Помимо уже упомянутых ранее секретов счастливой жизни , определенного отношения к настоящему, прошедшему и будущему , четырех компонентов счастья, существуют характерные особенности поведения, реагирования, мышления, свойства личности , которые способствуют росту уровня счастья. Причем эти черты характера каждый , как только пожелает быть счастливым.
Какие это черты характера и свойства личности? Их всего 12 и они закономерно вытекают один из другого. Другими словами, совершенствуя себя в одном направлении, мы автоматически будем улучшать и другие показатели. Сегодня речь пойдет о положительной самооценке, уверенности в себе , самоуважении, ответственности за свою жизнь, осознанности (сознательном выборе), саморефлексии.
1. Самая весомая особенность счастливого человека – это адекватная, положительная самооценка, она стоит во главе угла и влияет на все его поведение, взаимоотношения, деятельность, активность, умение ставить цели и добиваться их. Чтобы показать насколько важна здоровая самооценка, приведу примеры того, как влияет заниженная самооценка на жизнь человека:
Что бы мы ни делали, мы непроизвольно оцениваем себя, свое поведение, результаты своей деятельности и отношений с другими. Отрицательная самооценка приводит к зависимости от мнения других, неумению отстаивать свои интересы, или нецелесообразной форме их защиты (агрессия, обвинения других, жесткая самокритика). Люди с низкой самооценкой не дооценивают свои способности и не решаются изменять обстоятельства жизни в свою пользу. Они часто игнорируют благоприятные возможности достичь желаемого, осознанно или бессознательно считая себя недостойными этого блага. В случае успеха в любом предприятии они видят его причину во внешних обстоятельствах, а в случае неудачи – винят себя . Неадекватно относятся к другим, либо очень принижая их, либо воздвигая на пьедестал. Болезненно воспринимают даже конструктивную критику и при виде успеха других. И самое неприятное, человек неразлучно 24 часа в сутки живет со своим внутренним “обвинителем”, и, мягко говоря, – это утомительно, от себя то не убежишь. Заниженная самооценка становится причиной различных зависимостей (алкогольной , никотиновой , игровой, , трудоголизма – в таком случае успешная карьера служит компенсацией “своей ущербности, неполноценности” и т.д.). Зависимости всегда направлены на решение как минимум одной задачи: они лишают силы или снижают активность внутреннего “обвинителя”.
Есть простой тест (не претендующий на стопроцентную достоверность результатов, но чаще всего диагностирующий верно), позволяющий определить, что важнее для человека – само-оценка или мнение других людей. “Нарисуйте” пальцем у себя на лбу букву Е, все равно какую, заглавную или строчную. Запомните, как вы это сделали. Зачем это нужно – чуть погодя.
Итак, что способствует здоровой, адекватной, положительной самооценке?
2. Вторая особенность счастливого человека – это уверенность в себе. Уверенность в себе подразумевает, что нет необходимости ожидать перманентного идеального поведения или результатов, как от самого себя, так и от кого-то еще, без ущерба для своей положительной адекватной самооценки. Уверенность в себе дает – себе и другим. Уверенность в себе позволяет сохранять положительное отношение к себе практически при любых обстоятельствах жизни. Как вариант: самооценка меняется незначительно или сильно, но на кратковременный срок.
Завышенная, неадекватная самооценка как раз говорит о неуверенности человека в себе, неумении признавать за собой право на ошибки и быть неидеальным.
3. Следующая особенность счастливого человека – это доверие к себе, самоуважение, чувство собственного достоинства. Подробно, что такое доверие к себе, говорилось в статье “Как научиться доверять себе и другим ”.
Самоуважение включает в себя уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - мое неотъемлемое право.
Самоуважение не означает чрезмерную демонстрацию своей значимости. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях, она проявляется в поступках, отношении к себе и, конечно, в уважительном отношении к окружающим.
4. Следующее свойство личности, вытекающее из предыдущих трех – это . Имея представление о своих способностях, уважая свои потребности, природные особенности темперамента и телосложения, не страшась ошибок, негативного отношения к себе или недопонимания со стороны других, счастливые люди не лишают себя права , не перекладывают ответственность на других.
