Что такое взаимоотношения определение. Взаимоотношения

Общая характеристика понятия «отношение». В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу Последнее следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, результат его взаимодействия с окружающей действительностью и с другими людьми, ее представляющими. Начав формироваться и развиваться, отношения во многом зависят от целого ряда факторов - от самих индивидов, от условий окружающей действительности и социального строя, от последующей трансформации контактов и результатов совместной деятельности - и имеют свою динамику.

Понятие «отношение» может иметь два значения - широкое и узкое. В первом случае оно относится к общественным отношениям, о которых уже говорилось. Через них определяется система потребностей, мотивов, влечений человека в социальной среде. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех социальных действий человека. Например, вы являетесь представителем какого-то социального класса. К вам и относятся первоначально в соответствии с тем положением, которое занимает этот класс в обществе.

Понятие же «отношение» в узком смысле выступает базовой категорией психологической науки, подразумевая, что оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. В этом случае отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением.

те с тем при анализе реальной жизни и деятельности отдельного индивида, вступающего в контакт с другими людьми, зачастую приходится абстрагироваться от более широкого понятия, принимая во внимание только более узкое значение.

Классификация психологических отношений. Категория отношения может рассматриваться и как предрасположенность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект-объект», «субъект-субъект» (Обозов Н.Н., 1980). В первом случае понятие «отношение» сливается с понятием установки как готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально проявляющейся у человека, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Готовность в этом случае понимается только как возможность раскрытия связи. Отношения же человека представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личностный опыт и внутренне определяет его действия и переживания.


Во втором случае отношения в рамках «субъект-объект» и «субъект-субъект» не являются идентичными. Так, общими характеристиками для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т.д. Вместе с тем существенным различием отношений в рамках субъект-объектной и субъект-субъектной связи являются взаимность и однонаправленность отношений. Субъект-объектные (однонаправленные) отношения - это все отношения личности к действительности и к другим людям, исключая отношения между ними и самоотношение. В свою очередь субъект-субъектные (взаимонаправленные) отношения включают в себя не только отношения человека к другому человеку, но и отношение к самому себе под влиянием социального окружения, т.е. самоотношение.

Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий). Когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое стано-

тсЯ нашим. Субъект-субъектные отношения характеризуется как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что бусловливается активностью не только одной из сторон, как τ0 имеет место при субъект-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта.

Таким образом, психологические отношения обнаруживаются как в рамках субъект-объектных, так и субъект-субъектных отношений. Межличностные отношения - всегда субъект-субъектные связи. В этом смысле психологические отношения выступают родовым понятием по отношению к видовому - «межличностным отношениям». !

Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые. Последний вид отношений близок к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого-либо. Привязанность может быть к вещам, природе, людям, ко всему, с чем так или иначе связан человек. Привязанность как система отношений стабилизирует положение личности, индивидуальности. Негативной стороной является инертность связей и отношений, а следовательно, и развития личности, ее индивидуальности.

Особенности межличностных отношений. Межличностные отношения (синоним - взаимоотношения) людей - это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Они формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.

Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. Оценочный компонент межличностных отношений предполагает определение человеком того, что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими людьми. Эмоциональные переживания порождают определенный настрой психики партнеров по взаимоотношениям. А их поведение отражает или определяет дальнейшие перспективы Продолжения или прекращения сотрудничества.

К главным параметрам, задающим содержание межлично-стных отношений, как правило, относят:

Дистанцию между партнерами или степень их психологи-ческой близости (близкую, далекую);

Оценку отношений (позитивную, негативную, противоре. чивую, безразличную);

Позицию партнеров (доминирование, зависимость, равенство);

Степень знакомства (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2001).

Многое в проявлении взаимоотношений зависит от ролей, которые человек играет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами и обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.). Многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.

Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (например, учитель на уроке). Латентные роли не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных социальных ролей.

Предписанные роли определяются возрастом, полом, национальностью, а приобретенные лют усваивают в процессе социализации.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически опре-

д Я ются возрастом и полом человека и не требуют особых ИЛИЙ дл Я их приобретения.

Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания, например, п о поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

формализация роли определяется спецификой межличностных отношений ее носителя. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе оба этих отношения.

Мотивация роли зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Через межличностные отношения и общение индивид опосредованно включается в систему общественных отношений. Если у ребенка такое включение происходит через ближайшее окружение, то у взрослого границы значительно расширяются. Он непосредственно, а не только через межличностные отношения и общение, становится частью разнообразных общественных отношений, их носителем. Взаимоотношения складываются и протекают в условиях взаимодействия большого числа людей. Отбор партнеров для общения и выполнения какой-либо деятельности - сложный процесс и зависит как от общей атмосферы в группах взаимодействующих людей, так и от психологических особенностей их самих.

