Что ему здорово то немцу смерть. Что русскому хорошо, то немцу – смерть

Вы, конечно же, не раз слышали эту странную фразу: что русскому хорошо, то немцу смерть. Но вот задумывались ли вы, что она вообще означает и откуда она взялась? Многие полагают, что она происходит откуда-то с Великой Отечественной - и очень серьезно ошибаются. Нет господа, эта шутка куда старше. Родилась она в 1794м году.

Должен отметить, что есть у России и Германии старая добрая традиция: раз в сто лет наши страны собираются и делят Польшу. Как раз этим они и занимались в те беспокойные времена: в 1793м году произошел второй раздел Польши, в результате которого, в частности, Российская империя разжилась славным городом по имени Минск. Впрочем, речь совсем не о нем. В Варшаве в те времена был размещен российский гарнизон под командованием генерала Игельстрема.

В марте 1794го в Польше начинается восстание Тадеуша Костюшко. В апреле восстает Варшава. Из восьми тысяч человек русского гарнизона погибло больше двух тысяч, сам генерал спасся чудом - его вывезла любовница. Выступившее на подавление восстания прусское войско было разбито. И тогда из Бреста в направлении Варшавы выступает русская армия. Ее возглавляет легенда и живое воплощение славы русского оружия - генерал-аншеф Александр Суворов.

22 октября Суворов, по пути расколотив несколько польских отрядов, подходит к Праге. Здесь необходимо сделать ремарку. Речь идет не о столице Чехии, а об одноименном предместье Варшавы, которое до 1791го считалось отдельным городом, а затем стало одним из районов польской столицы. От "основной" Варшавы Прага отделена Вислой, через которую был переброшен длинный мост.

Поляками было построено две мощных оборонительных линии из рвов, земляных валов, волчьих ям и прочих ухищрений. Однако, не хватало человек для обороны столь протяженной оборонительной линии. Поляки пишут, что город охраняло всего десять тысяч человек, из которых восемь тысяч составляли "косиньеры" (не иначе как слово, наполненное иронией - подразумеваются похватавшие косы крестьяне). Российская историческая наука указывает на 30 тысяч человек, европейская, скорее всего, наиболее объективна и оценивает количество защитников Праги примерно в 20 тысяч солдат, на которых наступало, по разным оценкам, от 20 до 25 тысяч по командованием Суворова. Командующий обороной города генерал Вавжецкий принимает решение оставить Прагу в виду невозможности ее полноценной обороны и отвести войска за Вислу. Сделать этого он уже не успевает. Утром 23 октября 1974 года начинается артиллерийский обстрел Праги. Вечером того же дня суворовские войска начинают штурм. История сохранила текст приказа, отданного генерал-аншефом Суворовым:

Идти в тишине, ни слова не говорить; подойдя же к укреплению, быстро кидаться вперед, бросать в ров фашинник, спускаться, приставлять к валу лестницы, а стрелкам бить неприятеля по головам. Лезть шибко, пара за парой, товарищу оборонять товарища; коли коротка лестница, — штык в вал, и лезь по нем другой, третий. Без нужды не стрелять, а бить и гнать штыком; работать быстро, храбро, по-русски. Держаться своих в середину, от начальников не отставать, фронт везде. В дома не забегать, просящих пощады — щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать. Кого убьют — царство небесное; живым — слава, слава, слава.

Польские войска сражались остервенело. Между нашими народами и сейчас-то особой дружбы не водится, а в те времена, пожалуй, не было у поляка врага лютее, чем русский. Однако, отчаянное сопротивление не помогло. Пытавшийся наладить оборону генерал Вавжецкий вскоре бежал по мосту в Варшаву. Вскоре после этого мост был захвачен русскими войсками, польские порядки - опрокинуты штыковыми атаками русских, которым в этом искусстве не было равных. Отвлекаясь от темы, уточню, что в свое время читал впечатления француза-участника осады Севастополя. По мнению оного, даже дубу не зазорно уйти с дороги идущей в штыковую русской пехоты.

