Древний город Микены: археологические находки, мифы и легенды. Город микены

Микены находятся на холме между двумя горными возвышенностями. Крепость Агамемнона в Микенах лучше любого другого места в Греции заслуживает названия легендарной. Крепость обнаружил в 1874 году немецкий археолог Генрих Шлиман, открывший Трою. Шлиманом двигала простодушная вера в то, что здесь он обретёт свидетельства, подтверждающие правдивость гомеровского эпоса. Шлиман нашёл блистательно сделанные изделия из золота и необычные захоронения.

История и легенды про Микены (Греция)

Микенско-Аргосский регион относится к тем областям Греции, которые были обитаемы с древнейших времён, о чём свидетельствуют неолитические стоянки, появившиеся около 3000 года до нашей эры. Но с Микенской крепостью и драматическими событиями вокруг неё связаны три столетия конца 2-го тысячелетия до нашей эры – период примерно от 1550 до 1200 годов до нашей эры. Он назван Микенским, но термин подразумевает не только окрестности Микен, но всю цивилизацию бронзового века, процветавшую в то время на .

Миф, изложенный Гомером в «Илиаде» и «Одиссее» и Эсхилом в «Орестее», рассказывает об истории Микен. Микены заложил Персей, убивший медузу Горгону, но затем город попал в обагрённые кровью руки Атрея. Фиест соблазнил жену своего брата Атрея, и тот, чтобы отомстить, убил сыновей Фиеста и скормил их родному отцу. Не удивительно, что такое поведение прогневало богов. Дочь Фиеста Пелопия родила от отца сына, которого назвали Эгистом, который, повзрослев, убил Атрея и вернул престол Фиесту.

Проклятье богов пало на сына Атрея Агамемнона. Вернувшись в Микены с Троянской войны, во время которой он командовал греческими войсками за этот пост главнокомандующего он, отправляясь на войну, пожертвовал свой дочерью Ифигенией – Агамемнон был убит собственной женой Клитемнестрой и её любовником – тем самым Эгистом, который убил его отца Атрея. Трагический круг завершил сын Агамемнона Орест, убивший свою родную мать, то есть Клитемнестру, после чего его преследовали Эринии – до тех пор, пока Афина не выпросила у Эриний прощение злосчастному мстителю и не сняла с рода Атридов тяготевшее на нём проклятие.

То, что обнаружили в Микенах археологи, замечательно вписывается в легенду – по крайней мере, если понимать её как поэтический рассказ об истории междинастических распрей или – к чему склоняются в большинстве своём учёные – слияние нескольких рассказов, возникших в разные времена и о разных же временах повествующих. У строения, которое нашёл Шлиман, обнаружены черты, позволяющие думать, что оно использовалось примерно с 1950 года до нашей эры, но знавало два периода явного запустения: около 1200 и снова – около 1100 годов до нашей эры, после чего город, процветанию которого, казалось бы, ничто не мешало, и вовсе был оставлен обитателями.

Объяснить все эти события пока не удаётся, тем более что известная теория «дорийского нашествия» не может быть верной, но похоже, что закату Микен могла способствовать какая-нибудь масштабная война между соперничающими царствами. И ещё похоже, что высокое развитие цивилизации к XIII веку до нашей эры лишь ожесточало борьбу, а раскопки Трои подтвердили рассказ о разорении в 1240 году до нашей эры этого города войском, предводителем которого очень даже мог быть царь из Микен. Как раз в этот период в Микенской крепости строились новые мощные укрепления.


Войти в Микенскую крепость (лето: понедельник 12:30 19:30, вторник-воскресенье 8:00-19:30; зима: 8:30-17:00; 8 €) можно через знаменитые Львиные ворота. Большой интерес вызывают грандиозные стены, толщина которых местами достигает 6 метров и сложены они из камней огромных размеров. Стены называют «циклопическими»: эллины полагали, что соорудить подобное по силам лишь каким-то легендарным существам, например, циклопам – не смертным людям. Над воротами – резной рельеф изящной работы.

Микены в этот период находились на вершине своего могущества – город возглавлял конфедерацию городов Арголиды ( , Ассина, Гермиона – нынешний Эрмиони), господствовал на Пелопоннесе и властно распространял своё влияние на другие города, расположенные на побережье Эгейского моря. Столп, поддерживаемый двумя могучими львами, похоже, был своего рода гербом микенского царствующего дома – во всяком случае похожее изображение украшает найденную в крепости стелу.