5. В то же время они делают свой выбор осознанно, не под гнетом обстоятельств, а сознательно, основательно или мимоходом взвесив все “за” и “против” и на благо себе, защищая свои интересы и принципы. При этом, даже обделяя себя в чем-то, они понимают ради чего (каких более значимых ценностей) был сделан данный выбор.
Как проявляется осознанность в конкретной жизненной ситуации, хорошо демонстрирует дзенская притча “С любовью и без” .
6. Следующая особенность счастливых – это саморефлексия. Данный психологический термин подразумевает, что мы отдаем себе отчет в своих чувствах , мыслях, умеем объективно посмотреть на себя со стороны, наблюдать и целенаправленно описывать свои переживания и поведение в третьем лице. Т.е. не “мне хорошо или плохо”, а он(а) почувствовал(а) радость, грусть, потому-то и потому-то. Такое сознательное “раздвоение личности”. Почему так важна саморефлексия? Она дает нам возможность понизить накал страстей и увидеть истинное положение вещей. А значит перейти от бесплодных переживаний – А в случае радостного события – лучше понять себя, свои потребности, цели, систему ценностей.
Саморефлексия наиболее развита и доступна для человека, обладающего чувством самоуважения, доверия к себе и адекватной положительной самооценкой. Саморефлексия как делает наши положительные эмоции насыщенными и яркими, так и высвечивает те, которые не “приветствуются” стереотипами общества . Но на то они и стереотипы – потому что весь спектр человеческих чувств и эмоций доступен для практически любой личности, другое дело, что не все осознают или понимают свое “законное” естественное право на любые эмоции, как и право на их выражение. Вот только когда, как и почему? Немного этот вопрос освещался в статье “Как вернуть радость жизни . ” Более подробно об этом и других шести чертах характера, помогающих нам стать счастливыми - во второй части статьи, которая будет добавлена позднее.
А теперь вернемся к тесту с буквой Е. Если буква Е пишется так, чтобы ее было удобно читать написавшему, а, к примеру, для собеседника, находящегося напротив, она видна зеркально отображенной, в таком случае главенствующей является само-оценка; если наоборот, буква написана правильно с точки зрения смотрящего на вас извне - более значимо .
4.5 Rating 4.50 (2 Votes)
Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления. Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой НС. Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.
Две сигнальные системы действительности
Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.
Первая сигнальная система действительности -это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) -это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.
Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.
Под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека,которая имеет дело со словесными символами.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17
ПОДКОРКОВЫЕ ЯДРА И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА.
Подкорковые ядра входят в состав конечного мозга и расположены внутри белого вещества полушарий большого мозга. К ним относят хвостатое тело и скорлупу, объединяемые под общим названием “полосатое тело” и бледный шар, состоящий из чечевицеобразного тела, шелухи и миндалины. Подкорковые ядра и ядра среднего мозга (красное ядро и черная субстанция) составляют систему базальных ганглиев
К базальным ганглиям поступают импульсы от двигательной коры и мозжечка. В свою очередь, сигналы от базальных ганглиев направляются к двигательной коре, мозжечку и ретикулярной формации
Подкорковые ядра принимают участие в регуляции двигательной активности, регулируя сложные движения при ходьбе, поддержании позы, при еде.
Имеются данные, что полосатое тело участвует в процессах запоминания двигательных программ, оказывает тормозное влияние на различные проявления двигательной активности и на эмоциональные компоненты двигательного поведения
Основными медиаторами базальных ганглиев являются: дофамин (особенно в черной субстанции) и ацетилхолин
Поражение базальных ганглиев вызывает медленные извивающиеся непроизвольные движения, на фоне которых возникают резкие сокращения мышц
СТРУКТУРА СНА.
Сон - это определенное состояние сознания человека, обусловленное активностью разных структур мозга. Сон включает в себя несколько стадий, которые повторяются в течение ночи.
Во время сна последовательно чередуются 2 ключевые фазы сна: медленный сон и быстрый сон. В самом начале сна выше длительность медленной фазы, а на этапе перед пробуждением увеличивается продолжительность быстрого сна.
Медленный сон состоит из четырех стадий:
Первая стадия: на первой стадии сна уменьшается альфа-ритм, и появляются низкоамплитудные медленные дельта - и тета-волны. В этот момент человек находится в состоянии дремоты, его могут посещать полусонные галлюцинации или мечтания. Считается, что в эту стадию могут появиться интуитивные идеи, способствующие потенциально-успешному решению проблемы, занимающей человека.