Возвращаясь же к сражению за Прагу, следует констатировать: к утру следующего дня польское войско было разгромлено. Русские солдаты горели жаждой отомстить за солдат Игельстрема, погибших во время варшавского восстания. Поляки сопротивлялись люто, местные жители по мере сил помогали солдатам-повстанцам. Итог, конечно же, очевиден... В последствии, один из участников штурма с типично русской фамилией фон Клуген, писал о тех событиях:

В нас стреляли из окон домов и с крыш, и наши солдаты, врываясь в дома, умерщвляли всех, кто им ни попадался… Ожесточение и жажда мести дошли до высочайшей степени… офицеры были уже не в силах прекратить кровопролитие… У моста настала снова резня. Наши солдаты стреляли в толпы, не разбирая никого, — и пронзительный крик женщин, вопли детей наводили ужас на душу. Справедливо говорят, что пролитая человеческая кровь возбуждает род опьянения. Ожесточенные наши солдаты в каждом живом существе видели губителя наших во время восстания в Варшаве. „Нет никому пардона!“ — кричали наши солдаты и умерщвляли всех, не различая ни лет ни пола…

По некоторым данным, свирепствовали не регулярные русские части, а казаки, от которых жители Праги спасались как раз в русском военном лагере по приказанию и приглашению Суворова. Впрочем, кто сейчас разберет, как там оно было.

25 октября Суворов продиктовал жителям Варшавы условия капитуляции, которые оказались достаточно мягкими. Одновременно полководец объявил, что перемирие будет соблюдаться до 28 октября. Жители Варшавы оказались понятливыми - и приняли все условия капитуляции. Русская армия вошла в Варшаву. Существует легенда, по которой генерал-аншеф Суворов отправил Екатерине Великой чрезвычайно лаконичный доклад: "Ура! Варшава наша!" - на что получил не менее лаконичное "Ура! Фельдмаршал Суворов!"

Но еще до того, как была занята Варшава, русская армия-победительница в захваченной Праге устроила дичайшую попойку. Русские солдаты разгромили попавшуюся под руку аптеку, и, вытащив оттуда бутыли со спиртом, устроили прямо на улице пиршество. Проходивший мимо коновал, бывший этническим немцем, возжелал присоединиться, но, опрокинув в себя первую чарку, свалился замертво. О происшествии доложили Суворову. Реакция его, пусть и в измененном виде, но дошла до наших дней:

Вольно же немцу тягаться с русскими! Русскому здорово, а немцу смерть!

Есть предположение, что эта поговорка родилась во время штурма Праги в 1794 году. Разгромив аптеку во время уличных боев, русские солдаты вынесли на улицу бутыль и начали распивать, нахваливая содержимое. Мимо шел немец. Подумав, что солдаты пьют воду, выпил чарку и свалился замертво. Это был спирт!

Когда об этом доложили Суворову, он сказал, что немцам нечего тягаться с русскими: мол, то, что русскому здорово, немцу – смерть. С тех пор эта фраза всплывает в разных ситуациях как подтверждение: то, что одним хорошо, неприемлемо для других. И это неспроста!

Так что же русскому хорошо, а немцу, мягко говоря, не очень?

1. Застолье

Источник:

Привычки и традиции празднований у каждого народа свои. Щедро накрытые столы у славян сильно отличаются от праздничных столов немцев. Многие видели, как удивляются немцы, когда попадают в гости к русским и видят огромное количество блюд и спиртного на столе. А еще больше удивляются – да что скрывать, не выдерживают, – когда нужно успевать за каждым новым тостом, при этом не забывать закусывать, а потом танцевать, петь и снова пить и есть! И не стоить спорить о том, что лучше. Каждому свое!

