Бахчиванджи анатолий константинович биография. Наша история: григорий бахчиванджи

1909-1943

Герой Советского Союза (28.04.1973), лётчик-испытатель, капитан (1941).
Родился 20 (7 – ст.ст.) февраля 1909 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарской волости Темрюкского отдела Кубанской области (ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края). С 1917 года жил в городах Ейск (ныне Краснодарский край) и Мариуполь (ныне Донецкая область, Украина), в 1919-1921 годах – в селе Троицкое (ныне село Карла Маркса Бердянского района Запорожской области, Украина), с 1921 года жил в городе Приморско-Ахтарск. В 1925 году окончил 5 классов школы.
В 1925-1927 годах работал в литейно-механической мастерской и помощником машиниста паровоза в железнодорожном депо станции Ахтари. С 1927 года жил в посёлке Бузиновка (ныне в черте города Мариуполь Донецкой области, Украина). Работал работал слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. Мариупольского металлургического завода имени Ильича.
В армии с 1931 года. В 1932 году окончил полковую школу. До 1932 года служил в пехоте (в Украинском военном округе), после чего перешёл в авиацию.
В 1933 году окончил Оренбургскую военную авиашколу техников по вооружению, в 1934 году – Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.
С декабря 1934 – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Служил в отдельном истребительном отряде и авиаэскадрилье группы отделов моторов и топлив. Провёл испытания самолёта Р-Z с турбокомпрессором (1939), участвовал в проведении испытательных работ на истребителях И-16, Як-1, МиГ-3 и других.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – лётчик 402-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях на идрицком и старорусском направлениях. Совершил 65 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, в 26 воздушных боях сбил лично 2 и в составе группы 3 самолёта противника. Был награждён орденом Ленина.
После отзыва с фронта вернулся на лётно-испытательную работу в авиаэскадрилью группы отделов моторов и топлив НИИ ВВС. Участвовал в проведении испытательных работа на истребителях Як-1, Як-9, МиГ-3, Р-39 «Аэрокобра» и других.
20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел… взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду А.В.Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Вернувшись из госпиталя, он продолжил испытания.
15 мая 1942 года на аэродроме Кольцово в Свердловске (ныне Екатеринбург) выполнил первый в стране полёт самолёта БИ-1 с работающим ЖРД. В ходе испытаний выполнил на этом самолёте 6 полётов.
29 июля 1942 года при выполнении полёта на истребителе Р-39 «Аэрокобра» для испытания американского летнего масла на высоте 3.000 метров сорвало шланг охладительной системы. Жидкость начала выбиваться в кабину пилота. Бахчиванджи выключил мотор, спланировал и произвёл благополучную посадку на свой аэродром.
Погиб 27 марта 1943 года при выполнении испытательного полёта на самолёте БИ-1.
В этот день на Кольцовском аэродроме в Свердловске (ныне город Екатеринбург) лётчик-испытатель Г.Я.Бахчиванджи выполнял испытательный полёт на самолёте БИ-1 на замер максимальной скорости (предполагалось достижение скорости 700-800 км/ч). Самолёт нормально взлетел, убрал шасси, набрал высоту 2.000 метров, перешёл в горизонтальный полёт и начал разгон. Набрав некоторую скорость, самолёт внезапно пошёл со снижением, на высоте 100-150 метров перешёл в пикирование и под углом 50 градусов врезался в землю в 6 километрах южнее аэродрома Кольцово. Лётчик погиб, самолёт был полностью разрушен.
Предположительной причиной катастрофы (как выяснилось позже) явилось затягивание самолёта с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях первого отечественного ракетного самолёта, Григорию Яковлевичу Бахчиванджи 28 апреля 1973 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен в посёлке Малый Исток (в черте микрорайона Кольцово города Екатеринбург). В феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.
Награждён 2 орденами Ленина (17.10.1942; 28.04.1973, посмертно).
В посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В городе Екатеринбург установлены бюст Г.Я. Бахчиванджи и памятный знак в аэропорту Кольцово, а в станице Бриньковская – мемориальный комплекс. Его именем названы кратер на обратной стороне Луны, железнодорожная платформа в Щёлковском районе Московской области, площадь в Екатеринбурге, улицы в городах Арамиль (Свердловская область), Ахтубинск (Астраханская область), Екатеринбург, Краснодар, Мариуполь, Оренбург, Приморско-Ахтарск, Щёлково, посёлке Билимбай (Свердловская область) и станице Бриньковская.
Известны слова Юрия Гагарина: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года».

