Звуки к кь логопедическое занятие. План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: «дифференциация звуков к-кь на лексическом материале «овощи

ЗВУК К. (№1)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука [к]в слогах.

ка-ко-ку-кы ко-ку-кы-ка ку-кы-ка-ко кы-ка-ко-ку
ак-ок-ук-ык ок-ук-ык-ак ук-ык-ак-ок ык-ак-ок-ку
ак-ак-ак- бак, мак, так; ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик; ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.

3. Послушай и повтори. Обведи капельки.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Кап! Кап! Кап!...

4. Угадай слово, которое

заканчивается звуком [к]:
уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро...,
вени..., шнуро..., поро..., като..., замо...,
брело..., зна..., кло..., трес... .

5. Автоматизация звука [к] в словах.

Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.

ЗВУК К. (№2)

Зелены мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква».

2. Угадай слово, начав его звуком [к], [к"]:

Окос, ...исть, ...ино, ...нига, ...ошка, ...ит, ...рот, ...ольцо,
...екс, ...олдун, ...офе, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова.

3. Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву-квы кна-кно-кну-кны
Кво-кву-квы-ква кно-кну-кны-кна
Кву-квы-ква-кво кну-кны-кна-кно
Квы-ква-кво-кву кны-кна-кно-кну



4. Названия, каких картинок звучат, похоже?

5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.

ЗВУК К. (№5)

1. Повторить чистоговорки.

2. Игра « Один-много».

Кабан – кабаны кабина – кабины, камень – камни,
канава – канавы, капкан - капканы, конь – кони,
кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,
конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.

4. Повторить чистоговорки.


ЗВУК К. (№6)

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

2. Игра « Один-много».

Один бак – много баков одна буква – много букв
Один мак – много маков одна тыква – много тыкв
Один бук – много буков одно окно – много окон
Один паук – много пауков один маяк – много маяков
Один бык – много быков один индюк – много индюков
Один дубок – много дубков один веник – много веников

3. Повторить чистоговорку.


4. Автоматизация звука [к] в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

ЗВУК К. (№7)

1. Игра «Исправь ошибку».


3. Автоматизация звука [к] в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.

ЗВУК Кь. (№1)

1. Автоматизация звука [к"] в слогах.

кя-кя - кя-кя-кя кя-ке-кю-ки
ке-ке - ке-ке-ке ке-кю-ки-кя
кю-кю - кю-кю-кю кю-ки-кя-ке
ки-ки - ки-ки-ки ки-кя-ке-кю

2. Автоматизация звука [к"] в словах.

Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.

3. Автоматизация звука [к"] в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

4. Повторить чистоговорки.


5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Автоматизация звука К.

Положение губ зависит от последующего гласного. Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К - глухой звук).

Звук К согласный, глухой, твёрдый.

Занятие 1

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука [к]в слогах.

ка-ко-ку-кы ко-ку-кы-ка ку-кы-ка-ко кы-ка-ко-ку
ак-ок-ук-ык ок-ук-ык-ак ук-ык-ак-ок ык-ак-ок-ку
ак-ак-ак- бак, мак, так; ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик; ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.


3. Послушай и повтори (3-5 раз). Нарисуй двуумя руками одновременно капельки.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Кап! Кап! Кап!...

4. Угадай слово, которое -

заканчивается звуком [к]:
уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро...,
вени..., шнуро..., поро..., като..., замо...,
брело..., зна..., кло..., трес... .

5. Запомни, повтори.

Бак-мак, так-тук , маховик-паук, бук- внук,

бык-бок, док- поток, опенок-паек, веник-ботинок,

дубок-моток, охотник-молоток, тюбик-финик, индюк- путник,

пик- табак, як-маяк, каюк-тупик.

Занятие 2

Зелены мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква».

2. Угадай слово, начав его звуком [к]:

Окос, ...нига, ...ошка, ...рот, ...ольцо, ...олдун, ...офе, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова.

3. Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву-квы кна-кно-кну-кны
Кво-кву-квы-ква кно-кну-кны-кна
Кву-квы-ква-кво кну-кны-кна-кно
Квы-ква-кво-кву кны-кна-кно-кну


4. Названия, каких картинок звучат, похоже?



5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.



Занятие 3

1. Повторить чистоговорки.

2. Игра « Один-много».

Кабан - кабаны кабина - кабины, камень - камни,
канава - канавы, капкан - капканы, конь - кони,
кот - коты, канат - канаты, комета - кометы,
конфета - конфеты, команда - команды, комната - комнаты.

