…Что ни страница – то слон, то львица.

…Что ни страница – то слон, то львица.

Конспект подготовила воспитатель первой квалификационной категории группы № 5 Маслова Екатерина Алексеевна.

Цель:

Расширение и систематизация знаний о животных разных частей земного шара.

Задачи:

· расширять представление об особенностях приспособления животных к окружающей среде;

· знакомить с некоторыми формами защиты животных от врагов;

· закреплять умение расселять животных по их особенностям через игру и доказывать свой выбор, счет в пределах 10;

· формировать правила поведения в зоопарке;

· воспитывать у детей нетерпимость к уничтожению животных.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, энциклопедий о животных «Полная энциклопедия животных, «Энциклопедия животных для детей. Чьи это детки», разучивание стихотворения С. Маршака «..Что ни страница – то слон, то львица», «Детки в клетке», сказок Р. Киплинга «Слоненок», «Как верблюд получил свой горб»;

Рассматривание глобуса, материков на нем.

Интеграция образовательных областей.

Приоритетная область «Познание», сопутствующие: социализация, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка, чтение художественной литературы, физическое развитие.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1часть. Организационный момент.

Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч.

– Сядет на стул тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

– Правильно, ребята. Вы назвали зверей. А теперь назовите животных, которые не живут у нас. (белые медведи, обезьяны, львы, зебры). А где мы можем их увидеть?

– Правильно, в зоопарке.

– Мы сегодня с вами поедем в зоопарк. А на чем можно поехать в зоопарк. Правильно, на автомобиле, (дети имитируют движения автомобиля 1 круг и возвращаемся на места).

– Для начала скажите, вы дружные ребята? Ведь только дружные ребята не боятся никаких хищных зверей, потому что в зоопарке мы будем держаться друг за друга и от друзей не отставать.

Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята».

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики

1,2,3,4,5..

1,2,3,4,5…

– Ребята, а как нужно вести себя в зоопарке? Давайте вспомним правила поведения. (Рассказывает заранее подготовленный ребенок).

НЕ кормите,

НЕ дразните,

НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение,

НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более

НЕ просовывайте руки. Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

2 часть.

– Давайте подойдем к первой клетке. А чтобы узнать, кто в ней живет, надо отгадать загадку.

И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же народ,

Его птицей считает? (Б. Заходер)

(страус)

Он не умеет летать, почему же его считают птицей. У страуса есть крылья, правда служат они ему лишь украшением. На голове, как и у всех птиц клюв. У страуса длинные и очень сильные ноги, на которых он бегает, так же быстро, как лошади. Это птица сильная и задиристая. Заметив опасного зверя, он порой сам бросается им на встречу. Удар ноги страуса такой же сильный, как удар ноги лошади.

Пройдем к следующей клетке. Но чтобы к ней попасть, нам нужно пройти по представленному маршруту по стрелкам, (разложенные стрелки).

– К кому же в клетку мы пришли? (картинка с изображением льва)

– Правильно. Это лев.

Лев – это царь зверей. Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди сухой желтой травы. Он хищник, выслеживает добычу. А чем внешне отличаются лев от львицы.(у льва большая пушистая грива, у львицы ее нет).

– Ой, ребята, а это кто?

На двух лапках она скачет,

Малыша в кармане прячет.

Кто это? (Кенгуру)

– Ребята, детеныши кенгуру выбежали из сумки мамы выбежали и спрятались. Давайте их найдем и сосчитаем.

Дети считают: 1 кенгуренок, 2, 3, 4, 5, кенгурят и кладут в сумку кенгуру.

– А теперь отгадайте следующую загадку.

Ноги длинные, но шея у него ещё длиннее (Жираф)

Он высотой с двухэтажный дом и достигает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья самое любимое лакомство жирафа – листья акации. Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, газели, страусы. Чем привлекает их жираф? Высокий рост, чуткие уши, и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая голову, он видит всё вокруг.

– Кто живет в следующей клетке?

"Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра).

Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.

Что делать зебре? (защищаться)

Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.

Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.

Львы не дают травоядным животным (стадам антилоп, буйволам, зебрам, слонам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения.

– Смотрите, записка. Перед вами карточки с загадочной шифровкой. Вам нужно раскрасить картинку по номерам. Каждому номеру соответствует своя цифра.

– Кто же у вас получился? (бегемот)

Бегемоты живут стадами, которые состоят из самок, молодняка и одного взрослого самца. Несмотря на свое добродушие и неуклюжесть, бегемот пользуется репутацией одного из самых опасных зверей Африки. От разъяренных бегемотов погибает больше людей, чем от всех хищников и ядовитых змей Африки, вместе взятых.

