Человек который посвятил всю науке. Пролог

День медицинского работника в России начал отмечаться на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях».

«Профессия врача и медицинской сестры особая: во все времена уважали и заслуженно ценили тех, кто делом своей жизни избрал заботу о здоровье людей. Работа медика требует особых качеств, среди которых верность долгу, сочувствие, невозможность оставаться в стороне от чужой боли», — отметила министр здравоохранения Вероника Скворцова , поздравляя представителей этой профессии.

В этот день АиФ.ru вспомнил пять историй людей, которые посвятили свою жизнь спасению других.

Тяжело подсчитать, сколько жизней спас австро-американский исследователь Карл Ландштейнер. Уже сейчас счёт идёт на миллиарды. И это число будет продолжать расти, ведь учёный открыл группы крови. Ещё до этого врачи пытались переливать кровь от одного человека другому, однако удачный исход этой процедуры в то время был чистой удачей.

Карл Ландштейнер родился 14 июня 1868 года в Вене. Его отец довольно рано умер, и мать Фаина воспитывала сына одна. В 1891 году юноша окончил медицинскую школу Венского университета, однако гораздо больше Ландштейнера интересовала химия, в особенности органическая. В дальнейшем учёный будет заниматься лишь одной областью этого широкого направления — иммунолонгией. И сделает открытие, изменившее ход науки.

Зная это, Дженнер решил, что заражать человека коровьей оспой гораздо безопаснее, чем прибегать к вариоляции. Современники сначала высмеяли его инициативу. В газетах того времени неоднократно появлялись карикатуры, на которых были изображены люди с частями тела коровы. Однако общественное осуждение не остановило Дженнера. И вскоре успех его метода привёл к тому, что оспопрививание стало обычной практикой. Стоит отметить, что, несмотря на свои заслуги, врач из Англии никогда не пытался заработать на прививке, считая помощь людям своим долгом.

Джон Франклин Эндерс

В научном сообществе учёного Джона Франклина Эндерса иногда называют «отцом современных вакцин». Такое прозвище он получил за работу в области вирусологии. В 1954 году за свои исследования американец получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Прививка от кори, которую он создал в сотрудничестве с Томасом Веллером и Фредериком Роббинсоном , спасла жизни 120 млн человек. В 1954 году в лаборатории педиатрической больницы Бостона он со своими сотрудниками смог создать штамм, вызывающий иммунитет, но не само заболевание. Именно его разработка послужила основой для создания современных противокоревых вакцин.

Но не только в лабораториях можно найти медиков-героев. Во время войны врачи и медсёстры, рискуя своей жизнью, выносят раненых с поля боя и оказывают им экстренную помощь. Зинаида Туснолобова-Марченко была одной из таких медсестёр. Когда её мужа в 1941 году призвали на фронт, она окончила медицинские курсы и ушла добровольцем на войну. Первое боевое крещение Зинаида получила 11 июля 1942 года. Бой длился трое суток, и она вынесла на себе 40 раненых. За подвиг Туснолобову-Марченко наградили орденом Красной Звезды. Однако уже в 1943 году отважная медсестра приняла участие в сражении, которое оставило её без рук и ног.

Зинаида Туснолобова-Марченко. Фото: Commons.wikimedia.org Полк вёл бой в Курской области. Женщине сообщили, что ранили командира. Туснолобова-Марченко побежала к нему, но была ранена в ногу. Пришлось ползти. Когда медсестра добралась до командира, тот уже умер. Однако в руках у него оставалась папка с секретными бумагами. Женщина схватила её и попыталась доползти до союзников, но очередной взрыв оглушил медсестру. Когда Туснолобова очнулась, по полю уже ходили немцы и добивали тех, кто остался в живых. Защищаться она уже не могла, поэтому притворилась мёртвой. Подойдя к ней, фашист стал бить её прикладом, отчего она вновь потеряла сознание. Но не погибла. Медсестру спасли санитары-носильщики, которые забирали убитых. В госпитале, куда её привезли, врач увидел, что у женщины началась гангрена. Пришлось ампутировать правую ногу до колена, левую ступню, часть правой руки и левую кисть.

Женщина мужественно перенесла все операции, которые часто проводились практически без наркоза. Но боялась возвращаться в таком виде к мужу. Поэтому написала ему письмо, в котором просила забыть о ней. Муж, впрочем, не отказался от любимой. Когда он вернулся с фронта, у семьи родились двое детей.

