Атаманша марья из марьиной рощи. Атаман Маруся и «Черная гвардия»

Для детей старше 12 лет.

Для детей старше 12 лет.

По одной из легенд местность была именована Марьиной рощей в честь боярыни Марьи - женщины необычайной красоты. Ее муж, владелец этих земель, был предком родов Романовых и Шереметевых.

А вот вторая легенда будоражила умы местных жителей куда больше: в Марьиной роще, которая была частью большого лесного массива, активно промышляли разбойники. Когда-то ими верховодила атаманша по имени Марья, от имени которой и повелось название «Марьина роща».

Долго после ее смерти над рощей висела слава лихой атаманши. И всякий раз, когда жизнь в этой местности становилась худой, жители вспоминали знаменитую Марью, которая будто бы прокляла эти края.

И действительно, спокойно в Марьиной роще редко когда жилось. В ней бушевала не только атаманша Марья, но и сильные мира сего. Так, по религиозному преданию, именно в этой роще сокольничий Ивана Грозного Трифон Патрикеев потерял кречета. Жестокий царь разгневался, велел Трифону немедленно разыскать птицу и без нее не возвращаться. Несчастный сокольничий взмолился о помощи своему покровителю - святому мученику Трифону, и тот помог ему найти пропавшую птицу.

Словосочетание «Марьина роща» встречается и в творчестве поэтов. Так, одна из поэм Василия Андреевича Жуковского называется «Марьина роща». Она повествует о страстной любви певца Услада и красавицы Марьи, но заканчивается весьма печально.

Проклятьем атаманши Марьи можно считать то, что здешние леса часто меняли хозяев. В разное время ими владели и князь Черкасский - канцлер во времена правления императрицы Анны Иоанновны, и граф Шереметев, который построил знаменитый Останкинский дворец, и многие другие вельможи, чьи имена до сих пор на слуху.

Но несправедливо было бы не отметить, что знавала Марьина роща и радостные времена. Так, во второй половине XVIII века эта местность стала излюбленным местом народных гуляний. Туда приезжали Пушкин, Гоголь и даже очень популярный в народе генерал-губернатор Долгоруков.

Но после крестьянской реформы 1861 года в Марьиной роще народные гуляния уже не устраивались. Да и сама роща как таковая перестала существовать. Некое «Поземельное общество», получив эти земли от Шереметевых в долгосрочную аренду, вырубило все деревья, а землю сдало в аренду мелким собственникам.

С Марьиной рощей произошло то же, что и с вишневым садом в одноименном произведении Чехова. Кроме того, прямо по территории бывшей рощи пустили железную дорогу «Москва - Петербург». Это способствовало тому, что Марьина роща, как и во времена атаманши Марьи, приобрела дурную славу.

Еще раз атаманшу вспомнили уже после Великой Отечественной войны. Превратившись в начале XX века в промышленный придаток столицы и едва познакомившись с благами цивилизации, после войны район вновь пришел в упадок. И лишь в период подготовки к Олимпиаде 1980 года Марьина роща приобрела свой современный облик.

Район Марьина роща принадлежит Северо-Восточному административному округу Москвы. Это самый южный район из всех остальных, которые входят в СВАО. Площадь района – 468 гектаров.

Существует несколько версий, объясняющих происхождение названия района Марьина роща. Одна из них повествует о том, что эту территорию назвали в честь боярыни Марьи, которая обладала необычайной красотой. Марья была женой Федора Голтяя, сына боярина Федора Кошки – предка знаменитых боярских родов Романовых и Шереметьевых, а Федор Голтяй являлся владельцем этих земель.

По другой версии – Марьина роща до 18 столетия являлась частью лесного массива, где промышляли лихие люди. Этих разбойников возглавляла атаманша Марья, и название произошло от ее имени.

Об этой местности сложено множество легенд, среди которых и предание о сокольничем Ивана Грозного Трифоне Патрикееве. История рассказывает о том, что суровый царь приказал сокольничему во что бы то ни стало разыскать улетевшего кречета. Трифон Патрикеев стал молить о помощи своего покровителя – святого мученика Трифона, который услышал его просьбу и помог сокольничему.

Поэт Василий Андреевич Жуковский, друг Александра Сергеевича Пушкина, создал самую романтическую историю об этой местности в своей поэме Марьина Роща. В ней рассказывается о любви поэта-певца по имени Услада и красавицы Марьи, о разлуке, измене и страсти.

Леса в окрестностях Марьино многократно меняли своих владельцев. В период правления императрицы Анны Иоанновны ими владел канцлер князь Черкасский. Среди хозяев деревни был и граф Шереметьев, построивший Останкинский дворец, а затем другие выдающиеся личности, чьи имена сохранила история.

Жители Марьино славились как искусные мастера позолотного мастерства. До нашего времени дошли сведения о семье иконостасчиков Мочалиных, а также о Мандрыгиных. Иван Сергеевич Мандрыгин работал над позолотой мебели Останкинского дворца. Будни марьинских крестьян была трудной, но жители деревни отличались легким и веселым нравом. Особенно почитаемым праздником была Троица – его праздновали три дня, в течение которых люди пели и водили хороводы.

Когда в 1742 году возле Марьино построили Камер-Коллежский вал, служивший таможенной границей Москвы, почти все, прилегающие к нему леса, вырубили, но рощи не тронули, и на долгое время они стали популярным местом для проведения народных гуляний.

В московском Альманахе за 1829 год писали: "Густота рощи, совершенно одетой зеленью, предлагает приятную прогулку, здесь несколько вёрст в окружности со всеми прелестями неподкрашенной природы". На лоне этого естественного пейзажа располагались ярмарочные балаганы, карусели и чайные палатки. Людей развлекали фокусники и акробаты. 19 мая 1828 года, перед тем, как отбыть в Санкт-Петербург, на одном из таких гуляний присутствовал Александр Сергеевич Пушкин. Бывали здесь и Николай Васильевич Гоголь, генерал-губернатор князь Долгоруков – управлявший Москвой в течение 25-ти лет, и пользовавшийся популярностью среди жителей города.

В 1856 году с визитом в Останкино ожидался царь Александр II, и специально к этому событию жители Марьино построили шоссе от Троицкой дороги до Останкино, которое назвали Царским.

Крестьянская реформа, проведенная в 1861 году, неблагоприятно сказалась на судьбе Марьино. Тогдашние владельцы Марьиной рощи, Шереметьевы, сдали свои земли в долгосрочную аренду Поземельному обществу, которое вырубило рощу, а участки сдавало в аренду мелким собственникам. Марьино было застроено одно- и двухэтажными домами, заселенными сельской беднотой. Народные гуляния, приносившие прибыль селу, прекратились.

После того, как была проложена железная дорога Москва-Петербург, Марьина роща была отделена от Останкино. Утором и вечером по старой дороге (сейчас улица Шереметьевская), проходило многочисленной московское стадо, которое уничтожало на своем пути оставшиеся зеленые островки. Затем была построена Виндавская железная дорога, которая еще раз перерезала территорию Марьиной рощи, окончательно превратив ее в тупик. Казалось, история закольцевалась, и к Марьиной роще вернулась ее старинная дурная слава.