3. Игра «Прятки». Назови картинки.

4. Повторить чистоговорки.

Занятие 4

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

2. Игра « Один-много».

Один бак - много баков одна буква - много букв
Один мак - много маков одна тыква - много тыкв
Один бук - много буков одно окно - много окон
Один паук - много пауков один маяк - много маяков
Один бык - много быков один индюк - много индюков
Один дубок - много дубков один веник - много веников

3. Повторить чистоговорку.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска - пуста миска.
(Выложить из счетных палочек)

4. Автоматизация звука [к] в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

5. Игра «Прятки». Назови картинки.



Занятие 5

1. Игра «Исправь ошибку».

2. Игра «Веселый счет».

3. Автоматизация звука [к] в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.



Занятие 6

1. Автоматизация звука [к"] в слогах.

кя-кя - кя-кя-кя кя-ке-кю-ки
ке-ке - ке-ке-ке ке-кю-ки-кя
кю-кю - кю-кю-кю кю-ки-кя-ке
ки-ки - ки-ки-ки ки-кя-ке-кю

2. Автоматизация звука [к"] в словах.

Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.

3. Автоматизация звука [к"] в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

4. Повторить чистоговорки.

5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Занятие 7

Рассмотри картинку. назови слова со звуком К.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №94

Тема: «Дифференциация звуков К –КЬ»

Подготовительная к школе группа.

Учитель – логопед первой квалификационной категории

Чукова Лариса Михайловна

г.Томск


Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;

продолжать учить составлять предложения с заданным словом ;

закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;

закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;

закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;

развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;

развитие общей и мелкой моторики:

развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;

воспитание внимания, памяти.

Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Проверили осанку, развели лопатки,

Вдохнули покой, выдохнули напряжение.

П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:

«Улыбочка»- «Пятачок»

«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.

«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»

«Сосём сосульку – леденец».

«Заболело горлышко» /кашляем: кккха - кккха!»

Ш.Сообщение темы занятия.

Логопед: - По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.

Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли , на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.

Дети: -КОТ. Первый звук в слове КОТ – [К[. Кит. Первый звук в слове КИТ-[КЬ].

Логопед: -Правильно, молодцы!. Сегодня мы будем различать звуки К –КЬ.

1У.характеристика звуков [К], [КЬ] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение pderjd цветовыми символами.

Логопед: - Дети, что можно сказать про звук [К]? ([КЬ]?)

Дети: -Звук [К] – согласный, глухой, твердый звук. Обозначаем синим цветом. - Звук [КЬ] – согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зелёным цветом.

У.Развитие фонематического восприятия.

Д/игра: «Поймай звук». (Покажи сигнальную карточку звука)

К: К, П,Т,К,КЬ,М,ТЬ,К,

КЬ: КЬ,Т, КЬ,КЬ,НЬ,К,КЬ

У.Д/игра «Наоборот»

Логопед: - Палочку волшебную бери, наоборот слог назови». Я называю слог с твердым звуком [К], а вы наоборот – с мягким звуком [КЬ]:

КА - КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ

Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.

КОТ –огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

Логопед: -Это так? А как надо сказать?»

Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ

Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ

Назовите его:[ К]. Какой это звук?

Дети: - звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.

(выкладывают звук [К] (синий квадрат).

Дети: -КООООТ

Логопед: -Назовите его.

Дети: - Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.

(Дети достраивают схему слова.)

Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.

Дети: -Нет, слово не закончено.

Дети: - КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.

Логопед: - Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.

(Дети читают хором и по одному.)

Сколько согласных звуков в слове? Какие они?

Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?

Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.

(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)

Логопед: - Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.

Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой - звук,.обозначается зелёным цветом.

Логопед: - Молодцы! С какой стороны вы положили зелёный квадратик?

Дети: - Слева, это начало слова.

Дети: - КИИИИИИИТ.Второй звук – гласный звук [И]. Обозначаем красным цветом.

Логопед: -Молодцы! Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте своё слово.

Дети: - Нет. Последний звук в слове КИТ Т. [Т]- согласный, твёрдый, глухой звук.

Логопед: – Прочитаем, получилось у нас слово?

(Дети читают по схеме: КЬИИИИИТ).

Дети: -Получилось слово КИТ.

Логопед: -Молодцы! Дети посмотрите на схемы наших слов.Чем похожи схемы слов?

Дети: - В слове КОТ 3 звука, в слове КИТ 3 звука.

В слове КОТ 1 гласный звук, и в слове КИТ 1 гласный звук.

