Черногорцы — прекрасный народ Монтенегро. Гуськова Елена

Но претендующей, как и Черногория, на полную самостоятельность, на востоке – с Албанией. Южные границы Черногории омывает Адриатическое море.

Численность населения – около 700 тысяч человек. Страну населяют черногорцы (около 62 %), сербы (10 %), албанцы (6,5 %), бошняки (14 %), другие народы.

Основным вероисповеданием в Черногории является православное христианство, однако албанцы и бошняки исповедуют ислам.

Официально государственным языком в Черногории является черногорский, который на деле представляет собой один из диалектов сербскохорватского языка.

После состоявшегося 21 мая 2006 г. референдума Черногория является самостоятельной республикой, возглавляет которую президент. Высший орган законодательной власти – Скупщина.


Столица – Подгорица (Черногория).

Краткий очерк истории

Первые славяне на территории современной Черногории появляются в VI – VII веках н.э. в связи с великим переселением народов. Их племена приходят из-за Карпатских гор и сталкиваются с исконным населением – иллирийцами , а также пришедшими сюда в первых веках нашей эры римлянами, остготами, греками . В VII веке на Балканы приходят очень сильные племена двух славянских народов – сербов и хорватов , которые достаточно быстро подчиняют себе другие славянские племена и ассимилируют или теснят неславянское население. На новых территориях расселения сербы и хорваты создают ряд небольших государственных образований, которые не только охраняют внешние границы, но и стремятся расшириться за счет захвата территории других славянских и неславянских государств.

На территории современной Черногории сербское племя дуклян в начале IX века создает небольшое княжество Дукля , или Диоклея . Оно, как и другие сербские княжества, ведет завоевательную политику, но уже в конце IX века Дукля попадает в зависимость от Византии. В это время здесь утверждается христианство по восточному, православному образцу. При князе Воиславе (годы правления: 1031 – 1051) дукляне выходят из подчинения Византии. Вскоре они завоевывают сербские жупы Хум и Травунию (1) и в 1077 году образуют королевство Зета , получившее название по реке Зета, притоку р. Морача. Первым королем Зеты становится князь Михаил , который ведет активную завоевательную политику, покоряя сербские государства Рашку, Боснию, Требине. При его преемнике, короле Бодине (приблизительные годы правления: 1082 – 1101), под властью государства Зета объединяются все сербские земли. Однако уже в конце 80-х годов XII века расстановка сил меняется, и Зета входит в состав сербского государства Неманичей и вновь приобретает независимость только во второй половине XIV века после смерти Стефана Душана (1355). Независимым государством Зета управляют жупаны (князья) Балшичи (1366 – 1421) и Черноевичи (1430 – 1499). Во время правления последних на территории Зеты начинают претендовать Венеция и Османская империя. Поначалу славянам удается удержать свои земли, однако в 1444 году жители приморских городов вынуждены были признать верховную власть Венеции. Зета получает новое название – Монтенегро, что переводится с венецианского диалекта итальянского языка как «Черная Гора», «Црна Гора».

В конце XV века Черногорию, за исключением некоторых приморских городов, остававшихся во владении венецианцев, захватили турецкие войска (2). Однако черногорцы активно выступали против турок и уже к началу XVII века после войны между империями Габсбургов и османов (1593 – 1606) добились частичной независимости.

Во время турецкого правления в стране возобновились и усилились племенные отношения, при которых власть сосредоточивалась в руках племенных старейшин. Между племенами нередко возникали ссоры за земельные владения, вражда между черногорцами-христианами и черногорцами, принявшими ислам (потурченцами), имела и религиозную, и экономическую, и культурную основу. Сдержать эту борьбу смог только митрополит Данило Петрович Негош (годы правления: 1696 – 1735), сосредоточивший в своих руках власть не только церковную, но и политическую. Он стал основателем династии Негошей, во время правления которой власть переходила от дяди к племяннику. При Негошах – Петр I Петрович Негош (годы правления: 1782 – 1830), Петр II Петрович Негош (1830 – 1851) – укрепляются связи между Черногорией и Россией. В ходе австро-русско-турецкой войны (1781 – 1830) черногорцы выступают на стороне России против Османской империи и добиваются полной независимости от османов. В первой половине XIX века в Черногории укрепляется центральная власть, создается черногорская гвардия, учреждается Правительственный сенат старейшин племен, открываются светские начальные школы. Данило II (1851 – 1860) отказывается от духовного сана и становится первым светским правителем Черногории. Он провозглашает Черногорию наследственным княжеством, а его преемник Николай I (1860 – 1918) в 1910 году получает от Народной скупщины титул короля.

В начале ХХ века Черногория оказывается втянутой в балканские войны (1912 – 1913) и расширяет свои территории. Во время Первой мировой войны она выступает на стороне Сербии против Австро-Венгрии, но в январе – феврале 1916 года ее территория была оккупирована австро-венгерскими войсками. После распада Австро-Венгрии осенью 1918 года Великая скупщина принимает решение о вхождении Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). При этом не учитывается мнение той части черногорцев («зелёных»), которая выступала за автономию своего государства и оставалась лояльной по отношению к свергнутой с трона в 1918 году династии Петровичей Негошей. В 1919 году «зелёные» подняли восстание против сербской армии и «белых» – черногорских сторонников сербской армии. Восстание было подавлено, однако раскол внутри Черногории сохранился и давал о себе знать во все последующие годы.

В апреле 1941 года территория Черногории оккупирована итальянскими, а в 1943 – немецкими войсками, однако уже в ноябре 1943 было создано Краевое антифашистское вече народного освобождения, которое в июле 1944 превратилось в Антифашистскую скупщину, а в апреле 1945 – в Народную скупщину Черногории. В 1945 Черногория вошла в состав Югославии. 31 декабря 1946 была принята конституция Народной Республики Черногории.

Дальнейшая судьба Черногории тесно связана с судьбой Югославии в целом.

Новые трения между сторонниками автономии Черногории и сторонниками просербской ориентации возникли в середине 50-х годов ХХ века, затем – в конце 60-х годов. Однако тоталитарному правительству И. Б. Тито их удавалось сдерживать. После смерти правителя (1980) новым политическим лидерам Югославии не удается разрешить этнические, религиозные и политические противоречия, накопившиеся за много лет искусственного сосуществования югославских народов. В 1990 году к власти в югославских республиках приходят националисты, в связи с чем начинается стремительный распад государства, сопровождающийся военными действиями, и СФРЮ покидают Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В 1992 году Черногория вместе с Сербией сформировали Союзную Республику Югославии (СРЮ), однако Черногория так же, как и другие республики, стремится к политической самостоятельности. Идеи самостоятельности Черногории укрепляются после военного конфликта в Косове и бомбардировок НАТО территории Югославии в 1999 году. 5 августа 1999 правительство Республики Черногории опубликовало Платформу новых отношений с Республикой Сербией, призывавшую к пересмотру статуса Черногории и избирательного законодательства. Конституционный суд СРЮ признал такой пересмотр неправомочным.