Проблема межличностных отношений лежит на стыке интересов и взаимовлияния общей и социальной психологии. Взаимоотношения, не охватывая всех общественных отношений человека, являются наиболее близкими личности и задачам ее формирования. Неофициальность, личностная значимость, эмоциональная насыщенность и связь с интимными сторона-Ми жизни, высокая вовлеченность создают основу для глубокого влияния межличностных взаимоотношений на личность.

Существует сложная система зависимости некоторых параметров межличностных отношений от характерологичес-

ких, мотивационных, интеллектуальных и нейродинамических особенностей личности. Так, устойчивые парные дружеские отношения и взаимодействия приводят к изменению некоторых личностных свойств партнеров, сделав их сходными гю ряду параметров. Межличностная взаимная неприязнь, наоборот, сохраняет различия между партнерами по этим параметрам. Выявлено также влияние сходства-различия реальных личностных характеристик партнеров (ценностных ориентации, интересов, мотивации, характера, интеллекта, темперамента, нейродинамики) на образование и развитие парных дружеских отношений.

В силу взаимного характера межличностных отношений в их регулировании принимают участие три таких мотивационных компонента, как «я хочу», «я могу» и «надо». Личного желания («я хочу») недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей («я могу» удовлетворить потребность другой личности). Наконец, третий момент -«надо» -есть важнейшая детерминанта образования и развития или распада отношений. «Надо-не надо», представляя собой не субъективную сторону отношений, а объективную, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений.

Еще одной более общей характеристикой межличностных отношений является их привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекательности относятся: симпатия-антипатия и притяжение-отталкивание. Если симпатия-антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим, то притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний.

Притяжение-отталкивание как одно из составляющих межличностной привлекательности в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение-отталкивание часто, но не всегда, определяется с переживанием симпатии-антипатии (эмоциональным компонентом межличностных отношений). Такое противоречие возникает часто при однонаправленных отношениях популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет без видимого удовлетворения быть вместе и рядом».

Лекция δ. Виды взаимоотношений

Можно говорить о следующих видах межличностных отношений: отношениях знакомства, приятельских, товарищеских, дружеских, любовных, супружеских, родственных, деструктивных. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функции отношений (Обозов Н.Н., 1980).

Главный критерий - мера, глубина вовлечения личности в отношения. В структуре личности можно выделить несколько уровней проявления ее характеристик: общевидовые, социокультурные, психологические, индивидуальные. Общевидовые выражают социальный статус человека. Социокультурными можно считать национальность, профессию, образование, политическую и религиозную принадлежность и т.п. Психологическими характеристиками личности считаются ее интеллект, мотивация, характер, темперамент и т.п. К индивидуальным относится все личностно неповторимое, обусловленное своеобразием жизненного пути человека.

Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.

Второй критерий - степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую - отношения знакомства.

Третий критерий - различие функций (целей, назначения) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.

Дополнительными критериями для различения межличностных отношений можно считать также: дистанцию между п артнерами, продолжительность и частоту контактов, участие

ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта.

Каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише, предъявляет требования к частоте и длительности встреч. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Отношения дружбы характеризуются очень высокой избирательностью, если они правильно оцениваются. Возможна переоценка отношений одним из партнеров, и на этой почве возникают недоразумения. Недооценка дружеских отношений может привести к их распаду.

Дружеские отношения принято разделять на инструментальные и эмоционально-исповедные. Единая профессия, род занятий, совпадение интересов, совместная или просто взаимосвязанная работа, учеба скорее приведут к образованию инструментальной дружбы. Инструментальная дружба основана на взаимной помощи в тех или иных жизненных обстоятельствах. Эти отношения близки к товарищеским, но отличаются от них тем, что цели дружеских инструментальных отношений могут не выходить за пределы личной выгоды каждого из партнеров.

Эмоционально-исповедные дружеские отношения строятся при условии взаимной симпатии, эмоциональной привязанности и доверчивости. Они характеризуются:

Высокой доверительностью между партнерами, взаимораскрытием внутреннего мира (доверие тайн, мечтаний, интимных переживаний, скрываемых черт личности, фактов биографии);

Снятием социальной внешней маски поведения (возможность быть самим собой);

Понижением самоконтроля и раскованностью в контакте («когда не боишься, что тебя не так поймут, неверно оценят твой поступок»);

Преобладанием положительного оценочного отношения партнеров (отсутствие осуждения, насмешки, неприятия).