2. Альтернативные методы лечения

Источник:

Русские любят лечиться народными средствами, настойками, отварами и травами. Сбить температуру спиртовым раствором, приложить листок алое или подорожника к ране, чеснок к запястью, чтобы снять зубную боль, подышать над капустой или картошкой, поставить горчичники, чтобы вылечить кашель – да, такие средства, используемые русскими, вызывают удивление немецких врачей.

3. Зеленка

У кого из тех, кто вырос далеко за пределами Германии, не было зеленых коленок? Многие помнят также окрашенные в зеленый цвет точечки ветрянки на теле? Зеленку до сих пор можно найти практически в каждом доме. И неважно, что существуют куда более действенные и доступные антисептики. Зеленка была, есть и будет у русского народа. И попробуйте объяснить немцам, что лучше средства не бывает.

4. Приметы

Источник:

У каждого народа есть целый ряд примет и суеверий, но, согласитесь, что у русских их просто тьма. Посидеть на дорожку, постучать по дереву, не свистеть в квартире и не возвращаться, если что-то забыл – это тот минимум, который соблюдают практически все. Интересно наблюдать за немцами, когда они видят, как русские перед дальней дорогой вдруг дружно садятся и молчат. На дорожку!

5. Гречка и семечки

Гречку в Германии купить можно, но немцы ее не едят. Более того, многие из них даже не подозревают, что ее можно употреблять в пищу, не считая, конечно, тех, кто обзавелся русскими родственниками. И можно долго рассказывать о пользе этого диетического продукта, но факт остается фактом.

И, конечно же, семечки. Несмотря на то что подсолнух в XVII веке начали разводить во Франции и Голландии, поедание его семян прижилось именно у русских. И никому не понять этих гурманов!

Что русскому хорошо, то немцу - смерть

Выражение «бальзаковский возраст» возникло после выхода романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина» и допустимо в отношении женщин не старше 40 лет.

Тютелька — это уменьшительное от диалектного тютя («удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку».

Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

По-французски «асьет» — это и тарелка, и настроение, состояние. Предположительно, ошибочный перевод французского выражения стал причиной появления фразеологизма «не в своей тарелке».

Однажды молодой врач, приглашенный к безнадежно больному русскому мальчику, разрешил ему есть все, что он захочет. Мальчик съел свинину с капустой и, к удивлению окружающих, начал поправляться. После этого случая врач прописал свинину с капустой больному немецкому мальчику, но тот, поев, на следующий день умер. По одной из версий, именно эта история лежит в основе появления выражения «что русскому хорошо, то немцу — смерть».

Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные уборные, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: «А ведь они — от мочи». Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».

Ко всемирной выставке 1889 года в Париже было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. С тех пор в язык вошло выражение «гвоздь программы».

Выражение «игра не стоит свеч» пришло из речи картёжников, говоривших так об очень небольшом выигрыше, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

В 17 веке по распоряжению царя Алексея Михайловича, между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены очень высокие верстовые столбы. С тех пор высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».

«Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».

В русском языке существует немало интересных выражений, пословиц и фразеологизмов. Одной из таких поговорок является известная фраза "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Откуда выражение пошло, что оно значит и как может быть интерпретировано?

Разница между Европой и Россией

Известно, что физическая конституция человека во многом зависит от природных и климатических условий, в которых вынуждено жить общество. Европейский климат, как и российский, порождает соответствующий характер.

Климат в Европе отличается мягкостью, умеренностью. Такой же была всегда жизнь народов, населяющих эти земли. Время, когда необходимо было трудиться, распределялось равномерно в течение всего года. В то время как русские вынуждены были либо отдыхать, либо трудиться сверх сил.

Природные условия России нельзя назвать мягкими. Короткое лето и продолжительная холодная зима внесли свою лепту в то, что принято называть русской душой. Вынужденный постоянно бороться с холодными зимами, русский человек имеет особый склад характера, который нельзя не назвать немного агрессивным. Кроме того, климат оказывает значительное влияние на формирование физиологии нации. Это необходимо иметь в виду при объяснении смысла поговорки "Что русскому хорошо, то немцу смерть". И конечно же, каждый народ имеет свою историю, что оказывает воздействие на менталитет людей, их жизненный уклад. Разница между западноевропейскими странами и Россией в данном случае весьма показательна.

