; 5) картель.

2.8. Ниже приведён перечень деятелей культуры XIX в. Все они, за исключением одного, являются композиторами.

1) Ф. Шопен; 2) Г. Курбе; 3) Ф. Шуберт; 4) Дж. Верди; 5) Ж. Бизе.

Найдите деятеля культуры, «выпадающего» из этого ряда, и запишите цифру, под которой он указан.