Инновационные педагогические технологии в доу. Мастер-класс "современные педагогические технологии в образовательном пространстве доу"

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема : недостаточность применения современных педагогических технологий на практике в современном дошкольном образовании.

Цель: повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

  • повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
  • применить полученные знания на практике;
  • определить эффективность современных педагогических технологий;
  • повысить качество образования воспитанников.

Предмет исследования: современные педагогические технологии.

Гипотеза исследования: обучение и развитие личности обучающегося будет более глубоким и полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые педагогические технологии.

ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.

В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образованиии использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Так что же такое “технология”, в чём её отличие от методики?

Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве.

Проблемой педагогических технологий занимались: Селевко, Беспалько, И.П.Волков, В.М.Монахов и другие.

На данный момент существует несколько определений пед. технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую:

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Отличия от методики:

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

Необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к воспитаннику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Нет связи со школьными технологиями, где ещё сильна авторитарная система.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки детей, более эффективного использования времени.

Требования к педагогу.

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологии сотрудничества.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об “авторской” технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Использование технологий на практике.

Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

Технологии интерактивного обучения. В последнее время обретают большую значимость (интерактивные музеи мира)

Позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды. Они направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение. Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем.

1. Работа в парах. (тест карандаши)

2. Карусель.

4. Работа в малых группах.

5. Аквариум.

6. Незаконченное предложение. (Жили – были король и королева, и вот однажды...)по цепочкке.

7. Мозговой штурм.

8. Броуновское движение.

9. Дерево решений.

10. Ролевая (деловая) игра.

11. Мастерская.

Технология ИКТ – интерактивная технология.

Использование ИКТ – результат реализации программы “Электронная Россия”

ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.

Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок.

Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.

С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность урока к той или иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

1. Занятия демонстрационного типа - презентация.

2. Занятия – викторины, тесты.

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня воспитатели сами разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.

3. Обучающие компьютерные игры.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

4.Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.

5. Работа с родителями.

Самопрезентация педагога, создание портфолио ребёнка и педагога, использование на собраниях, в качестве сбора информации по проблеме, для домашнего обучения. Педагог может размещать консультации, обмениваться фотоматериалами, давать объявления, проводить диспуты на сайтах ДОУ, или в соц. сетях.

6. Использование для профессионального роста воспитателя.

Сбор и хранение информации, участие в конкурсах межрегионального и международного уровня, собирая материал для портфолио. На сайте ДОУ можно сделать мет. копилку, куда педагоги могут складывать информацию, доступную для членов группы: нормативные документы, картотеки, разработки занятий, стихи и т.д.

Использование ИКТ - технологий на уроке позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
  • И, как следствие всех этих составляющих, имеет место повышение качества знаний учащихся.

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.Ушинский

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В своей работе я использую мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек знакомлю детей с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.

Приёмы мнемотехники широко использую на занятиях по математике, ИЗО.

Благодаря обучению детей мнемотехническим приемам, по результатам обследования у детей была отмечена положительная динамика: заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. А также дети стали осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.

Важнейшие принципы мнемотехники.

В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Основные приёмы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
  • Рифмизация
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  • Закономерности
  • Знакомые числа

Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал “легкоусвояемым”.

Рассмотрим, как можно использовать мнемотехнику на занятиях. Из своего опыта знаю, что информация в стихотворном виде запоминается надолго.

Для запоминания прямого и обратного счёта:

6.7.8.9.10 – надо мысли все нам взвесить.

10,9.8.7 – вот мы взрослые совсем.

6.5.4.3.2.1 – вот и весь ваш господин.

Временные отношения: Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь;

Геометрич. материал: луч, волнистая, кривая, ломаная, отрезок.

Мнемотаблицы по месяцам, знаки больше, меньше, минус, плюс.

Запоминание цифр, состава чисел, таблицы сложения. Название чисел второго десятка сорок, девяносто, сто – примеры в таблицах.

Технология проектов.

Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе. Проектной деятельностью мы занимаемся ни один год.

Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

Является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Повышает качество образовательного процесса;

Служит развитию критического и творческого мышления.

Способствует повышению компетентности педагогов.

Недостатки: низкая мотивация воспитателей, родителей;

Недостаточный уровень сформированности у воспитанников умений исследовательской деятельности

Алгоритм работы над проектом: выбор темы, тематическое планирование, организация окружающей среды, совместная работа воспитателя с детьми.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

Проекты семейные, личностные, коллективные, групповые.