После того, как через железнодорожное полотно построили проезжий мост, разделенные части Марьиной рощи были соединены, что стало толчком для развития местной промышленности.

На Сущевском валу фабриканты Кротов и Метельцов построили чулочную фабрику. Рядом с ней появился дроболитейный завод Патронка, принадлежавший промышленнику Гусарову. Приблизительно в это же время начала работать литография Мещерского, а немец Густав Лист, в рамках расширения производства на изгибе Виндавской железной дороги построил несколько новых корпусов своих насосных заводов (в наши дни – завод Борец).

Следствием активного роста промышленности стало стремительное социальное расслоение в среде обывателей Марьиной рощи. На средства состоятельных местных промышленников не только велось строительство, но и осуществлялось благоустройство. В поселке замостили улицы, проложили водопровод и канализацию. В 1903 году в Марьиной роще построили кирпичный храм Нечаянной радости, а несколько позже здесь открылся синематограф Ампир.

Начало Первой мировой войны, а затем революция привели к очередному упадку. В 1914 году почти все мужское население Марьино ушло на фронт. Для нужд фронта конфисковали лошадей, принадлежавших жителям. Революция 1917 года принесла жителям Марьиной рощи экспроприацию, что окончательно подорвало их благосостояние. В 1917 году Марьина роща вошла в состав Москвы.

В 1918 году в Марьино оставалось только 9 коров и 4 лошади, в деревню пришел голод. Во время Гражданской войны в этой местности действовало множество анархистских банд, а большинство здешнего населения воевали на стороне Белой армии. Спасла положение Новая экономическая политика, провозглашенная В.И. Лениным. В этот период в деревне распахали под огороды 50 десятин земли, на которых выращивали цветы. Это занятие приносило неплохой доход.

В последующие десятилетия Марьина роща развивалась как промышленный район Москвы. Здесь были сосредоточены крупные промышленные предприятия, которые в годы Великой Отечественной войны были профилированы для выпуска военной продукции, вооружения и боеприпасов.

В то время Марьина роща входила в состав Дзержинского района Москвы, и, когда в июле 1941 года началось формирование дивизии народного ополчения Дзержинского района, в нее вошли более 2 000 человек, трудившихся на заводах Марьиной рощи.

В Марьиной роще был сформирован артиллерийский полк дивизии, который за проявленную в боях с захватчиками воинскую доблесть, получил почётное наименование "Артиллерийский Штеттинский Краснознамённый полк". Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории района. Так, одна из улиц Мариьной рощи носит имя Сергея Константиновича Годовикова, выходца из семьи крепостных крестьян графов Шереметьевых, Героя Советского Союза, павшего смертью храбрых во время войны.

В послевоенные годы Марьина роща довольно долгое время оставалась вне обновлений. Ветхие деревянные хибарки здесь простояли вплоть до 60-х годов, когда в Марьиной роще началась типовая застройка. До этого времени в Марьино царили запущенность и криминал. Среди жителей скрывались воры в законе, беглые бандиты, мелкая шпана. Но не только дурная слава сохранилась о Марьиной роще. Этот уголок Москвы был родным местом для таких замечательных людей как Леонид Енгибаров, Алла Ларионова, Николай Рыбников, Игорь Кио и многих других.

Марьина роща особенно преобразилась в лучшую сторону во время подготовки к проведению в Москве Олимпиады-80. Улицы района заасфальтировали, ветхие дома снесли, проложили Олимпийский проспект. С того времени местность стала приобретать все более городской вид. Развивалась и культурная жизнь – здесь появился кинотеатр Гавана, открылся театр Сатирикон.

В наши дни Марьина роща продолжает оставаться важным промышленным центром Москвы. Здесь сосредоточены крупные промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, научно-производственные комплексы. Достаточно хорошо развита и социальная инфраструктура района. Возрождая исторические традиции, на площади, как и в старину, рядом с театром Сатирикон стали проводить народные гуляния и ярмарки.

Историческая справка:

16 в. – впервые встречаются документальные упоминания о деревне Марьино
1742 г. – после строительства Камер-Коллежского вала значительную часть леса возле Марьино вырубили
1856 г. - от Троицкой дороги до Останкино было построено Царское шоссе 1861 г. – Шереметьевы сдали земли Марьиной рощи в аренду
1903 г. - в Марьиной роще построили кирпичный храм Нечаянной радости 1917 г. - Марьина роща вошла в состав Москвы
1941 г. – в Марьиной роще началось формирование дивизии народного ополчения Дзержинского района
1991 г. - были созданы временные муниципальные округа Шереметьевский и Марьина Роща, входившие в состав Северо-Восточного административного округа Москвы
1995 г. – официально был образован район Марьина роща

В годы Гражданской войны территория современной Украины превратилась в поле сражений между самыми полярными в политическом отношении силами. Друг другу противостояли сторонники украинской национальной государственности из петлюровской Директории и белогвардейцы Добровольческой армии А.И. Деникина, выступающие за возрождение российской державы. С этими силами воевала большевистская Красная армия. В Гуляйполе закрепились анархисты из Революционной повстанческой армии Нестора Махно.


Особняком держались многочисленные батьки и атаманы малых, средних и крупных соединений, не подчиняющихся никому и заключавших союзы с кем угодно, только себе в выгоду. Спустя практически столетие история повторилась. И все же, многие повстанческие командиры Гражданской вызывают если не уважение, то значительный интерес к своим персонам. По крайней мере, в отличие от современных «панов-атаманов», среди них встречались действительно идейные люди с очень интересными биографиями. Чего стоит одна легендарная Маруся Никифорова.

Широкой общественности, за исключением специалистов - историков и людей, плотно интересовавшихся Гражданской войной на Украине, фигура «атаманши Маруси» практически неизвестна. Ее могут помнить те, кто внимательно смотрел «Девять жизней Нестора Махно» - там ее сыграла актриса Анна Уколова. Между тем, Мария Никифорова, как официально звали «Марусю», - очень интересный исторический персонаж. Уже одно то, что женщина стала самым настоящим атаманом украинского повстанческого отряда, является редкостью даже по меркам Гражданской войны. Ведь и Александра Коллонтай, и Роза Землячка, и другие женщины - участницы революционных событий, все же не выступали в роли полевых командиров, да еще и повстанческих отрядов.

Мария Григорьевна Никифорова родилась в 1885 (по другим сведениям - в 1886 или 1887 г.) году. На момент Февральской революции ей было где-то 30-32 года. Несмотря на относительно молодые годы, даже дореволюционная жизнь Маруси была богата событиями. Родившаяся в Александровске (ныне - Запорожье), Маруся доводилась землячкой легендарному батьке Махно (правда, последний родом был не из самого Александровска, а из села Гуляйполе Александровского уезда). Отец Маруси, офицер российской армии, отличился в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Видимо, смелостью и нравом Маруся пошла в отца. В шестнадцатилетнем возрасте, не имея ни профессии, ни средств к существованию, дочь офицера покинула родительский дом. Так началась ее полная опасностей и странствий взрослая жизнь. Впрочем, среди историков бытует и точка зрения, что Мария Никифорова в действительности не могла быть офицерской дочерью. Уж слишком темной и маргинальной кажется ее биография в молодые годы - тяжелый физический труд, проживание без родственников, полное отсутствие упоминаний о семье и каких-либо с ней отношениях.