Вторая стадия: на второй стадии медленного сна появляется сигма-ритм, учащённый альфа-ритм (12-14-20 Гц). С началом этой стадии происходит отключение сознания. В паузы между учащениями ритма (2-5 раз в минуту) человека можно легко разбудить. Порог восприятия повышается. Самым чувствительным анализатором является слуховой. Так, мать просыпается, когда плачет ребенок, или любой человек просыпается при посторонних достаточно сильных звуках.
Третья стадия: для третьей стадии медленного сна характерны все черты второй стадии, но добавляются еще и медленные высокоамплитудные дельта-колебания (2 Гц).
Четвёртая стадия: четвертая стадия – стадия самого глубокого сна. Во время этой стадии преобладают дельта-колебания. Часто третью и четвёртую стадии объединяют под общим названием дельта-сон. Во время четвертой стадии медленного сна человека сложно разбудить. Сновидения обычно возникают именно на этой стадии, кроме того на этой стадии могут возникать приступы лунатизма и кошмары.
Все четыре медленноволновые стадии сна обычно занимают приблизительно 75-80 % общего периода сна. Считается, что медленный сон нужен человеку для восстановления энергозатрат.
Быстрый сон (парадоксальный, быстроволновой сон, сон быстрого движения глаз, REM-сон)
Это пятая стадия сна: для пятой стадии сна характерны быстрые колебания электрической активности мозга, по значению близкие к бета-волнам. Пятая стадия напоминает состояние бодрствования, однако вследствие резкого снижения мышечного тонуса человек находится в неподвижном состоянии. Глазные яблоки периодически совершают быстрые движения. Доказана связь между сновидениями и быстрым движением глаз. Если спящего разбудить именно в эту фазу сна, то, скорее всего, он расскажет вам о ярком сновидении.
От цикла к циклу фаза быстрого сна удлиняется, а глубина сна, в свою очередь, снижается. Медленный сон проще прервать, чем быстрый сон, несмотря на то, что именно быстрый сон существенно ближе к порогу бодрствования.
Опытами подтверждено, что регулярное прерывание быстрого сна чревато тяжёлыми нарушениями психики, в то время как при нарушении медленного сна организм способен адаптироваться. Во избежание тяжелых последствий часть прерванного быстрого сна должна восполниться в последующих циклах.
Считается, что именно быстрый сон обеспечивает переработку информации, обмен информацией между сознанием и подсознанием.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
К характерным особенностям развития человека современные антропологические науки относят следующие его свойства: целостность, противоречивость, нефронталь- иость, гетерохромность, иеравновесность, обратимость.
Целостность антропогенеза проявляется в следующем.
И индивидуальное развитие человека (онтогенез), и развитие вида (филогенез) - суть комплексное изменение: внешнего вида, физиологических процессов, образа жизни, вида занятий, психологических функций, поведения, духовного мира и пр. Любые изменения, сопровождающие индивидуальное развитие человека или филогенез, не существуют отдельно друг от друга, взаимно представлены, взаимно определяют друг друга.
Не только количественные изменения, происходящие в человеческом организме, вызывают определенные качественные изменения конкретного человека, вида в целом, но и качественный скачок в развитии индивида или группы людей провоцирует изменение «количественных» показателей (рост, вес и пр.) индивидуального организма. В процессе индивидуального развития многочисленные составляющие онтогенеза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга: рост стимулирует определенные формы само- осуществления, социализация в определенной мере зависит от созревания и т.д.
Все факторы и условия развития человека действуют не параллельно, а в сложной взаимной связи друг с другом. Они коррелируют друг друга, каждое из них оказывает большее/меньшее влияние на всего человека. Реальная и потенциальная сферы жизни и деятельности человека в процессе фило- и онтогенеза тоже взаимопроникают и взаимно обусловливают друг друга.
Противоречивость развития человека обнаруживается в том, что человек и человечество все время меняются и одновременно остаются тождественными самим себе. Она обусловлена сверхсложной, голографической целостностью самого человека. Развитие человека включает в себя процессы двух типов: одновременное комплексное осуществление изначальных возможностей, способностей и приобретение принципиально новых свойств. Эти процессы взаимосвязаны и проявляются в изменениях разного уровня: физических, нейродинамических, физиологических, психологических, социальных и пр.