Подведение итогов

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

Педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

Педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Инновационные технологии в ДОУ

Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого- педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология , в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • развивающие технологии;
  • коррекционные технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

  • они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
  • они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов - например, хатха-йоги;
  • они могут знакомить с культурой здоровья;
  • они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
  • они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются:

  • по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
  • по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
  • по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
  • по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:

  1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
  2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
  3. «Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
  4. «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • опыты;
  • дидактические игры;
  • моделирование ситуаций;
  • трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение». Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

4. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.


Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении МАДОУ «Детский сад №18»

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования. Для чего нам нужен детский сад? Это чрезвычайно существенный вопрос, означающий, что у нас возникла необходимость определить своё место и своё предназначение. В нашем городе родители выбирают лучший детский сад для своего ребёнка. Привлекательность ДОУ становится основным фактором его выживания, вот почему уровень организации ДОУ должен быть выше сегодняшнего.

Наше дошкольное учреждение инновационной деятельностью занималось всегда, инновационная деятельность ведется по таким направлениям:
Инновации в работе с педагогами
Инновации в работе с детьми
Инновации в работе с родителями


С целью развития инновационной направленности в работе с педагогами используются такие формы работы: педагогические советы и семинары практикумы нетрадиционной формы, мастер-класс, педагогические ринги, педагогические проекты, клубная деятельность, использование ИКТ-технологий и т.д.
Наши педагоги всегда стремятся быть в гуще событий ДОУ, находит нестандартные решения и возможность реализовать свои творческие способности.


Одна из форм коллективного методического творчества педагогов является клубная деятельность. Эта форма работы позволили расширить и обогатить знания воспитателей, которые необходимы для работы с детьми. На протяжении пяти лет в детском саду работают два клуба: клуб младшего воспитателя «Палитра мастерства» и клуб молодого педагога « Ступеньки педагогического мастерства». В рамках клубов было проведено много мероприятии в нетрадиционной форме, данные мероприятия способствовали повышению уровня профессионального мастерства и творческого подхода к своей работе.



Становится традиционным участие коллектива детского сада в городских и всероссийских конкурсах. Только в 2013-2014 учебном году педагоги ДОУ приняли участие в конкурсе «Мы познаем мир, играя» независимой ассоциации педагогов центра "МАГИСТР", номинация «Методические разработки занятий в ДОУ» ; во всероссийском творческом конкурсе «Талантоха», номинация «Творческие работы и методические разработки педагогов» ; в международном сетевом фото-конкурсе «Огонек-2014» «Не мешайте мне трудиться»; во всероссийском творческом конкурсе «Рассударики».
Воспитанники детского сада совместно с педагогами и родителями, являются победителями областных и городских конкурсов:
- областной конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет солнце!»(2011) - 1место;
- областной конкурс социальной рекламы «Мы за безопасность на дороге»(2011) - активное участие;
- городской конкурс «Зеркало природы» (2011 г. 2012г.) - 1 место, 2 место;
- городской конкурс «Мы дети Галактики» (2012 г.) - 2 место;
- городской конкурс «Зеленая планета» (2011г.) -1 место;
- городской конкурс «Многообразие вековых традиций» (2013г) - 3 место;
-городской конкурс «Русь святая» (2014г) – 3 место;
-городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальный перезвон» (2014г) -1 место.





Эффективность методической работы ДОУ подтверждена результатами: За последние пять лет, в детском саду увеличилось количество педагогов, аттестованных на высшую категорию 4 человека, 15 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 3 педагога учатся заочно в вузах.


Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников.


Главным направлением инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения города Гая "Детский сад №18 "Ладушки" является реализация регионального компонента в деятельности детского сада. Соседство с Казахстаном, Башкирией, а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав групп МАДОУ «Детский сад № 18 «Ладушки»: русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, башкиры и др. В детском саду реализуется программа «Я- Патриот!» - программа составлена с учетом возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); Программа предполагает работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 6 лет).


Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.Исходя, из этого был сделан акцент на организацию образовательной среды. В каждой возрастной группе создан краеведческий мини- музей, основной целью которого является приобщение детей к многонациональной культуре, формирование у детей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию.