После ухода с поста президента СРЮ С.Милошевича и прихода к власти В.Коштуницы снова возник вопрос о предоставлении Черногории самостоятельности. В феврале 2003 года СРЮ была ликвидирована, а вместо неё возникло Государственное Содружество Сербии и Черногории (СиЧ). Полной самостоятельности Черногория добилась только спустя три года, после проведения 21 мая 2006 г. референдума, на котором большинство жителей Черногории проголосовало за отделение от Сербии.

Примечания
1. Хум , или Хумская земля , - область, расположенная между г. Дубровником (Хорватия) и р. Неретвой (Босния и Герцеговина). Впервые упоминается в текстах Х века как жупа (округ, небольшое племенное княжество), управляемая сербским князем Михаилом Вишевичем. В конце Х века входила в государство западноболгарского царя Самуила, в начале XI века – Византии, со второй половины XI века – государства Дукля (Зета), с конца XII века – государства Неманичей, с 20-х годов XIV века – Боснии. С середины XV века территория, подвластная сербскому герцогу Степану Вукчичу (в том числе и Хум), стала называться Герцеговиной.
Травуния – одна из жуп, существовавших к Х веку на территории современной Боснии.
2. В 1499 г. Черногория официально включена в состав Османской империи.

Литература
XVIII век: Славянские и балканские народы и Россия. М., 1998.
Аншаков Ю.П. Становление Черногорского государства и Россия (1798–1856 гг.). М., 1998.
Балканы в конце XIX – начале ХХ века. Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. М., 1991.
Балканы между прошлым и будущим. М., 1995.
Вяземская Е.К., Данченко С.И. Россия и Балканы, конец XVIII в. – 1918 г. (советская послевоенная историография). М., 1990.
Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVII–XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. М., 1990.
Грачев В.П. Сербская государственность в Х–XIV вв.: Критика теории «жупной организации». М., 1972.
Гуськова Е. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. М., 1998.
Гуськова Е. Урегулирование на Балканах: от Бриони до Дейтона (мирные планы 1991–1995 гг.). М., 1998.
Достян И.С. Россия и балканский вопрос: Из истории русско-балканских политических связей в первой трети XIX в. М., 1972.
История Югославии, т. 1–2. М., 1963.
История югославского кризиса (1990–2000). М., 2001.
Лещиловская И.И. Сербская культура XVIII века. М., 1994.
Международные организации и кризис на Балканах. Документы, т. 1–3. М., 2000.
Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия, ч. 1–2. М., 1992.
Павлюченко О.В. Россия и Сербия. 1888–1903. (Дипломатические отношения, общественные связи). Киев, 1987.
Писарев Ю.А. Тайны первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914–1915 гг. М., 1990.
Раннефеодальные государства и народности // Южные и западные славяне, VI–XII вв. М., 1991.
Современная история Югославии в документах, т. 1–2. М., 1992–1993.
Страны Центрально-Восточной Европы и европейской части постсоветского пространства в 1999 году. М., 2000.
Хитрова Н.И. Россия и Черногория. Русско-черногорские отношения и общественно-политическое развитие Черногории в 1878–1908 гг., вып. 1–2. М., 1993.
Черногорско-русские отношения. 1711–1918, т. 1. Подгорица, 1992.
Шемякин А.Л. Радикальное движение в Сербии: зарождение, становление, первые шаги. М., 1993.

Черногорцы являются южнославянским народом, проживающим на территории Черногории и Сербии. Их отличает сложное происхождение и сравнительно недавнее обретение независимости. В значительной мере черногорский народ сформировался под влиянием соседей и войн, в том числе с Османской империей.

Название

Ранее черногорцев называли зетами, поскольку на территории страны находится река Зета. Дословно ее название можно перевести как «урожай». В 1439 году сюда приходят завоеватели из Венеции, которые называют местность в честь горы Ловчен, имевшей черный цвет. Причем эта «чернота» обусловлена произрастанием здесь хвойных лесов, имеющих темный окрас. По другой версии, название произошло от 1296 года и впервые было упомянуто королем сербов Стефаном Урошем Вторым. Итальянцы также называли область Монтенегро.

История

В истории черногорцы прославились как воинственный и смелый народ. Это напрямую связано с постоянной угрозой со стороны захватчиков. Историки считают, что появление Черногории произошло после 6 века нашей эры с приходом сюда славянских племен. Первое славянское государство, образованное на территории страны, называлось Дукля и входило в Византийскую империю. В 11 веке страну стали называть Зета. Народ Зеты сумел получить независимость в начале 11 века, но буквально через 2 сотни лет сербские завоеватели взяли государство. Позднее (примерно в 15 веке) сюда вторгаются венецианцы, прозвавшие страну Черногорией.
После этого начитается самый сложный периода войн, связанный с регулярным нашествием османов. Черногория оказывается под влиянием империи турков и обретает независимость только в 1645 году. В 17 веке ей удается достигнуть расцвета торговли, заняв прочную позицию. Здесь проходило множество торговых и транспортных путей.
К концу 19 века Черногории приходится вступить в войну с Турцией и принять участие в русско-турецкой войне. История страны прочно связана с Российской империей. Ведь именно дочери князя Николы Первого были выданы замуж за русских царей. Так продолжалось до последних дней Российский империи - черногорские правители регулярно выдавали своих дочерей замуж за российских представителей.
В Первую мировую войну Черногория объединилась с сербами и хорватами, впоследствии став Югославией. Во время Второй мировой черногорцы активно противостояли силам немецко-фашистской армии и сумели дать серьезный отпор, не позволив захватить важные территории. Окончательная независимостью страной была обретена совсем недавно - в 2006 году.

Культура

Подобно другим странам, Черногория, испытывавшая влияние завоевателей и соседей, вобрала культурные особенности других народов. Так, прибрежные районы страны демонстрируют влияние романского стиля, неоготики, барокко и позднего ампира. Находясь в Черногории, вы непременно увидите улицы, созданные по образам Венеции, о чем свидетельствуют аутентичные витражи, резьба, экстерьеры.
Значительную роль в архитектурном облике играют монастыри и церкви, а также старинные крепости. Самые знаменательные архитектурные памятники расположены на Которском побережье.
В конце 19 века большое внимание стали уделять писателям, что обуславливается правлением Петра Второго Негоша. Именно он написал «Горный венец», в котором можно почерпнуть интересные сведения о культуре черногорцев. 20 век стал веком авангардистов. В стране прославились Михайло Лалич и Щипанович, написавшие произведения, которые получили положительные отзывы во всем мире.
Почитатели изобразительного искусства непременно оценят Петара Лубарда - прославленного черногорского художника, а среди скульпторов ярче всех в мире выделился Ненат Шошкич, который прославился в скульпторском деле как мастер, использующий разные материалы для изготовления своих работ.
Долгое время музыка в Черногории находилась под влиянием этнических мотивов. Сейчас она стала многожанровой. Черногорцы предпочитают слушать зарубежных исполнителей и находятся в курсе модных тенденций, смотрят современные голливудские фильмы. Тем не менее влияние глобализации практически не затронуло местные коммуны, бережно хранящие и чтящие традиции страны.

Танцы

Традиционных танцев в Черногории насчитывается три: Шота, Оро и Коло.

