Фундаментальная и прикладная химия специальность отзывы. Фундаментальная и прикладная химия

Какие профессии существуют в сфере химических технологий? Об этом и не только будет рассказано в данной статье.

Специальность "химическая технология" - что это такое?

Химия объединяет большое количество самых различных специалистов. Это ученые, технологи, преподаватели, лаборанты и многие другие профессионалы. Без химии просто невозможно представить ни одного современного технологического устройства. Практически все окружающее нас оборудование так или иначе связано с этой наукой. Многие люди, в особенности школьники, абитуриенты или студенты, задаются вопросом о том, куда можно устроиться трудиться, кем работать. Химическая технология предполагает множество самых разных вариантов. Сюда относится, например, пищевая выпускающие разного рода продукцию заводы и многие другие предприятия.

На самом деле человек, выбравший своим направлением химию, совершенно точно найдет, куда устроиться работать. Та же специальность "химическая технология" включает в себя много направлений и подвидов. Об основных профессиях в этой сфере будет рассказано далее. Итак, информация для тех, кто выбрал направление "химическая технология".

Кем работать?

Зарплата и общее количество обязанностей - вот два основных критерия, интересующие абитуриентов больше всего. Что можно рассказать о представленной профессиональной сфере? Какие здесь существуют виды работ?

Специальность включает в себя два основных направления: практическое и теоретическое. Что можно рассказать о первом? Сюда относятся, как правило, работники производственных предприятий. Это аналитики (речь идет о специалистах по контролю над качеством производимой продукции) и прочие лица.

В обязанности этих профессионалов входит исследование состава сырья, выявление брака, работа с разного рода синтетическими волокнами, удобрениями и т.д. Химики-технологи могут работать на металлургических комбинатах, в нефтяной или газовой сфере, в медицинских организациях и т.д.

А чем занимаются теоретики? Они развивают науку и двигают технологии вперед. Место работы теоретиков - лаборатория, университет (факультет химической технологии) и прочие научно-исследовательские учреждения.

К вопросу о зарплате нельзя подойти с однозначных позиций. Естественно, зависит многое от того, где именно работает специалист, в каком регионе и т.д. Однако совершенно точно нельзя сказать, что специалисты в сфере химии получают мало. Вот некоторые данные о средних доходах химиков-технологов в России:

  • 41% вакансий с рабочими местами на производстве с зарплатой от 35 до 45 тыс. рублей;
  • 31% вакансий с рабочими местами (в практической сфере) с зарплатами от 45 до 80 тыс. рублей;
  • вакансии в научно-исследовательских центрах с зарплатами от 40 до 50 тыс. рублей.

При этом самыми высокооплачиваемыми считаются рабочие места в Москве и Санкт-Петербурге.

Необходимые для работы качества

Это особенная, сложная и непростая сфера. Именно поэтому нельзя не упомянуть о качествах и чертах характера, которыми должен обладать соответствующий специалист.

Стоит также отметить, что вопрос о том, какой тип личности должен иметь профессионал, несомненно, важнее, чем вопрос, где и кем работать. Химическая технология - специальность, предполагающая следующие качества работника:

  • Увлеченность. Нет ничего хуже, если работник не увлечен своей работой и трудится только за деньги. Химик-технолог, а тем более научный сотрудник, должен любить и уважать ту среду, в которой он работает.
  • Аналитический способность систематизировать и анализировать знания.
  • Высокая работоспособность. Стоит отметить, что осуществляемые работы в рассматриваемой сфере очень кропотливы и сложны (причем независимо от того, кем работать). Химическая технология - специальность не для всех. Сюда могут идти только очень трудолюбивые, спокойные и стрессоустойчивые личности.

Стоит также сказать, что работнику понадобятся хорошая память, развитая ручная моторика, отличное зрение, обоняние и многое другое.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, отменные качества личности для работы важны. А что можно сказать о знаниях и навыках, необходимых для качественного осуществления работы?

Сюда можно отнести:

  • Общие знания всего основного курса химии (однако, если специалист трудится в узкоспециализированной среде, то нужны будут и знания по некоторым другим дисциплинам и наукам).
  • Умение грамотно, качественно и безопасно проводить опыты и исследования.
  • Способность постоянно пополнять свои знания и подтверждать их на специальных курсах повышения квалификации.

Безусловно, выше были названы лишь самые основные и обобщенные моменты. Если необходимо узнать что-то более подробно о какой-либо узкой сфере, придется обратиться к специальным должностным инструкциям и прочим документам; они же и дадут ответ на вопрос, кем работать.