Первая версия происхождения пословицы "Что русскому хорошо, то немцу смерть"

Это выражение используется в повседневной речи постоянно. Произнося пословицу, люди не думают о ее происхождении. "Что русскому хорошо, то немцу смерть" - кто сказал это впервые и откуда взялась эта фраза, уже никто и не вспомнит. Между тем, по одной из версий, ее истоки следует икать в истории Древней Руси. В один из праздников на Руси накрыли стол, богатый различными вкусными блюдами. Помимо них принесли и традиционные соусы, хрен, а также домашнюю горчицу. Русский богатырь попробовал ее и с удовольствием продолжал пир. А когда горчицы отведал немецкий рыцарь, он упал под стол замертво.

Еще один вариант происхождения пословицы

"Что русскому хорошо, то немцу смерть" - чье выражение это было раньше, сказать сложно. Существует интересная история, объясняющая происхождение крылатой фразы. К болеющему мальчику-мастеровому позвали врача. Тот, проведя осмотр, сделал вывод, что осталось ему жить недолго. Мать захотела исполнить любое последнее желание ребенка, на что молодой врач разрешил ему насладиться любой пищей. После того как ребенок поел капусты со свининой, которую приготовила хозяйка, он пошёл на поправку.

Затем на обед пригласили немецкого ребенка, который страдал таким же заболеванием. Когда доктор велел ему съесть капусты со свининой, случилось неожиданное: мальчик умер на следующий день. Врач сделал запись в своей записной книжке: "Что русскому хорошо, то немцу - смерть".

Россия спасет мир

Чем же еще отличается причем настолько, что это позволяет многим великим умам называть Россию-матушку спасительницей мира, в частности, Европы? Некоторые отличия проявляются даже в частной жизни. Показательным примером может служить банальная привычка мыться. У многих западных историков можно встретить заметки, свидетельствующие в пользу того, что славяне имеют устойчивую привычку постоянно лить на себя воду. Иными словами, русские привыкли мыться в проточной воде.

Что русскому хорошо, то немцу - смерть, или Бытовые привычки разных народов

Чтобы сравнить исторически сложившиеся европейские и российские нравы, необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое. Во времена Римской империи чистота всегда была залогом не только здоровья, но и полноценной жизни. Но когда Римская империя распалась, все изменилось. Знаменитые римские бани остались только в самой Италии, в то время как остальная Европа поражала своей нечистоплотностью. Некоторые источники говорят о том, что вплоть до 12 века европейцы вообще не мылись!

Случай с княжной Анной

"Что русскому хорошо, то немцу - смерть" - данная поговорка выражает сущность отличий между представителями разных культур и наций. Занимательный случай произошел с Анной - киевской княжной, которая должна была вступить брак с королем Франции Генрихом I. После прибытия во Францию ее первым распоряжением было отвезти ее помыться в баню. Несмотря на удивление, придворные, конечно же, выполнили приказ. Однако это не стало гарантией избавления от гнева княжны. Она сообщала своему отцу в письме, что он отправил ее в совершенно бескультурную страну. Девушка отмечала, что ее жители обладают ужасными характерами, а также отвратительными бытовыми привычками.

Цена нечистоплотности

Удивление, подобное тому, которая испытала княжна Анна, выражали также арабы и византийцы во времена крестовых походов. Они поражались не силе христианского духа, которую имели европейцы, а совершенно другому факту: тому запаху, которым разило за версту от крестоносцев. Что было впоследствии, знает каждый школьник. В Европе разразилась страшная чума, которая унесла половину населения. Таким образом, можно смело утверждать, что основной причиной, которая помогла славянам стать одной из крупнейших этнических групп, противостоять войнам, геноциду и голоду, была именно чистоплотность.