Источники информации:

  • / М., 2015 /
  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • Четыре встречи с Арвидом Палло / А.Локтев, «Вестник» №18(225), 31 августа 1999 /
  • Полет в реактивную эру / В.Мишин. Авиация и космонавтика /

Григорий Яковлевич Бахчиванджи

1909-1943

Советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан.

Биография

Родился 7 февраля (20 февраля по новому стилю) 1908 или 1909 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Гагауз болгарского происхождения.

Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городе Приморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.

С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году - Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы лётчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолёта, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан» и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванджи награждается первым орденом Ленина.

20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло, головка двигателя сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался и вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями.

Похоронен Григорий Бахчиванджи под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) - на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

В 1987 году в честь Г. Я. Бахчиванджи названа платформа 41 км на хордовом участке Ярославского направления Московской железной дороги, поблизости от военного аэропорта Чкаловский и Звёздного городка.

Награды

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Медаль «Золотая Звезда»

Орден Ленина

Орден Ленина

Память

В честь Григория Бахчиванджи назван посёлок при аэродроме «Чкаловский» (Московская область), там же платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославскому направлению Московской железной дороги;

Памятники Бахчиванжди установлены:

в посёлке Малый Исток (на могиле героя);

в городе Екатеринбурге (памятник возле международного аэропорта «Кольцово» и бюст на улице Бахчиванджи);

в станице Бриньковская, на родине лётчика;

в посёлке Патруши (обелиск близ места падения самолёта БИ-1).

Имя Бахчиванжди присвоено улицам:

в городе Екатеринбурге (ведущей к международному аэропорту «Кольцово»);

в городе Оренбурге;

в городе Мариуполе (Украина);

в городе Приморско-Ахтарске Краснодарского края;

в городе Арамиле Свердловской области;

в городе Ахтубинске Астраханской области;

в городе Щёлково Московской области (в микрорайоне Щёлково-3);

в городе Первоуральске Свердловской области (в микрорайоне Билимбай);

в городе Краснодаре;

в станице Бриньковская, на родине лётчика.

Именем Бахчиванджи также названы:

школа №60 города Екатеринбурга;

площадь перед международным аэропортом Екатеринбурга - «Кольцово»;

общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге;

кратер на обратной стороне Луны.

Личное дело

Григорий Яковлевич Бахчиванджи (1909-1943) родился в станице Бриньковская Краснодарского края, где его отец Яков Иванович работал механиком. Когда мальчику было два года, его мать Мария Ефимовна умерла. Отец, оставшись вдовцом с двумя малыми детьми, вскоре женился снова - на вдове Агнессе Степановне, у которой тоже было двое детей. Мачеха стала близким другом Григория, вырастила как собственного сына, заменив ему мать, которую он даже не помнил.

В станице окончил семилетку. Работать начал с 16 лет. Благодаря отцу, с детства интересовался техникой, машинами. В 1925 году в городе Приморско-Ахтарске Григорий устроился в литейную мастерскую, учился на слесаря. Затем стад помощником машиниста паровоза. В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР. Участвовал в строительстве «Завода имени Ильича», на котором в дальнейшем работал слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха.