  • Коло является групповым танцем, который напоминает русский хоровод. Музыка во время танца разнообразная, может быть очень динамичной;
  • Наиболее популярными стали танцы Оро, поскольку именно в них проявляется задор и веселье. Оро считается не просто танцем, а способом развлечения. Танец проходит с построением в кольцо и последующим выбором мужчинами партнерш для танца;
  • Шота считается наиболее сложным танцем, поскольку требует соблюдения координации;
  • Таким образом, проявить себя в танцах могут как профессионалы, так и новички. Для черногорцев танцевать - значит, показывать себя во всей красе. Здесь вы сможете стать и орлом, и продемонстрировать гордость, и как следует развеяться.

Характер


Часто черногорцев отождествляют с сербами. Это совсем не случайность, ведь они происходят от одного этноса. Однако характер черногорцев в целом отличается довольно сильно.

  1. Жители страны чрезвычайно горды и одновременно миролюбивы. По отношению друг к другу черногорцы всегда вежливы, их не волнуют политические взгляды, погоня за прибылью, религиозность, стремление к богатству.
  2. Важнейшим качеством черногорец считает храбрость.
  3. Сохранение и приверженность традиции особенно заметны на примере местных кланов, которые чтят коллективизацию.
  4. Черногорцы, как и другие южные славяне, характеризуются гостеприимством. Самыми любимыми темами для разговора являются спорт и сельское хозяйство. Больше всего черногорцы не любят обсуждать войну. Люди благосклонно относятся к выходцам из СНГ. Здороваются черногорцы рукопожатием, когда ходят в гости, непременно дарят подарки.
  5. Самым любимым занятием у жителей страны остается общение. Черногорцы любят встречаться в барах, сидеть в кафе или ресторанах.
  6. Среди черногорцев немало тех, кто любит выпить, однако пьянство в стране не в почете.

Традиции


В Черногории довольно много праздников. Наиболее яркие проходят в Которе. Например, именно там можно увидеть праздник мимозы, который жители отмечают весь февраль. Камелии тоже посвятили отдельный праздник - это маленький цветок, напоминающий розу. Его день отмечают в апреле. Главным религиозным праздником остается Пасха. Ее празднуют во всей Черногории. Примечательной особенностью Пасхи являются богатые пиры. Люди водят хороводы на улицах, устраивают концерты и выступают с оркестрами прямо на улицах города. Черногория славится ярмаркой вина, которая проходит в Подгорице.
А если вы предпочитаете книги или кино, вам нужно отправиться на книжную ярмарку и фестиваль киноиндустрии, который начинается в мае. Одновременно с ними проходят фестивали танца.

Еда


В Черногории доминирует балканская кухня, в которой прослеживается влияние Средиземноморья, Турции, Германии и Венгрии. Конечно, в ней есть и славянские мотивы. Самым распространенным блюдом среди сербов и черногорцев стало мясо со специями вешалица. Очень любят в Черногории колбасы, название которых покажется многим очень знакомым - чевапчичи.
Удивительно, но в Черногории даже печенье является мясом. Именно так называется мясо, приготовленное на вертеле.
Основными ингредиентами черногорской кухни считаются сыр и овощи. Большим уважением пользуются сыры сенички и липский. Овощи же едят постоянно - с мясом, рыбой, во время завтрака и ужина, в качестве закуски, дополнительного блюда.
В Черногории также популярны рыбные блюда и морепродукты. Форель фаршируют черносливом, карпа запекают в сливках, плов подают с морепродуктами - фантазия местных поваров не знает границ.
Самый популярный десерт черногорцы называют сладкишей - это пирог с творожной начинкой, у него есть аналог бурек с сыром и мясом. Сыр черногорцы настолько любят, что готовят его со сливами, а еще здесь популярны ореховые палочки.
Излюбленным напитком черногорцев стал кофе. Чай пьют обязательно с медом и травами. А еще здесь много свежих соков. Любителям вин следует попробовать «Вранац». Из винограда делают не только вина, но и самогонку ракия.

Внешность

Одежда


Национальный костюм Черногории изготавливается из материалов высшего качества, в том числе шелка и атласа. Для декорирования используются золотые нити. Именно черногорский национальный костюм считается одним из самых дорогих в Европе. Многие путники, бывавшие в Черногории в 18 веке, удивлялись, насколько велик контраст между национальной одеждой и интерьером. Если костюм отличался роскошью, то дома черногорцы всегда сохраняли скоромными, как в плане утвари, так и в плане экстерьера.
Сами жители связывают роскошь костюма с внутренней гордостью. Неудивительно, ведь им приходилось бороться с Османской империей. Турки не только навязывали традиции, но и стремились искоренить культуру народа. Захватчики обязывали людей носить черные одежды. Люди противились и надевали яркие костюмы в знак протеста. Конечно, многие за подобную дерзость погибали.
Сейчас национальные костюмы надевают по случаю свадьбы или во время государственных праздников. Особой честью считалось быть похороненным в таком прекрасном костюме. Наиболее дорогой частью костюма считают чемер (пояс). И совсем неслучайно, ведь эта часть украшена драгоценными камнями и серебром.

Мужчины носили на поясе пистолеты, сделанные вручную. Некоторые были отняты у турков, что делало их предметами особой гордости. Красный цвет является основным и символизирует пролитую кровь. Черный - цвет трагедии, символ скорби по ушедшим.

Жилье

Традиционно основным материалом для постройки жилья в Черногории выступал камень. Крыши делали из черепицы. Венецианский стиль можно видеть в Которе и Будве (старые районы). Муниципалитеты стараются сберечь архитектурный облик, поэтому дома подвергаются регулярной реставрации. Здания построены таким образом, чтобы в холодное время года отапливать только одно помещение - первый этаж и кухню. Для отопления использовалась печь. Сейчас ее заменили камины. Благодаря каменным стенам тепло в доме сохранялось длительное время. Черногорцы подходят к выбору домов рационально. Например, для молодой пары достаточно однокомнатной квартиры, когда же у нее рождаются дети, выберут двух-, трехкомнатную. А когда они станут старше - четырехкомнатную.

Черногорцы стали очень популярным народом в Европе благодаря гостеприимству и красивой стране. Они стараются поддерживать престиж, чтобы привлекать как можно больше путешественников каждый год. Страна считается одной из самых благополучных в Европе и пользуется неизменной популярностью у туристов из Украины и России.

Видео

Попробуем приподнять занавес над очень сложной и трепетной темой о взаимоотношениях между несколькими народами, населяющими Балканы и являющимися соседями черногорцев. Прежде всего речь пойдет об албанцах и хорватах, немного меньше о сербах и боснийцах. О сербах меньше прежде всего из-за их более-менее одинаковой с черногорцами общности, хотя у некоторых исследователей даже на этот факт свое собственное обоснованное мнение.

Во времена Броз Тито ходил такой анекдот- Вопрос : Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!

сербы-черногорцы и хорваты

Итак-сербы и многие черногорцы не любят хорват,и хорваты соответственно платят им той-же монетой. Начнем с истории и религии.