В слове КОТ 2 согласных звука, и в слове КИТ 2 согласных звука.

ХШ. Итог занятия. Логопед: -Палочку волшебную передавай, что понравилось на занятии – называй!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №94

Занятие

Тема: « Звук Р»

(второе занятие)

Подготовительная к школе группа

Учитель-логопед первой квалификационной категории

Чукова Лариса Михайловна

г.Томск


Цель:

Закрепление правильного произношения звука «Р»;

Закрепление умения определять место звука в слове;

Звуко-буквенный анализ и синтез слова из двух слогов;

Составление предложений с заданным словом;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мыслительной деятельности детей;

Развитие памяти, внимания на линейный ряд;

Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

Оборудование:

Предметные картинки: роза, букет роз, сигнальные карточки, фишки – звуки, буквы, слоговые таблицы, настольное зеркало, « буква Р».

Ход занятия.

1.Организационный момент:

Д/игра с мячом «Мяч кидай, слово повторяй».

Логопед: Рак, рука, робот, рыба, роза, рынок.

Логопед: - Сядет тот, кто повторит слова, которые мы повторяли.

П.Введение темы:

Логопед: –Дети, как вы думаете, какой звук мы сегодня будем повторять?

Дети: -Сегодня мы будем повторять звук [Р].

Логопед: -Молодцы! Правильно, сегодня мы будем повторять звук [Р].

Ш.Характеристика звука Р. Д/игра «Объяснялки».

Логопед: -Как вы думаете, звук [Р] – гласный звук или согласный?

Дети: - Звук [Р] – согласный звук.

Логопед: Объясните, почему звук [Р ] согласный звук?

Дети: - Когда мы произносим звук [Р] воздух идет через рот и встречает преграду.

Логопед: – Объясните, какую преграду встречает воздух на своём пути?

Дети: - Язык. Язык поднят за верхние зубы и дрожит, когда воздух идёт через рот.

Логопед: - Проверим!

- «Едем на лошадке»:

Прискакал я к дому на лошадке

И сказал ей громко: «Трррррр….!»

«Летим на самолёте, заводим мотор –р-р-р……!»

Дети,объясните, в каком положении находится язык, когда мы произносим звук[ Р] ? губы? зубы?

Дети: - Когда мы произносим звук [Р], язык находится вверху за верхними зубами.

Губы раскрыты и улыбаются.

Зубы разомкнуты.

Логопед: - Объясните, почему звук[ Р ]– звонкий или глухой? Проверяем!

Дети: - Звонкий! Потому что он произносится с голосом, мы это проверили тыльной стороной ладони.

Логопед: -Молодцы! Всё правильно объяснили! Загибаем пальчики, рассказываем всё о звуке Р.

Дети (загибая пальчики, рассказывают): Звук[ Р] – согласный звук, звонкий звук, твёрдый звук.

1У. Закрепление правильного произношения звука [Р] в словах, определение место звука в слове.

Логопед: - У вас на столах лежат картинки. Задание, слушайте внимательно:

« 1,2,3 –на картинку посмотри,

Слово верно назови, место звука в слове определи !»

Логопед: -Молодцы!

У. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: -Дети, прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется 2 раза:

Ра -ра-ру-ры ро-ро-ра-ры ры-ры-ра-ру

ар-ар-ор-ур ур-ыр-ар-ар ор-ур-ур-ар

У1. Соотнесение звука с буквой. Д/игра «Запоминалка».

Логопед: -Дети, рассмотрите картинки на «букве Р», запомните слова, я закрою « букву Р», а вы положите на стол столько полосок-слов, сколько картинок - слов вы запомнили.

Дети выполняют на столах.

Логопед: -Называем слова.

Дети называют.

Логопед: Я открываю « букву Р», а вы проверяете – проговариваем слова-картинки по порядку.

У!!.ФКМ. Устали! Сейчас мы отдохнем:

Вместе весело шагать по просторам,…

УШ. Звуко- буквенный анализ и синтез слова из 2-х слогов. Д/игра «Загадалки». Работа со схемами.

Логопед: -Дети, я загадала слово.(Дети кладут перед собой полоску-слово).

В этом слове 4 звука. (Дети выкладывают под полоской 4 квадратика – звука).

В этом слове 2 гласных звука.(Дети выкладывают 2 короткие полоски – слоги)

Догадались какое слово я загадала?

Дети: - Нет.

Логопед: - Почему вы положили 2 короткие полоски?