Интересен тот факт, что после того, как Галичина попала под власть Польши, в ней полностью исчезли русские бани. Даже само искусство парфюмерии возникло в Европе с целью борьбы с неприятными запахами. И это отображается в романе писателя "Парфюмер: история одного убийцы". В книге автор ярко описывает, что происходило на улицах Европы. Все биологические отходы сливались из окон прямо на головы прохожим.

Аптечная легенда

Когда 4 ноября 1794 года русские войска захватили Прагу, солдаты начали пить спирт в одной из аптек. Поделившись с ветеринаром-немцем этим спиртом, они случайно лишили его жизни. После употребления стакана тот испустил дух. После этого случая Суворов и произнес крылатое выражение: "Что русскому хорошо, то немцу - шмерц", что в переводе означает "боль, страдание".

Нужно также отметить интересный факт. Пословицы "Что русскому хорошо, то немцу - смерть" на немецком не существует. Она является оскорбительной, поэтому ее лучше не произносить в присутствии представителей этого народа. Для нас оно означает следующее: что одному человеку может быть полезно, другому принесет вред. В этом смысле ее аналогом может послужить всем известная пословица "Чужая душа - потемки" или "Каждому - своё".

Также необходимо помнить, что раньше на Руси немцами называли не только выходцев из Германии. Это название носили все иностранцы. Те, кто не знал местных традиций, русских обычаев и не умел говорить на русском языке, назывались немыми, или немцами. Из-за этого они могли попадать в различные комические, а иногда и неприятные ситуации. Возможно, данная пословица и родилась вследствие таких случаев.

Эта фраза имеет глубокое практическое значение. Очень часто люди оказываются неспособными к эмпатии. Не зря этическое чувство среди детей считается одаренностью. Но для взрослых умение входить в положение другого человека и "примерять на себя его шкуру" является очень важным для успешного взаимодействия в обществе. Подобный смысл несет также которая гласит, что не стоит делать о человеке и каким-то образом судить его до того момента, пока желающий вынести суждение не провел сутки в его ботинках.

То, что одному принесет пользу, для другого является крайне нежелательным. А может быть, даже смертельным. Взять хотя бы распространенные заявления о том, что не стоит рекомендовать своим близким, друзьям и знакомым лекарства, которые помогли вам - они способны не исцелить, а усугубить болезнь. И это тоже поможет в полной мере осознать истинный смысл известной пословицы, в которой на самом деле нет ни капли националистических взглядов.