Для понимания существа дружбы-товарищества необходимо знать их антипод - вражду. Для некоторых видов меж-

лй чностных отношений в реальной жизни можно обнаружить т акие противоположности: дружба-вражда, товарищество-соперничество, родные-чужие. Однако некоторые виды взаимоотношений не имеют антиподов, и их негативные формы неспецифичны. Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства, супружества. Разрыв таких отношений выражается в полном исчезновении отношения, переходе в другой вид (знакомство в приятельство) или превращении в негативную форму другого вида отношений (вражда, соперничество).

Полнота анализа межличностных отношений требует исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений - вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезориентация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.

Основная функция деструктивных отношений - культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число входящих в группировку лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт вовлечена не вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Социальная психология

Проявление данного вида отношений - взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность.

Каждое из описанных взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Вопросы для повторения

1. Как понимается «отношение» в психологической науке?

2. В чем разница между «субъект-объектными» и «субъект-субъектными» отношениями?

3. Что определяет содержание межличностных отношений?

4. Какие виды взаимоотношений вам известны?

Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.

Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения «непопулярного» ребенка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с луч шей стороны. Над этим вопросом работали и проводили опыты Репина и Бухтиарова.

В зарубежной науке имеет место субъективно идеалистическая теория, считающая, что отношения между людьми, в частности, отношения симпатии и антипатии, определяются их врожденными качествами. Соответственно этим своим неизменным качеством тот или иной ребенок якобы будет обречен на «непопулярность» и попадает в разряд «изолированных» или будет «звездой» среди детей, т.е. ему будет обеспечена в любой детской группе особо высокая «популярность». Представители этой теории пытаются найти в ней оправдание классовой структуры общества, утверждая, что разделение на классы – это закон природы. Исследования наших психологов доказали обратное. выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей также возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей.

Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Массовое обследование, проведенное лабораторией формирования личности ребенка НИИ дошкольного воспитания, показало, что в сельских детских садах, где часто дети встречаются и посоле возвращения из детского сада, а также в группах с интернатным пребыванием детей, дружеские привязанности приобретали для них особое значение, общий уровень взаимоотношений и общения в группе были выше. Избирательность отношения между детьми были ярче выражены: было больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась его нравственными качествами.

Понятия отношения, взаимоотношения

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.

Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции его членов. Например. Открывается школа-интернат. Штатным расписанием предусмотрены директор, завуч, учителя, воспитатели и т.д. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты.

Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:

1. Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые функции.

2. Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающие его намечать для другого объект приложения усилий, способы осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что относятся друг к другу люди, наделенные индивидуальными качествами.

3. Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. В личных взаимоотношениях не имеют силы. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижением друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения намечаются несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.

1. Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными. Но различия между ними сохраняются.

2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношения равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности членов группы, коллектива, снижения качества и уменьшения коллектива выпускаемой продукции.

3. Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее приделы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные при этом нивелируются. Они не проявляются, т.к. для этого нет почвы.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод.

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. - М.: ПЕР СЭ. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. 2006 .

Смотреть что такое «Взаимоотношения» в других словарях:

взаимоотношения - счеты, связи, отношения, отношение, микроклимат Словарь русских синонимов. взаимоотношения отношения, связи Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

взаимоотношения - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ1, отношения, связи ВЗАИМНЫЙ, обоюдный, ответный, разделенный ВЗАИМНО, обоюдно ВЗАИМООТНОШЕНИЯ2, отношения, связи … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

взаимоотношения - ^ согласованность ^ взаимодействие взаимоотношения согласованность отношений между кем л. Ў ладить … Идеографический словарь русского языка

Взаимоотношения - мн. Отношения между кем либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

взаимоотношения - мн., Р. взаимоотноше/ний; ед. взаимоотноше/ние (2 с), Пр. о взаимоотноше/нии … Орфографический словарь русского языка

взаимоотношения - Syn: см. отношения, см. связи … Тезаурус русской деловой лексики

взаимоотношения - ий; мн. Отношения между кем, чем л. В. религии и нравственности. В. воюющих сторон. В. в семье. Экономические, торговые в. между странами … Энциклопедический словарь

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - – документально не зафиксированные субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и взаимодействия. Структурной единицей… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Взаимоотношения - (в психологии) (relationships), генетические, элективные (избирательные) или обществ, связи между людьми. В. на работе, в общине, семье или между партнерами основа общества. Крушение или отсутствие приносящих удовлетворение личных связей… … Народы и культуры

Взаимоотношения - социально психол. результат (продукт) О. В. вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психол. деятельности, к рое включает эмоциональный… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Что такое взаимоотношения?