В 1931 году был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армиюи (РККА). В следующем году стал членом ВКП(б). В 1932 году его послали по комсомольской путевке в Оренбург, в военную школу техников по вооружению самолетов, а в 1933 году он стал учиться в Оренбургской военной школе летчиков и летнабов. В 1934 году окончил школу пилотов, получив 2 военные специальности: техника по вооружению и летчика. В 1935 году после окончания школы прибыл в полк. Он обладал прекрасной техникой пилотирования и хорошим знанием самолетов, а также имел хорошие физические данные. В итоге было принято решение направить его в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на летно-испытательную работу. Сначала Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете. Бахчиванджи не отказывался ни от каких заданий и каждое из них выполнял безукоризненно. Его заключения о самолетах и моторах были всегда высококвалифицированны. Испытатель фиксировал показания приборов, прислушивался к звукам, отмечал вибрации и толчки, стараясь понять, какие агрегаты ведут себя неправильно при нагрузках. Все наблюдения и данные записывал на планшетку, закрепленную резинкой у колена. Этими записями конструкторы и инженеры руководствовались в дальнейшем при доработке моторов, по ним составлялись инструкции по эксплуатации двигателей в полете.

Григорию Бахчиванджи в числе первых в НИИ было поручено испытание нового оружия — реактивных установок на самолете, а спустя некоторое время эти установки были испытаны в боях с японцами на Халхин-Голе.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, летчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП - истребительного полка особого назначения, который был сформирован по приказу командования в основном из летчиков-испытателей на базе НИИ ВВС.

Бахчиванджи воевал до 10 августа 1941 года. За это время совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолета и 3 в группе. Вырос до командира эскадрильи и получил воинское звание «капитан».

К тому времени в СССР был налажен серийный выпуск новых самолетов, которые требовались фронту, и Бахчиванджи отозвали с фронта на испытательную работу. Он уехал на Урал, в Свердловск, куда был эвакуирован НИИ ВВС.

В октябре 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванджи был награжден первым орденом Ленина.

Именно Бахчиванджи выпало провести испытания первого советского самолета с жидкостным ракетным двигателем «БИ-1» (БИ — Березняк-Исаев, или Ближний Истребитель).

Не все проходило гладко. 20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошел взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Палло, а головка двигателя, сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударила в бронеспинку сидения, сорвав крепежные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассек лоб. Комиссия, изучавшая причину ЧП, установила, что причиной взрыва стало «усталостное разрушение металла камеры сгорания».

Несмотря на это происшествие, Бахчиванджи от продолжения испытаний не отказался и, вернувшись из госпиталя, снова активно включился в работу. Уже 15 мая 1942 года летчик выполнил первый полет на БИ-1. Испытания проводились в свердловском аэропорту «Кольцово». Впервые при запуске авиационного двигателя летчиком не было сказано традиционного предостерегающего: «От винта!». В этот знаменательный для истории советской авиации день родилась новая команда: «От хвоста!».

27 марта 1943 года Бахчиванджи проводил шестой испытательный полет БИ (уже БИ-3). В этот раз задание предусматривало доведение скорости горизонтального полета до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полет протекал нормально до конца работы двигателя, произошедшего на 78-й секунде полета (двигатель на БИ-1 мог работать лишь несколько десятков секунд, так как быстро перегревался). После этого истребитель, находившийся в горизонтальном полете на скорости свыше 900 км/ч, вошел в пике и под углом 50º ударился о землю в шести километрах южнее аэродрома. Летчик погиб.

Григория Бахчиванджи похоронили на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово» под Свердловском (ныне Екатеринбург).

Чем знаменит

Григорий Бахчиванджи вошел в историю, как человек, совершивший первый в мире полет на самолете с реактивным двигателем. Работы по созданию самолета БИ-1 положили начало практическому развитию реактивной авиации как в СССР, так и в мире. Первый полет БИ-1, который пилотировал Бахчиванджи, открыл эру ракетных полетов человечества.

О чем надо знать

Катастрофа, произошедшая с самолетом Бахчиванджи при испытании ракетного БИ-1 на максимальную скорость, является самым известным в истории отечественной авиации случаем затягивания в пикирование из горизонтального полета.

