Акведук – это римская задумка, воплощенная во всем мире.

В 1767 году Екатерина II созвала в Москве Комиссию для разработки нового законодательства страны. В наказе москвичей затрагивались проблема водоснабжения Москвы, так как эпидемия чумы в 1771 году особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода («водоведения»). 28 июля 1779 года Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауеру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В том же году военный инженер Ф. В. Бауэр провёл необходимые изыскания и представил проект Мытищинского самотёчного водопровода.

Строительство водопровода началось в 1780 году. Строительство несколько раз прерывалось и длилось около 25 лет. Достроен и пущен он был только в 1804 году при Александре I.

При строительстве акведука в 1783–1784-х годах архитекторами были Бауэр и полковник И. Герард. Строительство акведука обошлось в один миллион шестьсот сорок восемь тысяч рублей. Эта сумма называлась в печати, она поражала воображение, из-за чего возведённый акведук получил в народе название «Миллионный мост».
В 1785 году во время посещения Москвы Екатерина II назвала его самой лучшей постройкой города, сказав, что «он с виду лёгок, как перо… и весьма прочен».

«Я увидел недалеко от дороги прекрасный водовод, - пишет Н. М. Карамзин в своих путевых заметках, - и пошел смотреть его. Вот один из монументов Екатерининой благодетельности! Она любила во многом следовать примеру римлян, которые не жалели ничего для пользы иметь в городах хорошую воду, столь необходимую для здоровья людей, необходимее самых аптек. Издержки для общественного блага составляют роскошь, достойную великих монархов, роскошь, которая питает самую любовь к отечеству, нераздельному с правлением. Народ видит, что об нем пекутся, и любит своих благотворителей. Москва вообще не имеет хорошей воды; едва ли двадцатая часть жителей пользуется Трехгорною и Преображенскою, за которою надобно посылать далеко. Екатерина хотела, чтобы всякий бедный человек находил близ своего дому колодезь свежей, здоровой воды, и поручила генералу Бауеру привести ее трубами из ключей мытищинских…» Полюбовавшись водоводом, построенным над Яузой, Карамзин замечает: «Я уверен, что всякий иностранный путешественник с удовольствием взглянет на сие дело общественной пользы».

Однако москвичи недолго пользовались хорошей водой. Кирпичные водоводы и каналы уже десять лет спустя начали портиться, в них появились трещины, через них уходила вода из мытищинских ключей и проникала болотная. В 1814 году директор Мытищинских водопроводов доносил, что «из фонтанов только по совершенной нужде в воде окружные жители довольствуются оною».

К 1830 году водопровод реконструировали, кирпичные водоводы были заменены чугунными, а самотечная система - водонапорной, для чего в селе Алексеевском была сооружена насосная станция с двумя паровыми машинами. Станция гнала воду в водонапорные резервуары, поставленные на Сухаревой башне, а оттуда она уже направлялась по трубам к городским водоразборным фонтанам. Два из них сохранились: на Театральной площади и перед зданием Академии наук на Ленинском проспекте (перенесён с Лубянской площади).

В первом Екатерининском водопроводе было 5 акведуков. Первый находился в районе пересечения Ярославского шоссе и Яузы в Мытищах, он был разобран в 2006 году при строительстве автомобильной развязки. Второй и третий - через ручьи в районе Клубной и Пролетарской улиц в Мытищах, они обрушились в 1910 году. Четвёртый - через реку Ичку, недалеко от Джамгаровского пруда, он был разобран в 2000-х годах. И, наконец, единственный, который сохранился до наших дней - Ростокинский.

Объект культурного наследия федерального значения.

История московского водопровода

В XVIII веке Большие Мытищи были селом императрицы Елизаветы Петровны. Там она отдыхала по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Местность эта славилась хорошей питьевой водой и большим количеством колодцев. По легенде, один из ручьев с ключевой водой назывался Громовым. Он появился после удара молнии. От него и потянулся водопровод в Москву.

Отобедав сытной пищей,
Град Москва, водою нищий,
Знойной жаждой был томим,
Боги сжалились над ним.
Над долиной, где Мытищи,
Смеркла неба синева;
Вдруг удар громовой тучи
Грянул в дол - и ключ кипучий
Покатился - пей, Москва!