На долю католиков в Хорватии приходятся 76,5% населения, православных — 11,1%, мусульман — 1,2%, протестантов — 0,4%. В Сербии 62% - православные, 16% - мусульмане, 3% - католики Согласно историческим фактам в 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную Римско-Католическую и Восточную Греко-Кафолическую «великая схизма»., не углубляясь в причины и тонкости этого процесса, надо отметить, что в Восточной Римской

империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Хотя еще во времена апостолов на заре распространения христианства, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Римской или Ромейской.
Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе.

А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга в разные стороны. Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году. 12 апреля крестоносцы Четвертого Крестового похода по пути в Иерусалим совершили, по словам сера Стивена Рансимана, «величайшее преступление в истории», разграбив Константинополь. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. «От сотворения мира никто не видывал и не завоевывал таких сокровищ»,- воскликнул крестоносец Робер де Клари.

Согласитесь,что этот факт отразился на разной ментальности этих двух народов, хотя они и говорят почти на одном сербско-хорватском языке.

По данным историка д-ра

У каждой этнической группы свой гаплотип, у каждой подгруппы и у каждой семьи также свой гаплотип. Славянские черты лица, руский язык, цвет волос, вероисповедание – это вторичные признаки, они относительно недавние и за сотни и тысячи лет смешивания генов могли быть смазаны. В отличие от вторичных признаков,гаплотип неистребим, он не меняется десятками тысяч лет, за исключением естественных мутаций. Но эти мутации не имеют ничего общего с генами. Мутации в генах не приводят ни к чему хорошему (выкидыши, болезни, ранняя смерть).

Мутации гаплотипа – это отметки, насечки, которые показывают, как далеко потомок ушел от общего предка. Такие естественные мутации происходят раз в несколько тысяч лет. Гаплотип – это метка рода . Надо еще заметить, что у каждого мужчины в Y хромосоме ДНК имеются определенные участки, которые всегда идентичны у отца с сыном, с внуком, и далее вглубь по потомству. Далее мы ознакомимся с этой таблицей. Здесь приводятся результаты генетического исследования балканских и рядом живущих народов (венгров) .Мы видим наличие различных генетических линий у славян.
R1a — это так называемый «арийский» ген, а I2 — «динарский» ген -(ген I2a) загадочен тем, что его связали с иллирийцами. Очевидно, что славяне в генетическом плане имеют смысл только как сочетание трёх линий — двух «арийских» и одного «динарского». И сербы с хорватами на генетическом уровне очень близки и имеют гораздо больше различий с русскими и украинцами,чем между собой.

Перейдем к типичным представителям сербов визуально(кликабельно для увеличения)








черногорцев











Анте Старевич был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб»

это как раз те места на севере и западе Балкан. Помимо чисто религиозных различий и их предпосылок,описанных выше, имелись и социальные проблемы между этими народами. Хорватские феодалы, помещики, когда-то получившие от своих властителей грамоты на владение землей, считали своими те территории, на которых поселились свободные сербские земледельцы.

Сначала возникшие на этой почве конфликты не носили межнационального характера. Но когда на хорватской политической сцене во второй половине XIX века появился идеолог независимости Хорватии Анте Старевич, который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами.

Современные сербские ученые считают этот период началом геноцидной идеологии, прогрессирующей вплоть до наших дней. Так в самосознание хорватов были заложены элементы агрессивности по отношению к сербам.

Ну а во времена второй мировой войны и известного исторического факта о присоединении большей части хорват к войскам вермахта и жесточайшим движением хорватских усташей, различия и взаимная вражда еще более усилилась. Не помогло и более 60-ти десятилетнее нахождение сербов и хорват в единой Югославии и события 1991 года, унесшие на территории Хорватии около 30 тыс. человеческих жизней и около 500 тыс. беженцев и переселенцев, тому наглядное подтверждение.

В итоге можно с более -менее большой вероятностью сказать, что не смотря на единую генетику и общий язык (основная разница в написании,так как у хорват -латиница) и даже похожие внешние признаки, у сербов-черногорцев и хорват, на данный момент, мало шансов подружится в рамках единой европы или даже шенгенской зоны в ближайшем будущем.

  ЧЕРНОГОРЦЫ - народ, основное население Черногории.

Земли, которые впоследствии стали называться Черногорией, выделились из состава Сербского царства в качестве отдельной территории под властью собственных князей во второй половине XIV в. Этот регион, сократившийся до горных районов в результате захвата побережья Венецией, а равнинной части османами, значительно отставал по своему социально-экономическому развитию от окружающих земель. Здесь сложилась особая территориально-административная структура, состоящая из военно-политических объединений - племен. При этом созывалась и общая скупщина из их представителей. Формально Черногория входила в состав османского государства, однако черногорцы успешно сопротивлялись распространению на свои земли фактической власти Порты. С ХVII в. политическими и духовными лидерами черногорцев стали местные митрополиты, резиденция которых находилась в Цетинском монастыре.

В XVIII в. заметное влияние на внешнеполитическое положение на западе Балканского полуострова оказывали Венецианская республика и Российская империя. В особенности это влияние сказалось на политическом развитии Черногории. С Венецией у Черногории издавна были установлены тесные связи, но лучшие времена Республики св. Марка остались уже позади, а вот присутствие России на Балканах постепенно возрастало.

Следствием участия Венеции в войне Священной Лиги явилось признание со стороны черногорского "сбора" и митрополита Виссариона верховной власти Республики св. Марка. Этот акт состоялся в 1688 г., и оценивается историографией как важный этап в истории завоевания черногорцами автономного положения.

Митрополит Данило Негош (1697-1735), основатель знаменитой впоследствии династии Петровичей Негошей, проводил политику укрепления единства Черногории и устранения межплеменной вражды. Он учредил общечерногорский судебный орган - "Суд владыки Данилы". Во время его правления начались контакты Черногории с Россией.

В 1711 г. в страну прибыли русские эмиссары (серб Михаил Милорадович и др.) с царской грамотой и деньгами, призывая принять участие в борьбе против общего врага - Османской империи. Воодушевленные этим, черногорцы предприняли нападение на турецкие крепости. В ответ последовала карательная экспедиция, разрушившая Цетинский монастырь - резиденцию мятежного митрополита Данилы.

В 1715 г. владыка бежал в Россию, где получил денежную субсидию для возмещения ущерба, нанесенного турецким нашествием. С тех пор Россия неоднократно оказывала Черногории материальную помощь и политическую поддержку.

  Венеция также старалась удержать здесь свои позиции. По совету венецианцев в Черногории с первой четверти XVIII в. стал избираться светский правитель - гувернадур. Когда же Черногория потеряла выход к Адриатическому морю, она оказалась в значительной степени зависимой от Венецианской республики, получившей ряд при морских черногорских общин по Пожаревацкому миру.

Владыка Василий (1750-1766) приложил немало сил для организации централизованного управления в Черногории. Главным своим союзником он считал Россию. Для русского читателя им была написана "История о Черной Горе", где Черногория предстает в виде мощного независимого государства, способного противостоять туркам. Василий скончался во время своего очередного визита в Россию.