Изучение останков самолета показало, что Бахчиванджи не пытался выброситься с парашютом, даже не отстегнул ремней кресла и не сбросил фонарь, что обычно делается, когда машина находится на грани катастрофы. Аварийная комиссия тогда постановила, что после выключения двигателя произошло резкое снижение скорости, летчика бросило вперед, от удара в солнечное сплетение он потерял сознание и до гибели машины в себя так и не пришел.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было обнаружено явление затягивания самолета в пике. Оказалось, что при приближении скорости полета к скорости звука происходит так называемый «волновой кризис» — изменение характера обтекания воздушным потоком летательного аппарата, сопровождающееся, как правило, ухудшением его аэродинамических характеристик: подъемная сила крыла падает, воздушные рули и элероны теряют эффективность, аппарат становится неуправляемым.

Выяснилось, что у крыльев с относительно толстым профилем в условиях волнового кризиса центр давления резко смещается назад, в результате чего нос самолета «тяжелеет» и он уходит в пике. Исследователи полагают, что гибель Бахчиванджи, скорее всего, произошла не от удара в солнечное сплетение и не от шока, а от того, что он до последнего мгновения пытался вывести машину из пике, сосредоточив на этом все усилия. Он надеялся, что добьется своего. Однако тогда бороться с затягиванием в пике еще не умели - из пикирования невозможно было выйти, не погасив скорость, что в свою очередь в пикировании очень сложно сделать.

Это явление было изучено на практике инженером-летчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями только после окончания Великой Отечественной войны.

Прямая речь

Из выпускной аттестации Григория Бахчиванджи : «Инициативен. Решителен. Требователен к себе. Отлично летает. Сообразительность в полетах мгновенная. Не имеет ни одной аварии или поломки. Обладает пытливым умом и склонностью к исследованиям»

Юрий Гагарин о значении подвига Григория Бахчиванджи: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, не было бы 12 апреля 1961 года».

6 фактов о Григории Бахчиванджи

  • Григорий Бахчиванджи был гагаузом.
  • Бахчиванджи хорошо играл на баяне. Больше всего ему нравился вальс «На сопках Маньчжурии»
  • За героизм, проявленный при испытаниях первых советских самолетов с ракетными двигателями, Григорию Бахчиванджи в 1973 году посмертно было присвоено звание Героя Светского Союза, тогда же он был награжден вторым орденом Ленина.
  • Рядом с Григорием Бахчиванджи похоронены его напарник по испытаниям БИ Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на «Аэрокобре», и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь спустя 20 лет после гибели Бахчиванджи - в феврале 1963 года - представителями ГК НИИ ВВС на его могиле был установлен обелиск.
  • В честь Григория Бахчиванджи назван поселок при аэродроме «Чкаловский» в Московской области и платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения (41 км по Ярославскому направлению МЖД).
  • Именем летчика назван кратер на обратной стороне Луны.

Материалы о Григории Бахчиванджи

Родился 20 февраля 1909 г. в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. С 1925 года работал в литейной мастерской. Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, работал на нем слесарем.

С 1931 года в Советской Армии. Окончил Оренбургское летное военное училище в 1934 году, имея 2 военные специальности: техника по вооружению и летчика.

С 1935 г. на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

В 1941 году участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го особого истребительного авиаполка, сформированного на базе НИИ ВВС. Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа 1941 г. совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил 6 (5) самолётов противника.

В середине августа 1941 г. отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1. 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.

Задание летчику на седьмой полет, состоявшийся 27 марта 1943 г, предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750 - 800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома. Причина затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была выяснена уже позже.

Лучшие дня

Похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям БИ Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на "Аэрокобре", и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.

Награжден Орденами Ленина (дважды) и медалями.

28 апреля 1973 г. Г.Я.Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Светлая память о нем и его полетах в неведомое отражена:

В наименовании платформы "Бахчиванджи" пригородного сообщения по Ярославской ж.д.;

Установкой памятника в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи присвоено школе;

Именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны

Известны слова Юрия Гагарина: "Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года".