– Кто же еще есть в зоопарке?

Люблю дразниться и кривляться,

И лианах кувыркаться. (обезьяна)

Непоседы – обезьяны обожают грызть бананы. (читает воспитатель)

Вот одна мартышка повисла на хвосте и раскачивается что есть силы, стараясь ухватиться передними лапами за дальнюю ветку, ветка оборвалась и зверек ловко соскочил на землю. На нее тут же накинулось несколько ее подружек и давай тормошить – кто за хвост, кто за уши, кто за ноги; поднимается шум, визг, беготня; раздаются шлепки и пощечины, которыми расходившиеся весельчаки угощают друг друга. Тут акробат-неудачник снова вскарабкивается на дерево, остальные бегут вдогонку – и затевается новая игра: мартышки начинают скакать с ветки на ветку, стараясь прыгнуть, как можно дальше и перещеголять друг друга в этом искусстве. Поднимается страшный шум. Те, кто проиграл соревнование, с досадой хватают с земли комья грязи и норовят угостить ими своих соперников. От шума и возни пробуждаются мартышки, которые только что спали мирным сном, удобно устроившись на толстых ветвях деревьев. Они зевают, почесываются и озираются по сторонам, словно не понимая, что это творится кругом, не приключилось ли какой беды и не надо ли улепетывать от нежданного врага. Поняв, наконец, в чем дело, они, потянувшись раз-другой, примыкают к компании разыгравшихся мартышек. Суматоха усиливается еще больше. Только и слышно, как трещат ветки да раздаются тяжеловесные шлепки и затрещины, сопровождаемые криком, резким взвизгиванием и отчаянным ревом тех, кого особенно усердно потчуют затрещинами.

– Давайте, покажем, как строят гримасы обезьянки и станцуем «Чунгу – чангу».

3 часть.

– Ребята, посмотрите, объявление.

Поступили новые животные. Нужно решить, куда их разместить: в теплые закрытые клетки или в открытые вольеры. Но кого с кем можно работники зоопарка не знают кого с кем можно поместить в одну клетку? Чем накормить? Как это правильно сделать, чтобы не навредить животным? Что нужно знать о животных? Необходимо определить, где эти животные жили до того, как их привезли в зоопарк: на Севере или в жарких странах. Определить, какие это животные травоядные или хищники. Сегодня мы попробуем распределить животных на группы в зависимости от места, где они жили, от способа питания, делать выводы о зависимости ухода за животными в неволи (в зоопарк) от их происхождения – животные жарких стран, животные Севера, способу питания – хищные, травоядные. А самое главное – поучимся работать в группах: договариваться, выслушивать друг друга, выполнять правила работы в группах.

Дети по счету на 1, 2-й делятся на 2 подгруппы. «Расселяют» животных: 1 подгруппа – жарких стран, вторая подгруппа – животные Севера (дети выбирают картинки с общего стола, расставляют их на своем столе) коррекция детьми возникших ошибок: взаимопроверка.

Физминутка.

Тут зяблики пели,

Клесты тут летали,

Олени гуляли,

Тюлени лежали.

Львы в клетке бродили,

Газели скакали,

Улитки ползли,

И лисицы бежали.

Но тени сгустились,

И сумерки пали,

Все звуки затихли,

Исчезли, пропали.

правильно, обезьяна. Давайте, покажем, как строят гримасы обезьянки и потанцуем «Чунгу – чангу».

4 часть.

Б лиц опрос.

Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие). Назовите диких животных.

Назовите животных, которые живут рядом с человеком? (домашние). Назовите домашних животных.

– Как называются животные, которые питаются мясом? (хищники) . Каких хищников вы знаете?

– Что общего у белого медведя и гуся?

– Какое животное носит своего детеныша в сумке?

– С какой птицей сравнивают красиво поющего человека?

– Скажите, почему льва, обезьяну и других животных Африки мы не можем встретить у нас в России? (Климат России не предназначен для жизни этих животных. А также у нас нет столько пищи, предназначенных для этих зверей, но их можно встретить в зоопарке).

5 часть. Подведение итогов.

– Вот и закончилось наше путешествие в зоопарк. Давайте вспомним, каких животных вы видели в зоопарке. Как человек должен относиться к животным? (не убивать, не брать детенышей домой).

– Давайте попрощаемся со зверями словами М. Маршака.

– «Видел всех.

Пора домой. До свиданья, зверики!»

Стихотворение “Что ни страница – то слон, то львица” (1926) относится к жанру стихотворной подписи, широко распространенному в детской литературе. Этот жанр труден тем, что стихотворный текст должен выполнять двоякую функцию: с одной стороны, он должен быть максимально выразителен, доступен детям, с другой – должен служить как бы “ориентиром” в творческом воображении художника, работающего над рисунками к этим подписям.