Мария Боровиченко. Фото: Commons.wikimedia.org

Во время Великой Отечественной войны погибли или пропали без вести более 85 тыс. медиков. Средняя продолжительность жизни санинструктора на передовой в 1941 году составляла 40 секунд. Среди тех, кто не вернулся с фронта, была и Мария Боровиченко. Девушка отправилась на войну, когда ей не было ещё и 17 лет. Однако за подвиги ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Хрупкий подросток не раз удивлял своих командиров. Когда она только попала на фронт, девочка подошла к генералу Родимцеву и рассказала обо всех армейских батареях противника, пулемётных точках и складах с оружием немцев, которые видела, пока добиралась. Боровиченко назначили санитаркой в первый стрелковый батальон 5 воздушно-десантной бригады. И уже через два дня во время боя она вынесла на себе восьмерых солдат, умудрившись застрелить двух фашистов. В 1941 году в сражении около украинского города Конотопа девушка вынесла 20 раненых.

Храбрая медсестра погибла в 1943 году, защищая лейтенанта Корниенко . Осколок снаряда попал ей прямо в сердце. Увековечить память Марии Боровиченко попросили ветераны той части, где она служила. В 1965 году Президиум Верховного Совета СССР выполнил эту просьбу. В том же году режиссёр Суламифь Цыбульник сняла фильм «Нет неизвестных солдат», прообразом главной героини которого стала отважная девочка-подросток.

*Кровяная сыворотка — плазма крови, лишённая белка фибриноген. В сыворотках сохранена большая часть антител, а за счёт отсутствия фибриногена резко увеличивается стабильность.

**Эритроциты — красные кровяные тельца, которые переносят кислород и питательные вещества к тканям и органам.

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЛЮДИ, ПОСВЯТИВШИЕ ЖИЗНЬ НАУКЕ»

ОФОРМЛЕНИЕ:

1. Стихотворение:

«Пусть властно по своей орбите

Нас ритм сегодняшний кружит –

Вернее будущее видит

Лишь тот, кто прошлым дорожит».

Олег Дмитриев

2. Портреты Николая Лобачевского, Эвариста Галуа, Софьи Ковалевской.

СЦЕНАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ.

I ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы хотим поведать вам об ученых-математиках, проявивших свое дарование уже в юном возрасте.

II ВЕДУЩИЙ: Любите ли вы математику? Ответившим «да» общение с великими, посвятившими свою жизнь этой науке, доставит радость от ощущения сотворчества.

III ВЕДУЩИЙ: Для ответивших «нет» такое общение еще нужнее. Не исключено, что сегодняшнее восхищение жизненными свершениями ученых побудит вас к переоценке своего отношения к математике.

I ВЕДУЩИЙ: В представлении многих ученые-математики – «сухари», погруженные в свою науку и ничем другим не интересующиеся. И напрасно! Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке и другим видам искусства.

II ВЕДУЩИЙ: Например, Омар Хайям, живший в XI – XII в. в, был не только математиком. Он был известен как поэт, сочинявший рубаи (четверостишия), в которых отразились опыт долгой и многотрудной жизни, философские раздумья:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

III ВЕДУЩИЙ: Известный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов занимался естественными науками, производством стекла, изучением погоды. И при этом он заложил основы современного русского языка .

I ВЕДУЩИЙ: Французский математик Рене Декарт (1596 – 1650г. г.) увековечил себя в области философии, был занесен в ряд основателей французской прозы нового времени. Последней его работой была пьеса в стихах.

II ВЕДУЩИЙ: И вы, ребята, подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.

III ВЕДУЩИЙ: Известно крылатое изречение Софьи Ковалевской, женщины-математика: «Невозможно быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».

I ВЕДУЩИЙ: Об этом убедительно свидетельствует в своем стихотворении известный российский биохимик :

«Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок и звуков уловит поэт

И повторит волшебная лира.

Молодой вулканолог, глаза заслоня,

Замерев от восторга и страха,

Из струящейся лавы, сквозь море огня,

Слышит явственно музыку Баха.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик.

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть!»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I . Николай Иванович Лобачевский.

«Живые борются, а живы только те,

Чье сердце предано возвышенной мечте,

Кто цель прекрасную поставив пред собою,

К вершинам доблести идут крутой тропою

И, точно факел свой, в грядущее несут

Великую любовь или священный труд!»

(Участники постановки раскланиваются).

Культура

Данная статья посвящена десяти значимым персонам, которые, несомненно, оставили огромный след в жизни многих людей на этой планете. Возможно, кому-то предложенный выбор покажется достаточно однобоким, но это и неудивительно, так как все значимые личности, о которых идет речь в данной статье, считаются таковыми по мнению американцев . Иными словами, можно оспаривать тот факт, что в данный список не попал ни один русский человек, однако нельзя не согласиться с тем, что все люди, представленные в этом списке, оказали огромное влияние (в том числе и негативное) на многие сферы жизни различных людей на нашей планете.