Давно это было - когда Германий было две, а СССР состоял в ранге великой державы. Группа туристов из Калининской области по линии Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ отправилась в Западную Германию, в город Оснабрюк – немецкий побратим советского города Калинина.
Знакомство с Германией началось с международного аэропорта Франкфурт-на-Майне. Мягко приземлившись, наш изящный Ту-154 долго пробирался к месту высадки пассажиров среди стада толстобрюхих «Боингов» и «Аэробусов». Уже с первого взгляда стало ясно, что здесь всё устроено по другим стандартам – отличным от привычных нам. Гостей принял один из крупнейших авиатранспортных узлов Европы – такой огромный, что, по первым ощущениям, в нём впору заблудиться. Однако по мере даже беглого знакомства с этим рационально организованным пространством с его многочисленными табло, указателями и эскалаторами мы убедились, что заблудиться тут невозможно, если даже захочется.
Дальнейшая дорога на Оснабрюк пролегала через один маленький, почти игрушечный германский городок, который вежливо приютил нас на первый ночлег. Близилась полночь, но молодым посланцам Верхневолжья не терпелось ощутить под ногами немецкую землю, вдохнуть ее воздух. Устроившись в гостинице, мы вышли прогуляться перед сном.
Опустевшие улицы и площади замерли в ожидании скорой ночи. В центре городка, у одинокого светофора, уважительно поглядывая на красный свет, стоял пожилой немец с собачкой. Поравнявшись с ним и не колеблясь ни секунды, калининцы уверенно пошли «на красный» и с шутками пересекли проезжую часть.
А чего церемониться: облепившие узенькие улочки автомобили обездвижены до утра, добропорядочные бюргеры спят, поэтому светофор в ночи – русскому человеку не указ! Единственный свидетель - старичок - тоже не в счет, поскольку от изумления он, похоже, надолго впал в состояние анабиоза. До сих пор помню открытый рот, выпученные глаза и съехавшую на затылок клетчатую шляпу немца. Может быть, его древние готские уши, чуткие на историческую память, когда-то (при других обстоятельствах) уже слышали русскую речь? Но скорее всего в упорядоченном сознании германца не укладывалась сама возможность нарушения какой-либо инструкции, тем более священных Правил дорожного движения.
Именно в тот момент мне вспомнилась крылатая фраза: «Что русскому здорово, то немцу - смерть». В ней точно подмечено наличие существенных различий в отдельных чертах русского и немецкого национальных характеров. Потом, в ходе нашего путешествия, мы на каждом шагу получали убедительные свидетельства тому, что на самом деле понятия о правилах жизни у наших народов зачастую отличаются диаметрально.
Программа пребывания в Оснабрюке включала в себя множество мероприятий, среди которых наиболее волнующим было посещение немецких семей. Туристов разбили на пары, и немцы сами выбирали, какую из них позвать в гости. Меня с товарищем выбрала семья архитектора.
Архитектор, полный мужчина лет сорока, подвел нас к престарелому «Мерседесу» мышиного цвета, с глазастыми, похожими на желуди фарами, и, лласково похлопав по капоту, восторженно сказал:
- Дизел!
Тарахтящий предок легковых дизелей не спеша привёз нас на окраину Оснабрюка. По дороге хозяин всеми способами, вплоть до выставления напоказ неподвижно стоявшего на приборной доске стакана с газировкой, демонстрировал завидную гладкость немецкого автобана, что, как, видимо, и задумывалось, произвело на нас неизгладимое впечатление. Но еще больше восхитило жилище архитектора, похожее на застекленную этажерку, органично вписанную в подножие небольшого холма, поросшего высокими соснами. Впрочем, главная новизна заключалась даже не в этом, а в том, что внутри жилых помещений полностью отсутствовала мебель, изготовленная промышленным способом. Архитектор с гордостью показывал шкафы, диваны и полки ручной работы, практично встроенные в стены. Само собой, во внутреннем убранстве комнат присутствовали безукоризненный порядок и чистота.
Скупая эстетика дома охлаждала душу и сдерживала разлив дружеских чувств. Впрочем, мы не теряли надежды на установление более тесного контакта и пытались объясниться с помощью непереводимой на немецкий язык смеси русских и английских слов. А как еще общаться: мы не понимали по-немецки, а немец – по-русски, английский он принципиально не знал по причине нескрываемого отвращения к бриттам, англам и разным саксам. Вскоре ограниченный ресурс жестикуляций и восклицаний был окончательно исчерпан. Требовалось найти какой-то проверенный жизнью способ закрепления наметившейся симпатии, и я решил прибегнуть к испытанному национальному средству - бутылке водки, которую выудил из кейса, наполненного подарками принимающей стороне, и которую тут же, глядя глаза в глаза, торжественно вручил хозяину. Так сказать, по русскому обычаю, в качестве презента, но все же в нескрываемой надежде на небольшую выпивку - за знакомство!
Лицо немца озарилось внутренним светом. Он встрепенулся, цепко схватил мясистыми пальцами горлышко «Столичной» и бережно поставил бутылку в шкаф собственного изготовления.
- О, гут, гут – русише вотка! – искренне радовался он, ритмично взмахивая взлохмаченными бровями и похлопывая себя по вместительному животу.