Например, изначально предкам Homo sapiens как живым существам были свойственны прямохождение, определенное строение мозга, инстинкт продолжения рода и удовлетворения своих витальных потребностей, способности реагировать на внешние и внутренние раздражители, осваивать ареал обитания, воспринимать актуальное биологическое время и пространство, и эти особенности совершенствовались. Со временем развились специфические отделы мозга; усложнилось анатомическое и физиологическое устройство организма; появились новые способности (к изготовлению орудий труда, к общению с помощью слова, к подчинению общепринятым правилам, созданию культов животных и обрядов погребения и др.); возник интерес к «бесполезному» творчеству (украшение тела и одежды, создание игрушек и наскальной живописи); способы удовлетворения витальных потребностей все больше стали опосредоваться нравственными и духовными установками; инстинкт продолжения рода гармонизировался с гедонистической функцией половой любви (она значима для человека не только как условие рождения потомства, но и как духовное взаимодействие людей).
Развитие человека включает противоположные тенденции: дифференциации - интеграции, траты - восстановления, хаоса - гармонии, потерь - приобретений, регрессивных и прогрессивных преобразований. Например, известно: развитие способности различать все больше оттенков цвета (дифференциация) связано с возрастанием способности по одной увиденной детали воссоздать образ целого предмета (интеграция). Для овладения умением читать необходимо научиться одновременно дифференцировать буквы и интегрировать их в слоги, слова, а затем в предложения; дифференцировать печатный и рукописный текст - и интегрировать смысл текста.
Взаимодействие противоречивых тенденций онтогенеза находится в динамическом равновесии. Так, приобретения, как правило, оказываются обусловлены потерями: новые возможности организма, усложнение психических функций, переход способностей и умений в новое качество, изменение антропометрических показателей, упорядочение органических процессов, то есть любая «новизна», как правило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением в рудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений и прочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными.
Известен целый ряд наглядных примеров взаимосвязи приобретений и потерь в процессе онтогенеза. Так, взлет лингвистических способностей дошкольников (от трех до пяти лет) подготавливает созревание тех отделов мозга, которые ответственны за способность читать, усваивать письменную культуру, но в то же время овладение (старшим дошкольником, младшим школьником) чтением гасит лингвистическую одаренность детей: их потребность в словотворчестве, особенную отзывчивость на слово и нр.
Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте делает поведение ребенка более произвольным, его высказывания - более тактичными, но за счет подавления подкорки теряется непосредственность, искренность младшего школьника. Вследствие созревания коры угасает и непроизвольное, быстрое, универсальное, хотя и «поверхностное» запоминание, но появляется способность запоминать целенаправленно, выборочно, глубоко и на более длительный срок. «Легкое» (по определению К. Д. Ушинского), ничем не ограниченное детское воображение сменяется продуктивным, осмысленным творчеством.
Расширение жизненного опыта ребенка приводит к его «умудренности» - и снижает способность удивляться, восхищаться, гасит любопытство. Потребность в новых впечатлениях, которую ребенок удовлетворяет в любых ситуациях (он умеет получать их, наблюдая за лужей, исследуя тряпку, камешек и ир. ), есть потенциал его развития. Та же потребность для взрослого - источник мучительных переживаний, напряжений и пр.
Все то, что теряется по мере развития, не было бесполезным, недостойным человека. (Ведь не зря художники и поэты ищут способы развития у себя детской непосредственности восприятия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого и легкого, как в детстве, овладения информацией. Бизнесмены учатся играть и т.д.) Более того, без такого «уничтожения» ряда прежних свойств невозможно появление новых характеристик, возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранее функций.
Интересно, что иногда в процессе развития то, что было свернуто, отвергнуто, через некоторое время возрождается в виде нового качества. Например, ушедшая в младшем школьном возрасте на второй план подкорка мозга с 12 лет в силу гормонального взрыва снова начинает определять поведение ребенка, делает его опять более непосредственным, излишне эмоциональным, менее волевым и т.п. А с 16 лет кора вновь определяет поведение, внутреннее состояние, произвольность самовыражения и пр.