10. Билл Гейтс

Известно, что Билл Гейтс, появившийся на свет в 1955-ом году, создал свою первую компьютерную программу, будучи еще учеником средней школы. Всем известная компания "Майкрософт Корпорейшн" (Microsoft Corporation), одним из основателей которой является Билл Гейтс, появилась в 1975 году, а спустя 18 лет, в 1993-ем году, Гейтс был официально объявлен самым богатым человеком на Земле . Несмотря на далеко неоднозначное отношение к продукции, предлагаемой корпорацией Гейтса, нельзя отрицать того, что данный человек не только произвел настоящий переворот в компьютерном программном обеспечении, но и сделал много хороших и полезных вещей. К примеру, Билл на свои деньги основал несколько крупнейших благотворительных фондов, преследующих благие цели по всему миру (к примеру, борьба с полиомиелитом и так далее).

9. Мартин Лютер Кинг (1929-1968)

Несмотря на тот факт, что Мартин Лютер Кинг являлся американским гражданином, активно боровшимся за права чернокожих жителей, против расовой дискриминации и расизма, этот человек стал известен далеко за пределами Соединенных Штатов Америки. Это был настоящий идейный борец, который вдохновлялся своим духовным наставником и борцом за независимость Индии, Махатмой Ганди. Несмотря на крайне остро стоявшую проблему расовой дискриминации чернокожего населения в США , Кинг всегда выступал за мирные методы решения вопроса, будучи при этом непревзойденным оратором. В 1964-гому Кингу была вручена Нобелевская премия мира. И, несмотря на тот факт, что Кинг был убит в 1968-ом году, его помнят до сих пор, так как, по мнению многих, данному человеку удалось достичь невозможного, заставив белое население Америки прислушиваться и уважать мнение чернокожего населения.

8. Нельсон Мандела

Другим не менее известным борцом за права человека, посвятившим свою жизнь жесткому противостоянию апартеиду – политике расового подавления определенных групп населения в Южной Африке, при котором чернокожие люди не имели даже права голоса – являлся Нельсон Мандела, родившийся в 1918 году. За свою жесткую непримиримую позицию в борьбе против расистского правительства Манделу арестовали в 1964-ом году. Из застенок будущий президент Южно-Африканской республики вышел лишь через 26 лет, причем был почти сразу избран лидером государства. В 1993-ем году Нельсон Мандела также получил Нобелевскую премию мира за свои заслуги в борьбе с апартеидом.


7. Адольф Гитлер (1889-1945)

Германский лидер, пришедший к власти в 1933-ем году, оставил, несомненно, не только один из самых значительных следов в истории человечества, но и самый кровавый и разрушительный след. Лютая ненависть к евреям, гипертрофированные представления о праве на преимущество арийской расы на нашей планете, а также маниакальная приверженность своим идеям – все это привело к гибели десятков миллионов людей в Восточной Европе. И хотя дьявольским планам Адольфа Гитлера не суждено было осуществиться, этого человека вряд ли удастся стереть из людской памяти (впрочем, как и многих других диктаторов).


6. Альберт Эйнштейн (1879-1955)

Эйнштейн, которого по праву считают величайшим физиком всех времен и народов, стал настоящим символом гениальности. Когда Альберту Эйнштейну удалось в 1919-ом году доказать одну из своих самых значительных работ – общую теорию относительности – ученые всего мира признали гений этого человека, в результате чего ему в 1921-ом году была вручена Нобелевская премия за достижения в физике. К сожалению, несмотря на тот факт, что Эйнштейн был несомненным пацифистом , его научные изыскания помогли впоследствии другим исследователям создать атомную бомбу. Эйнштейн настолько тяготился данным фактом, что за неделю до своей смерти в письме, адресованном Бертрану Расселу (Bertrand Russell), британскому философу и ярому стороннику ядерного разоружения, заявил о своей готовности подписаться под воззванием ко всем странам, призывающим отказаться от использования энергии атома в военных целях.

5. Махатма Ганди (1869-1948)

Махатма Ганди, духовный лидер индийского народа и борец за независимость данной страны от Великобритании, начал свою карьеру в качестве обычного юриста, уже потом занявшись политическими вопросами. Он возглавил мирное движение гражданского неповиновения режиму Британии в Индии, и вел активные переговоры с руководителями Туманного Альбиона вплоть до 1947-го года , когда его страна получила независимость. Фактически, Ганди стал настоящим воплощением независимости для всех индийцев на все времена! Махатма Ганди известен также своим скромным жизненным укладом и призывами к религиозной толерантности, что, несомненно, только способствовало укреплению народной любви и вере народа в своего лидера.

4. Карл Маркс (1818-1883)

Можно сказать без преувеличения, что идеи немецкого мыслителя Карла Маркса в области экономики и социологии изменили мир. Маркс относился к числу тех социальных философов, которые были недовольны буржуазным устройством мира, предрекая всем в будущем социальное равенство. Конечно, многим из нас Маркс известен, прежде всего, своей монументальной работой под названием "Капитал", однако прославился он и написанным совместно с Фридрихом Энгельсом , другим немецким философом, трудом под названием "Манифест коммунистической партии" (именно оттуда взялась известная фраза – "Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма"). Как известно, именно идеи Карла Маркса вдохновляли российских революционеров и коммунистов. В 1950-ом году уже половина жителей нашей планеты жили в странах, где правил коммунистический режим!