Внутри стен справа Шлиман в результате раскопок обнаружил захоронения – Погребальный круг. Полагают, что здесь находятся останки Агамемнона и его приближённых, умерщвлённых после того, как они победоносно вернулись из Трои. Открыв одну из могил, Шлиман обнаружил в ней очень тщательно выполненную великолепную золотую маску и решил, что это Агамемнон: «Я взирал на лик Агамемнона!» – восклицал немец в восторженной телеграмме, отправленной им королю .

В самом деле, на какое-то время истинность гомеровых повествований показалась несомненной и неопровержимой. Но в действительности оказалось, что погребения совершались по крайней мере за три столетия до Троянской войны, хотя если Гомер соединил в своём эпосе несколько различных сказаний, появившихся в разное время, нет причин отвергать вероятность связи между маской и микенским царём, которого могли звать и Агамемноном. Сокровища (они теперь в ) несомненно царские – мало какие из археологических находок сравнимы с ними по своему богатству и пышности.

Шлиман считал просторный Южный дом за могильным кругом дворцом Агамемнона. Однако Царским дворцом скорее было более величественное здание, обнаруженное позднее во время раскопок недалеко от вершины акрополя. В XIII веке до нашей эры его перестроили, и получился впечатляющий, прекрасно отделанный архитектурный комплекс: хотя развалины доходят лишь до уровня земли, границы между отдельными помещениями угадываются достаточно легко.

Подобно всем микенским дворцам, и этот выстроен вокруг большого внутреннего двора: лестница на южной стороне вела, должно быть, через некую прихожую в большой прямоугольный тронный зал. На востоке через сдвоенный портик входили в мегарон большие приёмные покои с традиционным круглым очагом посередине. Считается, что небольшие отсеки в северной части дворца служили царскими покоями, а остатки алебастровой ванны, найденные в одной из этих комнат, наводят на зловещие подозрения – уж не здесь ли убивали Агамемнона?


Прогулка по земляным валам погружает в грёзы о событиях давно минувших дней. Потайная цистерна, которую зарыли там около 1225 года до нашей эры, напоминает о том, какую жизнь вели микенцы. Возможно, она помогала обороняющим крепость выдержать осаду извне. Ступени ведут вниз, к подземному источнику – и вы можете преодолеть этот путь до конца, только возьмите факел или, лучше, фонарик, и наденьте сапоги: на последнем вираже извилистого перехода капает вода. Неподалёку находится Дом колонн, сохранился фундамент лестницы, которая некогда вела наверх.

В самой крепости могла селиться только микенская правящая верхушка («элита»). Поэтому основная часть города расположена ниже, за пределами оборонительных стен, у дороги были найдены остатки домов, принадлежавших торговцам маслом и вином. Среди находок – таблички с линейным письмом, которые удалось прочесть: на таблицах написаны рецепты ароматизации оливкового масла пряностями.

Там же нашли немало глиняной посуды, внешний вид и обилие которой позволяет думать, что у древних микенцев существовали обширные торговые связи. Найденные таблички лишний раз свидетельствуют о высоком уровне микенской цивилизации: судя по расшифрованным текстам, навыки письменности имели не только правительственные писцы, трудившиеся в царских дворцах, как думали прежде. Возможно, рядом с крепостью находился процветающий зажиточный город.

Рядом с развалинами жилищ обнаружен ещё один Могильный круг, сооружение которого относят примерно к 1650 году до нашей эры. Возможно, эти захоронения оставила прежняя династия, соперничавшая с царями Погребального круга. Рядом два толоса – так назывались круглые погребальные камеры. Обнаруживший толосы Шлиман «опознал» их как могилы Эгиста и Клитемнестры. Первая, та, что ближе к Львиным воротам, сооружена около 1500 года до нашей эры и теперь обваливается – потому её огородили верёвками. Вторая – лет на двести моложе, иначе говоря, относится к временам Троянской войны, и к ней пока пускают.