Строительство водопровода по проекту Ф.В. Бауера и полковника И.К. Герарда началось в 1780 году. Работы несколько раз прерывались и в итоге растянулись на 25 лет. Пустили водопровод лишь в 1804 году, а обошелся он казне в огромные по тем временам деньги - 1 миллион 648 тысяч рублей. За это одну из его визитных карточек -кирпичную галерею Ростокинского акведука - назвали «Миллионным мостом». По нему мытищинская вода пересекала Яузу и направлялась в Алексеевское.

Ростокинский акведук длиной 356 метров с устоями высотой до 15 метров был тогда самым большим в России каменным мостом. А еще в 1785 году Екатерина назвала его лучшей постройкой в Москве, сказав, что с виду он легок, как перо.

Через 1,5 века Мытищинский водопровод уступил место новой, более совершенной системе водоснабжения, а в советское время по акведуку прошла теплотрасса.

В 2008 году Ростокинский акведук отреставрировали, дополнили перилами и декоративной крышей. Теперь он открыт для туристов по выходным и праздникам.

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти.

После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага.

Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего.

Сергей Хачатуров

На территории стран всего мира порой встречаются изумительные конструкции, замысел строительства которых иногда сложно понять по их внешнему виду. Таков, например, акведук. Это массивное сооружение напоминает мост с высокими арками внизу. Однако это далеко не так.

Строительство этих сооружений началось задолго до появления современного водопровода. Еще в Древнем Риме, для того чтобы доставить воду из высоко расположенных водоемов на поля, в населенные пункты и другие необходимые места, строили акведуки. Синонимом данного слова в более узком его смысле служит термин "водовод".

Акведук - это сооружение над дорогой или другим препятствием для проведения воды по каналу или трубе. Как правило, материалом для строительства данного сооружения является камень, железо или бетон. Никакого особенного механизма для подачи воды не было: из водоема, находящегося высоко, под естественным углом жидкость стекала в необходимое место.

Следует отметить, что оросительные акведуки Древнего Рима, да и не только Рима, были открытыми. В то время как их водопроводные собратья строились с вентиляцией и полностью изолированными от внешнего воздействия. Такие конструкции можно встретить по всему миру: в Вене, Севастополе, Париже, Нью-Йорке и прочих мегаполисах и маленьких городах.

Самыми первыми являются римские акведуки. Быстрый рост населения города заставил архитекторов того времени склонить головы над чертежами и разработать проект сооружения, которое могло бы помочь обеспечить водой нужды людей. Всевозможные емкости, каналы и шлюзы, соединенные между собой, превратились в первый в мире водопровод. Вода в данные емкости поступала из горных источников, расположенных вблизи города. При этом, когда на пути стремительного потока встречалась дорога или же овраг, то строилось специальное арочное сооружение - акведук. Это архитектурное решение получило широкое распространение не только в империи, но и во всем мире.

Самым громадным строением данного типа в Риме считался акведук имени Клавдия. Нетрудно догадаться, что построен он был в честь императора с таким же именем. Возведение сооружения пришлось на 1 век нашей эры. Грубые камни и массивные блоки, из которых был возведен акведук, подарили ему мощь и силу. Благодаря этому многие ученые считали строение одним из самых удивительных сооружений на земле. Располагалось водопроводное звено на пересечении дорог, которые, как и следовало ожидать, вели в Рим. Первая - Виа Лабикана. Вторая - Виа Праенестина. Высота сооружения в 27 метров позволила создать громадные ворота, получившие название Порта Маджоре.

На территории современной России также существует акведук. Это строение расположено в Москве. Народное название данного чуда архитектуры - Миллионный мост. Оригинальное - Ростокинский акведук. Некогда он был самым длинным в России (356 метров) и строился в течение 25 лет. На данный процесс была израсходована колоссальная по тем временам сумма - более 1 миллиона рублей, отсюда и название - Миллионный мост. Построенный по в настоящее время акведук является пешеходной зоной - он полностью отреставрирован и увенчан крышей. Расположено строение в районе ВДНХ.