3. Чарльз Дарвин (1809-1882)

Наверное, нет нужды никому объяснять, что именно Чарльз Дарвин стал основоположником современной теории эволюции. Конечно, все началось не сразу. Первые мысли на эту тему начали формироваться у Дарвина еще в тот период, когда он отправился в кругосветное путешествие в качестве натуралиста на судне королевского флота под названием "Бигль" (1831-1836). И уже остаток всей своей жизни Дарвин посвятил развитию этих идей. Главный труд его жизни, опубликованный в 1859-ом году – "Происхождение видов" – вызвал жесткую реакцию консервативного общества. И это неудивительно: фактически, Дарвин выступил открыто против Библии и версии божественного сотворения окружающего мира, заменив это теорией эволюционного развития всех живых существ. Именно тогда человечеству впервые пришлось пытаться осмысливать тот факт, что прямыми предками людей были человекообразные обезьяны (по мнению Дарвина).

2. Уильям Шекспир (1564-1616)

Появление Уильяма Шекспира в этом списке наиболее значимых людей в истории человеческой не случайно. На самом деле, Шекспир был признан подавляющим большинством голосов самым великим англоязычным драматургом в истории человечества. С учетом того, что данная десятка составлялась по мнению американцев, этот выбор не удивителен. Но что бы там ни говорили злые языки, Шекспир, как писатель, оказал огромное влияние на всю мировую драматургию . Он начинал как обычный актер, а в итоге написал 154 поэмы и 37 пьес, среди которых самыми известными стали "Гамлет", "Король Лир", "Ромео и Джульетта", "Макбет" и так далее. Влияние Уильяма Шекспира оказалось настолько велико, что благодаря его творчеству, английский язык пополнился более чем 1700-ми новых слов.

1. Христофор Колумб (1451-1506)

Наверное, было бы удивительно, если бы в списке самых значимых персон в мире, составляемом американцами, не оказалось бы Христофора Колумба, одного из самых знаменитых путешественников и первооткрывателей. Ведь, как считается, это именно благодаря его поискам побережья так называемой Западной Индии, европейским переселенцам открылись целых два материка, которые впоследствии назвали Америкой (а уж оспаривать влияние Америки на весь мир вряд ли кто-то решится) . Помимо всего прочего, Христофор Колумб прославился как талантливый мореплаватель. Считается, что из всех достоверно известных путешественников, это именно он первым пересек Атлантический океан, плавал в Карибском море и вообще подарил Европе целый новый мир.


Переоценить заслуги академика Владимира Бехтерева сложно: его стараниями в области психиатрии сделано немало важных открытий. Продолжательницей дела великого ученого стала внучка - . На ее долю выпало немало испытаний: детство в детдоме с клеймом дочери врага народа, голод в блокадном Ленинграде… Однако она выжила и направила все свои силы на развитие отечественной науки.




Наталья Бехтерева прожила тяжелую жизнь: беззаветное детство закончилось в один миг, когда в 1937 году арестовали и приговорили к расстрелу, а мать - отправили в ссылку в лагеря. Тогда 13-летняя девочка попала в интернат, поскольку никто из родственников не осмелился взять на воспитание дочь врага народа. Наталья прилежно училась, и после окончания школы смогла подать документы в восемь институтов Ленинграда. О медицинской карьере она не думала, но судьба не оставила ей выбора: после эвакуации вузов в связи с началом Великой Отечественной войны в городе остался работать только мединститут. Сюда-то и поступила Наталья Бехтерева.



Учеба оказалась увлекательной. Несмотря на ужасные условия жизни, голод и нищету блокадного Ленинграда, Наталья смогла посвятить всю себя науке и решилась на диссертационное исследование. Молодого ученого интересовало все, что было связано с деятельностью головного мозга, и она невероятно обрадовалась возможности принимать участие в лабораторных исследованиях.



На заре изучения специфики работы мозга ученые ставили примитивные опыты, чтобы овладеть элементарными знаниями о том, как устроен человеческий мозг. Во время операции пациент находился в сознании, и врачи пропускали электроды через отдельные участки мозга. Реакция "подопытного" свидетельствовала о том, за какой вид деятельности отвечал тот или иной отдел мозга, чаще всего наблюдались проблемы с произношением слов, или же пациент описывал увиденные галлюцинации. Постепенно Бехтерева возглавила это направление, ей принадлежит множество научных исследований о том, как работает человеческий мозг, какова природа мышления, какие механизмы задействованы при запоминании.