Неожиданным продолжателем политики Василия стал самозванец Степан Малый (1767-1773), выдававший себя за спасшегося российского императора Петра III, которого черногорцы, сторонники Василия, с радостью у себя приняли. Российские власти пытались его арестовать, но затем убедились в том, что он не опасен для России, а наоборот, полезен в борьбе с турками. Степан Малый был убит наемным убийцей, подосланным Портой. После его гибели отношения России с Черногорией расстроились, и последняя обратилась за поддержкой к монархии Габсбургов.


Сербы

Сербы , народ, основное население Сербии (6428 тыс. человек). Говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. В тех регионах, где сербы живут вместе с другими народами, они нередко двуязычны. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначительная часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

Этническая история югославянских народов, в том числе и сербов, связана с массовым переселением славянских племён на Балканы в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцев и населения Боснии и Герцеговины заняли значительную часть территории в бассейнах южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка, где во 2-й половине VIII века сложилось раннее государство.

В середине IX века было создано Сербское княжество. В X-XI веках центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII века сербское государство активизировало завоевательную политику и в XIII-1-й половине XIV века значительно расширило свои границы, в том числе за счёт византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др. После поражения на Косовом Поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Османское господство, длившееся почти пять столетий, сдерживало процессы консолидации сербов.

В период Османского владычества сербы неоднократно переселялись как внутри страны, так и за её пределы, особенно на север в Воеводину - в Венгрию. Эти перемещения способствовали изменению этнического состава населения. Ослабление Османской империи и усилившееся движение сербов за освобождение от иноземной власти, особенно Первое сербское восстание (1804-13) и Второе сербское восстание (1815), привели к созданию автономного (1833), а затем самостоятельного (1878) Сербского государства. Борьба за освобождение от османского ига и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центральных областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации сербского народа, начался процесс национального возрождения. Развитие сербского государства и рыночных отношений, экономических и культурных связей между отдельными областями приводили к некоторой нивелировке в культуре их населения, размыванию региональных границ и укреплению общего национального самосознания.

Исторические судьбы сербов сложились так, что длительное время они были разъединены политически, экономически и культурно в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии). Это наложило отпечаток на культуру и быт разных групп сербского населения (некоторая специфика сохраняется и ныне). Так, для сёл Воеводины, застройка которых проводилась по утверждённым властями планам, характерна планировка в форме прямоугольника или квадрата с широкими улицами, с прямоугольной центральной площадью, вокруг которой группируются различные общественные учреждения. Отдельные элементы культуры сербского населения этого региона складывались под влиянием культуры населения Воеводины, с которым сербы жили в тесном контакте.

Сербы сознают своё национальное единство, хотя подразделение на региональные группы (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане и др.) сохраняется в памяти народа. В культуре отдельных локальных групп сербов отсутствуют резко очерченные границы.

Объединение сербов в рамках единого государства осуществилось в 1918, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее менялось название и отчасти границы этого государства). Однако после распада СФРЮ сербы опять оказались разделёнными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

В прошлом сербы занимались в основном сельским хозяйством - земледелием (главным образом зерновые), садоводством (особое место сохраняет выращивание слив), виноградарством. Важную роль играли скотоводство, преимущественно отгонного типа, свиноводство. Занимались также рыболовством, охотой. Значительное развитие получили ремёсла - гончарство, резьба по дереву и камню, ткачество (в том числе и ковроткачество, преимущественно безворсовое), вышивка и т.д.

Для сербов был характерен разбросанный (главным образом в горных областях Динарского массива) и скученный (восточные области) тип расселения с разнообразной формой планировки (кучевой, рядовой, круговой). В большинстве поселений выделялись кварталы, отстоящие друг от друга на 1-2 км.

Традиционные жилища сербов деревянные, срубные (были широко распространены в середине XIX века в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами. Наиболее старое жилище было однокамерным, но в XIX веке преобладающим становится двухкамерное. Каменные дома могли иметь два этажа; первый этаж использовался для хозяйственных целей, второй - для жилья.

Народная одежда cербов значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью мужского костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т.д.

Для общественной жизни сербов в прошлом характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ, например при выпасе скота. У сербов существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в 1-й половине XIX века была широко распространена задруга (до 50 и более человек). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, вирилокальность и т.д.

В устном народном творчестве cербов особое место занимает эпический жанр (юнацкие песни), в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа, его борьба за свободу. Для народных танцев характерно круговое движение (коло), близкое хороводу.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни cербов во 2-й половине XX века, переход значительного числа их из сельского хозяйства в промышленность, сферу обслуживания, рост интеллигенции приводят к некоторой нивелировке культуры. Однако сербы, отстоявшие в многовековой борьбе свою независимость и свободу, бережно относятся к памятникам истории и культуры, к народной архитектуре, традиционным ремёслам, устному народному творчеству. Народные традиции сочетаются с нововведениями в планировке жилищ, покрое и украшении одежды и т.п. Некоторые элементы традиционной культуры (одежда, пища, архитектура, ремёсла) иногда возрождаются искусственно (в том числе для привлечения туристов). Сохраняется традиционное народное искусство - декоративное ткачество, гончарство, резьба и т.д.

Болгары

Болгары , народ, основное население Болгарии. Численность в Болгарии 7850 тыс. человек. Говорят на болгарском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. Различаются две группы диалектов - восточная и западная. Верующие - в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов; значительна группа мусульман.

Основную роль в этногенезе Болгар сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VI-VII веках. Другие этнические компоненты - фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары, пришедшие в 670-е годы из причерноморских степей. Фракийские черты в традиционной культуре болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в северной и западной областях Болгарии ярче пласт славянской культуры.

Истоки болгарской государственности восходят к славянским племенным объединениям VII века - Славиниям у византийских авторов. Она получила дальнейшее развитие с образованием политического объединения славян Мисии и протоболгар, принёсших централизованную организацию. Синтез двух социальных традиций положил начало Болгарскому государству. Главенствующее положение в нём заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним "болгары" дал название государству. С расширением границ Первого Болгарского царства (образовано в 681) в VIII-IX веках в его состав вошли новые славянские племена и небольшие группы протоболгар. Сложение славяноболгарского государства, развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции славянами протоболгар. Ассимиляция осуществлялась не только в силу численного преобладания славян, но и потому, что их хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую основу для социально-экономического развития в условиях Балкан. Важную для этнического объединения роль сыграло принятие в 865 христианства, а также распространение в конце IX века славянского письма. В конце IX-X веке термин "болгары", означавший прежде подданных Болгарии, приобрёл смысл этнонима. К этому времени процесс этногенеза болгар и сложения народности в основном закончился. В период Второго Болгарского царства культура средневековых болгар достигла наивысшего расцвета. В конце XIV века османское завоевание привело к деформации социальной структуры болгар: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.

Носителем этнической культуры до XVIII века выступало в основном крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти болгар и их культурного наследия. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий эпосы). Часть болгар подверглась турецкой ассимиляции, другая часть (в Родопских горах), приняв ислам, сохранила родной язык и культуру.