Григорий Яковлевич Бахчиванджи

В восточной части города взметнулся в небо краснозвездный истребитель. Кажется, пройдет мгновение – самолет взлетит в небо. Это памятник первому испытателю реактивных самолетов, уроженцу станицы Бриньковской Григорию Яковлевичу Бахчиванджи,погибшему в 1943 году при испытании новой реактивной машины.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи

Г.Я. Бахчиванджи родился 20 февраля 1909 года в станице нашего района Бриньковской в многодетной семье слесаря-механика Якова Ивановича Бахчиванджи. Рано началась трудовая жизнь Григория: с 1925 г., после окончания семилетней школы работал на заводе в Мариуполе. В 1931 г. его призвали в армию.

С юношеских лет у Григория Бахчиванджи была заветная мечта – стать летчиком. По рекомендации армейских командиров он направляется на учебу в Оренбург, где в 1933 г. успешно окончил курсы авиационных техников по вооружению и в 1934 г. – военную школу летчиков.

Становление летчика – испытателя Г. Бахчиванджи прошло в славном коллективе таких выдающихся летчиков-испытателей, как В.П. Чкалов, С.П. Супрун.

С 1934 по 1939 годы Г.Я. Бахчиванджи выполняет большой комплекс научно-испытательных работ по новейшей авиационной технике.

С первых дней Великой Отечественной войны капитан Г.Я. Бахчиванджи воевал на фронте в 402-м истребительном авиаполку, сформированном из летного и инженерно-технического состава НИИ ВВС. Капитан Бахживанжди был командиром звена, а затем командиром эскадрильи. На его счету 65 боевых вылетов, участие в 26 воздушных боях, лично и в группе сбито 5 самолетов противника, в том числе 3 бомбардировщика.

В августе1941 г. капитан Г.Я. Бахчиванджи с группой летчиков-испытателей по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего отзывается с фронта в НИИ ВВС для продолжения испытаний новой авиационной техники.

Первый полет отечественного высотного скоростного истребителя-перехватчика БИ-1 состоялся 15 мая 1942 г. Каждый полет являлся новым шагом в освоении ракетного принципа полета. В задачу Бахчиванджи входило практически реализовывать и экспериментально исследовать летно-технические характеристики самолета БИ-1 на больших скоростях полета.

27 марта 1943 года в седьмом полете Г.Я. Бахчиванджи должен был достигнуть максимального значения горизонтальности скорости полета самолета: он произвел взлет, сделал разворот на 180 градусов и на горизонтальном участке траектории полета стал выводить машину на режим максимальной скорости. Однако самолет внезапно вошел в пикирование и, не выходя из него, врезался в землю. Летчик погиб…

В 1973 году Г.Я Бахчиванджи было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В память о летчике установлены мемориальные доски на административном здании войсковой части, где он служил, и на доме в военном городке, где он жил. В части создана галерея портретов десяти Героев Советского Союза, и удостоенных этого почетного звания за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны. И за подвиги, совершенные при испытаниях новой авиационной техники. Первым в галерее Героев представлен портрет Г.Я. Бахчиванджи.

На родине Г.Я. Бахчиванджи в станице Бриньковской в 1984 г. был сооружен мемориальный комплекс, в центре которого воздвигнута фигура летчика, слева установлен полноразмерный макет самолета БИ-1, справа – сверхзвуковой истребитель Миг-21, а также открыт музей.

Именем Бахчиванджи названы: один из кратеров на Луне, платформа на Ярославской железной дороге, улицы в нескольких военных городках авиационных гарнизонов. Выпущен почтовый конверт с портретом Г.Я. Бахчиванджи и кратким рассказом о его подвиге. Ежегодно на родине Григория Яковлевича устраиваются торжественные вечера, митинги, встречи с космонавтами, однополчанами. Станичники помнят и чтят память о своем земляке.

В субботу, 29 сентября 2007 года, в центре улицы Красной – главной в станице Бриньковской, был открыт обновленный после основательного ремонта, величественный мемориал Г.Я. Бахчиванджи. По периметру обширной реконструированной и вымощенной новой плиткой площади мемориала выстроились тысячи людей, которые собрались на торжественный митинг, посвященный 65-летию первого полета на реактивном самолете. Глава нашего района подчеркнул великое значение подвига нашего земляка, открывшего путь к звездам.