Химическая технология: обучение

Вузы предоставляют самые разные варианты образования по специальностям. Так, помимо простого направления "химия", существуют еще и такие виды, как "химическая технология и биотехнология", "химическая защита", "аналитический контроль над качеством химических соединений" и многое другое.

Какие именно учебные учреждения предоставляют возможность получить образование по рассматриваемым специальностям? Можно выделить такие вузы России:

  • МГУ им. Ломоносова;
  • Российский химико-технологический факультет;
  • нефти и газа и многие другие учебные заведения.

Таким образом, выше было рассказано обо всех самых основных моментах относительно специальности "химическая технология". Кем работать, зарплата и доходы работников, обучение - все подобные тезисы были раскрыты выше.

Область деятельности выпускника - разработка новых функциональных и конструкционных материалов для атомной промышленности, контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции

Область деятельности выпускника в сфере здравоохранения - разработка новых лекарственных препаратов, контроль качества сырья и готовой продукции

Область деятельности выпускника - разработка новых видов материалов и химикатов для легкой, текстильной и пищевой промышленности, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции

Специалист сможет выполнять трудовые функции в сфере общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, а также в сфере научных исследований и научно-конструкторских разработок

Область деятельности выпускника - оптимизация существующих и разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции химического и металлургического производства, контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизации и сертификации продукции

Область деятельности выпускника - разработка новых функциональных материалов для энергетики, диагностика материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа

Отзывы наших выпускников:

    Бурмистрова (Ляховец) Анна Владимировна

    Директор школы № 64 Екатеринбурга

    Бурмистрова (Ляховец) Анна Владимировна, выпускница химического факультета 1984 года, учитель химии, в 2007 году была победителем конкурса лучших учителей России Приоритетного национального проекта "Образование", Почётный работник общего образования.

    В школе учителем химии работаю с 1984 года, т.е. сразу после окончания университета. В нашем Ленинском районе в трёх школах директора выпускники нашего химфака (гимназия 70, школа 140, ну и школа 64). Начальник Управления (отдела районного) образования Ленинского района тоже выпускница химфака. Нас много... Что лично мне дал химический факультет? Я очень горжусь тем, что закончила именно химфак УрГУ, который дал мне всё для того, чтобы стать профессионалом. Химфак научил самому главному - учиться и делать, любить то, чем занимаешься. Образ мышления, который сформировался за годы обучения на факультете, позволяет, анализируя, решать возникающие проблемы, справляться практически с любой задачей, не останавливаться на достигнутом. Вариантов выбора профессии при распределении было много, но я по своему желанию выбрала именно школу. И ни разу за всю жизнь об этом не пожалела.

    Воспитывать детей посредством удивительной науки химии - это здорово!


    Вилкай Елена Александровна

    Инженер-технолог-химик ФГУП "Комбинат"Электрохимприбор"

    Я окончила химфак УрГУ в 1993 году по специализации "Физическая химия", но работа моя всю жизнь связана с "мокрой" неорганической химией. Уже более 20 лет я работаю инженером-технологом-химиком на производстве стабильных изотопов.

    Огромная благодарность всем преподавателям химфака за полученные знания во всех областях химии, которые так пригодились мне для разработки и внедрения технологий очистки и получения в необходимой химической форме стабильных изотопов рения, стронция, кадмия, никеля, РЗЭ и многих других. Стабильные изотопы, получаемые на нашем предприятии, широко используются в медицине, науке и технике, как в России, так и за рубежом. Для получения качественной товарной продукции с химической чистотой 99,99 - 99,999 % используются различные методы осаждения из растворов, ионообменная очистка, электролиз, получение металлов в токе водорода или аргона. Я люблю свою работу и горжусь, что я работаю на уникальном предприятии (электромагнитный метод разделения изотопов в промышленном масштабе есть только в Окридже (США) и у нас)

    Меня очень радует, что многие стабильные изотопы (Lu-176, Yb-176, Tl-203 и многие другие), выпускаемые нашим производством, служат основой для получения радиофармпрепаратов, которые помогают людям в диагностике и лечении онкологических заболеваний

    Котова Галина Константиновна

    Заведующая Испытательной лабораторией Комбинат мясной гастрономии "Черкашин и партнеръ"

    Добрый день, уважаемые коллеги! Химический факультет УрГУ, наша дорогая Альма Матер…

    Получилось так, что сменялись в моей жизни места работы, и все они были на производственных предприятиях, и все они были прямо и непосредственно связаны с химией. Можно сказать, что химия кормит меня всю трудовую жизнь. Учеба на химическом факультете – это незабываемые годы. Коллектив превосходных педагогов привил нам умение думать, применять полученные знания в самых разных отраслях науки, производства. Я считаю, что именно Университетское образование дает возможность широкого выбора мест рабочей деятельности выпускникам.