В четырёхстах метрах по дороге от крепости находится толос, называемый Сокровищницей Атрея, или более официальное название – «Могилой Агамемнона» (тот же график, что у крепости; плата за вход включена в стоимость билета в крепость). Под этим куполом, видимо, в самом деле хоронили последних микенских царей.

Но зачем бы и для кого бы ни воздвигалось это напоминающее улей сооружение, оно бесспорно остаётся выдающимся памятником микенской эпохи. Войдя в толос через величественный пятнадцатиметровый туннель, вы окажетесь в слишком узком проходе, так называемом дромосе.

Сокровищница Атрея представляет собой монументальное сооружение исключительно совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями.


От современной деревни Микинес всего 2 километра до развилки автострады Коринф-Аргос и до железнодорожного вокзала в Фихти, но далеко не все поезда маршрута -Аргос останавливаются на станции Фихти.

Автобусы, едущие из в Аргос или , обычно высаживают желающих попасть в Микены пассажиров у Фихти (в кафе рядом с развилкой торгуют автобусными билетами), а не в деревне Микинес.

Её и античные Микены обслуживают переполненные автобусы, едущие из Нафплиона через Аргос. До античных Микен из центра Микинес два километра пути в гору, в сезон вам попадётся пара передвижных забегаловок и передвижная почта – в фургоне.

  • Проживание и питание в деревне Микинес (Греция)

Если собственным автомобилем вы не располагаете, то вам, быть может, захочется остановиться в деревне: Микинес днём заполнена туристами, но когда заканчивается рабочий день и автобусы с путешественниками уезжают, сразу же воцаряется тишина. На единственной улице селения есть гостиницы, названные именами Атридов, но можно и снять комнату. От обоих микинесских кемпингов (их два) до центра рукой подать, хотя они находятся на околице села.

Оба работают круглый год, хотя Camping Mykines меньше, но ближе к археологической площадке, чем Camping Atreus. Во всех нижеперечисленных гостиницах работают рестораны, рассчитывающие в основном на группы туристов, желающих ланча, поэтому не ждите от этих заведений чего-нибудь этакого. Захочется поесть, зайдите в Electro или King Menelaos, а то и просто Menelaos – вся троица устроилась на главной улице.

1). Отель Belle Helene – Своеобразная гостиница с хорошим рестораном – в том самом доме, где жил Шлиман, когда шли раскопки в Микенах. В книге гостей вы увидите автографы Вирджинии Вульф, Генри Мура, Сартра и Дебюсси;

2). Отель Rooms Dassis – Приятная, хорошая обстановка; гостиницей и турагентством владеет Марион Дассис, канадка, вышедшая замуж за одного из членов местного клана. Гостиница хороша для проживания групп, студентов и семей;

3). Отель Klytemnestra – Чистые, приятные, современные номера, управляют гостиницей греческие – или австралийские – хозяева;

4). Отель Le Petite Planete – Прекрасные виды и плавательный бассейн. Работает с апреля по октябрь. Местонахождение: недалеко от античных Микен.


Аргосский Герайон и античная Мидея в Греции

Мало посещаемый Аргосский Герайон (ежедневно 8:30-15:00; бесплатно) в микенские и классические времена считался важным святилищем, посвящённым Гере. Предание гласит, что именно здесь Агамемнона выбрали предводителем войска во время Троянской войны. От Микен до святилища 7 километров на юг, дорога идёт вдоль нового шоссе на Тиринф, по пути можно любоваться великолепными видами равнин, простирающихся до Аргоса.

Близ храма вы увидите несколько микенских погребений, но главное – храмовый комплекс (точнее, его остатки) над соединёнными меж собой террасами – построено в V веке до нашей эры. Уцелели также римские бани (термы) и палестра, а центральный фундамент храма по величине такой же, как у афинского Парфенона.

Если вы на машине, и едете по дороге Микены-Нафплион, то Герайон – прекрасный повод отвлечься, а если вы уже осмотрели Микены, то можно совершить прогулку к этому храму – из деревни Микинес вы дойдёте пешком за час с небольшим, только отыщите сначала старую тропу, ведущую из Микинеса на юго-восток – она идёт параллельно дороге на Айия-Триаду. Из деревни Хоникас можно уехать на автобусе в Аргос, но лучше всё-таки преодолеть 5 километров и добраться до селения Айия-Триада, которое связано с Нафплионом, и откуда транспорт ходит несколько чаще.