Сложно сказать, почему она решилась уйти из семьи, но факт остается фактом - судьбе офицерской дочери, которая нашла бы, со временем, достойного жениха и построила семейное гнездышко, Мария Никифорова предпочла жизнь профессиональной революционерки. Устроившись на ликеро-водочный завод подсобной работницей, Мария познакомилась со сверстниками из анархо-коммунистической группы.

В начале ХХ в. анархизм получил особое распространение на западных окраинах Российской империи. Его очагами стали город Белосток - центр ткацкой промышленности (ныне - территория Польши), портовая Одесса и промышленный Екатеринослав (ныне - Днепропетровск). Александровск, где Мария Никифорова впервые познакомилась с анархистами, входил в «екатеринославскую анархическую зону». Ключевую роль здесь играли анархо-коммунисты - сторонники политических взглядов русского философа Петра Алексеевича Кропоткина и его последователей. Анархисты появились сначала в Екатеринославе, где приехавшему из Киева пропагандисту Николаю Музилю (псевдонимы - Рогдаев, Дядя Ваня) удалось переманить на позиции анархизма целую районную организацию эсеров. Уже из Екатеринослава идеология анархизма начинает распространяться по окрестным населенным пунктам, включая даже сельскую местность. В частности, своя анархистская федерация появилась и в Александровске, как и в других городах объединив рабочую, ремесленную и учащуюся молодежь. Организационно и идеологически александровские анархисты находились под влиянием Екатеринославской федерации анархистов-коммунистов. Где-то в 1905 году на позициях анархизма оказалась и молодая работница Мария Никифорова.

В отличие от большевиков, предпочитавших кропотливую агитационную работу на промышленных предприятиях и ориентированных на массовые действия заводских рабочих, анархисты склонялись к актам индивидуального террора. Поскольку подавляющее большинство анархистов составляли в тот период очень молодые люди, в среднем - 16-20 лет, юношеский максимализм у них зачастую перевешивал здравый смысл и революционные идеи на практике оборачивались террором против всех и вся. Взрывали магазины, кафе и рестораны, вагоны первого класса - то есть, места повышенной концентрации «людей с деньгами».

Надо отметить, что не все анархисты склонялись к террору. Так, сам Петр Кропоткин и его последователи - «хлебовольцы» - относились к индивидуальным актам террора отрицательно, как и большевики ориентируясь на массовое рабочее и крестьянское движение. Но в годы революции 1905-1907 гг. гораздо более заметными, нежели «хлебовольцы», были представители ультрарадикальных направлений в российском анархизме - чернознаменцы и безначальцы. Последние вообще провозглашали безмотивный террор против любых представителей буржуазии.

Ориентируясь на работу среди беднейшего крестьянства, чернорабочих и грузчиков, подёнщиков, безработных и босяков, безначальцы обвиняли более умеренных анархистов - «хлебовольцев» в том, что они зациклились на промышленном пролетариате и «предали» интересы самых обездоленных и угнетенных слоев общества, тогда как именно они, а не относительно благополучные и материально обеспеченные специалисты, больше всего нуждаются в поддержке и представляют собой наиболее податливый для революционной пропаганды и взрывоопасный контингент. Впрочем, сами «безначальцы», чаще всего, были типичными радикально настроенными студентами, хотя попадались среди них и откровенно полууголовные и маргинальные элементы.

Мария Никифорова, судя по всему, оказалась именно в кружке безмотивников. В течение двух лет подпольной деятельности она успела бросить несколько бомб - в пассажирский поезд, в кафе, в магазин. Анархистка часто меняла место жительства, скрываясь от полицейской слежки. Но, в конце концов, полиции удалось напасть на след Марии Никифоровой и задержать ее. Она была арестована, обвинена в совершении четырех убийств и нескольких ограблений («экспроприаций») и приговорена к смертной казни.

Однако, как и Нестору Махно, Марии Никифоровой смертную казнь заменили бессрочной каторгой. Скорее всего, приговор был обусловлен тем, что на момент его вынесения Мария Никифорова, как и Махно, не достигла совершеннолетия, по законам Российской империи, наступавшего в 21-летнем возрасте. Из Петропавловской крепости Мария Никифорова была этапирована в Сибирь - к месту отбытия каторги, однако сумела совершить побег. Япония, Соединенные Штаты, Испания - вот точки путешествия Марии, прежде чем она смогла обосноваться во Франции, в Париже, где активно включилась в анархистскую деятельность. В этот период Маруся принимала участие в деятельности анархистских групп русских эмигрантов, однако сотрудничала и с местной анархо-богемной средой.

Как раз к моменту проживания Марии Никифоровой, к этому времени уже принявшей псевдоним «Маруся», в Париже, началась Первая Мировая война. В отличии от большинства отечественных анархистов, выступавших с позиций «превратим войну империалистическую в войну классовую» или вообще проповедовавших пацифизм, Маруся поддержала Петра Кропоткина. Как известно, отец-основатель анархо-коммунистической традиции выступил с «оборонческих», как говорили большевики, позиций, приняв сторону Антанты и осудив прусско-австрийскую военщину.

Но если Кропоткин был стар и миролюбив, то Мария Никифорова в буквальном смысле рвалась в бой. Она умудрилась поступить в Парижскую военную школу, что было удивительно не только в силу ее русского происхождения, но и, в еще большей степени, в силу половой принадлежности. Тем не менее, женщина из России выдержала все вступительные испытания и, успешно пройдя курс военной подготовки, была зачислена в действующую армию в офицерском звании. Воевала Маруся в составе французских войск в Македонии, затем вернулась в Париж. Известия о Февральской революции, произошедшей в России, заставили анархистку спешно покинуть Францию и вернуться на родину.

Следует отметить, что свидетельства о внешности Маруси описывают ее как мужеподобную коротко стригшуюся женщину с лицом, отражавшим события бурной молодости. Тем не менее, во французской эмиграции Мария Никифорова нашла себе мужа. Это был Витольд Бжостек - польский анархист, впоследствии принимавший самое активное участие в антибольшевистской подпольной деятельности анархистов.

Объявившись после Февральской революции в Петрограде, Маруся окунулась в бурную революционную действительность столицы. Установив связи с местными анархистами, она вела агитационную работу во флотских экипажах, среди рабочих. Тем же летом 1917 года Маруся отбыла в родной Александровск. К этому времени там уже действовала Александровская федерация анархистов. С приездом Маруси александровские анархисты заметно радикализуются. Первым делом, совершается миллионная экспроприация у местного промышленника Бадовского. Затем устанавливаются связи с действующей в соседнем селе Гуляйполе анархо-коммунистической группой Нестора Махно.

Первое время между Махно и Никифоровой наблюдались очевидные расхождения. Дело в том, что Махно, будучи дальновидным практиком, допускал значительные отхождения от классической трактовки принципов анархизма. В частности, он выступал за активное участие анархистов в деятельности Советов и вообще придерживался тенденции к определенной организованности. Позднее, уже после окончания Гражданской войны, в эмиграции, эти взгляды Нестора Махно были оформлены его соратником Петром Аршиновым в своеобразное течение «платформизм» (по имени Организационной платформы), которое также называют анархо-большевизмом за стремление к созданию анархической партии и упорядочению политической деятельности анархистов.