    Коротко о себе – я выпускник кафедры физической химии 1979 года, работаю ныне на мясоперерабатывающем предприятии ИП Черкашин А.Н. в должности заведующей Испытательной лабораторией. Без излишнего пафоса могу сказать – профессию «химик» выбрала верно

    О.Я. Власова и Н.В. Печищева

    О.Я. Власова, ведущий инженер, Н.В. Печищева, кандидат химических наук, старший научный сотрудник, лаборатория аналитической химии Института металлургии УрО РАН

    Мы пришли работать в лабораторию аналитической химии Института металлургии Уральского отделения академии наук сразу после окончания химфака, в 1993 году. С тех пор тут и работаем – уже 24 года.

    Что нам дало обучение на химическом факультете? Как видите – любимую работу на всю жизнь, возможность реализовать себя как в качестве инженера-аналитика, ежедневно сталкивающегося с самыми разнообразными объектами и задачами, которые ставит работа в исследовательском институте, так и в качестве научного работника. «Школа» классического химфака помогает, в случае необходимости, самостоятельно освоить любой метод исследования, работу на любом оборудовании, а также любую смежную специальность – педагога, снабженца, менеджера, а также редактора и переводчика – эти навыки очень важны для организации работы в лаборатории, и особенно - в отечественном научном учреждении.

    Выпускницы химфака УрГУ.


    Остроушко Александо Александрович

    Заведующий отделом химического материаловедения НИИ физики и прикладной математики ИЕНиМ, профессор кафедры физической и неорганической химии

    Для меня Университет – это прежде всего наши Учителя, которые укрепили в нас стремление к высокой науке, стремление понять не только то, что происходит в сложнейших системах, но и как, почему это происходит

    Нашими учителями были профессора А.А. Тагер, В.И. Есафов, В.М. Жуковский и другие незабвенные преподаватели химфака. Они дали нам не “рыбу”, а “удочку”, т.е. не только знания, но научили разбираться в сути вопросов. Мне это неоднократно позволяло быстро вникнуть в самые разные вопросы, включая производственные, как в России, так и за рубежом, и адекватно решить ряд материаловедческих проблем.

    Успешно работал на Пышминском опытном заводе “Гиредмет”, ПО Уральский оптико-механический завод. Имею поощрения: знак “Изобретатель СССР” и специальная премия им. И.И.Ползунова (за внедренные разработки), бронзовая медаль салона изобретений в Женеве, знак “Почетный работник высшего профессионального образования” и др. Про нашу университетскую жизнь разных лет я написал книгу, которая, надеюсь, может быть интересна и тем, кто учился в университете, и тем, кто только собирается в него поступать. Она скоро будет доступна через электронный каталог зональной библиотеки УрФУ

    Рукосуева (Мажурина) Ирина Альбертовна

    Учитель химии и педагог ДО в Гимназии №104 Екатеринбург

    За годы работы в школе подарила любимому университету немало достойных студентов.

    Выпускник 1984 года


    Таракина Надежда Владимировна

    К.х.н., научный сотрудник Group Leader - Electron microscopy Max-Planck-Institut für Kolloid- und Grenzflächenforschung, Германия

    На химический факультет я попала скорее по стечению обстоятельств нежели по велению сердца, но никогда не пожалела, что я получила именно химическое образование!

    Уже будучи первокурсником понимаешь, что попал в большую химическую семью. Профессионализм и внимание преподавателей, а так же их энтузиазм в работе дает уверенность, что ты тоже можешь решить самые сложные задачи. А динамичная студенческая жизнь не позволяет скучать. Окончив Химический факультет УрГУ я выбрала научную карьеру. Знания полученные в университете, позволили мне без труда поступить и закончить аспирантуру в Институте химии твердого тела а потом работать и преподавать в престижных университетах Швеции, Бельгии, Великобритании и Германии. Что я делаю? Я кристаллограф, специалист по электронной микроскопии материалов. Понять как связан химический состав и структура вещества с его свойствами, и на основе этого создать новые, более экологичные, умные материалы – это моя работа. Я изучаю структуру вещества в его самой основе, на уровне атомов и наблюдаю химические превращения на нано уровне. Как можно контролировать рост кристаллов Ca5(PO4)3F чтобы искусственная зубная эмаль приблизилась по своим свойствам к настоящей, как именно на атомном уровне “работают” катализаторы в процессе реакции, как дефекты в кристаллах влияют на их свойства? - это лишь часть задач с которыми я встречаюсь ежедневно.