Наталья покорила немало карьерных высот: вначале возглавила научную лабораторию, затем стала академиком РАМН. Несмотря на беззаветное служение науке, Бехтерева не только нашла единомышленников, но и нажила немало врагов. Из зависти на нее строчили анонимки, вспоминали о прошлом, клеймили отцом. Тяжелейшие испытания ей довелось пережить в 1990-е годы: тогда она потеряла мужа (причиной стала смерть после инсульта) и приемного ребенка, которые покончил с собой.
До конца своей жизни Наталья Бехтерева занималась наукой, научные разыскания сравнивала с поиском жемчужин. Исследовательница была убеждена, что в деятельности мозга еще много непознаного, верила в вещие сны и не признавала клинической смерти, с уважением относилась к предсказаниям Ванги и утверждала, что социум в своем развитии следует тем же механизмам, которые присущи работе мозга.

Наталья Бехтерева - ученый с мировым именем. Ее деятельность - яркий пример того, каких результатов может добиться

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЛЮДИ, ПОСВЯТИВШИЕ ЖИЗНЬ НАУКЕ»

ОФОРМЛЕНИЕ:

1. Стихотворение:

«Пусть властно по своей орбите

Нас ритм сегодняшний кружит –

Вернее будущее видит

Лишь тот, кто прошлым дорожит».

Олег Дмитриев

2. Портреты Николая Лобачевского, Эвариста Галуа, Софьи Ковалевской.

СЦЕНАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ.

I ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы хотим поведать вам об ученых-математиках, проявивших свое дарование уже в юном возрасте.

II ВЕДУЩИЙ: Любите ли вы математику? Ответившим «да» общение с великими, посвятившими свою жизнь этой науке, доставит радость от ощущения сотворчества.

III ВЕДУЩИЙ: Для ответивших «нет» такое общение еще нужнее. Не исключено, что сегодняшнее восхищение жизненными свершениями ученых побудит вас к переоценке своего отношения к математике.

I ВЕДУЩИЙ: В представлении многих ученые-математики – «сухари», погруженные в свою науку и ничем другим не интересующиеся. И напрасно! Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке и другим видам искусства.

II ВЕДУЩИЙ: Например, Омар Хайям, живший в XI – XII в.в, был не только математиком. Он был известен как поэт, сочинявший рубаи (четверостишия), в которых отразились опыт долгой и многотрудной жизни, философские раздумья:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

III ВЕДУЩИЙ: Известный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов занимался естественными науками, производством стекла, изучением погоды. И при этом он заложил основы современного русского языка.

I ВЕДУЩИЙ: Французский математик Рене Декарт (1596 – 1650г.г.) увековечил себя в области философии, был занесен в ряд основателей французской прозы нового времени. Последней его работой была пьеса в стихах.

II ВЕДУЩИЙ: И вы, ребята, подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.

III ВЕДУЩИЙ: Известно крылатое изречение Софьи Ковалевской, женщины-математика: «Невозможно быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».

I ВЕДУЩИЙ: Об этом убедительно свидетельствует в своем стихотворении известный российский биохимик М.В.Бромлей:

«Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок и звуков уловит поэт

И повторит волшебная лира.

Молодой вулканолог, глаза заслоня,

Замерев от восторга и страха,

Из струящейся лавы, сквозь море огня,

Слышит явственно музыку Баха.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик.

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть!»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I . Николай Иванович Лобачевский.

IV ВЕДУЩИЙ: 1 декабря 1792 года в Казани в семье землемера Ивана Максимовича Лобачевского родился мальчик Коля – будущий великий геометр Николай Иванович Лобачевский, совершивший революционный переворот в геометрии и философии, наш «Коперник геометрии», как называл его английский математик Клиффорд. Николаю не исполнилось еще полных десяти лет, когда умер его отец. Осталась Прасковья Александровна Лобачевская с тремя малолетними сыновьями без средств.

V ВЕДУЩИЙ: Николай – светлоглазый мальчик с высоким лбом и тонким изящным носом – был средним по возрасту. Потребовались энергичные усилия его мамы, чтобы добиться зачисления сыновей в Казанскую императорскую гимназию на казенный счет.

СЦЕНКА. Действующие лица: I ВЕДУЩИЙ,

II ВЕДУЩИЙ,

Коля Лобачевский,

учитель математики,

учитель словесности,

председатель комиссии.

I ВЕДУЩИЙ: Кажется, при поступлении в гимназию надо было еще экзамен выдержать успешно?

II ВЕДУЩИЙ: А как же! На вступительном экзамене девятилетнему Коле Лобачевскому предлагались различные вопросы.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Нуте-с, молодой человек, прошу Вас решить такую задачу: бассейн получает воду из четырех труб; первая наполняет его за 1 час, вторая – за 2 часа, третья – за 3 часа, а четвертая – за 4 часа. Надлежит Вам ответить, сколько потребуется времени для наполнения бассейна, если все четыре трубы открыть одновременно? (Склоняется к другим преподавателям): Задача-то не из простых. Тут надобно дроби знать.