Думаю, наступило время рассказать о дополнительном образовании – кружковой деятельности.
Для развития художественно – эстетического направления: музыкальным руководителем в старшей группе организован кружок «Юные таланты»
Педагогами старших групп организованы кружки «Веселая кисточка» и «Юный художник». Педагогом младшей группы - кружок «Рисуем пальчиками»


Для развития познавательно-речевого направления: педагогами средних групп организованы следующие кружки - «Конструирование», «Родничок», «Волшебный мир театра»


Для развития физкультурно-оздоровительного направления, инструктором по физической культуре организован кружок в подготовительной группе «Школа мяча»


Использование ИКТ являются одним из приоритетов образования.
В настоящее время многие воспитатели, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию. Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения:
Создание презентаций – это очень интересная и увлекательная работа, которая сводит к минимуму рутинную ручную работу. К тому же использование компьютерных технологий позволяет повысить профессиональную компетентность педагога.


Сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и доверие у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях нелегко, но возможно. В результате инновационной деятельности: родители стали заинтересованными участниками образовательного процесса: активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок в проектах и т.д.
В нашем дошкольном учреждении педагоги используют инновационные формы работы с родителями:
Родительские собрания с использованием компьютерных презентаций
День открытых дверей
Мастер – классы родителей
Душевный разговор
Семейные праздники, посиделки
Смс- почта
Семейные конкурсы.
Семейный клуб.


Два года в детском саду функционирует клуб «СемьЯ»
Цель: Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в семье.
Задачи:
1.Оказать консультативно – методическую помощь.
2.Повышение уровня психологической культуры и культуры воспитания детей в семье.


В клубе «СемьЯ», который существует в нашем дошкольном учреждении, родители с удовольствием откликнулись на предложение об участии и реализации детско-родительского проекта «Герб семьи»
Вид проекта: творческий, краткосрочный, информационно-практико-ориентированный, социально-просветительский.
Возраст и состав участников: 15 семей воспитанников старшего дошкольного возраста.
Время, планируемое на реализацию проекта: 3 недели.
Проблема: дефицит представлений об истории, традициях, родословной своей семьи.
Цель проекта: внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста; воспитание в детях семейного патриотизма.
Задачи проекта:
Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах;
Формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи;
Формировать у детей гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства;
Способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу;
Способствовать объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ;
Способствовать проявлению креативности участников проекта.
Совместная деятельность детей и родителей:
Разработка проекта семейного герба;
Реализация проекта (создание герба семьи)
Представление творческих работ: презентация
Выставка семейного творчества


Создание «Герба семьи» позволило проявить совместное творчество родителей и детей, через которое идет «прикосновение» души ребенка к нравственно - патриотическим ценностям Родины и своей семьи.

Задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.


Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв)


Современные образовательные технологии здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.






Классификация здоровьесберегающих технологий обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ. Медико- профилактические направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др. Физкультурно- оздоровительные


Обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. Обеспечения социально- психологического благополучия ребенка направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация. Здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов


Воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно- ориентированного воспитания и обучения. Образовательные технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.) Обучения здоровому образу жизни под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Педагогическую технологию активной сенсорно- развивающей среды




Классификация учебных проектов: детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); Игровые направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; Экскурсионные


При разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах. Повествовательные нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб. Конструктивные


Типы проектов исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. По доминирующему методу включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности. По характеру содержания заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. По характеру участия ребенка в проекте


Осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект). По характеру контактов индивидуальный, парный, групповой, фронтальный. По количеству участников краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный. По продолжительности


Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.


Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.




Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).


Информатизация общества ставит перед педагогами- дошкольниками задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.






Преимущества компьютера предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.




ИКТ в работе современного педагога 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.


Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.


Отмечаются попытки создания условий личностно- ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.


Направления личностно- ориентированных технологий Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».


Сущность технологического воспитательно- образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.


Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.


Технология портфолио дошкольника Портфолио это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.


Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.


Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) Целью использования данной технологии в детском саду является: развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.


Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.



Эмма Мачукова
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций .

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.) . А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология , в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий ,

применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

Здоровьесберегающие технологии ;

технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности;

Развивающие технологии ;

Коррекционные технологии ;

Информационно-коммуникационные технологии ;

Личностно-ориентированные технологии ; игровые технологии .

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей :

Они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом : контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

Они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов - например, хатха-йоги;

Они могут знакомить с культурой здоровья;

Они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

Они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-) .

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются :

по количеству участников : индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу : творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике : включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом :

1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3. «Повествовательные» , посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4. «Конструктивные» , направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы : построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает , кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как : постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

Наблюдения;

Дидактические игры;

Моделирование ситуаций;

Трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение» . Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

4. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды : сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ . Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями , как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

Которые помогают выделять характерные признаки предметов : то есть учат сравнивать;

Которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

Которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

Которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.