В том не часто встречающемся случае, когда свертывания особенностей прошлых возрастных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни, может возникнуть феномен одаренности 1 . Но сохранившиеся «детские» возможности (доверчивость, непосредственность, некритичность, склонность к игре и др.) могут не только украсить жизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требованиям взрослой жизни, часто и осложняют ее. Следовательно, можно говорить о том, что «потери» не только естественны, но и необходимы.
Противоречивость развития обнаруживает себя и в филогенезе: ограничение своих потребностей (например, введение табу, формулирование законов, правил, норм общей жизни) стало основой величия человека.
Современная наука все больше склоняется к тому, что развитие - это диалектическое, противоречивое единство регрессивных и прогрессивных преобразований.
Нефронтальность развития (термин А. А. Бодалева ) проявляется в том, что темпы биологического, психологического, социального развития человека (и в фило-, и в онтогенезе) не совпадают друг с другом. Так, известно, что разные народы и племена, населяющие в настоящее время Землю, несмотря на информационную революцию, глобализацию и др., все еще находятся на принципиально разных стадиях развития: одни живут в каменном веке, другие - в средневековье, третьи - в постиндустриальном мире и т.д. Известно и другое: темпы изменения разных структур любого человека не одинаковы. Достижение человеком высокого уровня физиологической зрелости происходит не одновременно с достижением зрелости интеллектуальной, волевой, социальной. У младенцев сенсорика опережает моторику, в определенный период - пассивная речь ребенка опережает активную и т.н. Особенно наглядно обнаруживает себя нефронтальность развития в подростковом возрасте, когда в разном темпе растут и изменяются разные системы организма: сосудистая и костная, нервная и мышечная и т.д., что делает этот период жизни довольно трудным. Интересно, что даже так остро проявляющаяся в подростковом возрасте нефронтальность не разрушает целостности процесса онтогенеза, целостности человека.
Гетерохронность - неравномерность распределения во времени изменений, происходящих в ходе фило- и онтогенеза, - давно осмыслена наукой. Факт гетерохронности подтверждается, в частности, тем, что традиционно выделяемые наукой периоды возрастного развития - это разные по количеству лет отрезки жизни. Например, период грудного детства (по А. Г. Асмолову ) равен почти году, первого детства - четырем годам, а новорожденности - вообще десяти дням.
О гетерохронности развития человека говорит и такой факт: переход от детства к юности, от юности к зрелости совершается в каждой культуре в одни и те же календарные сроки (в каждой культуре - в свои), а переход к старости представителей одной и той же культуры очень индивидуализирован. Например, один европеец может считать себя (и фактически быть) стариком уже в 40 лег, а другой - воспринимать себя и идентифицироваться окружающими как молодой человек и в 75.
Неравновесность развития человека обнаруживается в том, что фило- и онтогенез - процессы немонотонные. Напротив, в каждом из них (согласно синергетическому подходу) обнаруживаются как спокойные периоды, так и скачки, «взрывы» (зоны бифуркации). И если в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его результаты и особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит, прежде всего, от случайностей и оказывается непредсказуемым. Существенной особенностью развития человека является, таким образом, рядоположеппость, равнозначность закономерностей и случайностей, а также дискретность, прерывистость процесса.
Онтогенез человека в современной науке рассматривается не как линейный или спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цикличности. Он трактуется как волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солнца, определяющего развитие всего живого.
Переход от более спокойных периодов к бифуркации происходит в виде качественного скачка и обусловлен, по версии Л. II. Гумилёва, неравномерным распределением химической энергии во Вселенной, существованием так называемых «волн жизни», вызывающих всплески и падения активности не только природных сил, но и пассиоиар- ности отдельных людей, популяций, народов .
Обратимость. Традиционно и фило-, и онтогенез рассматривались как процессы, направленные в одну сторону - в сторону очеловечивания. Современная наука утверждает: возможно и обратное движение - в сторону расчеловечивания. Обратимость онтогенеза подтверждается, в частности, судьбами детей-маугли, обнаруженных еще в XVII в. в Германии, затем в Индии и т.д. Их возвращение к человеческому образу жизни происходило с большим трудом, они плохо или совсем не научались говорить, стремились ходить на четвереньках, лакать из тарелки, зачастую физически не выживали среди людей. Так, известная Амала прожила лишь четыре года, а ее сестра Камала умерла через два месяца после возвращения из джунглей.