Радость, однако, была недолгой, так как не была общей, и в комнате вновь повисла томительная тишина. Посовещавшись, мы от всей души, не скрывая сокровенных желаний, написанных на наших лицах, преподнесли вторую бутылку водки, которую тут же постигла участь первой. Потом третью. Но и она неотвратимо заняла почетное место в аккуратно выстраиваемой шеренге всемирно известного бренда. Итог алкогольной интервенции был неутешителен: а) коллективные запасы «второй валюты», привезенные из заснеженной России, на три четверти бездарно растрачены (каждый турист мог провезти через границу не более литра водки); б) желаемый результат не достигнут.
Время корчилось в паузе, которая увлекала наши с товарищем мысли куда-то далеко-далеко, туда, где бутылка чисто физически не могла оставаться в шкафу долго. Следы воспоминаний, видимо, настолько рельефно отражались на наших скорбных физиономиях, что немец, суетливо перебирая ногами по блестящему паркетному полу, поспешил на кухню и принес оттуда плетеную корзиночку с двумя бутылочками пива по 0,33:
- Битте.
Мы стремительно их откупорили, для приличия предложили хозяину и после ожидаемого отказа с чувством глубокого удовлетворения опустошили несущественные емкости. Тишина становилась гнетущей. Хозяин, тяжело вздохнув, опять сходил на кухню и выставил еще две малокалиберные бутылочки. Да, с фантазией у него был явный недобор! Утопив нерв в пиве, мы тупо уставились на пустую тару. С обреченным видом, шумно дыша, архитектор сходил за очередными порциями пива, которые без задержки перелились в наши желудки. Похоже, немец всё-таки понял, что пиво – не водка и разговор не склеится. Он тоскливо смотрел на шкаф с водкой и о чём-то напряжённо думал.
Ситуацию разрядила миловидная хозяйка, которая пригласила гостей и членов семьи к столу. Он был покрыт новехонькой алой скатертью, которую, едва все расселись, испачкал сын хозяев, наливая сок. Глава семьи ткнул пальцем в пятно и строго отчитал парнишку.
Мне стало жалко всех немцев: ну что такое немецкая ругань по сравнению с широчайшим диапазоном и высокой поражающей способностью русской ненормативной лексики?! По нашей классификации, немецкая брань - бессодержательная словесная форма, не имеющая заслуженного международного признания и, самое главное, не вызывающая ответных чувств. Тут им до нас, конечно, далеко. Впрочем, нотация всё же подействовала: все дисциплинированно притихли.
Улыбчивая фрау предложила начать с салата. Товарищ засмущался, а я, чтобы поддержать набранный за пивом темп, смело зачерпнул красивой серебряной ложкой прямо со дна огромного фарфорового салатника, возвышавшегося аккурат в центре стола. Куча зеленой растительности вперемежку с майонезом оказалась настолько велика и неустойчива, что сидевшие за столом замерли. Я тоже напрягся, но это только внутренне, а внешне - легко и уверенно, соблюдая, как полагается, нужный баланс, по прямой повел копну к своей тарелке. И надо же такому международному конфузу случиться, что на самой середине пути зелено-белый ком предательски соскользнул на алую твердь стола.
Секунды стали вытягиваться в минуты. Пока сидевшие за столом молча гипнотизировали копну, задорно оживлявшую парадный строй тарелок и приборов, хозяйская дочка – девица лет восемнадцати – двумя (!) ложками сгребла злополучную гору и, приветливо мне улыбнувшись, решительно переместила её в мою тарелку. На скатерти осталось большущее пятно, на которое обречённо смотрел хозяин, в то время как все остальные пялились на меня и молчали. Я … съел салат. Нихт проблем! Так сказать, в целях смягчения возникшей международной напряженности.
На следующий день принимающая оснабрюкская сторона во главе с бургомистром устроила в честь советской делегации грандиозный праздник, где калининцев вволю поили пивом из алюминиевых бочек, потчевали разными немецкими деликатесами типа свиных ножек с квашеной капустой и вкуснейших колбасок. Пили ровно столько, чтобы общаться без помощи переводчиков, танцевать немецкие танцы и петь русские песни. Члены немецких семей, пригласивших туристов, щедро одарили гостей подарками. Из семьи архитектора, к сожалению, никто не пришел…
Еще неделю мы путешествовали на автобусе по расчерченной гигантским циркулем территории ФРГ – стране строгих геометрических линий. За окном мелькали, как в мультипликационном фильме, будто нарисованные картинки: вроде поля, но непривычно ухоженные; как бы леса, но насквозь просвечивающие; игрушечные городки, деревеньки и до скуки ровные дороги. В этом царстве формы было все, и все-таки чего-то сильно не хватало.
Не хватало простора, воздуха, а оттого - широты и размаха души. Теснотища во всем! Мы затосковали по вольному ветру в диком поле, по русской неопределенности и неупорядоченности - по нашему неразумному. В конце концов мы соскучились даже по грязи - обыкновенной российской грязи, в изобилии покрывавшей отечественные дороги-направления, колеса автомобилей и обувь. Той самой грязи, которая не раз спасала Отечество от разных напастей.
Поистине, что для что для русского хорошо, для немца - смерть. И наоборот.