Что такое взаимоотношения?

Часто, говоря о взаимоотношениях, мы имеем в виду романтические отношения, свидания и т. п. Взаимоотношения ассоциируются с глубокой эмоциональной привязанностью или хотя бы с некоторой ее долей. В таком случае взаимоотношения больше связаны с чувствами, чем с интеллектом.

Если ты бизнесмен, слово «взаимоотношения» ассоциируется с клиентами или заказчиками, а может, с вкладчиком, двадцать лет назад открывшим счет у тебя в банке, или домовладельцем, который регулярно посещает твой хозяйственный магазин. Если говорить о моем квартале в Нью-Йорке, мне сразу приходят на ум работники закусочной на углу, которые, прежде чем я сяду за столик, уже знают, что я закажу.

Да, все это разные виды взаимоотношений. Однако здесь я использую это слово в более узком значении. Как я понял, для значимых взаимоотношений требуется три вещи: взаимопонимание, взаимное доверие и уважение. Для создания таких взаимоотношений нужно время, близкое общение и упорный труд, равно как и взаимный интерес, обмен информацией о себе и искренность.

На основе этого определения составь список людей, взаимоотношения с которыми характеризуются такими признаками. Если ты такой же человек, как и большинство из нас, ты будешь удивлен составом этого списка. Почему некоторые люди в него не попали? Может, ты им не доверяешь, может, они болтливы и ты не склонен с ними откровенничать? Может, ты просто не понимаешь их? Может, ты их понимаешь, но не уважаешь?

С другой стороны, ты с удивлением обнаружишь, что у тебя могут сложиться взаимоотношения с людьми, к которым ты не чувствуешь никакого расположения. Возможно, ты считаешь, что эмоциональная привязанность и расположение - необходимые составляющие взаимоотношений. На самом деле это вовсе не обязательно. Задай себе вопрос, что для тебя важнее в отношениях с начальником - симпатия или понимание, доверие и уважение? Как выстраивать отношения, характеризующиеся такими признаками, как взаимопонимание, доверие и уважение? Предлагаю сделать три вещи:

Открой себя. Расскажи человеку о себе то, что поможет ему лучше понять тебя.

Прояви интерес. Поговори с человеком о нем самом, задай вопросы, которые помогут тебе лучше понять его.

Попроси совета. Будь готов обратиться за конструктивным советом по важным для тебя вопросам (и прояви готовность дать совет со своей стороны); приготовься попросить у этого человека поддержки в делах, в которых чувствуешь себя неуверенным и некомпетентным.

Источник:
Что такое взаимоотношения?
Что такое взаимоотношения? Часто, говоря о взаимоотношениях, мы имеем в виду романтические отношения, свидания и т. п. Взаимоотношения ассоциируются с глубокой эмоциональной привязанностью или
http://psy.wikireading.ru/31070

Что такое взаимоотношения

Русско-английский словарь биологических терминов. - Новосибирск: Институт Клинической Иммунологии. В.И. Селедцов. 1993-1999 .

Смотреть что такое «взаимоотношение» в других словарях:

взаимоотношение - взаимоотношение … Орфографический словарь-справочник

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ, взаимоотношения, ср. 1. Взаимная связь; взаимодействие. Взаимоотношение явлений. 2. только мн. Взаимные отношения двух или нескольких лиц. Обострение англо французских взаимоотношений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ, я, ср. Взаимные отношения между кем чем н. Нормальные взаимоотношения. Взаимоотношения в семье. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

взаимоотношение - взаимосвязь, отношения, связи, (человеческие) контакты. Ant. разрозненность, несогласованность Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

взаимоотношение - взаимосвязь — Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы взаимосвязь EN interrelation … Справочник технического переводчика

Взаимоотношение - ср. Отношение предметов, явлений, взаимно связанных друг с другом или взаимно обусловленных. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

взаимоотношение - взаимоотношение, взаимоотношения, взаимоотношения, взаимоотношений, взаимоотношению, взаимоотношениям, взаимоотношение, взаимоотношения, взаимоотношением, взаимоотношениями, взаимоотношении, взаимоотношениях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