    А еще моя работа позволила мне встретиться со многими интересными и талантливыми людьми по всему миру и основы этому были заложены именно на химическом факультете!


    Татьяна Береснева

    Химик - аналитик ФГБУ Свердловский референтный центр Россельхознадзора

    Я закончила университет в 1995 году и очень жалею, что процесс получения высшего образования занимает всего пять лет. Это самые веселые и беззаботные годы, о которых я буду помнить всегда.

    Все время после окончания университета (а прошло уже 22 года) я в профессии и ни разу мне в голову не приходила мысль оставить мое любимое дело. Химическое образование - «универсально» - в полном смысле этого слова. Знания, полученные за 5 лет, сформировали отличную базу и широкий кругозор, которые были надежной опорой при освоении новых специальностей: это и работа врачом-лаборантом в системе санэпиднадзора, и коммерческим представителем по продажам оборудования для хим. анализа, и криминалистом в системе министерства юстиции, инженером по оборудованию в судебно-медицинской экспертизе, химиком-экспертом в фармацевтичческой лаборатории и, наконец, химиком аналитиком в лаборатории Россельхознадзора. Это далеко не полный список областей, где может реализовать себя специалист с такой простой строчкой в дипломе о высшем образовании «химик».

    Ведь главная задача высшего образования - это не получение набора знаний, а умение учиться в любой ситуации


    Татьяна Кимстач

    Татьяна Кимстач / Заместитель Директора по продажам INTERTECH Corporation Московское представительство

    Годы учебы в университете 1981 - 1986 г.г., химический факультет, кафедра аналитической химии.

    Прошло более 30 лет после окончания Университета, но и сейчас моя работа связана с приборами для физико-химического анализа (поставка оборудования), работаю с химическими и аналитическими лабораториями, общаюсь с коллегами-химиками, и профиль моей работы - это прежде всего, аналитическая химия. Тот фундамент знаний, который я получила в качестве базы в Уральском Госуниверситете, стал для меня основополагающим в профессии и всегда помогал мне в профессиональной деятельности, да и в жизни придавал уверенности в своих силах, знаниях и профессионализме. Всегда вспоминаю с огромной благодарностью своих учителей, которые учили не только химии, но ответственности, самостоятельности, поддерживали и помогали чисто по-человечески. Уверена, что имея базовое химическое образование нашего Университета, молодой специалист всегда найдет достойную профессию, хорошую позицию, а значит и хорошее материальное обеспечение и уверенность в своем будущем! Работая сейчас в Москве с разными лабораториями, могу сказать, что специалисты-химики востребованы на различных предприятиях и лабораториях по исследованию современных материалов.

    Желаю удачи новым абитуриентам и студентам!

1) Что подразумевает под собой подготовка по специальности химии в вузе?

Специальность «химия» (020100.65, код подготовки 04.03.01) научит вас таким углублённым знаниям:

  • создание новых материалов, которые уже обладают заданным хим. составом;
  • контроль хим. процессов в масштабах единичного и массового производства;
  • производить синтез новейших продуктов. Испытывать их и анализировать результаты;
  • делать хим. экспертизу на качество сырья;
  • изучать хим. состав разнообразных веществ на малых и крупных нефтяных, машиностроительных, металлургических предприятиях (сталь, медь, нефть и т.д.);
  • проводить исследования в сфере фармацевтики (БАДы и лекарства);
  • пользоваться инновационным оборудованием в сфере химико-физических исследованиях.

Форма обучения существует как очная (от 4 лет), так и заочная (от 5 лет).

2) Какие существуют требования при поступлении?

Для того чтобы быть зачисленным в вуз, вам потребуется успешно сдать ЕГЭ по таким предметам:

  • русский язык;
  • математика либо физика;
  • химия (профильный предмет).

Проходной балл на бюджетное обучение должен составить не менее 364.

Специальность химия и её профили

Данная специальность имеет большое разнообразие факультетов. В зависимости от их выбора и зависят ваши узкие профильные знания. Ниже их рассмотрим.

Специальность фундаментальная прикладная химия

Специальность 04.05.01 фундаментальная прикладная химия даст вам знания в области хим. процессов, которые происходят в природе, проводить их анализ, создавать и внедрять новейшие выгодные материалы и технологии, решать задачи прикладного характера в области химии и их технологий.

По завершению обучения химия специальность 19.02.07 вы получите образование в сфере технологии молока и молочных продуктов. Вы приобретаете знания технологических процессов молока и их продуктов, требований к качеству производимого сырья.