В отличие от Махно, Маруся оставалась непреклонной сторонницей понимания анархизма как абсолютной свободы и бунтарства. Еще в молодости идеологические воззрения Марии Никифоровой формировались под влиянием анархистов-безначальцев - наиболее радикального крыла анархо-коммунистов, не признававшего жестких организационных форм и выступавшего за уничтожение любых представителей буржуазии только по принципу их классовой принадлежности. Следовательно, в повседневной деятельности Маруся проявляла себя как гораздо большая экстремистка, нежели Махно. Во многом это и объясняет тот факт, что Махно удалось создать собственную армию и поставить под контроль целый район, а Маруся так и не шагнула дальше статуса полевого командира повстанческого отряда.

Пока Махно укреплял свои позиции в Гуляйполе, Маруся успела побывать в Александровке под арестом. Задержали ее революционные милиционеры, которые выяснили подробности экспроприации миллиона рублей у Бадовского и некоторых других ограблений, совершенных анархисткой. Тем не менее, в тюрьме Маруся пробыла недолго. Из уважения к ее революционным заслугам и по требованиям «широкой революционной общественности», Марусю освободили.

В течение второй половины 1917 - начала 1918 гг. Маруся участвовала в разоружениях воинских и казачьих частей, проходивших через Александровск и его окрестности. Вместе с тем, в этот период Никифорова предпочитает не ссориться с большевиками, получившими наибольшее влияние в александровском Совете, показывает себя сторонницей «анархо-большевистского» блока. 25-26 декабря 1917 г. Маруся во главе отряда александровских анархистов участвовала в оказании помощи большевикам при захвате власти в Харькове. Связь с большевиками Маруся в этот период осуществляет через Владимира Антонова-Овсеенко, который руководил деятельностью большевистских формирований на территории Украины. Именно Антонов-Овсеенко назначает Марусю начальником формирования кавалерийских отрядов в Степной Украине, с выдачей соответствующих денежных средств.

Впрочем, Маруся решила распорядиться денежными средствами большевиков и в своих интересах, сформировав Вольную боевую дружину, которая фактически контролировалась только самой Марусей и действовала, исходя из собственных интересов. Вольная боевая дружина Маруси представляла собой достаточно примечательное соединение. Во-первых, оно было сплошь укомплектовано добровольцами - преимущественно, анархистами, хотя встречались и обычные «рисковые ребята», в том числе - «черноморы» - вчерашние моряки, демобилизовавшиеся с Черноморского флота. Во-вторых, несмотря на «партизанский» характер самого формирования, его обмундирование и продовольственное снабжение было поставлено на хороший уровень. На вооружении отряда находились бронеплатформа и два артиллерийских орудия. Хотя финансирование дружины осуществлялось, на первых порах, большевиками, отряд выступал под черным знаменем с надписью «Анархия - мать порядка!».

Однако, как и другие подобные формирования, отряд Маруси хорошо действовал, когда надо было провести экспроприации в занятых населенных пунктах, но оказался слабоват перед лицом регулярных воинских формирований. Наступление немецких и австро-венгерских войск вынудило Марусю отступить к Одессе. Надо отдать должное, что дружина «черногвардейцев» показала себя не хуже, а во многом и лучше «красногвардейцев», отважно прикрывая отступление.

В 1918 году приходит конец и сотрудничеству Маруси с большевиками. Легендарная женщина-командир не смогла примириться с заключением Брестского мира, которое убедило ее в предательстве большевистскими руководителями идеалов и интересов революции. С момента подписания соглашения в Брест-Литовске и начинается история самостоятельного пути Вольной боевой дружины Маруси Никифоровой. Надо отметить, что он сопровождался многочисленными экспроприациями собственности как у «буржуев», в число которых записывались любые обеспеченные граждане, так и у политических организаций. Все органы управления, включая Советы, анархистами Никифоровой разгонялись. Грабительские действия неоднократно становились причиной конфликтов Маруси с большевиками и даже с той частью анархистских лидеров, которая продолжала поддерживать большевиков, в частности - с отрядом Григория Котовского.

28 января 1918 года Вольная боевая дружина вступила в Елисаветград. Первым делом Маруся расстреляла начальника местного военкомата, обложила магазины и предприятия контрибуцией, организовала раздачу населению товаров и продуктов, конфискованных в магазинах. Впрочем, радоваться обывателю этой неслыханной щедрости не стоило - бойцы Маруси, как только закончились запасы продовольствия и товаров в магазинах, переключились на рядовых обывателей. Действовавший в Елисаветграде ревком большевиков все же нашел в себе смелость заступиться за население города и повлиять на Марусю, заставив ее вывести свои формирования за пределы населенного пункта.

Однако, через месяц Вольная боевая дружина вновь прибыла в Елисаветград. К этому моменту отряд насчитывал не менее 250 человек, 2 артиллерийских орудий и 5 бронеавтомобилей. Ситуация января повторилась: последовали экспроприации собственности, причем не только у настоящей буржуазии, но и у рядовых горожан. Терпение последних, между тем, заканчивалось. Точкой стало ограбление кассира завода «Эльворти», на котором трудилось пять тысяч человек. Возмущенные рабочие подняли восстание против анархистского отряда Маруси и оттеснили его к вокзалу. Сама Маруся, первоначально пытавшаяся унять рабочих, явившись на их собрание, была ранена. Отступив в степь, отряд Маруси начал расстреливать горожан из артиллерийских орудий.

Под шумок борьбы с Марусей и ее отрядом политическое лидерство в Елисаветграде смогли взять меньшевики. Большевистский отряд Александра Беленкевича был выбит из города, вслед за чем отряды из числа мобилизованных горожан отправились на поиски Маруси. Важную роль в «антианархистском» восстании сыграли бывшие царские офицеры, которые приняли руководство формированиями ополчения. В свою очередь, на помощь Марусе прибыл Каменский красногвардейский отряд, который также вступил в бой с городским ополчением. Несмотря на превосходящие силы елисаветградцев, исход продолжавшейся несколько дней войны между анархистами и примкнувшими к ним красногвардейцами, и фронтом горожан, был решен бронепоездом «Свобода или смерть», который прибыл со стороны Одессы под командованием матроса Полупанова. Елисаветград вновь оказался в руках большевиков и анархистов.

Впрочем, отряды Маруси через непродолжительное время все же город покинули. Следующим местом деятельности Вольной боевой дружины стал Крым, где Марусе также удалось совершить целый ряд экспроприаций и вступить в конфликт с отрядом большевика Ивана Матвеева. Затем Маруся объявляется в Мелитополе и Александровке, прибывает в Таганрог. Хотя большевики возлагали на Марусю обязанности по защите от немцев и австро-венгров приазовского побережья, отряд анархистов самовольно ретировался в Таганрог. В ответ красногвардейцам в Таганроге удалось арестовать Марусю. Однако это решение было с негодованием встречено как ее дружинниками, так и другими леворадикальными формированиями. Во-первых, в Таганрог прибыл бронепоезд анархиста Гарина с отрядом Брянского завода Екатеринослава, поддержавшего Марусю. Во-вторых, в защиту Маруси высказался и давно знавший ее Антонов-Овсеенко. Революционный суд Марусю оправдал и освободил. Из Таганрога отряд Маруси отступил в Ростов-на-Дону и соседний Новочеркасск, где в это время были сконцентрированы отступавшие красногвардейские и анархистские отряды со всей Восточной Украины. Естественно, что и в Ростове Маруся отметилась экспроприациями, демонстративным сожжением денежных купюр и облигаций и другими подобными выходками.