взаимоотношение - взаимоотнош ение, я … Русский орфографический словарь

взаимоотношение - Syn: взаимосвязь, отношения, связи (человеческие контакты) Ant: разрозненность, несогласованность … Тезаурус русской деловой лексики

взаимоотношение - същ. отношение, връзка, взаимност, взаимодействие … Български синонимен речник

взаимоотношение - взаим/о/отнош/ени/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь

Источник:
Что такое взаимоотношения
Русско-английский словарь биологических терминов. - Новосибирск: Институт Клинической Иммунологии. В.И. Селедцов. 1993-1999 . Смотреть что такое «взаимоотношение» в других словарях:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/rus_eng_biology/397/%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Что такое отношения? Что такое свободные отношения?

Все люди — субъекты социальные. Нет такого человека, который в своей жизни не встречался бы с другими людьми, не вступал с ними в разного рода отношения (деловые, дружеские, родственные, любовные). Но, имея разного рода связи с другими, мы приходим к выводу, что не так-то легко их начинать, поддерживать прекращать. Например, для поддержки дружбы необходимо приложить много стараний, прежде чем получишь душевную удовлетворенность. Любые отношения требуют некоторой жертвенности и искренности. Итак, какие же бывают отношения и как понять, что это такое?

Что такое отношения, понимают многие, но не все могут дать определение этому термину. В процессе жизни мы вступаем во взаимодействия со многими людьми. Еще в маленьком возрасте дети вместе подготавливают программу на утренники, праздники, вместе кушают и выполняют любую деятельность. Смело можно утверждать, что они имеют отношения друг с другом. Получается, что отношения — это взаимодействие с одним человеком или группой людей, которое имеет свою специфику, цели, обстоятельства, задачи и место в обществе. Любые взаимоотношения могут иметь эмоциональную окраску (симпатия или антипатия к другому человеку), разную степень осознанности и переживания этих связей.

Зная, что такое отношения, мы можем задать логичный вопрос: «Для чего они нам нужны?» В любом действии человек больше познает мир и выполняет конкретную цель. Если он адекватно воспринимает окружающую обстановку, то его деятельность будет наполнена смыслом. Любое взаимодействие тоже имеет смысл. Всякое общение и отношения выполняют свои функции для человека.

  1. Через взаимодействие с другими мы получаем информацию. Это иногда происходит даже без слов, с помощью таких мыслительных процессов, как анализ, обобщение и выводы.
  2. Что такое отношения? По сути, они побуждают нас к активности, которая, в свою очередь, обеспечивает занятость, тонус и смысл нашим действиям. То есть отношения являются внутренним двигателем, движущими силами в нашей жизни.
  3. Во взаимодействии с людьми в ход идут чувства, эмоции, мотивы, направленность личности, здесь могут возникнуть душевные связи (что такое платонические отношения, мы узнаем немного позже). Человек может привязываться к объекту отношений, испытывать к нему негативные чувства. Такая динамика взаимодействий между людьми развивает их внутренний мир, они учатся понимать себя и других, совершенствуют свои отношения.

Многие ученые задавались вопросом о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Очень большое количество трудов было написано на эту тему. Вопрос: «Гендерные отношения — что это такое?» — был рассмотрен в разных теориях. Большинство психологов, социологов и других специалистов сходятся во мнении, что отношения между мужчинами и женщинами продиктованы производственными связями. То есть, как бы дико со стороны науки это ни звучало, гендерное общение основано на механизмах взаимной эксплуатации.

Если понаблюдать за началом любого взаимодействия между мужчиной и женщиной, оно обязательно будет основано на разделении труда (тут становится понятен производственный аспект). Мало того, это разделение обязанностей, действий необходимо для всего человечества, как одно из наиболее мощных движущих сил общества. Разделение труда в обществе между людьми происходит, прежде всего, по половым признакам, а потом уже по наклонностям, способностям, интересам и желаниям.

Исторически сложилось, что мужчина считается добытчиком, вождем племени, главенством. Женщина же выполняет экспрессивную роль — она заботится, ухаживает, поддерживает семейное настроение, создает эмоции в семье. Именно поэтому вопрос: «Гендерные отношения — что это такое?» — является одним из основополагающих для развития человеческих норм и устоев.

Мы уже немного коснулись важности отношений между мужчинами и женщинами, но не затронули не менее важный по значимости вопрос о личных взаимоотношениях мужчины и женщины, парня и девушки. Что такое отношения между парнем и девушкой? Для чего они нужны и нужно ли ими дорожить?