В последнее время и в России зафиксировано появление детей-маугли и предпринимаются попытки их очеловечивания. Отмечено, что за годы жизни среди собак, волков, кошек у ребенка вырастает шерсть, обостряется зрение, появляется способность понимать язык животных. Физически эти дети более развиты, чем их сверстники, оказываются очень гибкими, выносливыми и т.д. Возвращение к человеческому образу жизни стоит такому ребенку и окружающим его взрослым большого труда, но все же поначалу приводит к хорошим результатам. Дети настолько адаптируются, что оказываются способны учиться, некоторые - даже хорошо. Но через некоторое время начинается деградация: они опять начинают лаять, лазать по деревьям, есть траву, зализывать раны. Им становится трудно и неприятно ходить по-человечески, они теряют память, коммуникативные навыки, перестают улыбаться и т.п. Как сложится их дальнейшая судьба, пока не известно.
Открытым остается и вопрос о возможности деградации всего современного человеческого вида, однако представляется, что положительный ответ на него некорректен и не убедителен.
И фило-, и онтогенез являются процессами, как происходящими в настоящее время, гак и бесконечно протяженными в прошлое и будущее, развитие человека в целом - всегда процесс незавершенный.
До последнего времени считалось, что эволюция человека завершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: морфологическая эволюция человека полностью завершена, организм современного человека в основном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т.е. филогенез - процесс продолжающийся.
Направление эволюции сегодня - создание общечеловеческого мозга, коллективной воли, общечеловеческой социальной памяти, утверждение шкалы общих ценностей, правил ее защиты и сохранения и т.п. Нельзя не признать, что этот процесс уже происходит (в частности, благодаря деятельности ООН, ЮНЕСКО, Римского клуба, всемирных олимпиад, международных космических станций, комитетов и т.д.), но является непростым, колебательным, непоследовательным.
Незавершенность онтогенеза проявляется в том, что каждый человек изменяется внешне и внутренне в течение всей своей жизни. Некоторые из этих изменений очевидны, другие скрыты, в одних преобладают приобретения, в других - разрушения, потери, но они характерны для любого периода жизни человека, развитие которого, таким образом, всегда не завершено. Известно, что даже в старости, когда отмирают многие клетки мозга, образуются новые связи между оставшимися клетками, компенсируя деятельность погибших клеток.
Чем отличается человек от животного? В первую очередь возможностью мыслить, рассуждать и выводить свои мысли при помощи членораздельной речи.
Понятие мышления
Мышление - это наивысший этап человеческого познания, осознание тех сторон мира, которые не могут непосредственно восприниматься человеком. Благодаря мышлению, человек не только приспосабливается к условиям окружающей среды, подобно животному, но и активно преображает ее.
Мышление человека состоит из трех взаимосвязанных факторов: понятие, суждение и умозаключение. На этапе понятия человек отслеживает закономерный процессы, которые происходят в жизни общества или окружающей среде. Благодаря таким наблюдениям, человек начинает осознавать их истинность или ложность, вырабатывать собственное мнение на их счет - в этом заключается этап суждения.
Умозаключение соединяет несколько суждений, благодаря которым происходит выработка человеком модели дальнейшего поведения или создание новых вариантов суждений об окружающих вещах и происходящих событиях.
Понятие речи
Речь - это форма общения людей, которая происходит посредством применения языка. Речь позволяет человеку не только познавать окружающий мир, но и передавать информацию другим людям. Речь неотрывно связанная с процессом мышления. Ее существование невозможно без мыслительного процесса.
Ведь речь - это в первую очередь материально ощутимая форма мысли. Речь представляет собой не только строение человеком лингвистических конструкций, но и способность их логического восприятия. Главная функция речи - это коммуникативная функция, благодаря чему происходит общение индивидов между собой, в том числе информационный обмен.
Исходя от формы общения, речь классифицируется на устную и письменную речь. Устная речь подразумевает способность человека говорить и слушать, письменная - читать и писать.
Способность человека к творчеству
Творчество - это процесс деятельности человека, в ходе которого им создаются новые духовные, либо же материальные ценности. Способность человека к творчеству исходит из его способности мыслить.