Дальнейший путь Маруси - Ессентуки, Воронеж, Брянск, Саратов - также отмечен бесконечными экспроприациями, показательными раздачами народу продовольствия и захваченных товаров, растущей неприязнью между Вольной боевой дружиной и красногвардейцами. В январе 1919 года Маруся все же была арестована большевиками и этапирована в Москву в Бутырскую тюрьму. Однако революционный суд к легендарной анархистке оказался на редкость милостив. Марусю отдали на поруки члену ЦИК анархо-коммунисту Аполлону Карелину и ее давнему знакомому Владимиру Антонову-Овсеенко. Благодаря вмешательству этих видных революционеров и прошлым заслугам Маруси, наказанием ей стало только лишение права занимать руководящие и командные должности в течение шести месяцев. Хотя список совершенных Марусей деяний тянул на безусловный расстрел по приговору военно-полевого суда.

В феврале 1919 года Никифорова объявилась в Гуляйполе, в ставке Махно, где присоединилась к махновскому движению. Махно, знавший нрав Маруси и ее склонность к чрезмерно радикальным действиям, не разрешил ставить ее на командные или штабные должности. В результате, боевая Маруся два месяца занималась такими сугубо мирными и гуманными делами так создание госпиталей для раненых махновцев и больных из числа крестьянского населения, руководство тремя школами и социальная поддержка малоимущих крестьянских семей.

Однако вскоре, после того как был снят запрет на деятельность Маруси в руководящих структурах, она приступает к формированию собственного кавалерийского полка. Действительный же смысл деятельности Маруси - в другом. К этому времени, окончательно разочаровавшись в большевистской власти, Маруся вынашивает планы создания подпольной террористической организации, которая бы начала антибольшевистское восстание на всей территории России. В этом ей помогает прибывший из Польши муж Витольд Бжостек. 25 сентября 1919 г. Всероссийский центральный комитет революционных партизан, как окрестила себя новая структура под руководством Казимира Ковалевича и Максима Соболева, взорвала Московский комитет РКП (б). Однако чекистам удалось уничтожить заговорщиков. Маруся, подавшись в Крым, в сентябре 1919 года погибла при невыясненных обстоятельствах.

Существует несколько версий смерти этой удивительной женщины. В. Белаш, бывший сподвижником Махно, утверждал, что Марусю казнили белые в Симферополе в августе-сентябре 1919 года. Однако более современные источники свидетельствуют, что последние дни Маруси выглядели следующим образом. В июле 1919 года Маруся и ее муж Витольд Бжостек прибыли в Севастополь, где 29 июля были опознаны и схвачены белогвардейской контрразведкой. Несмотря на военные годы, контрразведчики не стали убивать Марусю без суда. Целый месяц длилось следствие, выявлявшее степень вины Марии Никифоровой в предъявляемых ей преступлениях. 3 сентября 1919 года Мария Григорьевна Никифорова и Витольд Станислав Бжостек были приговорены военным судом к смертной казни и расстреляны.

Так закончила свою жизнь легендарная атаманша украинских степей. В чем сложно отказать Марусе Никифоровой - так это в личной смелости, убежденности в правоте своих действий и известной «отмороженности». В остальном Маруся, как и многие другие полевые командиры Гражданской, несла простым людям скорее страдание. Несмотря на то, что она выдавала себя за защитника и заступника простых людей, в действительности анархизм в понимании Никифоровой сводился к вседозволенности. Маруся сохранила то юношеское инфантильное восприятие анархии как царства неограниченной свободы, которое было присуще ей в годы участия в кружках «безначальцев».

Стремление к борьбе с буржуазией, мещанством, государственными институтами вылилось в неоправданную жестокость, грабежи мирного населения, фактически превратившие анархистский отряд Маруси в полубандитскую шайку. В отличие от Махно, Маруся не смогла не только руководить социальной и экономической жизнью какого-либо района или населенного пункта, но и создать более-менее многочисленную армию, разработать собственную программу и даже завоевать симпатии населения. Если Махно олицетворял собой скорее конструктивный потенциал идей о безгосударственном укладе общественного устройства, то Маруся явилась воплощением деструктивной, разрушительной компоненты анархистской идеологии.
Такие люди как Маруся Никифорова, легко находят себя в огне сражений, на революционных баррикадах и в погромах захваченных городов, но оказываются совершенно не приспособленными к мирной и конструктивной жизни. Естественно, что места для них не находится даже среди революционеров, как только последние переходят к вопросам социального обустройства. Что и произошло с Марусей - в конечном итоге, при определенной доле уважения, серьезных дел не пожелали иметь с ней ни большевики, ни даже ее единомышленник Нестор Махно, предусмотрительно отдаливший Марусю от участия в деятельности своего штаба.

О ней ходили легенды, её боялись, старались не попадаться ей на глаза. Ходили слухи, что каждую ночь к ней приводят пленённых юнцов, для которых ночь любви становится последней в их жизни.

Синяя Борода в женском обличье, монстр революции, атаманша Маруся Никифорова со своей многочисленной бандой прибыла в Таганрог. На календаре был апрель 1918 года...


Первый у Маруси был в 15 лет, он просто сказал ей что то обидное, и тут же упал на землю с перерезанным горлом. Никто не смел ей перечить! Многих она отправила на тот свет...
Отчаянная храбрость и обострённое чувство справедливости привели Марусю Никифорову в стан анархистов-радикалов. Здесь, на территории современной Восточной Украины, где она и родилась, Маруся начала свой кровавый путь лихой атаманши. Грабежи и убийства, экспроприации и казни с невиданной жестокостью стали её фирменным знаком.
В течение двух лет подпольной деятельности она успела бросить несколько бомб - в пассажирский поезд, в кафе, в магазин. Анархистка часто меняла место жительства, скрываясь от полицейской слежки. Но, в конце концов, полиции удалось напасть на след Марии Никифоровой и задержать ее. Она была арестована, обвинена в совершении четырех убийств и нескольких ограблений и приговорена к смертной казни.

Однако, как и Нестору Махно, её земляк, а в дальнейшем и ближайший соратник, Марии Никифоровой смертную казнь заменили бессрочной каторгой. Скорее всего, приговор был обусловлен тем, что на момент его вынесения Мария Никифорова, как и Махно, не достигла совершеннолетия, по законам Российской империи, наступавшего в 21-летнем возрасте. Из Петропавловской крепости Мария Никифорова была этапирована в Сибирь - к месту отбытия каторги, однако сумела совершить побег. Япония, Соединенные Штаты, Испания - вот точки путешествия Марии, прежде чем она смогла обосноваться во Франции, в Париже, где активно включилась в анархистскую деятельность. В этот период Маруся принимала участие в деятельности анархистских групп русских эмигрантов, однако сотрудничала и с местной анархо-богемной средой. Именно здесь она увлеклась идеями сексуальной раскрепощённости, и общение с видными анархистами чередовала с разнузданными БДСМ оргиями...