Изначально Богом (или кем-то другим, в зависимости от вашей позиции возникновения мира) задумывались отношения между молодыми людьми противоположного пола для продления рода, размножения. Теорий, как получается двум разным людям соединиться в одно, существует множество, и все они по-своему правильно рассматривают основные механизмы сближения людей. Нельзя подогнать чувства людей, их мотивы быть вместе под какую-то четкую классификацию. Каждый человек индивидуален, поэтому волен поступать так, как ему велит сердце.

Кроме производственных и деловых отношений, существуют еще дружеские и любовные взаимосвязи парня и девушки. Существует 7 основных стадий зарождения любви. Они помогут понять, что такое отношения между парнем и девушкой.

Что под собой подразумевает фраза «свободные отношения»?

Мужчины больше стремятся к свободе, их этим стремлением наделила сама природа. Женщины же постоянны, они как бы бросают якорь там, где им хорошо. В обществе последнего времени актуален вопрос о свободе выбора, свободе связей. Что такое свободные отношения? Таким взаимодействием принято считать ни к чему не обязывающие отношения, которые не дают право другому человеку претендовать на свободу субъекта. Это, конечно, хорошо, но так ли это необходимо двум сторонам взаимодействия.

Ученые уже давно подтвердили тот факт, что от гражданского брака (свободных отношений) точно страдает, по крайней мере, одна сторона. Семья не может существовать без определенных обязательств с двух сторон. А ответ на вопрос о том, что такое свободные отношения, мы знаем — это отсутствие всяких обязательств. Немного подключив логику и анализ, можно уверенно сказать, что такие виды связей долго не продлятся. Они либо разрушатся, либо перерастут во что-то более серьезное. Так зачем же тратить время?!

Многие люди не знают, что такое правовые отношения, из-за этого начинаются проблемы с законом, с исполнительной властью и так далее. Определения этого понятия напоминает о том, что существует некоторый объект, который определяет круг прав и обязанностей (например, ребенок). Также в таких отношениях есть субъекты права (например, родители), которые являются участниками отношений по поводу объекта. Так вот, правоотношения означают взаимодействие субъектов, урегулированное нормами права и их волевыми усилиями, при этом каждый субъект имеет свои юридические обязанности и права (например, усыновление ребенка, алименты, содержание до 18 лет и так далее). Такие отношения легко можно корректировать с помощью буквы закона.

В таком взаимодействии мы бываем каждый день, возможно и по несколько раз. Что такое рыночные отношения и почему они свойственны каждому человеку? Такое взаимодействие означает отношения определенных собственников, ищущих каждый свою выгоду. На рынке это два человека — производитель и потребитель. Такие отношения бывают конфликтными, напряженными, криминальными, дружескими и другими. Но они также регулируются определенными законами, отстаивающими права двух сторон субъектов рынка.

Международные отношения как расширение границ субъекта

Говоря о международных отношениях, нужно отметить, что они бывают как официальными на самом большом общественном уровне, так и неофициальными, дружескими. Неофициальное международное взаимодействие — это целый пласт этнопсихологии, поэтому ограничимся общепринятым определением о международных отношениях.

Итак, международные отношения — что это такое? Прежде всего, это выходящее за рамки территории взаимодействие, поэтому оно и является международным. В этом понятии соединено множество критериев, по которым государства и отдельно граждане разных стран могут сотрудничать и общаться между собой. Эти отношения регулирует как внутренний закон страны, так и общепринятые нормы права человека.

Мы увидели, что в любых взаимоотношениях есть динамика. Она имеет полярные вершины: от ненависти к любви, от агрессии к дружбе, от безразличия к заботе. И эти колебания одинаково подходят как для субъективных отношений, так и для международных.

Взаимодействие, отношения — это действительно сложная, ежедневная работа. Как изменчив человек, попадая под власть настроения, так изменчивы и его взаимоотношения. Для того чтобы их сохранить положительными, продуктивными и полезными, требуется немало усилий и знаний не только в конкретной области, но и в рамках законов, чтобы отстаивать и свои права.

Необходимо рассмотреть также понятие "общение" и его соотношение с категориями "отношение" и "взаимоотношение".

Понятие "общение" используется в научной литературе в широком и узком значении. Наибольшие трудности встречаются при разграничении широкого понятия "общение" с отношениями. В этом случае нередко то "общение" включается в "отношение", то "отношение" входит в "общение". В словаре современного русского литературного языка "общение" определяется как "связь" и "взаимное отношение".