Античная Мидея находится между деревнями Мидея и Дендра. В микенскую эпоху античная Мидея была третьим укреплённым дворцом наряду с Микенами и Тиринфом. Раскопки обнаружили укрепления на площади около 2,5 гектаров, а также останки девочки – она, вероятно, погибла во время землетрясения, случившегося в XIII веке до нашей эры – и много ремёсленных орудий, но самая знаменитая находка, так называемая «кираса из Дендры» (бронзовые доспехи) – теперь в музее Нафплиона.

Вконтакте

Потомки мифического Персея правили Микенами в течение многих поколений, пока их не сменила могущественная династия Атрея, с которой связано много героических и трагических событий. Сын Атрея, легендарный Агамемнон, возглавивший поход на Трою, по совету оракула принёс в жертву богам собственную родную дочь Ифигению. После триумфального возвращения с троянской войны Агамемнон был убит в ванной своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерть дочери. Клитемнестру в свою очередь убивает обезумевший от ярости сын Орест, подстрекаемый сестрой Электрой. Что тут сказать? Жестокие времена, жестокие нравы. Но по истечении тысячелетий имя Клитеменестра стало в Греции нарицательным для жен - мужеубийц.

Эти легенды и предположения нашли историческое подтверждение, когда немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман в поисках Трои случайно наткнулся на один из шахтных могильников. Рядом обнаружились ещё несколько захоронений того же типа, и тут-то стало ясно, почему Гомер называл Микены златообильными. В процессе раскопок было найдено невероятное количество золотых и удивительно красивых вещей (около 30 кг!): украшений, кубков, пуговиц, военного снаряжения и бронзового оружия, отделанного золотом. Пораженный Шлиман писал: «Все музеи мира не обладают и пятой частью этих богатств». Но самой значимой находкой стала золотая посмертная маска, которая по версии Шлимана принадлежала самому Агамемнону. Но возраст могильников не подтвердил эту версию, захоронения были сделаны намного раньше, до царствия Агамемнона. Интересным фактом, подтверждающим могущество и богатство древних Микен, является то, что не было найдено предметов из железа. Основные материалы, из которых изготовлены обнаруженные предметы, - серебро, бронза и золото. Найденные в шахтных могильниках артефакты, хранятся в Археологическом музее Афин и в Археологическом музее Микен.



Древний город занимал стратегически удобное положение на вершине холма, защищенный массивными стенами акрополя. Кладка оборонительных стен проводилась без использования какого-либо связующего раствора. Камни подгонялись так плотно, что стены производят впечатление монолитных. В акрополь вели знаменитые «Львиные ворота» - циклопическое сооружение из камней, украшенные барельефом с двумя львицами - символом могущества царской династии. Ворота - самая знаменитая постройка Микен, а барельеф считается одним из самых значимых геральдических памятников мира.



В цитадели находились жилые дома знати и бытовые постройки, причем многие здания были двух и трёхэтажными. Недалеко от входа сохранились остатки погребального круга А, где располагаются шахтовые гробницы датируемые 1600 г. до н.э. Найденные в них предметы указывают на то, что здесь находились захоронения царских семей.



Со внутреннего двора у «Львиных ворот» начиналась большая лестница, ведущая в царский дворец. Центром дворца был Мегарон - большое помещение с очагом на полу. Царский Мегарон был центральным строением, своеобразным административным центром. Здесь проводились заседания, вершились суды. От королевских покоев остался только фундамент. Можно различить и фрагменты фундамента красной ванной комнаты, в которой был убит Агамемнон.



На небольшом расстоянии от стен акрополя был обнаружен погребальный круг В, включающий в себя купольные гробницы (толосы) - ещё один образец микенской архитектуры. Самая впечатляющая и хорошо сохранившаяся из них, так называемая «Сокровищница Атрея» или «Гробница Агамемнона». Когда захоронение было найдено Шлиманом, оно оказалось разграбленным. Поэтому не удалось установить, кому принадлежала гробница, но размеры и архитектурные особенности позволяют предположить, что внутри находилась царская усыпальница. Круглые подземные сооружения пришли на смену шахтовым захоронениям. К высокому узкому входу ведёт выложенный камнями наклонный коридор. Внутри гробница представляет собой внушительный купол высотой 13,5 м и диаметром 14,5 м, выложенный горизонтальными рядами камней. Каждый ряд немного выступает над предыдущим. До постройки Римского Пантеона гробница являлась самым высоким сооружением такого типа.