Традиционные занятия болгар - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в XIX веке зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремёсла. Современные болгары заняты в многоотраслевой промышленности и механизированном сельском хозяйстве.

Женская традиционная одежда - поясная с двумя полотнищами (на севере), с одним полотнищем (локально на юге), сарафан (сукман) в среднем поясе страны и распашная (сая) на юге (сукман и сая - с фартуками). Рубаха на севере с поликами (треугольными вставками), в других районах туникообразная. Мужская одежда - белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии (на западе) и тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной (на востоке). Оба типа - с туникообразной рубахой и широким поясом. В сёлах сохраняются некоторые её модифицированные элементы из фабричных тканей: фартуки, безрукавки, платки, изредка у пожилых - сукманы, широкие пояса и др.

Для традиционного общественного быта характерны обычаи взаимопомощи; патриархальные устои семьи ушли в прошлое.

Много своеобразия сохраняет народная праздничная культура. Новогодние поздравления по старому обычаю - посещение домов родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни. По сёлам Западной Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках, украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе - сурвакары (народное название Нового года - Сурва година). Их сопровождают шуточные персонажи: некоторые из них («невеста») имели связь с культом плодородия. Праздник заканчивается утром на площади благопожеланиями сурвакаров и общим хороводом. В этих обычаях синтезированы древнеславянские и фракийские традиции.

Специфичны для болгар два гражданских праздника: День славянской письменности и болгарской культуры 24 мая, посвящённый составителям славянской азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болгарской культуры; День памяти борцов за свободу 2 июня. Широко известны праздники юмора и сатиры, карнавалы, устраиваемые в городе Габрово, прославившемся своим фольклором.

Хорваты

Хорваты , народ, основное население Хорватии (3,71 млн. человек, 1991). Общая численность 5,65 млн. человек. Хорваты говорят на хорватском языке южной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Диалекты - штокавский (на нём говорит основная часть Хорватов, на основе его икавского поддиалекта сложился литературный язык), чакавский (главным образом в Далмации, Истрии и на островах) и кайкавский (главным образом в окрестностях Загреба и Вараждина). Письменность на основе латинской графики. Верующие - католики, небольшая часть - православные, протестанты, а также мусульмане.

Предки хорватов (племена качичи, шубичи, свачичи, магоровичи и др.), переселившись вместе с другими славянскими племенами на Балканы в VI-VII веках, расселились на севере Далматинского побережья, в Южной Истрии, в междуречье Савы и Дравы, на севере Боснии. В конце IX века сложилось хорватское государство. В начале XII века основная часть хорватских земель была включена в состав Венгерского королевства, к середине XV века Венеция (ещё в XI веке захватившая часть Далмации) завладела хорватским Приморьем (за исключением Дубровника). В XVI веке часть Хорватии была под властью Габсбургов, часть захватила Османская империя (в этот период часть Хорватов приняла ислам). Для защиты от османского нашествия была создана укреплённая полоса (так называемая Военная граница); основное её население (получившее название граничары) составляли Хорваты и сербы - беженцы из Восточной Хорватии, Сербии, Боснии. В конце XVII - начале XVIII века земли хорватов полностью вошли в состав империи Габсбургов. Со 2-й половины XVIII века Габсбурги усилили политику централизации и германизации, что толкнуло Хорватию на признание в 1790 зависимости от Венгерского королевства. Венгерские власти стали проводить политику мадьяризации. В 1830-40-х годах развернулось общественно-политическое и культурное движение (иллиризм), направленное на возрождение национальной хорватской культуры. В 1918 хорваты и другие югославские народы распавшейся Австро-Венгрии объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия); часть хорватов Адриатики попала в 1920 под власть Италии. После 2-й мировой войны хорваты вошли в Федеративную Народную Республику Югославию (с 1963 - СФРЮ), из которой в 1991 выделилась независимая Республика Хорватия.

Вследствие различия исторических судеб и географических условий сложились 3 историко-этнографические области, заселённые хорватами, - Адриатическая (Приморье), Динарская и Паннонская. Однако чётких границ между ними нет. Сохраняются региональные группы (загорцы, медьюмурцы, пригорцы, личане, фучки, чичи, буньевцы и др.).

Традиционные занятия - земледелие (зерновые, лён и др.), садоводство, виноградарство (особенно в Приморье), животноводство (в горных районах - отгонное), рыболовство (прежде всего на Адриатике). Ремёсла - ткачество (преимущественно Паннония), плетение кружев (Адриатика), вышивка, гончарство с особым способом обжига (в Динарской области), обработка дерева, металла, кожи.

Возникновение многих городов (Задар, Сплит, Риека, Дубровник и др.) Адриатического побережья связано с греческой и римской эпохами. Для них характерны узкие крутые, иногда ступенчатые улочки с каменными двух-трёхэтажными домами. В равнинной Хорватии города возникали позже, в основном на перекрёстках дорог как торгово-ремесленные центры. Сельские поселения были двух типов - скученные (часть равнинной Хорватии, Приморья и островов) и разбросанные (преобладают в горах, встречаются и в Далмации). Распространены сёла с уличной планировкой, особенно в равнинной части. Традиционное жилище каменное (горные районы, Приморье, острова), срубное или каркасное с двускатной крышей. В холмистых местностях дома строили преимущественно одноэтажные на высоком фундаменте, на побережье и на островах - двухэтажные. Трубы каменных домов стремились оформить красиво, чтобы продемонстрировать достаток хозяина. Планировка в основном двухраздельная, хотя издавна бытовал и трёхраздельный дом. Для обогрева и приготовления пищи использовали духовую печь.

Традиционная одежда преимущественно из домотканого льняного полотна (Паннония), сукна (Динарская область), в Приморье также из шёлковых тканей: у мужчин - туникообразная рубаха и штаны, куртки, жилеты, накидки, плащи, пояса с металлической отделкой (мужские и женские), обувь - опанки (из цельного куска кожи), сапоги; у женщин - длинная или короткая туникообразная рубаха, украшенная кружевами (Приморье) или вышивкой и тканым узором (Паннония и Динарская область), блузы, безрукавки, пояса, фартуки, широкие юбки в сборку, плащи и др. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, кружевами, монетами и другими металлическими украшениями, особенно в Динарской области.

У хорватов долго сохранялись общинные традиции - взаимопомощь, самоуправление и т.д. Ещё в XIX веке существовали пережитки мужских союзов, большая (задружная) семья. Разложение задруг раньше началось в Приморье, в других областях Хорватии массовые их разделы отмечались в конце XIX века.

В устном народном творчестве хорватов значительное место занимает героический эпос. Развита народная драма, элементы которой вошли в календарную (например, масленичную) и в семейную обрядность. Распространены песни типа частушек, исполняющиеся чаще всего во время танцев. Танцы хороводные (коло) или парные.

Среди современных хорватов распространена городская культура. Многие работают в промышленности, на транспорте, в сфере обслуживания. Сформировалась национальная интеллигенция.