Рецензии

Читали с женой и было до боли обидно за обыкновенную российскую расхлябанность, грязь, не ухоженность во всём. А ведь можем, если захотим сделать не хуже, и не надо ссылаться на необъятные просторы, огромные расстояния и прочее. ПРосто надо начать каждому со своего дома, двора, того же забора, а власти с дороги и дисциплины во всём. И не будет никакой скуки. Довелось нам бывать не раз в Прибалтике, Париже и видеть подобное, что в Вашем повествовании. И так было стыдно и больно за наше... Стараемся с женой не подражать им, а просто обустраиваться как совесть и воспитание позволяет. Хотя нам уже под семьдесят. Умный рассказ! Всем бы его, как инструкцию иметь на прикроватной тумбочке. Проснулся и посмотрел, посмотрел и сделал...

Виктор, благодарю за качественную рецензию по существу. Согласен с Вами. Всё же хочу пояснить следующее (раз уж в рассказе не удалось на этом акцентировать внимание читающего).
Первое. Честное слово, в Германии я не смог бы прожить и месяца: мне стало бы скучно, тесно и тошно от порядка, парализующего волю и фантазию, хотя порядок я люблю. Но порядок другой - в рамках иного соотношения времени и пространства. Теперь попробую перекинуть мостик от частного к общему.
Второе. Почему мы - русские и немцы - такие разные, в чём суть различий?
В Германии, с её компактной территорией и благоприятным климатом, время течёт как бы более равномерно, одинаково, нежели в России, где коротким летом его всегда сжимали до предела, чтобы ценой гораздо больших усилий, чем в той же Германии, подготовиться к растянутой по времени суровой зиме и пережить её. Напоминаю, что до сегодняшнего дня в России актуальна повестка дня: "О мерах по подготовке к похождению отопительного сезона". Немцы в своём маленьком жизненном пространстве быстрее навели порядок, основанный на абсолютном уважении к закону и тотальной регламентации, причем сделать это им оказалось проще опять же по причине хороших климатических условий. Но от скученности сознание каждого немца обратилось в себя, приобрело индивидуалистский характер и не допускает вторжения в личное пространство. У русских от пространства сознание коллективистское, с духом соборности, солидарности, лёгкости в контактах, способности раскрыться каждому встречному. Инструкции на наших больших пространствах не так эффективно работают, они застревают в часовых поясах, у нас важнее проверенные веками этические нормы, традиции и правила поведения, которые формируют атмосферу общества. К примеру: сейчас принято море законов, но желаемый результат не достигнут, потому что не создана соответствующая атмосфера в обществе.
Третье. Существует мнение, что вектор всех изменений, которые в последние десятилетия потрясли нашу страну, имеет отправную точку в климатических изменениях - теплее, дескать, стало. Хотелось бы похолодания...