Этот жанр у Маяковского доведен до совершенства. Стихотворные подписи полны выдумки, говорят о гуманизме поэта, о его необыкновенной наблюдательности. Подписи эти – своеобразное путешествие по зоопарку:

“Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама”;

“Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца” и т. д.

Подписи предельно лаконичны: две, три, четыре строки, но поэтические зарисовки зверей остаются в памяти детей навсегда.

Восприятию материала способствует и мягкий юмор поэта: “Он (лев) теперь не царь зверей, просто председатель”, обезьяна – “человеческий портрет, даром что хвостатая” и т. д. В этом стихотворении Маяковский, давая интересный познавательный материал, умело решает задачу воспитания у детей любви к животным, к “зверикам”, как шутливо называет он их.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Выясняя мораль басни «Слон и Моська», мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый...
  2. Шестилетняя девочка Надя болеет, по словам доктора Михаила Петровича, “равнодушием к жизни”. Единственное средство ее вылечить – развеселить. Но девочка...
  3. Стихотворение-манифест Маяковского “Приказ по армии искусства” впервые было опубликовано в 1918 году еженедельной газетой “Искусство коммуны” в виде передовицы. Страницы...
  4. Очень своеобразным и интересным для детей является стихотворение “Конь-огонь”. В мае 1927 года Маяковский, отвечая на вопрос корреспондента газеты “Эпоха”:...
  5. Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в...
  6. Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни....
  7. Стихотворение «Нате!», написанное в 1913 году, принадлежит к числу ранних произведений поэта. Это один из классических образцов ранней сатиры Маяковского....

Тифлис, Заккнига, 1928. 14 с. Цветная лит. обложка и 12 ил. (цв. литографии) 28х21 см. Тираж 10000 экз. Цена 90 к. Одна из лучших советских детских книг. Чрезвычайная редкость!

Что ни страница, - то слон, то львица

Льва показываю я,

посмотрите нате -

он теперь не царь зверья,

просто председатель.

Этот зверь зовется лама.



Лама дочь

и лама мама.

Маленький пеликан

и пеликан-великан.



Как живые в нашей книжке

слон,

слониха

и слонишки.

Двух- и трехэтажный рост,

с блюдо уха оба,

впереди на морде хвост

под названьем "хобот".

Сколько им еды, питья,

сколько платья снашивать!

Даже ихнее дитя

ростом с папу с нашего.

Всех прошу посторониться,

разевай пошире рот,-

для таких мала страница,

дали целый разворот.



Крокодил. Гроза детей.

Лучше не гневите.

Только он сидит в воде

и пока не виден.

Вот верблюд, а на верблюде

возят кладь

и ездят люди.

Он живет среди пустынь,

ест невкусные кусты,

он в работе круглый год -

он,

верблюд,

рабочий скот.




Кенгуру.

Смешная очень.

Руки вдвое короче.

Но за это

у ней

ноги вдвое длинней.



Жираф-длинношейка -

ему

никак

для шеи не выбрать воротника.

Жирафке лучше:

жирафу-мать

есть

жирафенку

за что обнимать.


Обезьян.

Смешнее нет.

Что сидеть как статуя?!

Человеческий портрет,

даром что хвостатая.

Зверю холодно зимой.

Зверик из Америки.

Видел всех.

Пора домой.

До свиданья, зверики!

Первое выступление В. Маяковского в роли детского поэта («Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» в остроумном, сатирически заостренном оформлении Н. Купреянова - 1925) было настолько неожиданным, что некоторые рецензенты даже усомнились в искренности и серьезности намерений автора, заподозрили в его работе коварный подвох. «Не есть ли эта книга пародия на всю ту литературу, которая под знаком барабана, серпа, молота, пионера, октябренка и всех прочих политсовременных атрибутов детской книги наводняет советский книжный рынок?-таким вопросом задавалась некто А. Гринберг.-Не вздумал ли Маяковский дать читающей публике крепкую сатиру, которая отразила бы политдошкольные литературные измышления издательств и авторов, в глубине души чуждых политике нового воспитания? Книга Маяковского и Купреянова представляет собой злостный сгусток из этих издательств и этих авторов». Особенно возмущали критиков элементы фантастики в тексте и иллюстрациях. После подобных отзывов поэт не обращался больше к жанру детской сказки.