Как только в России происходит февральская революция, Мария возвращается в родной Александровск, и с ожесточением и яростью включается в работу. Даже Нестор Махно считал её, как сказали бы сегодня, отмороженной. Она убивала без всяких причин ради удовольствия, её побаивались свои же, а об участи смазливых юношей ходили страшные слухи, передаваемые из уст в уста.


В центре сидит Фёдор Щусь, слева от него стоит Никифорова

Многочисленные банды беспредельщиков бороздили просторы Елисаветградской губернии, но Мария была первой среди них. Как то её даже арестовали большевики в Александровске, но благодаря заступничеству Антонова-Овсиенко, с которым Марусю связывали близкие отношения и страсть к садо-мазо, отпустили.
С бандой в 300 штыков в январе 1918 года легендарная атаманша берёт Елисаветград. Город умылся в крови, убивали и грабили без разбора, и весть о приближающихся немцах горожане встретили как подарок судьбы.

При приближении кайзеровских войск вся большевистско-анархистская сволочь двинула на восток.

В Таганроге они заняли лучшие особняки, а сам Таганрог стал на время столицей революционно-бандитской Украины.
ЦИК Советов Украины разместился в одном из лучших зданий города по ул. Фрунзе, 41, бывший дворец Алфераки.



На пороге этого дома Никифорову и арестовали

Прибыла в Таганрог и Маруся Никифорова. На лихой тачанке в окружении своих головорезов разъезжала она по городу, ради развлечения стреляла по прохожим, заходила в понравившиеся дома, и забирала всё что приглянётся. По городу пошли гулять слухи о её любовных утехах, заканчивающихся смертью молоденьких партнёров.
Город замер в ожидании страхе. Большевики не хотели так легко отдавать власть беспредельщикам анархистам, они обращались к Нестору Махно, прибывшему в Таганрог, но и он не мог совладать с безумной атаманшей. И тогда в город был вызван большой отряд большевика, и тоже уголовника, Каскина.



Махно, сзади него Ф.Щусь

Вспоминает Нестор Махно:

Это ведь было время, когда Ленин и Троцкий разнуздались совершенно, разгромили анархистские организации в Москве, объявили поход против анархистов в других городах и селах. Левые социалисты-революционеры в центре этому не противились. Вот почему и украинская большевистско-левоэсеровская власть поспешила действовать против отряда анархистки Никифоровой, очутившегося вместе с их красногвардейскими отрядами в Таганроге.

Украинское правительство приказало своему бежавшему с фронта красногвардейскому отряду под командой большевика Каскина арестовать анархистку Марию Никифорову, а ее отряд разоружить. Солдаты Каскина арестовали Марию Никифорову на моих глазах в здании УЦИК Советов. Когда ее выводили из этого здания в присутствии небезызвестного большевика Затонского, Мария Никифорова обратилась к нему за разъяснением: за что ее арестовывают? Затонский лицемерно отнекивался: «Не знаю за что». Никифорова назвала его подлым лицемером. Итак, Никифорову арестовали, а ее отряд разоружили.

Однако отряд Никифоровой не разбрелся и не пошел на служение в отряд большевика Каскина. Он настойчиво требовал от власть имущих ответа, где они запрятали Марию Никифорову и за что его разоружили.

К этому его требованию присоединились все отступившие из Украины в Таганрог и таганрогские анархисты. Таганрогский комитет партии левых социалистов-революционеров поддержал анархистов и бойцов отряда Никифоровой.

Я в спешном порядке дал за своей и Марии Никифоровой подписью телеграмму главнокомандующему Украинским красным фронтом Антонову-Овсеенко с запросом его мнения об отряде анархистки Марии Никифоровой и просьбой сделать распоряжение куда следует, чтобы освободить Никифорову, возвратить ее отряду оружие и указать участок боевого фронта, куда отряд должен отправиться по получении своего вооружения и снаряжения.

Главнокомандующий Антонов-Овсеенко на нашу телеграмму дал ответ властям, осевшим в Таганроге, с копией нам по адресу Федерации анархистов. Телеграмма носила чисто деловой характер опытного командира:

"Отряд анархистки Марии Никифоровой, как и товарищ Никифорова, мне хорошо известны. Вместо того чтоб заниматься разоружением таких революционных боевых единиц, я советовал бы заняться созданием их». (Подпись.)

В то же время много телеграмм, протестующих против поступка властей или просто сочувствующих Никифоровой и ее отряду, поступило в Таганрог с фронта от зарекомендовавших себя в боях большевистских, левоэсеровских и анархистских отрядов и их командиров.

Екатеринославский (Брянский) анархистский бронепоезд под командой анархиста Гарина прибыл в Таганрог, чтобы выразить свой революционный протест зарвавшимся, за спиной революционного фронта, властям.

Над городом сгущались тучи, все ожидали кровавой схватки между двумя бандами.
И всё же Суд над Марией Никифоровой состоялся.

Продолжает Нестор Махно:

В двадцатых числах апреля состоялся революционный суд над Марией Никифоровой. По партийности суд представлялся двумя левыми социалистами-революционерами таганрогской федерации, двумя большевиками-коммунистами таганрогской организации и одним большевиком-коммунистом от центральной большевистско-левоэсеровской власти на Украине.

Суд происходил при открытых дверях и носил характер суда революционной чести. Здесь следует отметить, что левые социалисты-революционеры выявили себя настолько же беспристрастными по отношению к обвиняемой Никифоровой, насколько беспощадными в отношении обвинителей-агентов со стороны власти.

Центральная власть навербовала из беглецов массу свидетелей против Никифоровой, стараясь всеми правдами и неправдами нацепить ей уголовное преступление и казнить. Но суд был поистине революционный, беспристрастный и, главное, политически и юридически в большинстве своем совершенно независимый от провокации правительственных наемных агентов.

Суд использовал в качестве свидетелей многих из свободных посетителей зала заседаний, придав разбирательству этого дела чуть не характер трибуны, с которой можно было все говорить свободно.

Помню, как сегодня: одним из знавших Никифорову и ее отряд по фронту выступил перед судом товарищ Гарин. Он в горячей речи сказал судьям и всем присутствовавшим на суде гражданам, что он убежден в том, что «если товарищ Никифорова и сидит на скамье подсудимых сейчас, то только потому, что она видит в большинстве судей прямых революционеров и верит, что, выйдя из суда, она получит обратно свое и своего отряда оружие и пойдет сражаться против контрреволюции. Если бы она в это не верила и предвидела бы, что революционный суд пойдет по стопам правительства и его провокаторов, то я об этом бы знал и заявляю от имени всей команды бронепоезда, что мы освободили бы ее силою...».

Это заявление Гарина возмутило революционных судей. Тем не менее они ответили ему, что суд сформировался на началах полной независимости от власти и доведет дело до логического конца. Если Мария Никифорова окажется виновной, она свое получит от тех, кто ее арестовал. Если данные против нее окажутся неверными, суд предпримет все меры к тому, чтобы Никифорова получила свое вооружение и снаряжение и выехала из Таганрога на фронт или куда она захочет...