Способность к творчеству и его взаимосвязь с мышлением можно рассмотреть в следующей схеме:
Я смотрю, как танцуют другие люди (первая фаза мышления - понятие). Я думаю, что это красиво (вторая фаза мышления - суждение). Я знаю, как этот танец улучшить (третья фаза мышления - умозаключение). Я сам танцую танец, который улучшил (творчество).
Мы видим, что способность человека к творчеству представляет собой совокупность анализа и синтеза. Английским психологом Г. Уоллесом были выведены основные фазы творческого мышления:
1. Подготовка - человек формулирует задачу и рассматривает основные пути ее решения.
2. Инкубация - человек забывает о ранее поставленных задачах творческой реализации и полностью переключается на другие вещи. Очень часто на этом этапе попытки творческой реализации прекращаются полностью.
3. Озарение - на интуитивном уровне человек возвращается к идее творческой реализации.
Тема:Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Типы ВНД. Современные представления о механизмах сна и бодрствования.
Специфические особенности внд человека
Анализ и синтез непосредственных сигналов, поступающих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляют 1 сигнальную систему. Характерна для животных и человека.
Словесные сигналы, речь составляют 2 сигнальную систему. Слово – сигнальный раздражитель.
Деятельность коры вызывается словом, как при общении с другими людьми, так и наедине. Представления о предметах и явлениях передаются словом без непосредственного контакта с действительностью. В этом есть определенная опасность отрыва от истины, искажение действительности. Поэтому очень важным является связь первой и второй сигнальных систем, т.е. рассказ должен подтверждаться показом.
Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного мышления, в которой участвуют оба полушария.
Формируется вторая сигнальная система постепенно. У новорожденного имеются в наличии только звуки. Во втором полугодии жизни появляются зачатки речевой деятельности и необходимость освобождаться от врожденных сосательных движений. Если этот автоматизм не ослабеет, то речь формируется нечеткой. Присасывающие действия языка способствуют неправильному произношению некоторых звуков (р, л, ш, ф, с и т.д.)
Этот дефект может остаться на всю жизнь, хотя сосательный автоматизм исчезает.
К концу первого года жизни слово приобретает самостоятельное значение. В два года формируется вторая сигнальная система.
В 6-7 лет слово приобретает ведущее значение.
Развитие речевых двигательных функций должно происходить в строго определенное время. Позже речь уже не развивается. Речь у детей, растущих среди животных может развиваться при обучении не позднее 5-летнего возраста. По видимому, к этому возрасту завершается формирование отделов мозга, обеспечивающих речевую функцию.
Типы внд
Тип ВНД – это совокупность индивидуальных свойств нервной системы, определяющая собой особенности психофизиологических механизмов взаимоотношений организма и среды.
При определении типа ВНД учитывают:
Скорость образования условных рефлексов (УР)
Величину условного рефлекса
Прочность условного рефлекса
Скорость иррадиации и концентрации процессов возбуждения и торможения и др.
Павлов основываясь на: силе, уравновешенности,
Подвижности процессов возбуждения и торможения выделил 3 сильных и 1 слабый тип ВНД
Были выделены крайние типы ВНД, но чаще встречаются типы смешенные. Человеческий генотип под влиянием среды и воспитания превращается в фенотип.
Сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик).
Человек упрямый, нетерпеливый, склонен к риску, бывает агрессивным, нетерпеливый к недостаткам других, подвержен резким сменам настроения. Прямолинеен, незлопамятен.
Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)
Легко привыкает к новым условиям, контактен, склонен к самопереоценке, тяготится однообразием. Легко переживает неприятности. Порой несобран, проявляет поспешность в решениях.
Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)
Молчалив, ровен в отношении с другими, любит аккуратность и порядок во всем. Нетороплив, умеет ждать. Не склонен к быстрой смене настроения. Маловосприимчив к одобрению и порицанию. С трудом приспосабливается к новому.
Слабый тип (меланхолик)
Стеснительный, застенчивый. Теряется в новой обстановке. Не верит в свои силы, мнителен, впечатлителен. Затрудняется в контактах, подвержен влиянию. Легко переносит одиночество. Восприимчив к одобрению и порицанию.
По соотношению между 1 и 2 сигнальными системами (СС) Павлов различал три типа ВНД человека.
Художественный (преобладает 1 СС)
Мыслительный (преобладает 2 СС)
Средний тип (равновесие СС)