Наиболее обстоятельно понятие "общение" исследуется в трудах Б.Д. Парыгина, В.М. Соковнина и А.А. Леонтьева. Б.Д. Парыгин рассматривал общение "как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга. И как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга".

Общение - сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Соглашаясь с тем, что общение есть процесс, мы полагаем, что статус процесса неправомерно приписывать и отношениям людей друг к другу. Да, отношения могут проявляться в каких-то процессах. Да, всякий процесс взаимодействия предполагает наличие отношений между взаимодействующими объектами. Но само отношение никак не является процессом. Вообще говоря, едва ли возможно рядополагать отношение и другие составные компоненты общения. В каждой из них с необходимостью предполагается отношение. Без отношения невозможно ни взаимодействие, ни взаимовлияние, ни сопереживание, ни взаимное понимание. Можно согласиться с тем, что общение обязательно предполагает взаимоотношения между общающимися, но эти понятия отнюдь не совпадают друг с другом.

Широкое толкование понятия общения предлагает и В.М. Соковнин. При этом, с одной стороны, автор рассматривает общение как компонент отношений "отношения общения", а с другой - общение отождествляется с отношением. Так, при характеристике общения как взаимовлияния, отмечается, что "взаимодействие является одним из основных компонентов человеческих отношений, в том числе отношений общения" . В другом месте автор говорит о том, что "общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п." .

Рис. 1.1

Однако уже в процитированном нами положении В.М. Соковнин вынужден указать на то, что коммуникативный акт, включает в себя отношение и проявляется в определенных формах. Думается, что правильнее было бы соотнести эти понятия несколько иначе: общение и есть процесс проявления личностного отношения. Именно такое более точное понимание соотношения этих понятий содержится в других работах того же автора: "Индивиды вступают в общение там, где они вступают в какое-либо отношение. Отношение и общение неразрывны. Общение выступает как реальное бытие того отношения, в которое вступили индивиды. Именно через общение их общественное отношение выступает как общественное и человеческое, то есть сознательное.

Следовательно, общение - внешняя сторона человеческих отношений, их являющаяся сторона. И дальше: "Личные взаимоотношения индивидов... становятся реальными прежде всего в речевом общении. Именно поэтому под общением зачастую понимают личные (обычно дружеского характера) отношения. Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений" .

Общение - внешняя сторона человеческих отношений, их являющаяся сторона.

Не имея возможности сколько-нибудь подробно анализировать концепцию А.А. Леонтьева, подчеркнем лишь некоторые ее положения, представляющие для нас особый интерес. Прежде всего, в контексте нашей работы важно проведенное исследователем разграничение понятий общественного отношения и его "личностного" психологического коррелята, возникающего "в реальном процессе общения как производное от его психологической организации, а именно "взаимоотношение"". "Общение есть актуализация отношений" .

В работах социологов нам представляется интересной концепция польского ученого Яна Щепаньского, который вводит понятие "социальной связи", реализующейся через контакты трех видов - "пространственный", "психический", "социальный", - и "взаимодействия".

Первым условием возникновения социальной связи является пространственный контакт: Всякие отношения между людьми должны начинаться с каких-либо соприкосновений в пространстве, со взаимного наблюдения и с установления факта обладания одним из индивидов какими-то чертами и особенностями, которые могут заинтересовать другого. Если эта возможность переходит в действительность, возникает психический контакт, который может быть взаимным и невзаимным.

Психический контакт, с точки зрения автора, не создает еще никакой связи. Здесь следует отметить специфический характер трактовки собственно "связи". Вообще же подобное состояние может, на наш взгляд, истолковываться как взаимоотношения между заинтересованными друг другом личностями.

Следующий этап развития контактов - социальный контакт. "Это определенная система, в которую входят, по меньшей мере, два лица, какая-нибудь ценность, которая становится основой контакта, какие-то взаимодействия, касающиеся этой ценности". При этом контакты могут быть личностными и вещественными.

На основе социальных контактов развиваются взаимодействия, под которыми понимается "систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера, это воздействие и на самого партнера, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего" .

Взаимодействия - систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера, это воздействие и на самого партнера, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего.

Создается впечатление, что взаимодействия представляют собой процесс общения между партнерами. Таким образом, контакты выступают здесь как внутренняя основа деятельности общения.