В результате разбирательства суд постановил, что осудить Никифорову за ограбление Елисаветграда нет никаких оснований. Суд постановил немедленно освободить ее из-под стражи и, возвратив ей и ее отряду отобранное отрядом Каскина вооружение и снаряжение, предоставить ей возможность составить себе эшелон и выехать на фронт, тем более что она и отряд ее к этому стремятся.

На следующий день Никифорова была уже в Федерации таганрогских анархистов. Мы выпустили листовку за подписью совета анархистов, которая изобличала центральную украинскую большевистскую власть и командира Каскина в фальсификации дела против Никифоровой и лицемерно подлом отношении к самой революции. Листовка эта была написана лично мною и не одобрялась некоторыми из товарищей за ее резкость против Каскина.

Затем, пока отряд Никифоровой формировался, я, Никифорова и один товарищ из таганрогской федерации устроили от имени федерации ряд больших митингов: на таганрогских кожевенном и металлургическом заводах, в центре города, в театре «Аполло» и в других районах города. Тема митингов была: «Защита революции на фронте против экспедиционных контрреволюционных, немецко-австро-венгерских армий и Украинской Центральной рады и в тылу — против реакции власти, которая сильна в тылу и беспомощна на фронте». Всюду, на афишах и на митингах, я выступал под псевдонимом «Скромный» (мой псевдоним на каторге). В этом вопросе на многих митингах нас поддерживали таганрогские левые эсеры. Мы имели колоссальный успех.

Помню, на один из митингов (на кожевенном заводе) приехали большевистские «знаменитости» Бубнов и Каскин от эсеров «центра». С каким разочарованием большевики принуждены были прекратить свои речи и кричать, топая ногами, на тысячные массы рабочих, когда массы кричали: «Довольно засыпать нас вопросами! Мы просим товарища Скромного на трибуну, он вам ответит!..» Когда я ответил главным образом Бубнову (Каскину отвечала Никифорова), массы рабочих освистали Бубнова и Каскина, крича:

«Товарищ Скромный, гоните их с трибуны».

После таганрогских митинговых выступлений Никифорова занялась приготовлением своего отряда к выступлению на фронт.

Никифорова покинула город, и была застрелена спустя год в Крыму.
Нестор Махно успел провести в Таганроге конференцию...

А жители города Таганрога с облегчением вздохнули, когда через неделю после описываемых событий, 1 мая 1918 года, в город зашли оккупационные немецкие войска. Таганрог их встретил как избавителей.

Дом для каждого человека – особое понятие. Недаром бытуют в народе поговорки: «Мой дом – моя крепость», «Дома и стены помогают» и другие. Дом – это не просто географическая точка, адрес, по которому человек проживает. Для того, чтобы адрес стал домом, нужна атмосфера уюта, тепла, радости. Для того, чтобы адрес стал домом, нужно ощущение сопричастности малой Родине. И хочется верить, что примерно у 58 тыс. человек, проживающих на территории, раскинувшейся по обе стороны Сущёвского вала, именуемой районом «Марьина роща», есть это ощущение малой Родины. Родина начинается с истории, с преданий, легенд. Но как же мало мы знаем об истории дома, в котором родились, живём и работаем. Мы даже не подозреваем, не задумываемся, что по одним улицам с нами ходили, ездили верхом, прогуливались замечательные люди, чьи имена давно уже стали достоянием Истории с большой буквы.

По поводу самого происхождения названия «Марьина роща» существует несколько версий. Согласно одной, местность, прилегавшая к слободе Марьино в начале XV в., была названа в честь боярыни Марьи, женщины необычайной красоты, жены сына боярина Фёдора Кошки (предка боярских родов Романовых и Шереметьевых) Фёдора Голтяя, который и владел этими землями. А вот совсем другая легенда. Известно, что вплоть до XVIII в. Марьина роща была частью большого лесного массива, где шалили лихие люди. Так вот, разбойниками этими когда-то верховодила атаманша Марья, и название «Марьина роща» повелось от неё.

Рыночная площадь Камер-Коллежского вала XIX век.

Много сложено легенд о наших марьинорощинских местах. Здесь и предание о сокольничем Ивана Грозного Трифоне Патрикееве, которому жестокий царь наказал разыскать улетевшего кречета и который взмолился о помощи своему покровителю – святому мученику Трифону, и тот помог ему найти пропавшую птицу. А самую романтическую историю рассказал поэт Василий Андреевич Жуковский, друг Александра Сергеевича Пушкина, в поэме «Марьина роща». Это история о страстной любви поэта-певца Услада и красавицы Марьи. История о разлуке, измене и смерти.

Марьинские леса много раз меняли своих хозяев. Владели ими и князь Черкасский, канцлер во времена правления императрицы Анны Иоанновны, и граф Шереметьев, которым был построен знаменитый Останкинский дворец, и многие другие вельможи, чьи имена до сих пор у нас на слуху. Но имена крепостных крестьян, простых жителей Марьина, внесших, может быть, куда больший вклад в развитие культуры, чем их сановные хозяева, несправедливо забыты. Вспомним же сегодня великолепных мастеров позолотного ремесла, живших в деревне Марьино: семью иконостасчиков Мочалиных, семью Мандрыгиных, одному из которых, Ивану Сергеевичу, доверили позолоту мебели Останкинского дворца. Марьинские крестьяне жили небогато, тяжело, но, говорят, отличались весёлым нравом, любили праздники, как семейные, так и престольные. Особенно шумно справляли Троицын день – три дня пели и водили хороводы.

В 1742 году от деревни Марьино был проведён Камер-Коллежский вал, таможенная граница Москвы. Лес вокруг вала в значительной степени был вырублен, а оставшиеся нетронутыми рощи стали на долгие годы излюбленным местом народных гуляний. Вот цитата из московского «Альманаха», вышедшего в свет более 80 лет спустя, в 1829 году: «Густота рощи, совершенно одетой зеленью, предлагает приятную прогулку, здесь несколько вёрст в окружности со всеми прелестями неподкрашенной природы».«Прелести неподкрашенной природы» соседствовали с тогдашней «индустрией развлечений»: ярмарочными балаганами с фокусниками и акробатами, каруселями и чайными палатками. Известно, что на гуляниях в Марьиной роще 19 мая 1828 года, прямо перед отъездом в Санкт-Петербург, побывал Александр Сергеевич Пушкин. Приезжал сюда и Николай Васильевич Гоголь, удостаивал своим посещением народные гуляния и генерал-губернатор князь Долгоруков, правивший столицей четверть века и бывший очень популярным в народе. К приезду в Останкино в 1856 году будущего освободителя крестьян царя Александра II, где он провёл две недели, жители Марьина проложили шоссе от Троицкой дороги до Останкино, получившее название Царского.

Крестьянская реформа 1861 г. трагически повлияла на судьбу Марьиной рощи. Так называемое «Поземельное общество», получившее марьинорощинские земли от Шереметьевых в долго срочную аренду, саму рощу вырубило, а землю стало сдавать мелким собственникам. Марьина роща была застроена одно- и двухэтажными домами, где ютилась беднота. Пришли в упадок традиционные народные гуляния.