I ВЕДУЩИЙ: Коля мгновенно решил задачу в уме.

КОЛЯ: часа.

(Оживление в экзаменационной комиссии): Поразительно! Мальчик даже ничего не записывал.

II ВЕДУЩИЙ: Коле стали задавать более сложные задачи. Он на лету схватывал условие и сразу давал правильный ответ.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ (обращается к комиссии): Да-а! Весьма незаурядный молодой человечек.

УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ (обращается к Коле): А прочтите нам свое любимое стихотворение.

I ВЕДУЩИЙ: Интересно, что же Коля выбрал?

II ВЕДУЩИЙ: Не только интересно, но и поразительно. Он громко и уверенно продекламировал по-латыни отрывок из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене».

УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ: А русские стихи знаешь?

КОЛЯ: Стихотворение Михаила Васильевича Ломоносова.

«Случились вместе два астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит,

Другой – Земля с собой планеты водит.

Один Коперник был, другой слыл Птолемей…»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ (торжественно): Зачислен!

IV ВЕДУЩИЙ: Коля, живой, серьезный, энергичный, учился в гимназии, а затем и в университете очень успешно, с большим трудолюбием. Кроме обязательных – латинского и немецкого языков, он самостоятельно изучил французский и греческий настолько, что мог читать серьезные книги по математике и философии, которые брал в гимназической библиотеке. В редкие минуты, свободные от занятий, или готовясь к уроку словесности, сочинял стихи.

КОЛЯ: «Колумб отважно вдаль стремился,

Ища желанных берегов,

Но долог путь. И становился

Слышнее ропот моряков.

А он глядит на океан,

В волненьи тяжко дышит грудь.

Вопрос – исполню ль я свой план

И верно ль мой намечен путь?

И вот сбылись его мечты:

- Земля! – воскликнул человек.

- Колумб! – кричат матросы. – Ты

Прославил родину навек!»

V ВЕДУЩИЙ: В 19 лет Лобачевский окончил университет, получив степень магистра наук, а в 24 стал уже профессором математики. Велик вклад Николая Ивановича Лобачевского в науку. Он создал «неевклидову геометрию». Открытия Лобачевского на полвека опередили развитие математической мысли того времени. Поэтому при жизни он попал в тяжелое положение «непризнанного ученого»:

«Николай Иванович, прости нам,

Так устроен уж евклидов мир.

В жизни воздается и кретинам,

После смерти – гениям одним!»

IV ВЕДУЩИЙ: 12 февраля 1856 года Лобачевский скончался. Через 40 лет после его смерти перед зданием Казанского университета был установлен памятник великому математику, созданный русским скульптором Марией Диллон.

«Высокий лоб, нахмуренные брови,

В холодной бронзе – отраженный луч…

Но даже неподвижный и суровый

Он, как живой, - спокоен и могуч.

Когда-то здесь, на площади широкой,

На этой вот казанской мостовой,

Задумчивый, неторопливый, строгий,

Он шел на лекции – великий и живой.

Пусть новых линий не начертят руки,

Он здесь стоит, взнесенный высоко,

Как утверждение бессмертья своего,

Как вечный символ торжества науки».

(В.Фирсов)

2. Эварист Галуа.

I ВЕДУЩИЙ: 26 октября 1811 года в семье директора пансиона Никола - Габриэля Галуа родился сын Эварист. Первоначально мама Эвариста сама заботилась о его образовании, имевшем преимущественно гуманитарное направление. Читая Плутарха, Корнеля, Расина, мальчик жадно впитывает свободолюбивые идеи классиков. Когда Эваристу исполнилось 12 лет, его определили в Королевский колледж в Париже, где он становится одним из наиболее успевающих воспитанников. За стихи на латинском языке и переводы с греческого он получает призы и похвальные листы. Но довольно скоро литература, история, риторика перестают удовлетворять пытливый ум Эвариста. Увлеченность гуманитарными предметами гаснет.

IV ВЕДУЩИЙ (как будто читает приказ): «Ввиду рассеянного поведения и недозревшего ума Эварист Галуа оставлен на второй год в классе риторики».

V ВЕДУЩИЙ: Сделавшись второгодником, Эварист начал посещать и математический класс. Там сразу же обнаружились его исключительные способности. Отныне только на математику направлены его помыслы. Побоку литературу, риторику и историю! Уговоры преподавателей не действовали. Юноша твердо и бесповоротно вступил на тропу самостоятельных математических исследований.

IV ВЕДУЩИЙ: В 17 лет Галуа опубликовывает в одном математическом журнале свое первое научное сообщение: «Доказательство одной теоремы о периодических непрерывных дробях». Вскоре он сделал новые, еще более значительные открытия в теории решения уравнений и направил несколько научных статей в Академию наук. Оценить работу взялся самый знаменитый французский математик Огюстен Луи Коши. Однако рукописи были утеряны.