Различение взаимоотношений как внутренних состояний индивида и общения, как процесса их проявления и реализации - давняя традиция отечественной психологии, основы которой заложил В.Н. Мясищев. "Взаимоотношение, - указывал он, - является внутренней личностной основой взаимодействия, а последнее - реализацией или следствием и выражением первого" . Здесь автор не пользуется понятием "общение", используя категорию "взаимодействие". Но в своих последних работах В. H. Мясищев прямо ставил вопрос о взаимосвязях общения и отношений: "В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Общение обусловлено жизненной необходимостью, но характер его, активность, размеры определяются отношением".

Отметим параметры, которые выделяются для изучения указанных процессов: активность, избирательность, положительный или отрицательный характер, а также размеры.

Конечно, человек может испытывать какое-то отношение к неодушевленным предметам, но поскольку оно не может стать взаимным, об общении не может быть и речи. Как правильно подчеркивает К.К. Платонов, "взаимодействие между машиной и человеком не может рассматриваться как общение, поскольку оно требует взаимного психического отражения". В проведенном анализе нам важно было не столько представить полный обзор различных точек зрения на проблему, сколько подчеркнуть различие понятий "взаимоотношение" и "общение".

Мы приняли следующее "рабочее" определение: общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения/

Таким образом, взаимоотношения, с одной стороны, реализуются и проявляются в процессе общения, представляя собой его мотивационно-потребностную основу, с другой - они видоизменяются, развиваются, формируются в зависимости от особенностей общения.

В живом акте межличностного общения слиты воедино операциональный, процессуальный, "являющийся" и внутренний, мотивационный, "отношенческий" компоненты. В наблюдаемом акте общения мы имеем дело и с актуализацией существующих отношений (которые в значительной степени сформировались в предыдущем опыте общения), и с предпосылкой для их развития в сторону укрепления или ослабления, и с причиной возможного изменения самой модальности отношений, их знака.

Проведенное понятийное разграничение общения и взаимоотношений имеет принципиальное методологическое значение. Оно позволяет различить, разграничить адрес конкретных исследований, которые могут касаться собственно взаимоотношений, не затрагивая процесс общения, или могут быть направлены на изучение самого процесса общения как наблюдаемых актов поведения. Ясно, что, в зависимости от предмета исследования, необходимо использовать особые методические подходы.

Сразу отметим, что наши исследования направлены. прежде всего на изучение личных взаимоотношений, а не на процесс общения между сверстниками, что, как будет показано далее, и определило выбор основных исследовательских средств. Проведенное разграничение имеет и существенное психолого-педагогическое значение в плане поисков путей управления внутриколлективными отношениями и межличностным общением. По-видимому, можно говорить о двух принципиально осуществимых способах управления: изменении и регулировании отношений через изменение общения и регулировании общения через изменение отношений. Ясно, что каждый из этих путей требует для своего осуществления специфических педагогических воздействий.

Счеты, связи, отношения, отношение, микроклимат Словарь русских синонимов. взаимоотношения отношения, связи Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

взаимоотношения - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ1, отношения, связи ВЗАИМНЫЙ, обоюдный, ответный, разделенный ВЗАИМНО, обоюдно ВЗАИМООТНОШЕНИЯ2, отношения, связи … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

взаимоотношения - ▲ согласованность взаимодействие взаимоотношения согласованность отношений между кем л. ▼ ладить … Идеографический словарь русского языка

взаимоотношения - мн., Р. взаимоотноше/ний; ед. взаимоотноше/ние (2 с), Пр. о взаимоотноше/нии … Орфографический словарь русского языка

взаимоотношения - Syn: см. отношения, см. связи … Тезаурус русской деловой лексики

Ий; мн. Отношения между кем, чем л. В. религии и нравственности. В. воюющих сторон. В. в семье. Экономические, торговые в. между странами … Энциклопедический словарь

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - – документально не зафиксированные субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и взаимодействия. Структурной единицей… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Взаимоотношения - (в психологии) (relationships), генетические, элективные (избирательные) или обществ, связи между людьми. В. на работе, в общине, семье или между партнерами основа общества. Крушение или отсутствие приносящих удовлетворение личных связей… … Народы и культуры

Взаимоотношения - социально психол. результат (продукт) О. В. вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психол. деятельности, к рое включает эмоциональный… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Взаимоотношения - субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. В. складываются в рамках взаимодействия людей, а затем… … Психологический лексикон

Книги

  • Взаимоотношения исследовательской и практической психологии , Журавлев Анатолий Лактионович, Юревич Андрей Владиславович, Артемьева Ольга Аркадьевна. Книга посвящена одной из наиболее острых проблем психологической науки и практики - проблеме взаимоотношений между ними. Авторы анализируют различные аспекты этих взаимоотношений - как…