Дети: - Потому что вы сказали, что в слове 2 гласных звука. Мы знаем правило: -Сколько в слове гласных звуков , столько и слогов.

Логопед:-Молодцы! Даю следующую подсказку: в первом слоге есть гласный звук[ О], находится в конце слога. (Дети выкладывают звук [О]).

Во втором слоге – гласный звук А находится в конце слога.(Дети выкладывают гласный звук [А]).

Теперь вы наверное догадались, какое слово я загадала? (Дети: -Нет).

Слушайте следующую подсказку: звук, который мы сегодня повторяем, находится в начале слова, слышится твёрдо. (Дети выкладывают звук [Р]).

Обозначьте звук[Р] буквой Р.(Дети выкладывают букву Р). Догадались – какое слово?

Сейчас я дам вам последнюю подсказку. Это слово обозначает самый красивый и нежный цветок, его называют «царицей цветов» и у него есть колючие шипы. Кто догадался, обозначьте звук во втором слоге,какой звук? Превратите звук [З[ в букву З .

Читаем слово: РОООО-ЗААА, выделяем согласные звуки и поём гласные звуки. Молодцы! (Чтение слова детьми.)

Логопед: - Дети, а если первая буква в слове РОЗА будет большая – то, что это слово будет обозначать?

Дети: - Имя девочки, имя женщины.Потому что мы знаем: имена пишутся с большой буквы.

1Х. Составление предложений с заданным словом.(картинки).

Х1. Итог занятия:

Мы сегодня старались произносить звук [Р] чётко, правильно и это у нас получилось .

Я дарю вам « букву Р» для выполнения домашнего задания. Вам надо подобрать слова – картинки со звуком [Р] и наклеить их на букву Р или нарисовать слова – картинки со звуком[ Р].

Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….
КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.
КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.
КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.
Посложнее, - в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.
«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.
Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:
«Животные и их детёныши» : кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.
«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.
Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам :
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!
Скороговорки , - это высший пилотаж в произношении любых звуков:
Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!
Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Купи кипу пик.
Курит турка трубку, клюёт турка крупку.
Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.
Я сидела у Оки, ела яблоки.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой - и нам домой.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.
Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:
Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
П. Воронько.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
С. Маршак.
– Котик-кот, иди к доке,
Расскажи о колоске!
– Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
Г. Виеру.
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет.
А. Шибаев.

Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.
ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.
ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.
ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.
Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?
Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.
Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»
Стихотворные тексты со звуком [Г]:
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
(Г. Виеру)
Гусь
— Га-га-га! — гогочет гусь.
— Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь!
(Н. Коётарев)
Снегири сидят в снегу:
Сядут в снег – и ни гу-гу.
Зря сычи их стерегут
На заснеженном лугу.
(А. Пудваль)
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается-
Неплохо получается.
(А. Пудваль)
Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:
В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герман – горбушку.
Шлёпают гуськом гусак за гусаком.
Свысока смотрит гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…


Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:
Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.
Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, - теперь беги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.
На звук Кь
У мышки в норке
Крошки и корки.
В кладовке у мышки
Кусочки коврижки.
У мышки-норушки
Шкварки в кружке.
У мышки в кадушке
Грибочки-волнушки.
В миске у мышки
Остатки закваски,
А в погребочке
Сырки и колбаски.
На двери – крючочки,
Цепочки, замочки…
(И. Лопухина)

Закрепление звука [Х, ХЬ] в речи ребёнка

Чистоговорки с [Х], [Х"]:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.
Фразы со звуками [Х],[Х"]:
Собери сухой хворост.
Хитрый хорь поймал хомяка.
У хамелеона длинный хвост.
Харитон собирал хворост.
Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:
Хомячок охрип от крика:
- Разве хорь болеет гриппом?
Ой, хорёк, какой ты врун,
Я от хохота умру!
(А. Пудваль)

Хохотушка
Хохотала звонко Мила,
В рот смешинка угодила.
Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала
И смешинку потеряла.
(Ф. Бобылев)
Хвастливый хамелеон.
Хвастался хамелеон своим хвостом
Хвостатым хищникам. Потом…
– Что стало с ним, с его хвостом?
– Ни хамелеона, ни хвоста.
Ведь нет у хищников поста.
История, увы, проста.