I ВЕДУЩИЙ: На вступительном экзамене а Политехнической школе Эварист провалился. Экзаменатор предложил Галуа трудные уравнения. 17-летний юноша набросал на классной доске оригинальное решение. Не поняв способа решения, экзаменатор рассмеялся.

ГАЛУА: Весь мой экзамен сопровождался сумасшедшим хохотом экзаменаторов. Почему экзаменаторы задают поступающим такие запутанные вопросы? Откуда взялась эта манера нагромождать в вопросах искусственные трудности? Неужели кто-нибудь думает, что наука слишком проста?

V ВЕДУЩИЙ: Неудачи всю короткую жизнь преследовали Эвариста Галуа. В 1830 году 19-летний Галуа представляет на конкурс в Академию наук три манускрипта. Казалось бы, теперь все будет хорошо. Рукопись Эвариста начал читать сам Фурье – великий математик, не ретроград. Уж он - то оценит новизну и своеобразие математических открытий Галуа! Однако, Фурье стар и вскоре умирает. А рукопись Галуа куда-то таинственно исчезает, как и в прошлый раз из рук Коши.

IV ВЕДУЩИЙ: Летом 1830 года Июльская революция устраняет во Франции власть короля Карла Х. Эварист со всем пылом своей натуры принимает сторону революционеров. Когда вместо установления республики на престол был возведен новый король Луи-Филипп, Галуа негодует, считая это изменой идеалам, за которые сражались на баррикадах. За это его лишают права посещать лекции в высшей школе. Галуа бедствует, но не сдает свои гражданские и научные позиции.

ГАЛУА: «Заходил паренек в сюртучке небогатом,

Чтобы в лавке табак и мадеру купить.

Приглашала любезно, как младшего брата,

Разбитная хозяйка и впредь заходить.

Провожала до двери, вздыхая устало,

Вслед ему разводила руками: «Чудак!

На четыре сантима опять обсчитала,

А четыре сантима теперь не пустяк!

Кто-то мне наболтал, будто видный ученый,

Математик какой-то мосье Галуа.

Как же может открыть мировые законы

Эта вот, с позволенья сказать, голова?!»

Но всходил на мансарду обманутый ею,

Брал заветный набросок в чердачной пыли

И доказывал вновь с беспощадностью всею,

Что хозяева сытых желудков – нули».

(Алексей Марков)

I ВЕДУЩИЙ: Непонятый и непризнанный гениальный Галуа по характеристике самого префекта полиции – «неистовый республиканец», политический смутьян. И полиция подстраивает ему дуэль. Наступившим утром 30 мая 1832 года случайный прохожий заметил на лужайке тяжело раненого в живот молодого человека. Это был Галуа. Раненого отвезли в больницу, где он скончался утром следующего дня на 21 году жизни. Похоронили его в общей могиле на кладбище Монпарнас. Ныне от этого погребения не осталось и следа.

V ВЕДУЩИЙ: В ночь перед дуэлью Эварист написал, адресуясь «ко всем республиканцам»:

ГАЛУА: «Жизнь моя угасла в жалкой лужице клеветы… Прощайте! Я отдал свою жизнь на благо народа!»

V ВЕДУЩИЙ: Полное признание пришло к Галуа только в семидесятых годах XIX века. Теперь имя Эвариста Галуа – юноши гордого и честного, гения с удивительной судьбой, - одно из самых именитых и популярных в математике.

3. Софья Васильевна Ковалевская.

II ВЕДУЩИЙ: 15 января 1850 года в Москве в семье артиллерийского генерала, крупного помещика Корвин - Круковского родилась дочь Софья, будущая «принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская. За маленький рост и худощавую фигурку родные прозвали ее Воробышком. Когда Софе было 6 лет, семья генерала переехала в свое имение Палибино Витебской губернии. В те годы девочкам даже из дворянских и помещичьих семей можно было получать образование только дома, без возможности продолжить обучение в высшей школе.

III ВЕДУЩИЙ: Жизнерадостная девочка с круглым и необыкновенно выразительным лицом, с ямочкой на подбородке и глазами, то блестящими и искрящимися, то мечтательными, училась усердно, настойчиво и самостоятельно осмысливая все, что изучала.

СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ: Из воспоминаний детства Софьи Ковалевской. Удивительный случай произошел со мной в детстве. Когда в нашем доме шел ремонт, на детскую комнату не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь простой бумагой. Но по счастливой случайности на эту предварительную оклейку пошли записи лекций по высшей математике, которые читал один из крупнейших русских ученых XIX века Михаил Васильевич Остроградский в Петербургской Академии наук. Листы, испещренные странными, непонятными формулами, обратили на себя внимание. Целые часы проводила я около стен детской комнаты, пытаясь понять написанный на них текст. От этого внешний вид многих формул и сопровождающие их слова врезался мне в память.