После строительства железной дороги Москва – Петербург Марьина роща оказалась отрезанной от Останкино. По старой дороге (ныне улица Шереметьевская) рано утром и на закате проходило большое московское стадо, уничтожавшее последние островки зелени. Виндавская линия, строительство которой началось в 90-е годы XIX в., окончательно перерезала марьинорощинские земли, и Марьина роща превратилась в городской тупик. И снова, как в далёкие времена лихой атаманши Марьи, Марьина роща приобрела дурную славу.

Дорога из Марьиной рощи в Останкино XIX в.

Положение несколько изменилось после строительства проезжего моста через железную дорогу, соединившего обе части Марьиной рощи. Это событие дало толчок к началу промышленной застройки. Фабриканты Кротов и Метельцов построили на Сущёвском валу чулочную фабрику. Недалеко от неё промышленник Гусаров поставил свой дроболитейный заводик «Патронка», заводчик Мещерский – литографию. Немец Густав Лист решил развить производство насосов и построил новые корпуса своих заводов на изгибе Виндавской дороги (ныне завод «Борец»). Развитие промышленности инициировало активное социальное расслоение среди марьинорощинских обывателей. На нижней ступеньке иерархии стоял пришлый люд – вчерашние крестьяне, переселенцы из Мордовии, цыгане, на высшей – удачливые промышленники. На их деньги велось строительство, постепенно менявшее облик Марьиной рощи. Были замощены улицы, проложены водопровод и канализация, в 1903 году появился Кирпичный храм иконы Божией матери «Нечаянная радость», примерно в то же время Марьина роща украсилась зданием синематографа «Ампир».

Первая мировая война и последовавшая затем революция были причиной нового упадка. В 1914 году большинство мужчин из Марьина было призвано в армию, принадлежащие жителям лошади конфискованы для нужд фронта. Новые революционные городские власти (а официально в черту города Марьина роща попала только в 1917 году) провели экспроприацию «нетрудовых доходов». К 1918 году в деревне Марьино осталось 9 коров и 4 лошади. Начался голод, конец которому положила провозглашённая Лениным политика НЭПа. Предприимчивые марьинцы распахали под огороды 50 десятин земли и занялись цветоводством, принесшим в те годы неплохой доход.

В 30-е и 40-е годы ХХ-го столетия район Марьина роща развивался в основном как промышленный придаток столицы. Здесь были сосредоточены такие крупные предприятия как завод «Борец», комбинат твёрдых сплавов, завод «Станколит» и другие. С первых дней Великой Отечественной войны эти предприятия перешли на выпуск военной продукции, боеприпасов, вооружения. Рабочие военных заводов во время войны иногда по несколько суток не отходили от станка, внося свой вклад в дело победы над врагом.

Уже в первых числах июля 1941 года началось формирование дивизии народного ополчения Дзержинского района, в который тогда входила Марьина роща. В эту дивизию записалось более 2000 человек, работавших на марьинорощинских предприятиях. В здании нынешней школы № 237 был сформирован артиллерийский полк дивизии, который за воинскую доблесть, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками, получил почётное наименование «Артиллерийский Штеттинский Краснознамённый полк». Среди участников войны, проживающих ныне на территории района «Марьина роща», есть Герои Советского Союза. Улица, на которой расположен завод «Калибр», носит имя Сергея Константиновича Годовикова, одного из потомков крепостных крестьян графов Шереметьевых, Героя Советского Союза, павшего смертью храбрых на полях Великой Отечественной.

Отгремела война, повсюду в стране стала налаживаться жизнь, но приметы нового времени не затрагивали Марьину рощу довольно долго. Деревянные хибарки обитателей Марьиной рощи дожили до 60-х годов, когда началась типовая застройка района. А до того времени с окончания войны над Марьиной рощей снова витал дух легендарной атаманши Марьи. Среди простого люда, ремесленников, населявших марьинорощинские трущобы, портных, слесарей, скорняков, лудильщиков частенько скрывались воры в законе, бандиты, бежавшие из мест заключения, мелкая шпана. Имён этих жителей, наводивших в былые времена ужас на всю округу, естественно, никто не помнит. Но в те годы жили в Марьиной роще и люди светлые, чьи имена мы бережно храним в своём сердце: знаменитый «клоун с осенью в душе» Леонид Енгибаров, замечательные киноартисты Алла Ларионова и Николай Рыбников, иллюзионист Игорь Кио и многие другие.

Облик Марьиной рощи сильно изменился в период подготовки к проведению Олимпиады-80 в Москве. Её улицы привели в порядок, заасфальтировали, снесли последние ветхие деревянные домишки, «прорубили» Олимпийский проспект. С той поры район начал принимать урбанистический вид. И дело здесь не только в появлении новых жилых кварталов, выстроенных по современным проектам. Начала меняться культурная атмосфера. Появился кинотеатр «Гавана», был построен театр «Сатирикон». Согласно преданиям, именно на этом месте проходили некогда знаменитые народные гуляния.

Такова краткая история малой Родины под названием «Марьина роща», что раскинулась по обе стороны от Сущёвского вала. А что же сегодня? Чем сегодня дышит наш район, что делается для создания достойных условий жизни марьинорощинцев?

В результате выборов 2004 года депутатов муниципальных Собраний в городе Москве были сформированы органы местного самоуправления, в том числе и в Марьиной роще. Представительным органом является муниципальное Собрание, исполнительно-распорядительным – муниципалитет. Тем самым были заложены основы для развития местного самоуправления в Марьиной роще, при которых жители включаются в решение вопросов, прямо затрагивающих их интересы: в обсуждение градостроительных проектов на территории муниципального образования, вопросов по реализации жилищно-коммунальной реформы, по участию в городских про граммах «Мой двор – мой подъезд», «Улучшаем своё жильё» и других, по формированию кондоминиумов и созданию условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья и домовых комитетов, по решению вопросов энергосбережения, по борьбе с преступностью.

Без всякого преувеличения можно сказать, что район Марьина роща в последние годы очень преобразился и не только внешне. Самое главное, что было сделано – налажено чёткое управление и взаимодействие территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления во всех сферах жизнедеятельности района.

Переезд Николаевской ж/д конец XIX в.

В районе проводится широкомасштабная реконструкция и снос старых и ветхих домов. Большая работа ведётся по освещению улиц, ремонту дорог, благоустройству и озеленению района. Выстроено много современных красивых зданий, торговых центров, школ. Дворы некогда одного из самых отсталых уголков Москвы изменились до неузнаваемости. В то же время сохранены и отреставрированы многие исторические памятники района.

В 2010 году была открыта станция метрополитена Марьина роща. Архитектурно-художественное решение станции напоминает нам о былых видах нашей местности.

Наиболее важные события в жизни района, её сегодняшние реалии находят отражение на страницах газеты «Марьина роща».

Дом играет в жизни человека особую роль. Но дом становится домом только тогда, когда человек принимает участие в его строительстве, в его обустройстве. Тогда возникает привязанность к дому, любовь. Если мы все проникнемся любовью к нашей малой Родине, к нашей Марьиной роще, если мы все, хотя бы понемногу, по мелочам, примем участие в обустройстве нашего дома, жить в нём станет намного комфортнее всем вместе и каждому в отдельности.