Одно из самых интересных и значительных в оформительском отношении прижизненных изданий Маяковского-стихотворение «Что ни страница-то слон, то львица» (1928) с иллюстрациями участника тифлисской футуристической группы «41°» К.М. Зданевича. Начало работы над стихотворением относится к августу – октябрю 1925 г., заготовки к нему были сделаны на шмуцтитуле «Популярного официального путеводителя по нью‑йоркскому зоопарку» во время пребывания Маяковского в Америке. 20 марта 1926 г. Маяковский подписал договор с издательством «Прибой» на представление к 1 апреля 1926 г. трех детских книжек:

1) «Вокруг Света»

2) «Зверинец»

3) «Собачка».

Ни одна из них в издательство «Прибой» сдана не была. 25 марта 1926 г. Маяковский заключил в Москве договор с издательством «Заккнига» на стихотворение «Есенину» и детскую книжку «Зоологический сад». На следующий день рукопись стихотворения «Что ни страница, – то слон, то львица» была передана представителю издательства. Упоминание об этом стихотворении есть в статье Маяковского «А что вы пишете?», опубликованной в мае 1926 г. Книга вышла в издании «Заккнига» только в марте 1928 г. одновременно на русском и грузинском языках с рис. худ. К. Зданевича. Текст издания «Заккнига» значительно отличается от текста, включенного впоследствии в 4-й том Сочинений. По‑видимому, при подготовке тома к изданию у Маяковского не оказалось текста и он воспроизвел его по памяти, дав, таким образом, новую редакцию стихотворения. В этой книге исключительно удачно и органично соединились разные стилистические тенденции: кубистическая обобщенность форм и конструктивистские игры с шрифтами, плакатная броскость композиций и тонкость проработки фактур. Жизнерадостная эксцентрика проявилась в изобретательно выстроенной архитектонике книги, в ее ярком и одновременно изысканном колористическом решении. Хотя в тексте речь идет о зоопарке, изображенные художником сцены имеют гораздо большее отношение к цирку, уже на первой странице животные устраивают парад-алле. Цирковые мотивы рассеяны по всей книге: зебра лягает клоуна в цилиндре, кенгуру ездит на мотоцикле, слон жонглирует булками. Даже показывая зверей в несвойственных им обстоятельствах (жираф, примеряющий крахмальные воротнички или обезьяна, греющаяся у буржуйки), иллюстратор не «очеловечивает» персонажей, а бережно сохраняет их первозданный, естественный облик. Люди играют в этих композициях лишь эпизодические роли. Рядом с бывшим царем зверей, разжалованным в председатели, Зданевич помещает фигуру автора, смонтированную из геометрических блоков, в руке поэт держит знаменитый сборник «Маяковский для голоса». Пожалуй, ни одному из последующих иллюстраторов этих стихов (включая и В. Лебедева) не удалось добиться той свежести и непосредственности восприятия текста, того уровня взаимопроникновения слова и изображения, которые характерны для первого издания. И еще раз чудесные рисунки Зданевича к одной из лучших советских детских книг:


Черновой набросок двух строф (строки 49-53, 39-45) на шмуцтитуле: «Popular official guide to the New York Zoological Park, published by the New York Zoological society», 19251 (БММ); беловой автограф с поправками (БММ); строки 26-29 в статье «А что вы пишете?», Л. «Красная газета», вечерний выпуск, 1926, № 124, 25 мая; отдельное издание; Сочинения, т. 4.

В настоящем издании в текст 4 тома Сочинений внесено исправление: строка 18 вместо «сколько им воды, питья» - «сколько им еды, питья» (по автографу и отдельному изданию).

Начало работы над стихотворением относится к августу - октябрю 1925 г., заготовки к нему были сделаны на шмуцтитуле «Популярного официального путеводителя по нью-йоркскому зоопарку» во время пребывания Маяковского в Америке.

20 марта 1926 г. Маяковский подписал договор с издательством «Прибой» на представление к 1 апреля 1926 г. трех детских книжек: 1) «Вокруг Света», 2) «Зверинец», 3) «Собачка». Ни одна из них в издательство «Прибой» сдана не была.

25 марта 1926 г. Маяковский заключил в Москве договор с издательством «Заккнига» на стихотворение «Есенину» и детскую книжку «Зоологический сад». На следующий день рукопись стихотворения «Что ни страница, - то слон, то львица» была передана представителю издательства. Упоминание об этом стихотворении есть в статье Маяковского «А что вы пишете?», опубликованной в мае 1926 г. (см. т. 12 наст. изд).

Книга вышла в издании «Заккнига» только в марте 1928 г. одновременно на русском и грузинском языках с рис. худ. К. Зданевича. Текст издания «Заккнига» значительно отличается от текста, включенного в 4 том Сочинений. По-видимому, при подготовке тома к изданию у Маяковского не оказалось текста и он воспроизвел его по памяти, дав, таким образом, новую редакцию стихотворения.