  • Горящие туры в Грецию
  • О Микенах слышал каждый, кто интересуется историей древнего мира, археологией или античной литературой. Здесь жил царь Агамемнон, предводитель похода ахейцев на Трою , Арголидская долина, в которой находятся Микены, была воспета в греческих мифах . Город был настолько важен в жизни региона, что первую греческую цивилизацию стали называть микенской. Именно в местном акрополе Генрих Шлиман обнаружил золотую маску, одну из самых знаменитых археологических находок мира

    Немного истории

    Мифы гласят, что город построил Персей, а укрепления, сложенные из огромных каменных плит, возвели огромные одноглазые чудища - циклопы, ведь считалось, что обычному человеку не под силу построить что-либо столь грандиозное.

    Географическое положение Микен и его достижения стали причиной того, что город не раз становился ареной борьбы за власть. Жестокость завоевателей и их изощренные методы борьбы отразились в легендах и мифах, которые причудливо переплетаются с реальными историческими событиями. Долгое время считалось, что Троя и Микены лишь фантазия античных авторов, но энтузиазм одного человека изменил представления всех ученых о древнем мире.

    Вечный покой представители царской династии обретали в шахтных усыпальницах. Одна из самых известных - сокровищница Атрея, она представляет собой коридор длиной около 36 метров, который заканчивается купольным помещением. Над всем сооружением - гигантская каменная плита, вес которой около 120 тонн, и до сих пор не разгадана загадка, как же древним зодчим удалось поднять ее на такую значительную высоту.

    Развлечения и достопримечательности Микен

    Крепостная стена имеет длину около 900 метров, и ее монументальность поражает: некоторые глыбы весят более 10 тонн, а высота стены местами доходила до 7,5 метра. Толщина же стен порой достигала 17 метров, что позволило устроить внутри стены казематы и сводчатые галереи. С военной точки зрения конструкция стены была хорошо продумана: все участки были построены были так, чтобы максимальным образом защитить город от любых нападений. С точки зрения простого люда, жившего в окрестностях Микен, крепость была своего рода обителью богов; на холм, где она стояла, поднимались лишь по особым случаям, используя для этого многочисленные запутанные тропинки.

    Для аристократов же к крепости вела дорога, вымощенная камнем, подходила она к сохранившимся до наших дней «Львиным воротам», через которые проходил путь к царскому дворцу. Эти ворота представляют собой сооружение из трех огромных, слегка обработанных камней, над которыми высечены из камня две геральдические львицы, олицетворяющие могущество династии Атридов.

    С точки зрения специалистов по геральдике, эта композиция не имеет аналогов в мире.

    В центре Микен находятся мегароны царя и царицы. В мегароне царя явственно видны балкон, преддверие и тронный зал. Пол и стены помещений украшены фресками, каждый из элементов тронного зала имеет почти сакральный смысл. По мнению специалистов, сооружения эти относятся к 14 веку до н. э., а некоторые элементы - к более раннему периоду. Это единственные в мире столь древние монументальные постройки.

    • Где остановиться: Тем, кто желает сочетать пляжный отдых с экскурсиями, имеет смысл выбрать один из курортов живописной Мессинии - например, популярную Каламату , шумный Лутраки , спокойный Пилос или элитный Коста-Наварино . Если вы жизни не мыслите без античности, к вашим услугам «экскурсионные» отели Коринфа . В Каламбаке и Эпидавре гостиниц почти нет, только несколько базовых заведений «для своих».
    • Что посмотреть: Щедрые на археологические сокровища просторы полуострова Пелопоннес – парящие на скалах монастыри Метеоры (и отправную точку к ним – скромную деревушку
    (G) (Я) Координаты : 37°43′50″ с. ш. 22°45′22″ в. д.  /  37.73056° с. ш. 22.75611° в. д.  / 37.73056; 22.75611 (G) (Я)
    Археологические памятники Микен и Тиринфа *
    Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns**
    Всемирное наследие ЮНЕСКО

    В доантичный период Микены были одним из крупных центров Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса .

    Микенские гробницы

    До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах - «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц - сокровищницу Атрея - ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

    Взлёт и упадок

      The acropolis at Mycenae, Dec. 2001.jpg

      Микенский акрополь. 2001 год

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Микены"

    Литература

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Микены

    Да счастливый Наполеон,
    Познав чрез опыты, каков Багратион,
    Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
    Но еще он не кончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, загремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: 300 человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее, поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже.
    Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном.
    Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
    Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
    – Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
    «Тщетны россам все препоны,
    Храбрость есть побед залог,
    Есть у нас Багратионы,
    Будут все враги у ног» и т.д.
    Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

    Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
    Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.

    Микенская (ахейская) цивилизация (1600-1100 гг. до н.э.) является одной из древнейших и интереснейших цивилизаций, существовавших когда-либо на территории современной Греции. Эта цивилизация оказала неоспоримое влияние на последующее развитие древнегреческой культуры и занимает особое место в литературе и мифологии, в том числе и в трудах Гомера.

    Одним из крупнейших и важнейших центров микенской цивилизации, безусловно, был древний город Микены, от которого, собственно, культура впоследствии и получила свое название. Здесь же размещалась царская резиденция, а также усыпальницы микенских царей и их приближенных. В древнегреческой мифологии Микены хорошо известны как царство знаменитого Агамемнона, возглавившего легендарную Троянскую войну.

    Руины некогда величественных Микен лежат примерно в 90 км к юго-западу от Афин в северо-восточной части Пелопоннеса рядом с маленькой одноименной деревушкой и сегодня являются важным археологическим и историческим памятником.

    Первые раскопки древних Микен были проведены еще в 1841 году греческим археологом Кирриакисом Питтакисом. Именно тогда и были обнаружены знаменитые Львиные ворота – монументальный вход в акрополь, построенный из четырех огромных монолитных известковых глыб и получивший свое название из-за огромного барельефа с изображением двух львов над входом. Львиные ворота, а также фрагменты впечатляющих крепостных стен (их ширина в некоторых местах достигала 17 м), возведенных в так называемой «циклопической» кладке, неплохо сохранились и даже сегодня, спустя более трех тысяч лет, поражают своей монументальностью.

    Настоящий же фурор произвели археологические работы, начавшиеся уже в 1870-х годах под эгидой Археологического общества Афин и руководством Генриха Шлимана. В ходе раскопок (как на территории крепости, так и за ее пределами) был выявлен ряд захоронений в шахтовых и купольных гробницах с невероятным количеством всевозможных погребальных даров, среди которых особенно впечатляло огромное количество разнообразных изделий из золота. Впрочем, огромный интерес представляла и архитектура гробниц, прекрасно иллюстрирующая мастерство древних зодчих. Лучше всего до наших дней, пожалуй, сохранились, гробницы Клитемнестры и Атрея. Усыпальница же последнего датируется XIV веком до н.э. и представляет собой двухкамерную гробницу с коридором-дромосом (длина – 36 м, ширина – 6 м), ведущим в купольное помещение (где покоилось тело царя) с небольшим боковым приделом, в котором также был выявлен ряд захоронений. Над входом в гробницу была установлена огромная 9-метровая каменная плита весом примерно около 120 тонн. Каким образом древним умельцам удалось ее установить - до сих пор остается загадкой. Гробница Атрея, или Сокровищница Атрея, является самым грандиозным купольным сооружением того времени и одним из важнейших архитектурных памятников микенской цивилизации.

    В последующие десятилетия археологи не раз возвращались к раскопкам легендарных Микен и обнаружили еще множество различных сооружений, среди которых и остатки расположенного на вершине холма дворцового комплекса. В недавнем времени был раскопан и так называемый «нижний город». Подробное изучение результатов археологических раскопок позволило существенно приоткрыть завесу тайны над загадочной микенской цивилизацией.

    Знаменитое «микенское золото» (в том числе и так называемая золотая «маска Агамемнона», XVI век до н.э.), а также множество других уникальных древних артефактов, найденных в ходе раскопок Микен, сегодня хранится в Национальном археологическом музее Афин.