(Е. Карельская)

Хомячок
Хомка, хомка, хомячок —
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Чистит лапки, воду пьёт.
Прибирает Хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать!
(А. Каменчук)
Хорь охотник
На охоту хорь в курятник ходил,
Да хохлаток впопыхах разбудил.
Да проснулся Петух,
На Хоря сверху бух!
Хорь со страху еле ноги унёс.
Ох, и больно, и обидно до слёз!
И сидит он, и ворчит под ольхой:
— Нехороший тот курятник, плохой!..
(В. Суслов)
Хорек ходил на елку к волку,
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает, словно пушкой.
(Г. Сапгир)
Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)
Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:
Вкусная халва – мастеру хвала.
Хохотушка буква Х
Хохотала: «ха-ха-ха!»
Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Сегодня будем учить новый звук. Этот звук есть в красках, в кошках, в карамельках, в кедах, в компьютере, в капусте и даже в крокодилах.

Угадали? да, это звук [к].

Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к] .

Опишите этот звук… Верно, он согласный, твердый, глухой.

1. Назовите предметы. Что общего у всех этих предметов…

Все эти слова начинаются на звук [к]. Дайте характеристику звуку… Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать? … Звук бывает твердым и мягким.

2 . Определите на слух, в каком слове есть звук [к] .

кот — губы — каток; гамак — муха — танк; Галя — мука — вагон.

3. Повторите

ак-ак-ак- бак, мак, так; ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик; ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.

4. Угадай слово , которое заканчивается звуком [к] :

уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .

5. Названия, каких картинок звучат, похоже?

6 . Повторите чистоговорки .

7. Игра « Один-много»

Кабан – кабаны кабина – кабины, камень – камни,
канава – канавы, капкан — капканы, конь – кони,
кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,
конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.

8. Игра «Прятки» . Назови картинки.

9. Доскажи словечко

Сегодня Таня в первый раз

Идет с букетом в первый… (класс).

«Я в зеленку угодил!» –

Горько плачет… (крокодил).

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста).

Кругла, расплывчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка)? (В. Нишеренко)

Дерево листвою дышит,

Рыба жабрами колышет.

Люди через нос и рот

Поглощают… (кислород).

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил,

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (крокодил)

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал… (конем).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно… (карандаш).

Подставив солнышку бочок,

Лежит на грядке… (кабачок).

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня?… (Коньки.)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

– Ку-ку… Ку-ку, –

Не спит опушка.

А птицу эту звать… (кукушка).

Кустом в лесу, в саду растет

И белым зонтиком цветет.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая… (калина).

А вот и буква! Буква К – настоящая кокетка! Глядите, у нее в руке – Конфетка! Есть у нашей буквы еще и две Косички. Буква К просто Красотка!

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны картинки. Заштрихуй по образцу букву. Найди и раскрась букву К с правой стороны картинки.

2. Соедини с буквой К только те предметы, названия которых начинаются со звуков [к] или [к`] .

3. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы К справа.

4. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты справа?

5. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

6. Найди спрятанные буквы К . Обведи их.

7. Определи букву в неправильном положении.

8. Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква К написана правильно. Соедини их ниточками с Карлсоном.

9.

10. И г р а «Волшебная цепочка» 1. Преврати: козу – в волка , в лису , в барса .Коза – поза – пола, – полк – волк.

Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.

Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.

2. Преврати кошку в мышку .

Кошка – мошка мышка .

11. И г р а «Добавь слог – получи слово»

12. И г р а «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Калина, косы, Клара, крыша, куры.)

2. Придумайте слова, в которых слог ка первый (камень, катер, каток ), в середине (декада, блокада, эстакада ), последний (сетка, ветка, миска ).

13. И г р а «Веселая арифметика»

1. КАБАН – АН + ЛУК = ? (Каблук.)

2. Корь – ь + идол – л + р = ? (Коридор.)

3. Ква + рак – ак + тира = ? (Квартира.)

4. Кот + ёлка – ка = ? (Котёл.)

5. Кедр – др + росинка = ? (Керосинка.)

6. Кар + то + фельдшер – дшер = ? (Картофель.)

7. Кар + согласный п = ? (Карп.)

8. Кар + знак препинания = ? (Карточка.)

14. И г р а «Найдите слово»


…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.

О т в е т: корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.

– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся со слога кор и со слога кар ?

15. И г р а «Магическая буква»

Добавьте к словам одну букву и получите шесть новых слов.

О т в е т: рыбак, полк, лоток, комар, клад, краб.

16. И г р а «Найди слова»

17. И г р а «Где больше слов»

Определите, где больше слов (в левом или в правом колесе). Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд

18. Кроссворды

Ответ: крыльцо, компот, кошка, коньки, кровать.

19.

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К .

Возьми оранжевый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы К .

20. Пишем букву

21.