Македонцы

Македонцы - южнославянский народ, возникший в результате ассимиляции древнего населения Балканского полуострова (античные македонцы, фракийцы и др.) с южными славянами. Общая численность около 2 млн. человек. Язык – македонский. Македонский язык принадлежит к южнославянским языкам. Македонский город Охрид в древности был центром славянской письменности и культуры - в частности, именно оттуда родом был святой Климент Охридский, согласно летописям, создавший классический вариант кириллицы. Македонский язык похож на болгарский и сербский языки, но имеет свою лингвистическую специфику. В македонском языке произошли существенные грамматические и лексические изменения, отличающие его от литературного языка соседних славянских народов (иная форма перфекта, иные определённые артикли, иные правила употребления глагольных времён и др.). Несмотря на это, националистические болгары не признают существование отдельного македонского языка, отличного от болгарского, и считают его диалектом или вариантом болгарского языка.

Религия – преимущественно православие, также распространен протестантизм.

Значительного развития достигло высшее образование. В 1939 в Скопье имелось только отделение философского факультета Белградского университета (около 120 студентов). В 1971/72 учебном году на 9 факультетах основанного в 1949 университета в Скопье, а также в 11 других высших учебных заведениях Македонии обучалось свыше 32 тысяч студентов, в 2005 свыше 180 тысяч студентов.

Имеется ряд научных учреждений и обществ: институты - национальной истории, фольклора, экономический, гидробиологический, геологический. Общества - физиков и математиков, географов и другие. В 1967 создана Македонская академия наук и искусств.

В 1971 в Македонии издавалось 80 газет (общим тиражом 21 736 тысяч экземпляров) и 53 журнала (общим тиражом 705 тысяч экземпляров); было издано также 668 названий книг и брошюр общим тиражом 3 634 тысячи экземпляров. Центральный печатный орган Македонии - ежедневная газета «Нова Македониja», основана в октябре 1944, издаётся в городе Скопье (орган Социалистического союза трудового народа Македонии).

Радиовещание на македонском языке осуществляется радиостанцией в Скопье с декабря 1944. Регулярные передачи телевидения начались в СРМ с 1964.

В 1971 в Македонии было 16 клиник и больниц общего типа, 28 других медицинских стационаров на 9 тысяч коек (около 500 врачей), свыше 1000 поликлиник, амбулаторий, диспансеров, консультаций, медпунктов (свыше 600 врачей, более 400 стоматологов и зубных врачей). На территории Македонии имеется ряд курортов, туристские центры.

Ярко фольклорный характер имеет резьба по дереву, относящаяся к XII-XIV векам; в XVII-XIX веках в растительный орнамент вплетаются реалистичные фигуры животных и людей. Резьбой на иконостасах известна школа города Дебар (сочетание греческих и венецианских влияний, элементов барокко и рококо).

Резьба по дереву и другие исторически сложившиеся отрасли декоративно-прикладного искусства (чеканка по серебру, вышивка, ковроделие) развиваются в СРМ как народные промыслы.

В конце XIX - начале XX веков на территории СРМ появляются предпосылки развития светской музыкальной культуры. Возникают культурно-просветительские общества, сыгравшие заметную роль в становлении национального музыкального искусства (первое общество основано в 1894 в Велесе). В 1895 в Скопье создан духовой оркестр, в 1907 - певческое общество «Вардар». В 1900-х годах началась деятельность первого профессионального музыканта А. Бадева - ученика Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева. В 1928 музыкальный педагог С. Арсич организовала первую в Македонии музыкальную школу в Скопье, в 1934 там же была основана музыкальная школа имени Мокраняца, в 1937 - струнный квартет. К 1930-м годам относится творчество профессиональных композиторов - С. Гайдова, Ж. Фирфова и других. В конце 30-х годов активную концертную деятельность и пропаганду македонской музыки вела группа исполнителей и композиторов: П. Богданов-Кочко, И. Джувалековски, Т. Скаловски, И. Кастро. Впервые изданы произведения композиторов М. В годы Народно-освободительной войны 1941-1945 созданы массовые патриотические песни, вокальные произведения.

В СРМ среди композиторов 60 - начала 70-х годов - Т. Прокопьев, Б. Ивановски, В. Николовски, Т. Прошев и другие, работающие в жанрах оперной, балетной, симфонической, камерной, вокальной, инструментальной, хоровой музыки. В Скопье имеются: Филармония (основана в 1944), Государственная опера при Македонском народном театре (основан в 1947), средняя музыкальная школа и кафедра музыки (открыта в 1953) при Педагогическом институте. На радио работают хор (основан в 1945) и струнный квартет (основан в 1946). Создан Союз композиторов.

Черногорцы

Черногорцы - народ, основное население Черногории (460 тыс. человек). Общая численность 620 тыс. человек. Говорят на штокавском диалекте сербского языка. Верующие - в основном православные.

В культуре и быту черногорцев много общего с сербами, однако изолированность, связанная с природными условиями (горы), многовековая борьба против османского ига за независимость и как следствие этого - военизированный быт замедлили социально-экономическое развитие Черногории и способствовали длительному сохранению патриархально-племенных устоев. Хотя этнический состав черногорских племён (васоевичи, пипери, кучи, белопавличи и др.) был довольно пёстрым (в них входили беженцы из разных областей страны, а также группы албанского происхождения), по народным представлениям все члены племени имели общего предка и были связаны кровным родством. Традиционные занятия черногорцев - скотоводство и земледелие. После провозглашения в 1945 социалистической Югославии и создания республики Черногории в сельское хозяйство черногорцев внедряются механизация и новая агротехника, возникли промышленные предприятия. Прежняя культурная отсталость черногорцев исчезает.

Получили дальнейшее развитие самобытное прикладное искусство черногорцев (резьба по дереву и камню, художественная обработка металлов, вышивка и др.), устно-поэтическое творчество, музыка, танцы.

В Черногории издавна бытовал богатый фольклор. От средневековья сохранились религиозные произведения, жития святых, требники и др. Известны рукописи А. Змаевича (1624-49), И. А. Ненадича (1709-84); «История Черногории» (1754) В. Петровича (1709-66), «Послания» Петра I Петровича Негоша (1747-1830) и др.

Большинство исследователей относят начало развития новой черногорской литературы к концу XVIII - 1-й половины XIX вв. Её основоположник - поэт и государственный деятель Петр II Петрович Негош (1813-51), творчество которого продолжало героические традиции народного эпоса. В своих произведениях Негош создал поэтическую картину жизни Черногории, воспел борьбу черногорцев и сербов за освобождение от османского ига; вершина его поэзии - драматическая поэма-эпопея «Горный венец» (1847), проникнутая идеей единения южных славян. Негош сыграл также видную роль в развитии раннего романтизма в сербской литературе.

Большинство научных учреждений Черногории находится в Титограде: высшее научное учреждение республики - Академия наук и искусств Черногории (основана в 1976), Исторический институт, Институт геологических и химических исследований, Гидрометеорологический институт, Сейсмологическая станция; в Которе - Институт биологии моря.

Боснийцы

Боснийцы - славянский народ, населяющий Боснию и Герцеговину. Возник в результате обращения в ислам сербов, проживавших в составе Османской империи. Численность 2100 тыс. человек. Язык – босанский (диалект сербохорватского). Письменность на латинице хорватского образца («гаевица»), ранее применялись также арабское письмо, глаголица и босанчица (местная разновидность кириллицы). Верующие мусульмане-сунниты.