Медицинская химия специальность

Специальность медицинская химия, предметом которой является нахождение биологически активных веществ, объяснение механизма их действия на молекулярном уровне, исходя из этого – создание новых лекарственных препаратов.

Специальность неорганическая химия

Факультет неорганической химии охватывает собой область исследования хим. связей и структуру неорганических соединений, способность реакций неорганических соединений в разных агрегатных состояниях и условиях.

Специальность органическая химия

Факультет органической химии подразумевает под собой изучение предмета органической химии, виды реагентов, реакций, углеводородов, оптической изомерии органических соединений, галогенопроизводных углеводородов.

Специальность аналитическая химия

На кафедре аналитической химии обычно развивают несколько главных направлений научной работы.

Первая – это разработка новых и улучшение уже имеющихся физико-химических методов анализа, вторая - это моделирование физ. и хим. процессов на грани раздела сред, проведение аналитики, химических исследований, производства новых материалов.

Фармацевтическая химия специальность

Специальность фармацевтическая химия изучает лекарственные средства, так же основу ее методологии составляет комплекс физико-химических, биохимических, биофармацевтических методов.

Специальнсть физическая химия

Специальность физическая химия даёт вам область исследования в экспериментальном определении и расчёте параметров молекул веществ, химическую термодинамику и кинетику.

Если вы хотите получить специальность учитель химии, то придётся получать знания только на очной форме обучения. Закончив обучение, вы становитесь учителем химии и биологии.

Работа по специальности химия

Если Вы получили специальность химия, задаетесь вопросом: где работать?

Получив образование в области знаний химии, исходя из профильного образования, вы сможете работать в научных институтах и компаниях, малых и крупных промышленных предприятиях, лабораториях, больницах, аналитических центрах, учебных заведениях, правоохранительных органах.

Специальность - химия, кем работать?

Ниже приведён список самых популярных профессий, на которые идут работать выпускники специальности химия:

  • лаборанты;
  • специалисты экспертно-криминалистической и санитарно-эпидемиологической лаборатории;
  • фармацевты;
  • учителя общеобразовательных учреждений;
  • фармацевты;
  • косметологи;
  • биохимики;
  • агрохимики.

Возможно Вас заинтересуют.

На факультете первые три года обучения проходят по общим для каждого из направлений учебным планам. У химиков этот план общий независимо от уровня – бакалавриат или специалитет. Обучение направлено на получение и укрепление базовых знаний по химии, биологии, физике и математике, которые в дальнейшем позволят продолжать обучение по выбранному направлению.

Такая система обучения позволяет студентам получить всестороннее химико-биологическое образование. Студенты-химики, в числе прочего, изучают молекулярную биологию, экологию, основы жизни. А биологи – неорганическую, органическую и физическую химию. В современной науке провести грань между биологией и химией невозможно, поэтому нельзя стать квалифицированным химиком без знания биологии и успешным биологом без знания химии.

После третьего курса студенты погружаются в глубокое изучение самых разных областей выбранной специализации. Четвертый курс – это время, когда студенты определяются со сферой своих научных и профессиональных интересов для того, чтобы продолжить обучение в магистратуре/аспирантуре или уйти работать по специальности.

На факультете изучение фундаментальных дисциплин сочетается с активной практической деятельностью. В лабораториях ведущих институтов Новосибирского научного центра студенты проводят собственные исследования. На факультете налажено тесное сотрудничество с Сибирским отделением Российской академии наук, поэтому более 10 научных институтов предоставляют студентам ФЕНа возможность получить уникальный опыт исследовательской работы. Как правило, уже во время обучения студент видит свои карьерные перспективы и определяется с областью своих профессиональных интересов. А научные институты (например, Институт катализа, Институт цитологии и генетики, Институт неорганической химии, Институт молекулярной и клеточной биологии и другие) с радостью принимают перспективных выпускников факультета естественных наук на работу сразу после окончания университета.

Специфика факультета (совместное химическое и биологическое образование) приводит к естественной междисциплинарности исследовательской работы студентов. Например, студент сначала синтезирует вещество, а потом использует его как инструмент для изучения процессов, протекающих в живом организме. Таким образом, факультет дает комплексное естественнонаучное образование.

Бакалавр на ФЕН НГУ – это лишь начальная ступень на пути становления ученого-химика или биолога. Поэтому подавляющее большинство выпускников бакалавриата факультета продолжает обучение в магистратуре, а выпускников специалитета и магистратуры – в аспирантуре (около 70 % выпустившихся).