II ВЕДУЩИЙ: Когда через несколько лет 15-летняя Соня брала первые уроки высшей математики, ее преподаватель удивился, как скоро она усвоила сложнейший понятия этой науки. А дело было в том, что в ту минуту, когда он объяснял ей эти понятия, девочка вдруг вспомнила слова из лекций Остроградского, которые она когда-то заучивала, глядя на стены своей комнаты.

III ВЕДУЩИЙ: Рано пристрастившаяся к чтению, в 12 лет Соня твердо решила стать поэтессой. Однако к 18 годам определилось ее призвание: в науку, в математику!

Для девушки ее круга такая цель могла реализоваться только за границей. Но для этого надо было получить так называемый «вид на жительство» за границей, который давали только замужним женщинам. И вот в сентябре 1868 года 18-летняя Софья вышла замуж за соседа по имению Владимира Ковалевского и через год уехала с мужем в Германию.

КОВАЛЕВСКАЯ: «Вот теперь пора настала

Променять мечты на дело,

И вперед она взирает

Так уверенно, так смело.

Не пугает ее вовсе

Незнакомая дорога.

В ее сердце много веры

И надежд в душе так много».

II ВЕДУЩИЙ: В Берлинском университете Софье не разрешили посещать лекции: «Здесь женщин не принимают». С большим трудом ей удалось попасть к знаменитому немецкому математику Вейерштрассу. Вскоре Ковалевская стала его любимой ученицей. В одном из своих стихотворений Софья писала:

КОВАЛЕВСКАЯ: «Если ты в жизни хотя на мгновенье

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Что бы, в решенье своем неизменном,

Рок ни назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется черною мглой –

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Лживые призраки, злые виденья

Сбить тебя будут пытаться с пути;

Против всех вражеских козней спасенье

В собственном сердце ты сможешь найти;

Если хранится в нем искра святая,

Ты всемогущ и всесилен, но знай,

Горе тебе, коль врагам уступая,

Дашь ты похитить ее невзначай!

Лучше бы было тебе не родиться,

Лучше бы истины было не знать,

Нежели, зная, от ней отступиться,

Нежели правду на ложь променять.

Ведь грозные боги ревнивы и строги,

Их приговор ясен, решенье одно:

С того человека и взыщется много,

Кому было много талантов дано…»

III ВЕДУЩИЙ: Геттингентский университет Софья Ковалевская закончила «с наивысшей похвалой» с присуждением ей степени доктора математики и магистра изящных искусств. В 1888 году Парижская Академия наук удостоила Софью Ковалевскую премии. 8 лет Ковалевская преподавала математику в Стокгольмском университете в Швеции. Ранняя смерть оборвала научную и педагогическую деятельность Софьи Васильевны. Она скончалась от воспаленья легких 10 февраля 1891 года в возрасте 21 года.

II ВЕДУЩИЙ: Один из ее шведских друзей поэт Франц Лефлер написал стихотворение:

На смерть С.В.Ковалевской.

«…Прощай! Тебя мы свято чтим,

Твой прах в могиле оставляя;

Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя…

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами,

Покуда чудный звездный свет

С небес на землю будет литься

И в сонме блещущих планет

Кольцо Сатурна на затмится».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

(На сцене все).

Минута памяти. Зажигаются свечи. Торжественная музыка. По очереди показывают портреты героев сценария.

I ВЕДУЩИЙ: Конечно, не обо всех выдающихся математиках, проявивших свое дарование в юные годы, мы смогли рассказать. Да и не все знаменитые ученые раскрыли свои способности в юные годы.

IV ВЕДУЩИЙ: И заканчиваем мы свое выступление строчками стихов Виктора Гюго.

«Живые борются, а живы только те,

Чье сердце предано возвышенной мечте,

Кто цель прекрасную поставив пред собою, науках , в технике. Оформление ... науке Сценарий вечера Оформление ... сам, Евклид, посвятил им всю 13-ю...

  • Внеклассное мероприятие по математике «Математика и красота» Учитель 2008-2009 уч год Внеклассное мероприятие по математике " Математика и красота"

    Внеклассное мероприятие

    Школа». Внеклассное мероприятие по... внеклассных часов, показ взаимосвязи математики и красоты в искусстве, в природе, в других науках , в технике. Оформление ... науке , прикосновения души к прекрасному. Сценарий вечера Оформление ... Евклид, посвятил им...

  • Методические разработки

    ... Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие ... оформления сценария ... людей преждевременно. Поэтому, люди ... посвятить свою жизнь ... науки ; ...

  • Сборник № 2 методические разработки внеклассных мероприятий

    Методические разработки

    ... Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов "Посиделки"...9 Гурьева С. И., Внеклассное мероприятие ... оформления классного помещения для проведения собрания-праздника; 3.подготовка сценария ... людей преждевременно. Поэтому, люди ... посвятить свою жизнь ... науки ; ...