Боснийцы - название принявшего ислам во времена османского владычества населения исторической области Босния и Герцеговина, в основном сербов и хорватов. Территория современной Боснии и Герцеговины была заселена славянскими племенами в VI-VII веках. Османское господство в Боснии и Герцеговине продолжалось со 2-й половины XV века до 1878. В период османского владычества на Балканах наибольшее распространение ислам получил в Боснии и Герцеговине. Здесь сталкивались различные религиозные течения - православие и католицизм, богомильство, сложившаяся здесь своеобразная боснийская церковь, что создавало атмосферу религиозной терпимости и облегчало распространение ислама, тем более что переход в ислам приносил уменьшение налогов, некоторые юридические права. Сюда переселилось много турок, выходцев с Северного Кавказа, арабов, курдов и представителей других народов, исповедующих ислам. Часть их была ассимилирована местным населением, их культура повлияла на культуру боснийцев. Исламизация охватила не только верхний социальный слой (землевладельцы, чиновники, крупные торговцы), но также часть крестьян и ремесленников. Когда Османская империя стала терять свои владения в Европе (с конца XVII века), мусульманское население различных южнославянских земель хлынуло в Боснию, ещё более усложнив её этнический состав. Оккупация этой области Австро-Венгрией в 1878 вызвала массовый отлив мусульманского населения в Турцию.

Основа культуры боснийцев - древняя славянская, но на неё наслоились черты, привнесённые турками и другими выходцами из Малой Азии. Представители богатых слоёв общества стремились копировать образ жизни высших слоёв османского общества. Элементы восточной, преимущественно турецкой, культуры проникли и в быт народных масс, хотя и в меньшей степени. Сильнее всего это влияние чувствуется в архитектуре городов (мечети, ремесленные кварталы, большие базары, выступающие верхние этажи домов и т.д.), в планировке жилищ (деление дома на мужскую и женскую половины), их убранстве, в пище - обилие жирных блюд и сластей, в одежде - шаровары, фески, в семейной и особенно в религиозной жизни, в личных именах. Характерно, что именно в этих областях жизни больше всего заимствований из турецкого и других восточных языков.

Словенцы

Словенцы - южнославянский народ. Общая численность около 2 млн. чел. Язык – словенский. Большинство верующих - католики, но есть и протестанты, православные и мусульмане. Многие являются атеистами.

Предки современных словенцев в VI-VII вв. занимали обширные области в бассейне Среднего Дуная, Паннонской низменности, Восточных Альпах (Карантания), Приморье (территория, примыкающая к Адриатическому морю). В середине VIII в. Словенцы Карантании попали под власть баварцев, а в конце VIII в., как и словенцы нижней Паннонии, вошли в состав Франкского государства. Большинство словенских земель почти тысячу лет находилось под властью немецких феодалов; немецкие и венгерские колонисты заселяли эти земли. Восточные словенские земли были заняты венгерскими магнатами; часть паннонских словенцев была мадьяризована. С последней трети XIII в. значительная часть словенских земель была подчинена австрийским Габсбургам. В 1918 основная масса словенцев вместе с другими югославскими народами вошли в единое государство (с 1929 называется Югославия), однако около 500 тыс. словенцев Юлийской Крайны попали под власть Италии, а около 100 тыс. словенцев Каринтии и Штирии - под власть Австрии. После 2-й мировой войны 1939-45 большая часть Юлийской Крайны, заселённой словенцами, вошла в состав Югославии. Историческое прошлое словенцев, в течение многих столетий не имевших государственного единства, их географическая разобщённость способствовали образованию ряда этнографических групп.

Словенцы Словенского Приморья, Истрии и Венецианской Словении испытали влияние итальянцев, большинство их двуязычно; словенцы Каринтии подверглись значительному австрийскому влиянию. После установления в Югославии народно-демократического строя (1945) словенцы получили возможность развивать социалистическую экономику и национальную культуру на равных правах с другими народами Югославии.

В Словении выходят 3 ежедневные газеты и свыше 20 еженедельных газет, журналов и др. периодических изданий. Словенские издательства выпускают около 1200 книг и брошюр в год. Центральный печатный орган - ежедневная газета «Дело» («Delo», основана в 1959), выходит в Любляне, орган Социалистического союза трудового народа Словении, тираж 94,7 тыс. экз.

Помимо национального радио и телевидения, действуют 12 местных радиостанций. Радиовещание в Любляне с 1928, телевидение с 1958.

На рубеже XIX-XX вв. в словенской литературе возникают такие направления, как натурализм (Ф. Говекар, 1871-1949, А. Крайгер, 1877-1959, и др.) и словенский модерн (И. Цанкар, 1876-1918, О. Жупанчич, 1878-1949, Д. Кетте, 1876-99, И. Мурн-Александров, 1879-1901, и др.), в котором реализм переплетается с элементами импрессионистической и символистской поэтики. Основы пролетарской литературы заложил Цанкар («Для блага народа», 1901; «Король Бетайновы», 1902; «На улице бедняков», 1902; «Батрак Ерней и его право», 1907). Крупнейшее достижение словенской поэзии начала 20 в. - лирика Жупанчича («По равнине», 1904; «Монологи», 1908, и др.). Значительным явлением словенской прозы стало творчество Ф. Финжгара (1871-1962; «Под свободным солнцем», 1906-07, и др.).

Список литературы

  1. Лавровский П., Этнографический очерк кашубов, "Филологические записки", Воронеж, 1950г.
  2. История Югославии, т. 1-2, М., 1963г.
  3. Мартынова И., Искусство Югославии, М., 1966г.
  4. Рябова Е. И., Основные направления в межвоенной словенской литературе, М., 1967г.
  5. Дымков Ю., Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967г.
  6. Семиряга М. И., Лужичане, М., 1969г.
  7. Шелов Д.Б., Славяне. Заря цивилизации, М., 1972г.
  8. Ровинский П. А., Черногория в ее прошлом и настоящем, т. 1-3, М., 1980г.
  9. Шилова Н. Е., Искусство Македонии, М., 1988г.
  10. Григорьева Р. А., Белоруссия моими глазами, М., 1989г.
  11. Грушевский М. , История Украины-Руси. т. 1, второе изд., Киев, 1989г.
  12. Горленко В.Ф., Заметки об Украине, М., 1989г.
  13. Геннадьева С., Культура Болгарии, Харьков, 1989г.
  14. Филиогло Е., Югославия. Очерки, М., 1990г.
  15. Смирнов А.Н., Древние славяне. М., 1990г.
  16. Трофимович К., Моторний В., История серболужицкой литературы, Львов, 1995г.
  17. Киселев Н.А., Белоусов В.Н., Архитектура конца XIX-XX веков, М., 1997г.
  18. Нидерле Г., Славянские древности, М., 2001г.
  19. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность, М., 2006г.
  20. www.czechtourism.com
  21. www.wikipedia.ru
  22. www.narodru.ru
  23. www.srpska.ru